Повиновение властям. библейский взгляд
Содержание:
- О семье как малой церкви
- Воля Божья о царях
- Проповедь пасторa Алексея Ледяевa (церковь «Новое Поколение»)
- Воля Божья о правительстве
- Институт власти установлен Богом
- Власть должна быть страшной для преступников
- “Хочешь не бояться власти? Делай добро”
- “Начальник есть Божий слуга”
- “Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!”
- “Служите Господу со страхом и трепетом”
- Жизнь апостола и создание Посланий
- До 34 года: прежде обращения в христианство
- 32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности
- 45–49: первое миссионерское путешествие
- Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме
- 50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром
- 52–58: третье миссионерское путешествие
- 58–63: кесарийские и первые римские узы
- 63–66: четвертое миссионерское путешествие
- 67: вторые римские узы и мученическая кончина
- Отвечает священник Афанасий Гумеров:
- Вся ли власть от Бога?
- Отвечает священник Афанасий Гумеров:
- О нравственности и содержании жизни христианина
- Где проповедовал апостол
О семье как малой церкви
Иерархично общество, и его первая ячейка и малая церковь – семья. Ибо
Более подробно о сем сказано в Послании к Ефесянам:
Ап. Павел объясняет и то, на каком основании муж должен господствовать над женой, а она – подчиняться ему. Потому, что первая жена Ева, была создана из ребра Адамова (Быт.2:21-24), и она же первой согрешила, вкусив запретный плод (Быт.3: 6):
Впрочем, с горечью следует констатировать, что для современной женщины все эти новозаветные цитаты что «с гуся вода». Будь она «трижды христианкой», но стоит лишь коснуться необходимости подчинения мужу и т.п., как она тут же, подобно рассерженной ежихе, выставляет свои «колючки»! Близко знаю одну очень и очень православную из казачек, которая в ответ на Павлово: «Жена да боится своего мужа» (Еф.5: 33), — тут же в рифму отвечает: «Да не дюже»! И современным дамам, к сожалению, гораздо больше нравится это последняя отсебятина, чем апостольская заповедь.
О женщине и её месте в Церкви
Что делать, современные женщины еще с девического возраста воспитаны в рамках западноевропейской культуры, которая имеет антихристианский характер. Одним из элементов последнего является и развращение более слабого женского пола эмансипацией, равноправием и прочей льстивой сатанинской ложью. Которая, однако, женщинам, любящим прелесть, очень нравится.
Платой за это в первую (но не главную) очередь становится утрата любви между супругами. Как жена отказывается повиноваться мужу, так и муж отказывается от своей заповеданной апостолом (Еф.5: 25; Кол.3: 19), да, собственно, и естественной обязанности любить ее!
Спасётся через чадородие
Впрочем, как тогда, так и сейчас женщина
В буквальном смысле здесь, разумеется, речь идет о добром материнстве и воспитании детей в вере Христовой. Но в духовном смысле это означает, что и женщина, и мужчина в христианстве должны родиться от Духа, родиться духовно (Ин.3: 3. 5-6),
чтобы спастись.
Воля Божья о царях
Проповедь пасторa Алексея Ледяевa (церковь «Новое Поколение»)
- Воля Божья о правительстве.
- Институт власти установлен Богом.
- Власть должна быть страшной для преступников.
- “Хочешь не бояться власти? Делай добро”.
- “Начальник есть Божий слуга”.
- “Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!”
- “Служите Господу со страхом и трепетом”.
чем больше мы молимся за чьи-то проблемы, тем быстрее разрешаются наши собственные
Воля Божья о правительстве
Мы заслуживаем такого правительства, которое бы защищало нас, которое бы с уважением относилось к каждому жителю этой страны.
в руках Господа не только судьбы отдельных личностей, но и судьбы царей, князей, вельмож и судейЦари должны быть не такими, какими мы их себе представляем, а такими, какими их видит Бог.
Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте 1 Тим. 2:1-2Бог избирает правительство, чтобы оно служило народу.
Мерой всех ценностей в обществе должен быть человек.
дабы нам проводить жизнь тихую и безмятежнуювсевсе люди 1 Тим. 2:4Спасение нужно всем грешникам!
Иисус нашему правительству нужен в первую очередьИбо это хорошо и угодно Спасителю и Богу нашему
Институт власти установлен Богом
Бог ставит равные требования как к тем, кто подчиняется правительству, так и к самому правительству.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены Рим. 13:1.
институт власти установлен Богом.
Политику – это “грязное дело” – Бог хочет очищать и освящать.
Всякая душа… существующие власти от Бога установлены Рим. 13:1.
Здесь говорится о позициях властиОт того, кто переходит грань, которую Бог провел, царство уходит.
Они связаны, они унижены, они разграблены, они в подземельях сидят в цепях – и никто не говорит: “Отдай назад!” Ис. 42:22Утечка мозгов из страны делает эту страну безмозглой, деградирующей и отстающей.
Всякая душа да будет покорна властямПоэтому противящийся власти противится Божьему установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:2).
мы, граждане страны, должны быть законопослушными людьмикакимдолжно быть правительство
Власть должна быть страшной для преступников
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых.ибо начальник есть Божий слугаотмститель в наказание делающему злоеРим. 13:3-4.
Власть должна быть страшной для преступников.
нам нужна серьезная реорганизация и реформация государственной властибудущее нашей страныправедники!
“Хочешь не бояться власти? Делай добро”
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее Рим. 13:3какимХочешь не бояться власти? Делай добро и получишь…” что
“Начальник есть Божий слуга”
Ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро Рим. 13:4.
“Ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро… он Божий слуга…”
Беззаконие процветает, потому что мы о правительстве так мало молимся.
Мерзость для царей – дело беззаконноемы хотим видеть начальников слугами Божьими, которые наказывают зло и защищают доброИнститут власти Начальства, власти, престолысозданы Им и для НегоЗачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его Пс. 2:1-2.
институт власти – от Бога.
А вот люди, занимая эти позиции, могут либо повиноваться Богу, либо сражаться с Ним.
наша философия очень проста: нам нужен царь, который делал бы угодное Богу!“Цари и князья совещаются против ГосподаРасторгнем узы их и свергнем с себя оковы их… Пс. 2:3Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабстваГал. 5:1
“Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!”
Пс.2:10 – “Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!”
мы их наняли на работу, и мы вправе требовать, чтобы они работали хорошо и чтобы защищали наши интересы
“Служите Господу со страхом и трепетом”
“Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом…” Пс. 2:11Служите Господу со страхом“Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем” Пс.2:12.
Все проповеди
Жизнь апостола и создание Посланий
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 160 см, ширина 109 см. Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. Государственная Третьяковская галерея, Москва
До 34 года: прежде обращения в христианство
Апостол Павел (имя при рождении – Савл) был иудеем и принадлежал к Вениаминову колену. Он родился в малоазийском городе Тарсе (Деян. 21:39) и был фарисеем (Деян. 23:6), а обучение проходил под руководством Гамалиила, одного из известнейших раввинов того времени (Деян. 22:3).
Савл был искренним противником христианства: он одобрял убийство архидиакона Стефана и предавал на мучения последователей Христа (Деян. 8:1–9:2).
32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности
Однажды, когда Савл находился на пути в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, ему явился Христос. Когда Савл осознал, что своими действиями противится Богу, то крестился и стал ревностным апологетом христианства (Деян. 9:3–22). После этого он побывал в Аравии, Дамаске, Иерусалиме и Киликии, а затем пришел в Антиохию (Гал. 1:17–21).
45–49: первое миссионерское путешествие
Павел, призванный Святым Духом, совершил свое первое миссионерское путешествие по языческим городам. Он посетил Кипр, Малую Азию и возвратился в Антиохию (Деян. 13:1–14:28).
Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме
Вслед за этим Павел посетил Иерусалим, где апостолы рассматривали вопрос о принятии язычников в христианство (Деян. 15:1–29).
50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром
Апостол вернулся в Антиохию Сирийскую. Вероятно, здесь состоялась встреча с Петром, в которую Павел упрекнул его:
Отсюда Павел вновь отправился в путешествие. Посетив церкви Малой Азии, он проповедовал в Галатии, Македонии и Греции (там были написаны 1-е и 2-е Фессалоникийцам), а затем через Иерусалим вернулся в Антиохию (Деян. 15:36–18:22).
Интересный фактОдним из оснований для датирования событий жизни апостола Павла и его посланий служит так называемая Дельфийская надпись, обнаруженная в начале XX века. Согласно этой надписи, в 51–52 гг. проконсулом провинции Ахаия являлся Галлион, упоминаемый в Деян. 18:12. Благодаря знанию того факта, что полномочия проконсула длились один год, стало возможным достаточно надежно связать события, упомянутые в книге Деяний святых апостолов, с хронологией мировой истории.
52–58: третье миссионерское путешествие
Вскоре апостол Павел в третий раз отправился в путешествие. Побывав в Галатии, он 3 года прожил в Ефесе (Галатам, 1-е Коринфянам), затем через Македонию (2-е Коринфянам) двинулся в Коринф (Римлянам) и вернулся в Иерусалим (Деян. 18:23–21:17).
58–63: кесарийские и первые римские узы
В Иерусалиме апостол Павел был арестован и два года содержался под стражей в Кесарии Палестинской (Деян. 21:30–26:32), а затем направился на суд императора в Рим, где также провел два года (Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону) (Деян. 27:1–28:30).
63–66: четвертое миссионерское путешествие
После освобождения Павел направился на Крит, затем посетил Малую Азию (Титу), Македонию (1-е Тимофею), Рим и Испанию (?).
67: вторые римские узы и мученическая кончина
Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.
12
Июль
67 года
Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.
Даже предельно краткое хронологическое описание показывает, сколько трудов и опасностей перенес апостол язычников ради спасения столь же разных, сколь и любимых учеников, живущих порой в разных концах Римской империи.
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14).
Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.
Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53).
Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых ».
Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).
20 января 2004 г.
Вся ли власть от Бога?
– В Библии сказано: «Несть власть, аще не от Бога. Сущие же власти от Бога учинены суть». Как правильно понимать эту фразу в контексте нашего времени?
– Буквально. Сам принцип власти – это Божественное установление, оно необходимо. В противном случае люди уничтожат друг друга.
– Государственная власть?
– Любая. Даже власть билетера в кинотеатре, помощницы воспитателя в детском саду, директора школы. Он может «надуваться», но реально власти никакой не имеет, он самое забитое существо на свете, которое боится лишиться места, поэтому готов любые гадости делать детям, лишь бы начальство было довольно, потому что из их рук он получает корм. Но если маленьких детей оставить одних на неделю, то спустя это время соберешь горку трупов: они будут кричать, не есть, не спать, кидаться чем попало. Принцип власти удерживает детей от этого. Все люди перед Богом равны по своим возможностям, но наделение властью дает человеку полномочия, и благодаря этому существует порядок.
Революция – это безвластие. Некоторые говорят: «Вот он подлизывается к Путину». Не к Путину, а принципу государственной власти. Мы приезжаем во Францию и можем даже не заметить президента в упор и не пойти к нему на завтрак, если он нас пригласит, ничего ценного для нас там нет. Но он наделен властью, может отдать приказ полиции, жандармерии. В Париже шикарная жандармерия, они ездят на огромных лошадях. Кони французских жандармов – одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Но парадокс: наш офицер носит свою форму с гордостью, а во Франции ему запрещается появляться на улице в мундире.
– Получается, что власть разрушает государственность, терроризирует народ. И эта власть от Бога?
– Вся власть от Бога, но каждый отдельный человек может быть не от Бога, например Адольф Гитлер. Он пришел к власти абсолютно демократическим путем, его выбрал себе на шею немецкий народ. Потом, правда, было несколько акций узурпации. Все беды для Германии и Европы принес он – законно выбранный канцлер. Должны быть механизмы, которые при ошибке народа позволяли бы осуществить перевыборы. Для этого есть процедура импичмента. Конечно, самый быстрый способ – монархический: страна выбирает царя, он правит столько, сколько пожелает, а потом подготавливает себе наследника. Народ может избрать преемника или выбрать другого царя — незачем каждый раз устраивать выборы, обманывать. Существует соответствующая процедура на случай, если царь выжил из ума, заболел или устарел. Хотя мы видим по нашим ветеранам, которым по 90 лет: голова на месте, в полном порядке, работает как часы, а Зельдин так вообще еще танцует и поет для всего народа, дай Бог доброго здоровья. Это единственный такой артист во всем мире, народу нравится, его никто не собирается увольнять и отправлять на пенсию. Многие кричат: «Путин надоел!» А Зельдин не надоел? В выборах должны участвовать не школьники и домохозяйки (это вообще должно быть исключено), а умнейшие и образованнейшие люди в народе.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14).
Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.
Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53).
Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых ».
Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).
20 января 2004 г.
О нравственности и содержании жизни христианина
В нравственной жизни ап. Павел предостерегал христиан, особенно из иудеев, от законничества, т.е. от желания спастись чрез соблюдение закона Моисеева:
Чего хочу того не делаю что не хочу то делаю: о духовной борьбе
Так неужели от закона грех, — спрашивает апостол, — и сам же отвечает: не закон Моисеев грешен, а я, ибо во мне живет другой, греховный закон:
Посему
Поэтому оправдывается христианин не делами закона, а верой в Иисуса Христа:
Но вера здесь имеется в виду не просто догматическая, а вера как добродетель. И действительно, иудею, воспитанному в правде законной, отказаться от последней ради веры в Мессию, Сына Божия и Искупителя Иисуса Христа – это и добродетель, и даже подвиг. Но и для всех христиан вера в то время гонений на христианство была величайшей добродетелью, т.к. она понуждала верующих к исповеданию Христа перед язычниками и принятию за сие мучений и даже смерти.
Где проповедовал апостол
С полным основанием и без ложной скромности он называл себя потрудившимся более прочих Апостолов. Ведь именно трудами этого человека обращены к Христу тысячи людей, а христианская церковь начала становиться Вселенской. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи
Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона в составе Деисусного чина поступила в музей в 1941 году из церкви Покрова села Гуменец Ростовского района. Туда иконы были перенесены в 1824 году из церкви Димитрия Солунского села Поникарово Ростовского уезда. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера Размеры иконы: высота 95 см, ширина 63 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № И-546. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 22. С. 100-102.
«Братия, я фарисей, сын фарисея. За чаяние воскресения мертвых меня ныне судят!» — так сказал Апостол Павел на суде синедриона по «делу» о проповеди им нового и неизвестного учения. В этих словах – его жизнь.
Гонитель Церкви
Родившись в образованной иудейской семье, выучившись Закону Моисееву у великого законника Гамалиила, Савл – ибо таково его имя в иудействе – был идейным и убежденным гонителем «галилейской веры», как ее презрительно называли. Мало того, что проповедовали ее простые неученые рыбаки. Еще и то, что говорили они, по Закону и здравому смыслу иудеев было дерзко и весьма богохульно. Бог стал Человеком, жил в мире, умер позорнейшей смертью на Кресте, а потом… воскрес!
По Закону любое из этих, по мнению иудеев, неслыханных оскорблений Бога, заслуживало смерти. Савл гнал христиан где и как только мог. Он был честен, ревностен, по-своему, но горячо любил Бога. И вера не была посрамлена.
«Из Савла в Павла»
Сам Христос, явившись Савлу на пути в Дамаск (он шел туда, чтобы и там найти и арестовать «галилеян»), обратил его к Себе. «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Эти слова любви и упрека, сказанные Им из неизреченного света, осиявшего Савла и всех бывших с ним, Павел вспоминал через десятилетия.
Велико было покаяние Савла. Даже самое имя его в христианстве – Павел – переводится с латинского языка как «малый», даже «наименьший».
Так он видел себя – «наименьшим из Апостолов», «как бы неким извергом… потому что гнал Церковь Божию…».
Умалившись, поставив ни во что свою великую ученость, Павел смог сделаться избранным сосудом, как называл его Христос, зная, какие плоды принесет бывший Савл, изменив свою жизнь. Удивительным образом самый образованный в Законе апостол, правоверный иудей, заговорил о том, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея».
И не только сказал об этом, но и сделал: с проповедью христианства языческому миру он обошел большую часть Римской империи. Павел сделал то, на что не решился бы правоверный иудей:
Так, горя Божественной ревностью и не надеясь на себя, совершал Павел свой долгий путь. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи.