Всегда радуйтесь!
Содержание:
- Условная радость
- 1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
- Прп. Иустин (Попович)
- Чему радуются христиане
- ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ У ВСЕХ
- Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
- ИСТОЧНИКИ СПАСЕНИЯ
- 1.2. Чрезмерная печаль
- Молитва благодарность Ангелу-хранителю и Угодникам Божьим
- Как благодарить Бога за все
- Свт. Феофан Затворник
- Как разрешается это противоречие
- Как научиться всегда радоваться жизни
- Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости — в Боге
- Заключение
Условная радость
Если радоваться вовсе не греховно и не запрещено, то почему радости все-таки так мало в жизни? Очень часто переживание радости становится недоступным, потому что люди сами не разрешают себе ее. Кажется, стану богатым, женюсь, выйду замуж, устроюсь на нормальную работу, поеду в отпуск — вот тогда и порадуюсь, тогда и буду счастливым. То есть какие-то внешние обстоятельства ставятся условием для того, чтобы разрешить себе испытывать радость. В светской психологии это называется «условная радость».
Чтобы избавиться от этого внутреннего ограничения, можно находить причины для радости и благодарности здесь и сейчас. Оглянитесь вокруг — чему вы радуетесь в своей жизни прямо сейчас? За что вы благодарны сегодня? Об этом и апостол говорит: «за все благодарите» (1 Фес 5:16). И это не просто его пожелание, так как он добавляет: «ибо такова воля Божия».
Об этом пишут современные исследователи состояния счастья и радости — Соня Любомирски, Шон Арчор в США и киевлянка Алла Клименко.
Другими словами, более надежный источник радости и счастья — не во внешнем мире, а во внутреннем. Именно об этом еще 2000 лет назад говорил Сам Христос. Вы же помните, что Царство Небесное — не здесь и не там, а внутри человека. О первичности внутреннего, а не внешнего, и другие слова из Евангелия: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45).
Переживание
радости и счастья зависит не от условий нашей жизни, а от того, как именно мы
интерпретируем эти условия и события. Внутренний мир, умение управлять своими
эмоциями — одна из главных добродетелей. Об этом писали не только современные
психологи, но и Святые Отцы. И именно поэтому в Псалтири есть и такой призыв: «Служите
Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» (Пс 99:1–2).
1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
И как бы естественным следствием
обращения к Богу является радость духовная: «Возврати
мне радость спасения Твоего и Духом владычественным
утверди меня» (Пс. 50:14). Даже пост — время сугубого
покаяния — должен проявляться не в духовным бесплодии, а
в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это
время сетования в радость: «так говорит Господь Саваоф:
пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым
торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19),
«им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей
радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут
их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его»
(Ис. 61:3, 58:14).
Прп. Иустин (Попович)
всегда радуйтесь
Преследуемые из–за божественного блага, Господа Иисуса Христа, всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что–нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, Воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за Неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие (см.: Мф. 5:10–12; Лк. 10:20). На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без Воскресения, а Воскресения – без Всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством Святых Таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять (см.: Ин. 16:22). Всегда радуйтесь, поскольку вы сильнее смерти, ада, зла, греха и диавола. Исполненные евангельских добродетелей Воскресшего Господа еще на земле, в этом мире, мы входим в радость Господа нашего и наследуем ее в том мире (см.: Мф. 25:21–23); поэтому мы радуемся, когда нас гонят, ненавидят, когда клевещут на нас и даже когда ведут на смерть, поскольку для нас нет смерти, так как Господь силой Своего Воскресения попрал смерть!
Своим Воскресением чудный Господь всю нашу скорбь обратил в радость (см.: Ин. 16:20), в вечную радость, вечно пребывающую в нас благодатью веры в Воскресшего Господа (см.: Ин. 15:11). Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа (см.: Ин. 17:13; Флп. 1:25). Верой во Христа в душе христианина основывается Царство Божие, царство добра и вечной истины, правды, любви и жизни – одним словом, в душе христианина воцаряется Божественная Троица там, где прежде было царство греха, смерти и диавола, поскольку Царство Божие есть радость во Святом Духе (Рим. 14:17). Когда христиане имеют в душе своей эту вечную радость, то радуются, впадая в разные испытания, скорби и нападения со стороны видимых и невидимых врагов Христовых (см.: Иак. 1:2). Они радуются в страданиях, мучениях, в смертях за Христа (см.: Кол. 1:24), поскольку имеют в себе Воскресшего Господа.
Радость веры, когда возгорается в христианской душе через молитву, пост, милостыню, любовь, бдение, привлекает Духа Святаго, Который невидимо наполняет душу неизреченной радостью о Дусе Святе. Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью Святых Таинств.
Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Чему радуются христиане
Распространенный в Библии синоним радости — слово «блаженство». К примеру, Христос говорил, что «блаженнее отдавать, нежели принимать» (Деян 20:35). Другими словами, больше радости и счастья испытывает человек, который делится чем-то с другими, созидает, творит, а не живет простым потребителем. Помогать людям, делать им что-то полезное — это действительно приносит ни с чем не сравнимое глубокое переживание радости, счастья и смысла жизни. Это чувство знакомо всем, кто создает или участвует в благотворительных проектах, помогает людям, спасает их. Врачи, учителя, священники, волонтеры — все они когда-то слышали от других что-то вроде: «Спасибо, вы спасли меня, вы изменили мою жизнь, вы очень помогли мне». И это ощущение — огромная радость и счастье. И кстати, этой радости не нужно учиться управлять или воспитывать ее в себе, культивируя позитивный взгляд на жизнь. Она просто дается как приз или бонус.
Христианские проповедники часто говорят, что у верующих людей радость тихая, не такая, как у неверующих, которые могут радуются очень бурно, возможно, даже греховно. А христиане якобы радуются только своему спасению и Божьему промыслу. «Земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью», — типичный пример такого взгляда.
Да, христианская радость — это не радость пребывания до утра в ночном клубе и не радость от убийства своего врага. Однако это не значит, что христианам доступны только какие-то абстрактные духовные радости.
Сам Господь поддерживал обычные земные радости. Первое чудо Иисуса — это не хождение по воде, не исцеление больных и не воскрешение мертвых. Сейчас бы это назвали суперскоростной доставкой алкоголя. Или — очень качественный кейтеринг. Он превратил воду в вино — обеспечил празднество питьем.
Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священным ковчегом. 1552 г.
В Ветхом Завете есть описание того, как царь Давид от радости стал танцевать во время религиозной церемонии. То есть его настолько переполняла радость, что он не смог ее сдержать. Некоторые православные тоже практикуют танцы во время богослужения — к примеру, в Африке. Католики же более спокойно относятся к такому явлению — во время праздничных шествий с иконами Девы Марии. Те же испанцы или мексиканцы вряд ли будут шествовать со сдержанно-торжественными лицами во время таких религиозных процессий. Они танцуют и выражают свою радость.
Открыто радуются и православные. Вот, например, что пишет о старце Григории (Зумисе) со Святой Горы Афон один из людей, знавших его: «Каждое утро геронда Григорий спускался из кельи, громко и весело здоровался, чтобы поднять наш дух и задать ритм. Может быть, он чувствовал, что мы в силу менталитета какие-то пригасшие или озадаченные. Постные наши лица ему казались странными. У геронды всегда была для нас фраза: «Веселей-веселей! Почему хмурые? Радуйтесь!». Такой вот утренний дружественный девиз. Старец просил встряхнуться, взбодриться и работать с настроением». Или другое воспоминание об авве: «Геронда вносил радость в жизнь, хотел, чтобы вокруг него люди улыбались. Я никогда не видел, чтобы кто-то мог так заряжать энергией. Этот стойкий и бодрый человек нес радость окружающим».
ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ У ВСЕХ
Я знаю, как вы себя чувствуете. Будучи пастором, я постоянно встречаюсь с проблемами. Я стараюсь быть хорошим пастором. Я учу Слову, консультирую по поводу разных ситуаций, навещаю больных и т.д. Но, должен сказать, что всегда есть люди, которым не нравится то, что я делаю. Они жалуются:
«Я не наполняюсь духовно». «Пастор не проведал меня в больнице». «У пастора не было времени поговорить со мной, когда мне было это так необходимо». «Люди в церкви недружелюбны». «В церкви никому до меня нет дела».
После всего этого, мне часто хочется сдаться: «Какой смысл пытаться быть хорошим пастором. Люди этого не ценят». Мне хочется сказать: «Забудь о них!» Конечно же, это говорит моя плоть, а не сердце.
Сердце моё говорит: «Они не знают, что делают. Они сами себя расстраивают. Они не хотят меня обидеть. Я буду радоваться». Именно это нам и нужно делать: Радоваться!
Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
Можно заметить, что тема перемены плача
в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании.
Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские
пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение
обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии:
«радуйся, Благодатная!» (Лк. 1:28). В греческом тексте
слово c¼r= (корень слова «радость») звучит дважды: в
слове «радуйся» (ca_re) и в слове «Благодатная»
(kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское
«радуйся, обрадованная» или «радуйся, полная радости»
— ведь с приходом Христа миру действительно
была дарована полнота радости и «радости вечной»
(Ис. 35:10). Эту же радостную весть принес ангел и
вифлеемским пастухам «не бойтесь; я возвещаю вам великую
радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам
в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос
Господь» (Лк. 2:10-11).
Пасха же Христова без всякого сомнения
является самым радостным, самым светлым «праздником
праздников и торжеством всех торжеств» для всех
православных христиан. В этот светлый день каждый
приобщается небесной радости по обетованию Христа:
«радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не
отнимет у вас» (Ин. 15:11; 16:22).
ИСТОЧНИКИ СПАСЕНИЯ
Давайте посмотрим еще на один стих из Писания: «Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. И В РАДОСТИ БУДЕТЕ ПОЧЕРПАТЬ ВОДУ ИЗ ИСТОЧНИКОВ СПАСЕНИЯ» (Исайя 12:2-3).
Вы знаете о том, что есть источники спасения? (Обратите внимание слово источники использовано во множественном числе) Когда вы получили спасение, вы унаследовали множество источников. Каждый источник наполнен уникальным благословением:. Один источник называется: ИСЦЕЛЕНИЕ, другой: УСПЕХ ОТ БОГА, третий: ЗДРАВЫЙ УМ
Есть даже источник с названием: ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Один источник называется: ИСЦЕЛЕНИЕ, другой: УСПЕХ ОТ БОГА, третий: ЗДРАВЫЙ УМ. Есть даже источник с названием: ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Чем больше вы смотрите на унаследованные вами источники, тем больше радуется ваше сердце.
Обратите внимание, Писание говорит, что вы в радости будете черпать из источников спасения. А для того чтобы черпать из источников, вам нужна сила
Не имея силы, вы не сможете черпать из источников. Поэтому пророк Исайя говорит: «в радости будете почерпать воду из источников спасения». Для того чтобы черпать из источников исцеления, успеха, благоразумия и восстановления семейных отношений, нужна радость. Без неё вы не сможете ничего черпать из этих прекрасных источников.
Радость помогает вам оставаться сильным и дает возможность черпать из источников спасения.
Возможно, вы болеете. Но помните, что Бог дал вам источник исцеления. Но, только имея радость, вы сможете черпать из этого источника. Так что хоть вы и больны, продолжайте радоваться.
А может, вашу жизнь накрыла бедность? Имея радость, вы сможете черпать из источника под названием «успех от Бога».
Вы также можете испытывать страх, беспокойство и депрессию. И здесь вам поможет источник под названием «здравый ум», но снова-таки, если будете это делать с радостью!
Не расстраивайтесь. Не сдавайтесь.
Дьявол может атаковать вас (в конце концов, не зря его называют князем века сего), но у него нет власти украсть у вас радость. Радость – это духовная сила, которая находится внутри вашего человеческого духа. Сатана может посягать на ваше тело, финансы и семью, как мы знаем из книги Иова, но он не может касаться вашего духа. Ваш дух находится для него вне досягаемости. А поскольку он не может достать до вашего духа, он не может отнять у вас радость.
Сатана не может украсть вашу радость, потому что она является частью вашего духовного мира. Если вы утратили вашу радость, так это только потому, что вы сами её отдали. Но если вы будете хранить вашу радость, сатана вынужден будет пропустить к вам предназначенные для вас благословения.
1.2. Чрезмерная печаль
С другой стороны, «чрезмерная печаль»
(2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с
проявлениями таких смертных грехов как уныние и
отчаяние. По словам архим. Кирилла «Павлова), «человеку
в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны.
Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет,
обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет,
по всякому поводу раздражается — словом, сама жизнь
бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние
приводит к другому, более опасному душевному состоянию,
называемому отчаянием, когда человек нередко допускает
мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже
существенным благом на пути своей земной жизни» . По
словам ап. Павла «печаль мирская производит смерть» (2
Кор. 7:10).
Молитва благодарность Ангелу-хранителю и Угодникам Божьим
Каждому из нас Господь дарует Ангела-хранителя, который везде с нами, охраняет земную жизнь нашу, оберегает от всего страшного и злого, и не оставляет даже после смерти.
Ангелы радуются, когда мы праведные христиане, ведем богоугодную жизнь, преуспеваем в добродетели. Они наполняют нас созерцанием духовным и содействуют нам во всех мирских делах наших.
Лучшая статья для Вас, переходите: Святой Вонифатий лечит алкоголизм лучше “Неупиваемой чаши”
Читайте молитвенные слова к своему Ангелу пред любым делом:
Молитесь своему ангелу, и благодарите его за помощь и свою защиту. Не забывайте, благодарить и Господа Бога и Ангелов-хранителей и помощников Господних, Его Святых. Потому, как в различных ситуациях принято просить заступничества и помощи не только у Всевышнего, а и Его Угодников, следует говорить «спасибо» и Им тоже.
Молитва Матроне с благодарностью поможет наладить личную жизнь, поправить здоровье свое и близких своих. А когда необходима помощь в новом деле, выполнить сложную работу и просто, что бы все складывалось хорошо, обращаются к Святому Николаю Чудотворцу, и обязательно благодарят святого. Молитва благодарности Николаю Чудотворцу или другим помощникам Господним произноситься и тогда, когда в жизни все успешно складывается.
Лучшая статья для Вас, переходите: Молитва водителя перед дорогой на автомобиле (машине) сильная
Вот так, например, читают молитву-благодарение Святому Николаю:
Не забывайте не только просить Господа и Силы Небесные о помощи и заступничестве, а выражать свою благодарность за все, что есть у Вас!
Пусть хранит Вас Господь!
Как благодарить Бога за все
Человек не всегда может испытывать чувство благодарности как к людям, так и к Богу. В болезни или несчастье произнести хвалу, язык не поворачивается. Сердце каменеет, сознание притупляется, силы отнимаются не только физические, но и душевные. И. Брянчанинов (испытав на себе) советует:
- Уединиться. Медленно, вдумываясь в слова, произнести вслух несколько фраз, пересилив свое состояние и безучастность.
- Можно сказать кратко: Слава Тебе Боже, Слава Тебе. Да будет Твоя воля.
- Или так: Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь.
- Или как разбойник, распятый справа: Достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем.
- Либо все вместе повторите несколько раз. До тех пор, пока не почувствуете умиротворение и спокойствие на душе.
- Если хотите выразить более глубокую признательность, читайте Благодарение за всякое Благодеяние Божие, представленное на этой странице.
- Древний способ Славословия и хвалебные молитвы найдете в Псалтыри. Например, кафизмы 19 и 20 полностью соответствуют этой теме.
- Наконец, есть чудесный Акафист: «Слава Богу за все», составленный митрополитом Трифоном (Б.П.Туркестановым).
- В любом храме можно заказать не только поминание родных, но и благодарение Господу Иисусу Христу.
Увидите, как скоро наступит облегчение. Если положение казалось безнадежным, найдется выход. Ситуация будет решаться, болезнь начнет отступать, скорбь перенесете легче. Покаяние и смирение, наполнившие сердце, привлекут Благодать Святого Духа, а с Ним уже нечего бояться. Вот тогда, действительно, познаете, как близок к нам Господь.
Свт. Феофан Затворник
Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся
Чему радоваться? Тому, что вы христиане, что грехи ваши прощены, что имеете благодать Святаго Духа, что живете свято силою Его, что входите в спострадание с Господом и несомненную ради того имеете надежду сподобиться и славного воскресения. Вот о чем радоваться! Избавлены от зла, и всяким благом исполнены, и еще питают надежду верную, что получат такие блага, которых и вообразить нельзя. Как не радоваться? Радость в духе — всегдашняя спутница христиан, и среди лишений произвольных, и среди страданий невольных. Почему Апостол не удовольствовался однажды сказать: радуйтеся,— но: и паки, приложил, радуйтеся.— Как обличительно для вас отсутствие радости духовной! Ибо это несомненный знак: что наше христианство очень недостаточно, много в нем недостает. Больше всего радость сию подсекают земные надежды, и земные вкусы,— и то, что нет усердия на делание всякого встречающего добра: вяла жизнь, живем кое-как, переваливаемся с ноги на ногу.
Святой Златоуст говорит на сие место: «Господь говорит: блажени плачущии — и: горе смеющимся (Мф. 5:4; ср.: Лк. 6:25)! Почему же Павел говорит: радуйтеся всегда о Господе? Апостол не противоречит Христу; нимало. Ибо горе смеющимся,— сказал Господь, разумея смех мира сего, бывающий в отношении к делам настоящим; и назвал блаженными плачущих не тех, которые оплакивают только потерю собственности, но тех, которые скорбят и плачут о своих неправдах, размышляя о грехах своих или чужих. Этому плачу не только не противна та радость, но даже от сего плача и происходит она. Ибо оплакивающий и исповедующий свои грехи и неправды — радуется. Иначе сказать, можно плакать о грехах своих, а радоваться о Господе».
Радуйтеся о Господе. «Слова сии вот что значат: живите так, чтобы радоваться. Посему радуйтеся, когда дела для Бога совершаются у вас беспрепятственно. И паки реку, радуйтеся. Так говорить свойственно крепко уверенному и показывающему, что человек, пребывающий в Боге, всегда радуется. Скорбит ли такой, терпит ли что, всегда радуется. Ибо слушай, что повествует Лука об Апостолах: идяху радующеся от лица собора, яко за имя Его сподобишася безчестие прияти (ср.: Деян. 5:41). Если бичи и узы, которые по видимому всего тягостнее, производят радость, то что другое может причинить нам печаль?» (святой Златоуст).
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.
Как разрешается это противоречие
Получаются две противоречивые тенденции. С одной стороны — культ страданий и фразы, благословляющие страдания. С другой стороны — призывы радоваться. И определение радости как признака того, что христианин действительно находится в единстве с Богом.
Чтобы объяснить это противоречие, достаточно внимательнее вчитаться в Библию. В ней нет прямых призывов страдать и мучить себя. «Я пришел, чтобы вы имели жизнь и жизнь с избытком» (Ин 10:10), — говорит Христос. Большинство мест, в которых речь о страданиях, повествуют лишь об утешении в случае действительно тяжелых или трагических событий в жизни. Бывает разное: люди болеют, умирают, случаются войны, голод, все что угодно. Именно для тех ситуаций, когда человек сталкивается со страданием, Святые Отцы и дают слова утешения. Но это вовсе не значит призыв во всем и всегда находить страдание.
Да и сам подвиг Христа — тоже не призыв заниматься самоистязанием. Он прошел через смерть для того, чтобы мы, соединяясь с Ним, становились бессмертными. Он показал пример того, как относиться к несправедливым обвинениям и страданиям, но вовсе не того, что постоянное страдание — признак правильной духовной жизни. Скорее наоборот, даже аскеза в Его понимании не должна быть грустной: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф 6:16).
Как научиться всегда радоваться жизни
Проявление радости в жизни маленького человека
Как бы там ни было, а осознание того факта, что количество радости в моей жизни прямо пропорционально моей способности потреблять внешний свет, а потом передавать его другим, максимально сохранив его первоначальные свойства, вселяет в меня оптимизм и уверенность в светлом и прекрасном будущем.
Ведь если занимаешь свое положенное место в кругообороте радости, то становишься одновременно и передающей и принимающей стороной этого эмоционального состояния, а значит, чем больше отдаешь, тем больше и получаешь.
Конечно, этот процесс происходит очень медленно и незаметно и чем-то напоминает сжатую пружину, когда количество витков в ней постоянно увеличивается, а напряжение в них постепенно растет. Как только критическая масса в пружине достигает необходимого уровня пружина буквально выстреливает всей своей мощью.
Именно это обстоятельство стало лично для меня решающим в вопросе как научиться радоваться жизни и всем ее дарам. Ведь если я смогу относиться к своей жизни как к величайшему дару, то и все ее события смогу воспринимать с радостью и благодарностью.
В итоге получается так, что чем больше благодарю за то, что имею в жизни, тем большую радость испытываю от этого. А где больше радости, там больше улыбок и смеха.
Совсем недавно для меня стало настоящим откровением сообщение о том, что внутренние установки-программы маленьких детей на 80% состоят из программ направленных на переживание и ощущение радости в жизни, поэтому это так ярко отражается на их внешнем виде и поведении.
Честно сказать, всегда умилялся способности малышей как человека, так и других животных, быть такими забавными и милыми. Оказывается, что все дело в заложенной в них природой способности радоваться самой жизни и всему, что ее наполняет и окружает.
Теперь для меня совершенно по-новому звучит наставление Иисуса Христа о необходимости всегда радоваться и быть как дети. Ведь если стараться исполнять данную заповедь, то можно избавиться от многих неприятных моментов в своей жизни и сделать ее только лучше и веселее.
Что вызывает радость у человека
Как правило, радость человека выражается в хорошем настроении, веселых улыбках и звонком смехе. В зависимости от интенсивности этих, так сказать, внешних проявлений и будет зависеть качество самой радости. Чтобы по праву оценить ее возможную все возрастающую силу и придумали слова-синонимы, такие как, «веселье», «ликование», «восторг», “эйфория”.
К сожалению, с возрастом наша способность смотреть на мир с детских позиций в силу разных причин постепенно утрачивается и мы перестаем сначала смеяться, потом улыбаться, а затем и вообще радоваться. Место радужных надежд и светлых ожиданий занимает разочарование и черная тоска.
Поэтому, чтобы не оказаться на краю жизни в роли депрессивного пессимиста необходимо как можно скорее вернуть способность маленьких детей смотреть на мир снизу вверх, чтобы деревья снова стали большими, солнце ярким, смех звонким и заразительным, а ощущения яркими и свежими.
Дополнительным, так сказать, стимулом и своеобразным бонусом в деле обретения способности радоваться каждый день своей жизни выступает наша принадлежность к гражданству России. Ведь пишется “Россия”, а произносится “Ра-с-сея”.
Именно в подобном произношении скрыт тайный смысл, который сводится к определению нашей страны, как сеющей или несущей свет. Поэтому поделиться своим внутренним светом является привычным и необходимым условием жизни и существования каждого русского человека.
Так что, если хочешь прожить большую и наполненную радостью жизнь, обязательно найди возможность поделиться светом своей души с окружающим людьми. Ведь всегда найдется тот, кто нуждается в твоей помощи и поддержке.
По моему скромному мнению, представленный вашему вниманию способ высвобождения радости в каждом дне своей жизни можно считать наиболее универсальным по сравнению, скажем, с изменением отношения к самому себе и окружающим явлениям и событиям.
Ведь если удастся снизить собственную значимость до уровня маленького ребенка, то можно вполне рассчитывать на то, что у нашей духовной сущности не возникнет серьезных препятствий на пути Божественного света, наполняющего каждый день нашей жизни.
Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости — в Боге
Эта Божественная радость не обусловлена никакими
житейскими факторами, наоборот, — она помогает перенести
все житейские испытания: по слову пророка Аввакума «хотя
бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных
лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы
не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но
и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге
спасения моего» (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при
впадении в различные искушения принимать их «с великою
радостью» (Иак. 1:2). «Радуйтесь и веселитесь», — говорит
Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) — в этом и заключается феноменальность христианства:
христиане «при всей скорби… преизобилуют радостью»
(2Кор. 7:4), причем «радостью неизреченною и преславною»
(1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам
назвал ее «радостью непорочною о Иисусе Христе»
.
Таким образом, именно благодать Божия
является источником «радости о Господе», той пасхальной
радости, которая наполняет любящее сердце и «изливается»
на всех окружающих. Человек становится как бы
проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла
такая радость является «плодом Духа» (Гал. 5:22 в пер.
еп. Кассиана), причем именно «радость во Святом Духе»
является одним из признаков воцарения Бога в сердце
человеческом (Рим. 14:17). «Когда Дух Божий снисходит к
человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда
душа человеческая преисполняется неизреченной радостью,
ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни
прикоснулся», — говорит преп. Серафим Саровский ,
который всей своей жизнью показал возможность
«совместимости» горечи покаяния и самоуничижения с
глубокой радостью «о Господе». То, что такая радость
имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому
Богу приписывается радость о Своем народе: «Господь Бог
возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви
Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17).
Заключение
Таким образом, рассмотрение проблемы
совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина
покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что
эти два состояния не противоречат, а органично дополняют
друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что
прощение дает возможность жить, что снова можно стать
чадом Божиим, поэтому покаяние — это радость. Эта «радость
о Господе» имеет духовную природу, ибо даруется
благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать
этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его
дарить окружающим, «радуясь с радующимися и плача с
плачущими» (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все
верные Христу войдут «в радость Господина» своего
(Мф. 25:21), а «печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10).
Александр Усатов, иерейМиссионер Дона