Пять интересных мест в зельвенском районе, которые стоит посетить

Обратный путь

Чтобы не возвращаться по тому же пути, мы решили сделать кольцо и вернуться в наш Гереме через Ургюп и Ортахисар.

В Ургюпе мы были около пяти часов вечера и успели засветло немного пройтись по этому потрясающему городу.

В Ортахисар приехали уже в темноте, подивились на его длинную высокую скалу-крепость и на аккуратные греческие домики в центре. Это было уже на затравку, чтобы нам ещё сильней захотелось сюда вернуться. Знакомство с этими городами и Южной Каппадокией осталось на следующий раз.

Итак, что мы посмотрели за день. Выехали из Гереме, три часа провели в Чавушине, пообедали, посмотрели Пашабаг, Зельве и Дервент и вернулись через Ургюп и Ортахисар.

Каждый день в Каппадокии вмещает множество чудес, и всякий раз ты встречаешься с чем-то новым и неожиданным. Меня удивляют рассказы людей, которые пишут, что в Каппадокии достаточно провести один-два дня, а потом устаешь от однообразных пейзажей с каменными столбами. На мой взгляд, Каппадокия – это просто нескончаемая череда ярких впечатлений, иногда внезапных, иногда предсказуемых, но всегда завораживающих. В следующий раз хочется приехать как минимум на две недели.

Экскурсия Красный тур

Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

История, достопримечательности, фото Зельве

Вход в музей под открытым небом Зельве платный –    8 лир на 2010 г.

О формировании каппадокийского ландшафта можно почитать в главе История Каппадокии.

Зельве – монастырский комплекс, возникший здесь в 9 в. Монастыри, как и полагается, вырезаны в скалах, растекающиеся на 3 отрога, стартующие из одной точки. В местных церквях  почти нет фресок, не смотря на то, что, как монастырь, комплекс существовал несколько веков после снятия запрета на иконы. Т.е. Зельве так и остался сторонником иконоборчества. За то в достатке имеется различных символов. Здесь сохранилось оформление, характерное для периода борьбы с иконописью. Подробнее о периоде борьбы с иконописью , о причинах возникновения и пр. можно прочитать в разделе путеводителя по Каппадокии  “Книги, статьи, публикации по теме о Каппадокии и Турции” – Византийская империя: иконоборческий период

Всего в долине Зельве насчитывается 15 церквей 9-13 вв.
До 20-х годов 20 в., до «обмена населением» между Турцией и Грецией здесь жила греческая диаспора. Это был, практически, небольшой город. Потом сюда переселили турок из Греции. Люди жили здесь еще в 50-х гг. 20 в. пока не возникла опасность обрушения. Людей переселили на пару  километров дальше  (ныне поселок Aktepe, или Yeni Zelve). С  1967 г. Зельве работает как музей.

Бывшие жилые дома

Печь тандыр без которой и сегодня немыслимы многие каппадокийские блюда

Закопченные дома

Правый отрог Зельве

Поскольку здесь три десятка лет жили турки, то , конечно же, они оставили свой след. Здесь сохранилась мечеть с минаретом.

Монастырь

Из правого отрога долины Зельве имеется тоннель. По нему можно попасть в центральный. Но обязательно имейте при себе фонарь, тоннель не освещается.

Средний отрог
В центральном отроге имеется несколько церквей в пещерах: Geyikli (Оленья),  Direkli, Vaftizli. Так же слева встречаем уже знакомый нам вход в тоннель в правый отрог.
Ну,и, как же без голубятен…

Левый отрог
Здесь находятся наиболее интересные церкви с хорошо сохранившимися символами-рельефами, а кое где, и с фресками:

Церковь Üzümlü (Виноградная)

Церковь 10 в. Часть ее разрушена из-за эрозии. Но кое где видно остатки фресок

Тот самый виноград (по мне – больше похоже на мухоморы), давший название церкви

Церковь Balıklı (Рыбная)

В церкви есть  два нефа

Посещение Зельве можно совместить (см. путеводитель)

Чавушин – Пашабаг – Дервент

Зельве не входит в стандартные туры и экскурсии по Каппадокии.
Ближайшие отели и пансионы находятся в Юргюпе и Чавушине.

Главная путеводителя по Турции

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2018.
  2. М. К. Любавский. Территория и племя. Племенной состав населения. Первоначальное его оседание и главные исторические передвижения. Доисторический быт и верования. Первые формы государственного общежития // История русской литературы до XIX в. — М.: Мир, 1916. — Т. I. — С. 20.
  3. Алесь Кожедуб. Иная Русь. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2009. — С. 124. — 304 с.
  4. E. Bogusławski. Historia Słowian. — Kraków, 1888. — Т. I. — С. 360. — 532 с.
  5. Зельва, местечко Гродненской губернии // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  6. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 14 февраля 2019.
  7. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 14 февраля 2019.
  8. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 14 февраля 2019.
  9. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 14 февраля 2019.
  10. Статистический ежегодник Гродненской области. — Гродно, 2013. — С. 43–45.
  11. Статистический ежегодник Гродненской области. — Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. — С. 44–46.

«Девушка, квас я вам дарю!»

Поразившись рыцарскими боями, отправились на фудкорт, две точки с шашлыками и одной с «чипсами на шпажке» как будто не хватало для наплыва гостей, но это только повод сделать выводы и в следующем году развернуться еще больше.

Терпеливо постояв в очереди, купили шашлык, который щедро снабдили вкуснейшим маринованным луком, хот-дог и картошку фри, а вот квас на мне закончился:

Уставшие и с набитыми шашлыком животами мы снова побрели на первую локацию от рыцарского ристалища, где рыцарей уже сменили воины в обмундировании XVIII века.

По дороге нас догнал знакомый паровозик-такси: машем деньгами, мол, остановись, подвези: водитель с улыбкой и сожалением разводит руками — мест нет. Пассажиры, которых, действительно, битком тоже машут нам и улыбаются: никто не в обиде — атмосфера праздника она такая.

P.S. С «Анненского кирмаша» уходили с неохотой — праздник в самом разгаре, но начинает темнеть, а нам надо возвращаться домой. Напоследок, сидя на берегу Зельвенского водохранилища с мороженым решили, что приедем и в следующем году, но уже с палатками или забронируем гостиницу, или просто так еще приедем в Зельву. Ведь горо… поселок и вправду прекрасный!

Название «Анненскому кирмашу» дано в честь святой Анны — богопраматери, покровительницы брака, бедняков, работников, домохозяек, краснодеревщиков, мельников, ткачей, булочников и рожениц. На кирмаш в Зельву в XVIII веке съезжали до 5 тысяч купцов со всей Европы. На торг привозили лошадей, специи и табак, одежду и обувь, ремесленные изделия и т.д. Праздник в Зельве возобновили в 2001 году, а спустя двадцать лет кирмашу, несомненно, дан новый импульс!

Пашабаг, долина Монахов

Парковка и кассы

Когда после тихого полусонного Чавушина мы прибыли в Пашабаг, то были удивлены многолюдьем. Вход в долину огорожен, вдоль забора выстроились машины (конец ноября, однако, низкий сезон).

По другую сторону шоссе – огромная парковка. Вот парковка была практически пуста, мы на нее и встали. Вероятно, в высокий сезон она заставлена туристическими автобусами. Парковка бесплатная (во всяком случае, денег с нас никто не брал).

Парковка перед долиной Пашабаг

Перед кассами раскинулся рынок: керамика, лампы, одежда, украшения, обереги и проч. Уже этот обширный рынок указывает на популярность долины Пашабаг.

Купили в кассе билеты за 20 лир. Кассир уточнила, что по этим же билетам мы пройдем в музей Зельве.

Первое впечатление

По территории долины тянутся уложенные плиткой дорожки, которые еще и огорожены. После диких долин Каппадокии это сначала вызвало некоторое отторжение. Типа, благопристойно-показательное место для туристических летучих десантов.

Но по мере продвижения по долине очарование и необычность этого места перебороли первое впечатление. А место, действительно, уникальное и, к счастью, легкодоступное и небольшое по площади, то есть идеальный объект для тех, кто приехал на короткий срок и кто не в состоянии ходить пеше-горные маршруты по диким долинам.

Долина Пашабаг расположилась вдоль северного склона холма Актепе. Холм скатывается вниз аккуратными, словно оплывшими склонами, а равнина перед склонами заполнена коренастыми конусообразными скалами с «колпаками».

Многие скалы имеют по две-три-четыре головы.

В одной из таких трехглавых скал обосновалась местная жандармерия. Над ней висит турецкий флаг.

Церковь Симеона Столпника

В прошлом монахи тоже оценили и доступность этого места, и подходящую толщину скальных столбов, поэтому издавна стали здесь селиться, выдалбливая себе жилища в каменных конусах. Отсюда возникло название Долина Монахов. Впрочем, и сами скалы здесь похожи на монахов с капюшонами.

Турецкое название «паша баг» переводится как «сады паши» — в окрестностях долины было много виноградников.

Самая примечательная церковь в долине Пашабага – церковь Святого Симеона Столпника (5 века). Отшельник Симеон прожил в этой трехглавой скале около 15 лет. (Надо отметить, что Симеонов Столпников в истории было несколько).

Церковь Симеона Столпника

В скальной церкви — несколько помещений на разных уровнях. Келья Симеона располагалась на самом верху.

Сейчас вход в церковь закрыт, поскольку, как говорят, были несчастные случаи при подъеме: подниматься надо по вертикальному ходу, используя скальные зацепы.

Долина монахов

А вот и непосредственно Долина монахов – скопление скал с колпаками, напоминающими монашеские куколи.

Есть очень тесные закоулки, где скалы стоят почти вплотную друг к другу. Есть открытые пространства.

При приближении к холму одиночные скалы всё тесней сплачиваются, сливаются друг с другом и наконец превращаются в сплошную туфовую стену, поверх которой лежит базальтовый слой (будущие шапочки).

С левой стороны есть заход на это базальтовое плато. С него открывается отличный вид на Долину Монахов.

Погуляв среди каменных «монахов», мы сели в машину и переехали к следующей достопримечательности – Зельве.

Дорога от долины Пашабаг до Зельве

Что посмотреть

Безусловно, именно церковь св. Михаила Архангела является визитной карточкой района. Однако здесь много и других интересных храмов. В 1913 году завершилось строительство костела Вознесения Девы Марии в Деречине. Этот храм из красного кирпича можно назвать типичным примером неоготического стиля. Высокую башню, увенчанную шпилем, можно увидеть издалека. Храм украшает ступенчатый фронтон, а стрельчатые окна – витражи.

Спасо-Преображенская церковь, которая находится в этой же деревне, относится уже к ретроспективно-русскому стилю. Пятикупольная композиция, а также некоторые декоративные элементы сближают ее с древнерусскими храмами, тогда как плоские пилястры придают Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1860-е годы, черты классицизма.

Церковь Святой Троицы в г.п. Зельва

К ретроспективно-русскому стилю принадлежит и церковь св. Анны в Межиречах, а также церковь св. Михаила Архангела в Острове. Несколько необычный внешний вид этого храма объясняется тем, что он возник в результате перестройки католической часовни, которая датируется XVII, а возможно, даже XVI веком.

Не менее долгая история у костела св. Юрия в Кремянице. Этот храм, относившийся некогда к монастырю августинцев, был построен в 1620 году и, как принято считать, воплощает в себе черты стиля, известного как ренессанс. Однако впоследствии он не раз перестраивался.

Костел Святого Юрия в Кремянице

Необычно выглядит и церковь св. Георгия в Словатичах. Этот храм был построен из кирпича на рубеже XVIII и XIX веков, лишь башня и часть фасада являются деревянными. При этом его облик, отличающийся простой и сдержанностью, определяют черты, характерные для народного зодчества.

В д. Луконица сохранился целый архитектурный комплекс, воплощающий в себе переход от позднего барокко к классицизму. Речь идет о костеле св. Михаила Архангела, в него также входит двухъярусная колокольня с граненым куполом. Фасад храма производит сильное впечатление благодаря богатству декоративной отделки.

Еще одним ярким образцом неоготики можно смело назвать Троицкий костел, расположенный в центре Зельвы. Его фасад украшают две башни с остроконечными шпилями. Внутренне убранство отличается простой, однако яркие витражи придают ему праздничный вид.

Костел Святой Троицы в г.п. Зельва

К сожалению, от Покровской церкви, которая в конце XVIII века была построена в Ивашковичах, остались лишь руины. Благодаря своей величественности они до сих пор производят сильное впечатление, однако о том, как выглядел этот храм, сегодня сложно судить.

Руины Покровской церкви в Ивашковичах

Такая же судьба постигла и многие шляхетские резиденции, которые когда-то украшали Зельвенщину. Пожалуй, больше всего повезло имению «Жерно», которое можно увидеть в деревне Александровщина. До наших дней дошел усадебный дом конца XIX века, который принято относить к стилю модерн, а также старинный парк.

Этот район не так уж богат природными красотами. Приятным исключением является Зельвенское водохранилище, расположенное на юго-восточной окраине районного центра. Его живописные берега являются популярным местом отдыха. Здесь расположены турбаза, гостиничный комплекс и несколько аргроусадеб, имеются пляжи.

Водохранилище Зельва

описание

Зельвенский район, чья площадь составляет 869,69 км2, расположен на юге Гродненской области. Он граничит с Мостовским, Пружанским, Дятловским и Волковысским районами. Лишь чуть более 18% территории покрыты лесом (это один из самых низких показателей в Беларуси).

Для этого региона в целом характерен равнинный рельеф. Самая высокая точка – 239 м над уровнем моря. Основными водными артериями являются Щара и Зельвянка. Здесь нет крупных естественных озер, но имеется Зельвенское водохранилище площадью 1.190 га – самый крупный водоем Гродненской области.

Административным центром является г.п. Зельва. Территория района делится на 9 сельских советов. По состоянию на 2018 год его население составляло 14.754 человека. В последние десятилетия оно постоянно сокращалось.

г.п. Зельва

На территории Зельвенского района расположено немало памятников архитектуры. Это позволяет ожидать, что уже в ближайшем будущем количество туристов увеличится. Пока же основу местной экономики составляет сельское хозяйство, а также переработка его продукции.

История

Официально начало истории Зельвы ведется от 1258 года, когда в Ипатьевской летописи упоминается населённый пункт, существовавший на её месте. Вероятно, древнее поселение находилось в юго-восточной части современного городка, где существует гора, которая возвышается над окрестностями на 20-25 метров.

Свято-Троицкая церковь

Согласно современным энциклопедическим справочникам, первое же письменное упоминание о Зельве (Большой Зельве) как село датируется 1470 годом, когда Михаил Нацевич основал здесь костел. В 1477 году костел появился в соседнем имении Малая Зельва, владениях Ивана Гинейтовича. В XVI в. местом владели Вишневские, Ильиничи, Заберезинские, Зеновичи, Комаровские, Глебовичи, Езерские, Полубинские и др. В 1524 году Большая Зельва упоминается в документах как местечко в составе Волковысского уезда. В первой половине XVII в. местечко перешло во владение Сапег. Помимо ярмарок, развитию Зельвы способствовало и удобное географическое положение на торговом пути Минск — Слоним — Волковыск — Гродно — Белосток. На реке Зельвянка, которая была в то время судоходным притоком Немана, существовал речной порт. Сапеги гордились городком, называли его «Зельвенском графством». В XVIII в. здесь появился театр, в котором играли белорусские, польские и французские актёры. В 1739 году начала действовать резиденция ордена иезуитов.

В 1616 году Зельва состояла из небольшого рынка и трёх улиц; работали 17 трактиров и 2 мельницы. В 1643 году князь Казимир Лев Сапега принимал здесь короля и великого князя Владислава Вазу. В 1720 году Сапеги получили право проводить в городке ежегодную ярмарку, которая на протяжении 130 лет оставалась одной самых крупных в Великом Княжестве Литовском, торговали в основном лошадьми, второй в Европе после Лейпцигской ярмарки[источник не указан 436 дней]. В Зельву приезжали купцы с Украины, из Польши, Швеции, Дании, Италии, Пруссии, Австрии, Франции и России. Посреди рынка существовал гостиный двор с 200 магазинами.

Костел Святой Троицы

В 1792 году в битве под Зельвой русскими корпусом Бориса Меллина был побеждён литовский корпус Михаила Забелло.

В результате третьего раздела Речи Посполитой (1795) Зельва вошла в состав Российской империи. Жители городка принимали активное участие в восстании Т. Костюшко, освободительном восстании 1830—1831 годов, национально-освободительном восстании К. Калиновского. За участие в восстании 1830—1831 годов российские власти конфисковали Зельву у Сапег. Состоянием на 1863 год здесь было 163 здания. В 1886 году через городок прошла железная дорога Барановичи — Белосток. В конце XIX в. работали 2 пивоваренных и мёдоваренные заводы, мастерская, мужское и женское народные училища, лесопилка. В нач. XX в. Малая Зельва вошла в пределы Зельвы.

В 1897 году в местечке Зельва проживало 2803 человек, из них, 1844 — евреев.

Согласно Рижскому мирному договору (1921 года) Зельва оказалась в составе межвоенной Польской Республики, где стала центром гмины Волковысского уезда Белостокского воеводства.

В 1939 году Зельва вошла в БССР, где 15 января 1940 года получила официальный статус поселка городского типа и стала центром района (в 1962—1965 годах входила в состав Волковысского, в 1965—1966 годах — Мостовского районов). Во Вторую мировую войну с 14 июля 1941 до 12 июля 1944 года городок находилась под немецкой оккупацией.

Центр городского поселка

В Зельве до 2013 года работал маслодельный завод (филиал ОАО «Беллакт»). Крупное промышленное производство отсутствует. Небольшая Зельвенская ГЭС на крупнейшем в области водоёме — Зельвенском водохранилище. Выпускается районная газета «Праца».

Дервент, долина Воображения

От Зельве мы проехали 5 км и остановились на очередной стоянке напротив долины Дервент.

Стоянка там небольшая, как и сувенирный рыночек.

Если предыдущие долины располагались внутри ущелий, то здесь мы оказываемся перед широким и относительно пологим склоном, усыпанном каменными останцами.

Свое туристическое название – долина Воображения – это место получило из-за того, что каменные останцы на склоне холма разнообразны по форме и при достаточной доле фантазии в них можно разглядеть всё, что душе угодно.

Посещение долины Дервент бесплатное, никаким забором она пока не огорожена, поэтому эту долину логично оставлять на вечер, чтобы не торопиться из-за закрытия музея.

В самом начале долины стоит Верблюд, визитная карточка Дервента.

Вверх по склону тянется тропа. Вы прогуливаетесь между скал, поднимаясь все выше, а потом по другой тропе спускаетесь обратно.

В этой композиции мне привиделась королева, стоящая перед своими придворными.

А здесь — король в мантии отчитывает подчиненных

Солдаты в плащ-палатках идут в сторону шоссе. Их благословляет Родина-мать.

В общем, кто что себе навоображает.

Прогулка по долине Дервент у нас заняла около получаса. На мой взгляд, это наименее интересная из трех долин. В Зельве мы были полтора часа, а в долине Пашабаг – час.

Как добраться до Пашабаг, Зельве и Деврент

Перво-наперво надо добраться до деревни Чавушин. От Гереме до Чавушина – 3 км.

После Чавушина надо свернуть направо (на северо-восток). До долины Пашабаг по дороге – около 2 км.

От Пашабаг до Зельве – еще полтора км.

От Зельве до Деврент – пять км. Передвигаемся все время в восточном направлении.

Удобней всего отправляться в эту часть Каппадокии на своей машине. Долины короткие. Погулял в одном месте – переехал в следующее.

Если без машины – то надо подъехать из Гереме на маршрутке Гереме-Аванос (они отходят от автовокзала примерно раз в полчаса) и попросить водителя высадить вас на повороте в Пашабаг. Или чуть раньше – у Чавушина, чтобы посмотреть сам Чавушин, а потом уже пешком дойти до Пашабаг и Зельве.

Некоторые идут от Учхисара по Белой долине и долине Любви до Чавушина, а потом еще прихватывают Пашабаг и Зельве. Но это надо, чтобы был длинный световой день и хорошее здоровье.

Можно также взять экскурсию. Красный тур предусматривает посещение долин Пашабаг и Деврент, дается примерно по полчаса на каждый объект.

Что посмотреть

Впервые в летописях Зельва упоминается в 1258 году. За свою историю Зельва прославилась в первую очередь благодаря ярмаркам. В 1720 году Сапеги получили право проводить в местечке ежегодную ярмарку, которая стала одной из самых крупных не только в Великом Княжестве Литовском, но и в Европе в целом. Торговали в основном лошадьми, поэтому теперь на главной площади Зельвы красуется памятник лошади.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

И сейчас в Зельве в августе проходит традиционный «Аненскі кірмаш», который стал туристическим брендом райцентра. Благодаря этому в местечке даже установлены вывески с названиями улиц на белорусской латинке – местные власти здесь однозначно сработали в плюс.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Помимо ярмарок развитию Зельвы способствовало и удобное географическое положение на торговом пути Минск – Слоним – Волковыск – Гродно – Белосток. На реке Зельвянка, которая была в то время судоходным притоком Немана, существовал речной порт. Сапеги называли местечко «Зельвенским графством». В XVIII веке здесь появился театр, в котором играли белорусские, польские и французские актёры. В 1739 году начала действовать резиденция ордена иезуитов.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

В Зельве до сих пор полно туристических мест и брендов. Первой отмечу великую белорусскую поэтессу Ларису Гениюш. Последние десятилетия своей жизни эта талантливая и смелая женщина прожила именно в Зельве. В 1937 году они с мужем, известным доктором, переехали жить в Прагу, где получили Чехословацкое гражданство. После войны поэтессу арестовали и вывезли в ГУЛАГ. После смерти Сталина супруги Гениюш поселились в Зельве, так как назад в Чехословакию их не выпускали. До конца жизни поэтесса отказывалась получать гражданство СССР.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Сейчас на территории Зельвенской Свято-Троицкой православной церкви находится могила и памятник Ларисе Гениюш и ее мужу Янке.

Церковь Святой Троицы. Фото: Никита ПАСТУХОВ

Кстати, территория этого бывшего греко-католического храма является небольшим местным некрополем – многие старинные памятники представляют архитектурную ценность.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

На здании церкви висит табличка в память о православном священнике Давиде Якобсоне, который был убит «воинственными безбожниками в сентябре 1939 года».

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Но за веру в Зельве погибали и до прихода советской власти. В юго-восточной части современной Зельвы есть гора, которая возвышается над окрестностями на 20–25 метров, а местные жители называют её «касцёльнай». В 1470 году здесь был построен костел, который был уничтожен во время Второй мировой войны. 2 января 1907 года во время конфликта местных католиков с царскими властями царская армия и полиция применила оружие: 30 человек получили ранения, а семь верующих погибли. Имена погибших сейчас высечены на памятнике в честь тех печальных событий, который стоит на месте храма.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Другой неоготический католический храм Святой Троицы, построенный в 1913 году, ныне является настоящей жемчужиной Зельвы. Попадая на территорию костёла, бережно «дагледжанага» прихожанами, кажется, что ты попал куда-то в Прагу, а не в Зельву.

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Также Зельва славится своим огромным водохранилищем, но туда лучше ехать жарким летом, во время пляжного сезона!

Фото: Никита ПАСТУХОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector