Сампсониевский собор в санкт-петербурге

Из истории храма

Как известно, основателем Санкт-Петербурга и создателем военного флота России был Петр Великий. Первые храмы, предназначенные для окормления кораблестроителей и моряков, появились в новой столице благодаря особому распоряжению этого знаменитого самодержца. Спустя восемь лет после смерти императора эта функция перешла к полотняной церкви, расположенной за рекой Мойкой и освященной в честь чудотворца Николая, которого традиционно считают покровителем всех путешественников, в том числе и тех, кто пересекает водные просторы.

Дочь Петра I, Елизавета, вступившая на престол в 1741 году, осталась в памяти современников как не только очень красивая, но и набожная женщина. Кроме того, она не раз публично заявляла о том, что намерена продолжать все начинания своего отца. Одним из проявлений такой политики стал указ от 16 июня 1752 года, в соответствии с которым началось проектирование, а затем и строительство каменного храма «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». Никольская церковь, хотя и была к тому времени уже не полотняной, а деревянной, сильно обветшала, и её необходимо было заменить новым зданием.

modelena

Ровно через год состоялась закладка будущего Николо-Богоявленского собора, но увидеть это здание в полностью законченном виде Елизавете Петровне не довелось. Строительные и отделочные работы закончились спустя примерно полгода после её смерти, когда на троне была новая императрица — Екатерина II. Именно она, подтвердив намерение своей предшественницы, приказала называть новый собор морским. Все значительные события в жизни российского флота отныне должны были отмечаться в этом храме.

Во время Великой Отечественной войны купола Николо-Богоявленского собора пришлось прятать от немецких артиллеристов и летчиков под маскировочным полотном, однако большинство испытаний, которые ему довелось пережить, были связаны с гонениями на религию, начавшимися после революции 1917 года. И всё-таки этот храм, в отличие от многих других культовых сооружений, не был превращен в музей и продолжал использоваться для богослужений.

Особенности архитектуры

Николо-Богоявленский собор представляет собой двухэтажное здание, увенчанное пятью башнями — центральной восьмигранной и боковыми четырехгранными. Над каждой из них возвышается позолоченный купол. Как гласит легенда, Петру Великому когда-то очень понравился пятиглавый Успенский собор в Астрахани. По его образцу император якобы и хотел построить особую церковь для моряков. С. И. Чевакинский, архитектор, которому Елизавета доверила проектирование нового храма, счёл необходимым осуществить предполагаемый замысел покойного царя, но сделал это по-своему.

Наталия Семчина

Издали Николо-Богоявленский собор и впрямь похож на традиционную многоглавую русскую церковь. Следует отметить, что при жизни Петра I, да и долгие годы после его смерти такой стиль не использовался. В те времена предпочтение отдавалось одноглавым храмам с высоким шпилем на макушке. Таким образом, сооружение пятиглавой церкви выглядит, как возвращение к древней «дореформенной» традиции — но лишь на первый взгляд. Стоит только подойти к Николо-Богоявленскому собору чуть ближе — и сразу становится очевидно, что архитектор отнюдь не шел по пути зодчих XVI–XVII веков.

Наталия Семчина

Стиль, характерный для этого здания, носит название «елизаветинское барокко». Для него характерна бросающаяся в глаза роскошь отделки и причудливость форм — ничего общего ни с древнерусскими храмами, ни с суровым лаконизмом «петровской» архитектуры. Более всего запоминаются скульптуры, многочисленные колонны, украшенные коринфскими капителями и балконы с коваными решетками на ярко-голубом фасаде.

Наталия Семчина

На небольшом расстоянии к западу от собора находится колокольня. Она построена как отдельное здание из четырёх ярусов, три из которых поддерживаются изящными колоннами. На куполе колокольни установлен тонкий длинный шпиль.

Возрождение храма

В конце семидесятых годов Большой Сампсониевский проспект, где стоит храм, вызвал интерес у историков и краеведов. Администрация города выделила средства на частичную реконструкцию собора. Были восстановлены его фасады, купола и даже некоторые элементы отделки. Но до полной реконструкции здания было еще далеко.

Вторым рождением собора можно назвать присвоение ему особого статуса — «музей-памятник». Сампсониевский собор удостоился этой чести в 1984 году. С этого мгновения начали восстанавливать прежний облик культового объекта.

Конечно, денежных средств постоянно не хватало. Но выделенные бюджетом города деньги постоянно пополнялись пожертвованиями от жителей Санкт-Петербурга. И чудо свершилось — в 1999 году, в очередную годовщину Полтавского сражения, собор открыл двери для первых посетителей. Музей начал свою работу через год, но Сампсониевский собор еще два года после этого находился в стадии реконструкции. Шаг за шагом талантливые мастера кропотливо восстанавливали убранство храма по найденным эскизам и фотографиям различных элементов.

Святыни собора

Никольский собор в Санкт-Петербурге хранит одни из самых важных святынь для верующих:

  • Икона Николая Чудотворца. Этот святой является попечителем моряков и путешественников. Византийская святыня была привезена в 18 в. греческими купцами. Они были предоставлены в дар собору.
  • Икона Святителя Спиридона Тримифунтского. Молятся за здоровье детей и близких.
  • Частица святых мощей Феодосия Черниговского. К его мощам приходят помолиться за благополучие. Святыня была оставлена в соборе при перевозе в Чернигов.
  • Тихвинская икона святой Матроны. По приданию, икона написана апостолом Лукой. Эта икона — символ несокрушимости веры и православия. Также она является символом воинской славы России, к ней приходили помолиться за победу.
  • Икона святой Матроны Троеручица. Приходят помолиться о выздоровлении и восстановлении рук, ног или душевном неспокойствии.
  • Казанская икона святой Матроны. К этой иконе приходят за помощью в жизненных делах, при унынии и печали.
  • Икона святой Матроны Владимирская. По приданию, написана святым Лукой. К иконе приходят молиться об укреплении веры, избавлении от нападений врагов.
  • Икона святой Матроны Знамение. Молятся об избавлении от холеры и об исцелении от слепоты.
  • Икона святой Матроны Неопалимая Купина. По приданию, икона оберегает дома верующих от пожаров.
  • Икона святой Матроны Всецарица. Молятся об исцелении от раковых заболеваний.
  • Икона святой Матроны Неупиваемая Чаша. Молятся за людей, которые страдают алкоголизмом.
  • Собор икон святой Матроны. В середине икона святой Матроны Тоголская. К этой иконе приходят молиться об избавлении от засухи.
  • Частица Животворящего Креста Господня. Часть креста, на котором был распят Иисус Христос.
  • Икона Архистратига Божия Михаила с мечем. Икона является символом спасения и надежды.
  • Мощевик. Содержит в себе святые мощи многих святых, и даже мощи апостола Луки.
  • Икона Сретения Господня. Молятся за здоровье детей.
  • Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Молящиеся просят в помощи о крепком браке, выборе правильного жизненного пути или защиты ото лжи.
  • Икона святого мученика Пантелеймона. Верующие приходят помолиться за здоровье.
  • Икона святого мученика Георгия Победоносца. К иконе приходят помолиться об выздоровлении и защите от болезней.
  • Икона святой великомученицы Екатерины. Приходят помолиться о разрешении трудных жизненных ситуаций.
  • Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского. Молятся о рождении, благополучии и рождении детей.
  • Икона святой блаженной Ксении Петербургской. Ей приходят помолиться о рождении детей или удачном браке.
  • Икона святого мученика Вениамина Петроградского. Молятся за исцеления от болезней и душевных страданий.
  • Икона святого праведного Симеона Богоприимца. Молятся о покаянии и благополучии.
  • Икона преподобного Геннадия Костромского. Просят о заступничестве.

Феодоровский собор

Рекомендовать место

8

2

Вскоре собор был закрыт для реконструкции. Всё имущество (помимо иконостаса) временного храма было перемещено в нижний придел (пещерный храм), который был освящён 27 ноября 1912 года и применялся для молитв императорской семьи в зимний период. В то же время было начато возведение собора, осуществившееся благодаря капиталовложению Николая II, его жены и нескольких купцов. 20 августа 1912 года было проведено освящение собора. 26 января 1914 года церковь была названа Феодоровским Государевым собором.

Храм выглядел торжественно и строго внешне, и восхитительно оформленный в духе древнерусского церковного искусства внутри. На побережье Ковшового пруда располагалось королевское крыльцо, куда императорская семья приезжала до начала службы.

В 1933 году собор был закрыт, имущество храма было перенаправлено в музеи. В нижнем храме основали архив киноплёнок и фотодокументов. В верхнем храме был организован кинотеатр.

За время Второй мировой войны собор был частично разрушен. В конце XX века в нижнем и верхнем храмах возобновились служения. К 75-летию со дня расстрела императорской семьи возле храма был возведён памятник Николаю II.

История собора

Собор был заложен в 1709 году по велению Петра Великого и посвящен победе над шведами в битве под Полтавой. День сражения, 27 (10) июня является днем Святого Сампсония Странноприимца. Петр I счел это знаком и назвал будущий собор именем этого святого. В связи с причиной создания Сампсониевский собор был наиболее благоустроен по сравнению с другими храмами того периода.

Изначально собор был деревянным. Уже после смерти Петра I его стали перестраивать в камне, и в 1740 году, уже при императрице Анне Иоанновне, он был открыт для прихожан.

Собор знаменит в истории Петербурга еще и тем, что в 1711 году возле него устроили первое организованное кладбище: до этого умерших хоронили рядом с их домами или рядом с приходскими церквями. Устройство официального городского кладбища на Выборгской стороне было инициировано, по словам современников, самим Петром I, который отметил, что в городе проживают в основном приезжие люди, и было бы логично предавать их земле у стен храма, посвященного святому — покровителю странников.

Анна Кудрявцева

После Революции 1917 года Сампсониевский собор долгое время оставался действующим: в нем хранились святыни из соседних, уже закрытых или перепрофилированных храмов. В июле 1938 года службы в соборе были прекращены, его хотели отдать Эрмитажу под складское помещение, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, на время отсрочив эти планы.

После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, все же использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже — как склад Ленинградского городского универмага. В 1984 году Сампсониевский собор был передан в ведение Исаакиевского собора.

В 1999 году собор был открыт после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, но не как храм, а как памятник архитектуры и музей. В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. В 2017 году собор был передан в управление Санкт-Петербургской Епархии РПЦ.

С 2015 года Настоятелем Сампсониевского собора является архимандрит Серафим (Шкредь). Приход его постепенно увеличивается. При соборе существует воскресная школа для детей и для взрослых.

Сергей Архипкин

Как добраться до Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Сампсониевский собор расположен в стороне от основных достопримечательностей и туристических маршрутов Санкт-Петербурга, но все же недалеко от центра. поэтому добраться до него не составит труда.

Сразу несколько видов общественного транспорта останавливаются рядом с ним или в радиусе 500 метров:

  • автобус № 14, 86
  • маршрутное такси № К-32, К-262
  • трамвай № 61.

Их остановки расположены напротив собора, у Сампсониевского сквера. Главная остановка называется «Большой Сампсониевский проспект». До нее ходит автобус № 14, трамвай № 61 и маршрутка № К-32. Перпендикулярно проспекту идет Нейшлотский переулок, где расположена одноименная остановка. От нее до собора — 300 метров пешком. Останавливаются здесь автобус № 86 и маршрутное такси № К-262.

Но в большом городе удобнее и быстрее всего передвигаться на метро. Сампсониевский собор находится рядом со станцией метро «Выборгская» (Красная линия). От Невского проспекта путь займет всего три станции с пересадкой на станции «Площадь восстания». Поездка займет 15 минут. От станции метро «Выборгская» нужно пройти пешком около 500 метров вдоль Сампсониевского сквера: собор будет виден на горизонте — бело-голубого цвета.

Схема Петербургского метрополитена

Кроме того, добраться до Сампсониевского собора можно на автомобиле: у входа есть бесплатная парковка. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:

Видео-обзор Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге:

Архитектура

Фасад, выходящий на Якорную площадь

Один из порталов

Иконостас. Современный вид

Интерьер. Современный вид

Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:

  • Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
  • Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы: слева — святых апостолов Петра и Павла;
  • справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.

Над северным порталом — образ Божией матери;
Над южным порталом — святителя Митрофания.

Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.

В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.

Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.

Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.

Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.

Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.

В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала ХХ века.

Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.

Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.

Памятник Петру I

С запада от храма, за Большим Сампсониевским проспектом стоит памятник основателю собора – Петру Великому. Выразительный монумент появился в 1909 году, когда Россия отмечала 200-летия битвы под Полтавой.

Памятник Петру Великому на против Сампсониевского собора

Бронзовую статую отлили по модели, которую в 1872 году создал известный скульптор-реалист Марк Матвеевич Антокольский. Проект гранитного постамента выполнил архитектор Николай Евгеньевич Лансере. Деньги на строительство были пожертвованы правнуками генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, который командовал русской армией под Полтавой.

Памятник Петру I простоял 20 лет и в 1929 году был демонтирован. Скульптуру отправили в фонды Третьяковской галереи, а гранитный постамент полностью разобрали. Только в 2003 году, когда город на Неве отмечал 300-летие своего основания, исторический монумент восстановили на прежнем месте.

Царь-преобразователь изображен в полный рост в мундире любимого им Преображенского полка. В левой руке император держит подзорную трубу, а правой опирается на массивную трость. На груди Петра I можно увидеть орден Андрея Первозванного.

Интерьеры Сампсониевского собора

Расположение и история

Вместе со всем районом, округ сосредоточен вокруг южной части старой дороги из Санкта — Петербурга в Выборг , пограничный город , который был основан Швецией , но был взят российской армией впервые во время Великой Северной войны боролась в первой четверти 18 в. Эта война была отмечена в округе: решительная победа русских в Полтавской битве пришлась на праздник Святого Сампсона Гостеприимного , построили Сампсониевскую церковь, а затем и нынешний собор , а нескольким улицам были присвоены шведские названия города и поселки в Финляндии. Южную часть магистрали назвали Большим Сампсониевским проспектом (Большой проспект Сампсона), а когда в постсоветское время муниципальные округа планировались в составе ранее существовавших городских районов, этому округу также было присвоено имя Сампсона. На гербе округа изображен его тезка — ветхозаветный герой Самсон , фигура которого, разрывающая пасть напавшего на него льва, в XVIII веке использовалась как риторический символ победы России над Шведской империей, воплощенной в его золотой статуе в г. центр Петергофского дворца фонтанный парк. Новые связи со Швецией установила семья предпринимателей Нобель во второй половине 19 века, построившая на этой территории фабрику и жилые помещения. Многоквартирные дома для семей рабочих местных заводов часто возводились в конце 1920-х — первой половине 1930-х годов в стиле конструктивизма .

История храма

В 1709 году русские войска во главе с Петром I победили шведов под Полтавой. Это событие произошло 27 июня — в день, когда православная церковь отмечает память Святого Сампсония.

После возвращения в Санкт-Петербург император принял участие в закладке деревянной церкви, которую в благодарность за победу посвятили Святому Сампсонию Странноприимцу. Новый храм поставили на окраинах города, возле дороги, ведущей на Выборг и в Швецию.

Во время правления царицы Анны Иоанновны на месте обветшавшей деревянной церкви было решено построить каменную. Предполагают, что проект здания выполнил талантливый архитектор и признанный мастер стиля барокко – Пьетро Антонио Трезини. Часть денег на храм пожертвовал купец из Ярославля И. А. Лапшин, а остальные взяли из казны.

Вид на Сампсониевский собор с Большого Сампсониевского проспекта

Строительство заняло более 10 лет и было закончено в 1740 году. Изначально собор был одноглавым, но в 1760-х годах вокруг главного купола пристроили еще четыре главки.

До 1711 года жителей города хоронили рядом с приходскими храмами или возле домов. Потом при Сампсониевской церкви разбили два общегородских кладбища — для православных христиан и иноверцев – католиков, лютеран и представителей других религий. Места для могил на общегородских погостах предоставлялись бесплатно.

Примечательно, что идея кладбища для иностранцев исходила от Петра I. По мнению императора, на благо Санкт-Петербурге трудилось много пришлых людей, поэтому логично было хоронить их под защитой покровителя всех странников — Сампсона Странноимиимца.

Вид Сампсониевского собора с тыла

Долгое время в кладбищенском храме на Выборгской стороне проходили обряды отпевания и поминальные молебны. В 1734 году здесь был погребен один из лучших архитекторов начала XVIII века – Доминико Трезини, однако его могила не сохранилась.

Шло время, и Санкт-Петербург разрастался. Чтобы решить возникающие проблемы, императрица Екатерина II инициировала несколько важных градостроительных реформ. Государыня издала указ о переносе петербургских погостов в пригороды, поэтому в 1785 году оба кладбища при Сампсониевском соборе закрыли.

В 1830 году в храме прошла большая реконструкция. Строители заменили старые чугунные полы на каменные и полностью отремонтировали внутренне убранство церкви.

Вид Сампсониевского собора с Гренадерской улицы

В конце XIX века из Пантелеймоновского храма возле Фонтанки в собор перенесли частицу мощей Святого Сампсония. В начале прошлого века на южном и северном фасадах появились памятные доски со словами Петра Великого, которые он говорил воинам русской армии.

В 1935 году православный храм стал архитектурным памятником. Это спасло его от разрушения во время активной антирелигиозной кампании в стране. Через три года по решению Выборгского комитета собор закрыли для верующих и с колокольни сняли все колокола. До войны внутри здания был склад и магазин одежды, а в послевоенные годы – книгохранилище.

В 1980-е годы старинный храм присоединили к музею-памятнику «Исаакиевский собор». Благодаря этому, удалось провести капитальную реставрацию. Первые посетители смогли увидеть восстановленное здание в 1999 году, а через уже год собор стал памятником-музеем. Первое богослужение здесь прошло в 2002 году.

Вход в Сампсониевский собор

Церковное кладбище

На следующий год после освящения собора было принято решение о создании первого официального городского кладбища в Санкт-Петербурге. Под место для него были отданы земли вокруг Сампсониевского собора. Ведь его расположение идеально подходило для данных целей. Ранее усопших горожан хоронили прямо во дворах местных церквушек.

Петр I постановил, чтобы у собора хоронили иностранцев, живших и работавших в России. В восемнадцатом веке количество иноземных граждан на территории нашей страны было весьма велико, и вопрос с их захоронением стоял очень остро. Царь рассудил, что люди, покинувшие свою страну, могут считаться странниками, и для них нет лучшего места для упокоения тела, чем Сампсониевский собор. Архитектор Трезини Д. А. и знаменитый скульптор Растрелли были похоронены именно на этом кладбище. Со временем здесь же стали хоронить российскую знать и аристократов, сделавших все необходимое для процветания своей страны. К сожалению, до наших дней не сохранился ни сам погост, ни его памятники, которые представляли собой настоящую историческую ценность.

Казанский собор

Рекомендовать место

21

4

Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен и освящен в 1811 г. в честь иконы Казанской Божьей Матери. А закладка собора состоялась в 1801г. – строительство длилось десять лет. Император Павел I , по чьему приказу началось возведение храма, очень хотел, чтобы собор Петербурга был схож с собором Святого Петра в Риме. Казанский собор действительно напоминает этот итальянский храм, однако в то же время собор Казанской иконы Божьей Матери очень самобытен.

Наиболее эффектен северный фасад собора, выходящий на Невский проспект. Он представляет собой полусферу из 96 колонн. Длина каждого из крыльев колоннады составляет 42,7 м. Над колоннами поднимается купол 70-метровой высоты. Оформлен фасад собора великолепными бронзовыми скульптурами. Несмотря на внешнюю монументальность сооружения, внутри собор достаточно светел, особую торжественность и красоту придают внутренние колонны, высеченные из розового финляндского гранита.

Построенный накануне Отечественной войны, Казанский собор является и храмом-памятником войны 1812 года. В 1813 г. в нем был погребен великий русский полководец Михаил Кутузов.

Архитектура

Сампсониевский собор в Петербурге — это яркий образец стиля барокко XVIII века

Он привлекает внимание посетителей как внешним видом, так и интерьерами

Внешнее убранство

В облике Сампсониевского собора можно видеть элементы как допетровской эпохи на Руси, так и архитектуры европейских стран. Так, например, колокольня храма завершается шатром с восемью гранями, окнами и куполом, что было характерно для многих церквей Москвы в XVII веке. К собору примыкают трапезная и небольшая колокольня, которые вместе образуют единый архитектурный ансамбль.

Собор изначально имел один большой купол, но после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны вернулось в обиход и моду строительство пятиглавых храмов, как было в допетровское и отчасти петровское время. В 1761 году к собору пристроили еще четыре купола меньшего размера. Они и создали современный облик здания.

Вход в Сампсониевский собор оформлен фронтоном с горельефом с фигурами ангелов с трубами (скульптор — Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя белыми полунишами.

Здание вытянуто с запада на восток, такой стиль называется «Корабль». То есть впереди находится алтарь, а за ним — все остальные части храма.

Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Она представляет собой трехъярусную квадратную по форме башню, верхняя часть которой — восьмигранный шатер, завершенный куполом. На площадке третьего яруса колокольни находится чугунный колокол XVIII века.

Денис Гарипов

Внутреннее убранство

Внутри собор оформлен в барочном стиле — изысканно и величественно. Стены и иконы его украшены позолотой. Напольное покрытие сохранилось двух видов: у алтаря деревянный паркет, в остальной части — камень.

Главная ценность собора-музея в том, что в нем находится большая часть икон-подлинников, датированных 1720 — 1760 годами. Интересны также росписи стен, которые были созданы в разное время. Одна из них изображает Петра Великого — победителя Полтавского сражения, восседающего на коне.

Но самая главная реликвия собора — его алтарь, созданный в стиле барокко из сосны и липы. Он украшен золотом и включает в себя несколько десятков икон. Здесь же находятся малые иконостасы с четырьмя ярусами, в них размещено по 18 и 22 образа соответственно.

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, которые древнее самого собора и датируются концом XVII века.

Денис Гарипов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector