Воскресение христово
Содержание:
- Христос Воскрес!
- Вопросы священнику
- Где воскрес Иисус Христос?
- Женщины
- Пророчества о воскресении Христа
- Древнейшее каноническое изображение
- Почему воскрес Иисус Христос?
- Воскресение Иисуса Христа. Было ли оно на самом деле?
- Рассуждения отцов церкви о том, почему Христа не узнали
- Известные храмы во имя Воскресения Христова
- Описание и значение классического образа
- Явления после воскрешения
- Воскресение Христа в иконографии и культуре
- Само существование христианской Церкви не имеет смысла, если Иисус не воскрес
- Чудо воскресения
- Морфемный разбор слова «воистину»
- Свидетельства очевидцев
- Явления после воскрешения
Христос Воскрес!
Христос Воскресе! И вчера и сегодня и во веки веков! Эта истина непреложна во все времена. Она кровью и страданиями Самого Христа отпечаталась в сердцах верующих людей.
Христос Воскрес!
Пасха празднуется не один день, а сорок. На протяжении всех этих светлых дней пасхального попразднства православные христиане радостно приветствуют друг друга: «Христос Воскресе»! А в ответ раздается: «Воистину Воскресе!». В храмах при чтении и пении то и дело раздается тропарь Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т даровав». Пасхальное время – это по-настоящему радостное, совершенно необычное, поистине святое время. Христиане сердцем чувствуют необыкновенную благодать этих дней.
Последним днем попразднства Пасхи считается сороковой день после Пасхи. Этот день так и называется – Отдание Пасхи.
В Отдание праздника совершается торжественное богослужение с молитвами и песнопениями, которые пелись в сам день праздника. Так богослужение Отдания Пасхи практически полностью совпадает с богослужениями Светлой недели.
Православные христиане обязательно стараются посетить храм в день отдания Пасхи.
Явление воскресшего Иисуса в течение 40 дней после Пасхи
По Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни еще на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и св. ученикам и апостолам. Все четыре евангелиста в подтверждении друг друга пишут о явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения.
В сам же день отдания Пасхи вспоминается последний день жизни Иисуса Христа на земле. Воскресший Спаситель явился ученикам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном.
Блаженный Феофилакт Болгарский в книге «Толкование на Евангелие» пишет: «По Иоанну, сначала явился ученикам Иисус в самый день Воскресения, когда двери были заперты; потом — по прошествии восьми дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они думали идти в Галилею и еще не все были собраны вместе, но некоторые из них ловили рыбу на Тивериадском море, тогда явился Господь только семерым, ловившим рыбу. То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн, ибо часто являлся им в продолжение сорока дней то приходя, то опять уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними».
О последней беседе с учениками, перед самым Вознесением, повествуют евангелисты Марк и Лука, св. Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мр. 16, 15-20).
Богослужение Отдания Пасхи!
В этот день церковное богослужение совершается с особенной торжественностью. Богослужение вводит нас в праздник Пасхи, в Неделю о слепом и в Предпразднество Вознесения Господня. Многие песнопения на литургии поются по пасхальному чину.
На трапезе допускается послабление. Хотя день и постный, но уставом не воспрещается вкушение рыбы, масла и вина.
Праздником Отдания Пасхи мы прощаемся с пасхальными песнопениями до следующего года, и большей частью песнопения переходят к повседневному годовому уставу о молитвах. Пока ещё не поют и не читают молитву «Царю Небесный» до дня Святого Духа.
Беседы с батюшкой. Период празднования Пасхи
Вопросы священнику
Все миряне прекрасно знают историю Иисуса, но все равно постоянно задают вопросы: зачем распяли Христа, действительно ли это произошло в Иерусалиме, что означает «Христос», какие факты подтверждают чудо.
Верующих интересует: каким образом на самом деле распяли Иисуса, почему Бог допустил, чтобы его сын страдал и умер мучительной смертью?
Ответ на вопрос для чего Бог пожертвовал своим сыном простой. Всевышний сделал это ради спасения людей, от большой любви к ним. Своей жертвой он показал, что значит для него каждый из нас, даже самый большой грешник. Христос, Мессия, Машиах – все эти слова означают на разных языках помазанника Божия. Каждый год на месте воскрешения на Пасху восходит Благодатный огонь. Его необычное происхождение подтверждается природой пламени, которое не обжигает в первые минуты. Паломники умываются им.
Где воскрес Иисус Христос?
Со стороны Иосифа это было проявлением большой верности – выражать заинтересованность в казненном по обвинению в мятеже Проповеднике значило ставить себя самого под удар. Кроме того, благочестивые Иудеи избегали входить в дом язычников-римлян. Иосиф, однако, пошел на все, чтобы обеспечить Иисусу достойное погребение. В то время людей хоронили в высеченных в скале гробницах. В собственности Иосифа находилась гробница, в которой еще никто не был положен. Он решил пожертвовать ее Иисусу – и положил там Его тело, закрыв вход в гробницу, как это обычно делалось, огромным камнем. На другой день собрались первосвященники и фарисеи и попросили Пилата приставить охрану к гробнице, чтобы ученики не похитили тело и не объявили Иисуса воскресшим.
Как говорит Евангелие, “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам” (Мф 28:1-7).
Место, где был погребен – и воскрес – Господь с самого начала христианской Церкви было предметом почитания. После того, как христианство стало государственной религией, Гроб Господень посетила благочестивая царица Елена, мать императора Константина, которая повелела воздвигнуть на этом месте храм в честь Воскресения Христова. Храм был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года.
С тех пор прошли века; власть в Иерусалиме переходила из рук в руки, храм подвергался разрушению и отстраивался, но поток паломников со всего мира, желающих почтить место Воскресения Христа, не иссякал ни на день. Как об этом еще за столетия до Христа пророчествовал Исайя, “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима” (Ис 2:3).
Женщины
Для того, чтобы согласовать между собой все четыре Евангелия, рассказывающие о действиях женщин, нам нужно, прежде всего, сфокусироваться на первых явлениях в день Воскресения. 28 глава Евангелия от Матфея, 16 глава Евангелия от Марка, 24 глава Евангелия от Луки и 20 глава Евангелия от Иоанна начинаются с прихода женщин (среди которых была и Мария Магдалина) к гробнице. Они обнаруживают, что она пуста, а камень отвален от гроба.
Мы считаем, что Мария Магдалина отделилась от остальных женщин после первого посещения гробницы. Вероятно, она поспешила найти Петра и «другого ученика» (Иоанна). Очевидно, остальные девять учеников не были с Петром и Иоанном в то утро, и о пустой гробнице им рассказали другие женщины. В Евангелии от Иоанна 20:1–2 говорится, что Мария Магдалина рассказала им о том, что тело Господа пропало. Когда Петр и Иоанн осмотрели пустую гробницу и ушли, Мария Магдалина осталась там в слезах, увидела ангелов в гробнице, спросила у них о теле Господа, а затем лично беседовала с Иисусом. В Иоанна 20:17 говорится, что Иисус послал ее сказать братьям, что Он жив, а в 18 стихе сказано, что она послушалась Его. В Евангелии от Марка 16:9–11 сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь, и что ученики не поверили ее рассказу.
Тем временем другие женщины, обнаружившие, что камень отвален от гроба, зашли в гробницу и увидели ангела, сидящего справа. Вдруг они поняли, что там было два ангела, как отмечает Лука. Матфей и Марк упоминают только одного из них, возможно фокусируясь на ангеле, который непосредственно обращался к женщинам (Матфея 28:5–7; Марка 16:5–7; Луки 24:4–8). Ангел говорит женщинам идти и рассказать учениками и Петру (предполагая, таким образом, отделение Петра после его отречения и тот факт, что он не был с остальными ученикам), что Иисус воскрес и что Он встретит их в Галилее.
В Евангелии от Матфея 28:8–10 говорится, что женщины побежали сообщить об этом ученикам. Возможно, они разминулись с Петром и Иоанном, которые как раз направлялись к гробнице. Очевидно, пока женщины искали учеников в городе, Петр с Иоанном осматривали пустую гробницу, а Мария Магдалина пережила свою встречу с Иисусом. Явившись Марии Магдалине, Иисус посетил женщин, направлявшихся в город, и еще раз сказал им о том, что им следует идти и сказать братьям, что они увидят Его в Галилее. Возможно, Иисус лично явился им, потому что они были ужасно напуганы и боялись говорить с кем-либо (Марка 16:8). После встречи с Иисусом, они с радостью доставили апостолам Его послание. В Евангелии от Луки 24:9–11 подводится итог: «одиннадцать и все прочие» наконец-то услышали от женщин (в том числе и от Марии Магдалины) весть о воскресении Христа. Однако никто им не поверил.
Пророчества о воскресении Христа
Многие пророки говорили о приходе на землю спасителе и его воскрешении из мертвых. Их повествования зафиксированы в ветхом Завете. В рассказах древних, живущих в седьмом-первом веке до нашей эры, можно узнать все подробности предательства Христа одним из его учеников и даже есть указание на то, что в выдаче примут участие духовные лидеры Израиля.
Ветхозаветные пророки с точностью предсказывали все страдания Христа за народ, муки и распятие, которые он вынесет. В древних записях подробно описано воскрешение, как завершение земного служения Господа.
Самым древним считается пророчество Исаии. Оно сделано за семь столетий до рождения Христа и подробно, до мелочей, описываются все страдания Христа, которые он вынужден будет терпеть, взяв на себя грехи всего человечества. Пророк рассказал, как произойдет воскресение. В 53 главе подчеркивается, что после возвращения к жизни, человек Христос будет Богом, бессмертным.
Ветхозаветные предсказания воскрешения подчеркивают, что смерть бывает духовная и физическая. Христос знал, что он умрет в своем физическом теле, а возродиться в теле духовном, вечном. Он воскрес Богом, равным его Отцу. Сорок дней ходил Спаситель по земле, пока вознесся на небеса. В честь этого события, начиная с Пасхи, ежедневно проводится моление, поется тропарь.
Древнейшее каноническое изображение
В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” — ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней — икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.
Почему воскрес Иисус Христос?
В период до Рождества Христова люди в большинстве своем были язычниками и погрязли в грехах. Они не понимали тех слов, что говорили им проповедники христианства. Необходимо было свершение какого-то великого чуда, чтобы люди уверовали в истинность христианства. Кроме этого следовало избавиться от огромного количества грехов, которые были на людях.
Языческие боги были похожи на человеческих предводителей. Они не заботились о своей пастве, только старались получить от них различные жертвы и подношения. Каждый клан поклонялся своему Богу, который больше всего подходил под их деятельности: огню, дереву, воде и другим. Народ не представлял, что Бог может заботиться о них, защищать и направлять.
Результатом стало непорочное зачатие девы Марии. Она носила в себе плод от Святого духа. Родившийся на свет Иисус Христос вместе со своими учениками ходил по миру и проповедовал истинную религию. Но ни его слова, ни чудеса, творимые им, не смогли убедить невежественных людей в истинности христианства. За Спасителем пошли только единицы.
Гонение со стороны правителей разных стран было огромным. Христиане вынуждены были скрываться или держать свою веру в тайне. Необходимо было чудо, которое доказало бы всем могущество Бога. Предсказание о воскрешении существовало уже несколько столетий. О нем говорили разные пророки и писали в своих книгах. Это событие должно было стать началом зарождения новой веры, вот почему воскрес Иисус Христос.
После воскрешения апостолы понесли известие о случившемся чуде в разные стороны. Люди с трудом меняли свои взгляды и верили в случившееся. Для подтверждения случившегося вместе со своими учениками 40 дней Иисус Христос, уже святой Дух, ходил вместе с ними. И только на 40-й день он вознесся на небеса, как Бог, Став Богом. Свидетелей этого события было много и люди окончательно убедились в истинности христианской веры и что Бог един.
Воскресение Иисуса Христа. Было ли оно на самом деле?
Павел не считал, что христианские учения были основаны на лжи. Он знал, что Иисус воскрес из мертвых, и привел коринфянам доказательства этого, сказав, «что Христос умер за наши грехи согласно Писаниям, и что был похоронен, и что на третий день воскрес согласно Писаниям, и что явился Кифе, потом двенадцати Он добавил: «Затем явился более чем пятистам братьям сразу, большинство из которых до сих пор живы, а некоторые уснули смертным сном. Затем явился Иакову, потом всем апостолам, а последнему из всех явился и мне» (1 Коринфянам 15:3—8).
Павел начал с утверждения, что Христос умер за наши грехи, был похоронен и затем воскрес. Почему Павел был так убежден в этом? У него было свидетельство многих очевидцев. Воскресший Иисус являлся отдельным людям (включая самого Павла), небольшим группам и даже 500 человекам, многие из которых, вероятно, сначала не верили, что Иисус воскрес! (Луки 24:1—11). В дни Павла большинство очевидцев еще были живы и могли подтвердить, что видели воскресшего Иисуса (1 Коринфянам 15:6). Словами одного или двух человек можно было бы пренебречь, но не свидетельством 500 или даже больше очевидцев.
Также Павел дважды упомянул, что смерть, погребение и воскресение Христа произошли «согласно Писаниям». Эти события, которые стали исполнением мессианских пророчеств, записанных в Еврейских Писаниях, подтвердили, что Иисус на самом деле был обещанным Мессией.
Несмотря на свидетельства очевидцев и доказательства из Священного Писания, сегодня, как и в прошлом, некоторые сомневаются, что Иисус воскрес из мертвых. Одни говорят, что ученики Иисуса украли его тело, а потом утверждали, будто видели его воскресшим. Но ученики не могли ни одолеть римских воинов, стоявших у входа в гробницу, ни как-то на них повлиять. Другие заявляют, что воскресший Иисус был всего лишь видением. Но как быть с тем, что Иисус являлся многим людям в разное время? Кроме того, разумно ли утверждать, что видение могло приготовить рыбу и угостить ею других, как это сделал Иисус в Галилее? (Иоанна 21:9—14). Стало бы видение предлагать людям дотронуться до него? (Луки 24:36—39).
Есть и те, кто считает, что воскресение Иисуса — выдумка его учеников. Но какая им была от этого польза? Свидетельствуя о воскресении, ученики обрекали себя на насмешки, страдания и смерть. Стали бы они так рисковать ради лжи? Причем сначала они свидетельствовали в Иерусалиме, прямо на глазах у противников, готовых воспользоваться любым предлогом, чтобы их осудить.
Именно учение о воскресении придавало ученикам мужества свидетельствовать о своем Господе, несмотря на жесточайшее преследование. Воскресение Иисуса стало краеугольным камнем христианской веры. Первые христиане рисковали своей жизнью не для того, чтобы свидетельствовать о каком-то мудром учителе, который был казнен. Они рисковали жизнью, возвещая воскресение Иисуса, поскольку оно доказывало, что он был Христом, Сыном Бога, могущественным, живым Господом, который поддерживал и направлял их. Его воскресение доказывало, что и они воскреснут из мертвых. В действительности, если бы Иисус не воскрес, то не было бы и христианства. Если бы Иисус не воскрес, мы, возможно, никогда бы не услышали о нем.
Но что воскресение Христа означает для нас сегодня?
Рассуждения отцов церкви о том, почему Христа не узнали
Фото: Stihi.ru
Ни для кого секретом не был тот факт, что Христос должен воскреснуть на третий день после Своей смерти, ведь Он говорил об этом Сам. Исходя из этого, можно предположить, что многие могли воспользоваться данной информацией, выдав себя за Спасителя, внешне добившись такого же облика. Наверное, выше описанный фактор, можно было бы считать одной из причин того, почему Христос не являлся в привычном облике после воскресения.
Если порассуждать на эту тему еще глубже, то можно вспомнить о том, что христианин должен видеть в каждом ближнем Христа, делая окружающим добро. Возможно, изменением своего облика, Спаситель хотел натолкнуть именно на мысль, что Он хочет, чтобы в каждом человеке мы знавали Его. Так подумать можно и из-за того, что Христос говорил о том, что сделанное нами ближнему – это словно сделанное для Господа, а если какой-то добродетели ближнему мы не сделали, то не сделали этого и для Господа.
Известные храмы во имя Воскресения Христова
Домашняя молитва является важной частью духовной жизни, но человек нуждается в живом общении с теми, кто имеет такое же упование, что и он сам. Посещение храма дает возможность участвовать в общей церковной молитве, приобщиться к святыням, имеющим культурную и духовную ценность
Храм Воскресения Христова в Сокольниках знаменит редкой коллекцией икон, которые передавались сюда из других общин во времена гонений. Самой известной является Иверская — чудотворная копия афонского образа. Богатый оклад изготовлен на пожертвования благодарных прихожан, получивших ответ на свои молитвы. В небольшом ковчеге, расположенном на иконе, содержится часть покрывала с Гроба Господня.
Церковь была построена в начале 19 в. Возведение сопровождалось интересной историей. Один купец хотел пожертвовать средства на храм. Во сне он увидел апостолов Павла и Петра, которые указали ему, куда отнести деньги. На следующий день мужчина явился к настоятелю Воскресенского храма. Ему как раз были необходимы средства для расчета с рабочими.
Особой красотой отличаются дубовые киоты, выполненные в византийском стиле.
Необычна ориентация алтаря храма — она направлена на юг, ко Гробу Господню.
Во время строительства храма ощущалась постоянная нехватка средств. Однажды настоятель приютил пожилого странника, который наутро оставил в келье значительную сумму. С тех пор свт. Николай — один из самых почитаемых храмовых святых.
Главной святыней всего христианского мира является Храм Гроба Господня. Возведен он над теми местами, где совершались все важнейшие события Страстной Недели. Это был самый первый христианский храм в истории, построенный императором Константином. До того, как он принял новую веру, последователи Христа повсеместно подвергались гонениям, пыткам и смерти. В некоторых странах такое происходит по сей день.
Описание и значение классического образа
На иконах Воскресения Христова изображено событие, к которому приурочен праздник святой Пасхи, когда распятый Спаситель восстал из мертвых на третий день после жестокой казни. В главный день для верующих, день торжества жизни вечной над мирским существованием, Бог Отец воскресил Бога Сына, сошедшего в преисподнюю для спасения страждущих душ.
Передать в живописном образе таинства деяний Христа, спустившегося в ад для благой миссии, и сам процесс воскрешения, было непростой задачей для иконописцев. В основу изображенного сюжета было положено Евангелие Никодима. Писание не вошло в Библию, но повествует о событиях, скрытых от человеческих глаз.
В уникальном повествовании Никодим рассказывает о том, что происходило после погребения истерзанного тела Христа. Дьявол торжествовал и праздновал убийство Иисуса возле голгофского креста до тех пор, пока не узнал о пришествии Спасителя. Тогда наместник ада приказал помощникам запереть врата в преисподнюю, дабы Христос не смог проникнуть в страшную обитель.
Праведные души последовали за Христом, который вывел из ада и души заблудших. Господь милостив и справедлив. На праведников снизойдет благодать Божья, а грешникам воздастся по деяниям их. Воскресший Иисус дарует праведникам вечную жизнь. Как поднялись чистые души с Господом в пасхальный день, так и воскреснут благочестивые Божии последователи в будущих веках.
Живописные иконы, посвященные восстанию Спасителя из гроба, олицетворяют могущество Бога, отсутствие чего-либо, не подвластного Его воле. Изображения напоминают верующим о великой жертве Иисуса, принесенной во имя людей.
Миссия Спасителя, спустившегося к вратам ада для спасения страждущих праведников и грешников, отражена в классическом образе, который показывает воскресение Господне в момент, получивший название «Сошествие Христа во ад». Первые православные иконы принадлежат кисти Андрея Рублева и Дионисия.
На классических иконах воскресший Христос изображен в центре полотна в сияющем одеянии. Позади Спасителя – сине-голубая сфера, как символ Божией благодати. По обе стороны от фигуры Христа изображены ангелы (херувимы, серафимы), святые угодники и цари с золотыми нимбами.
Под ногами Сына Бога изображены обломки разрушенных стен преисподней, топор, гвозди, ключи, как символ того, что для всемогущего Господа не существует преград. Снизу, по сторонам от Христа изображены первые грешники, Адам и Ева, обращающие молящие взоры к Спасителю с безмолвной просьбой о прощении. Господь отпускает им грехи и берет покаявшихся за руки.
Икона воскресения Христова показывает людям, что путь к Богу и вечной жизни свободен, а куда пойти, должен решить сам человек.
Явления после воскрешения
В первый же день после воскресения из мертвых, Иисус Христос начал являться своим ученикам и всем верным Ему. Согласно преданию, первой увидела воскресшего Спасителя Его Мать. Своим явлением Он утешил ее неизмеримую материнскую скорбь о казненном Сыне.
Затем живого Христа видели апостолы, которые скрывались от преследователей и врагов христианства в разных местах. Видели Его и остальные жены мироносицы, которые стремились еще рано утром к Его гробу. Из апостолов первыми удостоился явления Петр и ученики Клеопа и Лука.
Большинство апостолов собрались в Сионской горнице (месте, где была совершена Тайная Вечеря), чтобы тайно обсудить весть о воскресении. Тогда им всем и явился Господь. На этой встрече отсутствовал апостол Фома, который позже в народе будет назван «неверующим». Такое прозвище он получил за то, что отказался верить в весть о чуде до тех пор, пока лично не увидит Господа и не прикоснется руками к Его ранам. Тогда Иисус является апостолам еще раз и позволяет Фоме убедиться в истинности произошедшего и в реальности ран на Своем теле от распятия.
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
После Своего воскрешения Спаситель пребывал на земле 40 дней в обновленном и преображенном теле. За это время Он явился многим сотням своих учеников и последователей. Он наставлял апостолов в Своем учении, дабы они смогли проповедовать Евангелие по всей Земле, как и было завещано. По прошествии 40 дней Господь вместе со своим нетленным телом вознесся на Небо, где и пребывает рядом со своим Отцом. Этот день в богослужебном календаре отмечается как Великий двунадесятый праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается пребывание Христа на земле, как Богочеловека. Отныне каждый искренне верующий христианин имеет все возможности наследовать вечную жизнь, по примеру самого Христа.
Важно! Самое главное, что сделал Спаситель, будучи на земле — это победа над смертью
Воскресение Христа в иконографии и культуре
Церковная жизнь является неотъемлемой частью мирской. Ее влияние усиливалось и ослабевало в разные времена, но всегда культура была отражением религии. Многие исторические события мирские и церковные неразрывно связаны.
Иконография
В своем развитии иконография прошла длинный путь. Ни один источник не описывает, как именно происходило воскрешение Христа и его вознесение на небо через 40 дней. Поэтому первые иконы, изображающие оба события, были символическими.
Постепенно образ Иисуса все четче вырисовывался на иконах. Стали появляться иконы с четким ликом Христа и святой Троицы. На иконах стали изображать разные события, связанные со Спасителем, его явления людям, совершение чудес.
Prev
Next
Живопись
Многие великие художники считали за честь написать картину, отображающую событие из жизни молодого Иисуса Христа. В основном это полотна, на которых Спаситель показан образе проповедника, как он путешествует и отдыхает вместе со своими учениками.
Целая галерея великих полотен посвящена чудесам, сотворенным Иисусом во время земной жизни. Наибольшую популярность получила тема превращения воды в вино и утоление голода толпы одним хлебом.
Период с момента воскрешения Христа и до его вознесения запечатлен не только на полотнах. Много мозаик украшают окна и стены церквей, наброски и различные рисунки хранятся в музеях. Чаще других в них изображено событие посещения Иисусом ада и как он выводит из него грешников, за которых уже принял муки и снял их грех. Одну из картин можно увидеть на фото.
Prev
Next
Русская культура
В русском христианском обществе Иисус Христос воспевался в произведениях и изображался на полотнах очень часто. Каждый деятель искусства считал своим долгом показать свое понимание темы, оставить память о Спасителе. Образ Христа активно использовался творцами вплоть до начала гонений на церковь, начавшихся после революции.
В 1872 году в день Святой Пасхи Ф. Тютчев послал своей умирающей в Баварии дочери написанный накануне стих «День Православного Востока». В нем он просит исцеления в Христово воскресенье для страдающей от недуга.
Многие русские поэты посвящали великому празднику воскрешения свои стихи:
- В. К. Кюхельбекер;
- Владимир Ладыженский;
- А. К. Толстой;
- Лидия Чарская;
- Павел Потехин;
- Константин Случевский;
- А. Н. Плещеев.
Многие поэты и писатели посвящали свои произведения воскрешению Иисуса Христа и другим событиям, связанным с ним.
РЕКОМЕНДУЕМ: Молитва о детях Господу Иисусу Христу.
Само существование христианской Церкви не имеет смысла, если Иисус не воскрес
Некоторые критики заявляют, что история воскресения является более поздним добавлением к жизнеописанию Христа, сочиненным Церковью многие годы спустя с целью возвеличить своего умершего героя. Однако из независимых исторических источников нам известно, что секта христиан возникла в районе Тивериадского озера, и что главной причиной ее появления была их вера в воскресение Иисуса из мертвых. Воскресение не было более поздним дополнением к христианской вере, оно было ее причиной и стимулом. Последователи Христа строили свою веру не на исторических повествованиях, а на том, что они видели собственными глазами. Описания стали результатом их веры, но не ее причиной. Христианство зиждется на историческом факте воскресения, так как без него вера оказывается подделкой. Если бы воскресения не было, не было бы ни Нового Завета, ни христианской Церкви.
Ученики не могли извлечь никакой выгоды из выдуманной истории и новой религии
Последователи Иисуса столкнулись с трудностями, насмешками, враждебностью со стороны окружающих, а многие умерли мученической смертью за веру. В свете всего этого трудно предположить, что они так непоколебимо стояли бы за свои убеждения, если бы они знали, что проповедуют ложь. Они находили определенную награду в религии, однако основанием для нее служила искренняя вера в истинность того, о чем они учат.
Чудо воскресения
Иисус Христос принял мученическую смерть на кресте за каждого из нас и вместо нас. Грешная природа человека не в состоянии самостоятельно преодолеть соблазны мира, поэтому надежды на обретение царства божьего ни у кого нет. Со времен Адама и Евы каждый умерший человек отправлялся в ад за свои грехи, и только крестная смерть Иисуса исправила это печальное положение.
Спаситель был предан своим учеником Иудой, как и было предсказано в Ветхом завете. Его, как преступника, отправили на позорную казнь через распятие. Но Иисус заранее знал об этом, поэтому предупредил учеников, чтобы не печалились. Он сказал, что воскреснет на третий день в новом теле. Зная об этом, римские правители и иудейские первосвященники направили солдат охранять гробницу Христа.
По иудейским традициям умерших хоронили не в земле, а в специальных гробницах из камня. Благочестивый Иосиф, тайный ученик и последователь Иисуса, позволил похоронить тело Христа в своей гробнице. Верные Христу люди бережно омыли тело усопшего и завернули в умасленные благовониями пелены и плащаницу. Гроб закрыли огромным камнем, а солдаты день и ночь сторожили вход.
На третий день утром благочестивые женщины пришли к гробнице с благовониями и маслами, чтобы завершить обряд погребения. Когда вход в гробницу освободили, она была пуста. Тела Иисуса в ней не было. Женщины побежали в город сообщить радостную весть о воскресении Спасителя, ведь об этом их уведомил ангел. Апостол Павел пишет так об этом событии:
Воскресение Спасителя принесло благую весть о спасении человечества. Иисус после смерти спустился в ад, одолел дьявола и воскрес. Он воскрес силой Духа Святого, и это стало неопровержимым доказательством его божественной природы. Весть о чудесном воскресении облетела много городов, неоднократно Спаситель являлся своим ученикам и верным последователям. Один из маловеров по имени Фома усомнился в действительности воскресения, но изменил свое мнение, когда вложил собственные пальцы в раны Спасителя.
Морфемный разбор слова «воистину»
воистину В некоторых художественных произведениях, написанных в прошлые века, можно встретить еще раздельное написание имени существительного с предлогом «во».
Я утверждаю, что ведаю во истину, что Господь Бог все знает и читает в душах наших, как в книгах.
Затем произошло слияние, и предлог «во» превратился в приставку заставшей формы винительного падежа от слова «истина» – «истину».
Примеры предложений
- Воистину любовь – самое высокое и трепетное чувство, дарованное Богом всем людям.
- Старец заверял, что все было воистину, но ему не верил ни один человек.
- Во время золотой осени в лесу воистину торжественная тишина, и ты стоишь, словно на богослужении.
Свидетельства очевидцев
И все же сделаем допущение, что Иисус из Назарета воскрес
Если бы были очевидцами такого важного события, то я думаю, вы бы постарались как можно точнее описать, кто же был очевидцем воскресения, когда и при каких обстоятельствах люди видели воскресшего – чтобы никто не мог сомневаться в реальности данного события. Что же мы видим в описании его учеников?
Матфей (28 гл):
- К гробу приходят две Марии – Магдалина и «другая Мария»
- Ангел сидит на камне, закрывавшем вход
- По дороге от гроба они встречают Иисуса.
- Они «ухватили его за ноги»
- Иисус направляет их в Галилею к ученикам, рассказать о воскресении
- Одиннадцать учеников видят Иисуса на горе в Галилее
Марк (16 гл):
- К гробу приходят Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия
- Юноша в белой одежде сидит в склепе
- Иисус является Марии Магдалине, отправляет ее в Галилею
- Явился «двум из них на дороге»
- Явился одиннадцати апостолам.
Лука (24 гл):
- К гробу приходят: Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, Иакова, и другие с ними
- Им являются два мужа в блистающих одеждах
- Петр бежит к гробу и находит лишь погребальные пелены
- Иисус является двоим: Клеопе и ? (другому ученику, имя не названо)
- Явился одиннадцати апостолам, и некоторым другим
- Вознесся в окрестностях Вифании
Иоанн (20,21 гл):
- К гробу приходит одна Мария Магдалина
- Никаких ангелов и т.п.
- Петр и «другой ученик» (сам Иоанн ?) бегут к гробу и находят лишь погребальные пелены
- Мария видит двух ангелов
- Мария видит Христа, которого принимает за садовника. (А может это и был садовник?)
- Он не дает ей прикасаться к себе
- Иисус является в отсутствии Фомы апостолам
- Иисус является Фоме и апостолам. Фома касается к Иисусу.
- Иисус является семи ученикам во время рыбалки
Павел (1 Кор15:4-8):
- Иисус явился Петру (Кифе)
- «явился более нежели пятистам братий в одно время»
- «явился Иакову, также всем Апостолам»
Возникает вопрос: так можно ли доверять столь противоречивым сведениям?
Очевидных противоречий масса, например: сколько людей пришло утром к гробу Иисуса? Сколько ангелов они видели, и видели ли вообще? Не принимали ли они за Иисуса просто чем-то похожих на него людей? Мария прикасалась к Иисусу или нет? Где находились ученики Иисуса: в Галилее или в окрестностях Иерусалима? Кому и в каком порядке явился Иисус?
Явления после воскрешения
В первый же день после воскресения из мертвых, Иисус Христос начал являться своим ученикам и всем верным Ему. Согласно преданию, первой увидела воскресшего Спасителя Его Мать. Своим явлением Он утешил ее неизмеримую материнскую скорбь о казненном Сыне.
Затем живого Христа видели апостолы, которые скрывались от преследователей и врагов христианства в разных местах. Видели Его и остальные жены мироносицы, которые стремились еще рано утром к Его гробу. Из апостолов первыми удостоился явления Петр и ученики Клеопа и Лука.
Большинство апостолов собрались в Сионской горнице (месте, где была совершена Тайная Вечеря), чтобы тайно обсудить весть о воскресении. Тогда им всем и явился Господь. На этой встрече отсутствовал апостол Фома, который позже в народе будет назван «неверующим». Такое прозвище он получил за то, что отказался верить в весть о чуде до тех пор, пока лично не увидит Господа и не прикоснется руками к Его ранам. Тогда Иисус является апостолам еще раз и позволяет Фоме убедиться в истинности произошедшего и в реальности ран на Своем теле от распятия.
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
После Своего воскрешения Спаситель пребывал на земле 40 дней в обновленном и преображенном теле. За это время Он явился многим сотням своих учеников и последователей. Он наставлял апостолов в Своем учении, дабы они смогли проповедовать Евангелие по всей Земле, как и было завещано. По прошествии 40 дней Господь вместе со своим нетленным телом вознесся на Небо, где и пребывает рядом со своим Отцом. Этот день в богослужебном календаре отмечается как Великий двунадесятый праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается пребывание Христа на земле, как Богочеловека. Отныне каждый искренне верующий христианин имеет все возможности наследовать вечную жизнь, по примеру самого Христа.
Важно! Самое главное, что сделал Спаситель, будучи на земле — это победа над смертью