Богородице-алексеевский монастырь
Содержание:
- История обители
- История
- Визит Архипастыря в канун праздника Преображения Господня
- История
- Святыни
- Храмы
- Современность[ | ]
- История
- Что говорит оперштаб?
- Монастырский некрополь[ | ]
- Современность
- Святыни
- История[ | ]
- Богородице-Алексиевском мужском монастыре г. Томска Епархиальные монастыри РПЦ
- Игумен Матфей (Черевкин) — старейший монах в Могочине
- Монастырский некрополь
История обители
Богородице-Алексеевский монастырь (Томск) – это православная мужская обитель, которая была основана, по одной версии в 1605 году, а по другой — в 1622 году. Доподлинно известно, что монастырь существовал в 30-е годы XVII века.
Такое раннее появление обители в только что отстроенном и основанном городе некоторые ученые объясняют изданным правительственным указом о строительстве монастыря, а не большим количеством монахов.
Изначально население города Томска состояло из разгульных казаков, корыстных промышленников, иностранных авантюристов, мечтающих быстро разбогатеть, каторжан, высланных поляков и местных татар. С учетом сложившейся ситуации правительством было принято решение о возведении Богородице-Алексеевского монастыря в Томске.
История
Сведения о времени основании монастыря расползаются — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Понятно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Настолько преждевременное возникновение монастыря в только-только основанном городке А. Латышев разъясняет правительственными указами, а не огромным количеством возможных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, зарубежных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство отыскало и подражателей». «Правительство лицезрело, как нужно в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»
В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод натолкнулись рабочие, производившие земельные работы сначала ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).
В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.
Из Богородице-Алексеевского монастыря производилось управление иными восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии обладателем 400 крепостных фермеров, также обладал земляными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта поликлиника, а в 1746 году 1-ая томская школа — Томское российское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с широкой библиотекой.
Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.
Основным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Вначале постройка была древесная, не один раз сгорала. В 1789 году было выстроено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией мамы «Неопалимая купина».
В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенками и башнями-часовнями (проект томского конструктора К. Г. Турского). На местности находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.
Культурное наследство Русской Федерации, объект № 7000138000 объект № 7000138000
Визит Архипастыря в канун праздника Преображения Господня
18 августа в канун праздника Преображения Господня епископ Колпашевский и Стрежевской посетил нашу обитель и совершил вечернее Богослужение.
Его Преосвященству сослужили игумен Спасо-Преображенского монастыря с. Волок Матфей (Черевикин), секретарь епархиального управления иеромонах Симеон (Койнов), духовенство мужской и женской епархиальных обителей, дьякон кафедрального Вознесенского собора Сергий (Баянов) и Александр (Мусрепов). За богослужением молились игуменья Ирина (Селиверстова), сестры Могочинского и братия Волокского монастырей, многочисленные прихожане обители.
Это интересно: Никольский храм в Пушкино
История
Свято-Никольский монастырь в старинном поселке Могочино основан 1 октября 1989 года, когда в только открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой). Под храм был оборудован деревенский дом. Приход приобрёл так-же 3 близлежащих дома — они и стали территорией будущего монастыря.
Строительство обители велось без централизованного финансирования, за счет пожертвований благодетелей. Причина появления такого духовного глубинке тесно связана с подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий, а также с духовным очищением этих древних языческих мест, никогда не встречавшихся с церковной благодатью.
Тяжелейшие годы выпали на становление Могочинского монастыря, который основывался на пустом месте. 270 лет поселку — и никогда не было церкви. Не было и дорог. Одна дорога — это река, единственный транспорт — это теплоход и баржа.
В этих условиях строить монастырь, казалось бы, совершенно невозможно. Но ГОСПОДЬ судил иначе. Он послал сюда таких людей, которые своим трудом, своей верой подтвердили слова Господа, что «сила БОЖИЯ в немощи совешaется» (2 Кор. 12, 9).
Поселок Могочино находится на северных широтах,климат здесь суровый: зимой морозы до -50 градусов, жаркое лето наступает в июне, а в конце сентября уже, бывает, ложится снег. Строительный сезон поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.
Разметку под фундамент будущей церкви иеромонах Иоанн выполнил в первые же дни приезда в Могочино (начало октября 1989 года). Первыми строителями были рабочие, сокращенные в местном РСУ, и Николай Менчиков, привезенный отцом Иоанном по благословению митрополита Гедеона из Новосибирского епархиального управления.
Строительство монастыря
К 14 ноября, на удивление самих рабочих, бетонная лента фундамента для храма уже была залита. Всю зиму по благословению митрополита Гедеона завхоз епархиального управления Иван Андреевич Соснин занимался доставкой кирпича для строительства церкви (через несколько лет он был пострижен в монашество руками нашего наместника с именем Феодор).
За сезон 1990-1991 годов были воздвигнуты белокаменные стены церкви, Колокольня и шлаколитой гараж. При строительстве по благословению о. Иоанна не применялисъ современные мерные инструменты, все делалосъ по древней технологии. Поэтому в здании храма существует незначительная асимметрия, придающая ему живой вид.
В 1992 году была воздвигнута крыша и храм отштукатурен изнутри. Началось ручное рытье котлованов под фундамент монастырских стен-корпусов. К осени бетонные подземные кубы длиной 50 метров и шириной 10 метров были залиты.
В 1993-1995 годах на воздвигнутом фундаменте руками братии были воздвигнуты трёхэтажные южный и восточный корпуса.
Весь 1996 год был посвящен земляным и бетонным работам по сооружению «нулевого цикла» замыкающего круг монастырского корпуса. К осени бетонный круг фундамента был замкнут.
С ранней весны 1997 года началось масштабное строительство, т.к. нужно было освоить огромный объем работ. Работали все, помогали старушки и малые дети. За сезон был построен трёхэтажный корпус в форме буквы «П», замыкающий круг монастыря. Отец Иоанн про этот год сказал так: «7 лет строили полмонастыря, а вторую половину — за один год…» В 1998 году были подняты белокаменные башни по бокам монастыря и начато рытье монaстырских дренажных коммуникаций. Через год они были забетонированы, и началась заливка бетоном всей площади монастыря.
2000 год: забетонирован фундамент под гостиничный корпус в центре монастыря.
В 2001 году вся площадь монастыря стала сплошным монолитом, и началось возведение стен гостиничного корпуса. Кроме того, весь этот год прошел под знаком восстановления пострадавшего от пожара Свято-Никольского храма.
В 2002 году рядом со Свято-Никольским храмом поднялся красный кирпичный корпус с гаражом и гостиницей.
В 2003 году отштукатурены и отделаны изнутри гостиница, построена на гостиничном корпусе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также снесен и заново залит уже обветшавший третий этаж южного монастырского корпуса, построенного в 1993 году.
В 2004 году цepковь Покрова отштукатурена; снесен, Зaново залит и надстроен третий этаж игуменского и части западного корпуса и построена надвратная башня.
В 2005 году закончен круг зубцов и башен на монастырских стенах, сделан переход между корпусом Покровского храма и западной стеной, построены новые кельи в южном корпусе. В 2006 году проведены подготовительные работы для постройки келий в новых корпусах, начат завоз стройматериалов на Волок для строительства Свято-Преображенского монастыря.
Святыни
в синодальный период
- ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
- запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
- деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии
в настоящее время
- мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
- Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
- икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
- ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
- ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
- икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года
Храмы
Казанский храм
Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.
Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.
После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.
В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «…обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.
В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.
Часовня прав. Феодора Томского, Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, нач. XX в. |
Часовня св. Феодора Томского В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.
В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий.
В 1997 — 1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.
Трехсвятительский храм
Построен в конце — начале XXI века.
Храм при вратах
Построен в конце XX — начале XXI века.
Современность[ | ]
В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.
В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды) была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней устроен мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.
В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.
История
До середины 18 века Богородице-Алексиевский монастырь владел обширными землями и богатым рыбным промыслом. В его стенах была устроена первая в округе больница и создано «Русское духовное училище».
Царь Алексей Михайлович присылал в монастырь колокола, иконы, книги, церковное облачение. Царь Федор Алексеевич лично покровительствовал обители.
В 1776 г. в монастыре заложили каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и двумя боковыми приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и во имя святых Флора и Лавра. Позже церковь украсили колокольней.
Осенью 1836 г. в Сибири появился человек по имени Феодор Кузьмич, удивительно похожий на императора Александра I. Он был отлично образован, легко рассуждал о дворцовой жизни и войне 1812 г. Страждущие шли к праведнику Феодору за помощью и получали ее. Погребли старца в любимом им монастыре. В начале 20 века рядом с могилой возвели часовню, но уже спустя 30 лет ее разрушили, а заодно с ней — и колокольню. В 1984 г. Феодор Томский был причислен к лику сибирских святых, а в 1995 г. произошло обретение его мощей.
Что говорит оперштаб?
Оперативный штаб Томской области информацию о вспышке и о нехватке лекарств не подтверждает.
По официальным данным, на сегодняшний день в Могочино диагноз «коронавирусная инфекция» подтвержден у восьми жителей поселка. Беременная женщина госпитализирована в Томск, остальные заболевшие находятся на самоизоляции под наблюдением врача, инфекция у них протекает бессимптомно или в легкой форме.
«Эпидемиологическое расследование продолжается, контактные лица отправляются на карантин. В Могочино действует общая врачебная практика, где прием ведет врач-терапевт. Противовирусных препаратов в аптеке имеется в достаточном количестве, подана заявка на получение дополнительных антибактериальных препаратов», — рассказали в оперштабе.
Редакция vtomske.ru просит томичей побеспокоиться о своем здоровье, ограничить социальные контакты и по возможности оставаться дома. Берегите себя!
Монастырский некрополь[ | ]
Могила Фёдора Кузьмича (фотография начала XX века) Весьма вероятно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, то есть с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значительный участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.
В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту архитектора Викентия Оржешко была построена часовня.
На монастырском кладбище были похоронены известные жители Томска, здесь были могилы и «тех благочестивых лиц», которые внесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, борец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (среди городских обывателей ходила легенда, по которой из могилы ещё долго раздавался истошный крик: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), председатель томского губернского суда Евгений Барщевский, действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.
В советское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение здесь было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.
Сейчас некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некоторые захоронения.
Современность
В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.
В 2010 году в келейном корпусе монастыря (бывшее здание архиерейского дома, построенного в 1835 году у южной стороны монастырской ограды), была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.
В 2012 году из федерального бюджета по программе «Культура России» было выделено 15 миллионов рублей на реставрацию Казанской церкви.
Святыни
в синодальный период
- ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
- запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
- деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии
в настоящее время
- мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
- Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
- икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
- ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
- ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
- икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года
История[ | ]
Сведения о времени основании монастыря расходятся — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А. Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…»
В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод наткнулись рабочие, производившие земляные работы в начале ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы).
В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.
Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.
Монастырь, как и другие сибирские обители, был местом ссылки нарушителей монастырских уставов. Также в нём содержались и светские лица.
Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина».
В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями (проект томского архитектора К. Г. Турского). На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.
Богородице-Алексиевском мужском монастыре г. Томска Епархиальные монастыри РПЦ
В первый же год обитель настигло испытание – только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. Однако это не спасло его от другой напасти. В те времена Сибирь представляла собой край дикий и пустынный, заселенный непокорными туземцами, как называли раньше коренных обитателей завоеванных земель. Но особенно страшны для русских служилых людей и монахов были набеги кочевых киргизов и татар. На удалении от Томской крепости положение монастыря было еще более опасным, несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью. Пространные списки убитых защитников, а иногда и женщин, и детей заполняли монастырскую хронику: «В 7122 (1614) году июля в 14 день побили под Томском служилых людей киргизские люди и тем побитым имена. Помяни Господи раб своих (40 мужских имен)…
В 7138 (1630) году ноября в 15 день приходили под Томской калмыцкие люди и побили Томских служилых людей и тем служилым людем имена (19 муж. имен)…» Набеги эти проводились неоднократно, по свидетельству историков, до 6 раз.
Усугубил положение обители и пожар 1656 года, уничтоживший новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств. Наконец, монастырь решено было перевести в Томск. К сожалению, имен основателей Усть-Киргизского монастыря не сохранилось. Известно лишь, что в 1648 году насельниками монастыря были «черноризец Варлаам с братией», да то, что в 1653 году монастырем управлял игумен Ефрем (Березовский). Именно он и задумал перевести монастырь в Томский острог.
В 1663 году освящена церковь во имя преподобного. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским.
Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.
Главным монастырским храмом является Казанская церковь, имеющая также приделы в честь Алексия, человека Божьего и святых Флора и Лавра. Изначально постройка была деревянная, неоднократно сгорала. В 1789 году было построено современное каменное церковное здание в стиле сибирского барокко. В церкви находился особо почитаемый образ Божией матери «Неопалимая купина».
В 1830-е годы монастырь окружили каменными стенами и башнями-часовнями, построенными по проекту томского архитектора К. Г. Турского. На территории находились сад, озеро, летние кельи и кладбище, а к югу от монастыря — монастырская роща, сохранявшаяся до начала XX века.
В 1922 году сам монастырь был закрыт, но община верующих при Казанском храме существовала до 1929 года. Монахи в этот период проживали под арестом в братском корпусе, а после закрытия храма вместе с архимандритом были казнены на горе Каштак.
В 1930 году в помещениях монастыря расположился Индустриально-педагогический институт.
Решение Томского облисполкома от 17 февраля 1978 года комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану.
В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим. Началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года в выгребной яме на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены его мощи, ставшие главной монастырской реликвией. В 1997 году была восстановлена часовня святого.
В 2010 году в келейном корпусе монастыря была освящена домовая церковь Трёх святителей. В ней размещён мраморный иконостас, сам декор церкви выполнен в византийском стиле.
Игумен Матфей (Черевкин) — старейший монах в Могочине
4 ноября 2021 года на 71 году жизни скоропостижно скончался основатель Свято-Никольской обители и многолетний игумен Спасо-Преображенского мужского монастыря с. Большой Волок архимандрит Иоанн (Луговских).
23 июня 2021 года на его место был назначен насельник обители игумен Матфей (Черевикин). Отец Матфей многие годы прожил в селе Могочино, собственным трудом участвуя в возведении Свято-Никольской обители.
Игумен Матфей (Черевикин). Отец Матфей — настоятель строящегося Спасо-Преображенского монастыря в селе Большой Волок и самый известный старец в Могочино. Фото: svjatoynarym.ru
Родился игумен Матфей (в миру Аркадий Юрьевич Черевикин), 6 сентября 1947 года. Окончил математический факультет Новосибирского Государственного Университета.
22 года отработал в Новосибирском Филиале Института Точной Механики и Вычислительной Техники. Принял Крещение в Вознесенском кафедральном соборе г.Новосибирска в 1989 году.
Отец Матфей (Черевикин) — самый известный старец в Могочино.
В марте 1992 году отец Матфей приехал в село Могочино Томской области. Здесь же в этом году он принял монашеский постриг. Работал он на строительстве вновь возводимого Свято-Никольского женского монастыря.
Также участвовал в строительстве Спасо-Преображенской мужской обители с. Большой Волок. За это время он приобрёл богатый опыт монашеской жизни и потом часто говорил следующее: «мы все учились в Могочино».
Здание Томской духовной семинарии. Отец Матфей окончил Томскую духовную семинарию и долгое время духовно окормлял её воспитанников. Фото: upload.wikimedia.org
4 декабря 1992 года рукоположен во иеродиакона, а 10 декабря 1997 года в иеромонаха. В 2003 году окончил Томскую Духовную Семинарию. В 2004 году возведен в сан игумена. 20 августа 2021 года награжден крестом с украшениями.
Неоднократно принимал участие в паломничестве на Святую Гору Афон. Здесь отец Матфей познакомился с тысячелетней традицией святогорского иночества.
Многичесленные паломники как Свято-Еикольской, так и Спасо-Преображенской обители считают его старцем, и приезжая в монастыри находят у него духовное окормление и поддержку. Всего же игумен Матфей имеет стаж пребывания монастырях более 25 лет.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Монастырский некрополь
Могила Фёдорвея Кузьмича (фото начала XX века) Очень возможно, существовал с первых лет основания монастыря на Юрточной горе, другими словами с 1663 года. На картах Томска некрополь в монастыре обозначен только с конца XIX века. На карте 1898 года занимает значимый участок к северу и востоку от церкви. На картах 1930-х годов уже не обозначается.
В 1864 году на монастырском кладбище был похоронен старец Фёдорвей Кузьмич, отождествляемый в легендах с царем Александром I. В 1904 году над его могилой по проекту конструктора Викентия Оржешко была построена часовня.
На монастырском кладбище были похоронены известные обитатели Томска, тут были могилы и «тех благочестивых лиц», которые занесли при жизни вклады на благо монастыря — золотопромышленник И. Д. Асташев, боец с злоупотреблениями местных чиновников губернатор Н. В. Родзянко (посреди городских обывателей прогуливалась легенда, по которой из могилы ещё длительно раздавался истошный вопль: «Я вас, канальи, по 3-му пункту»), скоропостижно скончавшиеся в Томске губернаторы И. И. Красовский (через год перезахоронен по завещанию в Троице-Сергиевой лавре) и А. И. Лакс (также перезахороненный из Томска), действительный статский советник А. В. Дуров , историк и краевед К. Н. Евтропов и др.
В русское время некрополь был уничтожен, последнее захоронение тут было произведено в 1925 году, в 1929 году было принято решение о ликвидации некрополя и устройстве на его месте парка.
На данный момент некрополь восстанавливается, проведены раскопки, позволившие атрибутировать некие захоронения.