9 кругов ада по данте описание устройства загробного мира

Содержание:

В аду под землей правит Сатана

Люди в аду попадают в полную власть Сатаны. Он здесь полноправный всесильный хозяин. Он настолько уверовал в своё могущество, что даже сошествие Христа в преисподнюю сначала его ничуть не страшит. Сатана даже радуется приближающемуся Христу. Но видит Его в ярком Свете и начинает паниковать. Требует от своих приспешников, чтобы те закрыли дверь перед Иисусом Христом.

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Когда Свет, то есть Бог проникает в ад, то тьма рассеивается. Она бессильна перед светом. Как место тьмы ад разрушается и исчезает с сошествием туда Христа. Отсюда очевидна библейская суть ада – она в неведении одними грешниками и в невидении другими Бога.

«Так будет при кончине века: Изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». (Евангелие от Матвея 13:47-50). Это Библия уже о том, что будет после ада.

Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись

Бог прощает все грехи, если человек покается. Покаяние невозможно лишь в одном случае – если человек покончит с собой. Мертвые не могут каяться, поэтому самоубийц однозначно ждет ад. Самоубийц не отпевают и хоронят за кладбищенской оградой.

Покаяние перед смертью не поможет. Даже если человек перед страшным поступком покаялся перед Богом, последний его грех остается без покаяния и поэтому Бог не сможет его простить.

Родственникам и близким самоубийцы следует читать молитву, данную преподобным Львом Оптинским:

Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!

Возможно, все-таки Господь смилостивится и облегчит посмертную участь грешника.

Для самоубийц есть исключение — умалишенные люди. Они не владеют собой и не отвечают за поступки. Таких самоубийц хоронят как всех.

Куда попадает самоубийца других верований

Когда человек умирает, то не исчезает полностью. Православный взгляд на его дальнейший путь уже рассмотрен выше, для сравнения можно изучить, что произойдет с теми, кто убил себя сам, среди представителей других религий, конфессий.

Отношение к самоубийству в исламе

Нельзя желать себе смерти, думать об этом. Согласно верованиям ислама, самоубиенный мусульманин будет гореть в адском пламени. Причем наибольшая опасность для него заключается в постоянном повторении этого действия, что будет представлять невероятные мучения души.

Самоубийство (суицид) в Исламе — большой грех

Реинкарнация в буддизме

Тот, кто лишает себя жизни, руководствуясь привязанностью к своему я, или склоняет других к этому, подвергается оцениванию с разных точек зрения. Считается, что больший грешник тот, кто способствует самоубийству другого человека. Согласно буддизму, этот акт считается убийством.

Самоубийство в разных древних культурах

Издавна разные народы по-своему решали вопрос ухода их жизни:

  • на территории Японии существует лес Аокигахара, куда приходят потенциальные самоубийцы, чтобы свести счеты с жизнью;
  • согласно мифологии народов Европы, самоубийцы становились вампирами;
  • древние германцы, покончившие с жизнью после смерти супруга/супруги, попадали в рай;
  • на территории Индии, Китае, Японии самоубийство имело форму предписания в определенных случаях.

Душа отделяется от тела

Как вымолить душу из Ада?

Есть ли надежда на избавление
от адских мучений у тех, кто уже умер и оказался во власти сатанинских сил? Богу
возможно всё. Именно поэтому мы поминаем за упокой умерших близких. Если бы надежды
не было, в церкви не звучали бы молитвы за них, не существовал бы обряд отпевания,
чтения Псалтыри. У Бога все живы – говорит народ. А жизнь – это перемены.

Паисий Святогорец много размышлял
о посмертной участи простых людей и ему открывались тайны загробного мира. Старец
пишет: «Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает
этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать:
“Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?” Однако, молясь
за усопших, мы даем Богу “право” на вмешательство».

Паисий Святогорец отмечал, что
больше трогают Бога молитвы за умерших, нежели за живых. Называл заупокойные службы
лучшими адвокатами за усопших и утверждал, что они могут вывести душу из Ада. 

Есть два-три случая, когда священники
или монахи вымаливали даже самоубийц, однако, это был тяжёлый и опасный процесс.
Нечистые духи вселяли ужас и тоску в души молитвенников, не желая расставаться со
своей добычей. Мирянам молиться за самоубийц смертельно опасно

Лучше уделить внимание
ближним, умершим обычной смертью

Не всегда поминание открывает
путь в Рай, но, как правило, несчастные души чувствуют облегчение и получают передышку.

Несколько способов спасти грешника из Ада или уменьшить его страдания:

– Сотворенные им при жизни милости,
особенно благотворительность.

– Пожертвования за него, сделанные
близкими и друзьями.

– Поминание покойного в Родительские
субботы.

– Регулярное чтение Псалтыри,
при котором поминается умерший.

– Заказная молитва о упокоении.

Главное понимать, что Бог не компьютер, который карает автоматически, согласно
программе. Бог – личность, чувствующая
и милосердная, и как любящий Отец он скорее найдёт повод для оправдания своего чада,
нежели отвернётся от него навеки.

Отношение церкви к самоубийцам: история и настоящие правила погребения

Самоубийца чаще всего не нарушает законов, если рассматривают вопрос с юридической точки зрения. Он делает свой выбор. Однако такой человек переступает через еще более важный закон – Божий. Может показаться, что церковь относится к этому категорично. Однако на самом деле причиной отказа отпевания в церкви является принятие воли человека.

Самоубийство (суицид) — тягчайший грех!

Самоубийца решил отказаться от самого великого дара Божьего – жизни, Царствия Небесного. Данный факт является достаточным основанием, чтобы перестать считать его членом церкви.

С людьми, которые покончили с жизнью по своей воле, у церкви иные отношения. Для них не проводят традиционные обряды, не читают молитвы. Даже поцелуй покойного при прощании и его погребение рядом с храмом – обычные, казалось бы, вещи, и те под запретом.

Нельзя отпевать

Отсутствие возможности провести Чин погребения обусловлен тем, что самоубийство – тяжкий грех. Сложность ситуации объясняется еще и тем, что даже убийца может получить прощение, если покается, станет посещать церковь, но не тот, кто наложил на себя руки. Считается, что человек при этом впускает в душу дьявола. Соответственно, попасть в Божий храм он уже не может. Вместо отпевания проводят гражданскую панихиду. Такая процедура не сопровождается совершением религиозного обряда.

Запрет на заказ Сорокоуста

Отпевание – богослужение, которое предполагает необходимость произнесения большого количества канонов, молитв. Сорокоуст также является формой молитвенного слова. Это молебен, читаемый на протяжении 40 дней ежедневно. Учитывая, что отпевание самоубийц не проводят, под запретом и другие богослужения. Сорокоуст позволяет облегчить переход души между мирами. Если человек добровольно отказался от Царствия Божия, нельзя насильно произносить над ним молебны, даже если они являются традиционными после погребения.

Не проводится панихида

Главная цель совершения богослужения – упокоение души умершего. Но возможно это только после покаяния, прощения грехов. Значит, нельзя просить церковь принять нетленную оболочку человека, совершившего самоубийство. Проведение обряда поминовения теряет смысл, когда речь заходит о таком человеке. Если он и будет проведен, то не даст помощи душе умершего, а лишь поспособствует самоуспокоению родных.

Панихида по усопшему

Молитвы только дома

Разрешается произносить молитвы над самоубийцей, но не традиционные – об умершем: его упокоении, прощении грехов, обретении покоя в Царствие Небесном. За таких людей не просят, т. к. этим можно навлечь Гнев Божий и на себя. Рекомендуется совершать молебны келейно –дома. В церкви просить за умерших таким способом тоже нельзя.

Не рекомендуется целовать покойного суицидника

Считается, что целование умершего в лоб облегчает участь покойника в ином мире. При этом будто снимается груз забот, которые постоянно довлеют над живыми, частично ощущаются и после смерти, т. к. сохраняется память событий, когда нетленная оболочка отлетает от тела.

Погребение подальше от храма

Если интересно, зачем хоронят тех, кто лишил себя жизни по собственной воле, как можно дальше от кладбища, нужно учитывать, что в таком местевсе умершие находятся под защитой Бога. Когда человек отказывается от главного его дара – жизни, то показывает, что не нуждается в покровительстве, а значит, нельзя проводить погребение рядом с храмом. Таких людей обычно хоронят у обочины, в лесу – там, где его тело будет как можно дальше от святынь.

Похороны строго на 3 день

Чтобы ускорить дальнейший переход души умершего, похороны проводят вовремя. Для сравнения, чтобы похоронить умершего традиционным способом, допустимо ожидать, когда соберутся близкие, возможна задержка на 1-2 дня и больше. Но такой порядок является общепринятым, нарушать его, когда речь идет о самоубийце, нет необходимости. Это обусловлено тем, что даже такие люди должны быть погребены вовремя.

Траурная церемония

«Приговор, не знающий изъятья»

«… Lasciate ogni speranza voi ch’entrate» в переводе с итальянского – «Оставь надежду всяк сюда входящий». Надпись над вратами ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери, написанной 700 лет назад, и до сих пор пугающей впечатлительных людей. Еще бы…

В католической версии христианства есть семь смертных грехов: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие и лень. То есть, согласно этому «табелю» в ад можно угодить за лишний кусок пирога за ужином или за не заправленную с утра постель… Крутовато, нет?

Но отсюда вытекает забавный вывод: грехи имеют разный «вес» и имеется некий «божественный прайс-лист», где каждому деянию соответствует свой ценник.

Ознакомиться с ним можно в той же «Божественной комедии», там он достаточно полон. Данте не поленился и четко расписал: кого, куда, по какому адресу, на какие муки и за какой грех. Согласно этой классификации, на самые «легкие» муки осуждены одержимые страстью. Тяжкие предназначены для изменников. Хуже всего в аду приходится предавшим доверие.

А, между тем, в «совершенном кодексе» сказано, что наказание за любой грех, малый или большой, единое – смерть (значит ли это, что не согрешившие ни делом, ни бездействием, ни даже помыслом будут жить вечно?).

Чем опасен «домашний храм»?

«Если вы не будете ходить в церковь и слушать батюшку, то кто вас научит тому, как верить в Бога? Вы начнете сами решать, что есть грех, а что – нет. И обязательно ошибетесь, потому что дьявол лукав и найдет лазейку в сердце человека».

Не зря же среди грехов, которые нуждаются в покаянии и прощении в православии есть: «осуждение священников, редкое посещение храма, несоблюдение постов, нарушение церковных и молитвенных правил».

«Человек слаб и падок на соблазны, овце нужен пастух…»

Спорить с этим трудно. Да, слабы.

Но кто мешает нам стать сильнее? «Кто может научить правильно верить в Бога?» А он сам? Почему не может? Разве не говорит Он с каждым из нас, разве нет Его в нашем сердце? Почему же мы Его не слышим? Или не понимаем? Или понимаем не так? Почему нам нужны толкователи?

Что делать родственникам

Учитывая, насколько сильные мучения испытывает душа человека после смерти до 40 дней, необходимо постараться облегчить ее тяготы. Для этого родственники должны делать все, что могут, но возможностей у них не так уж много: молиться, посещать храм и службы, ставить свечки за упокой и т. д. Подробнее о том, какую помощь близкие могут оказать покойному:

ежедневный Сорокоуст – это форма церковного поминания во время литургии, она предполагает ежедневное совершение молебна в период после смерти умершего, именно столько длится период трансформации души, ее переход к жизни вечной, Сорокоуст следует заказать, как только близкий преставился;
чтение молитв: когда умирает родственник, сохраняется невидимая связь между ним и близкими, это делает молитвы о покойном более весомыми, таким способом можно помочь душе умершего преодолеть мытарства, поэтому следует не только рассчитывать на силу молитвенного слова священнослужителей, когда подаются записки о проведении литургии, но и обращаться к Господу и святым, будучи дома;
пост: прийти к Отцу небесному можно через покаяние и очищение, тогда прощаются грехи многие, а бесплотная оболочка отправляется в рай, способствует этому добровольный отказ от земных благ, пост – один из способов, которые позволяют приблизиться к Божественному через самоотречение: от скоромной пищи, чревоугодия, пьянства, излишеств;
отказ от празднества и вредных привычек: душа на 40 день попадает на частный суд (оцениваются только ее поступки), узнает, где проведет время до Страшного суда, который наступит после воскресения верующих, поэтому родным важно уделить особое внимание правилам поведения в этот период, не следует злоупотреблять спиртным, пищей, громко отмечать другие события;
добрые воспоминания об умершем: обиды на покойника, раздражение и прочие негативные чувства, поступки плохо влияют на душу усопшего, т. к
она еще сохраняет память земной жизни, поэтому важно попрощаться с человеком перед смертью (если он был тяжело болен) или на похоронах (когда смерть случилась внезапно), не вспоминать плохое;
раздают милостыню и вещи умершего нуждающимся, предостережения суеверных: одежду и предметы из дома покойника сохраняют его энергетику, особенно те, с которыми человек близко контактировал перед смертью, учитывая, что до 40 дней после смерти душа все еще находится между мирами, данный поступок может причинить ей дополнительное беспокойство и боль, а суеверные люди предостерегают, что таким способом легко навлечь беду на себя.. Прах усопшего после кремации

Прах усопшего после кремации

Что советуют старцы?

Фото: Pravmir.ru

Святые отцы советуют людям не искать чудес и подвигов, а жить обычной жизнью, но при этом не делать большого греха, а, если сделали, то регулярно исповедоваться и причащаться в храме

Очень важно бороться с такими помыслами как зависть, ненависть, злость, отчаяние и уныние, так как они могут способствовать тяжким грехам в жизни человека. В остальном святые отцы советуют любить Бога и ближних, соблюдать обычные жизненные законы любви, дружбы, доброго отношения к ближним:

Первым в рай вошел раскаявшийся разбойник, а, значит, любому, кто искренне раскается в грехах, Господь многое простит; Важно не совершать зла по отношению к ближним – эти грехи искоренить непросто, как непросто жить человеку, совершившему убийство или другое тяжкое преступление; Очень важно не терять веры в Господа – в современном мире много соблазнов, на которые часто попадают люди с сомнениями в вере. Следствием этого часто становится отчаяние, депрессии, мысли о самоубийстве; Господь советует ценить время и творить добрые дела, не лениться, так как никто не знает своего времени и часа, когда Господь призовет его к себе

Следуя таким правилам, можно спасти свою душу, но самое главное сохранить в сердце любовь и жертвенность во имя Бога и Ближнего.

Заповеди пророка Моисея

Фото: Flickr.com

Знакомясь с церковными правилами, многие считают, что, выполняя все 10 заповедей Моисея, упомянутые в Ветхом Завете, можно спастись. Иногда этим даже гордятся люди, получившие правильное коммунистическое воспитание – «я не ворую, говорю правду, не изменяю жене, никого не убиваю, значит, я свят», но это изначальная ошибка. Заповедям Моисея следуют и иудеи, стараясь не ошибиться, но вспомните, что говорил Христос? Заповедь новую даю вам – да любите друг друга. Именно на вере и нравственном законе взаимной любви к Богу и ближним и строится путь в Божье Царство.

Если изучить правило, то возникает любопытная мысль – новое слово Христа подводит черту и дает объяснение 10 заповедям Моисея. Ведь, если человек любит другого как самого себя, он не будет воровать, убивать ближнего человека, говорить неправду, наговаривать на кого-то, а соблюдение таких заповедей без любви может привести к тому, что человек, формально следуя правильным заповедям и считая себя непогрешимым оказывается формалистом, который даже просто не видит грехов, которые совершает.

Даже в быту существует такое понятие, как «святоша». Таким словом атеисты называют тех, кто формально следует правильным заповедям, но не любит своих близких и этим вызывает раздражение у окружающих. Такой человек может считать себя верующим, часто ходить в храм, не пропуская ни одной службы, принимать причастие, формально исповедоваться, но перечеркивать все свои добродетели презрением, агрессивностью по отношению к самым близким людям. Именно за эту нелюбовь к людям его могут даже дразнить «святым». Это в корне неверное понимание православия и веры, так как человек, формально исполняющий заповеди, но не любящий ближних, заражён гордыней, превосходством и страдает, как сказали бы психологи, перфекционизмом и синдромом отличника. По этому поводу Христос говорил: «Горе вам книжники и фарисеи». Поэтому формальное следование Закону Божьему как учебнику жизни – не путь к спасению души, хотя он и способствует дисциплинированности и правильности человека.

Что происходит в аду под землей

Теперь вспомните описание ада в Библии, на котором заострял внимание. Там подземная вотчина Сатаны представлена, как некое хранилище

И мучения в аду не физические, утверждают представители многих верований. Оно и понятно, нет физического тела – нет и боли.

Страдания грешников, скорее всего, нравственные. У вас наверняка случались мучительные ночи. Когда и боли нет, а всё тело словно кто-то выворачивает изнутри. Каждую косточку, каждую жилочку. Возможно, эти ощущения имеют что-то общее с муками грешников в аду.

Вот как видит Катар адовы муки:

Старовер богумил Катар сравнивает этот процесс с локализацией компьютерного вируса. «Греховная вода», как и вирус, желает расширить пространство своего присутствия. Но не тут то было. «Антивирус земли» работает без изъянов. Он жёстко локализует грязную воду и заталкивает её всё глубже и глубже под землю. Ей там оставаться вечно. Она несёт информацию о смертных грехах и опасна, думаю, даже заразна для живых людей.

Третий пояс

Данте узнал знакомого Брунетто, которому суждено все время мучиться под огненным дождем

Третий пояс напоминал пустыню. Не было никаких кустов или деревьев. Одни умершие были закопаны в песок лицом вниз. Только пятки торчали: богохульники. Другие просто сидели: ростовщики, а третьи сновали вперед и назад — отвергающие созданный им порядок. Все бы ничего, но на пустыню лился непрерывным потоком огненный дождь. Души постоянно кричали от ожогов. Вергилий сказал следовать в обход пустыни.

Вскоре путешественники достигли кровавого ручья, вдоль которого была тропа, ведущая к восьмому круга Ада. Идя по тропе, параллельно пустыне, внезапно появился умерший сэр Брунетто, знакомый Данте. В жизни они хорошо друг к другу относились. Данте его считал своим учителем. Брунетто предложил посидеть, пообщаться. Но Вергилий предупредил: «За миг промедления ты будешь наказан лежанием на горящем песке в течение 100 лет. Ты должен постоянно двигаться, таковы правила.» Путникам пришлось оставить Брунетто.

Герион спускает Данте и Вергилия к восьмому кругу Ада

Продолжая путь вдоль кровавого ручья, странники достигли водопада. Здесь стекалось несколько ручьев со всех сторон, впадающих в необозримую бездну. Вергилий сбросил веревку и сказал, что сейчас должно подняться существо из бездны. Действительно, через несколько минут вылез на край обрыва змееподобный Герион, страж восьмого круга Ада. На Герионе путники спустились к самому дну.

Мнение психолога о загадочных явлениях души

Халзанова Светлана Борисовна Практический психолог Само название специальности (психология) происходит от древнего «Psyche». Если перевести с древнегреческого на русский, окажется, что это «душа». Значит, формирование принципов психологии происходило с учетом особенностей пребывания в теле нетленной оболочки. По этой причине допустимо рассматривать появление признаков души, как более подходящий аргумент для случаев, когда приходится сталкиваться с необъяснимыми вещами. Для проработки недостатков характера, проблем живых людей используют приемы и методики, которые не затрагивают не до конца изученную сторону человека, а направлены на сознание и подсознание.

Рубрика вопрос-ответ

Куда уходит душа после 40 дней?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Умирать приходится всем, но дальнейший путь разный: кто-то пребывает в аду, для многих уготован рай. Находящийся там не может поведать о том, где он. По этой причине остается предполагать, изучать библию, искать ответы, почему на траур отводится сорок дней, что будет происходить с духом умершего потом. Возможно 2 варианта: ад или рай. Если человеку довелось умереть внезапно, не попрощавшись с родными, не покаявшись, а предыдущая жизнь не была праведной, следует ожидать попадания в адские обители.

Похороны

Как узнать, куда попала душа после 40 дней?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Правда о том, какие процессы развиваются после погребения умершего, сокрыта от людей. Необходимо иметь определенный уровень чувствительности, способность «видеть» дальше, чем другие. Но и тогда нет гарантий, что откроется информация. Все, что могут сделать люди: молиться об усопшем, надеяться на то, что его дух попадет в лучшее место. Случается, родные получают необъяснимые знаки или видят сновидения об умершем. Это может быть свидетельством просьб о помощи, если покойному приходится тяжело, или он хочет донести, что не стоит беспокоиться о нем.

Когда умирает человек, что с ним происходит до сорока дней, можно ли помочь ему?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Не играет роли: произошел несчастный случай или человек болел, его нетленная оболочка покидает тело. Она отправляется, чтобы явиться перед престолом Господа, после чего перемещается для изучения обителей (райских, адских). Что интересно, помочь покойнику можно. Главной задаче является прочтение молитвенных текстов.

Могила усопшего

Правда ли, что после смерти душа ходит по земле 40 дней?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Нетленный дух пребывает рядом с близкими, но лишь на протяжении первых 2 дней. Затем отправляется дальше, чтобы явиться Господу и осмотреть рай, после чего – ад. Душа не может пребывать на земле без ограничений по времени, что подтверждается свидетельствами очевидцев (людей, попавших в аварии, получивших удар молнией и т. д.).

Что происходит с человеком 40 дней после смерти, как пережить горе?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

События, происходящие после смерти человека, нельзя назвать радостными, полными безмятежности. Наоборот, изначально покойный посещает рай, затем – ад, проходит тяжкие мытарства. Все это время родные считают, что смерть физической оболочки – вот тот конец, о котором все говорят, опасаются его, а потому часто убиты горем. Но такое поведение только вредит умершему. Это пример, как можно своими поступками навредить душе во время ее пребывания в загробном мире. Свое горе необходимо переживать в храме, читая молитвенник дома – молясь.

Душа человека вне тела

Описание ада в религиях

В разных религиях ад описан по своему. Например изучая информацию о том, как выглядит ад по библии можно понять, что он описан как что-то невидимое и подземное. Согласно церковным преданиям после смерти с 9 по 40 день душу знакомят с порядками в аду и показывают, что его ждет если он окажется грешным на суде божьем.

Первое описание ада дает пророк Исаия. Но в этом отрывке ад показан не как место в котором наказывают. Его описывают как склад с ветошью, но в этом случае вместо ветоши тут находятся люди.

Как выглядит ад, ислам описывает иначе. В Кур’ане сказано, что ад это огромное, черное и отвратительное место в котором зловоние и страшные звуки. Неверующих туда бросают как дрова в топку. Каждый, кто туда попадет, будет страдать от сжигающего огня, скорпионов, змей и холода. В этом месте мучаются не только душой, но и телом и страданиям нет конца, перерыва или привыкания.

Четвертый круг Ада

Данте с Вергилием у входа в четвертый круг Ада, и страж демон Плутос

Раньше Плутос был богом богатства. Сейчас он превратился в звероподобного демона. Увидев путников, Плутос зарычал на них. Вергилий пригрозил, что им дорога разрешена на небесах. Спустившись в четвертый круг, Вергилий удивился от странного зрелища. Умершие разделены на 2 части круга. Все, подобно Сизифу, тащили валуны на самую верхнюю точку. Одни усопшие выглядели скрягами, другие транжирами.

Дух объяснил, что сюда попали умершие, которые в жизни одни были жадинами, а другие расточителями. В наказание им приходится все время тащить валуны наверх. Как только достигают верхней точки, валуны сталкиваются между собой и катятся вниз. Затем процесс начинается снова.

Пытки ада подробно изложены в исламе, другие религии на них акцент не делают

Но не только Библия — источник информации об аде. Например, у шумеров есть история о том, как богиня любви Инанна сошла в ад

В этом мифе особое внимание уделяется центральному месту ада — некому дворцу, куда ведёт семь врат

В Библии тоже говорится о вратах:

(Мф. 16:18)

В исламе ад — однозначно огненный:

(Коран 5:37)

К тому же есть немало подробностей о том, какие именно пытки ждут грешников. В христианстве никаких подобных описаний нет.

Часть ветвей индуизма и многие восточные учения не считают ад — конкретным местом мучения грешников. Просто душа может в разных жизнях бывать в лучших мирах, чем нынешний, и в тех, что хуже него.

Любой мир ниже уровнем — это ад по отношению к текущим реалиям. Ну, а демоны там в них, сковородки, пламя — всё может быть, ведь фантазия Творца безгранична. И коль человек смог это всё представить, Всевышний обязательно это уже создал.

Отлучена от причастия

Моя знакомая Ирина, дама лет
тридцати пяти, всегда была верующей. Но жить по церковным канонам стала несколько
лет назад, когда переехала из Москвы в Подмосковье после развода. Мужа у неё увела
юная соперница и, наверное, поэтому Ирина стала считать себя старой. Она сдалась
обстоятельствам и заявляла, что в её возрасте надо думать только о душе. Но со временем
оказалось, что это не совсем так.

Ирина добиралась в церковь на
такси, и один водитель, симпатичный брюнет, приглянулся ей. Они говорили о жизни,
о политике, и его рассуждения, довольно категоричные, заводили Ирину. Она была неравнодушна
к брутальным и остроумным мачо, а Юрий был именно таким. Узнав его телефон, Ирина
стала ездить по делам только с ним.

Она снова стала покупать модную
одежду, завивать свои длинные русые волосы и соблюдать диету, потому что была склонна
к полноте. Затем ей понадобился какой-то ремонт в доме, Юрий ей помог. Постепенно
они сблизились и стали любовниками — нелегко хранить целомудрие в наше время.

До поры до времени Ирине казалось,
что она нашла своё счастье и вот-вот создаст новую семью. Как христианка она усердно
молилась о законном браке и уже представляла, какой эффектный белый костюм купит
для венчания. Но вдруг оказалось, что таксист её мечты  женат и является отцом двух сыновей.

В смятении чувств Ирина решила
исповедаться своему духовнику, пожилому и строгому. Тот выслушал трагический монолог,
заявил, что её роман ничто иное, как блуд, и отлучил от причастия.

Разумеется, духовный отец Ирины
считал, что эта радикальная мера приведёт её к покаянию, однако, страсть к таксисту
оказалась сильней. Ирина пояснила мне так:

— Я перестала ходить в церковь,
поститься и молиться, потому что всё равно попаду в Ад. Терять мне нечего. С христианской
точки зрения, моя душа обречена, потому что мы с любимым не можем обвенчаться. Но
я не в силах отказаться от Юры. Будь что будет!

И я задумалась: действительно,
что ждёт человека, который нарушил одну заповедь, но не нарушил остальные?

Каждый из нас небезупречен.
Каждый в чём-то грешен: кто-то не всегда почтителен к отцу и матери, кто-то подворовывает
на работе, кто-то не может сдержаться от осуждения.

Большинство так и не смогут
стать идеальными христианами.

Значит ли это, что все мы попадём
в Ад? Но тогда какой смысл ходить в церковь, носить крест, отмечать православные
праздники и в беде уповать на Бога?

Пришлось искать ответы.

Сколько страстей и чем они отличаются от грехов

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что страсть и есть порок, слившийся с самим человеческим естеством. Происходит это под влиянием постоянно совершаемого греха, который свивает в сердце своё гнездо. В результате человека не надо побуждать грешить. Он сам стремится к нечестию с неодолимой силой. По сути, это рабство греха.

Страстью также называется порочное желание, побуждающее человека к совершению целого ряда грехов. Так, святитель Игнатий Брянчанинов составил список из 8 страстей тех нечестивых поступков, к которым они побуждают.

Возьмём, к примеру, гнев. За ним следуют:

  • жажда мести;
  • ярость;
  • помрачение рассудка в порыве бешенства;
  • постоянный крик;
  • взрыв эмоций;
  • сквернословие;
  • ненависть;
  • насилие;
  • убийство;
  • злопамятность;
  • враждебность;
  • непрестанная обида;
  • клевета;
  • осуждение.

Список главных порочных страстей практически полностью совпадает со списком смертных грехов. Иногда к страстям добавляется непрестанная печаль.

Есть ли какая-либо принципиальная разница между грехами и страстями?

Да, есть. Если грех — это действие, то страсть — причина его совершения:

Смертным может быть любой грех, совершённый однократно, если человек не желает в нём каяться. Многие считают, что если блудить, злоупотреблять алкоголем, сквернословить и грешить как-нибудь ещё лишь изредка, то это и грехом не считается. Так человек становится на скользкую дорожку, на которой осознанное совершение нечестивых поступков приводит его к вражде с Богом.

Кто избежит геенны?

В Евангелии нет точных количественных указаний на то, сколько людей спасётся, но Христос даёт понять, что это сложный процесс:

«Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф. 7:13-14).

Однако в изображении Страшного суда (Мф. 25) Спаситель не говорит о том, что овец мало, а козлищ много.

В Библии перечислены заповеди, нарушать которые преступно. И указаны душепагубные грехи. Так апостол Павел констатирует:

Тем не менее, разбойнику, уверовавшему во Христа на кресте, Сын Божий обещал: «Ныне же будешь со мною в Раю!» А уж разбойник-то наверняка воровал, убивал, сквернословил, целомудрия не хранил.

Если спасся разбойник, разве нельзя спастись нам, не подстерегавшим жертв на большой дороге?

Путь ко спасению один – чувство всеобъемлющей веры и раскаяние.

Именно они преобразили благоразумного разбойника, сделав его вмиг праведником. Он признал, что осуждён справедливо и смиренно попросил Иисуса вспомнить его в Небесном царствии (Лк. 23:39-43).

В истории христианской Церкви были и другие разбойники, ставшие святыми (Варвар Луканский, Антоний Карейский, Давид Ермопольский). Но спаслись они не столь быстро, как первый, а вследствие длительного покаяния – аскетических подвигов, многолетних молитв и даже намеренного мученичества.

Это даёт надежду и нам, жертвам страстей, найти силы на преодоление слабостей.

Но стоит учесть, что есть особые, смертные грехи, служение которым необратимо истощает душу.

Протоиерей Георгий Климов поясняет:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector