Традиции кабардинцев
Содержание:
- Покрова
- Где живут, численность
- Интересные обычаи и приметы
- Подготовка к свадьбе
- Депортация, переселение и возрождение
- Исторические памятники и достопримечательности Кабардинки
- Религия
- Свадебные обычаи
- Свадьба
- Кабардинская национальная одежда
- Язык и письменность[править | править код]
- Одежда
- История
- Авторы Гайдпарка
- Культура и традиционный образ жизни
- О мужском и женском
- Название
- Численность и расселение
- Климат и погода в Кабардинке
- Транспорт
- Фотографии Кабардинки
- Куда сходить в Кабардинке
- Интересные места в Кабардинке
- Где остановиться в Кабардинке
Покрова
14 октября народ прощался с осенью и встречал зиму. Нередко в этот день шел снег, который сравнивали с фатой невесты. Именно в этот день принято заключать браки, потому что Покрова дарит любовь и счастье всем влюбленным людям.
Есть для этого праздника и особенные обряды. Женщины в первый раз разводили огонь в печи, символизирующий тепло и уют в доме. Использовать для этих целей нужно было ветви или поленья плодовых деревьев. Так можно было обеспечить хороший урожай на следующий год.
Хозяйка пекла блины и Покровский каравай. Этим хлебом нужно было угостить соседей, а остатки припрятать до Великого поста.
Также в этот день можно было просить у Богородицы защиты для детей. Женщина вставала с иконой на скамью и читала молитву над своей семьей. Все дети опускались на колени.
Молодые девушки и парни устраивали посиделки. Считалось, что всем, кто заключил брак в этот день, Богородица дарит защиту.
Узнать больше обо всех традициях можно в учебном курсе Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Обычаи и обряды русского народа раскрыты там с максимальной точностью и описаны в соответствии с историческими фактами.
Где живут, численность
В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек. Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.
По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:
- Ставропольский край — 7993 чел.
- Москва — 3698 чел.
- Северная Осетия — 2802 чел.
- Московская область — 1306 чел.
- Санкт-Петербург — 1181 чел.
- Краснодарский край — 1130 чел.
В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.
Интересные обычаи и приметы
Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.
У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.
Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.
С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.
Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.
Подготовка к свадьбе
Первым обычаем, который относится уже к организации свадьбы, является расселение жениха и невесты по разным домам. Но для этого сначала нужно, чтобы девушка покинула отчий дом.
Этот обряд называется «схождение с подушки». Для его проведения используется огромная расшитая подушка, на которую становится новобрачная, а вокруг неё размещаются друзья и родные.
Старшие мужчины принимающего рода должны выкупить невесту. Чаще всего за девушку вносят только часть оговорённого калыма. После того, как девушку выкупили, её подводят к жениху – для того, чтобы он вывел её из отчего дома. При этом женщина должна уверенно переступить порог правой ногой, это означает, что путь в новую семью будет лёгким, и беспроблемным.
Если же невеста спотыкается, то это расценивают как дурной знак. Данная традиция возникла из-за того, что раньше прах предков закапывали под порогом, чтобы они охраняли род от дурных людей. Шествие отводит в подготовленные комнаты сначала невесту, а после –жениха, при этом они живут в разных домах. После этого мужчина не имеет права контактировать со своими родственниками на протяжении 3–4 недель. В некоторых селениях тот же запрет распространяется и на женщину, но его применяют редко.
Это время молодые посвящают моральной подготовке к будущему замужеству.
Депортация, переселение и возрождение
Численность балкарцев составляет примерно 125 тысяч человек, из которых больше 100 тыс. проживают в самой республике. Представители этого народа сохранились в странах бывшей Османской Империи, куда в XIX веке их предки-мухаджиры перебрались из уже российского Кавказа. Есть они и в Средней Азии, куда этот народ депортировали в 1944 г.
Депортация балкарцев – черная страница в истории народа, сколько их погибло по дороге и в первые месяцы жизни на новом месте до сих пор неизвестно. Только в 1957 г. им разрешили вернуться на родину, с условием — не претендовать на прежние жилища и имущество.
Кабардинцы были против их возвращения, и в отношениях с балкарцами до сих пор сохраняется напряжение, вызывающее конфликтные ситуации. В 1991 г. правительство СССР признало депортацию актом геноцида. В 1993 г. был утвержден национальный флаг с двуглавой горой Эльбрус по центру. Ежегодно 28 марта отмечается День возрождения балкарцев.
Какое будущее у этого народа? Переселение балкарцев на родину практически завершено, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодежь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.
Исторические памятники и достопримечательности Кабардинки
История этого поселения достаточно глубока. Здесь можно не только поплавать в чистой морской воде, но и посетить православную святыню.
Церковь Святого Пантелеймона
Греки, бежавшие от турецких янычар, вывезли с собой редкую икону юного лекаря Пантелеймона. В 1875 году было начато строительство храма этого святого. Редкой красоты храм быстро превратился в место посещения паломников.
Церковь Святого пантелеймона в Кабардинке. Фото: http://svpanteleimon.prihod.ru/files/2013/01/foto01-1024×768.jpg
В 1937 году церковь была разрушена. Однако икона была сохранена. В 1994 были начаты работы по восстановлению церкви. Святая чудодейственная икона вновь обрела свой дом.
Батарея Зубкова
Мемориал, посвященный защитникам села – матросам и артиллеристам. Действует с 1975 года.
Батарея Зубкова в Кабардинке. Фото: deletant-company
Старый парк
Необыкновенный туристический объект, который стремятся посетить многие отдыхающие Черноморского побережья. К 2007 году художник Алексеев разместил в парке копии или подобия многих архитектурных памятников мира.
Здесь есть пирамида и египетский сфинкс, древнегреческий храм, действующий акведук, подобный римскому, Дом востока, Японский уголок. Посетив парк, можно совершить практически кругосветное путешествие.
Дом народов Кавказа
Отдельный этномузей в парке, рассказывающий о быте и культуре многонационального населения края.
Дом Кавказа в Старом Парке. Автор фото: Наталья Филатова, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59113762
Мастерская стекла
Наиболее крупный музей подобного вида. В галерейных залах представлены изделия из хрусталя российских заводов, стеклянные фигурки героев сказок и знаменитых мультфильмов, историю стеклодувного промысла.
Инсталляция “Бабочки”Фото: http://steklovkabardinke.ru
На мастер-классе можно попробовать самостоятельно изготовить изделие, которое станет необычным сувениром.
Океанариум и экзотеррариум
Небольшие уютные залы познакомят с красивыми рыбками , обитателями южных морей, а также пресмыкающимися – небольшими крокодилами и крупными пауками.
Религия
Кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка.
Процесс проникновения ислама в адыгскую среду наиболее интенсивно началось с падения Византийской империи в 1453 году, когда на её территории образовалось могущественная Османская империя, а в Крыму обосновался его сильнейший союзник и вассал Крымское ханство. Адыги, будучи в тесных контактах с ними, начали постепенно заимствовать у них религию. Окончательно ислам укоренился и утвердился в адыгской среде в начале XVIII века.
В советское время когда в стране религии были под запретом, кабардинцы, как и все народы Советского Союза, считались атеистами. Хотя на деле кабардинцы, как и другие мусульманские народы Кавказа, скрыто продолжали исполнять некоторые каноны ислама, такие как пост Священного месяца Рамадан и т. д. С падением СССР началось возрождение основ религии.
Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются суннитами и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба, имеет также малое распространение шафиитский мазхаб. Саудовской Аравии где проживают более 20 тыс. адыгов (черкесов), на государственном уровне все мусульманские народы придерживаются принципов правовой школы ханбалитского мазхаба.
Также малая часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев исторически считается православными.
Свадебные обычаи
Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака
Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители
О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.
Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.
После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.
Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.
Кабардинцы в традиционных нарядах
Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.
Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.
Кабардинская свадьба
Свадьба
Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:
- Сватовство. Поиск подходящей кандидатуры родственниками жениха занимает не один день. Когда находится достойная невеста, в ее дом отправляются сваты. Иногда ходят по несколько раз, пока согласие на брак не будет получено.
- Согласование суммы калыма. Семьи жениха и невесты обсуждают калым. Часто этот разговор сопровождается спорами, торгами и длится столько, пока стороны не придут к обоюдному согласию.
- Смотрины. Знакомство будущих супругов происходит в доме невесты. В назначенный день жених приходит в гости, там же проводят обряд обручения в соответствии с мусульманскими традициями.
- Выплата части калыма. Когда большая часть выкупа за невесту собрана, он передается ее родственникам. После этого назначается дата свадьбы.
- Вывод невесты из дома. После внесения доли калыма жених имеет право вывести свою невесту. За нею обычно приезжает целый свадебный поезд, состоящий из друзей жениха. Красиво наряженную невесту родственники отпускали под шуточный выкуп.
- «Укрывание» в чужих домах. Согласно традиции кабардинцев, молодых расселяют по чужим (разным) домам. C этого момента общение жениха и невесты прекращается.
- Переезд в дом жениха. Невеста привозится в жилье жениха тайком. Первым делом она осматривает комнату, где ей предстоит жить, и не покидает ее целую неделю. В это время она ни с кем не общается.
- Обряд примирения. Родители жениха примиряются с невесткой, когда она выходит из своего временного «заключения». После этого устраивается свадебное торжество, длящее несколько дней.
Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.
Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.
Кабардинская национальная одежда
Кабардинцы в конце XIX века. Хромолитография
Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.
Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.
Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.
Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).
Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа — Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).
Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.
Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.
Язык и письменность[править | править код]
Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.
До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе[источник не указан 1761 день].
14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».
С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.
Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.
Одежда
Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы. Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.
История
великое множество найденных во время археологических раскопок древних курганов осколков древнегреческих амфор
В 1836 году на берегу Цемесской бухты, отошедшей к России после Русско-Турецкой войны, было построено, названное в честь императрицы, укрепление Александровское. Однако, ввиду того, что его постоянно путали с фортом Александрией — современным Сочи, укрепление переименовали в Кабардинское, названное так в честь Кабардинского полка, из солдат которого состоял гарнизон крепости. Кабарда была первой из Кавказских провинций, признавших над собой власть России.
В двадцатом веке чудесный климат Кабардинки и близость её к крупным курортным городам превратила посёлок в довольно известный курорт. Однако и военная история Кабардинки не закончилась: в годы Великой Отечественной войны в Кабардинке находились службы тыла, формировавшие отряды для защиты Малой Земли.
Авторы Гайдпарка
-
Петр Новыш
И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий
Читать полностью
-
Александр Ларин
Сногшибательный лозунг
Читать полностью
-
bambambigelow
Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом
Читать полностью
-
bambambigelow
В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка
Читать полностью
-
Анатолий Ключников
Преемственность поколений
Читать полностью
-
Настя Иванова
Для чего Вашингтону нужна Япония?
Читать полностью
-
наталья гончарова
Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Самозванцы
Читать полностью
-
Nikol
Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки
Читать полностью
-
Вячеслав Михалыч Михалыч
Осень
Читать полностью
-
БонапартВиссарионович Македонский Вольфович
На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?
Читать полностью
-
Василий Иванов
Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?
Читать полностью
Культура и традиционный образ жизни
Фольклор
В фольклоре основное место занимают нартские сказания, героические и исторические песни, песни-плачи о героях. Нартский эпос многонационален и распространен от Абхазии до Дагестана — у осетин, адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абхазцев, чеченцев, ингушей, — что свидетельствует об общности культуры предков многих народов Западного и Северного Кавказа. Исследователи считают, что из общего нартского эпоса выделяется адыгская версия как завершенный и самостоятельный вариант. Он состоит из множества циклов, посвященных различным героям. Каждый цикл включает в себя повествовательные (в основном объяснительные) и стихотворные тексты-сказания (пшинатле). Но самое примечательное то, что адыгская версия – поющийся эпос. Традиционные сюжеты нарт-ского эпоса адыгов с их песенными вариантами циклически группируются вокруг их главных героев: Саусоруко (Сосруко), Патараза (Батараза), Ашамеза, Ша-батнуко (Бадиноко) и др. Фольклор включает себя, помимо нартского эпоса, разнообразные песни – героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, бытовые, траурные, свадебные, танцевальные и др.; сказки и сказания; пословицы; загадки и иносказания; частушки; скороговорки.
Традиционная одежда
К XVIII — XX векам основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа уже сложились. Археологический материал позволяет с достаточной достоверностью подтвердить тезис о местном происхождении основных конструктивных деталей мужского и женского костюма. Одежда общесеверокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы (оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма); у женщин – шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. Основные костюмные комплексы адыгов различаются по назначению, по соответствию основным функциям: повседневный, военный, производственный, праздничный, ритуальный.
Хозяйство
Традиционные занятия адыгов – пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры – кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционное жилище представляло собой турлучное однокамерное помещение, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.
Адыгская кухня
Основное блюдо адыгского стола – круто сваренная каша (пастэ) вместе с кислым молоком (щхыу). Среди наиболее популярных блюд: щипс (соус из куриного бульона с кукурузной кашей), блюда из адыгейского сыра (жареный сыр с красным перцем; вареники с сыром, подаются с кашей и поджаркой; из выпечки – гуубат (в пер. разбитое сердце) из слоеного теста и адыгейского сыра). Мясные блюда чаще всего готовят из баранины, говядины, курятины, индюшатины. С особой тщательностью готовится халва (поджаренная на масле мука, сахар, на воде). Относится, по всей видимости, к ритуальным блюдам адыгской кухни. Высокими питательными качествами обладает калмыцкий чай – напиток из конского щавеля – отвар темно-коричневого цвета, в который добавляют молоко и специи.
О мужском и женском
В старину у даргинцев существовало строгое разделение на мужские и женские обязанности. Защитником семьи выступал исключительно мужчина, в то время как его супруга выполняла функции хранительницы семейного очага, хозяйки и матери. Всего пару веков назад у даргинских мужчин не принято было садиться за стол с женщинами — они обедали и ужинали отдельно.
Зато существовали собрания, праздники и даже дома, куда могли приходить лишь представительницы прекрасного пола. Появление мужчины в таких местах было бы позором для него. Также отцу запрещалось на людях проявлять чувства к своим детям — он должен был оставаться сдержанным и строгим, даже если малыш плакал.
Несмотря на это, важные решения в судьбе дочери или сына принимал лишь их отец — мать могла лишь дать совет, однако последнее слово оставалось всё равно за мужчиной. В доме супруга она не имела право без разрешения мужа что-либо продать или обменять — её имуществом считалось лишь приданое, всё остальное принадлежало мужчине.
Даргинцы — народ Дагестана / greecehist.ru
Конечно, в наше время многое изменилось. Даргинские женщины приобрели больше прав. Они нередко проявляют себя в политике, искусстве, спорте, науке. Тем не менее, основные роли (мужчина — защитник, женщина — хозяйка) в традиционном укладе сохранились по сей день.
Ещё в самом начале своего рассказа я отметила, что основные принципы даргинцев остаются неизменными. Это — уважение к старшим и женщинам, забота о своих близких, любовь к родному краю и стремление не опозорить свой род. Все эти ценности являются крайне важными для жителей Дагестана, а потому они стараются привить понимание этого своим детям, продолжая связь поколений.
Название
У исследователей нет единого мнения относительно происхождения названия народа. Одни связывают версию появления этнонима с Идаром Кабардеем — полулегендарным князем, под предводительством которого народ занял территории бассейна Терека в XV столетии. По другой версии, князя звали Кабарда Тамбиев — его считают основоположником этноса кабардинцев. Согласно легенде, князь переселился с Западного на Северный Кавказ вместе с одной из ветвей адыгов. Сами себя кабардинцы, как и другие черкесы, называют адыгэ. Этноним имеет древние корни, исследователи не смогли прийти к единому мнению относительно его появления. Согласно одной из версий, слово обозначает «дети солнца».
Численность и расселение
Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.
Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года
Субъект Федерации | Численность кабардинцев чел. |
---|---|
Кабардино-Балкария | 490 453 |
Ставропольский край | 7993 |
Москва | 3698 |
Северная Осетия | 2802 |
Московская область | 1306 |
Санкт-Петербург | 1181 |
Краснодарский край | 1130 |
Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии (по переписи 2010 года)
(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):
Доля кабардинцев по районам и городам России | ||
---|---|---|
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % кабардинцев |
Баксанский МР | Кабардино-Балкарская | 95,7 |
ГО Баксан | Кабардино-Балкарская | 93,3 |
Зольский МР | Кабардино-Балкарская | 90,9 |
Лескенский МР | Кабардино-Балкарская | 90,2 |
Терский МР | Кабардино-Балкарская | 87,9 |
Урванский МР | Кабардино-Балкарская | 79,1 |
Чегемский МР | Кабардино-Балкарская | 73,7 |
ГО Нальчик | Кабардино-Балкарская | 48 |
Черекский МР | Кабардино-Балкарская | 34,5 |
Прохладненский МР | Кабардино-Балкарская | 28 |
Эльбрусский МР | Кабардино-Балкарская | 9,6 |
Майский МР | Кабардино-Балкарская | 5,2 |
Кабардинская диаспора
Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.
На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).
Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.
Климат и погода в Кабардинке
Погодно-климатические условия курорта в Кабардинке близки к условиям Южного берега Крыма. Три фактора: море; реликтовые можжевельники и хвойники; и горы создали превосходные условия для восстановления здоровья и отдыха.
Здесь много солнечных дней, отсутствуют туманы, а климат признан самым сухим не только по отношению к окрестностям Геленджика, но всего Южного побережья Чёрного моря. Отличная для купания и отдыха погода начинается с мая и сохраняется вплоть до конца ноября.
Январь
Февраль Март3 |
Апрель
Май1 Июнь1 |
Июль6
Август5 Сентябрь4 |
Октябрь
Ноябрь3 Декабрь |
Транспорт
Автовокзал Кабардинки
1 турист был здесь Автовокзал Кабардинки — главный транспортный пункт населенного пункта, который связывает поселок с другими…
Фотографии Кабардинки
Куда сходить в Кабардинке
Можжевеловая роща Кабардинки
2 туристa были здесь В Шесхарисском и Кабардинском лесничествах Краснодарского края есть необычный памятник природы — можжевеловое…
Сухогруз «Рио»
Сухогруз «Рио» — это морское судно, севшее в декабре 2018 года на мель у берегов села…
Набережная Кабардинки
3 туристa были здесь Набережная Кабардинки — оживленная променадная зона в курортном селе на берегу Цемесской бухты Черного…
Театр Старого парка
1 турист был здесь Театр Старого парка в Кабардинке появился сравнительно недавно — в августе 2017 года. Культурных учреждений…
Галерея-мастерская стекла в Кабардинке
Музей «Дом Кавказа» в Старом парке
2 туристa были здесь
Интересные места в Кабардинке
Достопримечательности
Достопримечательности (6)
Музеи и галереи
Галереи (1)
Музеи (1)
Где поесть и выпить
Рестораны и кафе (1)
Развлечения
Театры (1)
Пляжи (2)
Парки развлечений (2)
Парки и зоны отдыха
Парки (1)
Транспорт
Автовокзалы (1)
Карта Кабардинки
Отзывы туристов
Вопрос-ответ
Погода
Советы
Отели Кабардинки
Где остановиться в Кабардинке
Компания Booking.com предлагает к бронированию более 160 отелей Кабардинки.
Вы сможете подобрать отель, используя разнообразные фильтры: звездность отеля, тип отеля (отель, апартаменты, вилла, хостел и т.д.), стоимость, расположение отеля, оценки людей, посетивших отель, наличие Wi-Fi и многое другое. Перейти в сервис подбора и бронирования отеля в Кабардинке.