И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все

Отец Александр Мень часто обращался к тексту Екклесиаста для его толкования

Толкование Екклесиаста ― это та тема, к которой часто обращались и обращаются христианские богословы. Так протоиерей Александр Мень в своих работах периодически упоминает это произведение.

Он указывает на то, что Екклесиаст говорил о том, что отрицательный жизненный опыт позволяет понять, что без Бога, без жизни вечной все есть суета. Именно поэтому это сочинение очень популярно у христианских подвижников.

Александр Мень, фотопортрет. Протоиерей Александр Мень в своих богословских трудах большое место уделял толкованию. Екклесиаста

Стоит при этом отметить, что автор произведения не размышлял и не говорил о посмертно воздаянии. Он просто указывал на бренность существующего мира и тщетность человеческих стремлений: «Есть и такая суета на земле: «… праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это ―суета»! (Еккл. 8:14.). Вопросы посмертного воздаяния поднимаются в Новом завете. Об этом всегда стоит помнить и не заменять чтение Библии чтением Екклесиаста.

Значение Екклесиаста в том, что он указывает на тщетность земных благ, о чём Ветхий Завет ранее не говорил.

Кроме того, отец Александр Мень указывает кроме суетности бытия ещё на два мотива, характерных для Екклесиаста. Это тема мирового круговорота и тема тщетности земных упований. При этом автор произведения говорит о том, что и в мудрости он не нашёл утешения для себя: «… и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. (Еккл. 1.:13).

В наше время многие не знают, кто сказал это, но понимают такое высказывание. Таким образом, Екклесиаст поднимает в своём сочинении общечеловеческую тему, актуальную во все времена ― тщетность земных благ. В общей переоценки земного бытия в ветхозаветном сознании и состоит ценность Екклесиаста для всех нас.

Глава 11

К главе: | | | | | | | | | | |

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней
опять найдешь его.
Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на
земле.
Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево
на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве
беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. Утром
сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь,
то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение
всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, —
суета!
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности
твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что
за все это Бог приведет тебя на суд. И
удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что
детство и юность — суета.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

На Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература

В любом случае царь Соломон в Ветхом Завете представляется идеалом мудреца и одновременно человеком, испившим до дна чашу земных радостей — от плотских утех до познания мира. Именно поэтому автор Екклесиаста называется его именем.

При этом самая ранняя рукопись Екклесиаста найдена в 4-й Кумранской пещере у Мертвого моря. Она относится приблизительно к 150 году до Р.Х. Таким образом, книгу не могли написать позже этой даты.

Фрагмент Книги Екклесиаста. Кумран. 175–150 гг. до Р. Х. Самую раннею Рукопись Екклесиаста нашли в Кумранских пещерах. Даёт возможность определиться с датировкой этого произведения

Иудейские учителя выступали против включения книги в канон. Церковь же приняла ее как часть Священного Писания, вопреки мнению Феодора Мопсуестского, который оспаривал ее боговдохновенность.

Современные учёные указывают на то обстоятельство, что на текст Екклесиаста большое влияние оказала древнеегипетская литература религиозного характера. Среди таких сочинений можно назвать «Песнь Арфиста», «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем», «Разговор со своим Ба» и т.д.

Именно поэтому современные учёные относят Екклесиаста к разряду распространённых на Древнем Востоке текстов «литературы мудрости».

Свт. Иоанн Златоуст

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета

Что такое суета ума? Занятие суетными предметами. А что суетно, как не все настоящее, о чем говорит Екклесиаст: суета сует — все суета! (Еккл. 1:2)? Но скажет кто-нибудь: если суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если при том это — дело Божье, то как же оно может быть суетно? И много возражений касательно этого предмета. Но послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал суетными — нет; не небо суетно, не земля суетна — нет; не солнце, не луна, не звезды, не тело наше. Все это — хорошо весьма (Быт. 1:31). Что же суетно? Послушаем, что говорит сам Екклесиаст: …посадил себе виноградники, сделал себе водоемы, приобрел себе крупного и мелкого скота, собрал себе серебра и золота, завел у себя певцов и певиц, и вот, все — суета и томление духа (Еккл. 2:4-8, 11).

Гомилии на Послание Ефесянам.

Екклесиаст (Экклезиаст) ― это одна из канонических книг Ветхого Завета

Екклесиаст (Экклезиаст) входит в состав канонических книг Ветхого завета. Это также 33 часть Танаха и 7-я книга Ктувим. Она имеет поучительный характер и поэтому идет вслед за Притчами Соломона. В русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской — между Плачем Иеремии и книгой Есфири.

Екклесиаст. Обложка книги. 19 век. Екклесиаст относиться к каноническим библейским произведениям в жанре литературе мудрости

Священник Александр Мень считает, что книга принадлежит к кругу писаний мудрецов-хакамов. В ней, как в Иове, Притчах и Песни Песней, в ней нет прямых ссылок на Закон, Завет и священную историю.

Автор сочинения, при этом, стоит на общечеловеческих позициях и поэтому оно понятно людям любой страны и эпохи. Основная мысль книги ― «суетность настоящего». Её библейский писатель выражает в поэтической форме. Сохранилось множество древних переводов ее текста, что говорит о популярности этого литературного произведения.

В чём смысл и значение жизни и достижений на практике?

Книга Проповедника Екклезиаста является ценнейшим анализом личных достижений в мудрости и в знании, в развлечениях, в приобретениях, в глупости и в безумии, в труде, в философии и в богатстве. Этот длинный перечень принадлежал самому автору, царю Соломону. На протяжении всей своей жизни, он сделал глубочайшие расследования и важнейшие открытия. «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклезиаста 1:13). Все достижения человека – это «суета сует» и «погоня за ветром». Без Божьей помощи люди не способны ничего делать. Без Бога жизнь на земле теряет смысл и значение. В конце жизни, Екклесиаст вразумляет молодых людей важным урокам, которые изменят ценность жизни. Итоги достижений будут подведенны, когда человек предстанет пред Богом и даст Ему отчёт. Когда умирает человек, то все достижения можно вместить между двумя датами: днём рождения и днём смерти. «Тире» — между этими датами, как раз и вмещает наши достижения. Что туда войдёт? Труд? Болезни? Богаство? Наслаждения? Глупость или мудрость? Давайте просмотрим и поучимся вместе с мудрым проповедником, пока ещё жизнь продолжается и можно что-то изменить.

  1. Проверяйте ежедневно свои цели, стремления, намерения, познания. Извлекайте пользу во всём, чтобы Вы не делали. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2-3). 
  1. Познавайте Бога и наслаждайтесь благами из Его щедрой Руки. Человек подвластен Богу своей жизнью, дыханием и благословениями. «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Еккл. 2:24-25).
  1. Делайте добро, радуйтесь доброму, благословляйте Господа за все блага. Используйте Божий дар с благодарением. «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.» (Еккл. 3:12-13).
  1. Не завидуйте другим, когда кто-то имеет успех. Зависть – это выбор глупого человека. Добросовестно трудитесь и Господь благословит Ваш труд: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа..» (Еккл. 4:4-6).
  1. Будьте – немногословны, обдумывайте прежде, чем говорить. Помните, что за каждое слово мы несём ответственность перед Богом. «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги… Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5:1, 6).
  1. Не гонитесь за богатством и за имуществом. Когда Бог благословляет богатством, не прилагайте к нему сердца. Собирайте себе сокровище нетленное на небесах. Земное богатство – это зло. «Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!» (Еккл. 6:1-2).
  1. Будьте благодарны за все блага в жизни. Во время испытаний, будьте терпеливы и надейтесь на Господа во всякое время. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» (Еккл. 7:14).
  1. Берегитесь уклониться от Бога и в молодые годы, в зрелости и в старости. Часто веселие и развлечения ведут к распутству и к пустоте. Помните, что однажды все люди должны предстать пред Богом и дать Ему отчёт за свою жизнь«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9). 
  1. Смысл жизни человека заключается в поисках и в познании Бога, в страхе Господнем и в будущей встрече с Творцом. Тот, кто нашёл и познал Бога, жизнь на земле прожил не зря. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» 2» (Еккл. 12:1).

Читайте Библию, размышляйте над смыслом жизни, над её целью и достижениями, утешайтесь Божьими обетованиями, будьте благословенны в Боге!

Автор статьи: Татьяна Мороз

Глава 1

К главе: | | | | | | | | | | |

Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается
ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки
текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око
зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового
под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это
было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые
будут после. Я,
Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и
предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается
под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они
упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление
духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше
всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много
мудрости и знания. И
предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость:
узнал, что и это — томление духа;
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает
скорбь.

Блж. Августин

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа

Под томлением же духа обозначены дерзость и гордыня. Также обычно
говорят, что великие обладают гордыней — и по справедливости, коль скоро также и ветер называют духом, почему написано: …огонь и град, снег и туман, бурный ветер (Пс. 148:8). Кто же, поистине, не знает, что о гордых говорят как о надутых, а равно и разбухших? Отчего такое место у апостола: …знание надмевает, а любовь назидает (1 Кор. 8:1). Вот поэтому здесь выражено правильное
понимание нищих духом как униженных и боящихся Бога, то есть не
испытывающих надмения духа. И ни с чего иного вообще не следует полагать начало блаженству, поскольку нищета духа достигает высшей
мудрости. А начало мудрости — страх Господень (Пс 110:10), поскольку, с другой стороны, написано, что начало греха — гордость (Сир. 10:15). Стало быть, горделивые могут стремиться и пристращаться к царствованию над землей; но блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3).

О нагорной проповеди Господа.

Ориген

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа

Этой именно суете и покорено творение, в особенности же творение, имеющее в своей власти величайшее и высшее начальство в этом мире — то есть Солнце, Луна и звезды. Эти светила покорены суете, они облечены телами и назначены светить человеческому роду. Тварь покорилась суете не добровольно (Рим. 8:20), — говорит апостол. В самом деле, творение не по своей воле приняло предназначенное служение суете, но вследствие того, что этого хотел Покоривший его — ради Покорившего, Который, в то же время, обещал существам, недобровольно покоренным суете, что по исполнении служения великому делу, когда настанет время искупления славы сынов Божиих, они освободятся от рабства тлению и суете. Восприняв эту надежду и надеясь на исполнение этого обетования, все творение совокупно стенает теперь, имея, однако, любовь к тем, кому оно служит, и соболезнует с терпением, ожидая обещанного.

О началах.

Блж. Иероним Стридонский

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа

Видел я все дела, какие произошли под солнцем, и вот все суета и мечтание духа. Вынуждаемся необходимостью чаще, нежели хотим, говорить о словах еврейских. Ибо можем узнать смысл не иначе как уяснивши его из слов. Слово «rooth» Акила и Феодотион перевели νομήν, а Симмах βόσκησιν. Семьдесят Толковников перевели не еврейское, а сирское слово, поставив προαίρεσιν. Как νομή, так и βόσκησις означают «пасение», а προαίρεσις означает более «произволение», чем «мечтание». Здесь говорится, что каждый делает что хочет и кажется сам себе правым, и что люди свободным произволом своим стремятся к различному, что все под солнцем суета, когда мы взаимно несогласны между собою в определении доброго и дурного. Еврей, под руководством которого я читал священное Писание, говорил мне, что вышеуказанное слово «rooth» в этом месте скорее означает «томление» и «злобу», чем пасение и произволение, – не в смысле зла, как противного добру, а в смысле того, о чем написано в Евангелии: «довлеет дневи злоба его» (Мф. 6:34). Это слово греки выразительнее называют κακουχία, и смысл этого места такой: я видел все, что происходит в мире и ничего не нашел иного, кроме суеты и заботы, то есть томления духа, коим удручается душа от различных забот.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Блж. Иероним Стридонский

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа

И возненавидел я жизнь, ибо зло для меня дело, совершенное под солнцем, ибо все суета и пасение ветра. Если мир во зле лежит и в жилище сем апостол воздыхает, говоря: «окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея» (Рим. 7:24): то справедливо он ненавидит все, совершенное под солнцем. Ибо по сравнению с раем и блаженством той жизни, в которой мы наслаждались плодами духовными и радостями добродетелей, мы теперь находимся как бы в ссылке и темнице, в юдоли плача, снедая хлеб в поте лица.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Глава 4

К главе: | | | | | | | | | | |

И
обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы
угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у
них нет. И
ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а
блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие
делаются под солнцем.
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между
людьми зависть. И это — суета и томление духа!
Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И
обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек
одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет
конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю
душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде
их:
ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда
упадет, а другого нет, который поднял бы его.
Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И
если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка,
втрое скрученная, нескоро порвется.
Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не
умеет принимать советы;
ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который
займет место того. Не
было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются
им. И это — суета и томление духа!
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к
слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.

Глава 5

К главе: | | | | | | | | | | |

Не
торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом;
потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при
множестве слов.
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к
глупым: что обещал, исполни.
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не
дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом
: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог
прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты
бойся Бога.
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды,
то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще
высший;
превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет
пользы от того. И это — суета!
Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для
владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает
ему уснуть.
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое
владетелем его во вред ему. И
гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках
у него.
Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и
ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И
это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он
трудился на ветер? А
он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во
всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей,
которые дал ему Бог; потому что это его доля. И
если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть
пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар
Божий.
Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его
радостью сердца его.

Глава 2

К главе: | | | | | | | | | | |

Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись
добром»; но и это — суета! О
смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»

Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое
руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо
для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни
жизни своей. Я
предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил
себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и
мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в
Иерусалиме;
собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя
певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.
4-8: И
сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и
мудрость моя пребыла со мною.
Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему
никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это
было моею долею от всех трудов моих. И
оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился
я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них
пользы под солнцем! И
обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может
сделать
человек после царя сверх того, что уже сделано? И
увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество
света перед тьмою: у
мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна
участь постигает их всех. И
сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к
чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это —
суета;
потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все
будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел
я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо
все — суета и томление духа! И
возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен
оставить его человеку, который будет после меня. И
кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом
моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это —
суета! И
обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я
трудился под солнцем,
потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать
все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло
великое!
Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что
трудится он под солнцем?
Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью
сердце его не знает покоя. И это — суета! Не
во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда
своего. Я увидел, что и это — от руки Божией;
потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;
а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму
пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!

Комментарии из Женевской Библии: Екклесиаст 1 глава

1:1-2 Мудрец представляет читателю Екклесиаста и его книгу.

1:1 Екклесиаста. Евр.: «когелет» означает, что Соломон выступал в роли созывающего собрание верных завету, чтобы свидетельствовать о Господе и воздавать Царю Небесному славу, наполняющую Его земной храм (3 Цар. 8). Слова Соломона были обращены к народу Божию, а не к агностикам.

сына Давидова. См. Введение: Автор.

1:2 Суета сует. Евр.: «дыхание, «пар», «туман». Т.е. смерть делает тщетными действия и стремления людей, строящих свою земную жизнь («под солнцем»).

1:3 – 3,8 Что пользы человеку. Начиная этим выражением первый из трех циклов книги, автор акцентирует на тщетности труда и знаний. Хотя они и приносят некоторое удовлетворение, смерть делает их бессмысленными. См. Введение: Особенности содержания и темы.

1:3-8 Смертность вынуждает людей вновь и вновь повторять то, что уже другими делалось до них, никогда не получая полного удовлетворения.

1:3 пользы. См. 2,10.11.

под солнцем. Ср. Гал. 1,4. Усилия человека, направленные на созидание земных царств, бесполезны для Царства Небесного (Мк. 8,36).

1:4 проходит … приходит. Люди постоянно начинают все сначала (подобно солнцу, ст. 5), в то время как земля (в которую человек возвращается после смерти), в противоположность этому, остается неизменной.

1:6 кружится, кружится. Фрагмент 1,4-8 образно передает смысл постоянно повторяемого Соломоном рефрена «все – суета и томление духа» и служит моделью циклической структуры книги.

1:7 море не переполняется. Жизненный опыт человека никогда не приносит ему полного удовлетворения, точно так же, как реки, впадающие в море, никогда не переполняют его.

1:9-11 Ничто в этом мире не может изменить вечный процесс, в ходе которого люди вновь повторяют труды своих предшественников, затем умирают в забвении.

1:12-18 Плоды праведного труда и истинной мудрости обесцениваются смертью.

1:12-15 Соломон утверждает, что человеческая цивилизация несовершенна и движется в ложном направлении.

1:12 царем… в Иерусалиме. См. Введение: Автор.

1:13 мудростью. Усилия мира сего выйти из-под Божия предопределения (Быт. 3,16-19) тщетны и безрезультатны.

тяжелое занятие. Человеческое существование связано с тяжелым бременем, на человека возложенным Богом (ср. 1,15 и 7,13; Быт. 3,16-19; Рим. 8,22.23). Иисус дает силы нести его (Мф. 11,28-30).

Бог. Личное имя Бога завета Яхве не встречается в этой книге.

1:14 Видел я все. Соломон был наделен даром Божиим (3 Цар. 3) предвидеть будущее и проникать в тайны прошлого.

1:15 Кривое… чего нет. Т.е. результаты не только сотворенного людьми зла, но также и Божия проклятия (7,13; Быт. 3,16-18).

1:16 мудрости. Возрастая в подлинной мудрости, человек отчетливее различает губительные последствия греха, даже такие, которые проявляются не сразу.

всех, которые были прежде меня над Иерусалимом. Соломон подразумевает царей Иерусалима древнего, доизраильского периода (Быт. 14,18; Нав. 10,1).

← Притчи 31    •    Екклесиаст 2 →

Глава 10

К главе: | | | | | | | | | | |

Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть
мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его
мудростью и честью.
Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую. По
какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому
он выскажет, что он глуп.
Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что
кротость покрывает и большие проступки.
Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая
от властелина;
невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.
Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.

Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может
подвергнуться опасности от них.
Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать
силы; мудрость умеет это исправить.
Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.
Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же:
начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие.
Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет
ему, что будет после него?
Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город.
Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо
тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят
вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! От
лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. Пиры
устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро.

Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь
богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и
крылатая — пересказать речь твою.

Блж. Иероним Стридонский

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета

Если все, что сотворил Бог, «добра зело», то каким образом все суета, и не только суета, но и суета сует? Как именем Песни Песней показывается, что это между всеми песнями превосходнейшая песнь, так и словом: «суета сует» обозначается великость суеты. Нечто подобное написано и в псалме: «обаче всяческая суета всяк человек живый» (Пс. 38:6). Если живой человек суета, то мертвый суета сует. В Исходе читаем, что лице Моисея настолько было прославлено, что сыны Израилевы не могли смотреть на него; но славу эту по сравнению с славою евангельскою, апостол Павел называет неславною: «ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу» (2 Кор. 3:10). Значит в подобном смысле можем и мы небо, землю, моря и все, что содержится в их пределах, признавать хотя добрым в себе, но, по сравнению с Богом, считать за ничто. Смотря на огонек светильника, я довольствуюсь его светом; но потом, когда взойдет солнце, не замечаю того, что издавало свет, и вижу, что от блеска солнца скрылись даже светила звездные. Подобно этому, смотря на мир и на широкое разнообразие предметов, я хотя и удивляюсь величию творений, но, размышляя, что все это проходит, и что мир стареется и имеет конец свой, и что один Бог всегда есть то, что был, я невольно вынужден не однажды, а дважды сказать: «суета сует и все суета». В Еврейском вместо суета сует стоит: abal аbalim, что, за исключением Семидесяти Толковников, все одинаково перевели: α’τμός α’τμίδων, или ατμών, что мы можем перевести «пар» дыма и легкий «ветерок», который скоро рассеивается. Этим словом показывается, следовательно, тленность и ничтожность всего существующего. Ибо все видимое временно, а невидимое вечно. Или: поелику тварь подчинена суете и воздыхает, болезнует и ожидает откровения славы чад Божиих, и поелику ныне отчасти уразумеваем и отчасти пророчествуем: то все суета, пока не придет совершенное.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector