Каноны о усопших восьми гласов
Содержание:
- Псалом 50
- Основные правила молитвенных обращений об детях
- Один Дух
- Правила чтения
- Чем поможет церковь
- Православные традиции
- Песнь 9
- Правила и схема чтения канона преподобному Паисию Великому о умерших без покаяния
- Когда возникла традиция молиться за умерших
- Песнь 3
- Можно ли покаяться после смерти?
- Молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного
- Православные традиции
- Песнь 9
- Песнь 8
Псалом 50
Поми́луй мя, Бо́же,
по вели́цей ми́лости Твое́й, и
по мно́жеству щедро́т Твои́х
очи́сти беззако́ние мое́.
Наипа́че омы́й мя от
беззако́ния мое́го, и от греха́
мое́го очи́сти мя. Я́ко
беззако́ние мое́ аз зна́ю, и
грех мой предо мно́ю есть вы́ну.
Тебе́ еди́ному согреши́х и
лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х,
я́ко да оправди́шися во
словесе́х Твои́х и победи́ши,
внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в
беззако́ниих зача́т есмь, и во
гресе́х роди́ мя ма́ти
моя́. Се бо, и́стину возлюби́л
еси́, безве́стная и та́йная
прему́дрости Твоея́ яви́л ми
еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и
очи́щуся, омы́еши мя, и па́че
сне́га убелю́ся. Слу́ху мое́му
да́си ра́дость и весе́лие,
возра́дуются ко́сти смире́нныя.
Отврати́ лице́ Твое́ от грех
мои́х, и вся беззако́ния моя́
очи́сти. Се́рдце чи́сто
сози́жди во мне, Бо́же, и дух
прав обнови́ во утро́бе мое́й.
Не отве́ржи мене́ от лица́
Твоего́, и Ду́ха Твоего́
Свята́го не отыми́ от мене́.
Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния
Твоего́ и Ду́хом влады́чним
утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя
путе́м Твои́м, и нечести́вии к
Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от
крове́й, Бо́же, Бо́же
спасе́ния мое́го, возра́дуется
язы́к мой пра́вде Твое́й.
Го́споди, устне́ мои́
отве́рзеши, и уста́ моя́
возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко
а́ще бы восхоте́л еси́
же́ртвы, дал бых у́бо,
всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва
Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце
сокруше́нно и смире́нно Бог не
уничижи́т. Ублажи́, Го́споди,
благоволе́нием Твои́м Сио́на, и
да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския.
Тогда́ благоволи́ши же́ртву
пра́вды, возноше́ние и
всесожега́емая, тогда́ возложа́т на
олта́рь Твой тельцы́.
Основные правила молитвенных обращений об детях
Христианство — свод канонов, моральных устоев и нравственных понятий. Опьянение грехом всегда ведет за собой расплату – духовное раскаяние. Непокаянным умершим детям отводится особое место в молитве Великому Паисию.
По смерти непокаянного дитя, мать или отец посредством молитвенных чтений Великому святому помогают душе ребенка успокоиться, отрекшись от груза грехов.
Чтение канонов, молитв, вместе с песнопениями Паисию Великому по непокаянных людях проводится по установленным правилам. Если возникают вопросы – обратитесь к священнослужителям, обсудите с ними возникшие неясности. В разговоре со знающим и просветленным человеком можно обрести великий душевный покой, получить необходимые наставления по поводу ритуалов по умершему человеку. Батюшка найдет объяснение тому, что может волновать или тревожить православного человека.
Один Дух
Сказано: Спаси себя – и вокруг спасутся тысячи. Имея один Дух с родными, больше всего поможет умершим, обладатель освященной Богом души. Молитва любящего сердца творит чудеса. Она спасает тех, кто не может сделать этого сам. Какой силой? Благодатью Святого Духа (по милости Господа) вызволяется душа из ада. Для этого надо:
- Молиться об усопших на Литургии.
- Заказывать Панихиду в значимые даты.
- Читать псалтырь.
- Заказать сорокоуст.
- Поминать ежедневно в утренних молитвах.
- Читать канон за единоумершего и
- Литию для мирян.
Благодаря молитвам церкви и родных душа не только получает облегчение, но постепенно ослабляет земные привязанности. Освобождается от пут страстей. Освещается молитвами любящих людей. Получает надежду на спасение в вечной жизни.
Примечание: Панихиду можно заказать в любой будний день. В период Великого поста служится краткая лития по усопшему. Три службы (3; 9 и 40) необходимо совершить обязательно.
Правила чтения
Любой ребенок может спасти души отца и матери. Главную роль в этом играет церковь. Для этого заказать вечное повиновение, сорокоуст и неусыпаемый молебен. Во время каждой службы церковные служители молятся за душу умершего человека, прося Бога помиловать его.
Главные молитвы читают на Божественной литургии. Если дочь или сын хочет, чтобы там вспомнили об их родителях, то могут написать на листочке необходимые имена в родительном падеже. Записку подать служителю церкви, который нарисует сверху восьмиконечный крест. Но такой шаг не освобождает просителей от собственной молитвы. Рекомендуется произносить ее утром, после восхода солнца.
Божественная поминальная литургия в храме
Для этого посетить церковь. Но если дома есть образ спасителя, то все можно сделать в более теплой обстановке. Перед иконой ставят чашечку соли, в нее втыкают свечу, а рядом кладут хлеб и ставят стакан воды. Проситель становится перед образом и читает священные слова без уныния и других скорбных чувств. Они отягощают молящегося человека и покойного, которого он вспоминает. Его душа будет метаться и забудет про собственный покой.
После чтения молитвы приносят жертву. Это может быть свеча, деньги, конфеты, вино и т.д. Выходя из церкви, нужно подать милостыню нуждающимся. Пусть они тоже вспомнят об усопших.
Памятник на могиле родителей должен быть священным местом. От детей требуется, чтобы они поддерживали там чистоту и порядок. При желании разрешается читать молитвы на кладбище. Для этого нужно иметь при себе церковную свечу. Но это все, что можно там делать. Любое распитие напитков и поедание еды запрещено. Такими действиями посетители показывают неуважение памяти умершего человека.
На кладбище пить и есть запрещено
Чем поможет церковь
Первые три дня.Самые важные моменты для усопшего заключены в посмертные 40 дней. Первые три – душа расстается с земными радостями: с любимыми местами, родными и близкими. Ей предстоит длительная разлука. Чтобы печаль не была очень сильной и скорбной, в церкви каждый день ее поминают за проскомидией, молятся на Литургии. Поэтому надо:
- Заказать сорокоуст в храме, где Литургия служится каждый день. Узнайте это сразу, так как, не везде существует такая практика. Можно заказать поминание в нескольких храмах.
- Желательно присутствовать на службах, и молиться за усопшего, когда вынимают частички.
- На ектеньи в родительскую субботу поминают как живых, так и мертвых. Вслух оглашают имена только умерших людей.
- Чтобы ваши молитвы были действеннее, имели большую силу: исповедуйтесь и Причаститесь. Связь с усопшим будет иметь меньше помех.
- Дома читайте псалтырь все 40 дней, можно больше. Количество кафизм в сутки не ограничивается. Закончили круг, начинайте снова.
- На каждый значимый день (3; 9; 40) заказывайте Панихиду (служится после Литургии), в алтарь подавайте Заказную записку.
- Раздайте милостыню нуждающимся. Ради родных делаются добрые дела. Можно взять на себя какой-либо обет (хотя бы на первые 40 дней). Его надо исполнить обязательно.
Дети, когда возносите молитвы, возможно, в этот момент душа родных находится рядом. Благодаря Крови Христа, в которой омывается частичка за умершего, привязанность слабеет, уготавливая душу к горним обителям. Наконец, она отправляется в «путешествие».
- Шесть дней предстоит «экскурсия» по Райским местам. В это время церковь и родные усиленно молятся, дабы безвольная душа благорасположилась к тому, что увидит. Склонилась к близкому и родному ей. Привязанность к добродетелям в этот момент, повлияет на будущую участь. Счастливы те, кто обнаружит в себе близкое по духу место.
- С 9 дня по 40предстоит обзор Преисподней. Да помилует Господь душу в этот момент. Чтобы та удержалась, обнаружив место, где по страстям человеческим, потянется к сродному с собой греху. Например, курильщик не устоит перед сигаретным дымом, алкоголик перед реками вина, блудник… и т. п. Вот зачем надо молиться. Дабы безвольный Дух «Я» не променял благие обители Рая на свои страсти.
Примечание: Не воспринимайте это описание, как 100% истину. Ангел, беседующий со святым Макарием, объясняя горний мир, предупредил: все рассматривай, как через тусклое стекло, гадательно. Ибо дать более точное разъяснение невозможно – не с чем сравнить на земле.
Православные традиции
Уже первые христиане осознавали важность периода, который длится до 40 дней по смерти. Первые разрешительные (прощальные) молитвы приписывают Феодосию Печерскому, сегодня их принять класть в руку покойного
Знаменитый Иоанн Дамаскин написал много стихов (стихир), которые сегодня входят в чин отпевания. Существует также особый чин, который читается непосредственно над умирающим.
Если кончина не внезапная, обязательно надо пригласить священника! Он проведет исповедь, причастие, прочитает необходимые молитвы именно для этого случая. Это необходимо душе, чтобы легче войти в новый для себя мир.
В течение 40 дней по усопшему близким следует каждый день читать Псалтирь, можно на выбор, но обычно это 17-я кафизма. Надо вариант с ударениями и русским шрифтом. В молитвах, которые чередуются с Псалмами, подставляется необходимое имя.
- Условием для церковного поминовения является факт крещения умершего в православной церкви. Даже если он не был воцерковлен, записки должны принимать. Считается, что до всеобщего суда у каждого есть шанс на милосердие Божие.
- Запрещено подавать записки за самоубийц. Но за них можно ставить свечи и молиться дома.
Для отпевания в церковных лавках продается особый набор, надо приобрести. Священника, как правило, требуется доставить. Посудите сами, удобно ли ехать в метро в облачении, с кадилом, да и сколько времени это займет, ведь батюшка нужен не в одном месте. Молитвы по усопшему могут читать не только родственники. Недаром принято за покойного раздавать милостыню. Нищим следует называть имя, просить их молитв. Чем их больше — тем лучше.
В сердце человека никто не может заглянуть, кроме Господа, вдруг ваша милостыня перевернет чью-то душу? И человек всю оставшуюся жизнь, а не только до 40 дней, будет молиться за вашего усопшего папу (дедушку, брата). Не проходите мимо.
Песнь 9
Ирмос: Ужасе́ся о сем не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бог яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее небе́с. Тем Тя, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Иису́се Бо́же мой, Спа́се, Ада́мле Ты взял еси́ преступле́ние и сме́рти вкуси́л еси́, да челове́ки от нея́ свободи́ши, Милосе́рде. Те́мже мо́лим Тя, Ми́лостиве: преста́вленнаго поко́й, я́ко Благ, во дво́рех святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Всеблаги́й и Милосе́рдый.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Несть никто́же, Милосе́рде, и́же не согреши́ в челове́цех, то́кмо Ты Еди́н, Иису́се Христе́, взе́мляй грехи́ всего́ ми́ра. Те́мже, очи́стив раба́ Твоего́ от прегреше́ний, вчини́ во святы́х Твои́х дво́рех: Ты бо живо́т еси́ и поко́й, и свет, и весе́лие всех, Тебе́ благоугоди́вших.
Слава: Удиви́ся все естество́ челове́ческое, ка́ко Безнача́льнаго Отца́ Сын сый Единоро́дный, плоть от Де́вы де́йством Свята́го Ду́ха прия́л еси́, и пострада́л еси́ я́ко челове́к, да уме́ршия оживи́ши. Тем и преста́вленнаго ны́не от нас, приле́жно мо́лим Тя, во стране́ живы́х, я́ко Благ, всели́.
И ныне: Неве́сту Тя нарица́ем, Пречи́стая, Отца́ неви́димаго, и Ма́терь Сы́на, из Тебе́ Ду́хом Святы́м воплоще́ннаго, и моле́бницу Тя о усо́пшем рабе́ Твое́м предлага́ем: Тебе́ бо помо́щницу и́мамы, земни́и, и любо́вию пою́ще Тя велича́ем.
При чтении панихиды:
Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.
Повторяем ирмос: Ужасеся о сем Небо…
И окончание панихиды (литию).
Правила и схема чтения канона преподобному Паисию Великому о умерших без покаяния
Молитвенные слова об упокоившихся без покаяния родителях, родственниках, друзьях, читается с учетом целого свода правил, важных рекомендаций. Живые отмаливают грех, избавляют душу умершего от тяжести.
День памяти Великому и святому Паисию – 19 июня. Молитва и канон – обращения из реликвенной Азбуки Веры. За словами епископа Афанасия (Сахарава) источник называют необходимым для избавления от мук непокаянных усопших. Святой отец Афанасий автор многочисленных публикаций, книг о глубинных аспектах уставного богослужения.
Не каждый мирянин знает правила чтения великого канона для непокаянных умерших
Моменты, на которых стоит заострить свое внимание:
- Семипоклонный начал сопровождается тремя поклонами. Если молитва Паисию Великому носит коллективный характер, то поклоны совершает старший из присутствующих.
- При каноне молитвы за непокаянного умершего, после слова Аминь все кланяются в пояс.
- Фраза «Господи, Помилуй», при молитве Великому святому Паисию, должна прозвучать 12 раз.
- После фразы «Приидите, поклонимся…» следует сделать три поклона в пояс.
- По псалму 50, при молитве Великому преподобному по непокаянных усопших, нужно совершить поклон на слове «Аминь».
Когда возникла традиция молиться за умерших
Если в советское время считалось, что человек умер, и его уже нет, то по христианскому учению смерть означает переход души из тела в другое состояние, у нее только два пути, в рай или ад. Порой родственники, теряя близкого человека, особенно если это внезапная смерть, начинают роптать на Бога, ища виноватых.
Таинство рождения и смерти во власти Творца, христиане еще в первых церквях молились за ушедших в мир Бога. Можно поставить шикарный памятник, и ходить к нему по великим праздникам, но при этом забывая об усопшем в повседневной жизни.
Христиане молятся за усопших родных и близких, понимания глубокий смысл прошений перед Всевышним, осознавая путь, который проходит душа человека на третий, девятый и сороковой день пребывания на земле. Часто самоубийцы, атеисты, и просто не воцерковленные христиане, пережившие клиническую смерть и видевшие муки ада, после возвращения к жизни меняют свое поведение, проводя время в познании сущности Всевышнего.
Три дня душа умершего находится недалеко от гроба, прощается с родными и близкими, обходит земные владения
Сидя у гроба родного человека, близкие люди часто слышать скрип половиц, как будто кто-то ходит по дому.
Затем шесть дней душе почившего позволяется полюбоваться райскими обителями, в это время она еще не на небе, но уже и не на земле.
Далее до сорокового дня усопший знакомится с адом, видя все мучения и осознавая свои грехи.
Важно! В это время родные люди должны стать в проломе за умершего перед Творцом и отмаливать его грехи, читая молитвы и акафист за единоумершего, текст которого наиболее понятен на русском языке.
Читается ежедневно в течение 40 дней по смерти и столько же перед годовщиной смерти.
Песнь 3
Ирмос: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
В ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, иде́же ли́цы святы́х веселя́тся, ду́шу раба́ Твоего́ преста́вленнаго поко́й, Христе́, Еди́не Ми́лостиве.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.
Иде́же ли́цы святы́х, та́мо вчини́, Влады́ко, послужи́вшаго Тебе́ всем се́рдцем и воздви́гшаго и́го Твое́ на ра́мо свое́, я́ко Еди́н Влады́ка живота́ и сме́рти.
Слава: Небе́сный Отче Вседержи́телю, и Сы́не Единоро́дный, и Ду́ше Святы́й Исхо́дный, пре́зри уме́ршаго согреше́ния, и в Це́ркви пе́рвенец всели́ его́, сла́вити Тя со все́ми уго́ждшими Тебе́.
И ныне: Яко Ма́ти Свята́я Пресвята́го Бо́га, Влады́чице вся́ческих, Мари́е Богоро́дице, со все́ми святы́ми Сего́ моли́ ду́шу поко́ити раба́ Твоего́ в Небе́сных селе́ниих.
При чтении панихиды повторяем ирмос:
Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди…
Го́споди, поми́луй (40 раз)
и молитву:
Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ имярек и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя Еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца, я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ имярек Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Можно ли покаяться после смерти?
Один из способов попытаться вызвать в воображении такую надежду состоит в том, чтобы принять во внимание возможность, что тем, кто умирает без Него, дадут второй шанс принять Его и быть спасенными. В этой статье мы исследуем два главных отрывка, которые использовались в попытке оказать некоторую библейскую поддержку утешительной идеи покаяния после смерти
Два отрывка, которые иногда используются в защиту евангелия о покаянии после смерти (втором шансе), очень сложные и много обсуждаемые. Одно из самых фундаментальных правил библейской толкования: позволить простым отрывкам пролить свет на сложные отрывки, таким образом направлять нашу трактовку, отталкиваясь от них, и не наоборот. Несоблюдение этого принципа даёт возможность для альтернативных объяснений сложных мест Писаний, но это усилит интерпретацию простых отрывков Писаний в направлениях, которые противоречат и здравому смыслу, и контексту. Бесчисленные толкования Книги Откровения представляют достаточно доказательств этой ошибки толкования. Так что по поводу этих двух отрывков, используемых некоторыми, чтобы поддержать идею второго шанса в спасении после смерти? Какие эти два отрывка и каково их надлежащее объяснение? Вот они:
1-е Коринфянам 15:29
1-е Петра 3:18-20
Первым из них является текст доказательства, используемый мормонской церковью в их практике того, что называют «крещением от имени другого лица», крещением живых людей от имени тех, кто умер не спасённым (по их мнению). Общеизвестно, что это — необычный отрывок, который вызвал много различных интерпретаций. Надо сказать, что большинство этих различных объяснений нацелено на опровержение учения и практики мормонов. Далее, большинство этих объяснений возникло из-за отказа на исторических основаниях принять стих в его самом простом номинальном значении.
Самый естественный способ объяснить отрывок состоял бы в том, чтобы сказать, что кто-то во времена Павла делал, примерно то же самое, что сегодня делают мормоны, а именно — практикуют крещение от имени другого лица. Многие современные ученые отклоняют эту точку зрения, потому что они не нашли исторических свидетельств, что такая практика существовала в І веке. Но является ли это веской причиной для не принятия наиболее естественного взгляда на отрывок? Я думаю, нет.
Так как вопрос Павла поставлен в третьем лице, а не втором, нет необходимости полагать, что он упоминает о практике, в которой участвуют его читатели. То есть, он не спросил: “Почему Вас крестят?” но: “Почему людей крестят?” В свете того факта, что тут больше, чем обычно, иносказаний и цитат из явно языческих материалов в этом рассчитанном на предубеждения отрывке (15:29-34), нет никакой существенной причины сомневаться, что Павел мог обратиться к языческой практике, чтобы поддержать этот аргумент. Эта ссылка на языческую практику также имеет смысл, так как язычество – причина этого специфического непонимания среди некоторых коринфян…
Даже если это было существующей практикой среди некоторых коринфских верующих (так как есть намеки уже в 1 послании Коринфянам об их глубоком непонимании водного крещения: 1:13-17; 10:1-5), Павел упоминает это не для того, чтобы одобрить её, но использовать эту практику в качестве рассчитанного на предубеждения аргумента, чтобы выдвинуть на первый план несостоятельность их убеждений.
Прочитав, по крайней мере, дюжину предложенных интерпретаций стиха, эта кажется наиболее естественной и требует наименьших упражнений в толковании с фактической формулировкой самого текста.
Если мы не уверены в точности толкования того или иного отрывка из Библии, мы можем быть совершенно уверены в том, о чем он точно не говорит. Мне это напомнило о старой картинке, где двое мужчин говорят о женщине, приближающейся к ним. Один мужчина сказал другому: “Там идёт Ваша жена”. Второй мужчина сказал: “Нет, она не является моей женой”. Первый мужчина спросил: “Ну, тогда кто она?” Второй ответил: “Я не знаю”. Первый мужчина: “Если Вы не знаете, кто она, возможно, она все же Ваша жена”.
Молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного
Очень сильной молитвой за новопреставленного является обращение к Пресвятой Богородице. При жизни Пречистая Дева Мария испытала много горя, связанного с потерей близких людей. Поэтому ее молитвы всегда успокаивают, но самое главное, то такие обращения обязательно учитываются Господом при вершении Суда.
Молитва об упокоении души новопреставленного
До 40 дней молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного звучит следующим образом:
«Пресвятая Владычице Небесная Пресвятая Богородица! К Тебе со всей искренностью прибегаю, Заступница и Утешительница наша: Ты являешься скорой помощницей, ходатаицей нашей перед всевышним Господом. Нынче молю тебя помочь новопреставленному рабу Божьему (имя усопшего) в час этот перейти в неведомый мир. Отгони, Пресвятая Богородица, страхи всякие от его души и позволь ей успокоится. Сохрани душу усопшего в мытарствах, не позволь злым духам навредить душе, находящейся в поисках светлого пути, стань защитой от князя тьмы, страшного мучителя душ. Молю тебя, Заступница наша, стать сторонницей души усопшего раба Божьего (имя усопшего) на Страшном Суде Господнем. Умоли Сына своего отпустить ему все грехи и не допустить страшных мук в геенне огненной. Аминь».
Молитва о новопреставленном усопшем после 40 дней
После 40 дней молиться об упокоении усопшего, обращаясь к Пресвятой Богородице, нужно в специальные дни, а также тогда, когда в этом возникает внутренняя необходимость. Для этого не обязательно посещать. Можно возносить молитву Пречистой Деве Марии в домашних условиях перед ее образом.
Звучит молитва так:
«Пресвятая Богородице, Владычица Небесная, услышь мою мольбу и не откажи в помощи. Тебя прошу душевного успокоения для себя рабы Божьей (собственное имя) в скорбный свой час. Мольба моя также об упокоении души усопшего раба Божьего (имя покойного человека). Силою своей, Владычице Небесная отгони от его души страхи мира неведомого, будь рядом с ним и поведи его по светлым путям, обходя все преграды, исходящие от князя тьмы. Будь, Пресвятая Богородица, защитницей души усопшего раба Божьего (имя покойного человека) перед Господом Богом, Спасителем человечества и Сыном твоим Всемилостивым. Молю тебя, пресвятая Богородица, ризою своей всегда защищать душу усопшего раба Божьего (имя покойного человека) от любых мне неведомых опасностей в мире том. Прости меня рабу Божьей (собственное имя) за мою дерзновенную просьбу и не откажи мне в ней. Умоли Единородного Сына Твоего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, упокоить усопшего (имя покойного) Аминь».
Православные традиции
Уже первые христиане осознавали важность периода, который длится до 40 дней по смерти. Первые разрешительные (прощальные) молитвы приписывают Феодосию Печерскому, сегодня их принять класть в руку покойного
Знаменитый Иоанн Дамаскин написал много стихов (стихир), которые сегодня входят в чин отпевания. Существует также особый чин, который читается непосредственно над умирающим.
Если кончина не внезапная, обязательно надо пригласить священника! Он проведет исповедь, причастие, прочитает необходимые молитвы именно для этого случая. Это необходимо душе, чтобы легче войти в новый для себя мир.
В течение 40 дней по усопшему близким следует каждый день читать Псалтирь, можно на выбор, но обычно это 17-я кафизма. Надо распечатать вариант с ударениями и русским шрифтом. В молитвах, которые чередуются с Псалмами, подставляется необходимое имя.
- Условием для церковного поминовения является факт крещения умершего в православной церкви. Даже если он не был воцерковлен, записки должны принимать. Считается, что до всеобщего суда у каждого есть шанс на милосердие Божие.
- Запрещено подавать записки за самоубийц. Но за них можно ставить свечи и молиться дома.
Для отпевания в церковных лавках продается особый набор, надо приобрести. Священника, как правило, требуется доставить. Посудите сами, удобно ли ехать в метро в облачении, с кадилом, да и сколько времени это займет, ведь батюшка нужен не в одном месте. Молитвы по усопшему могут читать не только родственники. Недаром принято за покойного раздавать милостыню. Нищим следует называть имя, просить их молитв. Чем их больше — тем лучше.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
В сердце человека никто не может заглянуть, кроме Господа, вдруг ваша милостыня перевернет чью-то душу? И человек всю оставшуюся жизнь, а не только до 40 дней, будет молиться за вашего усопшего папу (дедушку, брата). Не проходите мимо.
Песнь 9
Ирмос:
Ужасе́ся о сем не́бо, и земли́ удиви́шася
концы́, я́ко Бог яви́ся челове́ком
пло́тски, и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее
небе́с. Тем Тя, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к
чинонача́лия велича́ют.
Покой, Господи, душу
усопшаго раба Твоего.
Иису́се Бо́же мой, Спа́се,
Ада́мле Ты взял еси́ преступле́ние и сме́рти
вкуси́л еси́, да челове́ки от нея́
свободи́ши, Милосе́рде. Те́мже мо́лим Тя,
Ми́лостиве: преста́вленнаго поко́й, я́ко Благ,
во дво́рех святы́х Твои́х, я́ко Еди́н
Всеблаги́й и Милосе́рдый.
Покой, Господи, душу
усопшаго раба Твоего.
Несть никто́же, Милосе́рде,
и́же не согреши́ в челове́цех, то́кмо Ты
Еди́н, Иису́се Христе́, взе́мляй грехи́
всего́ ми́ра. Те́мже, очи́стив раба́
Твоего́ от прегреше́ний, вчини́ во святы́х
Твои́х дво́рех: Ты бо живо́т еси́ и
поко́й, и свет, и весе́лие всех, Тебе́
благоугоди́вших.
Слава: Удиви́ся все
естество́ челове́ческое, ка́ко Безнача́льнаго
Отца́ Сын сый Единоро́дный, плоть от Де́вы
де́йством Свята́го Ду́ха прия́л еси́, и
пострада́л еси́ я́ко челове́к, да
уме́ршия оживи́ши. Тем и преста́вленнаго ны́не
от нас, приле́жно мо́лим Тя, во стране́ живы́х,
я́ко Благ, всели́.
И ныне: Неве́сту Тя
нарица́ем, Пречи́стая, Отца́ неви́димаго, и
Ма́терь Сы́на, из Тебе́ Ду́хом Святы́м
воплоще́ннаго, и моле́бницу Тя о усо́пшем рабе́
Твое́м предлага́ем: Тебе́ бо помо́щницу
и́мамы, земни́и, и любо́вию пою́ще Тя
велича́ем.
При чтении канона
отдельно от панихиды:
Досто́йно есть я́ко
вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу,
присноблаже́нную и пренепоро́чную и Ма́терь
Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и
сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без
истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую
Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И окончание канона (см. ниже).
При чтении панихиды:
Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи.
Повторяем ирмос: Ужасеся о
сем Небо…
И окончание панихиды (литию).
Песнь 8
Ирмос:
Седмери́цею пещь халде́йский мучи́тель
богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же
лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и
Изба́вителю вопия́ше: о́троцы благослови́те,
свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те во
вся ве́ки.
Покой, Господи, душу
усопшаго раба Твоего.
Сконча́в тече́ние и к Тебе́
прибего́х, Го́споди, преста́вленный вопие́т
ны́не, прегреше́ния оста́ви, Христе́
Бо́же, и не осуди́ мене́, егда́ хо́щеши
суди́ти всем, ве́рно бо Тебе́ взыва́х: вся
дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и
превозноси́те Его́ во ве́ки.
Покой, Господи, душу
усопшаго раба Твоего.
Поне́сшаго, Влады́ко, и́го
Твое́ на ра́ме свое́м, и бре́мя Твое́
ле́гкое, а́ще и не всегда́, оба́че в
ме́сте преподо́бных Твои́х всели́ ду́шу
его́, воспе́вшаго Тебе́, Христе́ Спа́се:
о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте,
лю́дие превозноси́те Его во ве́ки.
Благословим Отца и
Сына и Святаго Духа, Господа.
Безнача́льная Тро́ице
Свята́я, Бо́же Отче и Сы́не и Ду́ше
Святы́й, в ли́це святы́х причти́ ду́шу
преста́вленнаго раба́ Твоего́ и огня́
ве́чнаго изба́ви, да Тя хва́лит, воспева́я во
ве́ки: о́троцы благослови́те, свяще́нницы
воспо́йте, лю́дие превозноси́те Его́ во
ве́ки.
И ныне: Тя, Де́во,
проро́честии ли́цы прореко́ша, прозря́ще бо Тя
прозорли́выма очи́ма: ов у́бо жезл нарече́ Тя,
ин же дверь восто́чную, ов же го́ру челове́ки
несеко́мую. Мы же испове́дуем Тя вои́стинну
Богоро́дицу, Бо́га вся́ческих ро́ждшую,
Его́же моли́ упоко́ити преста́вленнаго во
ве́ки вся.