Великомученик евстафий плакида и наталия сухинина «полководец плакида»

Житие святого Евстафия

Обращение в христианство и следование всем основам касалось не только него, но и всей семьи. Так как происходили все события давно, то известно о них не очень много. Плакида – это было его им до крещения. Изначально он был полководцем во время правления Тита и Траяна. Даже будучи язычником, он никогда не проходил мимо страждущих, что не осталось без внимания божьего. Его милосердие было направлено на тех, кто действительно в нем нуждался.

Житие великомученика Евстафия Плакиды полностью изменилось после одного случая во время ловли крупного зверя. Он следовал на коне за оленем. Взобравшись за ним на гору он увидел распятие между его рогами с Христом. Далее последовал голос, который велел ему прийти к священнику и присоединится к рабам Его.

Именно в тот момент поверил он в Бога и решил пройти крещение. Вернувшись домой он рассказал все жене. Она также поведала ему сон, который приснился ей накануне. В нем говорилось о том, что Иисус направлял всю семью на служение Ему. После этого они все отправились к пресвитеру, который и провел обряд.

На следующий день святой пошел на гору поблагодарить Господа и помолится. Там ему было поведано о будущих испытаниях. Уже скоро он полностью разорился и тайно покинул свой дом. Плывя на корабле капитан был поражен красотой его жены. Он высадил мужчину и его сыновей, а женщина осталась. Все были убиты горем, но решили следовать далее.

Переходя бурную реку он решил брать мальчиков по очереди на руки. Пока переносил первого, второго украл лев и забрал в пески. Стараясь его спасти, волк унес в лес и второго. Так опечаленный он пошел дальше. Ни разу не усомнился в Боге, так как знал, что это были посланные испытания. Он пришел в селение, где стал рабочим. Во времена войны император вспомнил о нем и попросил разыскать. Воины нашли своего полководца и он стал командовать войском. Не знал он в то время о том, что среди его подчиненных были спасенные сыновья. А жилище, возле которого стоял лагерь, жила его жена.

Со временем все стало явным. Закончилась война их победой и семья вновь воссоединилась. На иконе Евстафий Плакида изображается в окружении своих близких.

На этом их испытания не закончились. Император пожелал принести жертву идолам. Евстафий отказался, так как признался в том, что он христианин. За это сначала всю семью отправили на растерзание зверям, но те их не тронули. Потом их поместили в огненного медного быка. Через три дня его открыли и увидели, что их тела были не тронуты. Многие после этого уверовали в чудо Христа.

Почитают его и в наши дни. Так, например, в его честь были названы группа островов в Карибском море. Основной святыней считается церковь святого Евстафия в Риме. Известной она стала только в 9 веке, а вот построена была еще в 7. Есть сведения о том, что части его мощей хранятся в монастыре Вознесенская Давидидовой пустыни.

Почитание

Святейшего Евстафия почитают католики и православные. В средние века на месте встречи Плакида с оленем вблизи римского города Тиволи на скале Вультурелла была построена церковь Пресвятой Богородицы. До сих пор в Риме стоит старинный храм в честь Святого Евстафия, возведенный еще в 7 веке.

Во славу святого ежегодно в храмах 20 сентября (3 октября) проходит праздничная церковная служба. Празднования памяти Евстафия проводились в церквях Рима еще в 7 веке. В католицизме святой входит в святейшую группу, состоящую из четырнадцати святых помощников. Во времена средневековья Евстафия считали покровителем охотников и лесников. Святого почитали во многих странах Центральной Европы. Евстафий был покровителем Мадрида.

Православные христиане тоже считали Плакида своим святым. В честь него была построена церковь Эртацминда в Грузии. Евстафий считался покровителем грузинского царя Луарсаба Второго и полководца Саакадзе, разгромившего в 17 веке турков.

На Руси Плакиду считали воином-великомучеником, царским святым. В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора есть упоминание о Евстафии. С этим святым сравнивается креститель Руси Владимир. Князь, как и римский воевода, не побоялся язычников и встал на сторону Спасителя. Имя Евстафий даже получил сын Мстислава Черниговского (внук князя Владимира).

Характеристика именинника Евстафия:

Из древнегреческого языка – буквально – хорошо стоящий, то есть постоянный, устойчивый. Русская форма – Остафий, Стахей. В Украине – Остап. У поляков – Стас, Стах, Сташек.

В энергетике имени Остап явственно ощущается уверенность в себе, самостоятельность, склонность к юмору, в чем, кстати, немалая заслуга широко известного Великого Комбинатора Остапа Бендера, и вместе с тем в имени можно уловить некоторую закрытость.

Обычно Остап является довольно независимым человеком, он рассудителен, не лишен воображения, очень самоуверен и самолюбив, а вот что касается его остроумия, то совсем не факт, что оно найдет свое отражение в поведении Остапа. Он умеет быть терпеливым и настойчивым, обладает хорошими волевыми качествами, а его независимость и самостоятельность вовсе не предполагает конфронтацию с начальством. Нет, Остап привык держать себя в руках, может подчиняться доводам логики, и при таком раскладе его независимость не вызывает ничего, кроме уважение. Быть может, единственное, чего ему не хватает для полноценного счастья, так это некоторой легкости в общении с окружающими.

Икос 1

Ангелов Владыка и человеков Творец хотяй всем спастися и в разум истины приити, в дивнем образе явися тебе, Евстафие, егда над главою еленя Крест и на нем подобие распятаго за ны Господа Иисуса Христа узрел еси.Ты же глас Христов: «Почто гониши Мя, Плакидо?» во изумлении слышав, в страсе вопрошал еси: «Кто Ты, Господи, ко мне рекий?» И уведев, яко Той есть Иисус Христос, пришедый грешныя спасти, истинным Богом Того исповедал еси. Мы же, таковому твоему обращению к вере истинней чудящеся, взываем сице:

Радуйся, из среды нечестивых Господем изведенный.

Радуйся, на путь спасительный Им наставленный.

Радуйся, всем сердцем Творца возлюбивый.

Радуйся, огнь страстей в себе угасивый.

Радуйся, яко за имя Сладчайшаго Иисуса страдания велия претерпел еси.

Радуйся, яко верен Ему даже до смерти лютыя пребыл еси.

Радуйся, венцем мученическим главу свою украсивый.

Радуйся, райския сладости со святыми вкусивый.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Иконография

Мч. Евстафий Апсильский изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече мученика) указывают на знатное происхождение святого. На груди — золотой, также украшенный драгоценными камнями плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов которого написан лик Иисуса Христа,- образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды . В левой руке Евстафий держит меч, в правой — крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, главным образом вмч. Георгия. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы, — т. о. св. воины «напоминают» о данных обетах.

Использованные материалы

  • Иером. Дорофей (Дбар), С. А. Моисеева. «Евстафий Апсильский» // Православная энциклопедия, т. 17, с. 310-311

  • Ὁ Ἅγιος Εὐτύχιος ὁ Μάρτυρας καὶ οἱ σὺν αὐτῷ μαρτυρήσαντες // Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»)

  Theoph. Chron. Т. 1. P. 393-394

  Чичуров. 1980. С. 141

  Васильевский В. Г. Законодательство иконоборцев // Он же. Труды. Л., 1930. Т. 4. С. 166-167

  В греческих святцах указан иной год мученичества св. Евстафия —

  Michel le Syrien. 1901. IX 21

  IX в.; Theoph. Chron. T. 2. P. 268

  Абх. сказки и легенды. 1994. С. 197-200

  Салтыков А., прот. 1996. Вып. 1. С. 5-19

Литература

  • Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. P., 1901. Brux., 1963r. T. 2. P. 501;
  • Chronicon Anonymi ad annum Christi 1234 pertinens / Interpr. I.-B. Chabot. Lovanii, 1937, 1965r. P. 244. (CSCO; 109. Syr.; 57);
  • MartRom. P. 96-97;
  • Чичуров И. С. Визант. ист. сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 139 (коммент.).
  • ActaSS. Mart. T. 2. P. 355-356;
  • Уварова П. С. Христ. памятники Кавказа. М., 1894. (МАК; 4);
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 652;
  • Janin R. Eutychius (2) // DHGE. Т. 16. Col. 92;
  • Sauget J.-M. Euthichio (Eustazio) e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 322; PMBZ, N 1751;
  • Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986;
  • Абхазские сказки и легенды / Сост.: И. И. Хварцкия. М., 1994;
  • Воронов Ю. Н. Распространение христианства в Абхазии. 1995. Ркп. С. 14 // Личн. архив Д. К. Чачхалия;
  • Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды) // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5-19;
  • Чачхалиа Д. К. Абхазская Правосл. Церковь: Хроника: Приб. М., 1997. С. 49-50;
  • Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в 1-м тыс. Новый Афон, 2005. С. 21-23, 174-177, 221.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector