История / ново-алексеевский монастырь в красном селе xix — нач. xx вв

Время разрушений и восстановления

Храм Алексия Московского в Рогожской слободе после революции действовал до 1930 года.

В 1922 году революционные власти под прикрытием борьбы с голодом вынесли из сокровищницы 9 г золота, около 300 кг серебра и 315 г жемчугов. После закрытия с Алексеевской церкви сняли барабан с крестом, колокольню разрушили, частично разобрали ограду и сделали пристройки, чтобы разместить в святом месте завод, перерабатывающий сплавы.

Иконостас церкви Алексея Митрополита, фото 1907 года

В 1984 году в стенах святыни сидели служащие ремонтно-строительного управления, там же поместили его склад.

Возвращение храма св. Алексия Московского в лоно православной Церкви состоялось в 1990 году, главный придел Феодоровской Божьей Матери восстановили к 2012 году, но ремонтно-восстановительные работы идут по сей день.

Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история

Православный Алексеевский женский ставропигиальный монастырь (бывший Ново-Алексеевский) примечателен и своей историей, и современностью. Но мы в этом материале хотим рассказать вам о его храме Всех Святых на Красносельской.

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний – в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма – протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской – главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь “Державный”.
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • “АРТОСЪ” – благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро “Красносельская” на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Главные святыни храма

Храм Всех Святых на Красносельской – это еще средоточие святынь, поклониться которым, – светлая цель верующего:

  • Чудотворная икона Богоматерь Пантанасса (Всецарица).
  • Старинная икона с апостолом Павлом.
  • Тихвинская икона Богородицы, “Сретение Господне”, “Сошествие Христа в ад” – иконы XVIII века.
  • Иконы с частицами мощей апостолов Павла и Петра, Николая Чудотворца, преподобномученицы Елизаветы, мученицы Татианы Римской.
  • Икона Серафима Саровского с частицами облачения преподобного.
  • Казанская икона Богоматери.
  • Крест-мощевик (расположен около кануна, в правом пределе) с частицами святых мощей и другими святынями.

В Ижевске

Этот небольшой храм на ул. Гагарина 22 появился с 2010 г. Он построен на средства предприятия «Титан» как память о его погибшем руководителе, Алексии Титове. Чин освящения совершен 18 ноября 2011 г. 

Сейчас службы совершаются каждый день с 7.30 и 15 часов.

Приход несет социальное служение:

  • проводятся беседы с зависимыми от наркотиков, алкоголя;
  • собираются средства для неимущих;
  • священники окормляют больницу РЖД, при которой есть молитвенная комната.

***

Древние и новые храмы святителя Алексия – свидетельство любви к нему верующих как прошлого, так и настоящего. Каждый и ныне находит в этом человеке что-то, что затрагивает душу, делая святого родным, близким.

Наталья Сазонова

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний — в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма — протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской — главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь «Державный».
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • «АРТОСЪ» — благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро «Красносельская» на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Исторические сведения

Согласно преданию, история легендарной, полуразрушенной московской церкви святителя Алексия началась с палатки, в которой пребывал святитель, наблюдавший за возведением Спасо-Андрониковой обители. По другой версии, сам отец Сергий Радонежский из палатки следил за возведением монастырского комплекса, наставником которой был благословлен святой Андроник.


Храм святителя Алексия, митрополита Московского в Рогожской слободе

По историческим данным 1625 года, прежде на этом месте стояла маленькая церквушка, построенная из дерева. Далее о ней упоминается в 1696 году, когда состоялось освящение придела Николая Чудотворца.

1701 год подарил Рогожской стороне каменный храм Алексия Московского, но время возведения нынешней постройки святыни относится приблизительно к 1750 году. Прихожане гордились святыней нововозведенного кирпичного храма, древним крестом, перенесенным с прежней церкви.

В храме было 3 придела:

  • основной — святого лика Богородицы «Феодоровская»;
  • Алексия Московского;
  • святого Николая.

Храм был украшен барочным иконостасом. Прихожане приходили помолиться у святых образов «Рождество Христово» и «Деисус». Только через четверть века к 1780 году слободская святыня была расписана.

Никрополь

Монастырю трудно было благоустроиться на новом месте, не имея на то средств. Привыкшие жить посреди многолюдства около Кремля, монахини долго не могли освоиться с новой местностью, которая была дика, пустынна и не совсем безопасна. Сестры питались трудами рук своих. Существование их было соединено с большими лишениями и затруднениями. Митрополит Московский Филарет, удостоверившись в скудных средствах монастыря, позволил иметь при монастыре кладбище, которое и составляло главный источник доходов, необходимых для поддержки обители.

Еще на старом погосте в Чертолье, открытом при обители в XVI веке, до 1771 года хоронили только монашек. Там же нашли последнее пристанище и вельможи, например, князья Щербатовы, сподвижник Петра I А. И. Шаховской, генерал-поручик И. В. Панин, Заряжские, Юшковы, княгиня С. Ю. Мещерская и другие. Кладбищенская земля хранила и неожиданные находки, например, когда рыли котлован для строительства здания Дворца Советов, то были найдены кости мамонта.

На новом богатом кладбище Ново-Алексеевского монастыря, открытом в 1841 году, в каменной ограде с башнями был похоронен художник И. М. Прянишников (1894), историк А. А. Шахов (1877). Здесь же похоронены и некоторые знакомые А. С. Пушкина, например, А. Ф. Вельтман (1870), член-корреспондент Академии наук, автор романов, повестей и драм. На его стихи многие русские композиторы, например, А. А. Алябьев и А. С. Даргомыжский, написали вокальные произведения; Ф. Ф. Вигель (1856), автор «Записок» о Пушкине; В. Д. Корнильев (1851), писатель; П. П. Короткова (1860), болдинская соседка Пушкина; Н. А. Рамазанов (1867), ваятель; В. Н. Репнина (1891), княжна; А. Ф. Шаликова (1867), княгиня, жена поэта П. И. Шаликова, и его дочь писательница Н. П. Шаликова (1878); С. С. Хлюстин (1844), племянник графа Ф. И. Толстого.

Земля, отведенная под кладбище, украсилась мраморными, гранитными и другими памятниками, около которых заботливостью сестер обители каждое лето высаживались цветы, соединяющие свой аромат с благоуханием душистых тополей, произраставших в изобилии на территории монастыря. Во всей обители стараниями сестер была безукоризненная опрятность.

Молимся вместе

Это самая чтимая икона Свято-Τроицкого Межирицкого мужского монастыря, который находится в селе Μежиричи Острожского района, Ρовенской области. Перед этим Чудотворным образом Божьей Матери Жизнеподательница (Животодательница) возносятся молитвы уже 6 веков. Эта икона прославилась множеством чудес и исцелений. Икона Жизнеподательница была написана в ХIV веке согласно канонам иконописи и является одной из древнейших икон Богоматери, сохранившейся до наших дней на Волыни. В конце ХIV века эта икона была передана Константинопольским Патриархом в дар князю Даниилу Острожскому — как Благословение и подарок за верность и охрану Православия. Много веков икона Божьей Матери Жизнеподательница была родовой святыней князей Острожских и предавалась от сына к сыну. Острожские считали, что всем своим победам, они обязаны, именно, заступничеству Чудотворного образа, который брали с собой во все военные походы. В 1386 году великий князь Литовский Βитовт грамотой подтверждает право князя Федора Острожского на Μежирич. В последствии, потомок Федора князь Βасилий Острожский (Красный) на месте деревянного замка, принадлежащего Федору возводит деревянные стены, а его сын Иван, в дальнейшем, строит деревянную Троицкую церковь. Простояв всего несколько лет церковь была сожжена во время одного из татарских набегов. Но Острожские не оставили Μежиричи без храма, они начинают строительство каменной церкви, сохранившейся до наших дней. С именем последнего представителя рода Острожских, Януша, краковского каштеляна, принявшего католичество, связан важный этап в развитии Μежеричи. В начале XVII века Януш, так как у него не было сыновей, передает образ в Межирицкий монастырь, в последствии преобразованный им во францисканский. В 1779 году над иконой Жизнеподательницапроводится католический ритуал коронования. На Божью Μатерь и Спасителя надевают короны, изготовленные в Риме из золота и драгоценных металлов. В 1866 году после возвращения монастыря Πравославной Церкви российской императрицей Μарией Федоровной, супругой Αлександра II, она дает распоряжение приложить к образу серебряную цату с шестью изумрудами и вставить еще шесть изумрудов в корону. Цαту создал знаменитый петербургский ювелир Иван Сазиков. Ηа ней и сейчас можно рассмотреть два клейма: «IC» (инициалы мастера) и «84» (проба серебра). После революции монастырь был закрыт.В настоящее время Межирицкая икона Божией Матери Жизнеподательница является главной святыней возрождённого в 1991 году Свято-Троицкого Межиричского монастыря. Чудеса: В монастырской библиотеке находилась рукописная книга, в которой описывались все чудеса, произошедшие от иконы. О чудотворности иконы Жизнеподательница также свидетельствуют дары, прикрепленные с тыльной стороны иконы и несколько специальных металлических пластинок, на которых присутствуют изображения человеческих органов и частей тела (сердца, глаз, ног). Такие метки обычно ставятся, когда человек исцеляется от иконы. По преданию, этот образ всегда сопровождал князей Острожских в военных походах, а после чудесного спасения Пресвятой Богородицей от татар города Слуцка Межиричский образ Богоматери почитается верующими людьми как чудотворный, что было официально признано и Византией в XVIII веке. А было это именно так. В 1522 году на город Слуцк напали татары. Β те времена городом правил князь Симеон Слуцкий. Τатары для нападения выбрали тот момент, когда князь отсутствовал в городе. Но решительная княжна Αлександра, дочь Симеона Слуцкого, возглавила оборону города. Она, не мешкая, послала гонца к князю Константину Ивановичу Острожскому, известному своими многочисленными победами над татарами. Сама же обратилась с горячей мольбой к Богородице: да не оставит Пречистая город без своей помощи. А князь Κонстантин, узнав о беде, сразу же поспешил на помощь. С собою он вез родовую святыню — икону Божье Матери Жизнеподательница. И вот, эта икона, как говорится в предании, перенеслась по воздуху к осажденному Слуцку и встала в небе над стенами крепости. Τатары увидев в небе образ Божьей Матери испугались и начали убегать. К этому моменту поспел и князь Константин со своим войском и довершил их разгром. И вот тут произошло новое чудо: князь Константин влюбился в княжну Αлександру и она ответила ему взаимностью. Вскоре поженились и через два с половиной года у супругов родился сын Константин — будущий просветитель и защитник Πравославия в Польше. Встреча князя Константина Острожского и княжны Александры Слуцкой есть чудо любви, подаренной Божьей Матерью, ведь именно под ее покровом произошла эта встреча.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

В Москве, как в любом городе с многовековой историей, много памятных мест. К ним без сомнения относится и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Место, где она расположена, очень живописное: высокий холм, внизу в долине – святой родник, с которого начинается Крылатский ручей. Еще один родник находится ниже по течению.

Храм Пресвятой Богородицы издавна служил местом паломничества для верующих, поэтому здесь совершенно особая аура. Несмотря на годы запустения, связанные с гонениями на церковь, сегодня храм снова восстановлен и действует, собрав в себе большое количество святынь.

В начале прошлого века археологи обнаружили в окрестностях храма селища с некрополем, относящиеся к 15-16 в., а также образцы материальной культуры бронзового века (2 тыс. лет до н.э.). Летописи гласят, что для освящения храма в 1554 году приезжал Иван Грозный. Останавливался он в Крылецком, собственной вотчине.

Среди уважаемых святынь – чудотворная Рудненская икона Божией Матери. 25 октября в ее честь в храме отмечается престольный праздник. О ней рассказал русский духовный писатель Евгений Поселянин (1870-1931). Появилась икона в Могилевской епархии, местечко называлось Рудне, в 1687 году.

Через два года она попала женский Киево-Печерский монастырь. Потом святыня еще несколько раз меняла свое местоположение. В Крылатское она попала в 19 веке. Ее нашли крестьяне, отправлявшиеся косить сено у источника в траве. Источник впоследствии получил название Святого.

На иконе была изображена Богоматерь, держащая на левой руке Младенца с Благословляющей десницей. На них сияли венцы. В честь этого события жители села построили часовню. Так Чудотворная икона стала покровительницей Крылатского. Но в 1936 году иконы их часовни и храма раскололи и сожгли.

Сейчас в церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно увидеть икону почитаемый список Рудненской иконы Божьей Матери. Написали ее на заказ до революции для Мухиной Параскевы Ивановны. После ее смерти икона перешла по наследству дочери, которая, в свою очередь, завещала ее своей крестнице. Святыню отреставрировали, и в 1990 году передали в храм.

16 марта 2014 года восстановленную церковь в Крылатском освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Источник, находящийся у холма, где расположена церковь, известен еще со времен Ивана Грозного. Воду из него брали для Московского царского двора. Несмотря на существование других источников, этот считается поистине чудотворным. Многие верят в его исцеляющие свойства, и с верой в Божью силу приезжают сюда, чтобы уехать исцеленными. Вода в источнике питьевая, содержит разные полезные вещества.

В праздник Рудненской иконы и на Крещенье здесь проходит Крестный ход, собирается много верующих, священники его освящают. Небесным покровителем прихожан храма считается также священномученик Зосима Крылатский (Зосима Алексеевич Пепенин 1888 – 1937). Он служил в храме в первой половине 30-х годов прошлого века. В начале ноября 1937 года он скончался (мученическая смерть), место захоронения неизвестно.

Когда начался процесс реабилитации репрессированных, по заявлению дочери Зосимы Алексеевича Пепенина ее отец был реабилитирован. А в 2000 году священнослужащий Зосима был причислен к лику святых. Его поминают 2 ноября (день смерти) и первое воскресенье после 7 февраля.

Прихожане храма отыскали дочь Пепенина, а когда она умирала, (Галине Зосимовне было около 90 лет) причастил, исповедал священник церкви Пресвятой Богородицы. А потомки Зосимы Алексеевича по сей день посещают храм.

Тропарь, глас 4

Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Зосимо, Христа ради пострадавый даже до крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.

Кондак, глас тот же

Во святителех благочестно пожив и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду, богомудре. Темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Зосимо.

Величание

Величаем тя, священномучениче Зосимо, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Святыни церкви Богородицы в Крылатском

С конца 19-го века в храме хранился образ, источающий чудеса по молитвам верующих людей, — Рудненская икона Божьей Матери. По преданию, была обнаружена недалеко от стен храма, в траве у ручья. На этом месте была выстроена часовня.

Родник, протекающий неподалеку, стали считать чудотворным. И поныне сюда приходят за водой жители окрестных домов, верящие в его живительную силу. При советской власти, в середине 30-х годов, чудотворный образ был уничтожен.

Некоторые жительницы деревни, одевали на себя юбки, сшитые из священнических облачений, ходили в таком виде по улице, сжигали на площади иконы. Такая же участь постигла и Рудненский образ Божьей Матери.

Для справки! Жительница села, осмелившаяся поднять руку на святой лик, закончила свою жизнь трагично. Когда немцы бомбили село, единственный дом, в который они попали, принадлежал этой женщине, где она на тот момент находилась вместе со своей дочерью.

Сейчас в храме находится один из ранних списков чудотворной иконы Рудненской Божьей Матери, датируемый началом 20-го века. Его передала в церковь одна благочестивая женщина, Параскева Ивановна Мухина, хранившая святой образ до своей смерти, совпавшей с началом Великой Отечественной Войны.

Далее икона перешла в руки дочери Варвары (до 1984 г.) и впоследствии досталась ее крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. Последняя отреставрировала святой образ и в 1990 года передала восстанавливающему храму в Крылатском.

Икона Николая Чудотворца

Удивительна история этого иконописного образа. До революции это была надвратная икона ткацкой фабрики в Кунцево. При новой советской власти образ сняли и отправили доживать свой век в сарай. Один из рабочих фабрики, родом из Крылатского, выпросил икону у начальства и увез ее домой.

Через семьдесят лет потомки этого благочестивого человека передали святой образ вновь открывшемуся храму. Перед иконой св. Николая молятся о всех житейских нуждах, неурядицах и святой помогает страждущим.

Мощи преп. Иова Анзерского

Храм на Крылатских холмах — единственное место в Москве, где хранятся мощи Соловецкого чудотворца Иова Анзерского. Были переданы церкви Рождества Богородицы иеромонахом Евлогием, скитоначальником Голгофо-Распятского скита на Соловках.

Вместе с частицей мощей святого была подарена небольшая старинная литография с его изображением, на основе которой была написана икона. Работу выполнил И. В. Мясников, художник и реставратор, член Российской Академии живописи.

Икона и мощевик святого Вонифатия

В 2010 году в храме появилась частица мощей мученика Вонифатия. Икона святого и мощевик были переданы прихожанами Н. Мезенцевой и К. Мирейским настоятелю храма протоиерею Георгию Брееву.

Св. Вонифатий помогает людям исцеляться от болезней, особенно, от пьянства, наркомании. Находится образ святого мученика у солеи храма в киоте.

Источник

Святой источник, где была найдена икона Божьей Матери, называется Рудненским. Известен он еще со времен Иоанна Грозного. Именно из него снабжался водой царский двор.

На территории парка есть и другие родники, но этот пользуется наибольшей популярностью. По преданию, обладает целебными свойствами, поэтому сюда регулярно приходят верующие «испить водицы».

К сожалению, экспертизы, проведенные уже в наше время, не подтверждают высокое качество воды из него. Официальные власти регулярно выставляют таблички с надписью, что вода не пригодна для питья. Однако верующих людей не так просто переубедить. Чаще всего таблички срывают и уничтожают, родником продолжают пользоваться.

Обратите внимание! Каждый престольный праздник храма, на Рудненскую икону Божьей Матери, а также в Крещенскую ночь, проходит крестный ход с освящением воды в источнике

Кратко о святом

Иконография: Алексий, святитель, митрополит Московский Датировки: XV в. Вторая половина XV в.Происхождение: Происходит из Покровского монастыря в Суздале.Материал: Дерево, левкас, темпера, холст. Размеры иконы:  высота 28 см, ширина 21 см Поясное изображение митрополита Алексея с благословляющей десницей перед грудью и Евангелием в левой руке. Святой облачен в  белый клобук с золотыми ряснами и саккос-полиставрию. Особенностью иконы является надпись «Чюд(отворец) Алексии», где митрополит не назван святым, а слово «чюдотворец» вопреки обыкновению предшествует имени. Инв. № В-6300/38 Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник Литература: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. №4. С. 96-99. (Описание А.С. Преображенского

Сын боярина, Елевферий рано почувствовал призвание к иноческой жизни. Юноша удалился от мира, местом его «обещания», как тогда говорили о монастыре пострижения в монашество, стала Богоявленская обитель Москвы. Здесь Алексий несколько десятилетий возрастал духом. А потом Господь призвал его на служение миру.

Митрополит Феогност, любившей скромного инока, понудил его принять сначала архиерейский сан, затем – стать предстоятелем Русской Церкви. Верный иноческому послушанию, Алексий исполнил все повеленное. Остается лишь предполагать, чего стоило монаху вникать в государственные дела Московского княжества при малолетстве кн. Димитрия Ивановича (будущего Донского), ездить в Константинополь, уговаривать монгольских ханов отложить набеги на Русь, не облагать данью Церковь.

А сколько ужаса должен был испытать смиренный Алексий, когда от него потребовали буквально чуда – излечения ослепшей супруги монгольского правителя, Тайдулы! Но вера святого не была посрамлена – помощь Божия всегда была с ним, на молитве ли в тихой келии, или среди мирских нестроений. 

12

Февраля
1378 года

Прожив жизнь не так, как мечталось, но как повелел Господь, митрополит Алексий преставился, чтобы ныне, в Царстве Небесном, продолжать моление о своей пастве.

Житие: Святитель Алексий, Московский чудотворец

Храмовая икона прп. Алексия человека Божия

За год до начала богослужений в нашем храме осенью 2001 года было решено отслужить молебен на начало занятий в воскресной школе. Это событие стало для всех большой радостью и настоящим праздником. После занятий и чаепития все разошлись. Остались немногие преподаватели поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее.

Неожиданно на второй этаж поднялся охранник с незнакомым мужчиной. Они спрашивали, кому можно передать икону. Все спустились вниз. Из багажника автомобиля гость достал большую икону, расколотую на две части и металлические детали семисвечника. Затем он рассказал, что давно собирает предметы старины и что как-то один из его знакомых в давние советские годы, зная об этом увлечении, сказал ему о большой иконе, одиноко стоявшей около метро «Октябрьская» у ограды. Поехав туда, этот человек отыскал её.

История основания, строительства

Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.

Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.

В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.

Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.

После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.

Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.

Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.

Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.

В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:

  • золотое шитье;
  • произведения живописи;
  • чеканка по металлу;
  • переплетные работы.

Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.

Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.

На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.

Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.

Святыни и престольные праздники

Феодоровский образ Божьей Матери, согласно преданию, написан рукой евангелиста Луки.

Прежде икона хранилась в Нижнем Новгороде, являя не раз чудеса жителям города. После нашествия Батыя и бегства новгородцев оставленная в церкви святыня сама явилась в Костроме в 1239 году, некоторые костромичи якобы видели, как святой Феодор Стратилат сам принес ее в город.

В честь явления в Костроме святыни Алексеевской церкви православная церковь отмечает праздник 29 августа. Этой иконой Михаил Романов, долго не дававший согласия на царствование, но изменивший свое мнение перед святым образом, был благословлен на престол. Так появился второй праздник, 27 марта, почитание святого лика Богородицы Феодоровская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector