Санкт-петербургский петропавловский собор в петропавловской крепости

Петра – загадочный город пустыни

Город Петра расположен в центре огромной природной аномалии, размер которой 200 квадратных километров. Землетрясения, ветры и дожди создали из мягкого песчаника фантастический ландшафт, где горы соседствуют с обрывистыми ущельями и узкими теснинами. Скалы и возвышенности вокруг – странных очертаний с вкраплениями красного, розового, лилового, голубого и черного цветов.

Особенность загадочного города – жилые дома, храмы, гробницы, амфитеатр и монастыри выбиты в скалах, состоящих из красного песчаника. В зависимости от освещения скалы меняют облик – в одном и том же месте постройки в течение дня выглядят неодинаково, меняя оттенки красного цвета. Здания красивы и изящны.

Город строили грамотные архитекторы, мастерство древних инженеров вызывает восхищение. Пещеры в скалах выдолблены так, чтобы не засыпались песком и не вымывались водой.

Как выглядит Петра

Одной из удивительных особенностей древнего города является то, что скалы, состоящие в основном из красного песчаника, в зависимости от света постоянно меняют свой облик, поэтому Петра каждый раз в одном и том же месте выглядит совершенно иначе, примеряя на себя на протяжении дня все оттенки красного цвета (благодаря этому Петра получила ещё одно название – Розовый город).

Петра была крупным городом: от центральной площади, на которой очень хорошо сохранились развалины различных построек (не выбитых в скале, а возведённые обычным способом) магистраль тянется ещё несколько километров с запада на восток. На западе дорога упирается в высеченный в скале монастырь Эд-Дейр, высота и ширина которого составляют около 50 метров (о том, что это когда-то была христианская церковь, указывают выбитые на стенах кресты).

В настоящее время археологи обнаружили в городе более восьмисот различных достопримечательностей, ради которых сюда съезжаются туристы со всех концов света:

Храмы, среди которых наиболее известный «Собор», постройка, декорированная мозаиками и украшенная мраморными плитами. Здесь было обнаружено несколько написанных на папирусе административных отчётов, датированных VI ст. н.э.;
Высеченный в скале амфитеатр, рассчитанный более чем на 6 тыс. зрителей и расположенный так, чтобы можно было увидеть главные гробницы города;
Дворцы, гробницы и склепы, выбитые в скалах. Среди них была даже обнаружена гробница Аарона, которую соорудили в XIII ст. по приказу Мамлюка Султана

Его абсолютно не смутило, что брат Моисея, в честь которого он строил усыпальницу, жил за несколько тысячелетий до этого события;
Но самым значительной и привлекающей внимание достопримечательностью, являющую собой самое настоящее чудо света, без сомнения, является Эль Хезне.

Церковь в Яффе

На южных землях, в городе Яффе, в Израиле, существует православный Храм Апостола Петра и праведной Тавифы Московского Патриархата. По древним преданиям, на этой земле проживала ткачиха, добропорядочная женщина, которую любили все, кого она знала. Весть о смерти швеи очень огорчила знакомых. Апостол Петр совершил чудо, воскресив добродетельную и праведную женщину, которая прожила много лет после знаменательного события.

Прошло несколько столетий, на месте захоронения Тавифы соорудили православную церковь.

Происходило это так. Некий миссионер Капустин завладел местностью, посадил фруктовые деревья, выстроил здания для религиозных людей, посещающих исторические края.

В 1888 году в город прибыли князья Романовы Сергей и Павел Александровичи, и Княгиня Елизавета Федоровна, чтобы в их присутствии освятили землю и проложили фундамент для строительства будущей церкви. По окончанию XIX века Храм Святого апостола Петра окончательно достроили и освятили Иерусалимским патриархом Герасимом. В ХХ веке церковь апостола Петра и праведной Тавифы посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

В обстановке и строении собора прослеживается константинопольский стиль. Колокольня является самым громоздким зданием в городе. В храме существует два алтаря: центральный — апостола Петра — и левый — богобоязненной Тавифы. Императорским Православным Палестинским Обществом для Храма Апостола Петра был предоставлен двухъярусный иконостас. С левой стороны от иконы Богоматери расположена икона «Воскресение Тавифы». Вначале ХХ века архимандрит Леонид Сенцов расписал стены храма с мастерами из Почаевской лавры. Трепетные картины из жизни апостола Петра и двенадцати учеников представлены в области хора и верхних ярусах.

Храм функционирует ежедневно, кроме понедельника. Ведутся библейские уроки для взрослых и детей.

Часы посещения:

  • Вторник, среда, четверг — с 9:00 до 13:00; с 15:00 до 17:00.
  • Пятница, суббота — с 8:00 до 13:00; с 15:00 до 19:00.
  • Воскресенье — с 6:30 до 12:00.

Церковь находится по адресу: Тель Авив Яффа, Абу-Кабир, улица Герцль 157.

История

Строительство храма неразрывно связано с древним преданием. Когда-то в этих местах находился монастырь. В 1608-1610 годах он был осажден польско-литовским войском, христиане оказались без пропитания и дров. Осада продолжалась долгие 16 месяцев. Некоторым монахам удавалось пробраться в ближайший лес, чтобы раздобыть топливо. Многие из них погибали. У стен монастыря шли кровопролитные бои, унесшие жизни множества крестьян. Об этом месте говорили, что оно «окроплено христианскою кровию яко дождевыми каплями».

В 1654 году в честь безвинно павших христиан на этом месте решили построить храм Воскресения Христова. Разрешение на строительство было подписано государем того времени Алексеем Михайловичем, благословение дал патриарх Никон. В 1775 году здание храма заменили на новое, так как оно сильно обветшало.

Кирпичное здание храма Петра и Павла, простоявшее до наших лет, выросло в конце 1810 года. Строительство однобашенной церкви с колокольней и трапезной было завершено в 1818 году. В 1820 году состоялась церемония освящения. Впоследствии территорию храма обнесли кирпичной оградой. В начале XX века храм изменил свой облик. Стены здания покрыли цементной штукатуркой, а с западной стороны пристроили крытую паперть.

Здание храма имеет четкую правильную форму. С трех сторон к нему пристроены низкие полукруглые апсиды. Фронтоны фасадов имеют треугольную форму. Полукруглый свод завершается круглым барабаном. Небольшая головка в форме луковички на изящной шейке завершает крышу храма. С боковой стороны к храму пристроена трапезная. Входы в нее сделаны в виде арочных пролетов. Три яруса колокольни имеют разный размер, убывая снизу вверх.

С приходом советской власти был наложен запрет на богослужения, и они проводились крайне редко. В 1930 году церковь полностью закрыли. Храм остался бесхозным и стоял в запустении. Отсутствие пригляда и ухода за зданием неблагоприятно сказалось на его состоянии, и оно начало постепенно разрушаться. Кирпичную ограду разобрали для обустройства рынка, находящегося неподалеку. В 50-х годах была разрушена колокольня, целым остался только нижний ярус.

Уже в 50-е гг 20 века произошло возвращение храма Петра и Павла верующим. Церковь получила статус подворья Троицко-Сергиевской Лавры и началась его реставрация, продолжающаяся по сей день. Церковь восстанавливали по сохранившимся чертежам и фотографиям, сделанным в начале XX века. К сожалению, внутреннее убранство храма очень сильно пострадало в советские годы. Иконостас не удалось сохранить. Многим ценителям старины не нравится, что взамен утраченных деревянных, в соборе установили пластиковые окна и двери.

Когда лучше всего ехать в Петру

Несмотря на то, что для Петры характерен жаркий и сухой климат, прежде чем решиться на поездку необходимо поинтересоваться прогнозом погоды и учитывать время года. Например, декабрь и январь являются самыми холодными и дождливыми месяцами, для которых характерен большой перепад температур (днём может быть +15°С, ночью +3°С).

Стоит перенести поездку, если синоптики обещают ливни, поскольку в этом случае осадки настолько сильны, что спасателям нередко приходится эвакуировать туристов, так как в долине начинается самое настоящее наводнение.

Если же посетить это чудо света планируется летом, то обязательно нужно не забыть взять с собой панамку и солнечные очки, не стоит забывать и про воду. Следует учитывать, что горячий и сухой воздух иногда может вызвать кровотечение из носа, поэтому чтобы избежать подобной неприятности, специалисты рекомендуют захватить с собой вазелин или мазь на его основе и для предотвращения кровотечения смазать им внутреннюю поверхность ноздрей.

Примечания

  1. Чулков Н. П. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. Концерт Шарля-Мари Видора в лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Москве упоминается в статье об органе Большого зала Московской консерватории
  3. Лолейт Артур Фердинандович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. Том I. Лица Москвы: .
  4. Джунковский В. Ф. Глава 4. 1908 год. // Воспоминания / Под общей редакцией А. Л. Паниной. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1912. — Т. 1.
  5. Лиценбергер, 1999, с. 85.
  6. ЦИАМ, ф. 294, д. 10
  7. Die christliche Welt, № 9 (1939) // РГВА. Ф. 1363k, Оп. 5, Д. 64, Л. 49.
  8. Ключ от храма: собор Петра и Павла в центре Москвы передан в собственность лютеран
  9. Ломтев Д. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. — М.: Прест, 1999. — С. 21. — 208 с.
  10. Orgelbau Reinhard Hüfken.
  11. См. Список действующих духовых органов в Москве
  12. Органы России : Энциклопедия / авторы-составители: Е. Д. Кривицкая, П. Н. Кравчун, М. В. Воинова. — М.—СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 192 с. — ISBN 978-5-98712-097-2.
  13. Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2007 N 2229-РП
  14. Городской реестр культурного недвижимого наследия города Москвы: О. В. фон Дессин Архивировано 28 января 2012 года.
  15. Лиценбергер, 1999.
  16. Цветаев Д. В., 1886, с. 51.
  17. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  18. Назначен органистом в 1872 году, среди источников Biografija.Ru: Бартц Иван Августович (недоступная ссылка). Упоминается в справочнике «Вся Москва» за 1914 год. В справочнике за 1917 год уже не упоминается. Предположительно был органистом до 1915—1916 годов.
  19. Томан, Инга. История в судьбах. — М.: Готика, 2008.
  20. Лиценбергер, 1999, с. 39.

Деятельность в храме

Небольшой Петропавловский храм по праву может быть назван центром культуры и духовности микрорайона столицы. Приход осуществляет деятельность в нескольких направлениях.

Воскресная школа

При церкви работает воскресная школа, которую могут посещать не только дети, но и взрослые. Кроме богословских дисциплин, здесь изучается клиросное пение. Ученики принимают участие в богослужениях. Кроме основного направления школы, существуют дополнительные секции:

  1. «Мир дружной семьи» для мальчиков. Ученики осваивают изготовление доспехов, проводят спортивные соревнования.
  2. «Светелка» – студия для девочек по изучению рукоделия.
  3. «Путешествие в историю» – летняя программа по изучению фольклора. Сюда входят театральная студия, работа над художественными постановками. Организовывается поход на Куликово поле на два дня.
  4. Консультации психологов, педагогов и священников для родителей.

Расписание занятий:

  • вторник, четверг – 16:00;
  • суббота – 11:00;
  • суббота (после вечернего богослужения) – изучение Евангелия для лиц старше 18 лет.

Братство по оказанию помощи заключенным

Братство оказывает заключенным в 11 колониях следующую помощь:

  • удаленное изучение Евангелия;
  • материальная поддержка (одежда, продукты питания, медикаменты, книги, свечи, ладан, святое масло);
  • духовная поддержка в переписке.

Патронажная служба

Усилиями прихода и священников храма в Конькове в доме-интернате для инвалидов и престарелых лиц был создан храм Воскресения Христова. Там проводятся богослужения уже более 20 лет. Патронажной деятельностью прихода храма является:

  1. Сестричество. Престарелые жильцы интерната получают уход и духовное окормление. Им доставляются книги, подарки.
  2. Проведение праздничных мероприятий. Молодежная организация «Покров», созданная на базе прихода, проводит для подопечных интерната концерты и театральные постановки.

Кроме этого, прихожане добровольно работают в интернате, оказывают помощь духовенству в просвещении постояльцев, радуют одиноких жильцов заведения подарками. Также патронажное движение организовывает материальную помощь для нуждающихся малоимущих и многодетных семей.

Молодежный отдел работает с детьми из шести детских домов, расположенных в разных частях страны. Детей навещают с подарками, устраивают поездки в Москву.

Богословские курсы при церкви

История церкви на Солдатской улице в Москве

До XVII в. здесь был московский пригород: сначала «слободы» ремесленников, а позже появляются летние резиденции государей. Полагают, что храм на месте нынешнего Петропавловского впервые появился в начале XVII в.

5

Мая
1613 года

На освящении церкви молился лично царь Михаил Феодорович, чей дворец был поблизости.

Первоначальное же посвящение деревянной церкви было свт. Николаю Мирликийскому. Она также имела два придела – вмч. Ирины и апп. Петра и Павла.

Шли годы, район обживали не только представители русской знати. Во 2 пол. XVII в. рядом поселяются приглашенные из-за границы специалисты, каковых тогда становится все больше. Так возникает «Немецкая слобода» («немцами» тогда именовали не выходцев из германских земель, а всех, не говорящих по-русски, «немых»).

Среди ее жителей был также швейцарец Франц Лефорт, впоследствии сдружившийся с русским царем Петром I. Приближенный ко двору, он даже получил в командование полк, квартировавший в районе, позже названном Лефортово, тогда же именовавшийся Солдатской слободой. Для военных была возведена новая деревянная церковь на месте ветшающей Никольской. Полагают, что закладка ее состоялась в 1698 г. Возможно, что у Лефорта были планы возвести каменное здание, но исполнить их он не успел, так как через год (1699 г.) скончался. Дело это завершил Петр I в 1711 г., уже не только для военных, но также как память о друге.

Новую церковь освятили посвятили первоверховным Апостолам, ведь св. Петр – небесный покровитель самого царя. Приделы посвятили ап. Иоанну Богослову и прп. Сергию Радонежскому.

Один из немногих, Петропавловский не закрывался во время гонений советских лет. Поэтому здесь находятся многие иконы из закрытых церквей города, а также сохранены святыни, издавна принадлежавшие общине.

Сейчас здесь совершают служение шесть священников, два протодиакона. Действует воскресная школа, ведется социальная работа.

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

История храма в XVIII-XX веках

До середины XIX века Петропавловский собор выполнял роль кафедрального храма, а потом его приписали к придворному ведомству. Здесь никогда не совершали таинств венчания и крещения. Под сводами собора проводили отпевание членов российской правящей семьи и представителей княжеских родов, близких к императорскому дому.

Петропавловский собор в ночной иллюминации

Цари и их ближайшие родственники лежат в самом храме и в Великокняжеской усыпальнице в каменных гробах. Когда умирали коменданты крепости, их также отпевали в царском храме и хоронили, как почетных граждан города.

Старый собор много раз реконструировали и ремонтировали. Первый раз это произошло в середине XVIII века после большого пожара. В 1776 году на колокольне появились башенные часы, которые сделал голландский мастер Б. Оорт Крас.

В 1777 году город пострадал от разрушительной бури. Сильные порывы ветра повредили высокий шпиль, и архитектор Петр Патон восстановил его. Другой зодчий Антонио Ринальди украсил верхушку шпиля огромной фигурой ангела с крестом. Флюгер высотой 3,2 м и весом 250 кг послушно вращался и указывал, куда дует ветер.

В 1830 году во время грозы ангел был поврежден. Чтобы выполнить ремонт флюгера, опытный кровельщик Петр Телушкин забрался на шпиль без возведения лесов и устранил неисправность. За отличную работу царь разрешил мастеру бесплатно посещать любые питейные заведения России. Как сложилась дальнейшая судьба кровельщика не известно.

Петропавловский собор ночью

В 1850-е годы обветшавшие деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Технически сложной работой руководили архитектор Константин Тон и инженеры-механики Дмитрий Журавский, Павел Мельников и Александр Рехневский. Интересно, что после реконструкции постройка выросла со 112 м до 122,5 м.

Вскоре после революции, в 1919 году храм закрыли для верующих и через несколько лет превратили в музей. При этом многие старинные иконы, богослужебная утварь и облачения пополнили другие музейные хранилища.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска неоднократно обстреливали и бомбили Ленинград. Старый собор был сильно разрушен от взрывов, и его реставрация заняла несколько лет. В 1954 году полностью восстановленный храм передали в ведение Музея истории города.

Персоналии

Пасторы

Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер

  • 1626—1647 Якоб Нойенбург
  • 1648—1657 Иоаким (Иван ) Якоби
  • 1657—1688 Иоганн Дитрих Фокерот
  • 1670—1675 Иоганн Готфрид Грегори
  • 1675—1682 Петр Ран
  • 1683—1695 Иоаким Майнке
  • 1695—1699 Франц Лоренс Шрадер
  • 1699—1721 Ульрих Томас Ролоф
  • 1700—1707 Юстус Самуил Шаршмидт
  • 1710—1711 Петр Штапенбек
  • 1715—1720 Иоганн Гассенштейн
  • 1720—1739 Иоганн Райхмудт
  • 1722—1725 Фирот
  • 1733—1743 Иоганн Нойнбауэр
  • 1743—1753 Иоганн Люткен (Лютке)
  • 1753—1775 Карл Готфрид Минау
  • 1776—1801 Иоганн Михаил Ерземский
  • 1776—1811 Вениамин Гайдеке
  • 1811—1842 Фридрих Христофор Юстус Гёринг
  • 1842—1862 Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф
  • 1858—1911 Генрих Генрихович фон Дикгоф
  • 1862—1866 Карл Фридрих Вильгельм Коссман
  • 1867 Фридрих Генрих Вильгельм Келлер
  • 1866—1901 Павел Виктор Гуго Эверт
  • 1869—1873 Иоганн Фердинанд Эмиль Берг
  • 1876—1888 Иоганнес Гершельман
  • 1887—1888 Карл Ирбе
  • 1888—1920 Оскар Фрей (пастор эстонской общины)
  • 1888—1890 Л. Кенигсфельд
  • 1890—1894 Вильгельм Эдуард Михаэль Ферманн
  • 1894—1895 Иоганс Парштраус
  • 1894—1895 Феликс Шпёрер
  • 1895—1901 Рихард Вальтер
  • 1895—1904 Константин Кох
  • 1907—1908 Александр Зигфрид
  • 1911—1928 Теофил Фёдорович Мейер
  • 1911—1921 Бруно Краузе
  • 1924—1932 Михаил Лаппинг
  • 1928—1936 Александр Штрек
  • 1992—1994 Гуннар Фолкхерр Отила фон Шлиппе
  • 1994—1996 Александр Васильевич Дроздов
  • 1994—1995 Иоганнес Лаунхард
  • 1995—1996 Мартин Бер
  • 1997—2001 Петер Ури
  • 1997—2011 Дмитрий Романович Лотов
  • 2003—2009 Готфрид Шпит
  • 2010—2011 Дитрих Эрихович фон Бюлов-Штернбек (урожд. Дмитрий Борисович Амусьев)
  • c 2011 Андрей Викторович Бобылёв

Органисты

  • 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
  • 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
  • 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
  • 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
  • c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон

Известные члены общины

  • Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
  • Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
  • Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
  • Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН

Собор в Минске

Собор святых апостолов Петра и Павла, Минск.

Собор Петра и Павла — это один из самых старых храмов белорусской столицы, он известен с 1612 г., когда пожертвования на него собрали 52 дворянина Минского воеводства (Белоруссия тогда находилась в составе Польши). Это был главный храм иноческой обители, посвященной Апостолам. Строительство каменного здания продолжалось около 20 лет. После вхождения территории в состав Российской империи Петропавловский – кафедральный для Минской епархии. 

Интересный фактИнтересно, что с 1790-х собор стал Екатерининским, то есть переосвящен в честь великомученицы, небесной покровительницы Екатерины II, принявшей живое участие в реставрации собора.  

Еще одна реконструкция приходится на 1870-е, когда появились уникальные росписи. К сожалению, они были утрачены после закрытия (1933).

Службы здесь начались лишь с декабря 1941 г. Тогда главный престол еще раз переосвятили как Петропавловский. Однако действовал храм лишь до конца оккупации. Несколько послевоенных десятилетий он был даже жилым домом.

Богослужения

Только, по возвращении здания верующим, с 1991 г. начались здесь первые богослужения. Сейчас они проходят с 8 и 17 ч. Великим Постом перед началом службы проводятся духовные беседы примерно в течение часа.

Архитектурные особенности

Собор не похож на типичные для допетровской России православные храмы. Здание размерами 61 м на 27,5 м вытянуто с запада на восток. Его купол венчает узкий шпиль высотой 122,5 м. На протяжении трехсот лет главный храм крепости был самым высокой постройкой в городе и подчеркивал роль царей в управлении великой страной.

Вид на Петропавловский собор с Соборной площади Петропавловской крепости

Фасад собора оформлен в строгом европейском стиле. На нем нет избытка золота и ярких красок, типичных для старых русских церквей. Декор очень скромен. Храм украшают лишь плоские колонны-пилястры и головы херувимов на окнах. Несмотря на строгость, церковь выглядит легкой и устремленной вверх.

В восточной части здания можно увидеть фреску художника Титова, на которой изображены апостолы Петр и Павел, стоящие перед Иисусом Христом. На западе, со стороны колокольни, фасад в два яруса оформлен пилястрами. Третий ярус завершает выразительная восьмискатная крыша, а над ней стоит восьмигранный барабан.

На самом верху красуется золотая корона, и на высоту 40 м поднимается узкий шпиль. Здание колокольни – заметный ориентир в городе, его видно из разных районов Санкт-Петербурга.

Город, выбитый в скалах

Находится город Петра в Иордании, в 100 км от Аравийского залива, в гористой местности, на высоте 900 м над у. м., в долине, полностью окружённой скалами, с восточной стороны горы Гор (на географической карте его можно найти по следующим координатам: 30° 19′ 44″ с. ш., 35° 26′ 25″ в. д.).

Город примечателен тем, что многие здания в нём – жилые дома, храмы, сокровищница, гробницы, амфитеатр, монастыри полностью выбиты в скалах. Здания эти настолько красивы и изящны, что представляют собой самое настоящее произведение искусства.

На данный момент на территории древнего поселения обнаружено более 800 достопримечательностей – и это при том, что учёные утверждают, что древний город Петра обследован лишь на пятнадцать процентов. В результате всемирного голосования город в скале вошёл в перечень новых семи чудес света.

Святыни

Церковь славится, прежде всего, иконами, среди которых:

  • Богородицы Нерушимая стена, список XIX в., сделанный с Киевской святыни; предполагают, что она могла быть передана или из закрытой после революции часовни при Казанском вокзале, или из одного из закрытых храмов Лефортово;
  • Знамения Богородицы;
  • вышитая княгиней Наталией Шаховской икона «Утоли моя печали»; образом владела община сестер милосердия;
  • прп. Серафима Саровского; считается, что это одна из первых икон, созданных после его канонизации;
  • вмч. Пантелеймона;
  • икона с изображением новомучеников, служивших здесь, свв. Александра и Николая.

Священник Илия Тягин говорит:

Престольный праздник

Торжества угодникам Божиим, которым посвящены приделы, проходят:

  • 12 июля (свв. Петра и Павла);
  • 21 мая, 9 октября (ап. Иоанна);
  • 18 июля, 8 октября (прп. Сергия).

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Как появился город

История этого уникального города началась ещё в IV-III тыс. до н.э., когда здесь решили осесть набатеи, представители семитского народа, ведущие кочевой образ жизни. Место для своего поселения они выбирали чрезвычайно тщательно: привыкшие к постоянным сражениям и борьбе за жизнь, свою столицу они решили возвести в труднодоступной гористой местности.

О том, как назвать город, долго не думали – и он получил название Села (камень), а современное название «Петра» поселение получило несколько позже, когда древние греки перевели слово на свой язык.

Долина, расположенная в каньоне Сик, подходила им наилучшим образом, поскольку к городу можно было попасть лишь через одно-единственное узкое ущелье. С точки зрения обороны это было идеальное решение: даже знаменитые римские полководцы постоянно терпели здесь неудачу и, не имея возможности проникнуть в город, вынуждены были снимать осаду.

Таким образом, Петра являлась идеальным местом для отдыха навьюченных товарами караванов, которые ехали с разных концов света и вынуждены были пересекать суровую и жаркую Аравийскую пустыню. В столице набатеев усталые путники находили кров, пищу, воду и торговали.

Именно торговля в течение долгих столетий делала город чрезвычайно успешным и процветающим – до тех пор, пока римляне не открыли на восток более лёгкие морские пути, и надобность в караванах отпала, из-за чего торговля сошла на нет и история города Петра постепенно подошла к концу.

Как добраться?

Место расположения Петропавловского – исторический центр города. Недалеко находится Казанский вокзал, а ближайшая станция метро – м. Красные Ворота. Впрочем, многие предпочитают дойти до Новой Басманной, 11 (таков адрес Петропавловского) пешком, по сохранившим исторический колорит улочкам старой Москвы, особенно если идти от Казанского вокзала. Горожане часто сетуют, что состояние домов здесь – такое же сложное, как самого храма, но проходящая реставрация все же дает надежду на лучшее.

Что ж, возрождение святыни идет непросто, как вообще сложной была судьба Петропавловского. Но на этом приходе получилось так, что души людей возродились быстрее здания: забота о каждом входящем, молитвенность на службах, да и, кажется, самый воздух старой церкви, пропитанный благодатью – все это чувствует каждый входящий. По слову Патриарха Кирилла, «самое главное – это ведь не стены — это живые люди. Самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют».

Наталья Сазонова

Иконостас

Главное украшение собора – резной золоченый иконостас и надпрестольная сень, дар храму Петра I и Екатерины I. Деревянный позолоченный иконостас высотой 20 метров исполнен в Москве в Оружейной палате Кремля в 1722 году по чертежам Доменико Трезини, выполнялся под руководством архитектора Ивана Зарудного из липы и лиственницы. 43 иконы, размещенные в киотах, написаны в Петербурге артелью московских живописцев под руководством художников Меркурьева и Артемьева.

– свидетельство того, как в петровские времена в церковное искусство начала вторгаться светскость. Иконостас – своеобразный памятник в честь победы в Великой северной войне и напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон. Поднятые щиты и скрещенные мечи, скульптуры и резные арки, помещенные на иконостасе, напоминают о ратных подвигах России в войне.

В центре – царские врата со скульптурными фигурами апостолов: благого вестника Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. Врата увенчаны скрещенными ключами от рая, которыми распоряжается святой Петр.

В то же время – это изображение герба столицы. В центре – икона Воскресения Христова, а по бокам – изображения Давида и Соломона, на верху – ангелы вокруг Господа Саваофа. На иконостасе нет горизонтальных иконных рядов, его украшают скульптуры.

Сквозь ажурные царские врата видна золоченая сень, поднятая над престолом четырьмя резными винтообразными колоннами. По обе стороны царских врат – две большие иконы: Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющая сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде московских царей.

На иконостасе – иконы Александра Невского, князя Владимира, Ольги и Бориса с Глебом. Много места отведено иконам на ветхозаветные сюжеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector