Патриарх

На старой Троицкой дороге

Покровский Хотьков монастырь с его удивительной планировкой словно частица старинного русского города. Вот его главная улица, по обеим сторонам которой стоят двух- и трехэтажные каменные дома. Она представляет собой сохранившийся кусочек старинного тракта, что некогда вел к Троице-Сергиеву монастырю.

Границу территории монастыря по этому тракту обозначали Святые ворота, расположенные «с приезду от троицкия лавры». Их возвели в середине XVIII века, тогда еще Хотьков монастырь находился в подчинении Троице-Сергиева монастыря, а сама Троицкая обитель только-только получила почетное право именоваться лаврой.

Поэтому вид воротам придали торжественный: монументальная арка с тремя пролетами. Через несколько лет над аркой возведут надвратную церковь, посвященную Рождеству Иоанна Предтечи, которая много лет прослужит всей Хотьковской округе в качестве приходского храма.

Если мы на минуту перенесемся в XIX век, то увидим на месте каменных домов россыпь разнокалиберных деревянных келий, при них возделанные огороды и ничем не ограниченный сквозной проезд через всю монастырскую территорию. Увидим бойкую торговлю всяким товаром, что идет вдоль дороги как внутри, так и вне обители. Ароматно пахнут калачи, розовеют боками яблоки, высятся горки коричневых орехов…

Здесь же стоят монахини и предлагают купить свои рукоделья. Здешние инокини были замечательные мастерицы, умели и прясть, и шить, стегали одеяла, плели кружева и вышивали златом, серебром, жемчугом. В музее Свято-Троицой лавры хранятся замечательной красоты церковные облачения, сделанные руками хотьковских рукодельниц.

Из оставшихся лоскутков мастерили игрушки – маленьких тряпичных куколок с раскрашенными лицами, белочек и зайцев с глазами-бусинками. А еще делали красивейшие тканевые мячики «гремотушки». Их украшали витой канителью, бисером, вышивкой, ленточками, набивали высушенным мхом, а внутрь прятали берестяную коробочку с сухим горохом. Весело гремели в руках ребятни мячики, похожие на граненые мозаичные шары! Несколько штук таких лоскутных поделок хранится в музее игрушки Сергиева Посада.

Вы спрашиваете, что за нужда заставляет этих искусниц стоять в рядах селян, торгующих на рынке? Вот именно, что нужда. Дело в том, что Хотьков монастырь имел особножительный устав по которому государственное содержание обители было минимальным. Каждая инокиня должна была сама заботиться о себе: вести собственное маленькое хозяйство, на свои средства кормиться, выстроить келью и поддерживать ее в порядке.

Только к середине XIX века происходит переход к новой форме существования – к монастырскому общежитию. При нем порядки такие: содержание его насельниц идет за счет монастыря, живут все с общей трапезой и трудом уже на благо всей обители, а не только для себя, с проживанием в предоставленных обителью кельях. Для этого возводятся каменные келейные корпуса.

В это время прокладывают объездную дорогу вокруг монастыря и из обители исчезает рыночное многолюдство, выкрики, гомонящий шум торгующихся.

Что интересно, в этом красивом и спокойном месте мы не заметили ни обилия туристов, ни присутствия торгашей от туризма. Зато в церковной лавке у проворных и доброжелательных молодых монахинь можно купить свечи, книги, календарики, сувениры, выпечку.

В центре Покровского Хотькова монастыря — два красивых храма. Покровский собор в камне сооружен в XIX веке, он заменил собой деревянный храм XVII века. Второй храм – громада из красного кирпича — собор Николая Чудотворца, его построили в начале XX века на месте его предшественника XVIII века. Своим роскошным великолепием напомнил нам византийские храмы Стамбула…

Что и как едят в монастырях России

В церквях возле канунов стоят поминальные столы. Прихожане кладут на них продукты. Я почему-то думала, что их передают в монастыри на пропитание братии. В действительности оказалось, идут они или служащим храма, или передаются в дома престарелых.

Однако никто не запрещает прямые пожертвования продуктов в монастырские обители. Ведь народу там кормить нужно – ой-ей-ей сколько: и иноки, и трудники, и паломники, и гости.

Хотя, конечно, монастырю принять дар можно далеко не все продукты. Растительное масло, мука, крупы, сахар – с ними проблем нет никаких, а вот, например, мясо в монастыре не едят никогда, копченую колбасу, крепкое спиртное – тоже не возьмут.

Но главным, за счет чего кормятся обители, является наличие собственного крепкого подсобного хозяйства. В Хотьково Покровский монастырь заслуженно гордится своим – здесь и сыры варят, и масло сбивают, гостей угощают парным молоком, сметаной, домашним творогом. Чудесно благоухает свежая выпечка. Мы пробовали монастырские пряники — вкусно.

Подсобное хозяйство находится не только в стенах Хотькова монастыря, но и на его подворье в Горошково: там рыбные пруды, огороды, теплицы, растет клубника, яблоневый сад, имеется пасека. Кстати, одно замечание, касающееся меда. Он продукт жизнедеятельности пчел, которые не являются животными, поэтому его можно употреблять в пищу даже в пост – ну, во всяком случае, это не возбраняется мирянам.

У православных христиан почти 200 дней в году считаются постными. Есть посты однодневные, есть – многодневные. Порядок проведения каждого из них и все соответствующие ему правила, сложившиеся из вековых традиций и постановлений, принятых на Вселенских соборах, прописаны в церковной литературе.

Но общее правило, что во время поста верующие не употребляют в пищу яйца, молоко и продукты из него, а в определенные дни еще и рыбу. Некоторые монастыри вносят еще дополнительные, более строгие, коррективы в свой рацион.

Трапезничают монахи два раза в день. Монастырская еда простая и вкусная, даже в постные дни. Для таких дней разработаны в обителях тысячи оригинальных и аппетитных блюд.

Но даже если с едой, поданной в монастырской трапезной, будет что-то не так – к примеру, она пересолена или пригорела – доедать надо все, оставлять на тарелке ничего нельзя. Это еще одно из иноческих упражнений по воспитанию в себе смирения. Перед едой и после нее – обязательна молитва.

В интернете можно найти множество рецептов блюд по-монастырски, данных не кем-нибудь, а келарями обителей. Келарь – инок, что заведует монастырским столом и съестными припасами. Но к сожалению, я не нашла ни одного с авторством Покровского Хотькова монастыря, иначе непременно привела бы его здесь.

Об игуменье

Прошло 25 лет с того момента, как матушке Олимпиаде был вручен игуменский посох, а вместе с ним — разрушенный монастырь. На сегодняшний день обитель возродилась, славится своей красотой. Матушка игуменья продолжает возглавлять ее.

Будущая настоятельница родилась во Владивостоке, но ее семья в скором времени переехала в Саратовскую область. Когда матушке Олимпиаде исполнилось 20 лет, она покинула отчий дом, уехав в Сергиев Посад, поступила в медицинское училище. Жила в Москве, училась, после получения диплома вернулась в Сергиев Посад, где трудилась на должности медицинской сестры около 10 лет.

Бог привел будущую игуменью в Ригу, где она 13 лет прожила в Троице-Сергиевом монастыре. Обителью управляла в те годы игуменья Магдалина, ныне покойная. Матушка вспоминает о ней как о проницательном человеке, имеющем большую любовь к людям. Эта любовь покорила будущую настоятельницу Хотьковского монастыря, продолжительные и доверительные беседы со своей наставницей запомнились на всю жизнь.

В Риге матушка Олимпиада была благочинной, как выше написано, жила там на протяжении 13 лет. Затем приехала в Хотьково, где по распоряжению святейшего патриарха Алексия II стала настоятельницей обители. Через полтора года приняла сан игуменьи, в котором находится и по сей день.

На сегодняшний день в обители проживает 80 сестер, 50 из них приняли монашеский постриг. Матушке приходится нелегко, ибо у каждой насельницы свой характер, необходим индивидуальный подход. Она старается учитывать характер сестер, давая им послушания, смотрит на склонность к тому или иному делу, а также на образование. К примеру, если насельница хорошо поет, ее могут поставить на клирос, при наличии соответствующего образования — точно будет там.

Купола в России кроют чистым золотом

Так пел Владимир Высоцкий. Но бард ошибался – чистым золотом ни купола, ни кресты, ни церковную утварь не покрывают. Всегда используют сплав металлов – 96 частей золота и две — серебра и меди. Именно такой состав заставляет «гореть» маковки с крестами, разбрасывая окрест россыпи солнечных зайчиков.

Я смотрю вверх и размышляю, как же было трудно позолотчикам работать на куполе Никольского собора – оступись, а за спиной 44 метра высоты!

Там, наверху, из полиэтилена они выстраивают домик – защита от птиц, дождя и пыли. Мастера выполняют работу в альпинистской обвязке, словно верхолазы, на лицах их марлевые повязки. Летом купол раскаляется, под полиэтиленом духота и жара. Просоленные люди выполняют работу ювелирную: на специальный лак они накладывают внахлест, чтобы не было заметно швов, звенящие лепестки золотой фольги…

О вере в Бога, несчастной любви и о жизни в монастыре

При советской власти всегда считалось, что верить в бога удел совсем отсталых и малограмотных старушек, становившихся объектами для осмеяния. Разве могла наша передовая и образованная молодежь из которой государство старательно формировало нового человека верить в опиум для народа.

Случаи, когда кто-то из молодых поступал в монастырь, были настоящим ЧП. Компетентные люди долго и тщательно разбирались — не стал ли молодой человек или девушка жертвой религиозного дурмана? Не насильно ли его удерживают в монастыре? Что за причины побудили оставить мир? Если речь шла о девушке, то чаще всего такой поступок связывали с несчастной любовью.

Потом пришло новое время, кончились годы гонений на религию. Государство стало возвращать религиозным конфессиям храмы и монастыри, когда-то отобранные у них. И вдруг оказалось, что все вокруг сплошь верующие. Атеистов стало можно найти лишь в Красной книге исчезающих видов.

Православие полезло изо всех щелей, как тесто из квашни. В монастыри хлынул целый поток молодежи, жаждущей иночества, и разной степени готовности к нему.

Но и это скоро прекратилось. Сейчас все по-другому. Если теперь и приходят люди в монастыри в поисках иноческой жизни, чувствуя тягу к горнему – то у них все серьезно. Но таких мало. Сейчас — время равнодушия к духовным исканиям.

Но, тем не менее Покровский женский монастырь в Хотьково объединяет жизнь и судьбы 80 женщин, и 33 девочек от 3-х до 16 лет – круглых сирот, не имеющих родителей, или таких, у которых мамы и папы пьют горькую да по тюрьмам сидят.

В одном из интервью матушке-игуменье Олимпиаде задали вопрос, есть ли среди подопечных ей сестер такие, что покинули мир из-за разбитого сердца. Настоятельница улыбнулась: «Такое бывает только в романах. История знает случаи, когда цари насильно постригали своих жен, когда они становились неугодны, но чтобы сегодня… Из-за неразделенного чувства пойти на такой подвиг – да просто девушка не приживется в монастыре».

Иноческая жизнь предполагает соблюдение определенных монашеских обетов – нестяжания, безбрачия и послушания, когда надо постоянно обуздывать свое «я». А обет послушания для современных людей является самым трудным.

Жить в монастыре – означает отказаться от развлечений, удовольствий, нарядной одежды и при этом много работать, выполнять монастырские послушания: убирать храм, готовить пищу, трудиться в швейной и иконописной мастерских, в подсобном хозяйстве, на скотном дворе.

За время существования приюта, существующего с 2000 года, многие девочки-воспитанницы выросли и вступили во взрослую жизнь. Как вы думаете, сколько из них предпочло опасному миру жизнь тихую монастырскую, которая им известна от и до? В своем интервью матушка-игуменья упомянула только об одной такой, хотя подчеркнула, что девушки-выпускницы связей с обителью не теряют.

ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В житии Сергия Радонежского говорится, что преподобный и брат его Стефан приняли монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Произошло это вскоре после основания обители в 1308 г. (по преданию, родителями прп. Сергия Радонежского — Кириллом и Марией
И сами они в 1335-1336 гг. постриглись в Хотькове монастыре и были здесь похоронены в 1337 г.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель возродили. В 1640-х годах здесь выстроили первый каменный собор. Самостоятельным Хотьков монастырь стал в 1764 г., когда был возведен в 3-й класс со штатом в 17 монахинь, хотя жило в нем более 100 сестер. Здесь процветало золотошвейное искусство.

В 1916 г. в монастыре было 70 монахинь и 67 послушниц.
Главными святынями обители помимо гробницы родителей прп. Сергия Радонежского были четыре иконы Богоматери, хранившиеся в Покровском
соборе: Толгская и Смоленская, подаренные царицей Прасковией Феодоровной, Знаменская и Тихвинская, перед которой служились еженедельные молебны в память избавления обители от чумы в 1771 г. и холеры в 1848 г.

Покровский собор построен в 1816 г. с 2 приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя митр. Алексия. Храм свт. Николая Чудотворца построен в 1768 г., возобновлен в 1904 г. с 2 приделами: правым — во имя свв. апп.
Петра и Павла (освящен в 1835 г.) и левым — в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (освящ. в 1853 г.). Церковь над северными
вратами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1791 г. Церковь над южными вратами во имя свт. Митрофана Воронежского — в 1833 г.

Раньше существовал благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, в память о завещании прп. Сергия старались посетить Хотькову обитель и поклониться гробнице родителей великого Радонежского чудотворца.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После своего
закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.

В марте 1989 г. в возрожденном Покровском соборе состоялся первый
молебен. С этого началась новая жизнь Покровского Хотькова ставропигиального монастыря. На его территории находятся: Покровский собор
(1810-х гг.); Никольская церковь (1902-1904 гг.); надвратные храмы Иоанна
Предтечи и свт. Митрофана Воронежского (XVIII-XIX вв.), кельи и службы (XIX в.).

Богослужение:

Праздники:

1/14 окт. — Покров Божией Матери; 24 июня/7 июля — Рождество св. Иоанна Предтечи; 9/22 мая, 6/19 дек. — свт. Николая Чудотворца;
23 нояб./б дек. — свт. Митрофана Воронежского.

Настоятельница

игумения Олимпиада (Баранова).

Адрес:

Россия, 141350, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г.
Хотьково, ул. Кооперативная; тел. (254) 3-00-05.

Проезд: с Ярославского вокз. Москвы на пригородном электропоезде до
ст. Хотьково, далее пешком.

История

Дата основания Покровского Хотькова монастыря неизвестна, но первая запись о нем относится к 1308 г. Поначалу монастырь был мужско-женским. В 30-х годах XIV в. насельниками обители были не только родители преподобного игумена Сергия Радонежского, но и его брат Стефан, который впоследствии ушел в пустынножитие.

Монастырь был очень беден более двух веков, пока в 1506 г. он не получил великокняжескую ругу, жалование из государственной казны в виде продовольствия. В начале XVI века в Покровском монастыре в Хотькове проживало всего 17 иноков и инокинь. К середине века обитель стала полностью женской и перешла под управление Троице-Сергиевой лавры. Покровская Церковь в те времена была деревянной. Вблизи нее в 1580 г. была построена Никольская.

Во время Смуты Троице-Сергиева лавра подверглась осаде. Хотьковская обитель была разорена, и восстанавливалась на средства Сергиева монастыря в 1620-х годах. Вскоре на средства патриаршего боярина Василия Янова началась постройка каменного Покровского храма в Хотькове. Оконченное в 1648 г., это строение было первым и долгое время единственным каменным зданием монастыря. В это время в обители постоянно жило около 40 насельниц и около 70 готовящихся к постригу мирянок.

Весь XVIII век в Покровском монастыре в Хотькове активно шло строительство. В 1745 г. построили святые ворота, обращенные к Троицкому монастырю, «первенствующему в России». Позже была построена ограда с башенками и надвратная церковь с престолом во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1764 г. Покровский монастырь был отписан от Троицкого, получил самостоятельность. Началось время расцвета. Всего за 50 лет количество инокинь и прочих жителей обители достигло 400. В начале XIX в., при игуменье Евпраксии, началось возведение каменных келий и прочих строений. В те времена Покровский Хотьков монастырь был особножитным: каждая инокиня жила своей кельей, вела отдельное хозяйство. На территории обители располагался рынок, где монахини и белицы торговали выращенными продуктами с жителями окрестных деревень. Также насельницы монастыря славились великолепными рукодельными работами. Они пряли, занимались кружевоплетением, вышивкой золотом и жемчугом. Церковные облачения работы хотьковских инокинь можно увидеть в экспозиции Сергиево-Посадского музея.

В середине XIX в. было решено постепенно переходить к общежительному устройству. Через 30 лет все монахини жили в предоставленных кельях и за счет обители. Торговля также была вынесена за монастырские стены. Перед революцией в ведении Покровского монастыря была иконописная мастерская, школа для мальчиков и девочек на 70 человек, богадельня и больница.

Покровский монастырь в советское время (в 1922 г.) закрыли. Здесь располагался склад и промышленная артель. Во время пожара в 1985 г. были утеряны фрески храма, а сам он был в полуразрушенном состоянии. Мощи преподобных Кирилла и Марии в этот период были захоронены. В 1989 г. начались восстановительные работы, возобновились богослужения и монашеская жизнь. Сейчас реставрированы оба собора. При монастыре есть воскресная школа, пансионат для девочек и богословские курсы.

О старой традиции

Об окрестностях Хотьково известно: там есть интересная церковь в селе Воздвиженском, совсем рядом, в десяти километрах от города, находится Радонеж и пятнадцать километров разделяют его с городом Сергиев-Посад и ансамблем Троице-Сергиевой лавры.

В наше время в России возрождается традиция паломнического посещения святых мест и монастырей, организуются даже специальные экскурсионные туры. Всегда был и остается наиболее посещаемым Троице-Сергиев монастырь.

Существует старая традиция: верующие, желающие поклониться святому Сергию Радонежскому в лавре, начинают свое паломничество с села Радонеж. Это вторая родина преподобного, здешние места с детства были исхожены им вдоль и поперек. Прозрачная речка, кругом пригорки с лесами, в памяти оживает картина Нестерова и вот, кажется, та самая молодая березка и елочки, близ которых беседовали мальчик Варфоломей и святой старец…

Среди верующих бытует такая легенда, что нераскаявшиеся грешники ни при каких условиях не попадут в Радонеж. Особенность у него такая. Ну там машина у них сломается, или еще какое препятствие на пути возникнет, но благословенное место их к себе не допустит. Пока не осознают проступок и не покаются.

Затем паломники отправляются на поклон родителям великого святого, а уж затем направляются в лавру.

Материалы для Воскресных школ

Пасхальный сценарий для младшей группы Воскресной школы

Медведица и Мишутка

Сцена 1.

Медведица: С добрым утром, Мишутка!

Мишутка: Никакое оно и не доброе: дождь идёт.

Медведица: Иди скорей умываться, сейчас будем завтракать.

Мишутка: Зачем умываться, я и так чистый.

Медведица: Ох, Мишутка, Мишутка! Когда ты научишься слушаться?

Мишутка: А я разве не слушаюсь? Вот видишь – кушаю!

Зайчонок: Тетя Медведица! Можно Вас на минуточку? Наша мама заболела, а мы не знаем, как ей помочь.

Медведица: Ей поможет малиновое варенье. Идём, я тебе баночку дам.

Мишутка: А мне мама не даёт малинового варенья. Ну и пусть.… Пойду-ка я погуляю, пока мама не пришла.

Я люблю гулять по лужам –

Ни одной не пропущу!

А потом лежу простужен

И по улице грущу.

Ой, бабочка! Какая ты красивая! Можно я с тобой поиграю?

Бабочка: Я лечу на луг – там цветов много. А здесь в лесу – темно, и не видно ни одного цветочка. Хочешь, айда со мной на луг.

Мишутка: Конечно, хочу.

Медведица: Мишутка, ты где? Пропал куда-то…. Добрые соседи, помогите!

Сцена 2.

Мишутка: Я по травке на лугу

Час – второй уж бегу.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется!

Мышонок 1-й: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Мишутка: Возьмите и меня в игру, пожалуйста!

Мышонок 2-й: Ладно, становись.

Мышонок 3-й: Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Надо зайчика ловить.

Кто же будет догонять?

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ну, попробуй нас догнать!

Мишутка: Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем – лошадь догоним. Ой, куда же вы?

Сцена 3 (перед занавесом).

Сорока: Вы слышали? Вы слышали?

Ёж: Что такое?

Белочка: Что случилось?

Сорока: Медвежонок убежал из дому! Он, наверное, уже заблудился! Поможем тёте Медведице отыскать Мишутку?

Волчонок: Поможем!

Сцена 4.

Пчёлка 1-я: Пчёлки гудят – в поле летят.

Пчёлка 2-я: С поля идут – медок несут.

Мишутка: Как вкусно пахнет мёдом! А мне так есть хочется…

Пчёлка 3-я: А где твоя мама? Почему ты один?

Мишутка: Я хотел погулять и вот потерялся.

Пчёлка 2-я: Ай-яй-яй! Ушёл без спроса! Маму надо слушаться и не огорчать!

Пчёлка 3-я: Мы не можем терять времени. Нас ждёт работа.

Пчёлка 1-я: Возьми медок, покушай, Мишутка!

Мишутка: Спасибо.

Лиса: Послушай, Мишка,

Не кушай лишка.

Живот разболится,

Где будешь лечиться?

Дай попробовать медок!

Мишутка: Угощайся.

Лиса: Ой, и вкусный был медок, только маловато. А пойдём, Мишутка, рыбу в пруду ловить.

Мишутка: Мы медведи воды не боимся. Пошли!

Лиса: Раз – карасик, два – карасик. Ну, а это – целый карп.

Молодец, Мишутка. Настоящий ты рыбак.

Ой, сорока прилетела,

Весточку мне принесла:

Отлучиться я должна.

Сиди тут, Мишутка, и лови рыбку ещё, да побольше. Посмотрим, выйдет из тебя настоящий медведь или нет.

Сцена 5 (перед занавесом).

Белочка: Сюда, все сюда! Я узнала, где наш Мишутка: мне пчёлки рассказали. Он сейчас на пруду возле луга.

Волчонок: Спешим туда!

Сцена 6.

Ласточка – мама:

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;

Солнце скрылось под водой:

Ветер, после трёх ночей,

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?»

«Я дитя оберегал.

Колыбелечку качал!»

Мишутка (плачет): Я тоже к маме хочу…. У – у – у!

Сорока: Вот наш Мишутка!

Белочка: Не плачь, Мишутка!

Ёжик: Мы тебя отведём домой, к маме.

Волчонок: Зачем ты, Мишутка, маму обидел?! Она очень сильно переживала за тебя.

Мишутка: Я всё понял. Простите меня.

Ёжик: Мы тебя прощаем, а ты перед мамой повинись.

Белочка: Попроси у неё прощения.

Сцена 7.

Мишутка (подбегает к маме): Мамочка, прости меня, я больше так не буду. Я буду тебя всегда слушаться и не обижать.

Медведица: Я надеюсь, глупый мой малыш!

Мишутка:

Господи, помилуй! Господи, прости!

Не послушал маму…. Грех мне отпусти!

К маме прибегаю, слёзы не тая,

Вот и помирились: мама, Бог и я.

Житие родителей Сергия Радонежского

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Рождение Варфоломея, будущего Сергия Радонежского

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.

По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве. Во-первых, в начале чтения Евангелия. Во-вторых, перед пением Херувимской. И наконец в-третьих, в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием. Она постоянно помнила, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

Крещение младенца

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек:

Постничество младенца

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством. Во-первых, по средам и пятницам он совсем ничего не ел. Во-вторых, и в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост. Прежде всего, совсем оставила мясную пищу. И уже тогда младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Трудности с обучением грамоте

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, но вот Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним. Родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума. Варфоломей проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности. При этом он горячо и усердно молился Господу Богу:

Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Родители преподобного Сергия переезжают в Московские земли

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

Храмы и архитектура

Покровский собор

Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

В 1811-1816 годах вместо прежнего построили более просторный собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Пятиглавый (однокупольный с четырьмя декоративными главками), бесстолпный собор построен в стиле классицизма, из оштукатуренного кирпича с белокаменными деталями. Стены были расписаны в 1893 году. Собор был закрыт в 1935 году, росписи забелены, использовался в хозяйственных целях. Возвращен верующим в 1989 году и вновь отреставрирован — тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина

Никольский храм

Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм

Трехчастные Святые ворота с северной стороны были сооружены из кирпича в середине XVIII века. В 1791 году их надстроили церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи. Двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный сохранившийся к началу XXI века памятник барокко в монастыре.

Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Колокольня

Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.

Прочие постройки

Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.

Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX века. Кирпичные оштукатуренные здания снаружи имеют черты позднего классицизма. В корпусах — коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.

Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.

Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х годах по проекту А. А. Латкова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector