Евгений водолазкин

Советы читателям

  • Если ты хочешь изменить общество, попробуй начать с себя. Это будет гораздо эффективнее.
  • Необходимо развивать к себе требовательную любовь. Что это значит? Трезво оценивать свои положительные и отрицательные черты и безжалостно расправляться с последними.
  • Если вы не можете избавиться от вредных привычек, перестаньте с ними бороться. Просто не делайте то, что наносит вред вашему здоровью.
  • Человек всегда должен меняться к лучшему.
  • Записывайте самые важные события, которые происходят в вашей жизни. Эта информация через несколько десятков лет будет вызывать большой интерес у ваших потомков.
  • Не бойтесь любить людей и делать добро, то светлое, что вы отдаете, обязательно вернется к вам с удвоенной силой.

Душа болит

— Вы выросли в Киеве. Как воспринимаете события на Украине последних двух лет?

Статья по теме

«Эпоха ожлобления». Андрей Битов о золотом веке, пользе лени и литературе

— Сегодня одним из национальных героев Украины «назначен» гетман Мазепа. Вспоминаются слова Александра Пушкина о нём:  «Что кровь готов он лить как воду, что презирает он свободу». Великая литература нас ничему не научила?

— Пророчества, которые в ней содержатся, всегда потрясают. Булгаков в «Белой гвардии» гениально предвосхитил сегодняшнюю трагедию Украины. Так же, как и Пушкин в «Полтаве». Но все гражданские войны не вечны, как учит нас история.

Начало новой жизни

Одна из центральных частей романа — это заморозка, а потом разморозка главного героя. Началом жизни Иннокентия Петровича Платонова мы считаем 1900 год, то есть год его рождения. Конец его жизни наступил в тридцатые годы в Соловецком лагере, когда его заморозили в жидком азоте. С другой стороны, заморозка представляет собой начало его «промежуточной» жизни (жизни во сне, наподобие сказочной жизни Спящей красавицы) и подготовку к новой жизни, которая начинается в конце XX века, точнее, в последний год XX века. Заморозка академиком Муромцевым в лазарете Соловецкого лагеря, в палате с аббревиатурой ЛАЗАРЬ (лаборатория по замораживанию и регенерации), несомненно, связывает героя с библейским Лазарем (Ин 11, 1—57). Мысль о библейском Лазаре и о его жизни приходит в голову Платонову, который сам себе объясняет, что Лазаря воскресил Господь, в то время как его также воскресил Господь, но руками врача Гейгера (с. 286). Функция и того, и этого «Лазаря» — свидетельство.

В романе во многом обыгрывается мотив не только свидетельства, но и воскресения, а также связанный с ними мотив раскаяния. Роман можно расценить как обыгрывание центральной темы романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, поскольку Платонову надо было вернуться не только для того, чтобы рассказать о минувшем, но и для того, чтобы покаяться за грех убийства Зарецкого. Платонов статуэткой Фемиды убил стукача Зарецкого, который доносил на профессора Воронина (отца Анастасии), и судебного наказания и пребывания на Соловках не было для него достаточно, чтобы раскаяться. Ему надо было вернуться. Этим он «повторяет» судьбу Раскольникова. Настоящее раскаяние Родиона Романовича перенесено в будущее. В романе «Преступление и наказание», точнее, в эпилоге, или романном «конце после конца», Раскольников, несмотря на то что «сделал явку с повинною», все-таки «не раскаивался в своем преступлении» . Его раскаяние отложено до того времени, когда «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой» . Иннокентий Платонов не раскаялся в Соловецком лагере, но у него появилась такая возможность, поскольку он вернулся. В новой жизни он вместе с Настей читает «Покаянный канон» (причем в основном читает он, в отличие от чтения Сони о воскрешении Лазаря Раскольникову) и твердит: «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяние?» (с. 153). Убийство Зарецкого мучит его, и, чтобы прийти к раскаянию и покаянию, ему надо вспомнить, вернуться в прошлое.

С грехом и новой жизнью связан и роман его детства «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Судьба Робинзона ему близка, и Платонов приходит к заключению, что «Робинзон за грехи был заброшен на остров и лишен своего родного пространства. А я лишился своего родного времени — и тоже ведь за грехи» (с. 297).

Мотив воскресения связан и с отношением Платонова к Анастасии (Насте). Не только главный герой своим «жизнетворчеством» воскресил в некотором смысле писателя Андрея Платонова, о чем речь пойдет ниже, но и Настя своим именем и плотью воскресила бабушку Анастасию. При этом надо иметь в виду, что имя Анастасия происходит от греческого имени Анастас, что значит «воскресший», «вернувшийся к жизни». Новая жизнь, или воскресшая, возвращенная жизнь, и Платонова, и Насти (Анастасии) связана с прошлым, с началом века.

Поэтому новая жизнь главного героя осуществляется сквозь призму возвращения в новое пространство «старого Петербурга» и в совсем новое время, или, как пишет Гейгер, «у него две жизни, как два берега большой реки. С нынешнего берега он смотрит на тогдашний» (с. 296). Память — это важнейший элемент существования, и герой вернулся, чтобы, свидетельствуя о прошлом, написать историю.

Упоминание книг автора:

  • Книги-ровесники РидлиПодборки
  • Лучшие книги 2016 годаПодборки
  • Самые продаваемые книги 2016 года по мнению Forbes Подборки

Цитаты из книг автора

Брисбен

<p>Жизнь — это долгое привыкание к смерти</p>

Брисбен

<p>В искусстве лучше недосказать, чем сказать слишком много. А зрители будут плакать о своем.</p>

Авиатор

<p>Воронин сказал, что устал. Все решили, что это было сигналом к окончанию встречи. А я думаю, что он говорил о своем состоянии, когда нет уже ни злости, ни раскаяния. Душа погружается в сон.</p>Иннокентий

Авиатор

<p>- Какое главное открытие Вы сделали в лагере?<br />………..<br />- Я открыл, что человек превращается в скотину невероятно быстро.</p>Иннокентий

Авиатор

<p>Конечно, многие из нас после этого умерли, человек имеет свои пределы. Играет роль еще и то, что что никто уже не цеплялся за жизнь, а без этого трудно выжить: человек, считай, умирает тогда, когда его охватывает безразличие.</p>Иннокентий

Все рецензии

Где ставить ударение?

— Акция «Тотальный диктант», зародившись несколько лет назад в Новосибирском университете, распространилась по всему миру, превратившись в новый ликбез. Как вы думаете, в чём секрет популярности «Тотального диктанта»?

— Это не механическая диктовка, а ещё и процесс обучения. В некоторых городах за несколько месяцев, в других — за несколько недель производилось бесплатное обучение, разбирали орфографические и синтаксические сложности. В прошлом году диктант писали сто тысяч человек, в этом — сто пятьдесят. Это форма любви к родному языку.

— Отрывок из вашего нового романа «Авиатор» зачитывали на «экзамене». Почему выбар пал на него? 

— Мне кажется, сейчас художественное повествование уместнее. В диктант вошли три фрагмента о Петербурге, общее их название — «Волшебный фонарь». Так назывался предшественник диаскопа, который показывал картинки — города или пригорода, Финского залива.

Статья по теме

Иной взгляд. Бывший житель Кенигсберга — об ошибках прошлого и настоящего

— Тем не менее наши соотечественники изысками речи не блистают.

— Говорят довольно плохо, к сожалению. Особенно это горько слышать из уст журналистов, которые обязаны говорить хорошо. За прошедшую пару недель я вдруг с изумлением услышал на центральных телеканалах слово «искра» с ударением на «а». Это грубейшая ошибка, и я ещё понимаю, если бы её допускал, к примеру, электрик. Но когда это говорит журналист, остаётся только руками развести. Раньше это было невозможно и расценивалось как удар по репутации.

— А как вы воспринимаете повальное увлечение интернет-сленгом?

— Интернет-язык — явление вчерашнего дня. Сегодня это уже не круто.

— Уже не первый десяток лет ненормативная лексика прочно завоевала позиции и в литературе, и на подмостках. В соцсетях это вообще стало обычным делом. Вас это шокирует?

— Ненормативная лексика — часть русской лексики. Я категорически против мата как постоянного языкового фона. Но если на вас что-то свалилось сверху или вы огорошены каким-то сообщением — это отличная анестезия. Я могу в экстремальных ситуациях позволить себе крепкое словцо. Диалог грузчиков невозможно передать языком Малого театра. Мат — очень выразительное средство, но хорош лишь как порция крепкого перца. 

Взгляд с высоты

Марина Обревко, KLG.AIF.RU: — Отечественная литература несколько десятилетий пребывала в кризисе. Есть подвижки?

Евгений Водолазкин: — Мне представляется, что у современной литературы неплохие шансы, потому что сейчас относительно спокойное время

В такие периоды к литературе относятся с большим вниманием, чем во времена исторических катаклизмов — революций, войн, когда действительность интереснее литературы. Увы, я не могу сказать, что сейчас стали больше читать

По статистике, 32% населения вообще не читает. Зато оставшаяся часть населения стала читать книги более высокого  уровня. А в 90-е годы и в начале двухтысячных литература была  слегка маргинальной. Общество было в истерике, ему было не до изысков.

Возвращение Горбунка. Калининградец написал продолжение знаменитой сказки

— Быть может, произведения таких популярных в девяностые годы авторов, как Пелевин и Сорокин, были своего рода барометром, который показывал градус всеобщего смятения?

Статья по теме

Cила слова. Чему учатся у шоу-бизнеса современные библиотекари

— Ваш самый известный роман «Лавр» — погружение в далёкое прошлое Руси. Что предопределило такой интерес к истории?

— Древняя Русь в моём романе — фоновый образ. Разумеется, я старался не допускать ошибок в описании Средневековья, но постарался «потушить» его, чтобы оно не занимало специального места. В первую очередь меня интересовал человек — как и при каких обстоятельствах он может проявить свою сущность: самоотверженность, преданность, любовь.

— Своим учителем вы называете академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Какое влияние он на вас оказал?

— Он по-настоящему открыл для меня мир Древней Руси. Помню, как впервые увидел его  осенью 1986 года. Меня ему представили, я трепетал. А после этой мимолётной встречи сразу оказался на банкете, посвящённом восьмидесятилетию Дмитрия Сергеевича. У нас всегда в таких случаях готовились капустники. Лихачёву он очень понравился. Он даже прослезился и сказал: «Как хочу вас всех обнять!».

Дмитрия Сергеевича называют «совестью русской интеллигенции». И он действительно таким был, да и является, потому что человек со смертью не исчезает. Другое дело, что он относился к пафосным эпитетам очень здраво. Был весьма самоироничен. Когда в Академии наук праздновалось его 90-летие и звучало множество пафосных дифирамбов, он встал, улыбнулся и сказал: «Здесь прозвучало так много лестного, что можно и воспарить. Но меня оправдывает лишь одно обстоятельство. Я так стар, что меня уже невозможно испортить».

Ранние годы

Евгений Германович родился в Киеве, в 1964 году. Национальность – украинец, но большую часть жизни живет в культурной столице России, в Санкт-Петербурге.

Упоминает о том, что его предки родом из Тотьмы, в Петербург они переехали в начале 20 века, его прадед Михаил Прокофьевич служил в Белой армии (ему посвящен роман «Соловьев и Ларионов»). Из-за чего после революции семья была вынуждена бежать на Украину. Часть предков осталась в Петербурге, где впоследствии пережила Блокаду.

Из интервью Водолазкина известно, что воспитывала его, в основном, бабушка. Именно она научила мальчика читать, первую книгу прочел о растениях в огороде. Проживал в коммунальной квартире с родителями – русскими интеллигентами.

В школе хулиганил, преуспевал в гуманитарных дисциплинах. Так, углубленно изучал английский и украинский языки. В 1981 году поступил на филологический факультет Киевского университета. Окончил вуз с красным дипломом.

Книги

В 2002 году Евгений Водолазкин опубликовал книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха». В ней автор объединил эссе исследователей, воспоминания, записки известных общественных деятелей и ученых. В этот период писатель стал больше времени уделять художественной литературе. Он начал печататься в журналах «Звезда», «Эксперт», «Огонек». Наравне с этим научные произведения также продолжали издаваться в СМИ.

Книга Евгения Водолазкина «Соловьев и Ларионов»

Так читатели познакомились с отрывком книги «Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы», а также с произведением «Инструмент языка». В 2009 году увидел свет роман «Соловьев и Ларионов». Произведение оказалось финалистом премии Андрея Белого. Его также удостоили внимания в рамках премии «Большая книга».

Выпущенный впоследствии роман «Лавр» оказался литературным прорывом 2012-го. Произведение вошло в шорт-листы премий «Нацбест» и «Большая книга». В этот период Водолазкин работал главным редактором альманаха «Текст и традиция», выпускаемого в Пушкинском доме.

Книга Евгения Водолазкина «Лавр»

О романе «Лавр» стоит говорить отдельно, так как эта книга является ярким примером фантастического жанра в творчестве писателя. Нелинейность времени, волшебные события, анахронизмы в речи персонажей тесно переплетаются при совмещении прошлой и настоящей эпох. Роман стал примером агиографии и дает отсылку к канонам фантастики, которые сформулировали братья Стругацкие: чудо – тайна – достоверность.

2013-й ознаменовался выходом книги «Дом и остров, или Инструмент языка». Роман основан на реальных событиях, а точнее, на историях, рассказанных автору друзьями и знакомыми. Сквозь них легко усмотреть мировоззрение писателя.

Книга Евгения Водолазкина «Авиатор»

В 2015-м на прилавках книжных магазинов появился роман «Авиатор», повествующий о начале 20-го века. Его главной темой стало отношение героя к собственной истории. Через биографию конкретного человека автор рассказывает об истории России. В том же году романист создал текст для «Тотального диктанта». Им оказалось произведение под названием «Волшебный фонарь».

Имея за плечами огромнейший опыт научной и исследовательской деятельности, к каждому новому произведению Евгений Водолазкин приступает с основательной подготовкой. Он изучает литературные источники, мемуары, достоверные хроники событий эпохи. Таким образом, автор предоставляет читателю возможность узнать описываемую тему с объективной точки зрения, повествуя об интересных фактах и реальных событиях.

Евгений Водолазкин: биография

Многим читателям интересно будет узнать год рождения любимого писателя — 1964. Водолазкин Евгений Германович родился 21 февраля в Киеве. Условия проживания были сложными, жили в коммунальной квартире, в которой даже крысы водились. К сожалению, о детских годах писателя почти ничего не известно. Евгений не любит об этом рассказывать.

Писатель учился в украинской школе и хорошо знал этот язык. Потом поступил в филологический университет. Затем был Институт российской литературы в Санкт-Петербурге (Пушкинский Дом). Блестяще его окончив, Евгений Германович сдал экзамены в аспирантуру и остался там. Его специализацией стала древнерусская литература. Свою первую книгу он написал в возрасте около тридцати лет.

Книги Евгения Водолазкина

Давайте рассмотрим самые известные книги писателя, их по достоинству оценил литературный мир и многочисленные читатели.

Евгений Водолазкин «Лавр» считает одним из самых удачных своих творений. Из всех написанных произведений, именно этот философский роман о смысле жизни принес ему наибольшую известность. Книга окунает в атмосферу древней Руси. Главный герой — средневековый врач Лавр. Его возлюбленная погибла во время родов вместе с ещё нерожденным ребёнком. Он чувствует вину за её гибель и старается добрыми делами и поступками искупить её. Перед нами проходит весь жизненный путь главного героя. Вначале это юноша, который только делает первые шаги в жизни, в конце — монах, почти святой человек. Книга не всегда удобна для чтения. Трагичен тяжелый путь праведника, но по мере прочтения романа появляется надежда, что главный герой сможет искупить свой тяжкий грех. «Все в жизни возвращается и за каждый поступок рано или поздно придется отвечать», — говорит Евгений Водолазкин. «Лавр» оставляет после прочтения желание разобраться в самом себе и, возможно, изменить свои взгляды на жизнь.

Евгений Водолазкин «Авиатора» написал в 2015 году. В этом романе автор передает атмосферу двадцатых годов двадцатого века. Главная мысль этого произведения заключается в том, что человек должен внимательно относиться к своей собственной истории. Сюжет романа достаточно прост. Главный герой Платонов просыпается в больнице. Он ничего не помнит. Ни кто он такой, ни как попал в больничную палату. Постепенно воспоминания начинают к нему возвращаться, но от этого не становится легче. Все запутывается ещё больше. Через историю одного конкретно взятого человека Евгений Водолазкин описывает историю России. В книге поднимаются сложные и тяжелые вопросы. Соловецкие лагеря — трагическая страница в истории нашей страны, там погибло огромное количество невинных людей. Писатель почти не описывает то, что там происходило, но его строки передают весь ужас этого места. Несмотря на то что формат книги небольшой, её невозможно прочитать быстро. Задумываешься буквально над каждой строчкой.

«Соловьев и Ларионов». В книге описываются истории жизни двух людей: современного историка Соловьева и белого генерала Ларионова. В жизни каждого человека много тайн, и их разгадки не всегда безопасны.

Интересные факты из жизни писателя

  1. 1986 год. После окончания университета Евгений поступил в аспирантуру в Институт русской литературы РАН. Этот отдел возглавлял Д.С. Лихачев. Тогда же состоялась окончательная эмиграция Водолазкина в Россию.
  2. Конец 1989. Познакомился и женился на Татьяне, своей единственной жене. Посаженным отцом на свадьбе выступил сам Лихачев.
  3. 1990 год. Защитил диссертацию и стал работать в том же институте, под руководством Д.С. Лихачева. Как сотрудник Института участвовал в разработке энциклопедии «Слово о полку Игореве». Его научные статьи печатаются в ведущих журналах страны.
  4.  В 1992 Водолазкин уехал на стажировку в Мюнхен. Изучал медиевистику, читал лекции. Пять лет прожил там с семьей, где дочь ходила в немецкую школу. Затем вернулся в Россию и стал реализовывать себя как публицист. Стал исследователем в области экзегезы, агиографии. Также издавал свои научные труды.
  5. В 1998 году провел мероприятия по монастырской культуре Востока и Запада, по мотивам которого выпустил издание.
  6. 2000 год. Защитил докторскую диссертацию. Евгений Германович рассматривал в ней, как литературные памятники отражены во всемирной истории.
  7. 2002 год. Водолазкин написал научную книгу об академике Дмитрии Лихачеве, куда вошли воспоминания и свидетельства людей, знавших академика, ученых, работавших с ним, а также эссе исследователей. В то же время стал чаще писать художественную прозу. Появились первые публикации его рассказов в журналах «Огонек», «Звезда», «Эксперт». Первая книга написана в возрасте около 30 лет.
  8. 2010 – шорт-листы двух премий за роман «Соловьев и Ларионов», изданный в 2009 году. Роман о пересечении и в результате преодолении времен. Главный герой – историк, который воссоздает историю белого генерала. И это проживание в образе другого человека сказывается на его реальной жизни.
  9. 2012 – выход романа «Лавр», за который автор получил сразу несколько премий. Он также стал одной из лучших мировых книг о Боге. В этой книге переплетены темы религии, философии, веры, смерти и любви. Это путешествие духовного человека, странника, к самому себе через страдания и грехи к святости. Время действия – Средневековье. Отчасти написан на древнерусском языке. «Лавр» заслужил признание не только в России. Например, в Словакии роман стал Книгой года в 2019 году.
  10. С 2012 года главный редактор альманаха «Текст и традиция».
  11. 2015 год ознаменовался выходом еще одного нашумевшего романа «Авиатор», по которой планируется экранизация в 2022 году. В книге снова столкнулись прошлое и настоящее, одиночество и любовь, наука и Бог, человек и история. Тут много деталей звуков, запахов, фраз, чувств, и это неслучайно: герой просыпается и едва помнит себя. Ему нужно по ниточкам восстановить память. И всё это – в переплетении разных веков. «Авиатор» вошел в топ лучших книг в Румынии.
  12. В том же году стал автором «Тотального диктанта» — ежегодной международной акции, где участники могут проверить свои познания в русском языке.
  13. В 2018 году Водолазкин написал «Брисбена», ставшего продолжением «Авиатора» и «Лавра». Этот роман о музыке.
  14. В 2018 в Польше прошла конференция по творчеству Евгения, на ней выступал 91 докладчик с разных стран.
  15. В ноябре 2018 вошел в состав Совета по культуре, в следующем году стал членом Общественного совета (по культуре при Государственной Думе России).
  16. 2019 год. Евгению присудили Премию Солженицына. Он отмечен за вдохновенный художественный стиль, за то, что органично соединяет исконно русские духовные традиции и психологическую прозу с высокой культурой.
  17. 2020 год. Выход нового романа-притчи в духе «Лавра» «Оправдание острова». Эта книга – мистическая. Остров – метафора на нашу страну. Построена стилистически как летопись. Написана не без юмора и сатиры. Повествует о взаимоотношениях власти и человека.
  18. 1 марта 2021 стал гостем программы «Познер».

Продолжает работу над новыми произведениями и по-прежнему трудится в Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом).

Личная жизнь

Евгений Водолазкин предпочитает не распространяться о своих буднях и взаимоотношениях с близкими. Публике известно, что писатель счастлив в личной жизни. С женой он познакомился благодаря Пушкинскому дому. Молодые люди встретились, будучи аспирантами. Избранницей публициста стала Татьяна Рудина. Пару объединили общие интересы, и сейчас Водолазкин называет знакомство с супругой одним из важнейших событий в жизни. О том, есть ли в семье дети, СМИ умалчивают.

Евгений Водолазкин и его книга «Брисбен»

В свободное время писатель много читает. В перечне его любимых книг русская и зарубежная классика. Он также отдает предпочтение классической музыке в лице Бетховена и Моцарта.

У автора нет профиля в «Инстаграме», но есть собственный сайт. Кроме того, от его имени ведется сообщество во «ВКонтакте», где регулярно публикуются фото и выдержки из интервью. У романиста также имеется персональная страница в «Фейсбуке».

Вывод

У Евгения Водолазкина уникальный взгляд на историю и литературу – это взгляд ученого и художника (прозаика). Его задача – художественным языком передать те факты, хроники, которые ему удалось узнать по роду своей исследовательской деятельности. И, конечно, помимо научно накопленного опыта, в его произведениях отражен и личный опыт переживания тех или иных событий, откровений.

Автор пишет о том, о чем достоверно знает сам. И затрагивает темы, волнующие каждого. Его герои вне исторических эпох: хотя действие в его книгах зачастую происходит в прошлом, проблематику и персонажей всегда легко представить в настоящем. Язык повествования понятен и доступен, а творит писатель в традициях русской культуры. Поэтому Евгений Германович оставляет бесценный след и в публицистике, и в литературе. А его романы уже завоевали любовь читателей с разных уголков планеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector