Церковь успения пресвятой богородицы на покровке

Староста церкви

В 1812 году, когда Москва горела, церковь не пострадала, однако уже к середине 19 века храм Троицы Живоначальной на Грязех оказалась не в состоянии вместить всех прихожан. Поэтому староста церкви, благотворитель и Евграф Владимирович Молчанов, задумал перестроить ее на свои средства.

Евграф Молчанов был крупным предпринимателем, владельцем нескольких текстильных и ситценабивных фабрик в Москве и Подмосковье. Всю свою жизнь Евграф Владимирович помогал бедным, сиротам, своим рабочим.

И вот для осуществления своего замысла и построения храма он обращается к известному архитектору и своему другу М. Д. Быковскому.

Как появилась в России эта икона?

Оригинальная чудотворная икона, согласно преданию, была привезена в Россию из Италии в годы правления Петра Романова. Легенда рассказывает о некоем безымянном юноше, уехавшем обучаться живописи в Европу. Вернувшись после обучения на родину, художник оставил на хранение своему родственнику, работавшему в одном из московских храмов, на хранение картину, которая сейчас известна как икона «Трех радостей». Предание вызывает массу вопросов. То, что молодой человек отбыл на обучение не в Голландию, как это было принято в те времена (то есть во время правления Петра Великого), а в Италию, можно объяснить. К примеру, он мог выехать туда из Голландии. Этот момент принципиален, поскольку увлечение итальянцами (художниками, архитекторами и скульпторами) у российских правителей наступило с середины правления Елизаветы. Во времена же Петра живописи обучались в Голландии.

Неясно и то, почему в предании отсутствует имя мастера. Во-первых, все, кто уезжал на обучение за счет, образно говоря, казны государевой, строго учитывались. Даже если мастер поехал учиться за собственные средства, то вернулся-то он к московскому родственнику – официальному священнослужителю. То есть установление имени художника не должно представлять сложности.

Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора

Церковь, выстроенная крепостным мастером, восхищала не только простых москвичей, но и именитых архитекторов.

Василий Баженов, строитель Михайловского замка в Петербурге и Царицынского дворца, сравнивал Успенский храм с храмом Василия Блаженного.

Церковь вдохновила Варфоломея Растрелли на строительство Смольного собора в Петербурге.

На строительство Смольного собора Растрелли был вдохновлен Успенской церковьюХрам на Смоленском кладбище в Петербурге создан «по мотивам» Успенской церкви в Москве

Еще один храм северной столицы, созданный в подражание Успенской церкви – храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище. Здесь в начале XX в. отпевали поэта Александра Блока.

Сейчас на месте церкви находится сквер

До 1935 г. здесь была Успенская церковь

На месте храма, на пересечении улицы Покровка и переулка Потаповского, находится сквер. В сквере какое-то время работала пивная, затем летнее кафе.

Сохранился дом, где жили служители Успенской церкви. В нем была кофейня, затем — грузинский ресторан. Владельцы заведения не преминули использовать историю памятного места.

В заведении охотно показывают фрагмент стены бывшей церкви — ведь она вплотную примыкала к дому причта.

Остатки декора храма сейчас можно увидеть в Донском монастыре Москвы. Они являются частью ограды обители.

С 2017 г. в Москве развернулось движение за воссоздание Успенской церкви. Ведь сохранились и фотографии, и четрежи, и эскизы. Ежегодно православные верующие проводят молебен на месте храма в праздник Успения.

Примечания

  1. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989. — С. 302.
  2. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989. — С. 294.
  3. [https://www.pravoslavie.ru/jurnal/060520212622.htm История храма святителя Николая Чудотворца на Болвановке на pravoslavie.ru ]
  4. 12 [https://www.ronde.ru/cupola53.php История успенского храм наronde.ru ]
  5. [https://www.e-journal.ru/p_kultura-st3-3.html Белорусские мастера в Московском государстве второй половине XVII века. e-journal.ru ]
  6. [https://www.pravoslavie.ru/put/050725075420.htm История иконы Божией Матери «Троеручица» на pravoslavie.ru ]
  7. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 49—50. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  8. [https://212.188.13.168/izdat/Patriarh/50.htm Приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 50-летия Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве 11 октября 1998 года.]
  9. [https://archive.jmp.ru/page/index/194808693.html Передача подворий автокефальным Православным Церквам/№08 август 1948/Архив Журнала Московской Патриархии с 1943 по 1954 год]
  10. https://novinite.ru/articles/18114/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B5+%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B
  11. [https://www.patriarchia.ru/db/text/390144.html Настоятель болгарского подворья в Москве покидает Россию / Новости / Патриархия.ru]
  12. [https://dveri.bg/component/com_content/Itemid,29/id,6394/view,article/ Негово Светейшество патриарх Максим е спрял връщането на епископ Игнатий в България | Новини от България]

Святыни

Икона Божией Матери «Три Радости»

  • Чтимая икона Божией Матери «Трех радостей»
  • Икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей (имеет особую благодать помогать женщинам в недугах)
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона благоверных Петра и Февронии с частицами мощей
  • Икона святителя Луки Крымского
  • Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
  • Икона сирийских подвижников, основателей грузинского монашества
  • Икона с частицей мощей святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
  • Икона Божией Матери «Иверская»
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Частица мощей святого великомученика Меркурия
  • Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  • Частица мощей святителя Филарета, митрополита Московского
  • Образ Почаевской иконы Божией Матери со святыми преподобными Иовом и Амфилохием Почаевскими и частицами мощей преподобных
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Икона Божией Матери «Домостроительница»

Церковь Успения на Покровке

Храм Успения на Покровке был любимым храмом Фёдора Достоевского. Его жена вспоминала, что, бывая в Москве, он возил ее, «коренную петербуржку», посмотреть на эту церковь, потому что чрезвычайно ценил ее архитектуру. И бывая в Москве один, Достоевский всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на нее. Успенская церковь была названа «восьмым чудом света». Современникам Успенский храм представал громадой составленных церквей, летящих в небеса, но вместе с тем стройным, как архитектурная поэма. Это чудо имело вырезанную на портале символическую надпись «Дело рук человеческих».

В ноябре 1935 года Моссовет под председательством Н. А. Булганина постановил закрыть и снести Успенскую церковь, «имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке». Перед сносом провели необходимые научные работы и обмеры. Два резных наличника и фрагменты фасада передали в музей при Донском монастыре, верхний иконостас 1706 года – в Новодевичий монастырь, где он был поставлен в надвратном Преображенском храме. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания, на ее месте образовался пресловутый скверик с березками на углу Покровки и Потаповского переулка.

Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу

В 1935 г. власти Москвы решили разрушить храм, памятник истории и культуры. Официальной причиной была объявлена «необходимость обеспечить проезд» по Покровке.

Против сноса протестовали архитекторы, деятели культуры.

Есть рассказ, что архитектор П.Барановский даже заперся в церкви, сказав:


Петр Барановский
архитектор должность

Зимой 1935 г. церковь была снесена. Предварительно демонтировали часть ее декора и иконостас в верхнем храме. Два наличника и лепнику с фасада передали в музей.

Интересно, что, снеся великое творения мастера Потапова, власти сохранили его имя за переулком рядом с бывшим храмом.

Описание и значение иконы

В сравнении с итальянским полотном икона Божией Матери «Три радости» имеет существенные отличия; Святая троица на иконе «Трех радостей» написана в традиционном для русской иконописи стиле.

В центре иконы – Богоматерь, держащая на руках Младенца Иисуса, по сторонам от Нее – св. Иосиф Обручник, предназначенный Ей в супруги, и юный Иоанн Креститель, ставший Предтечей Спасителя. Их воззрения излучают бесконечную страсть, каковую они отправляют Сыну Божьему.

Багряное одеяние Богоматери имеет особое значение: оно подчеркивает, что перед нами – Царица Небесная во всем Своем величии. Но взор Богоматери, как всегда на православных иконах, печальный и проникновенный; кажется, Она способна читать в глубине сердец тех, кто молится Ей о помощи.

История

Строительство храма

Построена в 1861 году по проекту известного московского архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е. В. Молчанова. Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI—XIX вв.

Деревянная церковь с престолом Василия Кесарийского известна на этом месте с 1547. Она стояла на заболоченном берегу небольшой речки Рачки, почему и получила название «грязи».

С 1619 года известен престол Покрова.

В 1649 году построена первая каменная церковь с обоими престолами.

В 1701 году построена вторая, с новым приделом Введения.

Летом 1742 года рухнула колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно оттого, что были выстроены на топком месте.

В 1745 году разрешено строить новую церковь без васильевского придела.

Престол Введения освящен в июле 1748, главный — Троицкий, в 1752 году.

В 1819 году теплая церковь разобрана и на средства Борисовской выстроена новая с престолами Собора Богоматери и св. Николая.

В 1855 — 1884 годах протоиереем церкви был Александр Соколов.

В 1899 году храм, построенный Быковским был обновлён и освящён 31 октября.

Советский период

В 1929 году храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет — ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным).

В январе 1930 года храм Троицы был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище.

В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.

В 1979 году на своде бывшего храма появилась трещина. Дом культуры решено было закрыть и провести капитальный ремонт. В 1980—1981 годах были проведены ремонтные работы и укреплён фундамент.

В начале 1990-х годов в здании размещался Центр досуга и отдыха московского областного комитета профсоюзов.

Возрождение храма

В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви. Проект реставрации был подготовлен В. А. Тишкиной и О. А. Данилиной.

В 2009 году закончилась реставрация фасадов, предстоит восстановление колокольни и центрального купола. Идут регулярные богослужения.

Описание

Внутреннее убранство Крупное величественное сооружение храма Троицы на Грязех вместе с несохранившейся церковью Успения на Покровке, стоявшей западнее на той же стороне улицы, в значительной степени определяло облик этого участка Покровки.

Церковь построена с использованием приёмов и образцов архитектуры Ренессанса. Прямоугольный в плане 4-столпный храм с пониженными угловыми ячейками и колонным портиком был завершен монументальным купольным барабаном и высокой многоярусной колокольней над западным притвором.

Сохранились пилястровые портики большого ордера, на повышенных ризалитах в центрах восточного и южного фасадов храма, привлекающие внимание совершенством пропорций и пышной отделкой композитных капителей. По верху стен здание опоясано великолепным фризом с насыщенным лепным растительным орнаментом

Интересно решено крыльцо перед главным входом со стороны улицы, представляющее собой небольшую башенку с фигурным завершением.

В объём существующего здания вошли части стен церкви XVIII века и более позднего её северного придела.

Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками

Храм Успения Божией Матери на Покровке известен с XVI в. Возникла она в Котельной слободе. Котельники — ремесленники, делавшие разную металлическую посуду — жили по левой стороне улицы Покровка.

Предполагается, что котельники с Покровки были даже поставщиками двора, делая посуду для царских нужд. Поначалу храм был деревянным.

С начала XVII в. по Покровке государь стал ездить во вновь устроенные резиденции: Измайлово и Рубцово. Поэтому и на улице стали поселяться состоятельные москвичи: купцы и бояре.

Изменение статуса улицы сказалось на храмовом строительстве.

В 1656 г. взамен деревянной Успенской церкви появилась каменная.

Но в 1688 г. случился большой пожар, и Успенский храм сильно пострадал. Тогда местный житель, купец Иван Сверчков, решил построить новый храм, больше размером и необычной архитектуры.

Он выстроил церковь на собственные деньги за три года — с 1696 по 1699 год. По желанию благотворителя для него в храм был сделан отдельный вход, прямо из сада Сверчковых: ведь он примыкал прямо к церкви.

Позже Ивана Сверчкова и похоронили в фамильной усыпальнице в Успенской церкви.

Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания

На месте церкви на углу Покровки и Потаповского переулка находится сквер. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана. В XXI веке в бывшем доме причта находилась кофейня Starbucks, с 2014 года — грузинский ресторан «Саперави», в помещении которого открыт на обозрение единственный сохранившийся фрагмент стены уничтоженной церкви, примыкавшей к дому причта.

На месте храма ежегодно (начиная с 2017 года) на праздник Успения инициативной группой по воссозданию храма проводится молебен.

Сохранённые фрагменты храма

Два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея архитектуры имени Щусева.

Верхний иконостас 1706 года реставраторы перенесли в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в собрание ГИМа.

В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стена колокольни церкви Успения с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Реставраторы добились сохранения этих элементов, постановку их под охрану государства и реставрации.

История[ | код]

История района | код

Храм Успения Пресвятой Богородицы расположен за Яузой в районе большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников.

Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский, первые упоминания о котором относятся к 1632 году.

Строительство храма | код

Фотография из альбома Николая Найдёнова, 1882 год

В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году Успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764 и 1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и ныне.

В оформлении церкви принимал участие изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцы. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. На главе придела Тихона Амафунтского размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — четыре евангелиста.

Святыня храма | код

«Троеручица» Успенского храма

Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенском храме. Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола.

В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы.

XIX и XX век | код

В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен. На северном фасаде сделали одно полуциркульное окно, появились новые главы и кресты, к колокольне пристроили южный портал. Внутри храма были объединены в один объём четверик, трапезная и пространство придела. Сохранившаяся до настоящего времени ограда храма была построена в начале XIX века. На рубеже XIX—XX веков на главах появились звёзды. Большая часть оформления интерьера храма относится ко второй половине XIX века. В 1898 году приделы храма перестраивал архитектор Л. О. Васильев. Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII—XVIII веков.

В годы Советской власти храм не закрывался.

17 июля 1948 года по взаимной договорённости Русской и Болгарской Православных Церквей в этом храме было устроено Подворье Болгарской Православной Церкви

В 1949 году в храме были проведены реставрационные работы.

В 2015 году настоятель подворья архимандрит Феоктист (Димитров) сказал:

Из истории обители

Удивительно, что самый посещаемый сегодня монастырь в Москве был построен на месте Убогого, или Божедомского дома, куда свозили трупы воров, убийц, бродяг и убитых. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы ежегодно из монастырей и соборов совершали крестное шествие, для служения панихиды по умершим.

Основателем обители считается царь Михаил Федорович Романов, который в 1635 году пожаловал для строительства 17 четвертей земли – в память о своем отце, патриархе Филарете, скончавшемся в день празднования Покрова Богородицы за два года до этого события.

Когда началось строительство, точно не известно, но заканчивалось возведение деревянных храмов и келий уже при царе Алексее Михайловиче. «Комнатный» – так прозвали в народе построенный мужской тогда Покровский монастырь. Название было дано за то, что царь вкладывал в строительство деньги, полученные за аренду землевладений.

В 1655 году Алексей Михайлович пожаловал обители 6 десятин Симоновского монастыря. Тогда же на территории был возведен каменный монастырский собор и одноглавая церковь. Позже появился огромный по тогдашним меркам кирпичный храм и трехъярусная колокольня. По указу царя Покровский Божедомский монастырь причислили к Московской епархии.

За свою историю монастырь переживал периоды расцвета и разрушений:

  1. Его не пощадил разгром французскими солдатами во время войны с Наполеоном, после чего постройки полностью восстановили, вылили большой колокол. Отстроенную обитель освятил архиепископ Августин.
  2. В конце XIX века церковный комплекс стал миссионерским. Монахов готовили к службе в Сибири. На территории была открыта гостиница для миссионеров и церковная школа для мальчиков. С началом Первой мировой войны несколько монахов отправились на фронт в качестве пастырей.
  3. С приходом советской власти монастырские постройки использовались для разных целей, монахов ущемляли в правах и подвергали гонениям. Колокольню взорвали, а в 1929 году обитель была полностью закрыта.
  4. Возрождение началось с 1995 года. По благословению патриарха Алексия II здесь открылся женский ставропигиальный монастырь, который действует по настоящее время. На первой церковной службе верующие с благоговением молились перед простым фанерным иконостасом с бумажными репродукциями икон.

Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания

На месте церкви на углу Покровки и Потаповского переулка находится сквер. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана. В XXI веке в бывшем доме причта находилась кофейня Starbucks, с 2014 года — грузинский ресторан «Саперави», в помещении которого открыт на обозрение единственный сохранившийся фрагмент стены уничтоженной церкви, примыкавшей к дому причта.

На месте храма ежегодно (начиная с 2017 года) на праздник Успения инициативной группой по воссозданию храма проводится молебен.

Сохранённые фрагменты храма

Два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея архитектуры имени Щусева.

Верхний иконостас 1706 года реставраторы перенесли в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в собрание ГИМа.

В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стена колокольни церкви Успения с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Реставраторы добились сохранения этих элементов, постановку их под охрану государства и реставрации.

Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания

На месте церкви на углу Покровки и Потаповского переулка находится сквер. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана. В XXI веке в бывшем доме причта находилась кофейня Starbucks, с 2014 года — грузинский ресторан «Саперави», в помещении которого открыт на обозрение единственный сохранившийся фрагмент стены уничтоженной церкви, примыкавшей к дому причта.

На месте храма ежегодно (начиная с 2017 года) на праздник Успения инициативной группой по воссозданию храма проводится молебен.

Сохранённые фрагменты храма

Два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея архитектуры имени Щусева.

Верхний иконостас 1706 года реставраторы перенесли в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в собрание ГИМа.

В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стена колокольни церкви Успения с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Реставраторы добились сохранения этих элементов, постановку их под охрану государства и реставрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector