Вопрос жизни и смерти: известные вещи

Примечания

  1. Смерть Чайковского. Легенды и факты. — СПб.: Композитор, 2007. — С. 100. — 254 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7379-0361-9.
  2. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. III. M., 1903. С. 330.
  3. П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 42-43.
  4. П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 205.
  5. П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 186.

Приборы

Симфония озвучена для оркестра со следующими инструментами:

Деревянные духовые
3 флейты (3-х удвоение пикколо )
2 гобоя
2 кларнета (в ля)
2 фагота
Латунь
4 рога
2 трубы
3 тромбона
1 туба
Перкуссия
литавры
басовый барабан
тарелки
там-там (ad libitum)
Струны
скрипки I, II
альты
Celli
контрабасы

Хотя это и не требуется в партитуре, бас-кларнет обычно используется для замены сольного фагота для четырех нот, непосредственно предшествующих разделу Allegro vivo первой части, созданной австрийским дирижером Гансом Рихтером . Эта замена, потому что это практически невозможно на практике для фаготиста , чтобы выполнить проход в указанной динамике в pppppp .

Фон

Бетховен был любителем природы и проводил много времени в прогулках по деревне. Он часто уезжал из Вены, чтобы работать в сельской местности. Композитор сказал, что Шестая симфония — это «больше выражение чувств, чем живопись», что подчеркивается названием первой части.

Первые наброски к Пасторальной симфонии появились в 1802 году. Она была написана одновременно с более известной — и более зажигательной — Пятой симфонией Бетховена . Обе симфонии были впервые в долго и под-репетировали концерт в Театре ан дер Вин в Вене 22 декабря 1808 года .

Фрэнк А. Д’Аккоун предположил, что Бетховен позаимствовал программные идеи (пастушья свирель, пение птиц, текущие ручьи и гроза) для своей пятичастной повествовательной компоновки из мюзикла «Портрет природы или Большой симфонии» , сочиненного Юстин Генрих Кнехт (1752–1817) в 1784 году.

Музыка

Симфония состоит из четырех частей :

  1. Адажио — Allegro non troppo ( ми минор — си минор — ре мажор — ре минор — до-диез мажор — си минор — си мажор )
  2. Allegro con grazia (Ре мажор — Си минор — Ре мажор)
  3. Allegro molto vivace ( соль мажор — ми мажор — соль мажор)
  4. Финал: Adagio lamentoso (си минор — ре мажор — до мажор — си минор)

I. Адажио — Allegro non troppo

В первой части в форме сонаты часто чередуются скорость, настроение и тональность, при этом основная тональность си минор. Он открывается тихо низкой мелодией фагота ми минор. Альты появляются с первой темой Аллегро си минор, более быстрым вариантом медленной вступительной мелодии. Это в конечном итоге приводит к лирической второстепенной теме ре мажор.

Секция энергетического развития начинается резко, взрывом оркестра. Он плавно переходит в перепросмотр фортиссимо, атмосфера которого полностью отличается от его довольно неуверенного эквивалента в начале экспозиции. Чайковский вскоре переходит к чему-то более кошмарному, кульминацией которого является взрыв отчаяния и страдания си-минор, сопровождаемый сильной и повторяющейся 4-нотной фигурой на медных духовых. Этот взрыв завершается мощной нотой в тромбонах, отмеченной четверной форте, редкой динамической отметкой, предполагающей, что инструмент будет играть как можно громче. Этот раздел заканчивается уменьшением напряжения басов и духовых инструментов, и это раздел, который действительно раскрывает пафос и грядущие эмоции симфонии. Движение завершается вскоре после повторения второго субъекта, показанного выше, на этот раз в тоническом мажоре (си-мажор) с кодой, которая также находится в си-мажоре, и заканчивается очень тихо.

II. Allegro con grazia

Вторая часть, танцевальное движение в троичной форме , находится в5 4время . Это было описано как «хромающий» вальс. Начало контрастирует с более темной частью B. Изящная кодировка ведет к тихому финалу.

III. Allegro molto vivace

Третья часть находится в сложном метре (12 8 а также 4 4) и в форме сонатины. Он начинается со струнных в быстром захватывающем мотиве, играющем полукваверы на фоне деревянных духовых инструментов.4 4метр. Это ведет к второстепенной теме ми-мажор в экспозиции, которая начинается с соло кларнета в сопровождении струнных . Между экспозицией и перепросмотром нет раздела развертки — только 2 такта ретрансляции. Вновь появляется вступительная тема, теперь первая тема в репортаже, которая позже приводит к второстепенной теме, но на этот раз в соль мажоре и марше. Движение завершается кодой торжествующе, почти как обманчивый финал. Наверное, не случайно, что движение с его бурным характером, которое проявляется в беспокойных струнах, свистящих деревянных духовых инструментах и ​​грохоте духовых инструментов, напоминает финал Симфонии № 3 Иоахима Раффа «В лесу» ; эта симфония была одной из самых популярных в свое время, и Чайковский уже был вдохновлен Раффом в его 5-й симфонии с ее знаменитым соло на валторне.

IV. Финал: Adagio lamentoso

Вернемся к си-минор, финал — медленная часть в троичной форме . Начинаясь сразу с вводной темы «А», мелодия на первой и второй скрипках часто появляется через движение. Тема — «составная мелодия»; ни первая, ни вторая скрипки фактически не воспроизводят слышимую тему.

Более спокойный относительный сегмент ре-мажор (тема «B») превращается в полную оркестровую палитру с медными духами и ударными, что приводит к переформулированию вводной темы (первая тема, тема «A»).

Как и в предыдущем разделе, турбулентный климакса лежит здесь, снова литавр валками и убывающей последовательности по струнам, а затем более гиперактивным пересказа открытия «композит мелодия», на двойку ♯ бас педали . Затем раздается мрачный похоронный хорал с тромбонами и тубой. Следующая кодировка, основанная на втором предмете, очень траурная, потому что на этот раз тональность находится в тонике си минор, а не ре мажор.

Затем мелодия повторяется с более низкими нотами на виолончели, бас-гитаре и фаготе и, наконец, снова тихо заканчивается си-минором и в полной трагедии, как будто происходит затухание . Среди симфоний Чайковского это единственная, оканчивающаяся на минор . Его первая , вторая , четвертая и пятая симфонии, а также Симфония Манфреда — все симфонии в минорной тональности, которые заканчиваются на тоник мажор, в то время как домашняя тональность его третьей симфонии ре мажор (даже если она начинается ре минор) и это его неоконченной симфонии в E ♭ (неофициально «№ 7») Е ♭ мажор.

Богатырева реконструкция

Реконструкция оригинальной симфонии по эскизам и различные переделки были выполнены в 1951–1955 годах советским композитором Семеном Богатыревым , который довел симфонию до законченной, полностью оркестрованной формы и выпустил партитуру как «Симфония № 7 ми-бемоль мажор» Чайковского. . »

Богатырев использовал первоисточники, в том числе первоначальные наброски Чайковского, полную оркестровую рукопись примерно половины первой части, а также рукопись и печатную партитуру 3- го фортепианного концерта . Одночастный фортепианный концерт был полностью оркестрован композитором, в то время как вторая и четвертая части были позже оркестрованы Сергеем Танеевым , другом и коллегой Чайковского.

Хотя наброски первой части и законченная версия для фортепиано с оркестром были по существу завершены, Богатырев обнаружил, что только 81 из 204 тактов второй части находится в руке Чайковского. Здесь он использовал фортепианную партитуру Чайковского для Анданте для фортепиано с оркестром , оркестровку Танеева и очень черновой набросок Чайковского.

В третьей части Богатырев последовал настоянию брата композитора Модеста, что это должно быть скерцо , и оркестровал скерцо из сочинения Чайковского. 72 фортепианных пьесы, а также несколько эскизов композитора. Примечательно, что пьеса аккуратно помещается между второй и четвертой частями и даже включает финальные аккорды, которые перекликаются с началом четвертой части.

В основу реконструкции четвертой части легли фортепианная партитура к Финалу для фортепиано с оркестром , эскизы композитора и изданная оркестровка Танеева.

Форма

Реконструкция Богатырева построена по традиционной четырехчастной схеме:

  1. Блестящее аллегро ( ми-бемоль мажор )

    Эта часть была использована в Третьем фортепианном концерте , соч. posth. 75.
  2. Анданте ( си-бемоль мажор )

    Богатырьев использовал Анданте из Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, соч. posth. 79, построенный по эскизам Чайковского Сергеем Танеевым . Совсем недавно это было повторно использовано как медленная часть спроектированного Концерта для виолончели .
  3. Скерцо: Vivace assai ( ми-бемоль минор )

    Понимая, что Чайковский написал бы скерцо к этой симфонии, Богатырев оркестровал это произведение из « Скерцо-фантазии» Чайковского , соч. 72, № 10.
  4. Финал: Allegro maestoso (ми-бемоль мажор)

    Богатырьев использовал Финал из Анданте и Финал .

Записи

Юджин Орманди и Филадельфийский оркестр дали американскую премьеру 16 февраля 1962 года и вскоре после этого сделали первую запись в США для Columbia Records . Оригинальные пластинки были выпущены в стерео как MS 6349 и в моно как ML 5749. Эта запись была позже подвергнута цифровому ремастерингу и выпущена на компакт-диске. Его записали еще восемь дирижеров: Дмитрий Китаенко , Неэме Ярви , Сергей Скрипка , Геннадий Рождественский , Михаил Плетнев , Кюнг-Су Вон, Кис Бейклс и Лео Гинзбург .

Интерпретация

Проект Шестой симфонии Чайковского

Критик Чайковского Ричард Тарускин пишет:

И все же критик Дэвид Браун описывает идею Шестой симфонии как своего рода предсмертную записку как «явную чепуху». По словам критика Александра Познанского : «С тех пор, как на Западе появилась теория« суда чести », исполнение последней симфонии Чайковского почти всегда сопровождается аннотациями, трактующими ее как свидетельство гомосексуального мученичества». Другие ученые, в том числе Майкл Пол Смит, считают, что с предполагаемым приговором «суд чести» или без него Чайковский никак не мог узнать время своей смерти, когда сочинял свой последний шедевр.

Утверждалось, что советские оркестры, столкнувшись с проблемой чрезвычайно популярной, но глубоко пессимистической пьесы, поменяли порядок последних двух частей, чтобы привести произведение к победному завершению в соответствии с принципами социалистического реализма .

Посвящение и предлагаемые программы

Чайковский посвятил Pathétique своему племяннику Владимиру «Бобу» Давыдову , которым он очень восхищался.

Патетическая была предметом целого ряда теорий , как к скрытой программе. Это восходит к первому исполнению произведения, когда композитор Николай Римский-Корсаков спросил Чайковского, есть ли программа к новой симфонии, и Чайковский утверждал, что есть, но не разглашал ее.

« Крест » Чайковского — мотив , связанный с распятием , самим собой и Тристаном , вариация которого впервые появляется в мм.1-2 его симфонической пьесы « Патетическая» ( справка · информация ) . Чайковский отождествлял крестный мотив и ассоциировал его с «влюбленными в звездный крест» в целом, например, в « Ромео и Джульетте»

Предлагаемая программа была тем, что Тарускин пренебрежительно назвал «симфонией как предсмертной запиской». Эта идея начала утверждаться уже во втором исполнении симфонии в Санкт-Петербурге, вскоре после смерти композитора. Люди на том спектакле «внимательно прислушивались к предзнаменованию. Как всегда, они нашли то, что искали: краткую, но заметную цитату из русского православного реквиема в бурной кульминации первой части и, конечно же, нетрадиционный финал Adagio с его напряженным напряжением. гармонии в начале и трогательное изображение угасания света в заключение ». Этому противодействует заявление Чайковского от 26 сентября / 8 октября 1893 г. о том, что он не был в настроении писать какой-либо реквием. Это было ответом на предложение его близкого друга великого князя Константина написать реквием их общему другу писателю Алексею Апухтину , который умер в конце августа, когда Чайковский заканчивал « Патетику» .

Специалист по Чайковскому Дэвид Браун предполагает, что симфония имеет дело с силой Судьбы в жизни и смерти. Эта программа будет не только аналогичны тем , которые предложены для четвертого и пятого симфоний , но и параллельно программе предложил Чайковскому за его неоконченной симфонии в E ♭ . Эта программа гласит: «Конечная сущность … симфонии — это Жизнь. Первая часть — весь импульс, страсть, уверенность, жажда деятельности. Должна быть короткой (финальная смерть — результат коллапса). Вторая часть — любовь: третьи разочарования. ; четвертый конец отмирает (тоже короткий) «.

Ответ на все вопросы

Известно, что запланированной «итоговой работой» первоначально должна была стать симфония в тональности ми-бемоль мажор с программным названием «Жизнь». Чайковский написал её, но публиковать не стал, а музыкальный материал частично использовал в Третьем концерте для фортепиано с оркестром.

Вместо этой не удовлетворившей его симфонии композитор задумал совершенно новую. Вот как описывал он свой замысел в письме ко всё тому же Володе Давыдову:

Известно, что на премьере, которой дирижировал сам автор, симфония большого успеха не имела, а была встречена скорее с недоумением. А когда после смерти Чайковского на концерте, посвящённом его памяти, Шестой симфонией дирижировал Эдуард Направник, тут уж успех был полным и слушатели рыдали, не таясь.

Понятно, что потрясшая всех внезапная смерть композитора немало поспособствовала такому «прозрению», но почему симфония не произвела должного впечатления сразу? Причина, думаю, тут проста: публика не узнала своего привычного Чайковского.

Сегодня мы привыкли считать Шестую симфонию своего рода «образцово-показательным Чайковским» – идеальным воплощением его стиля и квинтэссенцией всего его творчества. Но так ли это в действительности?

В предыдущих двух симфониях Чайковский задавал вопросы. В Шестой он, наконец, приходит к ответу. В предыдущих двух симфониях лирического героя мучили сомнения. В Шестой он осознаёт, что они были обоснованными.

В этой симфонии композитор отказывается от сквозного лейтмотива, олицетворяющего враждебные герою внешние силы. И это не просто формальное отличие от двух симфоний-предшественниц. Если в них шла борьба человека с судьбой, то в Шестой мы видим уже результат этой борьбы. Если в Четвёртой и Пятой симфониях события разворачивались как бы «здесь и сейчас», то вся Шестая – это один огромный «флэшбэк».

Отсюда и недоумение первых слушателей, уже привыкших к музыке Чайковского и полюбивших её. Шестая симфония оказалась для них неожиданной. А публика любит только такие неожиданности, которых она ожидает.

Так к какому же выводу приходит Чайковский в этом своём «итоговом» сочинении? К тому, который он вскоре подтвердит практикой: что жизнь кончается, что жизнь полна страданий, которые вовсе не обязательно бывают вознаграждены, что все наши невзгоды, надежды и успехи призрачны и ничтожны, что жизнь случайна, бессмысленна и эфемерна, но именно поэтому невыносимо прекрасна.

Придя к этим печальным выводам, уйти от них невозможно – именно это я имел в виду, когда писал в своей прошлой заметке о Чайковском, что ему предстоит «шагнуть в такую бездну, возврата из которой уже не бывает». Вот почему, вероятно, композитор «много плакал», когда обдумывал, – или, скорее, осознавал, – эту нехитрую «программу» своей будущей симфонии.

Сами собой напрашиваются параллели между Шестой симфонией Чайковского и Второй Малера, написанной всего-навсего год спустя. Если великий австриец начнёт свою симфонию траурным маршем, а финал её будет исполнен восторженного энтузиазма по поводу личного бессмертия и оттого, позволю себе так выразиться, несколько глуповат, то Пётр Ильич никаких иллюзий не строит и безосновательных надежд не питает – его герой приходит из небытия и в небытие уходит. Но именно поэтому его произведение пылает такой безоглядной любовью к жизни – не к какой-то там сказочной загробной, а к нашей, земной, пусть даже полной неутолённых страстей и болезненных разочарований.

Структура произведения[править | править код]

Первая часть. Adagio — Allegro non troppoправить | править код

Начинается с медленного вступления. Вступление мрачное, небольшое. Синкопы, рваный ритм.

Побочная партия (ПП) 3-х частная, развернутая.

Разработка «волновая» (кульминация — спад). Реприза вовлекается в разработку. В разработке звучит тема «Со святыми упокой». Диалог медных духовых и струнных. Меняется звучание ПП, звучит опустошенно, предчувствие трагического конца.

Кода. «Шаги» — пиццикато струнных.

Вторая часть. Allegro con graziaправить | править код

Эта часть являет собой необычный вальс. Его необычность в том, что он не трехдольный, как всякий вальс, а пятидольный (на 5/4). Он резко контрастирует с предыдущей частью. Року, неизбежности, ужасу смерти противопоставляется красота, обаяние молодой жизни. Его мелодия грациозна, изящна, порой даже кокетлива. Меланхолично капризное танцевальное движение с оттенком стилизации. В среднем разделе — трио — появляются скорбные элегические интонации: «вздохи», звучащие на фоне повторяющегося на протяжении всего раздела одного единственного звука — ре в басу. Они вызывают ассоциацию со скорбной музыкой начала симфонии и одновременно предвосхищают траурный финал. Но возвращается внешне безмятежный вальс. Лишь в коде вновь появляются грустные интонации.

Третья часть. Скерцо-марш.править | править код

Музыка полна волевой энергии, силы. Однако именно в этой части особенно остро ощущается непреодолимость злого, враждебного человеку начала, направленного на разрушение всех его светлых надежд и устремлений. Скерцо-марш — 2-я драматическая кульминация симфонии. Вначале звучит тема скерцозного характера.

Четвертая часть. Финал. Adagio lamentosoправить | править код

Вопреки традиции, симфония завершается медленной, траурно-погребальной музыкой. Первоначально Чайковский хотел закончить симфонию траурным маршем, но, в конце концов, счел, что сопоставление двух маршей (первый — в предыдущей части) воспринималось бы как художественный просчет. В результате, он написал финал в характере скорбного монолога-реквиема. Возникает параллель с «Lacrimosa» из Реквиема Моцарта. Финал начинается как скорбная песнь о разбитых надеждах и даже, быть может, больше — о погибшей жизни. Поразительна главная тема: это почти та же тема, что и в побочной партии первой части. Она начинается теми же звуками, в ней те же интервальные ходы. Но песнь эта не допета. Такое впечатление, что не хватает сил. Она сникает трагически. Вторая тема, более светлая, на фоне трепетного аккомпанемента, также заимствована — из побочной партии первой части. Создается впечатление, что финал основан на отдельных мотивах темы, символизировавшей в начале симфонии прекрасный и, как оказалось, недостижимый идеал. Постепенно звучание замирает, истаивает. Завершился жизненный круг. Все растворилось в небытии.

В популярной культуре

Вторая тема первой части легла в основу популярной песни 1940-х годов «(Это) История звездной ночи» ( Манна Кертиса , Эла Хоффмана и Джерри Ливингстона ), которую популяризировал Гленн Миллер . На эту же тему стоит музыка «Where», хит 1959 года для Тони Уильямса и группы Platters, а также «In Time» Стива Лоуренса в 1961 году и » John O’Dreams » Билла Каддика. Все четыре песни имеют разные тексты. Он также был использован с большим эффектом в одном из ранних фильмов Cinerama в середине 50-х годов.

Отрывки из Шестого фильма Чайковского можно услышать в ряде фильмов, включая « Сейчас», «Вояджер» , версию « Анны Карениной» 1997 года , «Правящий класс» , « Отчет меньшинства» , « Сладкая птица юности» , « Сойлент Грин» , « Морис» , «Авиатор» и «Смерть Сталина». . Он также сопровождал мультфильм «Шоу Рена и Стимпи» , в частности, эпизод «Сын Стимпи», где одноименный кот выходит в метель.

The Nice включили аранжировку Кита Эмерсона 3-й части Шестой пьесы Чайковского на их альбоме Elegy 1971 года .

Шестая симфония Чайковского был также показан во время зимних Олимпийских игр 2010 года церемонии закрытия , будучи танцевала России национального «с балетной компании.

Более медленная, синтезированная версия была использована в видеоигре Pandora’s Tower 2011 года .

Шестая симфония широко используется в совместном художественном фильме Шейлы Камерича 2011 года « 1395 дней без красного» , который в настоящее время входит в коллекцию Пино в Пунта-делла-Догана в Венеции. Оркестр репетирует разные части симфонии в короткометражном фильме, как женщина идет по Сараево. И женщина, и оркестр останавливаются и начинают свое движение, чтобы выразить то, как обычные люди двигались по городу во время осады Сараево.

Шестой фильм Чайковского показан в научно-фантастической видеоигре « Судьба» 2014 года во время нескольких миссий, в которых игрок должен взаимодействовать с российским суперкомпьютером Распутиным, который служит системой защиты планеты.

Шестая пьеса Чайковского играет главную роль в романе Э.М. Форстера « Морис» (написанном в 1913 году и позже, но не публиковавшемся до 1971 года), где она служит завуалированной ссылкой на гомосексуализм .

General Information

Work Title Symphony No.6
Alternative. Title Pastoral
Name Translations Symphonie nº 6 de Beethoven; Symphony No. 6; 第6號交響曲 (貝多芬); Symphony No. 6 (Beethoven); Giao hưởng số 6 (Beethoven); Simfonia núm. 6 (Beethoven); 6. Sinfonie; Sinfonia n. 6; 6. szimfónia (Beethoven); Симфонія № 6 (Бетховен); Pastorala (Beethovenen Sinfonia); Sinfonia nro 6 (Beethoven); Simfoni No. 6; Sinfonía n.º 6; הסימפוניה השישית של בטהובן; Симфония № 6; Symfonie nr. 6; Sinfonia n.º 6; Симфонија бр. 6 (Бетовен); 교향곡 6번 (베토벤); Pastoralsymfonin; 交響曲第6番; 6. symfónia (Beethoven); ซิมโฟนีหมายเลข 6; VI symfonia Beethovena; سمفونی شماره ۶ (بتهوون); Symfonie č. 6; السيمفونية السادسة; 6. symfoni; 6η Συμφωνία; Simfonija br. 6; Symfoni nr. 6; Simfonio n-ro 6 en F-maĵoro; Šeštoji simfonija; سیمفۆنیای ژمارە ٦
Name Aliases Symphony No. 6 in F Major, Op. 68; Pastoral Symphony; Sinfonia Pastorale; Symphony No. 6 in F major («Pastoral»), Op. 68; Pastorale; Sesta sinfonia di Beethoven; Sesta di Beethoven; Sinfonia n. 6 di Beethoven; Sinfonia n° 6 di Ludwig van Beethoven in Fa+ op. 68; Symphonie pastorale; Souvenir de la vie rustique, plutôt émotion exprimée que peinture descriptive; Sinfonía Pastoral; Sinfonía n.º 6 en fa mayor, op. 68; Ποιμενική Συμφωνία; Pastoral-Sinfonie; Pastoralen; Pastoralesymfonien; Simfornio n-ro 6; Simfonio “Pastoralo”; 田園交響曲; 交響曲「田園」; 交響曲第6番ヘ長調作品68; Symfonie nr. 6 (Beethoven)
Authorities
Composer Beethoven, Ludwig van
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.68
I-Catalogue NumberI-Cat. No. ILB 277
Key F major
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 5 movements:

  1. Erwachen heiterer Empfindungen bei der Ankunft auf dem Lande.Allegro ma non troppo (F major)
  2. Scene am Bach. Andante molto moto (B♭ major)
  3. Lustiges Zusammensein der Landleute. Allegro (F major)
  4. Gewitter. Sturm. Allegro (F minor)
  5. Hirtengesang. Frohe und dankbare Gefühle nach dem Sturm. Allegretto (F major)
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1808
First Performance. 1808-12-22 in Vienna, Theater an der Wien

Ad hoc orchestra, Ludwig van Beethoven (conductor)
First Publication. 1809 (April) — parts; 1826 (May) — score

  • Parts, Leipzig: Breitkopf & Härtel, Plate 1337
  • Score, Leipzig: Breitkopf & Härtel, Plate 4311
Dedication F. J. von LobkowitzGraf A. von Rasumovsky
Average DurationAvg. Duration 40 minutes
Composer Time PeriodComp. Period Classical
Piece Style Classical
Instrumentation orchestra
InstrDetail piccolo, 2 flutes, 2 oboes, 2 clarinets, 2 bassoons2 horns, 2 trumpets, 2 trombones, timpani, strings
External Links Wikipedia article

Pathétique, но не Pathetic!

Известно, что заголовок «Патетическая» предложил Чайковскому его брат Модест (правда, известно это со слов самого Модеста).

Чайковский хотел дать сочинению какое-то название, но никак не мог решить, какое. Первоначальный вариант «Программная» не нравился ему своей излишней прямолинейностью и тем, что неизбежно должен был вызывать у слушателей вопросы. Также рассматривался вариант «Трагическая», но и он не казался удачным.

У специалистов нет единого мнения насчёт того, насколько без колебаний композитор принял название «Патетическая», но оно было напечатано в первых изданиях симфонии и в итоге хорошо прижилось.

За рубежом сложилась традиция называть эту симфонию на французский манер – Pathétique, и это неспроста. Дело в том, что в английском языке слово Pathetic означает «жалкий», «вызывающий презрение». И я не знаю, чем думают наши составители буклетов к дискам и концертных программок, регулярно переводящие название симфонии как Pathetic. Получается: Симфония № 6 си минор, соч. 74, «Жалкая».

Возможно, кому-то это и покажется забавным, но я сильно сомневаюсь, что в таких случаях горе-переводчики искренне намереваются пошутить.

* * *

Однако как бы много ни было нам известно об этой симфонии, известнее всего она сама. Её запоминающиеся мелодии, вырванные из своего кошмарного контекста, находили и находят самое разное практическое применение: от эстрадных песен и звуковых дорожек американских фильмов и мультфильмов до церемоний закрытия Олимпийских игр.

Именно под музыку Шестой симфонии Чайковского проходило знаменитое московское выступление Айседоры Дункан в 1922 г. – то самое, после которого Ленин кричал:

У меня вызывает недоумение Альбан Берг, написавший как-то, что Шестая симфония Малера – это

По-моему, тут налицо яркий пример германского высокомерия. А вот для меня, например, последняя симфония Чайковского – это «единственная шестая», на фоне которой меркнут и «Пасторальная» Бетховена, и Шестая Малера. Симфония, которую можно переслушивать бесконечно, – как перечитывать любимую книгу.

Речь, в самом деле, идёт о произведении чрезвычайно знаменитом и выдающемся. Перед нами тот редкий шедевр, для которого смело можно не жалеть эпитета «великий», и это не будет ни высокопарностью, ни преувеличением. Шедевр, о котором столько всего известно, что добавлять к этому что-либо ещё представляется делом пустым и бессмысленным.

И если в следующей заметке я буду рассказывать об этой музыке, то только лишь с одной целью. Я собираюсь сделать то, что, как мне кажется, хотел от каждого из слушателей сам Чайковский, когда планировал назвать свою симфонию «Программной» – а именно, составить свою персональную, основанную на собственном опыте и на собственных переживаниях, программу произведения. Такие программы, подобно зубным щёткам, являются предметами исключительно личного пользования. Но вдруг вам понравится моя, и вы захотите обзавестись своей собственной?

Антон Гопко, muzcentrum.ru

В кино и на телевидении

  • Симфония использовалась в диснеевском мультфильме « Фантазия» 1940 года , хотя и с изменениями и мифологией в длине пьесы, сделанной дирижером Леопольдом Стоковски .
  • Отрывки из первой части были показаны в сцене смерти в фантастическом фильме 1973 года « Сойлент Грин» .
  • Пятое движение широко используется в Чака Джонса «1976 анимированный адаптации Редьярд Киплинг » s The White Seal .
  • Композиция занимает видное место в аниме-адаптации Исао Такахаты 1982 года из оперы Кендзи Миядзавы « Гош виолончелист» , где главный герой репетирует свою партию на виолончели. Последовательность бури синхронизируется с четвертой частью.
  • Он также использовался в эпизоде Симпсонов » Itchy & Scratchy & Marge » (1990).
  • Различные движения также были показаны в начальных титрах и в различных сценах « Барби и Магия Пегаса» (2005).
  • Первое движение было показано в эпизоде Губки Боба Квадратные Штаны » Atlantis SquarePantis «.
  • Во франшизе « Малыш Эйнштейн » третья часть была представлена ​​в видео «Малыш Бетховен: Симфония веселья» (2002), а также в компакт-диске «Малыш Бетховен» (1999). Пятая часть была представлена ​​в видео Baby Galileo: Discovering the Sky, а также в компакт-диске Baby Galileo (2003).

Итог или новая песенка?

– писал Чайковский Володе Давыдову вскоре после завершения Шестой симфонии.

Известно, что симфония эта занимает в наследии композитора особое и даже уникальное место произведения итогового. Так задумал он сам.

Вскоре после окончания своей Пятой симфонии Чайковский писал:

Он действительно написал её и, в самом деле, увы, его композиторская карьера на этом закончилась. Но значит ли это, что Чайковский намеревался оставить творчество, даже если бы не его преждевременная кончина?

Согласно одним мемуарам (впрочем, мемуары – вещь не самая достоверная), буквально в тот самый вечер, когда Шестая симфония была исполнена, Чайковский, признавшись в частной беседе, что в финале симфонии речь идёт о смерти, сказал:

Через девять дней его не стало.

Так что же это всё-таки было бы, останься Чайковский в живых? «Завершение сочинительской карьеры» или начало нового взлёта, прерванного смертью? Нам не дано этого узнать, но кое-что наводит меня на мысль, что второй вариант был вполне возможен (см. эпиграф).

Многие из последних сочинений Петра Ильича – опера «Иоланта», Третий фортепианный концерт, цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза, гениальные и на удивление недооценённые 18 пьес для фортепиано, соч. 72, и др. – демонстрируют зарождение новых тем, новых интересов и даже новой эстетики композитора, ещё не до конца им самим освоенной.

О том же косвенно свидетельствует и едва начатый набросок концерта для флейты с оркестром – 53-летний композитор вознамерился вступить на совершенно незнакомую и, казалось бы, не очень подходящую для его громогласного таланта территорию.

Лично меня всё это заставляет, размышляя о смерти Чайковского (так же как, скажем, и о смерти Пушкина), сожалеть не только о необычайно симпатичном человеке, но и о композиторе. Думаешь с досадой: «Эх, поживи он ещё немножко…»

Как уже упоминалось в этих заметках, творчество Чайковского делится на два хорошо различимых периода. И Шестая симфония оказалась, действительно, итогом, завершением второго из них, подобно тому как Четвёртая блистательно завершила первый. Но по моему мнению, которого я никому не навязываю, посколько не могу быть в нём уверен, наклёвывался и третий период. И не исключено, что он оказался бы и вправду ещё лучше двух предыдущих. Но не судьба…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector