Как «ёжик в тумане» мир покорил. чем уникальны работы юрия норштейна

Автор и его наследие

В библиографический список произведений Козлова входит не один десяток стихов, сказок и пьес. Он известен своими переводами и пересказами с украинского языка, народов манси, охотников и рыболовов Чукотки.

Более двадцати мультипликационных фильмов создано по сценариям писателя. Но сказка Козлова «Ежик в тумане» остается тем произведением, которое принесло автору известность и всенародную любовь.

В 2009 году писатель был отмечен специальной литературной премией имени Корнея Ивановича Чуковского. Коллеги высоко ценили новаторство Козлова в области развития детской литературы. Кроме того, в творчестве писателя ярко просматривалось стремление поддерживать и следовать существующим традициям в литературе для детей.

Сергея Григорьевича Козлова не стало 9 января 2010 года. Он скончался на семьдесят первом году жизни и был похоронен в Москве.

Ежик и Медвежонок

Эти герои добры, находчивы, веселы. Дети понимают юмор писателя и смеются вместе с ним над незадачливыми друзьями. Автор сказки «Ежик в тумане» помещает своих персонажей в ситуации, где требуется принимать решение, рассуждать, приходить друг другу на помощь.

Например, следует подумать, как быть, если не удалось найти новогоднюю елку. Оказывается, из ежика может получиться отличное дерево — он, как и елка, колюч. Следует лишь нарядить его.

Маленькие читатели понимают, что протирать звезды от пыли можно только в сказке. Но Ежик и Медвежонок с удовольствием делали и это непростое дело.

Постепенно автором был создан особый сказочный лес, где его обитатели создавали свою жизнь. Рядом с ними всегда приятно находиться ребенку и взрослому. Новые истории персонажей захватывали и увлекали читателей.

Работа творческих коллективов мультипликаторов

За это время история Ежика и его верных друзей имела продолжение в сценариях, написанных Сергеем Козловым. Но творческие коллективы, работающие над созданием мультипликационных фильмов, были уже другими. По этой причине герои иногда отличаются внешними образами, характерами.

Однако указанное обстоятельство не помешало читателям и любителям анимационных фильмов еще больше полюбить авторские сказки «Ежик в тумане», «Трям! Здравствуйте», «Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год» и многие другие творения писателя. Стоит отметить, что над созданием анимационных фильмов по сценариям Сергея Григорьевича Козлова трудились коллективы, в состав которых входили поистине талантливые люди — Юрий Бутырин, Алла Грачева, Наталья Марченкова, Клара Румянова, Георгий Бурков, Владимир Шаинский, Георгий Вицин, Вячеслав Невинный и многие другие знаменитости.

Другие литературные персонажи

«Ежик в тумане» — сказка, которая послужила основой для создания целой серии авторских произведений. Результатом творческого поиска С. Г. Козлова стало появление таких персонажей, как Львенок, Заяц, Черепаха.

Благодаря появлению Зайца герои научились ценить дружбу. Снегирь подсказал, что в отношениях очень важна забота. Волк проявил находчивость, что помогло Ежику избавиться от одиночества.

Не менее любимы детьми и взрослыми Львенок и Черепаха. Их знаменитая песня «Я на солнышке сижу» вызывает улыбку и искреннее желание подпевать. Герои непосредственны, чисты, открыты. Это подкупает всех, кто знакомится с ними. Впрочем, таковы все персонажи произведений Сергея Григорьевича Козлова.

Популярное

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

5093

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

2049

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

1499

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

1496

COVID-19 и Вакцинация — что это?

1435

«Мир пошёл под нож?

1353

Что видят осознанные: В.Багдасарян, Д.Перетолчин, С.Грошев, В.Ефимов, Нестор, Е.Именитов М.Ковальчук

1346

Алгоритмика мышления. Цитатно-догматическое богословие как формирующий фактор ошибок

1254

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

1207

Наша колея в Афганистане

1156

Надо ли жалеть Авериных?

1141

Сир, вы будете принимать ликование России ?

1133

Как мы до такого докатились

1078

Почему столицу переносят в Сибирь?

1057

Страна обломовых

997

За кем придут из министерства правды?

972

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов

964

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

956

Бегущие янки и демократия у нас

947

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.

928

МЁД, или как капитализм ест сам себя.

924

Методологическая философия. Этика первоиерархов. Божественная этика

881

Сюжет[править]

Мультфильм характерен не столько анимацией, которая в целом оставляет желать лучшего, сколько своим сюжетом, точнее говоря практически полным его отсутствием.

Главный герой, лесной Ёжик, пускается в путь, чтобы навестить своего приятеля, Медвежонка, с которым он пьет по вечерам чай и считает звёзды

В дороге он обращает внимание на белую лошадь, которая едва виднеется в вечерней дымке, и задается вопросом: не захлебнётся ли лошадь в тумане, если ляжет спать? Чтобы убедиться, что она в безопасности, он сходит с дороги и начинает свои странствия в таинственном ночном мире, где встречается с его обитателями: Филином, Светлячком, доброй Собакой, которая возвращает ему потерянный узелок с банкой варенья. Блуждая в тумане, Ёжик слышит зов Медвежонка и, спеша навстречу приятелю, оступается и оказывается в реке; на берег его выносит добрый «кто-то»

В конце концов, Ёжик все же встречается с Медвежонком; они пьют чай, греются у огня, однако Ёжик продолжает думать о лошади — «…как она там, в тумане?»

Жизнь и карьера

Детство и юность

Юрий Норштейн родился в еврейской семье в селе Андреевка , Пензенской области , во время его родителей Второй мировой войны эвакуации. Он вырос в пригороде Москвы « Марьина Роща» . После учебы в художественной школе Норштейн сначала устроился на мебельную фабрику. Затем он закончил двухгодичный курс анимации и в 1961 году устроился на киностудию « Союзмультфильм» . Первым фильмом, в котором он участвовал в качестве аниматора, был « Кто сказал« Мяу »? (1962).

«Ежик в тумане» (1975), одна из самых известных работ Норштейна.

Кинокарьера

Проработав художником-мультипликатором в пятидесяти фильмах, Норштейн получил возможность снять свой собственный. В 1968 году он дебютировал в фильме «25 октября,« Первый день » , разделив режиссерскую репутацию с Аркадием Тюриным. В фильме использованы работы советских художников 1920-х годов Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина .

Следующим фильмом, в котором он сыграл главную роль, стал «Керженецкое сражение» (1971), совместное производство с российским режиссером- мультипликатором Иваном Ивановым-Вано, под руководством которого Норштейн ранее работал над « Временами года» 1969 года .

Норштейн использует особую технику в своей анимации , используя несколько стеклянных плоскостей, чтобы придать анимации вид. Камера размещается сверху и смотрит вниз на серию стеклянных плоскостей глубиной около метра (по одной каждые 25–30 см). Отдельные стеклянные плоскости могут перемещаться по горизонтали, а также к камере и от нее (создавая эффект движения персонажа ближе или дальше).

На протяжении многих лет он сотрудничал со своей женой, художницей Франческой Ярбусовой , и оператором Александром Жуковским.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов анимационные фильмы Норштейна были отмечены как государственными, так и международными наградами. Затем, в горькой иронии иронии, он был уволен из Союзмультфильм в 1985 году для работы слишком медленно на его последнем фильме, а (предположительно) полнометражной адаптации Гоголя «s Шинели . К тому времени он работал над ним со своей обычной небольшой командой из трех человек в течение двух лет и закончил за десять минут.

В апреле 1993 года Норштейн и трое других ведущих аниматоров ( Федор Хитрук , Андрей Хржановский и Эдуард Назаров ) основали Анимационную школу и студию (SHAR Studio) в России. В состав акционеров студии входит Комитет российского кино.

По сей день Норштейн продолжает работать над «Шинелью» — его пылкий перфекционизм принес ему прозвище «Золотая улитка». Проект столкнулся с многочисленными финансовыми проблемами и фальстартами, но Норштейн сказал, что в настоящее время он имеет надежное финансирование из нескольких источников как внутри России, так и за ее пределами. На сегодняшний день прошло не менее 25 минут. Пару коротких клипов в низком разрешении стали доступны широкой публике. Первые 20 минут фильма также осмотрели различные экспонаты работ Норштейна в российских музеях. Ожидается, что полный фильм будет длиться 65 минут.

Книги

Норштейн написал эссе для книги Джайанналберто Бендаззи о pinscreen аниматор Александр Алексеев под названием Алексеевым: пути Мастеров .

В 2005 году он выпустил русскоязычную книгу « Снег на траве». Фрагменты книги. Лекции об искусстве анимации , в том числе ряд лекций, которые он прочитал об искусстве анимации. В том же году он был приглашен в качестве «приглашенного аниматора» для работы над кукольным анимационным фильмом Кихачиро Кавамото « Книга мертвых» .

10 августа 2008 г. вышла полная версия книги « Снег на траве» («неполная» книга 2005 г. — 248 страниц). Книга, напечатанная в Чехии при финансовой поддержке Сбербанка , состоит из двух томов, 620 страниц и 1700 цветных иллюстраций. Студия прекратила работу над The Overcoat почти на год, пока Норштейн работал над выпуском книги.

«Спокойной ночи малыши» в стиле ретро

В 1999 году в передаче «Спокойной ночи малыши», на которой выросло несколько поколений советских и российских детей, зрители увидели новую мультипликационную заставку в стиле ретро, автором которой стал Юрий Норштейн. Создание трехминутного ролика, в котором чувствуются знакомые и добрые детали, радости и игрушки из детства, отняло у режиссера 1,5 года работы. Многим зрителям понравился вариант известного мультипликатора, в который он вложил частичку своей души.

На экране работа Юрия Норштейна продержалась 3 года, но после ее ждала печальная участь: заставка отправилась на полку. Руководство программы «забраковало» ролик из-за странности и медлительности. Позже заставку увидели японские телевизионщики, которых удивило то, что работа режиссера осталась невостребованной. Они предложили Первому каналу продать этот шедевр им. Однако, услышав довольно высокую цену, японцы отказались от своей затеи, и сделка не состоялась.

Юрий Норштейн сейчас

В июне 2021 года Норштейн вместе с Андреем Звягинцевым и Наумом Клейманом стал гостем программы «Ещенепознер», где в ходе трехчасовой беседы делился с коллегами по цеху малоизвестными фактами о «Сказке сказок» и рассказывал анекдоты.

В сентябре к 80-летию культового мультипликатора Первый канал снял документальный фильм «Вышел ежик из тумана», режиссером и автором сценария которого стала Олеся Фокина. Она бережно и кропотливо разбирает основные вехи биографии художника, секреты успеха «Ежика…» и причины столь длительной работы над «Шинелью», а также проходится по памятным московским закоулкам, которые Норштейн посещал еще в молодости.

Юрий Норштейн и Хаяо Миядзаки / «Инстаграм» и «Фейсбук»

Специально для этого проекта создатели взяли интервью у друзей, родных и коллег режиссера, в том числе получили эксклюзивный комментарий «короля анимации» Хаяо Миядзаки, лауреата премии «Оскар».

Сейчас Юрий Борисович владеет собственной одноименной студией, где он до сих пор колдует в поисках образов и состояний, а также продает свою книгу «Снег на траве».

Юрий Норштейн — мастер анимации

Режиссёр‑мультипликатор, сценарист, художник Юрий Борисович Норштейн родился 15 сентября 1941 года.

После окончания средней школы в 1958-1959 годах работал на мебельном комбинате столяром-сколотчиком.

С 1959 по 1961 год Норштейн учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».

С 1961 по 1989 год работал на киностудии «Союзмультфильм». С 1961 по 1973 год в качестве художника-мультипликатора принимал участие в производстве более 50 фильмов. В их числе «Левша» (режиссёр Иван Иванов‑Вано), «Каникулы Бонифация» (режиссёр Фёдор Хитрук), «Варежка», «Чебурашка» (режиссёр Роман Качанов), цикл фильмов по рисункам Александра Пушкина (режиссёр Андрей Хржановский).

С 1973 по 1989 год Юрий Норштейн работал режиссёром мультипликационных фильмов на киностудии «Союзмультфильм». Он является режиссёром фильмов «Двадцать пятое, Первый день», «Сеча при Керженце», «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», «Шинель» (не окончена), «Русский сахар» — четыре рекламных ролика, заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», фильм по стихам Басе в японском цикле «Зимний день» (Япония).

Чтобы лучше понять чем живёт и дышит Юрий Борисович можно проанализировать его ответы на вопросы и высказывания, которые он давал на своих интервью и лекциях. Мы разделим их по группам.

Общественный строй и место в нём человека

«Неважно какой режим, важно кто ты». «В советское время поступков было больше»

«В советское время поступков было больше».

«Социализм никогда не выживет, если в нём заведётся гадость, а капитализм без гадости никогда не выживет».

«Нужно говорить не всё что угодно, а всё что важно для нашей жизни». «Не дай Бог

У него нет порядка политического мыслителя» (о Навальном)

«Не дай Бог. У него нет порядка политического мыслителя» (о Навальном).

«Я бы запретил говорить против. Скажи, что за? Где то место, где ногу поставить».

Состояние общества

«Я не слышу сейчас звонких детских голосов как тогда» (в советское время).

«Двор превратился в пустыню. Машины, машины, машины».

«Хозяин пространства — это уже преступление».

«Единственное право возвысится над другим — это возвысится над собой».

Искусство и творчество

«Искусство — это как иглой в зуб, в нерв».

«Власти (в советское время) мешали (творчеству), ну и хорошо, что мешали. По крайней мере человек был собран, постоянно в состоянии атаки, находил пути, которыми он мог обойти…» Здесь мы видим описание фактора давления среды. И если после испытания, человек выходит на более качественный уровень развития, то это говорит о том, что он преодолел фактор давления. Мирозданию нужны такие люди, способные развиваться и развивать других.

«Если мы говорим о культуре пространства, то это то, что потом входит в нашу душу и открывает в нас те клапаны…».

Про семью и воспитание

«Какое это счастье — семья. Возвращаться домой, а там покой, тишина, мама штопает носки, папа читает, брат играет на скрипочке».

«У каждого должна быть пядь — точка, которая для тебя является абсолютной и священной и если тебе плохо, ты возвращаешься к ней и она тебе дарит по воспоминаниям такие смыслы, такие количества, что ты можешь… Вот отсюда вдохновение тоже».

«Нужные книги нужно читать вовремя».

«Хотите получить кусок счастья — Борис Шергин».

О книге

В условиях постоянного стресса, изнурительных нагрузок и бесполезных споров, человеку жизненно необходимо уметь отвлекаться от реальности и обогащаться эмоционально. Справиться с этой задачей непременно поможет чтение. Благодаря волшебной способности книг переносить читателя в другие миры, появляется прекрасная возможность забыться о деловых неурядицах и личных проблемах.

Книга Козлова Сергея, Норштейн Юрий «Ёжик в тумане» подарит детям массу приятных моментов, написанная в жанре сказки

Автор в своей работе обращает внимание на многие актуальные проблемы современного общества, таким образом, делясь с нами своими размышлениями и идеями. Детально проработанные персонажи, удивительный сюжет и тонкое описание чувств и эмоций — всё это непременно отвлечет Вас и завладеет Вашим вниманием

Создатели

Ежик в тумане на марке СССР 1988 года .

Роль Имя
Режиссер и аниматор Юрий Норштейн (Ю́рий Норште́йн)
Писатель Сергей Григорьевич Козлов (Серге́й Григо́рьевич Козло́в)
Художественный директор Франческа Ярбусова (Франче́ска Ярбусова)
Аниматор Юрий Норштейн (Ю́рий Норште́йн)
Оператор Александр Борисович Жуковский (Алекса́ндр Бори́сович Жуко́вский)
Композитор Михаил Александрович Мейерович (Михаи́л Алекса́ндрович Мееро́вич)
Звукооператор Борис Павлович Фильчиков (Бори́с Па́влович Фи́льчиков)
Редактор скриптов Наталья Николаевна Абрамова (Ната́лья Никола́евна Абра́мова)
Актеры озвучивания Алексей Баталов (Алексе́й Бата́лов) Рассказчик (Расска́зчик, Рассказчик ) Мария Виноградова (Мари́я Виноградова) Ежик (Ёжик, Южик ) Вячеслав Невинный (Вячесла́в Неви́вежнный) Медвежонок ( Медвежо́нок )
Монтажер Надежда Ивановна Трещёва (Наде́жда Ива́новна Трещёва)

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Дальше сам! Россия и «Я» человека Сатана отбирает своих. Творец — тоже! 
(5/1)

Мы знаем, где мозги у Эрдогана 
(5/4)

Страна обломовых 
(5/3)

«Балансирование, поддерживающее стабилизец» 
(5/3)

Денежная радиация и Русский Дух 
(5/2)

Парус судьбы: От боли душевной в резонанс сердец! 
(5/1)

Дальше сам! Россия и «Я» человека Сатана отбирает своих. Творец — тоже! 
(5/1)

Методологическая философия. Предельно обобщающие понятия. Триединство 
(5/1)

Война за волосы 
(5/1)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина 
(5/5)

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография 
(5/4)

Мы знаем, где мозги у Эрдогана 
(5/4)

Свобода! Свобода? Свобода… 
(5/4)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Путеводные заметки: Свет Лей 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

При чём тут Данте?

По поводу внешности Ёжика ходили разные версии. Самая популярная: у зверька есть реальный прототип – писательница Людмила Петрушевская. По крайней мере, писательница упомянула об этом. Героев мультфильма нарисовала супруга Юрия Борисовича Франческа Ярбусова, а Норштейн срежиссировал сказку.

– Франческа прекрасный иллюстратор, работала с книгами Чуковского, Пришвина. То, что Ёжика его супруга срисовала с Петрушевской, сам Юрий Борисович отвергает. За основу Юрий Норштейн взял сказку Козлова. Но в мультфильме всё приобрело таинственный, магический характер, как будто это не Ёжик через туман пробирается, а сам зритель совершает удивительное волшебное путешествие.

Когда Юрий Норштейн представлял «Ёжика в тумане» худсовету, он расшифровал смысл своего творения, процитировав «Божественную комедию»: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Сейчас же, устав от этого успеха, он стал периодически повторять фразу, брошенную оператором Александром Жуковским: «Лучше портвейн в стакане, чем ёжик в тумане».

«Я его пристрелю: он затмевает всё». Юрий Норштейн — о «Ёжике в тумане»
Подробнее

Смешал Ленина с Шагалом

Мировые аниматоры назвали «Ёжика в тумане» лучшим мультфильмом всех времён и народов. А на 2-м месте оказалась другая работа Норштейна – «Сказка сказок», которую, по его словам, он любит больше всего.

– «Сказка сказок» построена на детских воспоминаниях. Это Марьина Роща – район, где жил Юрий Борисович, его дом. Волчок заходит в этот дом, бродит по полузаброшенным комнатам и вдруг видит накрытые столы с огромной длинной скатертью – это проводы на фронт. Хотя Юрий Борисович родился в 1941-м и не помнит ужасов войны, она всё равно отпечаталась в его жизни. Поэтому в «Сказке сказок» появляется эпизод с похоронками и солдатами, уходящими по мосту. По воспоминаниям Юрия Норштейна, этот мост реально был в Марьиной Роще.

Самый первый фильм Юрия Норштейна – «25-е, первый день» – создан в 1967–1968 гг. Норштейн смешал в фильме и первые годы революции, и русский авангард. Взяв хронику демонстрации на Красной площади 1919 г., он добавил к ней изображение Ангела с картины Шагала. Или вырезал фигурки с плёнки, на которой был записан фильм «Годы революции. Октябрь», и оживил нарисованного Ленина, двигая фигурки перед камерой. Получилось настолько похоже на кинохронику, что главный редактор «Союзмультфильма» решил, будто Норштейн подпольными путями раздобыл неизвестную ранее съёмку Ленина. Конечно, и Шагала, и Ленина цензоры из мультфильма убрали.

https://youtube.com/watch?v=En1Tj6gEhPY

– Юрий Борисович про цензуру в СССР отзывается нелестно, но всегда упоминает, что в те времена были великолепные, просто парниковые условия работы. Анимация мощно финансировалась, не надо было думать, где найти деньги. А вот «Шинель» ему какое-то время пришлось делать на свои средст­ва.

В конце 1990-х Константин Эрнст решил освежить программу «Спокойной ночи, малыши!». Он заказал Норштейну новую заставку к передаче. Мультипликатор полтора года работал над заказом. Заставку некоторое время крутили на Первом, а потом она пропала с экранов. Говорили, что дирекцию Первого канала засыпали письмами родители, которые уверяли, что персонажи заставки пугают их детей.

– Но Юрию Борисовичу некогда огорчаться – он продолжает работать над «Шинелью», снято уже 20 с небольшим минут. Сейчас Норштейн получил финансирование от Госкино на продолжение съёмок. Так что пока поклонникам Норштейна остаётся просто наслаждаться процессом его творчества и недосказанностью, как это любят делать в Японии.

Кстати, в Японии очень ценят творчество Норштейна. Юрий Борисович дружит с одним из самых знаменитых японских мультипликаторов – Хаяо Мидзаки, тот очень увлекается русской культурой, обожает Левитана. А по курсу лекций, который Норштейн читал в Японии, была собрана уникальная книга «Снег на траве». Наверное, японская поэтика очень близка творчеству Норштейна, в нём ведь тоже есть тайна и волшебство.

участок

Ежик (озвучивает Мария Виноградова ) отправляется в вечерний визит к своему другу Медвежонку. Каждый вечер они встречаются, чтобы выпить чаю и сосчитать звезды. Этим вечером Ежик принесет Медвежонку малиновое варенье в качестве особого угощения. Когда Ежик выходит, его начинает преследовать зловещий филин .

Идя по лесу, Ежик видит красивую белую лошадь. На глазах у Ежика лошадь исчезает в густом тумане. Любопытно, утонет ли лошадь в тумане, Ежик решает исследовать туман самостоятельно. Когда он идет в долину, туман вскоре становится настолько густым, что Ежик сбивается с пути.

Полагая, что он заметил белую лошадь, Еж вместо этого обнаруживает плывущий вниз лист с улиткой, едущей по нему. Еж пытается дотронуться до улитки, но та таинственным образом уплывает и исчезает. Появляется еще одно призрачное существо, напоминающее слона. Он такой большой и пугающий, что Ежик убегает, но его пугает черная летучая мышь. Все это время белая лошадь видна мельком.

Наконец, Ежик замечает самую большую фигуру из всех. Отложив варенье, он берет палку и, тыкая в большую фигуру, обнаруживает, что это полое дерево. Внезапно он понимает, что потерял варенье, и отчаянно ищет его, но оказывается в окружении совы, летучей мыши и призрачного слона. Он становится все больше и больше сбитым с толку и напуганным, пока из тумана не появится дружелюбная собака и не вернет варенье Ежику.

Еж пытается выбраться из тумана, но падает в реку. Он смиряется, позволяя реке вести его туда, куда она хочет, но таинственный голос спрашивает, что случилось. Голос (подразумевается, что он принадлежит рыбе) уносит Ежика на берег, где Еж оказывается в лесу, свободном от тумана. Ежик благодарит своего спасителя.

Продолжая свой путь, Ежик встречает Медвежонка (озвучивает Вячеслав Невинный ), который разыскивает своего друга. Сначала Медвежонок ругает Ежика за то, что он так опоздал, что чай остыл и огонь сгорел, но в конце концов Медвежонок признается, что его беспокоило, что с Ежиком что-то не так и не будет … тот, с кем смотреть на звезды.

Двое друзей сидят у огня и пьют чай. Медвежонок все время говорит о том, как он рад, что нашел своего друга, но Ежик молча смотрит на звезды, гадая, что случилось с белым конем.

Культурное признание[править]

  • После выхода мультфильма в русский язык вошла поговорка «Как ёжик в тумане», означающая неоднозначность, запутанность и недопонимание.
  • В январе 2009 года в Киеве, на пересечении улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка был установлен памятник Ёжику. Фигура Ёжика выполнена из дерева, колючками послужили шурупы. Он изображён сидящим с узелком на высоком пне.
  • В октябре 2009 года пародия на этот мультфильм была использована в эпизоде «Spies Reminiscent of Us» американского мультсериала «Гриффины».
  • «Ёжик в тумане» является одним из самых любимых мультфильмов Хаяо Миядзаки, одного из известных в Японии создателей манги.
  • Режиссер мультфильма Юрий Норштейн является кавалером Ордена Восходящего Солнца, который он получил «за исключительные заслуги перед Японией»
  • Существует эпизод сериала «Смешарики» — «Ёжик в туманности». Этот 86-й эпизод создан по мотивам мультфильма.
  • В честь 75-летия студии «Союзмультфильм» страной Острова Кука в 2011 году была выпущена коллекционная серебряная монета «Ёжик в тумане» номиналом 5 долларов острова Кука. Выпучено 2000 штук. Отчеканена на B.H. Mayer’s Kunstprägeanstalt (Германия) из серебра 999-й пробы (высшей пробы) и покрыта цветной эмалью (Ёжик). На одной стороне Ёжик с узелком и надписью на русском, на другой традиционно для британских территорий (особенно Австралия, Новая-Зеландия) королева Елизавета II.
  • В 2013 году Республика Гана из западной Африки выпустила две монеты с иллюстрацией сказки — «Ёжик и бабочки» и «Ёжик и Мишка». Монеты выпущены для продажи клиентам банка ОАО «Банк „Открытие“» (купивший у Юрия Норштейна права на изображение героев фильма «Ёжик в тумане»). Монеты отчеканены Санкт-Петербургским монетным двором из серебра 925-й пробы. На другой стороне Елизавета II и номинал 5 ганских седи.
  • В 2020 году South Stone выпустил песню на тему Ёжика которую исполнил дуэт с ангельскими голосами.

Профиль ежика

К интересным фактам о мастерстве Юрия Норштейна относится и получившая известность легенда о том, что «основой» для профиля Ежика послужил слепок лица писательницы Людмилы Петрушевской, которая позже написала сценарий для еще одной работы режиссера «Сказка сказок». Внимательные зрители заметили, что у Ежика и писательницы действительно есть общие черты во внешности: вздернутый нос и «взъерошенная прическа». Людмила Стефановна также сама написала об этом в 6-м томе мемуаров.

Однако Юрий Норштейн позже опроверг эту информацию, назвав ее «чепухой», и рассказал, что на самом деле ситуация обстояла совершенно иначе. Рисовать главных героев и весь фильм Юрий Борисович доверил своей супруге Франческе Ярбусовой. Однако совместная творческая работа шла с трудом: была сделана масса эскизов главного героя, но ни один из них не показался авторам тем самым, запоминающимся среди сотен других подобных персонажей, появляющихся на экране. Ситуация однажды накалилась до предела: режиссер требовал, чтобы профиль героя мгновенно отпечатался в воображении зрителей, был запоминающимся, четким и ясным.

И после скандала и истерических криков супруга, которые окончились приемом сердечных капель, Франческе удалось собраться с мыслями, сесть и нарисовать окончательный вариант, удовлетворивший требования Норштейна.

Рты и глаза Акакия

Сам Норштейн о своих прошлых работах рассуждать не любит – возможно, потому что очень занят. Уже 40 лет он работает над мультфильмом по гоголевской «Шинели». На вопрос, когда же он дойдёт до кадра со словом «конец», Норштейн наложил табу. В его мастерской от пола до потолка высятся шкафчики с выдвижными ящиками, на которых приклеены бумажки: «Рты Акакия», «Глаза Ак. Ак.», «Глаза его же». Кажется, будто гоголевский Башмачкин буквально подселился к Юрию Норштейну, а тот всё не торопится его выселять.

Зато Ёжика – того самого, который в тумане, – Юрий Борисович давно хочет выпроводить, да не получается. Мультфильм вышел на экраны страны в ­1975-м. Сейчас даже как-то странно читать о том, что сперва «Ёжика в тумане» отказывались пускать в большой прокат, поэтому он шёл в малом зале кинотеатра «Россия». Но все 14 месяцев, что мультфильм там шёл, на каждом сеансе были аншлаги, потому что «Ёжик» буквально взорвал мир анимации.

– Многие думают, что «Ёжик в тумане» – нарисованный фильм, – рассказывает Мария Гадас. – На самом деле это наложение техник и слоёв друг на друга. Туман – это целлулоид и калька. Целлофан используется там, где имитируется вода. При этом речка показана и живьём – происходит соединение документального кадра и анимации. Кружащийся лист – тоже реальная съёмка с наложением рисунка. Такую технику, насколько я знаю, часто используют в Голливуде. Кто первый её изобрел, Норштейн или Голливуд, сложно сказать.

На одном из показов иностранные мультипликаторы попросили Юрия Борисовича поделиться секретом, какие спецэффекты он применял при создании «Ёжика в тумане». Норштейн достал кипу из целлулоидных Ёжиковых тел, мордочек, лапок, узелков. Он собрал из нескольких заготовок того самого Ёжика, взял в руки прозрачную кальку и накрыл ею зверька, а затем чуть приподнял кальку. На большом экране, куда транслировались все действия Норштейна, Ёжик внезапно начал теряться в тумане. «Вот такой у меня Голливуд», – пояснил Юрий Норштейн. Оказывается, это древнекитайская методика из театра марионеток: там персонаж прятали под прозрачную плёнку с нанесённым тонким слоем пыли – так создавали туман.

Заключение

Чем же привлекает нас эта короткая незатейливая история, от которой невозможно оторваться все 10 минут, пока разворачивается повествование мультфильма? Захватывающий сюжет, оригинальные образы героев, великолепная музыка — всё это, в совокупности, создаёт тот необыкновенный и глубокий мир Ёжика в тумане.

В том и заключается сила воздействия мультфильма на мировоззрение детей и взрослых, что он при всей своей простоте содержит очень богатую палитру образов, позволяющую подумать о большом и сложном. Вся мощь мультфильма состоит в том, что он показывает в самых простых формах путь глубокого жизненного преображения личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector