Интересные факты о казанском соборе в санкт-петербурге

Ключи не от квартиры

Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?! Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.

В Казанском соборе осталось только 6 знамен и 6 связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города? Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.

Стиль архитектуры

Монументальный православный Казанский кафедральный собор – архитектурное сооружение начала 19 века в стиле ампир — мы можем увидеть сразу после 25 дома, который принадлежит церковнослужителям Казанского собора. Казанский храм, раскрываясь своей колоннадой к Невскому проспекту, организовал вокруг себя целое пространство – Казанский сквер, Казанскую площадь, Казанский мост и Казанскую улицу. 

Архитектура Казанского собора

Все свои замыслы архитектор воплотить не смог, но и то, что ему удалось осуществить, поражает своим величием, монументальностью и масштабностью. После завершения всех строительных работ прежний Казанский храм был разобран, и икона Казанской богоматери перенесена была в новый собор.

По православным канонам основной вход в храм должен находиться на западе, а Невский проспект был к северу от собора. Решая эту непростую архитектурную задачу, Воронихин делает два входа – с запада и востока.  А посредством северной колоннады объединяет храм с Невским проспектом. Таким образом, внутреннее строение собора делится на боковые нифы (коридоры) и центральный. Этим он похож на строение римской базилики.

Казанский собор в 19 веке

Поражает воображение внутреннее убранство ныне действующего собора с его 56-ю розово-гранитными колоннами коринфского ордена, украшенными позолоченными капителями. В интерьере собора, похожего на дворцовые залы, использован мрамор и гранит различных видов. В нишах находятся скульптуры из бронзы князя Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, А.Невского, который упирается щитом на льва – символ Швеции. Интересны и барельефные сцены жизнеописания Богоматери. Иконы для украшения собора выполняли известнейшие русские живописцы — Боровиковский, Кипренский, Иванов, Брюллов и другие.

Внутри петербургского Казанского собора

После войны 1812 года собор становится памятником русской военной славы. Здесь помещают военные трофеи и ключи взятых городов. Здесь же хоронят в специальном склепе и умершего  в 1813 году М.Кутузова. Над его могилой устанавливается икона Смоленской Богоматери, привезенной из Александро-Невской лавры.

Захоронение М.Кутузова в Казанском соборе

Основной святыней храма, как и прежде, является Казанская икона богоматери, к которой обращался Кутузов перед тем, как ехать принимать армию в 1812 году. К 25-й годовщине победы над Наполеоном на Казанской площади устанавливаются бронзовые скульптуры героев войны 1812 года – М.Кутузова и М.Барклая-де-Толли. 

Памятник Кутузову около Казанского собора

В октябре 1893 в этом соборе происходило отпевание великого российского композитора П.И.Чайковского. В годы советского строительства социализма Казанский храм был закрыт, вплоть до 90-х годов 20 столетия.

Масонский знак

Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.

Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?

На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.

Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.

Масонский знак над алтарем в Казанском собореМасонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге

Проект великого архитектора

Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.

«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу».

Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.

Начало строительства новой святыни

Недалеко от ветхой Рождественско-Богородицкой церкви, ближе к Невскому проспекту, была расчищена площадка под строительство . На этом месте находилось около десятка мелких домов, которые были выкуплены у их хозяев и сразу разобраны.

Начались сложные работы по обустройству фундамента с учетом специфики болотистой почвы. Однако вскоре произошло покушение на Павла I в Михайловском замке, и закладку здания проводил уже его сын и наследник император Александр I.

В августе 1801 года в присутствии императорской фамилии, высокопоставленных вельмож и высшего духовенства состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент строения. И с этого момента работы по возведению здания пошли полным ходом.

Казанский собор и время

В Казанском соборе венчались все члены царской семьи, здесь служились благодарственные молебны после неудачного покушения на Александра II и праздновали 300-летие дома Романовых. В ризнице – подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном и позолоченном окладе весом 33 кг, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

После торжественного молебна в Казанском соборе фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов уехал в действующую армию. Сюда же в июне 1813 года доставили прах великого полководца для погребения. Кутузов умер в прусском городе Бунцлау во время заграничного похода русской армии.

После войны 1812 года в храме хранились военные трофеи: 107 французских знамен и военных штандартов, 97 ключей от взятых городов и крепостей, личный жезл маршала Даву, войска которого разбили под Вязьмой в день Чудотворной иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года. Потерявший жезл Даву сам едва не попал в плен.

С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, которое содержало школу-приют, бесплатную столовую, богадельню, дома с дешевыми квартирами и дачами для бедных детей. В соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета. В годы Первой мировой войны здесь собирали теплые вещи для отправки на фронт, ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

После смены власти из собора вывезли церковные ценности, бесследно исчезли 2 тонны переплавленного серебра. В январе 1932 года собор закрыли, устроив здесь музей истории и атеизма. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор. В марте 1998 г собор освятили, начав регулярные богослужения. Через 2 года храм возвратили Русской православной церкви, превратив в кафедральный собор.

В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга мастера судостроительного Балтийского завода отлили для храма 4-тонный колокол высотой 2 метра. Возобновлена традиция крестного хода в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского, проходящего ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Людей собирается столько, что молебен проводится на помосте перед Чудотворным образом на площади у Казанского собора.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Кто похоронен в храме?

Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…

Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?

Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.

Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы? А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.

В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!

«Болтай да и только», или два Михаила

Так Казанский собор стал не просто храмом, а еще и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева — Кутузову. А справа — Барклаю де Толли. Странная фамилия, правда? А между прочим, это был русский полководец, князь, и имя у него самое обыкновенное, русское — Михаил. Просто происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию! Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя — Богдан.

В начале Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли стал во главе русской армии, хотя потом ему и пришлось передать командование Кутузову. Солдаты с трудом выговаривали его необычное имя и потому в шутку называли Барклая де Толли «Болтай да и только».

В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Он воевал очень мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей! А когда Наполеон бежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И даже участвовал во взятии Парижа!

Памятник Барклаю де Толли — это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой — жезл фельдмаршала. Он указывает им вперед, как будто отдает команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамена.


Минута молчания у памятника М. И. Кутузову перед уходом на фронт в 1943 году

Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так.

Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение!

Памятники на площади

Казанский собор дал имя и площади. Уже современники считали его храмом, посвященным военным победам русской армии. Недаром в эту церковь свозили военные трофеи Отечественной войны 1812 года. Поэтому на Казанской площади установилии памятники героям этой войны – фельдмаршалу Кутузову и Барклаю-де-Толли.

К тому же, именно с этого места Кутузов отправился на войну с Наполеоном.

Император Александр решил увековечить память полководцев после их смерти. Он издал указ, согласно которому скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли будут стоять на площади прямо перед Казанским собором. Как обычно, был объявлен конкурс. Но произошла странная вещь – ведущие российские скульпторы отказались в нем участвовать! Оказывается, их художественное видение шло вразрез с требованиями императора. Он хотел, чтобы полководцев изобразили реалистично, в парадной военной форме. А мода того времени требовала, чтобы даже статуи современников выглядели как римские патриции, в тогах и туниках.

Только когда при следующем русском императоре, Николае I, снова объявили конкурс на эскизы памятников, победило предложение скульптора Бориса Орловского, который учился в Риме. Работы начались только в 1830 году. Постаменты были выполнены из полированного гранита каменотесом Самсоном Сухановым, а буквы на нем сделали каменными, а не бронзовыми, для долговечности. Сами статуи были отлиты в бронзе мастером Екимовым в литейной мастерской Академии художеств.

Интересно, что статуя Кутузова получилась у него сразу, а статуя Барклая-де-Толли только со второй попытки. Для того, чтобы лицо Кутузова вышло реалистичным, использовали портрет английского художника Джона Доу. Поза у него решительная, и даже агрессивная, в ней видна готовность дать отпор врагу. А в самой фигуре Кутузова был достигнут компромисс – он одет в парадный мундир фельдмаршала того времени, но завернут в плащ наподобие античной тоги.

Несмотря на то, что статуя Кутузова была создана на 4 года раньше, оба памятника открыли одновременно, в 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне против Наполеона. Памятникам даже отдали воинские почести. Они были так популярны среди народа, что их даже окружили чугунными цепями, а потом тумбами, чтобы на статуи никто не залезал.

История

Во второй половине XVIII в. Павел I, еще до своей коронации и вступления в права наследника престола, совершил путешествие по Европе. При посещении Рима будущий император был глубоко поражен гармоничностью ансамбля собора Святого Петра. В нем было все — величие, строгость и красота. Все это запало Павлу в душу.

Павел I (слева) в путешествии по Европе был впечатлен ансамблем собора Святого Петра в Риме. После коронации он объявил конкурс на лучший проект на замену обветшавшей Казанской церкви. Выиграл его молодой и талантливый архитектор А.Н. Воронихин (справа).

В 1799 г. он принимает бразды правления и решает повторить в Петербурге понравившийся собор. Благо и повод находится. Назрела необходимость заменить обветшавшую церковь Рождества Богородицы, в народе именуемую Казанской.

Не откладывая задуманное на потом, император объявил конкурс на лучший проект и озвучил свои пожелания. По его итогам победителем признали молодого талантливого архитектора А.Н. Воронихина. К сожалению, Павлу I не удалось не только увидеть свое готовое детище, но даже поприсутствовать на церемонии закладки первого камня – за 3 месяца до этого он был убит заговорщиками. Дело отца продолжил Александр I. 1801 г. – официальный год постройки Казанского собора. Хотя закончен он был только через 10 лет.

При постройке Воронихин столкнулся в дилеммой – участок был вытянут с запада на восток, а по правилам православной церкви храм должен стоять поперек. Из этой ситуации он вышел с блеском – с северной стороны надстроил полукружие колоннады, превратив боковой выход в визуально-парадный

Место для постройки здания досталось Воронихину сложное – оно было сильно вытянуто с запада на восток. В православной церкви же главный вход находится с западной стороны, а алтарная зон – с восточной.

Таким образом, к Невскому проспекту оказывался обращен северный проход. Но талантливый архитектор с блеском вышел из сложившейся ситуации. Он визуально превратил боковой выход – в главный. Для этого была построена полукруглая двойная колоннада, обращенная к Невскому.

При работе с внешним фасадом использовался пудостский изветковый туф. У него есть несколько интересных свойств: помимо морозостойкости и легкости в обработке, он может менять оттенок в зависимости от погодных условий и освещения.

Храм поражает богатством внутреннего убранства. Планировка и оптическая иллюзия зрительно расширяют внутренний зал и создают впечатление парящего в вышине купола. Иконы для церкви писали такие выдающиеся художники как Ф.П. Брюллов, О. Кипренский, В. Боровиковский и многие другие.

Победа в Отечественной войне 1812 г. принесла Казанскому собору новую функцию — памятник славных побед русской армии. В Здании появились французские штандарты и ключи от поверженных городов.

После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор приобрел свое второе значение — памятника величия русского оружия и хранилищем военных трофеев. Сюда привозили флаги и ключи поверженных городов, павших на милость победителя.

Во время советской власти репрессии, которым подверглись все православные храмы, не миновали и Казанский собор в Санкт-Петербурге. Многие ценности были вывезены и безвозвратно утеряны. Например, на переплавку пошла утварь из ценных металлов. Позже храм и вовсе закрыли, а затем отдали по Музей истории религии и атеизма.

В советскую эпоху Казанский собор лишился креста, драгоценной утвари и много другого. Некоторое было утеряно безвозвратно. В здании функционировал Музей истории религии и атеизма

Восстановление и реставрационные работы начались в 1950-х гг. В 1991 г. возобновились богослужения. Через 3 года на купол вернулся крест. Полное освящение церкви произошло спустя еще 4 года. Церемония была проведена митрополитом Владимиром (Котляровым). 2000 год ознаменовался присвоением нового звания — кафедрального собора.

Список казанской иконы

Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».

Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными. Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.

За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.

В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников. В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.

К иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector