Икона жен-мироносиц: правда воскресения христова

Мария Магдалина

Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Почему святые носят это название

Женами мироносицами называют женщин, которым собственными глазами удалось видеть мучительную гибель Христа и все связанные с этим события. Они видели великое землетрясение, солнечное затмение и воскресение праведников, которое случилось во время распятия. Эти женщины при жизни общались с Иисусом и принимали его у себя дома. В настоящее время день святых мироносиц считается серьезным православным праздником, который празднуется ежегодно. Для многих верующих эти женщины являются символом самоотвержения и приближения благих вестей.

К женам мироносицам относят следующих женщин:

  • Мария Магдалина. Это одна из первых последовательниц Христа. Благодаря знакомству с Иисусом она попрощалась со своей распутной жизнью и стала на праведный путь. В дальнейшем она посвятила свою жизнь богослужению и соблюдению церковных заветов.
  • Мария Клеопова. Это вторая женщина, которая стала проповедницей Иисуса. История происхождения Марии остается противоречивой и туманной даже до сегодняшнего дня. Некоторые утверждают, что она является сестрой Магдалины. Однако есть информация о том, что она родственница Иосифа Обручника.
  • Иоанна. Одна из наиболее верных учениц Христа, которая служила ему до его последних дней. Свою жизнь она посвятила сопровождению христианских послушников. Также именно Иоанне удалось сохранить голову Крестителя.
  • Саломия. Это матерь Иоанна и Иакова, которые были учениками и апостолами Иисуса. Именно Саломия увидела первой Христа после воскрешения.
  • Сестры Мария и Марфа. Христос неоднократно общался с этими девушками и зачитывал им проповеди. Слова Иисуса повлияли на жизнь сестер и кардинально изменили ее. После встречи со Спасителем и воскрешения Лазаря они уверовали в Господа и стали проповедовать Слово Божье.
  • Сусанна. Это женское имя неоднократно упоминается в Евангелии. Известно, что она была верной слугой Мессии, которая помогала ему во всем.

Именно благодаря вышеперечисленным женщинам и появился праздник жен мироносиц, который празднуется православными людьми и по сей день.

Анна Евстифеева,

координатор сестричества «Сорок Сороков»

Для меня это день ликования. В этот день нас поздравляют братья и ты чувствуешь такое внутренне ликование от любви, как будто через братьев Господь нам показывает значимость женского служения

Наши православные братья всегда нас любят и поддерживают, но в этот день они акцентируют внимание на значимости женского служения

Для меня день 8 марта – это какая-то обязаловка, потому что надо поздравлять девочек в школе, все скидываются, покупают по одному тюльпану. На работе надо обязательно накрыть стол и т.д. А здесь – это духовное торжество. Это настолько глубоко, что словами так вдруг не объяснишь – после службы в храме идешь и ты светишься. Этим праздником мы не обязываем никого. Мы знаем, что нас поздравляют братья, потому что они хотят нас поздравить, для них это не обязаловка, а потребность души этот праздник отметить.

Православие – это такая радостная религия. Мы радуемся, веселимся, потому что каждое воскресенье у нас — это малая Пасха. А восьмого марта чувствуется какая-то тяжесть, потому что в этот день у нас какое-то разделение происходит в обществе по принципу праздновать-не праздновать.

Женщина создана вдохновлять, дарить любовь, тепло и заботу. Сейчас очень непростое время. Сейчас очень не хватает любви и самое главное, что сейчас женщина должна давать – это давать любовь. Любовь в семье, любовь к супругу, к детям, любовь к своему окружению, обществу, своему приходу. Своим появлением мы должны нести свет и любовь – это самое главное. Дарить любовь можно по-разному: кто-то через служение в храме, за свечным ящиком, где надо принять каждого приходящего, страждущего. Сейчас у всех, абсолютно у всех больные души, раненные, всем сейчас не хватает любви. Мне кажется, что женщина должна быть этим источником любви, благодаря Господу, источником любви, тепла и заботы, чтобы хотелось дальше жить, вдохновленным этой любовью.

Подготовила Лада Савонина

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.

Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.

Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Жены-мироносицы — кто это?

Женщины, которые первыми после субботы пришли к Гробу Иисуса Христа, который воскрес, принеся ему ароматы и благовония (миро) для ритуального умащения тела – это жены-мироносицы. Семь женщин, о которых говорится в разных писаниях, были верны Иисусу Христу до конца, и они не разбежались, как ученики и апостолы, оставив Сына Божьего умирать на Кресте. Выясняя, кто они,жены-мироносицы, стоит сказать, что они не побоялись обратиться к Понтию Пилату, чтобы тот разрешил забрать тело Иисуса для погребения.

Согласно существующим преданиям рано утром третьего дня женщины пришли к месту погребения с подготовленным миром. Они не боялись стражи и ареста, поэтому и были вознаграждены тем, что первыми узнали и увидели Воскресение Христа. Сначала жены-мироносицы не поверили в случившееся, поскольку Иисус воскрес в другом теле, но услышав его голос они убедились в чуде. История, объясняющая, что значит жены-мироносицы, является поучительной во многих смыслах. Главный вывод заключается в том, что любящее сердце готово на многое и даже преодолеть страх и смерть.

Жены-мироносицы – имена

На самом деле евангелисты называют разные женские имена, но в результате проведенного специалистами анализа и, учитывая Священное Предание, можно выделить семь реальных персон. Если интересует, как звали жен-мироносиц, то запомните следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария, Марфа и Сусанна. У каждой женщины была своя уникальная история жизни, но вместе их свела огромная любовь к Господу Богу. О других женах-мироносицах достоверной информации нет.

Игумения Елисавета (Позднякова),

настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва)

Неделя жен-мироносиц – это главный праздник нашей обители — святые Марфа и Мария были женами-мироносицам. Раньше, при великой княгине Елизавете Федоровне, этот праздник очень почитался в обители. На том месте, где сейчас находится рака с мощами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, раньше размещалась икона жен-мироносиц. Праздник этот очень почитается в обители и в этот день у нас будет торжественное богослужение.

Традиция празднования женского дня 8 марта мне не близка, но раз кому-то это нравится – пожалуйста (смеется). Все мы помним, в честь чего установлен этот праздник, поэтому в принципе ни одна уважающая себя женщина не причисляет себя к последовательницам феминисток, но, если есть дни, когда мы можем сказать друг другу какие-то теплые слова – мужчины женщинам или женщины мужчинам – мне кажется это хорошо. В нашем мире сейчас так мало доброты и самый большой дефицит – это дефицит доброты, нежности, любви и, если есть повод порадовать женщин, – мне кажется это не плохо.

Мироносица – это в первую очередь та, которая во всем следует за Христом, ищет воли Божией и, чтобы не происходило, остается верной Христу – это, наверное, основные качества мироносицы. Мы знаем, что среди мироносиц были разные женщины и разная судьба у них до встречи со Христом была. Объединяло их то, что они следовали за Ним всю свою жизнь, или в какой-то отрезок времени, полностью сопоставляли с жизнью Христа. Мы помним, что в конце, когда разбежались даже апостолы, они остались верными Господу – это, наверное, главное качество жен-мироносиц, и дай Бог иметь эти качества каждой женщине.

Неделя жён-мироносиц

В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название: Неде́ля святы́х же́н мироно́сиц и Иоси́фа пра́ведного (др.-греч. Κυριακή τοῦ ἁγίου μυροφόρων γυναικών καὶ τοῦ Ἰωσήφ δικαίου) — день памяти этих святых женщин, вместе с которыми в это воскресение совершается память Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса Христа Никодима. В последнее время этот день стал рассматриваться как православный аналог 8-го марта.

Иосиф Аримафейский и Никодим помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы — в воскресенье. На литургии в этот день читается 69 зачало Евангелие от Марка (Мк. ).

В православной гимнографии прославление жен-мироносиц связано с прославлением Воскресения Христова. Гимнографы восхваляют их за то, что они, преодолев страх, первыми пришли к Гробу Господню, стали свидетелями явления ангела и первыми стали возвещать о воскресении Христа.

Песнопения в Неделю Жен мироносиц (стихира на стиховне «Слава, и ныне» с Малой вечерни, тропари, кондак)
На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Стихира на стиховне «Слава, и ныне» с Малой вечерни, глас 2 (Ἦχος β’) Αἱ Μυροφόροι ὄρθριαι γενόμεναι, καὶ τὸ μνῆμά σου μετὰ σπουδῆς καταλαβοῦσαι, ἐπεζήτουν σε Χριστέ, πρὸς τὸ μυρίσαι τὸ ἄχραντον Σῶμά σου, καὶ τοῦ Ἀγγέλου τοῖς ῥήμασιν ἐνηχηθεῖσαι, χαροποιὰ σύμβολα τοῖς Ἀποστόλοις ἐκήρυττον. Ὅτι ἀνέστη ὁ ἀρχηγὸς τῆς σωτηρίας ἡμῶν, σκυλεύσας τὸν θάνατον, τῷ δὲ κόσμῳ δωρούμενος, ζωὴν αἰώνιον καὶ τὸ μέγα ἔλεος. Мироно́сицы ра́но бы́вша, и гроб Твой со тща́нием дости́гша, иска́ху Тебе́ Христе́, во е́же пома́зати пречи́стое те́ло Твое́. И а́нгеловыми глаго́лы огласи́вшеся, радостотво́рныя о́бразы апо́столом пропове́даху, я́ко воскре́се Нача́льник спасе́ния на́шего, плени́вый смерть, ми́рови же да́руяй живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость. Мироносицы, явившись на рассвете, и гроб пустым увидев, Апостолам возглашали: «Низложил тление Могущественный и пребывавших во аде исторг из уз; провозгласите с дерзновением, что воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость
Тропари праздника, глас 2 (Ἦχος β’) Ὁ εὐσχήμων Ἰωσήφ, ἀπὸ τοῦ ξύλου καθελών, τὸ ἄχραντόν σου Σῶμα, σινδόνι καθαρᾷ εἱλήσας καὶ ἀρώμασιν, ἐν μνήματι καινῷ κηδεύσας ἀπέθετο· ἀλλὰ τριήμερος ἀνέστης Κύριε, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Ταῖς μυροφόροις Γυναιξί, παρὰ τὸ μνῆμα ἐπιστάς, ὁ Ἄγγελος ἐβόα· Τὰ μύρα τοῖς θνητοῖς ὑπάρχει ἁρμόδια, Χριστὸς δὲ διαφθορᾶς ἐδείχθη ἀλλότριος· ἀλλὰ κραυγάσατε· Ἀνέστη ὁ Κύριος, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Благообра́зный Иоси́ф, с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми, во гро́бе но́ве, закры́в, положи́, но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди, пода́яй ми́рови ве́лию ми́лость.

Мироно́сицам жена́м, при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь. Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Благообразный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твоё, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.

Жёнам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Кондак праздника, глас 2 (Ἦχος β’) Τὸ Χαῖρε ταῖς Μυροφόροις φθεγξάμενος, τὸν θρῆνον τῆς προμήτορος Εὔας κατέπαυσας, τῇ Ἀναστάσει σου, Χριστὲ ὁ Θεός, τοῖς Ἀποστόλοις δὲ τοῖς σοῖς κηρύττειν ἐπέταξας, ὁ Σωτὴρ ἐξανέστη τοῦ μνήματος. Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́, плачь прама́тере Е́вы утоли́л еси́ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́: Спас воскре́се от гро́ба. «Радуйтесь» мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»

Ма­рия Маг­да­ли­на

Ма­рия Маг­да­ли­на – свя­тая рав­ноап­о­столь­ная, по­чи­та­е­мая Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как од­на из жен-ми­ро­но­сиц. В Но­вом За­ве­те имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся лишь в ше­сти эпи­зо­дах:

1. Ко­гда она бы­ла ис­це­ле­на Иису­сом Хри­стом от одер­жи­мо­сти се­мью бе­са­ми (Лк.8:2; Мк.16:9); 2. По­сле это­го она по­сле­до­ва­ла за Хри­стом, слу­жа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3); 3. Она при­сут­ство­ва­ла на Гол­го­фе во вре­мя крест­ной смер­ти Хри­ста (Мф.27:56); 4. Ста­ла сви­де­тель­ни­цей Его по­гре­бе­ния (Мф.27:61); 5. Ста­ла од­ной из жен-ми­ро­но­сиц (10), ко­то­рым Ан­гел воз­ве­стил о Его вос­кре­се­нии (Мф.28:1, Мк.16:1-8); 6. Она пер­вой уви­де­ла вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, при­няв Его за са­дов­ни­ка. (Ин.20:11-18).

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на ро­ди­лась в ме­стеч­ке Маг­да­ла (от­ку­да, по неко­то­ро­му ря­ду мне­ний и про­ис­хо­дит ее про­зва­ние – «Маг­да­ли­на», ивр. «уро­жен­ка го­ро­да Ми­гдал-Эль»), в Га­ли­лее, в се­вер­ной ча­сти Свя­той Зем­ли, на бе­ре­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, непо­да­ле­ку от то­го ме­ста, где кре­стил Иоанн Кре­сти­тель.

Что ка­са­ет­ся пер­вой ча­сти жиз­ни свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны, то из­вест­но, что она бы­ла под­вер­же­на неиз­ле­чи­мо­му неду­гу, бы­ла одер­жи­ма, со­глас­но Еван­ге­лию от Лу­ки, «се­мью бе­са­ми» (Лк.8:2). Не уточ­ня­ют­ся при­чи­ны и об­сто­я­тель­ства про­изо­шед­ше­го с ней. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бы­ла одер­жи­ма не вслед­ствие сво­ей гре­хов­но­сти, а по­то­му, что Про­ви­де­ние Бо­жие до­пу­сти­ло это для то­го, чтобы Гос­подь Иисус Хри­стос явил де­ло Сла­вы Бо­жи­ей – чу­до ис­це­ле­ния Ма­рии Маг­да­ли­ны, про­свет­ле­ния ее ума и при­вле­че­ние ее к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и к веч­но­му спа­се­нию.

Од­на­жды Ма­рия Маг­да­ли­на услы­ша­ла о Чу­до­твор­це, «ис­це­ля­ю­щем вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь в лю­дях» (Мф.9:35). Она на­чи­на­ет ис­кать Его, ви­дит, что «мно­гих ис­це­лил Он от бо­лез­ней и неду­гов, и от злых ду­хов, и глу­хих, и сле­пых, и хро­мых, и про­ка­жен­ных, и мерт­вых вос­кре­сил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Ма­рия Маг­да­ли­на пла­мен­но ве­рит в Его все­мо­гу­ще­ство, при­бе­га­ет к Его Бо­же­ствен­ной си­ле, про­сит се­бе ис­це­ле­ния и по­лу­ча­ет про­си­мое: му­чи­тель­ная си­ла злых ду­хов остав­ля­ет ее, она осво­бож­да­ет­ся от по­ра­бо­ще­ния бе­сам и жизнь ее освя­ща­ет­ся Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем ее Ис­це­ли­те­ля.

В ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ре по­вест­ву­ет­ся о том, что по­сле крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля, Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Эфес вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей к св. апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву и по­мо­га­ла ему в сво­их тру­дах. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бла­го­вест­во­ва­ла в Ри­ме (Рим.16:6). Скон­ча­лась она так­же в Эфе­се.

Традиции и обряды

В канун женского дня, несколько женщин собирали по деревне яйца, для главного блюда праздника – яичницы девичницы. В некоторых деревнях яйца собирались до рассвета с песнями-окличками, подходили к дому и пели с просьбой «выйти на крыльцо и вынести яйцо».

В обед обязательно все женщины ходили в церковь. Всем селом заказывался молебен, оплатой за который выступали яйца и лен. Обычаи Радоницы посещать кладбище с крашеными яйцами в некоторых районах России переносились в канун воскресенья святых жен. Заказывались мирские сорокоусты обо всех усопших. Поминали и женщин мироносиц в этот день, много молились и читали Библию. Считалось, что каждая женщина несет в себе мир для мира, для этого нужна крепкая вера.

Обряды кумления, которые проводились до самой Троицы, тоже были в почете в этот праздник. Подруги обменивались своими вещами в качестве подарков и становились кумушками. После кумления, дружеская связь становилась крепче, считалось, что сам Бог благословлял их дружбу.

Обряды с кукушкой пришли из дохристианской Руси. Фигурка птички делалась из травы и вмещала в себя образ женской души, женщины-матери и жены. Куклу закапывали – хоронили, а потом резко вытаскивали из земли, так она воскрешала. Обряд проводили на семейное счастье и крепкие взаимоотношения.

Вечером устраивали настоящий праздник с курицей и яичницей на костре. Яичница делалась общая и делилась поровну. В некоторых деревнях девушки собирались гурьбой и заходили в каждый дом, чтобы покушать праздничное блюдо. Желтки в этот день были символом солнца, которое было символом этого праздника. Олицетворение Бога в виде солнца пришло еще из языческих времен и вплелось уже в христианские обычаи. У древних славян желток символ способности к продолжению рода.

Обязательно подготовкой к празднику занимался только слабый пол, даже кур в этот день разделывали они. Мужчин иногда пускали на девичники, женщин считали именинницами, и мужья старались не спорить и не ругаться с ними.

В бабий праздник женщины выходили в поле и молились за хороший урожай льна. В некоторых деревнях было обычаем выходить в поле с яичницей, кушать ее, а после просить Бога, чтобы лен уродился.

Жены-мироносицы — кто это?

Женщины, которые первыми после субботы пришли к Гробу Иисуса Христа, который воскрес, принеся ему ароматы и благовония (миро) для ритуального умащения тела – это жены-мироносицы. Семь женщин, о которых говорится в разных писаниях, были верны Иисусу Христу до конца, и они не разбежались, как ученики и апостолы, оставив Сына Божьего умирать на Кресте. Выясняя, кто они,жены-мироносицы, стоит сказать, что они не побоялись обратиться к Понтию Пилату, чтобы тот разрешил забрать тело Иисуса для погребения.

Согласно существующим преданиям рано утром третьего дня женщины пришли к месту погребения с подготовленным миром. Они не боялись стражи и ареста, поэтому и были вознаграждены тем, что первыми узнали и увидели Воскресение Христа. Сначала жены-мироносицы не поверили в случившееся, поскольку Иисус воскрес в другом теле, но услышав его голос они убедились в чуде. История, объясняющая, что значит жены-мироносицы, является поучительной во многих смыслах. Главный вывод заключается в том, что любящее сердце готово на многое и даже преодолеть страх и смерть.

Жены-мироносицы – имена

На самом деле евангелисты называют разные женские имена, но в результате проведенного специалистами анализа и, учитывая Священное Предание, можно выделить семь реальных персон. Если интересует, как звали жен-мироносиц, то запомните следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария, Марфа и Сусанна. У каждой женщины была своя уникальная история жизни, но вместе их свела огромная любовь к Господу Богу. О других женах-мироносицах достоверной информации нет.

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.

Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.

Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.

Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Сусанна

О юности этой женщины история умалчивает. Известно только, что она была достаточно богата и потому, присоединившись к апостольской общине, она смогла помогать им деньгами, и служила Христу «от имений своих». Вместе с другими женщинами, она старалась всюду следовать за Ним и помогать, в различных хозяйственных нуждах.

Когда Христа распяли, Сусанна, вместе с другими женщинами стояла у Голгофы и оплакивала происходящее. И когда наступил воскресный день она, взяв миро, отправилась с женщинами, чтобы помазать Его тело. Но узнав от ангела, что Христос воскрес, поспешила принести эту благую радость миру.

Праздник святых жен-мироносиц издревле почитался на Руси. В настоящее время можно встретить множество храмов, освященных в их честь. Самые известные из них находятся, в Москве, в районе Марьино и на Ярославском шоссе, а так же в других городах, таких как Истра, Калуга, Псков и Санкт-Петербург.

Жены-мироносицы своей жизнью и служением показали миру истинный пример христианской мудрости, любви и милосердия. Так и мы, вспоминая их подвиг, должны к этому стремиться!

Почитание в православии

Праздник считается международным праздничным днем и отмечается в большинстве стран. Во время зачитывания праздничных молебнов много внимания уделяется Богоматери. Она является ярким примером, который олицетворяет идеальное женское начало. При жизни ей удалось показать всем свое самопожертвование и любовь. Впервые отмечать праздник начали еще во времена существования Киевской Руси. Люди восхваляли религиозную нравственность женщин и верность. Ведь не секрет, что тогда даже молодые девушки были набожными и вели праведную жизнь.

Чтобы разобраться как празднуется этот день, необходимо ознакомиться со следующими его особенностями:

Во время мироносицкой недели выделяется несколько дней, чтобы провести литургию для почтения памяти умерших.
Утром, когда начинается родительская суббота, верующие должны посетить кладбище, чтобы проведать родных. Несмотря на то, что такая традиция имеет языческие корни, ее соблюдают и сегодня.
Православный праздник в честь мироносиц отмечается в каждом христианском храме. В церкви приходят паломники и обычные люди. Они зачитывают молитвенные тексты и общаются с местными священнослужителями.
В праздничные дни принято почитать не только подвиги жен мироносиц, но и других матерей, которые остаются верными христианству

Во время проведения богослужений неоднократно упоминают о важности женского начала во всех церковных делах. Для православной церкви женщины считаются символом верности, духовной чистоты и целомудрия.
Праздник отмечается не только в церквях, но и воскресных школах

Здесь ученики разыгрывают сценки, поставленные по текстам из Священного Писания. В них прославляются святые девушки и другие церковные герои, о которых написано в Евангелие.

Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции

Маргоски или Маргоскина неделя — так называлась в черноземных губерниях (например, в Орловской) вторая неделя по Пасхе — неделя Жен-Мироносиц. Это празднество установлено исключительно для женщин. Пасхальные яйца приобретали здесь особенное значение, занимая в праздничном обряде главное место. Под Москвой этот женский праздник выражался в том, что храмы бывали переполнены замужними женщинами, вдовами и девушками гораздо больше, чем во всякий иной праздничный день, и при этом каждая из молящихся, подходя ко кресту после обедни, обязательно христосовалась со священником и давала ему яйцо, подобно тому, как на утрени Светлого воскресенья тот же обряд исполняли исключительно мужчины.

По Вятке мироносицкий праздник справлялся по-своему и назывался «Шапшиха». Обычай сводился к женской пирушке, которая устраивалась одной из участниц, по жребию. Чаще всего это была или вдова, или малосемейная. Женщины-устроительницы варили пиво и приготовляли обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Поздним вечером пир оканчивался плясками.

Где церквей было немного и приходы были удалены на значительное расстояние, в то же воскресенье с утра женщины и девицы забирались в ближний лесок, или даже хотя бы на такое место, где завязались кусты ракиток, с обрядовыми приношениями в руках, карманах или за пазухой — парой сырых яиц и парой печеных и крашеных. Шли с песнями, но по приходе смолкали, ввиду наступления торжественного священного обряда христосованья и кумовства. Каждая снимала с шеи крест и вешала на дерево; к нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест; с владелицей его потом поцеловалась, покумилась — стали считаться и зваться «кумами», «кумушками» вплоть до Духова дня. После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас.

Девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести», а девице заневестившейся говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (в девушках), а женщинам высказывались пожелания иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть».

Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Иконография

Создано немало различных иконописных картин, на которых изображены мироносицы. Древнейшая икона, которая посвящена святым женщинам, была создана более двух тысяч лет назад. На ней можно увидеть девушек, которые в одной руке несут сосуды с маслом, а во второй освещенные факелы. Позднее начали появляться другие изображения, на которых показаны ангелы, сидящие около пещеры с телом Иисуса. Наиболее известной иконой считается образ, который называют «Явление ангела». Именно его можно часто встретить в храмах.

Еще одной известной работой считается иконостас Троицкого собора, который был создать в пятнадцатом веке. Здесь события, взятые из Евангелия, происходят около высоких гор. Ангел, спустившийся на землю, сидит на небольшом камне. Его крылья немного приподняты вверх. Мироносицы стоят лицом к ангелу, однако их взгляд направлен внутрь пещеры. Эта икона с изображением пещеры считается самой распространенной на территории Руси и поэтому ее можно увидеть как в храмах, так и в домах.

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.

Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.

Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector