Достоевский федор михайлович «преступление и наказание»
Содержание:
История создания романа «Преступление и наказание»
Истоки романа
В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.
Иллюстрация Д.Шмаринова
Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.
За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.
Ф.М. Достоевский. Идиот
«Два исполина», «глыбы», «гиганты», «два гения золотого века русской культуры», «величайшие писатели за всю историю культуры». Так называли современники двух великих русских писателей — Федора Достоевского и Льва Толстого. И эти высокие звания за ними сохраняются до сих пор: конкуренции им так никто и не составил.
Купить
Начало работы
Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.
Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления». Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.
Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.
Главные герои и их характеристика
Достоевский вложил в каждого героя настоящую жизнь со страхами, переживаниями, проблемами и горестями.
- Родион Романович Раскольников – основной персонаж романа. На протяжении всего произведения поддаётся мукам размышлений, постоянно находится в поиске себя. Такой потерявшийся, запутанный, несостоявшийся индивид, одаренный незаурядным умом. Родион — далеко не глупый молодой человек, он студент юридического факультета, однако из-за отсутствия средств вынужден бросить учёбу. В его голове зреет теория об обыкновенных и великих людях, он неоднократно задаётся вопросом «Кто я? Тварь дрожащая или правоимеющий?». Чтобы разобраться в этом, решается на убийство старухи-процентщицы и её сестры. Однако убийца не может заглушить голос совести и едва не сходит с ума, ведь, несмотря на совершенное преступление, он все еще остается добрым и хорошим человеком с обостренным чувством справедливости.
- Алена Ивановна (Старуха-процентщица) – жертва теории Раскольникова. По описанию Достоевского она не отличалась добротой и нежностью, напротив, была жестокой и бессердечной. В свои почтенные года создала у себя дома ломбард, куда людей приводила тяжёлая жизненная ситуация. Пользуясь их положением, она наживалась – за вещи платила мало, а проценты брала высокие. При этом она еще и тиранила свою сестру Лизавету. Одним из её клиентов оказался Родион Раскольников.
- Семен Захарович Мармеладов – глава семейства Мармеладовых. Добрый, но слабовольный человек, который женился на многодетной вдове из жалости, но не смог вынести груз ответственности. На его примере можно описать то, как жизнь уходит из-под ног. Пару лет назад он жил спокойной жизнью, кормил семью, имел стабильную работу. Идиллия омрачилась увольнением, что повлекло за собой беспробудное пьянство. Такой образ жизни в короткие сроки вогнал семейство Мармеладовых в нищету.
- Соня Мармеладова – дочь бывшего чиновника Мармеладова. Путь этой героини вызывает жалость и сочувствие. Скромная, робкая девушка вынуждена в свои 18 лет работать по жёлтому билету, чтобы хоть как-то помочь своей семье выжить. Символично, что она продала свою невинность за 30 рублей – предала сама себя, как Иуда продал Христа за 30 сребреников. Софья верит в Бога и находит в себе силы сохранять чистоту души, несмотря на род занятий. Судьба сводит её с Родионом Раскольниковым, которому она западает в душу. Девушка помогает ему осознать необходимость раскаяния и нравственного возрождения.
- Катерина Ивановна – жена Мармеладова. Женщина из другого слоя общества, нежели сам Мармеладов. У неё есть светские манеры, образование и нравственные ценности. Катерина – мать троих детей и, по совместительству, мачеха Сони. Нахождение в этой семье приносит ей боль и страдания, она не может смотреть на пьяного мужа и нуждающуюся семью, будучи не в силах помочь. Нервные расстройства вызывают у неё чахотку. Ее истерики, вызванные малодушием и слабостью, превращают и без того нелегкую жизнь семьи в ад.
- Дуня Раскольникова – названная Авдотьей, старшая сестра Родиона Раскольникова и его полная противоположность. В отличие от него, она девушка с твёрдыми убеждениями, со сформировавшимся взглядом на мир и стойким нравом. Её отношения с братом отличаются теплотой и душевностью, она всегда стремится помочь ему разобраться в его бедах и поддержать в трудных ситуациях. Ради блага своей семьи собирается выйти замуж по расчету за господина Лужина, однако этому браку не было суждено свершиться. Является двойником Сони: она тоже готова принести себя в жертву семье, став женой нелюбимого человека.
- Дмитрий Прокофьевич Рузумихин – друг Родиона и (в финале) муж Дуни Раскольниковой. По описанию Достоевского является достаточно благородным человеком, открытым, готовым прийти на помощь в любой момент. Имеет позитивный и твердый характер, стремится к честному труду и размеренному образу жизни. Надежный и стойкий товарищ.
- Аркадий Иванович Свидригайлов – потерявшийся персонаж произведения. Помещик, развращённый необузданными страстями. Автор называет ему самодуром и сомневается в чистоте его намерений. В конце концов, Свидригайлов совершает самоубийство.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» продемонстрированы трагичные взаимоотношения между богатым дворянином Эрастом и крестьянкой Лизой. В произведении нет четкого выражения мысли о том, что причиной расставания послужило социальное неравенство, однако читатель понимает, что принадлежность Эраста к дворянской среде, а Лизы – к крестьянской, играло важную роль в их отношениях, поскольку брак между дворянином и крестьянкой в те времена считался недопустимым. Эраст не стал бороться с общественной несправедливостью, не позволяющей ему быть счастливым рядом с крестьянкой, его чувства постепенно угасали. Ошибкой Эраста было то, что он честно и правдиво не рассказал Лизе о том, что у него исчезли чувства к ней. Вместо этого он обманул ее, говоря о том, что «он всегда будет любить милую Лизу», что после возвращения со службы он «уже никогда с нею не расстанется». На самом деле Эраст, «отягченный долгами», думал о том, чтобы жениться на богатой пожилой вдове, чтобы «поправить свои обстоятельства».
Узнав о том, что Эраст собирается жениться на другой, поняв, что он больше не любит ее, Лиза, мучавшаяся от предательства любимого человека, совершает самоубийство. Эраст почувствовал свою вину в случившемся. В повествовании говорится о том, что герой, узнав о судьбе бедной Лизы, «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Эраст понимал, что его ошибочные действия привели к трагическим последствиям. Совесть не позволяла Эрасту быть счастливым: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив». О несчастном существовании Эраста читатель узнает со слов рассказчика, которому герой рассказал историю своих взаимоотношений с Лизой.
Эраст не убивал Лизу собственными руками, поэтому он не получил наказания в соответствии с законом, однако без наказания он не остался. Эраст неравнодушно относится к гибели Лизы, он тяготится тем, что произошло. Автор показывает, что несчастная жизнь и «почитание себя убийцей» – наказание Эраста за обман и предательство Лизы, которые довели ее до самоубийства.
2 вариант
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан и опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Этот роман признан одним из самых значимых произведений не только русской, но и мировой литературы. В романе Достоевский раскрывает души главных героев своего произведения, заставляя нас задуматься над такими важными вещами, как «справедливость» и «нравственность».
Действие романа начинается в городе Петербурге. Автор знакомит нас с главным действующим лицом — Родионом Романовичем Раскольниковым. Герой является олицетворением циничного молодого человека, у которого имеется теория, не дающая ему покоя. Раскольников делит людей на два типа: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Одной из особенностей этой теории является превосходство вторых над первыми и право на преступление и безнаказанное пролитие крови, пусть даже ни в чем невинных людей. Не выпуская эти мысли из головы, Родион начинает сходить с ума. Убеждённый в том, что воплощение в жизнь этой теории возвысит его над другими людьми и избавит от проблем не только его, но и его сестру, он задумывается об убийстве старухи процентщицы и начинает выстраивать четкий план преступления.
Раскольников все-таки решается на убийство. Но у него нет той точности и хладнокровия, с которыми он планировал совершить преступление. Помимо старухи он убивает еще и ее сестру, ставшую невинным свидетелем кровопролития. Раскольников планировал решить свою финансовую проблему, но после убийства деньги перестают его интересовать. Гордыня и цинизм приводят его к постоянному внутреннему мучению из-за огромного чувства вины за совершенное преступление и неизбежного приближения наказания.
Переломным, действительно важным и светлым моментом в жизни Раскольникова становится знакомство с Соней Мармеладовой. Молодой и доброй девушкой, которая ради семьи вынуждена работать проституткой. Она грешна, как и Раскольников, но в отличии от него, она признает это и не боится наказания, верует в Бога и не перестает надеяться на прощение. Каждый день она совершает грех, но ее душа светлая и чистая, как слеза младенца. Именно она спасает Раскольникова, возвращая его к жизни. После разговоров с Соней он решается признаться в совершенном преступлении.
Мы видим, что у преступления всегда существуют последствия. Оно не может являться залогом «великого человека». Никто не может распоряжаться жизнями других людей, какими бы ни были намерения. Автор показывает нам, что решить проблему справедливости очень сложно. На примере Раскольникова мы видим, что, несмотря на то, что справедливость- понятие довольно абстрактное, растяжимое и изменчивое – она существует и ее в этом мире ровно столько, сколько необходимо. Что только любовь и надежда побеждают зло, а не насилие и самосуд. Ведь нравственность – это фундамент нашей жизни, и она есть у каждого человека, даже у такого, как Родион Раскольников.
Культурное влияние[править]
- Под влиянием «Преступления и наказания» были написаны некоторые из произведений Альбера Камю, который называл себя учеником Достоевского. В первом романе Камю «Счастливая смерть» главный герой, как и Родион Раскольников, решается на убийство «по совести», а после совершенного деяния доходит до полного отчаяния. Отсылки к «Преступлению и наказанию» можно заметить и в романе «Посторонний».
- Сочинение итальянского писателя Луиджи Капуаны «Маркиз Роккавердиана».
- «Ф.М.» Акунина же! По сюжету Николас Фандорин выясняет следующее — Достоевский хотел писать «Преступление и наказание», но издатель этого категорически не приемлет и говорит что «все эти ваши проблемы униженных, оскорблённых и слабоумных никому не интересны, а напишите вы Фёдор Михалыч hard-boiled детективъ!» Под влиянием обстоятельств, Достоевский таки пишет детектив «Теорийка» где происходят практически те же события, но главный герой не Раскольников, а Порфирий Петрович Федорин(тоже, как выясняется из рода фон Дорн, но из другой его ветви). Читатель и сам Порфирий явно думают на Раскольникова, да и всё указывает на него. Но главным злодеем оказывается не Раскольников с топором, а Свидригайлов с тростью с особым набалдашником, который помимо своего железного характера ещё и физически весьма развит и выдать 220 может не просто, а очень просто, в чём крайне болезненно убедился Порфирий Петрович со своим напарником. Раскольникова он назвал пустым теоретиком, который лишь рассуждать может, а на такое дело как убийство никогда бы не решился, а он, Свидригайлов, вот без проблем. Увы, чем бы в итоге дело кончилось неизвестно, ибо на самом интересном месте Фёдор Михайлович решил что «сил моих больше нет, всё фигня, давай по новой».
- Роман французского писателя Андре Жида «Подземелья Ватикана», воспринимаемый многими критиками как парафраз «Преступления и наказания».
- А. Бушков, «Стервятник» — простой бомбила-неудачник Родион Раскатников начинает с того, что отвозит с места преступления откинувшегося зэка, ограбившего киоск, а к концу повествования становится серийным убийцей более чем с десятком трупов на счету.
- Британец Роджер Моррис (Roger Morris) написал цикл исторических детективов «Петербургские повести», главный герой которых — Порфирий Петрович (Porfiry Petrovich):
- The Gentle Axe (2007) / Благородный топор. Петербургская мистерия.
- A Vengeful Longing (2008).
- A Razor Wrapped in Silk (2010).
- The Cleansing Flames (2011).
- Фильмы Вуди Аллена «Иррациональный человек» и «Матч-пойнт» (в последнем — куча отсылок к сабжу, вплоть до чтения главгероем самого романа).
- Манга и аниме Death Note традиционно считается своеобразной вариацией на тему сабжа. Разница в том, что дилемму Раскольникова Ягами Лайт очень быстро разрешил в пользу «право имею» и сомнений до самого конца на сей счет не испытывал.
- Песня «Куплеты старухи-процентщицы» российской группы «Зимовье зверей».
- «Песенка про Аркадия Ивановича Свидригайлова» и «Свидригайловская банька» русского рок-музыканта Александра Непомнящего (также перепето Тёплой Трассой). Первый альбом Непомнящего так и называется: «Новые похождения А. И. Свидригайлова».
- Это сразу не очевидно, но обе части Red Dead Redemption очень сильно вдохновлены «Преступлением и наказанием» (аналогом Раскольникова там выступает Датч, а не Артур Морган или Джон Марстон, за которых мы играем. В палатке Датча можно найти именно эту книгу, правда, под несколько изменённым названием).
- В английской Википедии утверждается, что образ лейтенанта Коломбо частично вдохновлен Порфирием Петровичем. Действительно, оба виртуозно умеют прикидываться шлангом, с первого же момента распознают убийцу и искусно играют на его нервах.
- Владимир Савченко «Похитители сутей» — Порфирий Петрович Холмс-Мегрэ, инопланетный высокопоставленный следователь, решивший примерить на себя сразу всех великих вымышленных сыщиков.
И так далее, всего и не упомянешь. Трудно переоценить влияние этого романа, как и других ключевых произведений Достоевского («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») на мировую культуру.
- Статья 1455 тогдашнего российского уголовного уложения предусматривала каторгу от 8 до 12 лет за убийство в состоянии помешательства, что Родиону в конечном счёте и пришили. Довольно мягкий приговор, за двойное-то убийство — для сравнения, без смягчающих обстоятельств за такое можно было получить 25 лет или даже пожизненное.
- С реальным разумным эгоизмом, который заключается в чисто альтруистических действиях во благо себя любимого, толкаемые Лужиным «дворово-ницшеанские» взгляды на жизнь не имеют ничего общего.
Часть 1[ред.]
Шестидесятые годы XIX века, Санкт-Петербург. Одним летним вечером Родион Раскольников — бедный бывший студент, был вынужден бросить учёбу из-за нехватки денег. Он заложил старухе-процентщице, которую намеревался в скором времени убить, последнюю ценную вещь — часы — и получил за это рубль 15 копеек.
На обратном пути Раскольников зашёл в одну из дешёвых питейных, где встретил пьяного Мармеладова, потерявшего своё место чиновника, и выслушал рассказ о нелёгкой жизни его семьи: жили Мармеладовы в полнейшей бедности, жена его — Катерина Ивановна — была больна чахоткой и без конца харкала кровью, а старшая дочь от прошлого брака — Соня — пошла торговать телом, да так и погрязла в дрянном деле. Раскольников проникся сожалением к семье: отвёл пьяного Мармеладова домой, где его незамедлительно выругала жена, и отдал семье все свои деньги.
Вернувшись домой, Раскольников получил долгожданное письмо от матери и узнал, что его сестра Дуня несчастливо работала в доме Свидригайловых, затем её оклеветали, но скоро реабилитировали, а теперь она собирается замуж — к ней сватается Пётр Петрович Лужин, надворный советник и дальний родственник Марфы Петровны.
Мать надеялась, что этот расчётливый человек материально поможет их семье, и Родион сможет, наконец, окончить учёбу. Завершалось письмо известием о скором переезде всех троих в Петербург.
Раскольников был против этого брака: он, очевидно, совершался не по любви, а из жертвенности Дуни, ради счастья матери и брата. Его намерения убить старуху укрепились — её богатство могло бы помочь многим бедствующим и избавить их от необходимости жертв, вроде тех, на которые пошли Соня и Дуня.
На следующий день после получения письма Раскольников собрался на убийство: украл топор из мастерской рядом со своей квартирой и спрятал его в пальто, а вместо предназначенного для заклада ценного предмета туго и хитро упаковал обычную деревяшку. Подготовившись, Раскольников отправился к старухе. Ему уже было известно, что к семи часам вечера она останется дома одна.
Раскольников убил старуху-процентщицу и Лизавету, кроткую сводную сестру старухи, которая совершенно случайно подвернулась под руку, наскоро собрал какие-то богатства, совсем на них не глядя, и с трудом ушёл из квартиры убитых.
Т. Драйзер «Американская трагедия»
В романе Т. Драйзера «Американская трагедия» показано, как Клайд Гриффитс с юности пытается выбиться в люди. Как-то раз он встречает своего дядю Сэмюэля Гриффитса, который владел фабрикой по производству воротничков, и взаимодействие с богатыми родственниками кажутся герою лучшим вариантом продвижения по карьерной и социальной лестнице. Главным условием работы на фабрике Гриффитса было то, чтобы «соблюдать приличия в отношениях с работницами».
Но Клайд Гриффитс нарушает данное правило, влюбившись в сотрудницу Роберту Олден и начав с ней любовные отношения в тайне ото всех.
Однако в их отношениях начинаются трудности, когда Клайд Гриффитс начинает близкое общение с Сондрой Финчли, которая находилась в высшем обществе. Центрального персонажа привлекают те перспективы, которые могли ему дать отношения с богатой наследницей и представительницей аристократией.
Клайд Гриффитс оказывается в тяжелом положении: Роберта Олден беременна, однако жениться на ней он не хочет, поскольку его не интересует брак с бедной девушкой, его привлекают выгодные отношения с Сондрой Финчли.
Именно в это время Клайд Гриффитс случайно видит газетную заметку о том, что двое, взяв на озере лодку, перевернулись и оказались в воде: тело женщины было найдено, а тело мужчины – нет. Эта заметка оказывает огромное влияние на внутренний мир Клайда Гриффитса, который от задумки подобной ситуации с Робертой предпринимает конкретные действия. Главный герой приглашает Роберту на озеро, чтобы совершить там преступление, однако уже в лодке он отказывается от этого замысла. Все же Роберта оказывается в воде: когда она пытается прикоснуться к Клайду, сидя в лодке, он случайно ударяет ее фотоаппаратом, в результате чего она падает в воду. Преступление Клайда Гриффитса в большей степени заключается в том, что он не помог Роберте выбраться из воды, несмотря на ее крики помощи.
За свое преступление Клайд Гриффитс несет наказание. В соответствии с судебным решением, главного героя казнят.
В романе «Американская трагедия», название которого весьма говорящее, показана порочность системы, при которой люди, желая разбогатеть и пробраться выше по карьерной лестнице, готовы пойти на все, даже на преступления против жизни окружающих людей. Поклонение материальным ценностям, как показывает Т. Драйзер, приводит к совершению преступлению, к гибели двух заложников системы – Роберты Олден и Клайда Гриффитса.
Таким образом, преступления – это то, что сопровождает человечество на протяжении всего времени его существования, поэтому тема преступления и следующего за ним правового или нравственного наказания является «вечной».
Композиция
Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.
Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.
Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.
В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.
Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором
Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.
Темы
Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из—за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Тематика книги разнообразна и многогранна:
- Закон. Автор рассуждает о законе, но имеет в виду не светский и государственный, а Божий закон. Именно по нему должны жить люди, иначе общество развалится и погрузится в хаос противоречий и взаимных обид. Правительство, конечно, тоже запрещает, но его власть не охватывает многие сферы, где необходимо регулирование. Например, закон преследует убийцу, но спокойно взирает на голодную смерть детей, спустя рукава наблюдает за развитием проституции, не трогает распоясавшихся ростовщиков.
- Справедливость. Единственный путь к справедливости – не насилие, а любовь. Родион пытался агрессией и убийством добиться перемен, но сделал лишь хуже. Зато смиренная и кроткая Соня действительно смогла помочь не словом, а делом. Везде, где бы она ни была, девушка восстанавливала гармонию взаимоотношений, проявляла отзывчивость и любовь. Это и есть залог восстановления справедливости. Насилие лишь плодит зло.
- Семья. Близкие люди – наш тыл и кров. Именно семья поспособствовала раскаянию Родиона, именно она помогла ему одуматься и жить дальше после трагедии. Она же давала Соне силы и стимул жить. В объединении людей автор видел спасение для всего мира.
- Любовь. Эта добродетель – основа межличностных отношений людей. Она помогла Родиону вернуться к полноценной жизни и вылечить душу. Она же сохранила детей Катерины Ивановны, ведь Соня, повинуясь любви, делала все возможное, чтобы спасти их. Это чувство порождает все самое хорошее, что есть в человеке.
- Маленький человек. Большинство героев романа – маленькие люди. Все они теряют себя в большом городе и не могут найти в себе силы исполнить свои мечты, обрести смысл бытия. Они в безвыходном положении, и каждый из них по-своему барахтается в трясине, пытаясь вырваться.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
В «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» показано, что Сальери, завидуя Моцарту, совершает против него преступление, лишая его жизни
В произведении большее внимание уделяется не образу Моцарта, а образу Сальери, что говорит об авторском интересе к личности преступника.
А.С. Пушкин показывает, что Сальери решается на убийство Моцарта из-за тщеславия, стремления к величию, намерения показать собственное превосходство, желания быть лучше всех остальных
Сальери хочет стать великим музыкантом, но для этого, как он считает, ему нужно отсутствие талантливого Моцарта. Автор демонстрирует, что Сальери не был великим человеком и никогда не смог бы им стать из-за отсутствия огромного таланта и даже гениальности, которыми владел Моцарт, однако Сальери, решаясь на убийство Моцарта, хотел доказать самому себе, что он является великим.
В «Моцарте и Сальери» внимание обращается не только на то, что Сальери убивает гениального творца искусства, равных которому было сложно найти, но и на то, что Сальери убивает человека. А.С. Пушкин считает противоестественным то, что один человек уверен в том, что он имеет право распоряжаться жизнями других людей. Сальери идет на преступление против самого Бога, которое ничем нельзя оправдать. Убийство Моцарта – стремление Сальери сравняться с Богом, чтобы подчеркнуть свое величие.
Сальери признается, что носит с собой яд уже восемнадцать лет, что говорит о том, что убийство Моцарта – не внезапное, не случайное преступление, совершенное в состоянии аффекта, а преступление, давно спланированное, имеющее свои корыстные цели. Сальери убивает Моцарта не на дуэли, для гениального творца оно становится внезапным.
В произведении авторская позиция выражается с помощью размышлений Моцарта: «А гений и злодейство – // Две вещи несовместимые». Удивительно, что именно после этих слов Сальери бросает в стакан Моцарта яд. Размышления Моцарта о несовместимости гения и злодейства не рождают в Сальери чувство стыда и осознания ужаса поступка, который он собирался совершить, наоборот, они подталкивают Сальери, который пытается доказать самому себе, что слова Моцарта ошибочны. Неслучайно в рассуждениях Сальери появляется образ Микеланджело Буонаротти, который, согласно легенде, убил натурщика, чтобы создать скульптуру «Пьета».
Однако Сальери задается вопросом: неужели мысль о том, что «Бонаротти» – убийца, является «сказкой тупой, бессмысленной толпы», что на самом деле он не был убийцей? Больше всего Сальери после смерти Моцарта волнует следующий вопрос: «Но ужель он прав, // И я не гений?». Автор показывает, что убийство Моцарта не поможет Сальери стать известным и величественным гением.
Д.И. Писарев о теории Раскольникова
«Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть, при первом удобном случае, к бесчестным средствам обогащения. В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам.»— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)
«Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, так точно как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться и которые довели его до изнеможения. Настоящей и единственной причиной являются всетаки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в пропасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.»— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)
служанкой Настасьей
— Что делаешь?— Работу…— Каку работу?— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить. — Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать. — А ты в колодезь не плюй. — За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям. — А тебе бы сразу весь капитал? Он странно посмотрел на нее. — Да, весь капитал, — твердо отвечал он помолчав.— Часть 1, Глава III