Текст канона паисию великому об умерших без покаяния и о чем еще молятся святому

Автор книги: Сборник

Текст акафиста публикуется по изданию: Избранные акафисты и каноны с дополнениями. СПб., 1994. С. 443–466

Кондак 1

Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешного душу Свою положивший, давший нам власть чадами Божиими быть и обитать в невечернем дне Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о котором с мольбою взываем к Тебе: Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Икос 1

Господом данный Ангел, хранитель святой, прииди помолиться о рабе твоем, которого ты на всех путях жизни сопровождал, хранил и наставлял, воззови с нами ко Спасу Всещедрому:

Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имя).

Иисусе, уврачуй его язвы душевные.

Иисусе, да не будет на земле горьких воспоминаний о нем.

Иисусе, ради этого помилуй огорчавших его и обиженных им.

Иисусе, покрой его несовершенства светоносной ризой Твоего искупления.

Иисусе, возвесели его милосердием Твоим.

Иисусе неизреченный, великий и чудный, явись ему Сам.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 2

Как безутешная горлица, носится душа над юдолью земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшего пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы. Но помилуй раба Твоего, Владыко, да внидет он в покой Твой, взывая: Аллилуия!

Икос 2

Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слезы и кровавый пот о живых и мертвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшего? Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего:

Иисусе, жизни Подателю, озари его светом Твоим.

Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцом.

Иисусе, всех призывающий в виноградник Твой, озари его светом Твоим.

Иисусе, щедрый Раздаятель вечных наград, яви его сыном чертога Твоего.

Иисусе, верни душе его благодатные силы первозданной чистоты.

Иисусе, да умножатся во имя его добрые дела.

Иисусе, согрей осиротевших Твоей таинственной отрадой.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 3

Связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости. Ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесется душа его превыше солнца к Тебе, Всесвятому, и воспоет песнь избавления: Аллилуия!

Икос 3

Верховный апостол Твой в холодную ночь у костра трижды отрекся от Тебя, но и его Ты спас. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабу Твоему (имя) многовидные отпадения от воли Твоей.

Иисусе, всели его там, где нет заблуждений.

Иисусе, избавь его от тягостных терзаний совести.

Иисусе, да сгинет навеки память грехов его.

Иисусе, соблазнов юности его не помяни.

Иисусе, от тайных беззаконий очисти его.

Иисусе, осени его тихим

светом спасения.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 4

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобой, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуйя!

Икос 4

Ты без числа милосерд к нам. Ты – единый Избавитель; что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей? Но Симон Киринейский помогал нести Крест Тебе, Всесильному. Так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.

Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носить.

Иисусе, Ты по смерти милуешь нас по ходатайству близких.

Иисусе, Ты положил союз любви между мертвыми и живыми.

Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему (имя).

Иисусе, услышь его вопль сердечный, возносимый нашими устами.

Иисусе, в наших слезах прими его покаяние.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 5

Боже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, как мольба благоразумного разбойника. Он угас на жизненном кресте – дай наследовать ему Твои обетования, как и тому: «Аминь, глаголю тебе, со Мною будеши в рай», где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуия!

Икос 5

За нас распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоей бесследно смой излитые согрешения его, благообразной Твоей наготой согрей обнаженную осиротевшую душу.

Иисусе, Ты знал его жизнь до рождения и возлюбил его.

Иисусе, Ты видел его издалече с высоты Креста Твоего.

Иисусе, Ты простирал ему, вдаль грядущему, изъязвленные объятия Твои.

Иисусе, Ты взывал о прощении его на кровавой Голгофе.

Иисусе, Ты кротко умирал за него в тяжких муках.

Иисусе, претерпевший во гробе положение, освяти его могильный покой.

Иисусе воскресший, вознеси ко Отцу озлобленную миром и Тобою спасенную душу.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Молитвы об усопшем на кладбище

Последование литии для мирян

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды)

, благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя)

, и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Почему христиане молятся за умерших

Согласно православному вероучению, смерть – это великое таинство. Это рождение человека «из земной, временной жизни в вечность» (святитель Игнатий (Брянчанинов), «Слово о смерти»). Материальное тело усопшего уходит в землю. Но бессмертная душа продолжает самостоятельно существовать в ином, духовном мире. Поэтому христиане просят Бога о своих покойных близких. В частности, верующие читают молитву и акафист о единоумершем.

Акафист о единоумершем

Загробная участь души зависит от того, насколько человек при жизни стремился ко спасению. Если он боролся с грехами, старался исполнять Заповеди Божьи, молился и участвовал в спасительных Таинствах – тогда душа такого человека после кончины пребывает с Богом. Это закономерный итог её земной жизни. Нераскаявшиеся же души и после смерти продолжают находиться в мучительном плену тёмных сил.

В загробном мире душа не может активно влиять на свою участь. Ведь к покаянию она способна лишь до разлучения с телом. Человек может нравственно совершенствоваться, только когда его земная и духовная сущности являются одним целым. Однако живущие на земле близкие усопшего могут помочь страдающей душе молитвой и добрыми делами. Бог слышит наши мольбы и облегчает участь грешных душ.

Святитель Иоанн Златоуст учил, что поминовение усопших «установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» («Православное догматическое богословие» архиепископа Филарета (Гумилевского)). Ведь Христова Церковь является единым целым организмом. И организм этот состоит не только из живых христиан, но и тех, кто уже пребывает в ином мире. Телесная смерть не может воспрепятствовать духовной связи её членов, основанной на любви, милосердии и сострадании.

Вопросы по теме

Сорокоуст чаще всего заказывается в священной обители или читается самостоятельно при тяжелых болезнях, перед родами, во время переезда, если есть разногласия с другим человеком или терзают душевные переживания. Церковная молитва поможет человеку преодолеть возможные трудности. Ниже представлены самые популярные вопросы по теме и ответы на них.

Разница молебна Сорокоуст от псалтыря о здравии
Обе требы можно заказать на 40 дней и более. Их разрешается читать самостоятельно дома. Сорокоуст представляет собой молитвы (на Проскомидиях сорока литургий) священника в алтаре о здравии человека, имя которого указано в поданной записке. При этом за указанного человека священник вынимает частицу просфоры, кладет ее в «Кровь Господню. Этот обряд символизирует собой искупление грехов Кровью Спасителя во спасение души конкретного человека. Еще одно отличие в том, что Сорокоуст можно заказать в церкви или в храме, а Псалтырь только в женском монастыре.

Какие изменения ждать после Сорокоуста?
Сорокоуст о здравии может помочь залечить душевные и физические раны. Когда человек, например, после болезни идет на поправку, может быть причина не в лекарствах, а в том, что близкий человек заказал ему Сорокоуст о здравии. Главное, верить, что Господь услышит молитвы.

Как заказывать Сорокоуст врагам?
Чтобы заказать сорокоуст во здравие врагов не обязательно знать их имена. Достаточно упомянуть, чтобы свечница пометила, что Сорокоуст заказывается во здравие людей, которые желают зла другому человеку.

Помогает ли Сорокоуст от порчи?
Очень эффективен Сорокоуст о здравии и от порчи. Ведь, заказывая его сразу в трех храмах или семи обителях – у верующего человека появляется возможность избавиться от любых злых сил, порчи или же сглаза. Если заказывается Сорокоуст от порчи, желательно, чтобы параллельно он также читался дома.

Можно ли подавать Сорокоуст за неверующих?
Если человек крещен, не отрекался от Православной церкви, то можно. Запрещено подавать требу за тех, кто искренне отвергает Бога. Если человек просто не верит в него, но носит крест и отмечает церковные праздники, то Сорокоуст не только будет во благо, но возможно, поможет вселить в него веру.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Владыко Христе Боже, егда хощеши судити миру, пощади душу раба Твоего, егоже от нас приял еси, вопиющаго: отец наших Боже, благословен еси.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

В пищи райстей, идеже праведных души веселятся, послуживших Тебе, причти с ними, Христе, душу раба Твоего, воспевшаго: отец наших Боже, благословен еси.

Слава: Иудейския три отроки спасый во огни, в Триех Лицех воспетый, избави огня вечнаго усопшаго, воспевшаго Ти верно: отец наших Боже, благословен еси.

И ныне: Владыку Христа рождшая, всех Бога, власти темныя воздушнаго князя избави, Дево, душу преставльшагося в вере и воспевшаго: отец наших Боже, благословен еси.

Как быть, если усопший был некрещеным

Вот в этом случае домашняя (или келейная) молитва будет просто неоценимой. В Церкви за некрещеного молиться не станут — не по злобе, не потому, что там «не наши». А по закону Божьему о воле человека. Если усопший не принял Христа, то Церковь свято соблюдает его выбор. Но всегда можно попросить христианина молиться о некрещеном, потому что домашняя молитва о некрещеном будет угодна Богу.

Также всегда можно молиться о нехристианине мученику Уару. Этот святой имеет особую благодать вымаливать для жизни в Небесное Царствие души нехристиан из ада.

В заключение хотелось бы сказать о милостыне, которую творят за усопшего. Она не всякий раз может быть денежной, но всегда способна помочь вытащить душу из преисподней. Можно посещать больницы и помогать ухаживать за больными, посещать детские дома, кормить птиц и зверей, особенно в зимнее время, и, конечно, молиться.

Христианская любовь бессмертна, а отошедшие в мир иной не мертвы, а живы, и любят нас еще больше, поскольку душа людская бессмертна, а после выхода из поврежденного тела все чувства ее становятся ясными и ничем не замутненными. Поэтому если человек попадает в ад, то не только любовь у оставшихся на земле становится жгучей, но и муки ада переживаются душой в полной мере. Именно потому настолько значительна молитва об упокоении души представившегося.

Вопрос по “акафисту за единоумершего” я уже задала батюшкам. Жду ответа. Этот акафист мне продали в церковной лавке и сказали, что его читают в храме (лавка при этом же храме), так что у меня даже сомнений не возникло читать или нет. Правда несколько смутил совсем уж “русский” язык и отсутствие “по благословению…”. Спустя несколько дней, я узнаю, что данный акафист сомнителен и его наверно (?) не стоит читать, что лучше читать канон. А какой канон? “Канон по исходе души от тела”? или “Канон Паисия Великого”? “Канон по исходе души от тела” вроде бы читают сразу по смерти и на 3-й день. Или каждый день?На всякий случай пишу, что я каждый день читаю псалтирь (1, 2 кафизмы в день, как получается по времени) и не собираюсь его заменять ни канонами ни акафистами. Буквально в день похорон узнала, что на 3, 9 и 40 день нужно прочитать 17-ю кафизму, а вот буквально только что нашла другое утверждение, что 17-ю кафизму надо читать ежедневно в течение 40-ка дней после смерти.Открываю один псалтирь – схема прочтения такая, открываю карманный (читаю в транспорте), совсем другая схема.Честно говоря, я уже в в полном недоумении, что и когда надо читать. Подскажите пожалуйста. Меня гложет мысль, что я могу своими неправильными “молениями” как-нибудь навредить усопшей маме и конечно хочу максимально помочь ей самой!!!!, своими молитвами!!!! Хочется же молиться за нее так, как положено нашей православной церковью, а не народными толкованиями и сомнительными интерпретациями.

Значение и особенности чтения

Смерть в православии считается великим таинством, когда душа человека оставляет тело и отправляется в новое «путешествие». Православные христиане придерживаются мнения, что душа человека проходит три состояния: от пребывания в утробе матери к земной жизни и от земной жизни к загробному существованию.

После смерти, как сказано в церковном предании, человеческая душа начинает мытарства. Под мытарствами подразумевается сложный период, когда душа не может вернуться в свой земной облик (то есть бренное человеческое тело) и не знает, что ждет ее в загробном мире. Первые три дня после смерти душа обитает возле гроба и рядом с близкими и родными людьми. С третьего по девятый день она витает между небом и землей, рассматривая райские обители. А вот с девятого и до сорокового дня начинается самый сложный период – душа знакомится с адом и мучениями в нем.

Чтобы помочь душе обрести покой и умиротворение, нужно молиться за нее. После смерти человек не может молиться сам за себя. По этой причине близкие и родные люди должны приходить в церковь и молиться за единоумершего, уповая на Божью благодать и прощение всех грехов усопшего.

Священнослужители рекомендуют читать Псалтырь, который является словом Божьим. Но миряне, не привыкшие к церковным речам, отдают предпочтение «народным молитвам». Акафист, что в дословном переводе с греческого языка означает «неседальная песнь», читается стоя в храме во время богослужения или дома перед образом Святого. Если дома нет иконы с изображением лика Святого, к которому обращена молитва, то можно провести ритуал хвалебно-благодарственного песнопения перед открытым окном либо с закрытыми глазами в комнате, где больше никого нет. В домашней обстановке разрешается молитвенное песнопение с непокрытой головой, что категорически запрещено на территории церкви.

Акафистом называют хвалебно-благодарственную песнь, с помощью которой православный христианин обращается к Богу, Богородице, святым великомученикам или архангелам-защитникам, уповая на Их милость, благодать и покровительство. Молиться нужно искренне, отстранившись от мирских дел и забот. Каждая строка хвалебно-благодарственной оды читается неторопливо, размеренно и вдумчиво.

Акафист, или народная хвалебно-благодарственная ода состоит из 25 песен, из которых 13 кондаки и 12 икосы. Кондаки и икосы чередуются между собой. Последний нечетный кондак произносится три раза, после него повторно зачитываются первый икос и первый кондак.

Акафист за единоумершего читают на протяжении 40 дней, как душа покинула человеческое тело, и в течение 40 дней перед годовщиной смерти. Но есть несколько церковных праздников (Светлая седмица, Страстная седмица и Пасха), когда чтение акафиста за единоумершего запрещено.

Родные, обращаясь к Господу через молитву и веру, просят прощения за единоумершего, молят Его о помиловании усопшего и скорейшего отправления души в рай. Доподлинно неизвестно, поможет ли молитва попасть душе в рай и избежать мук ада, но, как утверждают священнослужители, искренняя вера в Бога, духовность и молитва способны творить чудеса.

Многие интересуются, можно ли читать акафист на могиле усопшего. Если в момент совершения ритуала песнопения на кладбище присутствует много посторонних людей, то такая молитва не принесет усопшему никакой пользы. Молитвенные слова нужно произносить в тишине и спокойствии, только тогда прошение Всевышнего о помиловании усопшего может быть услышано и Божья благодать снизойдет на душу единоумершего.

Не все священнослужители одобряют чтение акафиста за единоумершего. Акафист – это благодарение, радостная и хвалебная песнь, а смерть близкого человека несет в семью горе, боль и печаль. Поэтому рекомендуется согласовать с батюшкой в церкви, можно ли и как правильно читать акафист за единоумершего.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Скончав течение и к Тебе прибегох, Господи, преставленный вопиет ныне, прегрешения остави, Христе Боже, и не осуди мене, егда хощеши судити всем, верно бо Тебе взывах: вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Понесшаго, Владыко, иго Твое на раме своем, и бремя Твое легкое, аще и не всегда, обаче в месте преподобных Твоих всели душу его, воспевшаго Тебе, Христе Спасе: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.

Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.

Безначальная Троице Святая, Боже Отче и Сыне и Душе Святый, в лице святых причти душу преставленнаго раба Твоего и огня вечнаго избави, да Тя хвалит, воспевая во веки: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Его во веки.

И ныне: Тя, Дево, пророчестии лицы прорекоша, прозряще бо Тя прозорливыма очима: ов убо жезл нарече Тя, ин же дверь восточную, ов же гору человеки несекомую. Мы же исповедуем Тя воистинну Богородицу, Бога всяческих рождшую, Егоже моли упокоити преставленнаго во веки вся.

Икос 11

Воскреснут мертвии и востанут сущий во гробех и возвеселятся живущий на земли, яко востанут телеса духовныя, светло прославленныя, нетленныя. Кости сухия, слышите слово Господне: «Се Аз введу в вас дух живота и дам на вас жилы и возведу на вас плоть и простру по вам кожу». Возстаньте из древле прошедшаго времене, искупленнии кровию Сына Божия, оживлени смертию Его, возсия бо на ны свет Воскресения. Отверзи им, Господи, ныне всю бездну совершенств Твоих. Ты сиял еси им светом солнца и луны, да узрят они и славу лучезарных ликов Ангельских. Ты услаждал еси я великолепием востока и запада светил небесных, да узрят же они и свет невечерний Божества Твоего. Господи, Любы Неизреченная, помяни усопшия рабы Твоя.

О том, как правильно читать акафист за единоумершего

Конечно, лучше посещать церковь и читать акафист там во время службы. Священнослужители говорят, что лучшее время для зачитки – после произнесения Батюшкой канона Святому, после заупокойной литии. Но если такой возможности нет, то можно встать перед иконами и произнести акафист дома.

Перед главным текстом за усопшего важно прочитать самые основные молитвы, это как подготовка к главному. Чтобы точнее узнать о том, какие молитвы необходимы перед акафистом, стоит спросить у Батюшки в церкви их правильный порядок

Единственное правило для всех: чтение молитвы после смерти близкого в течение 40 дней, чтение молитвы перед годовщиной за 40 дней. Есть некоторые церковные праздники, читка акафиста в которые запрещена:

  • Светлая седмица;
  • Страстная седмица;
  • Пасха.

Настрой человека должен быть чистым, чтобы душа почувствовала теплоту и поддержку. Расслабленное состояние и лень – не самый подходящий момент для чтения акафиста

Здесь важно собраться и уделить некоторое время душе близкого человека. Не стоит относиться к усопшему так, будто его и правда больше нет рядом

Физически его не может быть, но духовно – он присутствует всегда.

  • Акафист Предтече Иоанну Крестителю
  • Акафист «Слава Богу за все» — найдете здесь
  • Акафист Серафиму Саровскому — https://bogolub.info/akafist-serafimu-sarovskomu-chitat-i-slushat-tekst-onlajn/

Не нужно пропускать строки акафиста во время его чтения, необходимо соблюдать все четкие правила и произносить молитву от самого начала до конца, завершая все специальным текстом. Так же, если в доме нет икон – это не беда. Акафист можно зачитать перед окном или с закрытыми глазами

Вслух или про себя – неважно, так как душа усопшего в любом случае услышит обращение, а Господь всегда находится рядом и внимает каждое произнесенное слово

Как правильно держать траур по усопшим

Как помочь усопшему?

Умершие родственники, друзья нуждаются в помощи живых. Священнослужители уверяют, что искренними и постоянными воззваниями к Отцу Небесному можно вымолить душу даже из ада.

Никому не известно, где будет обретаться душа после смерти до Страшного Суда. Поэтому духовная помощь близких и родственников всегда будет актуальна. На литургии в храме поминают всех крещенных усопших (для этого следует подать записку с именем покойного). Можно заказать сорокоуст — тогда все 40 дней на богослужении его будут поминать. Оптимально на 3, 9, 40 день заказать панихиду в храме.

Добрые дела — такое же ходатайство за умершего. Милостыня, помощь больным или малоимущим — это благотворение, которое будет способствовать искуплению грехов и обретению благодати. Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что если нет любви к ближнему, то и милостыня будет напрасна. Только с добротой и искренним сердцем, с сожалением о бедности или болезни стоит творить дела милосердия. Милостыня — это благодеяние в первую очередь для того, кто ее подает.

Не являются принципиальными суммы на пожертвования или количество заказанных панихид

Важно лишь чувство, с которым человек просит за усопшего

Ходатайством является и акафист за единоумершего. Когда читать его? Сразу после смерти 40 дней подряд и 40 дней перед годовщиной. Молитвами облегчается загробная жизнь. Добрая память об умершем должна сопровождаться делами. Прибраться на могиле, посадить цветы, поставить крест. Такие простые действия не всегда совершаются родственниками. Утрата близкого человека — большое горе. Добрые дела помогут справиться с отчаянием. Ежедневные молитвы успокоят сердце поминающих и принесут пользу усопшему.

Как правильно и в какие дни читается акафист

Царствие небесное – место, куда попадают души усопших с помощью ангелов. На пути им создают препятствия демонические существа для расплаты за определенные грехи, которые человек совершал при жизни. Родственники, дабы помочь умершему, читают строки из Библии за упокой и просят Всевышнего о даровании милости. Существует 2 вида поминального гимна:

  • акафист за единоумершего;
  • текст за умерших.

Нуждаетесь в совете специалиста?

Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

Акафист за усопшими читается в поминальные даты, припадающие по славянскому календарю на субботу. В православной религии церковь признает днями памяти родителей субботы и Радоницу. В данный период принято молиться и поминать ушедших, ставить за упокой души свечи в храмах и раздавать угощенья бедным. У православного народа нет единых правил, где произносят религиозный гимн. Священники разрешают исполнять песнопение на любом языке в церкви, дома и на кладбище возле могилы покойного. Процедура чтения текста об усопшем состоит из нескольких молитв.

  1. Начинают песнопение с «Отче наш», читают 3 раза.
  2. Продолжают молитву слова «Господи помилуй», повторяющиеся 12 раз.
  3. Чтение «Святый Боже».
  4. Затем читается псалом 90.
  5. Акафист о покойных.
  6. Молитва «Слава и ныне».
  7. Звучат 12 раз слова «Господи помилуй».
  8. Завершает песнопение «Достойно есть».

Поблагодарите Господа Бога, Пресвятую Богородицу и всех святых. Перед началом исполнения гимна получите благословение у батюшки.

Акафист по единоумершему читают в течение 40 дней после смерти родственника или за 40 дней до годовщины гибели. Когда душа усопшего испытывает мытарства, она больше всего нуждается в помощи родных. Религиозное песнопение и поминовение помогают духу попасть в Царствие Божье, избежав адской страны. Для чтения текста в домашних условиях придерживайтесь определенных правил:

  • читайте гимн в смиренном, благочестивом настроении;
  • нет строгих правил относительно наряда и покрытия головы платком для женщин, если чтение акафиста происходит дома;
  • произносите гимн в любое время в течение дня;
  • молитва осуществляется возле иконы или в любом месте в доме стоя или на коленях;
  • не делайте перерывом во время прочтения песен;
  • начинайте и заканчивайте акафист об усопшем молитвой;
  • произносите слова, стараясь не допускать ошибок в тексте.

Исполнять акафист дома или в церкви – личное дело каждого человека. Обращаясь к Богу, главное искреннее верить в его силу, существование и великодушие.

Можно ли читать акафист на могиле?

Посещение кладбища — обязанность друзей и родственников усопшего. Но не стоит ходить на могилу против воли. Искреннее желание помочь умершему должно стать причиной посещения кладбища или молитв за почившего.

Нельзя устраивать поминки на могиле — для христиан оптимальны только молитвы, добрые слова об умершем. Можно зажечь свечи, прибраться. Близкие иногда интересуются у Святых Отцов: «Как произносить на кладбище акафист за единоумершего? Можно ли читать его на могиле?»

Если на кладбище много народа, то вряд ли чтение акафиста принесет пользу. Не стоит отвлекаться от молитвы на мирские заботы. Поэтому на кладбище лучше прийти в такой день, когда никого поблизости не будет. В тишине и спокойствии должны звучать молитвенные слова. Тогда ходатайство об усопшем пойдет ему на пользу. Можно зажечь свечи, принести небольшую икону.

Священнослужители особенно настаивают на том, чтобы венков или искусственных цветов не было на могилах христиан. Живые цветы — символ жизни и Воскресения. Поэтому лучше принести на могилу один живой цветок, чем устилать ее искусственными венками.

Могила в православии считается местом будущего вознесения. Ее необходимо содержать в чистоте и порядке. Бессмертная душа испытывает потребность в постоянной молитве, так как не может сама за себя просить. Чтение акафиста и молитв у могилы покойного — долг христианина.

Когда возникла традиция молиться за умерших

Если в советское время считалось, что человек умер, и его уже нет, то по христианскому учению смерть означает переход души из тела в другое состояние, у нее только два пути, в рай или ад. Порой родственники, теряя близкого человека, особенно если это внезапная смерть, начинают роптать на Бога, ища виноватых.

Таинство рождения и смерти во власти Творца, христиане еще в первых церквях молились за ушедших в мир Бога. Можно поставить шикарный памятник, и ходить к нему по великим праздникам, но при этом забывая об усопшем в повседневной жизни.

Христиане молятся за усопших родных и близких, понимания глубокий смысл прошений перед Всевышним, осознавая путь, который проходит душа человека на третий, девятый и сороковой день пребывания на земле. Часто самоубийцы, атеисты, и просто не воцерковленные христиане, пережившие клиническую смерть и видевшие муки ада, после возвращения к жизни меняют свое поведение, проводя время в познании сущности Всевышнего.

Три дня душа умершего находится недалеко от гроба, прощается с родными и близкими, обходит земные владения

Сидя у гроба родного человека, близкие люди часто слышать скрип половиц, как будто кто-то ходит по дому.
Затем шесть дней душе почившего позволяется полюбоваться райскими обителями, в это время она еще не на небе, но уже и не на земле.
Далее до сорокового дня усопший знакомится с адом, видя все мучения и осознавая свои грехи.

Важно! В это время родные люди должны стать в проломе за умершего перед Творцом и отмаливать его грехи, читая молитвы и акафист за единоумершего, текст которого наиболее понятен на русском языке.
Читается ежедневно в течение 40 дней по смерти и столько же перед годовщиной смерти.

Молитвы об усопшем муже

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Канона и акафист о единоумершем

Канон о единоумершем нередко ошибочно называют акафистом. Акафист о единоумершем существует. Но он не входит в Последование по исходе души от тела и является отдельным произведением. К тому же канон и акафист – это термины, обозначающие совершенно разные жанры церковной гимнографии, со своей структурой. Их нельзя употреблять как синонимы.

Акафист о единоумершем состоит из 25 песен. А именно из чередующихся между собой 13 кондаков и 12 икосов. Кондак – это короткая строфа, в которой обозначается определённая тема. В более же объёмном икосе эта тема развивается. Каждый икос в акафисте за единоумершего оканчивается многократно повторяющимися обращениями ко Христу. Выражаются мольбы о прощении грехов для усопшего, даровании Царствия Небесного, а также об утешении живых близких.

Акафист за единоумершего принято читать ежедневно в течение 40 дней после смерти. Также его читают в течение 40 дней, предшествующим годовщине смерти усопшего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector