Церковь симеона и анны
Содержание:
- Житие Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
- Народные традиции дня памяти Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
- Церковь Симеона и Анны
- Интересные факты
- Инженерный замок
- Архитектура и внутреннее убранство храма
- Где находится
- Храм Симеона Столпника на Поварской
- История
- Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы церковь
- Церковь Симеона и Анны: что рядом?
- Церковь Трех Святителей
- Шведская церковь
- Памятник Петру I
- Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Симеоновская)
- Конюшенное ведомство
- Где находится
Житие Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии — Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.
Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.
Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2, 25).
Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.
В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.
Народные традиции дня памяти Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
На Руси день памяти Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы называли «Починки». Для простого народа это была пора подготовки к весне, к началу нового цикла работ в поле.
Мужчины внимательно осматривали и ремонтировали лошадиную сбрую. «Семен с Анной сбрую чинят», «худая сбруя — несчастный выезд», «Семен и Анна расчиняй починки», «В починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да бороду столетнюю».
Хозяйки варили соломату — мучную кашу или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи. «Приехала соломата на двор, расчинай починки».
Деревенские русские люди считали праведного Симеона хранителем младенцев, матери молились ему о здоровье своих чад. Пророчицу Анну почитали защитницей от грома и молнии.
Говорили, что 16 февраля — это начало семи крутых (морозных) утренников: три до Власия (24 февраля), на Власия и четыре после Власия.
Церковь Симеона и Анны
Церковь Святых и праведных Симеона и Анны (ул. Моховая, 48), расположенная на углу улиц Белинского и Моховой, является единственной постройкой архитектора М.Г. Земцова, сохранившейся в Санкт-Петербурге.
Строительство этого храма в стиле барокко велось на месте деревянной церкви Михаила Архангела в 1731–1734 гг. Храм с высокой колокольней, увенчанной шпилем, представляет особую ценность исключительной цельностью архитектуры и удачно подобранным пропорциям и масштабам. По своему устройству церковь Симеона и Анны довольно традиционна для нашей страны. Но применение классических форм в организации фасадов и интерьеров прекрасно сочетается в ней со стилем петровского времени. В этом здании М.Г. Земцов последовательно применяет целый комплекс классических приёмов, возможно, предвидя наступление эпохи классицизма в русской архитектуре.
Интересные факты
- Самая глобальная реставрация храма святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы продлилась около 17 лет — с 1996 года по 2013 год. После проделанной работы храм был освящен патриархом Кириллом
- Долгое время храм был придворным и одним из главнейших в городе. Вплоть до 1802 года именно здесь проводились все основные таинства и самые торжественные богослужения с представителей императорской династии
- Здесь был крещен Владимир Спиридонович Путин – отец Владимира Владимировича Путина
- Храм является памятником архитектуры и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России
Инженерный замок
Рядом с Летним садом и Марсовым полем, у воды реки Фонтанки, высится Инженерный, или Михайловский, замок (Садовая ул., 2) – неприступная резиденция императора Павла I, убитого в ней заговорщиками в 1801 г. Как же строился этот грандиозный памятник недолгому правлению нелюбимого государя?
В феврале 1797 г. строители заложили первый камень в фундамент дворца, и к концу октября 1797 г. каменщики подвели его стены под временную кровлю. Работы на строительной площадке велись круглые сутки – ночью при свете факелов и костров, а число рабочих доходило до 6 тысяч человек.
Осенью 1800 г. основные строительные работы прекратились, но отделка залов и комнат императорской резиденции продолжалась до 1801 г.
Руководителем строительства замка государь Павел Петрович назначил архитектора В. Бренну, хотя тот всё же не стал единственным автором проекта этого грандиозного по масштабам сооружения. Историк Н.Е. Шильдер указывал на то, что «дворец строился по проекту В.И. Баженова и окончательно выполнен с некоторыми изменениями первоначального проекта архитектором Бренна».
—>
Дворец отличается отсутствием цельной архитектурной композиции и был, со слов драматурга Августа Коцебу, «крайне неудобен для всех тех, которым приходилось бывать в нем…».
Император Павел I лично участвовал в разработке планов постройки и постоянно вмешивался в работу зодчих. Квадратное в плане здание, а длина стороны около 100 метров, имеет восьмиугольный внутренний двор. Очень интересна планировка помещений, которые имеют в замке разные формы: прямоугольные, круглые, треугольные и многоугольные.
Объёмно-пространственное решение дворца асимметрично, и каждый фасад решён с использованием индивидуальной отделки. Очень живописен фасад, обращённый к Летнему саду, с ровными ступенями гранитной лестницы, мраморной колоннадой террасы и барельефами среднего аттика. На гранитных постаментах поставлены скульптуры Флоры и Геркулеса. Лучшая часть замка – главный фасад со входом с характерными для Бренны наличниками ворот и особой обработкой рустов с заострённым центром. Здесь на фронтоне можно видеть превосходную по исполнению мраморную скульптурную композицию «История, заносящая на скрижали славные деяния царствования».
На фронтоне главного фасада надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Знаток петербургской истории Н.А. Синдаловский рассказывает о городской легенде, связанной с этой надписью. Незадолго до убийства императора в Петербурге появилась юродивая, предсказавшая, что Павел I проживет ровно столько лет, сколько букв в тексте на фасаде Инженерного замка. На резиденции сорок семь букв. В 1801 г. государю Павлу I Петровичу должно было исполниться 47 лет.
https://youtube.com/watch?v=4z2cP2VaVT8
Во дворе, куда можно попасть через единственные Воскресенские ворота, из отделки лучше всего зодчему удались скульптурные арматуры стен, но бросается в глаза пестрота разных по форме и размерам оконных проёмов.
Со стороны главного южного фасада в 2003 г. восстановлен небольшой участок Воскресенского канала – часть водной системы, окружавшей Инженерный замок. Через него к входу перекинут Трёхчастный мост, автором которого был инженер П.П. Сакен. Название переправы связано с его видом – в плане он похож на трезубец: один из его устоев находится у Воскресенских ворот, три других – со стороны Липовой аллеи. Площадь перед Инженерным замком носит имя Петра Великого.
Из великолепной внутренней отделки многое утеряно за годы жизни замка, и что-то пытаются в наши дни воссоздать реставраторы. В 2003 г. восстановлен Общий Столовый зал в анфиладе парадных комнат императрицы Марии Фёдоровны. Отреставрирована Тронная императрицы Марии Фёдоровны, богато декорированная лепниной с позолотой и со стенами в малиновом бархате.
После смерти владельца Михайловский дворец государя Павла I Петровича пустовал, и в 1819 г. его передали Главному инженерному училищу, среди выпускников которого значатся композитор М.И. Глинка, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович и некоторые другие известные в нашей стране люди.
Архитектура и внутреннее убранство храма
Церковь Симеона Столпника выстроена в стиле так называемого провинциального барокко в одно время с другим известным городским храмом – церковью Сорока мучеников. Она стала настоящим украшением центральной части древнего Переславля.
Особенно роскошно смотрятся церковные наличники. Причем их декор отличается на разных ярусах. Наиболее искусно оформлены окна на втором этаже и в верхнем, третьем ряду. Над ними расположены лепные лики ангелов. Оконные проемы отличаются не только затейливым стилем декора, но и своими размерами.
В соответствие с традициями барокко, в оформлении фасадов храма присутствуют и пилястры, и тонкие карнизы, и пояски между этажами. Почти все детали внешнего декора окрашены в белый цвет и резко контрастируют с красно-кирпичным тоном стен храма. В отличие от основного здания, колокольня и примыкающая к ней сторожка почти лишены внешнего оформления.
Основу Симеоновской церкви составляет высокий двухэтажный храм. В западной части над ним стоит небольшая, увенчанная шатром колокольня. Если смотреть с Ростовской улицы (с запада), ее видно первой. Шатровая часть не очень высокая, и в ней в один ряд проделаны слуховые отверстия. Внизу здания, на его первом этаже расположена теплая церковь, а верхний этаж отдан под летний, холодный храм.
Церковь завершает вытянутый вверх купол, в котором проделаны четыре отверстия для освещения – люкарны. На куполе установлены пять барабанов, поддерживающих церковные главки. Под тонкие барабаны, расположенные по бокам, подведено подобие самостоятельных куполов, сливающихся в сложную по форме единую кровельную конструкцию. А главки увенчивают красивые ажурные кресты.
Где находится
Адрес
улица Моховая дом 48
Метро
Ближайшие станции:
- «Гостиный Двор»
- «Маяковская»
- «Чернышевская»
Каждая из них расположена в районе полутора километров.
Как добраться
От станции «Гостиный Двор»
Выйдя из вестибюля метро, повернуть направо и идти вдоль Невского проспекта до Екатерининского сквера. Там перейти дорогу и двигаться по Малой Садовой улице. Далее направо по Итальянской улице и прямо мимо Манежной площади до ее слияния с Караванной улицей. Там повернуть налево и идти до площади Белинского. Перейти Фонтанку по мосту и пройти еще несколько метров до Моховой улицы – храм окажется слева.
От станции «Маяковская»
Выйдя из вестибюля метро, повернуть налево и идти вдоль Невского проспекта до пересечения с Литейным проспектом. Там перейти дорогу и двигаться по нечетной стороне Литейного до улицы Белинского. Повернуть налево и дойти до Моховой улицы – храм будет справа.
От станции «Чернышевская»
Из здания метрополитена нужно выйти налево, дойти до Кирочной улицы, по ней двигаться до Лиговского проспекта. Там нужно перейти дорогу и пойти налево до улицы Пестеля. Еще раз перейти дорогу и идти по нечетной стороне улицы Пестеля до пересечения с улицей Моховой. Затем снова повернуть налево и идти по Моховой практически до ее пересечения с улицей Белинского – храм будет слева.
Можно на остановке «Метро Чернышевская» сесть на автобус № 90 и доехать до остановки Жуковского на Литейном проспекте, затем пройти пешком примерно 400 метров.
Храм Симеона Столпника на Поварской
Храм Симеона Столпника известен с 1625 года. Как считают некоторые исследователи, построен он был в память о дне восшествия на престол царя Бориса Годунова. Этот же день (1 сентября) совпадал с празднованием дня христианского святого Симеона Столпника, поэтому освятить церковь было решено именем этого святого.
Улица Поварская, на которой расположен храм, названа по существовавшей здесь поварской слободе, где проживали работники царской кухни.
В 1676 г. из государственной казны были выделены средства на строительство новой каменной церкви вместо деревянной. В течение трех лет московские мастера возвели новый Храм Симеона Столпника в стиле русского узорочья. Сверху храм украсила пирамида кокошников, увенчанная пятью главами, а с запада прильнула двухпридельная трапезная. В общем с храмом стиле построена и трехъярусная шатровая колокольня.
В 19 веке храм был местом венчания многих знатных пар, таких как граф Н. П. Шереметев и оперная певица и актриса П. И. Жемчугова-Ковалева, писатель С. Т. Аксаков и генеральская дочь О. С. Заплатина. В середине 19-го века в этом же храме перед смертью причащался писатель Н. В. Гоголь.
С установлением советской власти в 20-м в. начались гонения и репрессии служителей всех церквей, один за другим закрывались церковные приходы. В 1941 году были сняты кресты и с Храма Симеона Столпника, приход перестал существовать. Священнослужителей репрессировали, ценное церковное имущество конфисковали, остальное — уничтожили.
После победного окончания Великой Отечественной войны Москва начала быстро восстанавливаться и развиваться. В районе, где располагалась церковь началось бурное строительство: сначала трассы (будущей ул. Новый Арбат), а затем и высотных зданий вдоль нее. Старинный полуразрушенный храм не вписывался в современный облик столичного района, встал вопрос о его сносе. Но благодаря усилиям общественности храм был спасен, а в середине 1960-х гг. отреставрирован.
В 1968 году здание передали в пользование Всероссийскому обществу охраны природы, которое разместило там выставку мелких животных и птиц. За два десятка лет существования этой выставки были окончательно утрачены внутренние интерьеры церкви, а стены и пол храма безнадежно пропитались навозным запахом животных.
К 1990 году общество охраны природы покинуло помещения храма, и после незначительного ремонта в нем устроили выставку живописи и народного искусства. В 1992 году здание храма Симеона Столпника на Поварской было возвращено церкви. После восстановительных работ храм заново освятили и, спустя полвека, в нем снова начались богослужения.
История
Строительство храма было задумано императрицей Анной Иоанновной взамен обветшавшей церкви с деревянным куполом, освященной в честь Архангела Михаила.
Он выполнил классический, но от этого не менее хороший план постройки церкви: три придела, оригинальный купол основной части и большая 47-ми метровая колокольня. В 1731 год начались работы по воплощению плана в жизнь.
Изначально планировалось завершить строительство до сентября 1733 года, но в сроки уложиться не удалось. Особенные трудности вызвало возведение шпиля – его возвел Герман ванБолес. Работы по строительству храма закончились в январе 1734 года
Храм долгое время являлся придворным. В процессе своего существования внешний облик храма святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы неоднократно менялся. Так, в 1772 году был возведен еще один придел в честь Святого Великомученика Евстафия Плакиды, просуществовавший до 1802 года. А в период с 1803 по 1808 годы были пристроены ризница и часовня архитектором Михаилом Выборовым. Длительное время храм был орденской церковью, где заседала дума ордена Святой Анны.
В период с 1862 по 1869 годы архитектор Георгий Винтергальтер еще несколько расширил церковь. В то же время был добавлен еще один придел в честь иконы Божией Матери Троеручницы. В 1868 году при храме открыли детский приют и богадельню.
Изменения в России ХХ века не прошли мимо храма. В 1938 году он был закрыт, а реликвии распределили по музеям. Новая власть решила сделать из него сначала склад, а затем музей метеорологии.
И лишь в 1991 году это место вновь вернули церкви, а в 1995 году храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы был освещен вновь. Тогда же был установлен новый крест. Богослужения в храме начались сразу после его открытия.
Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы церковь
Петровское барокко
Церковь во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы находится на углу Моховой улицы и улицы Белинского. Участок земли, на котором сегодня располагается храм, был подарен Петром I своей трехлетней дочери Анне в честь именования ее царевной. Владения Анны простирались вдоль Фонтанки отсюда вплоть до Невского проспекта, от берега реки до современного Лиговского проспекта. В 1712 – 1714 годах по распоряжению Петра I на участке была построена небольшая деревянная церковь во имя Архангела Михаила.
Со временем деревянная церковь обветшала, и императрица Анна Иоанновна распорядилась построить на ее месте новую каменную церковь. В 1731 – 1734 годах под руководством выдающегося зодчего М.Г. Земцова был построен новый храм. Фасады церкви украсили деревянными скульптурами. Храм выполнен в стиле петровского барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры. Церковь имеет три предела и колокольню высотой в сорок семь метров. Храм завершен высоким световым барабаном, увенчанным куполом сложного рисунка. Иконостас церкви выполнил резчик К. Ган. 27 января 1734 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны церковь была торжественно освящена. Главный алтарь храма освятили во имя Святых Праведных Богоприимца Симеона и Анны Пророчицы. После завершения строительства и открытия храма, он был объявлен придворным. До постройки предшественника Казанского собора в этой церкви проходили особо торжественные богослужения.
Церковь Симеона и Анны. Фото А. Лоренса. 1860-е гг
Во время правления императора Павла I церкви был присвоен орден Святой Анны. В начале XIX века храм перешел из придворного в епархиальное ведомство, в результате чего церковь перестала быть орденской. В 1803 – 1808 году по проекту архитектора М.П. Выборова к церкви были пристроены ризница и часовня. В 1869 – 1872 годах под руководством архитектора Г.И. Винтергальтера храм расширили и обновили интерьеры.
В 1938 году церковь была закрыта, ее помещения стали использоваться как склады. В начале 50-х годов XX века здание было отреставрировано и передано Музею метрологии. В начале 90-х годов церковь была возвращена петербургской епархии. 1 января 1995 года вновь состоялось торжественное освящение храма. По-существу, здание храма капитально не ремонтировалось с момента его строительства в 1734 году. Учитывая, что церковь была построена из кирпича, а в те времена он был очень плохого качества, священнослужители работали в обшарпанном снаружи и разрушающемся изнутри здании. С 1996 года начались работы по реставрации здания церкви: стены храма практически сделали заново, на крыше устроили новую стропильную систему, металлический каркас, положили медную кровлю, полностью заменили пол в здании. В настоящее время при участии специалистов Академии художеств в здании идет реставрационные работы по восстановлению внутреннего убранства храма.
Церковь Симеона и Анны: что рядом?
Церковь Симеона и Анны находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Драматический театр «На Литейном» ~ 0,2 км. Музей-квартира Н.А
Некрасова ~ 0,2 км
Музей-квартира Н.А. Некрасова ~ 0,2 км
Особняк княгини Юсуповой ~ 0,2 км
Музей «Американский кабинет» Иосифа Бродского в Фонтанном Доме ~ 0,2 км
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк ~ 0,3 км
Музей-квартира Л.Н. Гумилева ~ 0,3 км
Музей циркового искусства ~ 0,3 км
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме ~ 0,3 км
Церковь Трех Святителей
Рекомендовать место
4
Храм был заложен как зимняя церковь в 1740 году по проекту Джузеппе Трезини. Это одна из самых старых каменных церквей Санкт-Петербурга. Она была освящена в 1760 году во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Церковь имеет два входа: южный и западный. С востока здание церкви завершается большой трехгранной апсидой. Над двускатной крышей возвышается невысокий барабан, увенчанный небольшим куполом со шпилем. Внутри здание разделено мощными столбами на три нефа, столбы поддерживают большой свод в среднем нефе и малые крестовые своды в боковых.
В 1916 году, когда в Санкт-Петербурге грузинская диаспора насчитывала около 6000 человек, церковь была временно передана грузинскому приходу для совершения богослужений. Здесь впервые в городе прошли богослужения на грузинском языке.
В советское время в стенах церкви находились трикотажная фабрика, гидротехническая лаборатория, а после — производство Ленбытхима.
В 2000-х годах проводилась реставрация здания.
Шведская церковь
Рекомендовать место
3
Шведская церковь Св. Екатерины евангелическо-лютеранского прихода построена в псевдороманском стиле в 1767 году.
В 1734 году на месте Шведской церкви располагалась деревянная церковь, в которой богослужения проводились на финском и шведских языках, а позже община разделилась на два прихода: шведский и финский. Каменную церковь Св. Екатерины построили по проекту Г. Вельдтена. Назвали церковь в честь императрицы Екатерины II, пожертвовавшей на строительство 7 тыс. рублей. В XIX веке приход церкви составлял уже более 6,5 тыс. человек, поэтому в 1863 году по проекту К. Андерсона построили новую романскую каменную церковь.
До революции главным архитектором церкви был Ф. Лидваль. Он выстроил шестиэтажный дом с дворовым флигелем и концертным залом для прихожан. Стиль его творения характеризуется как «северный» модерн с классическими мотивами.
После революции церковь разграбили и перестроили под спортивные залы. Лишь в 2005 году здание храма было снова передано евангелическо-лютеранской общине Петербурга.
Памятник Петру I
Кленовая аллея перед входом в Михайловский замок восстановлена архитекторами Е.И. Катониным и В.Д. Кирхоглани в 1950-х гг. Её смысловым центром выступает памятник императору Петру I, скульптора Б.К. Растрелли-старшего. Высокий, в римском стиле пьедестал выполнен архитектором Ф.И. Волковым.
Конная статуя самодержца выполнена ещё при жизни царя-реформатора, но полностью скульптор завершил её к 1747 г. Предполагалось именно этот монумент поставить на Дворцовой площади, но от этой идеи отказались.
На мраморном постаменте – два бронзовых барельефа с сюжетами петровских побед: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», исполненных знаменитыми русскими мастерами В.И. Демут-Малиновским, И.Е. Моисеевым, И.И. Теребеневым и М.И. Козловским. На лицевой стороне накладными буквами сделана надпись: «Прадеду – правнук».
Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Симеоновская)
Церковь святых Симеона и Анны
Церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы
Земля, на которой стоит Симеоновская церковь, была подарена Петром I своей трёхлетней дочери Анне в честь именования её царевной. В 1712-1714 годах по приказу Петра здесь была построена деревянная церковь во имя св. Симеона и Анны. П. Н. Петров в книге «История Санкт-Петербурга» указывает, что сооружена она была для нижних дворцовых служителей и работников, поселённых тогда же в районе между Фонтанкой и Литейной першпективой .
Со временем деревянная церковь обветшала. Считается, что новую каменную приказала построить императрица Анна Иоанновна. Но судя по сведениям из книги К. В. Малиновского «Санкт-Петербург XVIII века» работы по сооружению здесь нового храма начались ещё до вступления Анны Иоанновны на престол. В 1728 году Синод решил за ветхостью старого деревянной церкви её перестроить и воздвигнуть новую ближе к Фонтанке. В июле царским указом было велено начать строить фундамент, а Канцелярия от строений указала архитектору М. Г. Земцову составить проект здания . Фундамент вывели только к октябрю 1729 года, а стены начали возводить уже в анненское время, то есть в 1731-1734 годах.
Первоначально фасады здания и её интерьер были обильно украшены деревянными скульптурами. Их изготовление Земцов просил доверить резных дел мастерам Кондрату Оснеру и Кондрату Гану, но Канцелярия от строений решила поручить это задание только Кондрату Гану и его подмастерьям. Проект предусматривал:
«к делу иконостаса… капителей коринтического ордина по рисунку осми, композического ордина по рисунку ж четырёх, которые имеют быть на круглых точёных столбах… а при том же иконостасе десять ангелских статуй, також над царскими дверми клейма с ангелами и самые царские двери и на втором апартаменте в сиянии дух святый… надлежит… исправить резною работою около болшаго лантернина и около колоколни вырезать деревянных статуй апостолских и ангелских двенадцать, да около болшаго ж лантернина зделать резною ж работою шеснадцать пилястровых капителей композического ордина, да в верхнем лантернине вырезать восемь кракштинов да точёных вазов вырезать… тритцать восмь, около колоколни вырезать фестонов восмь» .
Церковь святых Симеона и Анны
Штукатурные работы внутри и снаружи велись с мая 1732 года. В октябре уже требовалось 2 000 листов белого железа для кровли крыши. В июле 1733 года было приказано устанавливать шпиль и изготовить четыре часовых круга диаметром около полутора метров. Это было исполнено к августу следующего года. Установкой шпиля, который изначально венчал ангел с крестом, руководил Герман ван Болес. Шпиль собирался из единых элементов на земле, а затем с помощью канатов, системы блоков и противовесов был поднят на колокольню. В июле 1735 года ван Болес просил на обивание шпиля 1 500 листов белой жести. Ещё спустя три года колокольня была оборудована часами-курантами, которые ранее сняли с церкви Вознесения Христа на Васильевском острове при её разборке (на её месте сейчас находится манеж при Меншиковском дворце).
27 января 1734 года церковь была освящена в присутствии императрицы. Главный алтарь освятили во имя Святых Праведных Богоприимца Симеона и Анны Пророчицы.
Храм был объявлен придворным, и до постройки предшественника Казанского собора здесь проходили особо торжественные богослужения. В 1779 году церковь обнесли оградой.
Симеоновскую церковь посещали высокопоставленные чины и члены царской семьи. Павел I присвоил церкви орден Святой Анны, изображение которого укрепили на фасаде здания. В 1802 году храм перешёл из придворного в епархиальное ведомство, в следствие чего церковь перестала быть орденской.
По храму были названы площадь, пролегающая рядом улица и мост через Фонтанку — Симеоновские. В ХХ веке они были переименованы в память о революционере Виссарионе Белинском.
В 1938 году храм был закрыт. Некоторые его помещения были использованы как склады и сильно повреждены. В 1951-1954 годах прошла реставрация здания, оно было передано Музею метеорологии. В 1991 году здание возвращено Санкт-Петербургской епархии. 1 января 1995 года церковь была вновь освящена. В 2003-2005 годах здание вновь отреставрировали.
Поделиться
Рейтинг 0%
Источники
1 Малиновский К. В. : «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 — 576 стр.
2 Жигало М. В., Тукиянен И. А.
: «Самые известные храмы Санкт-Петербурга». Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 — 285 стр.
3 Петров П. Н.
: «История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления». Издательство «Центрполиграф», 2004 — 782 стр.
Конюшенное ведомство
Конюшенное ведомство, или Конюшенный двор (наб. реки Мойки 2–4 / Конюшенная пл., 1), располагалось на одноименной площади. Формирование Конюшенной площади, вытянутой вдоль исторического здания двора от Большой Конюшенной улицы до канала Грибоедова (Екатерининского), проходило постепенно на протяжении XVIII и XIX вв. Хотя официальное название площади дали уже 20 августа 1739 г.
С 1730-х гг. территория застраивалась жилыми домами работников конюшни, кузницами и амбарами для фуража. Конюшенное ведомство (двор) обеспечивало императорскую фамилию каретами и колясками, поэтому и располагалось оно рядом с императорскими резиденциями.
Новое здание Конюшенного двора архитектор Л. Руска начал возводить в 1800-х гг., но завершил постройку в 1817–1823 гг. другой архитектор – В.П. Стасов. В 1865 г. комплекс построек Конюшенного двора частично реконструирует архитектор Г.Ф. Гросс.
Главный фасад храма украшен колоннами ионического ордера и парным барельефом работы скульптора В.И. Демут-Малиновского: «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста». Прямоугольное, почти квадратное здание храма завершено невысоким куполом и увенчано крестом. Правый и левый дальние углы постройки завершаются круглыми приземистыми барабанами, выполняющими роль колокольни. Этот храм знаменит тем, что 1 февраля 1837 г. здесь отпевали поэта А.С. Пушкина, а в 1857 г. – композитора М.И. Глинку. С 1919 по 1990 г. церковь была закрыта властями и использовалась сторонними организациями.
Остальная территория комплекса, при всей ценности здания, не особо интересна – конюшни, помещения для карет и экипажей, здания для обслуживающего персонала.
Где находится
Адрес
улица Моховая дом 48
Метро
Ближайшие станции:
- «Гостиный Двор»
- «Маяковская»
- «Чернышевская»
Каждая из них расположена в районе полутора километров.
Как добраться
От станции «Гостиный Двор»
Выйдя из вестибюля метро, повернуть направо и идти вдоль Невского проспекта до Екатерининского сквера. Там перейти дорогу и двигаться по Малой Садовой улице. Далее направо по Итальянской улице и прямо мимо Манежной площади до ее слияния с Караванной улицей. Там повернуть налево и идти до площади Белинского. Перейти Фонтанку по мосту и пройти еще несколько метров до Моховой улицы – храм окажется слева.
От станции «Маяковская»
Выйдя из вестибюля метро, повернуть налево и идти вдоль Невского проспекта до пересечения с Литейным проспектом. Там перейти дорогу и двигаться по нечетной стороне Литейного до улицы Белинского. Повернуть налево и дойти до Моховой улицы – храм будет справа.
От станции «Чернышевская»
Из здания метрополитена нужно выйти налево, дойти до Кирочной улицы, по ней двигаться до Лиговского проспекта. Там нужно перейти дорогу и пойти налево до улицы Пестеля. Еще раз перейти дорогу и идти по нечетной стороне улицы Пестеля до пересечения с улицей Моховой. Затем снова повернуть налево и идти по Моховой практически до ее пересечения с улицей Белинского – храм будет слева.
Можно на остановке «Метро Чернышевская» сесть на автобус № 90 и доехать до остановки Жуковского на Литейном проспекте, затем пройти пешком примерно 400 метров.