Иконопочитание. древнейшие иконы. иконоборчество и его вселенские соборы

Последствия для Византии

В иконоборческий период был разрушен значительный культурный пласт, создаваемый талантливыми мастерами на протяжении нескольких столетий. В это время уничтожили немало шедевров изобразительного искусства, посвященных религиозной тематике. Бесследно исчезли многие роскошные мозаики, которые иконоборцы заменили аскетичными крестами. Пострадали скульптурные изображения святых, большинству из которых не удалось сохраниться даже частично.

Период борьбы с иконопочитанием, завершившийся несомненной победой христианской Церкви, также сыграл важную роль в истории Византии. После окончания этого этапа произошло укрепление государственности, полностью оформилось православие, были выработаны его основные каноны и эстетика. Между представителями государственной власти и духовенства установились гармоничные и продуктивные отношения, способствующие успешному развитию общества и дальнейшему процветанию страны.

Иконокластия: второй сезон

Начался второй период иконоборчества. Его проблемы до боли напоминали проблемы первого. Только все было ещё хуже, особенно на дипломатическом и военном фронтах.

Арабы захватили Сицилию и даже откусили часть территорий от Южной Италии. Взлетели налоги и цены на хлеб. Население, особенно в Малой Азии, быстро нищало. В итоге уже Михаилу II пришлось подавлять в 821-823 году восстание Фомы Славянина, которого поддержало фемное ополчение Востока. Восставшие осадили Константинополь, и только помощь болгарского хана Омуртага, который разгромил мятежников, в прямом смысле спасла империю. При этом восставшие, происходя из самых еретических регионов империи, формально выступили на стороне иконопочитателей. Ситуация осложнялась тем, что их поддержали арабы, которые заодно в который раз разорили Малую Азию.

Беда не приходит одна. В 800 году папа римский Лев III короновал Карла Великого императорской короной. Таким образом, в формально сохранявшей единство Римской империи оказалось два императора. При этом западная и восточная часть жили своей жизнью. Полагаясь на военную мощь франкских королей, римские понтифики стали претендовать не просто на первенство в церкви, но и на формальное подчинение восточной церкви Риму. Их обида на Византию была понятна.

Коронация Карла Великого

Императоры не просто оставили их один на один с лангобардами. Они переподчинили церковную организацию южной Италии Константинополю. И, словно этого было мало, греки замахнулись на все Балканы — а это уже юрисдикция Рима. Задевались экономические и политические интересы римской церкви, чего та допустить никак не могла.

В 838 году императоры столкнулись с очередным нашествием арабов, взявших фригийский город Аморий — родину правящей династии. Пощёчина была громкой, но страшней всего оказалась угроза самой империи: несколько дневных переходов — и можно осаждать Константинополь.

Василевс разослал дипломатов на Запад, но подмога не пришла. Папа римский отнёсся к отправлению помощи без какого-либо энтузиазма, но посочувствовал ромеям. Хотя кто им тогда только не сочувствовал? Даже иберийские Омейяды выразили моральную поддержку империи, но от военной помощи уклонились.

Второй период борьбы с идолопоклонством продлился около тридцати лет. Точку поставил собор 843 года — изображения разрешили, а иконоборцев подвергли отлучению.

Фрагмент иконыТриумф православия» — над иконоборчеством(источник фото)

В Африке

Понятие иконоборчества распространяют также на культурные процессы в Африке. Таким образом характеризуют уничтожение священных деревьев народа бага в Гвинее в 1956—1957 годах. Мусульманский священник (мурабит) Асеку Сайон (Asekou Sayon) и его ученик Абдулайе Камара (Abdoulaye Camara) начали кампанию по разрушению традиционной религии и по обращению бага в ислам. Действуя в нескольких деревнях при поддержке местной молодёжи, срубали священные рощи и разрушали предметы культа бага (маски, скульптуры). Дополнительный урон культуре бага был нанесён после обретения страной независимости, когда президент Секу Туре провозгласил свою «программу демистификации». В попытках обретения новой национальной идентичности традиционные религиозные практики были объявлены незаконными, а их публичное отправление запрещено.

Причины возникновения иконоборчества

К VIII веку борьба с иконами, святыми предметами разгорелась с новой силой. Перенимание опыта у мусульманских стран, отрицавших поклонение изображениям, а также возникновение христианских ересей поспособствовали увеличению числа иконоборцев.

Павликианская секта делила мир на добро и зло, Бога и сатану. Добрый дух невидим, находится в неосязаемом мире. А вот злой прячется в теле, предметах. Павликиане были противниками украшения храмов изображениями, статуями и т.д. Их позицию поддерживали мусульмане, евреи.

В защиту своих взглядов иконоборцы приводили в пример вторую заповедь Закона Божьего. Она предостерегает от сотворения себе кумира, изображения того что на небе и на земле, поклонения этим изображениям. Иноверцы часто упрекали христиан, что они почитают «камни и доски», а не Бога. Это тоже смущало верующих и заставляло прислушиваться к иконоборцам.

Одни иконоборцы допускали использование икон и статуй, но лишь в качестве украшения. Другие же хотели полностью избавиться от лишних предметов, очистить от них храмы. По мнению иконоборцев, представление человеческого лика Христа противоречит его божественной сути. Хлеб и вино в причащении – единственный символ человеческой природы Спасителя.

Почитатели икон считали, что на них переходит святость того, кто на них изображен. Икону Богородицы или Иисуса Христа следует почитать точно так же, как и самих святых. Иконы еще называли книгами для неграмотных. Главными их защитниками были монахи. Это объясняется не столько верой в святость изображений, сколько жаждой наживы. В те времена монастыри существовали за счет изготовления икон.

>> Гражданская война в США 1861-1865 гг.

Как проходило иконоборчество

Вспыхнув на юге Нидерландов, народное восстание стало быстро распространяться в северном направлении страны и охватило большую часть провинций. Наиболее мощное движение иконоборцев происходило на территории Фландрии, Брабанта, Утрехта.

Острые бои начались в Антверпене, Валансьене, Турне, в промышленных районах Ипра, Касселя, Хондсхота. Здесь были разгромлены многочисленные церкви, дворянские замки и дома, уничтожались религиозные статуи и иконы. Всего в 1566 г. повстанцы разрушили не менее 5500 католических храмов. Меньшая активность населения наблюдалась в сельскохозяйственных областях, расположенных на юго-востоке страны. Здесь иконоборческие выступления имели место только в нескольких крупных населенных пунктах.

В городах, охваченных бунтами, организовывались специальные военные отряды, которые следили за порядком на улицах. Повстанцы занимались конфискацией имущества у приверженцев католицизма, которое расходовали для военных нужд. В период иконоборчества было сожжено множество документов, утверждающих привилегии церквей и монастырей, освобождались из тюрем люди, объявленные прежде еретиками.

Ранние иконоборческие настроения

Критика церковных символов, имеющих внешнее сходство с обычными людьми, имела место еще в Древнем Риме и Древней Греции. Древнегреческий философ Гераклит подвергал осуждению материальность скульптурных композиций. Основатель Элеатской школы Ксенофан считал нелепой идею создавать художественные работы, на которых небесные жители выглядят подобно смертным.

Во II столетии отношение христиан к религиозным изображениям становится все более противоречивым. В основу сомнений был положен текст второй заповеди, данной свыше пророку Моисею, призывавшей не создавать кумиров. В этот период начинают фиксировать случаи вандализма – обезглавливание священных статуй, лишение их глаз, полное уничтожение. В Персии иконоборческая ересь проявлялась в умышленном погашении ритуальных огней.

В IV веке возражения против поклонения святым образам и ключевые идеи иконоборцев стали усиливаться. Римский богослов Евсевий Кесарийский критиковал стремление верующих молиться у икон с изображением Христа. Святитель из Палестины Епифаний Кипрский совершил неслыханный для тех времен поступок – открыто уничтожил Божественный лик в христианской церкви.

Иконоборчество

Интересно бывает заглянуть иногда в словарь и найти значение какого-нибудь слова, вроде бы давно тебе известного, и неожиданно обнаружить, что на самом деле о слове ты ничего не знаешь. Так, например, случилось со словом “иконоборчество”. Все, что я о нем помнил, что 8-9м веках в Византии какие-то сумасшедшие в борьбе с идолопоклонством целенаправленно уничтожали иконы, мозаики, фрески, статуи… Считается, что Айя-София потеряла в этой борьбе все свои мозаики, а те, что мы видим, появились позже. Как сравнить их с безвозвратно утерянными?

Так вот, возвращаясь к слову иконоборчество или иконоклазм по-гречески, что значит разрушение изображений — его предыстория началась в Месопотамии 4,5 тысячи лет назад. Археологи нашли там культовые статуи с отбитыми носами — кто-то надругался над чужими богами. Дальше — больше. Имя фараона-реформатора Эхнатона после его смерти было предано забвению, а его гробница разрушена. В Древнем Риме процедура забвения была введена в законодательную практику под названием damnatio memoriae, т.е. проклятие памяти. Римляне проклинали государственных преступников — вместе с их именами уничтожались любые материальные свидетельства их существования. Отдельный и огромный урон культурной памяти человечества нанесло христианство, как планомерным уничтожением языческих идолов, так и внутренними противоречиями. В качестве примера первых можно привести уничтожение изваяний Перуна и других богов при крещении Руси — князь Владимир, как говорят, повелел их тысячами сбрасывать в Днепр; вторые приводили к уже упомянутому иконоборчеству в Византии или в Европе в период Реформации, когда повсеместно проводилась зачистка церквей от предметов культа. Но не христианством единым — в Африке мусульмане уничтожали священные деревья, на Востоке талибы взрывали находившиеся под охраной Юнеско статуи Будды, исламисты — город Пальмиру. И не только религией — римское “проклятие памяти” возродилось в СССР под видом политической цензуры. Враги народа стирались не только с лица земли, но и, стараниями ретушеров, из групповых фотографий с теми, кого врагом еще не успели объявить.

Огромное число памятников культуры погибло во Вторую Мировую войну. И если немцы на первых порах как-то пытались соблюдать женевскую конвенцию, то английские и американские летчики с немецкими городами и памятниками архитектуры не церемонились. Дрезден и Гамбург были выжжены дотла.Надо заметить, что попытки ввести символическое разрушение чужих образцов культуры в законотворческие практики оказывались не очень успешными — мы помним и мужа царицы Нефертити Эхнатона, и разрушителя Рима императора Нерона, также в свое время подвергнутого принудительному забвению. Здесь же стоит упомянуть еще одну архитектурно-строительную практику по использованию элементов декора старых зданий в новых сооружениях. По этому принципу греки, например, строили базилику-цистерну в Константинополе. 360 колонн из разрушенных или заброшенных храмов было использовано при строительстве знаменитого водохранилища. Практика носит красивое латинское название spolia, но не будем обольщаться — spolium на латыни значит мародерство. То же со словом вандализм — словарь определяет его как светскую форму иконоборчества. И наоборот. Иконоклазм в сегодняшнем дискурсе включает в себя не только религиозные или политические акты разрушения объектов чужеродной идеологии, а вообще любые виды вандализма от закрашивания граффити Бэнкси до разрушения башен-близнецов в Нью-Йорке. Так что нет ничего нового в сегодняшней вспышке агрессии в отношении памятников конкистадорам и рабовладельцам. Древние ксенофобские инстинкты, цензура, вандализм и мародерство. Никакой эстетики.

Есть еще один любопытный аспект в вандализме. Часто разрушают не из мести или других символических причин, а из культурно-экономической несостоятельности. Крестьяне жгли усадьбы потому, что не могли ни жить в них, ни содержать. Грабили, что могли, но и то без нужды.

В каком возрасте наступает старость у российских женщин?

В каком возрасте наступает старость? От автора бестселлера «Почему француженки не носят Шанель» Ссылка В средневековой…

Медицина в Америке: или для очень бедных, или для очень богатых

Считается, что в США лучшая медицина в мире. Вполне возможно, что это так, только убедиться в этом доводится не каждому…

Логика иконоборцев

Иконоборцы подтверждали свои взгляды строчками из священного писания, в частности из Ветхого Завета: «Не должно поклоняться творению рук и ‟всякому подобию, елика на небеси горе, и елика на земле низу”» (Исх. 20, 4). В почитании и лобызании икон гонители видели отголоски язычества, приравнивая поклонение иконе к идолопоклоничеству. Образ невидимого Бога невозможен, потому что как может быть изображено то, что недоступно зрению. Если бы в этом случае такое изображение было бы создано, то по причине невидимости Первообраза оно было бы основано на вымысле, и поэтому, было бы, ложью

Поддержку иконоборчества осуществлял не только император, в самой церковной среде находились сторонники. Для того, чтобы не привести к сильной оппозиции и последующим неудачам, Лев V решил воспользоваться внутренними разногласиями Церкви и потом выступить в роли посредника и решить дело в пользу иконоборчества. Для того, чтобы инициировать дискуссию об иконах, императору требовались талантливые и образованные полемисты с солидной богословской подготовкой. Одного такого человека, Иоанна Грамматика, он нашел довольно быстро. На Пятидесятницу 814 г. (4 июня) Лев поставил его во главе комиссии, которая должна была отыскать в старых книгах свидетельства отцов Церкви против иконопочитания. Попытка беседы и вызова разногласия внутри Церкви руками патриарха, у Льва не удалась.

Первый период

Следующим этапом развития иконоборчества в Византии стало правление Льва III Исавра (717–741).

Именно этот император стал использовать недовольство чрезмерным почитанием икон как основу для создания новой объединяющей идеологии для византийского общества.

Замечание 2

В результате византийское общество разделилось на две части –иконопочитателей (иконодулов) и иконоборцев (иконокластов). В Империи начались восстания против действий правителя, который приказывал замазывать иконы или разрушить скульптурное изображение Христа в центре Константинополя.

Иконы стали удалять с видных мест, чтобы люди перестали их лобызать и кланяться им. Против императора выступила итальянская Равенна, население Греции и Кикладских островов, и в самой столице начались волнения. Когда придворный. выполняя приказ, пытался разрушить скульптуру Христа, находившуюся в центре города, его растерзала толпа, состоявшая в основном из женщин и монахов.

Римский Папа Григорий II (715 — 731) выступил против таких нововведений. На Латеранском соборе в 731 г. иконоборчество было единодушно осуждено. В ответ император отправил к берегам Италии флот Византии, а часть доходов с земель Папы стали поступать уже в казну Византии. Епархии Рима, которые находились в Сицилии, Далмации, Сицилии и в Калабрии были переведены согласно указу императора под управления константинопольского патриарха.

Наиболее ожесточенные споры вокруг почитания икон пришлись на время правления императора Константина V Копронима (741–775).

Новый император оказался фанатично предан движению иконоборчества, что и отразилось в его деятельности как правителя. Согласно решению Иерийского собора, созванного в 754 г. иконы и мощи подлежали полному запрету, а их почитатели были объявлены «древо- и костепоклонниками». Началось преследование духовенства, их земли отбирались, а сотни монахов были отправлены в тюрьмы. В 771 г. монахам монастырей одной из областей Византии было предложено уйти в мирскую жизнь и жениться или умереть. И многие выбрали пытки смерть.

Чтобы спастись тысячи монахов бежали в Рим и на Сицилию.

Замечание 3

Преследования касались только иконопочитателей среди духовенства, но мирян, по-прежнему почитавших иконы, не преследовали.

Политика иконоборчества привела к падению влияния Византии в Италии. Лангобарды взяли столицу византийского экзархата Равенну. И владения Империи остались лишь на юге полуострова. А Папа Римский Стефан II (752 — 757) помазал на царство правителя франков Пипина Короткого, ставшего королем при большой поддержке Рима. Тем самым римский престол стал ориентироваться в большей степени на Франкское королевство.

При сыне Константина V Копронима, Льве IV Хазаре иконоборчество пошло на спад, и партия иконопочитателей стала возрождаться. Жена императора Ирина поддерживала иконопочитателей, и вскоре в императорском дворце появились не только иконы, но и заговор против императора. Но заговор был раскрыт летом 780 г., заговорщики были осуждены и сосланы, а жену удалили из дворца.

Но уже 8 сентября 780 г. Лев IV Хазар заболел и умер, возможно отравленный каким-то ядом.

Императору наследовал его сын Константин VI, а регентом при нем выступала мать императрица Ирина. К этому времени иконопочитатели стали брать вверх среди правящей верхушки, и Ирина готовилась официально вернуть иконопочитание.

VII Вселенского собора в Никее состоявшийся осень 787 г. отменил акты собора 754 г. и восстановил иконопочитание.

Иконоборчество в Нидерландах

Иконоборческие бунты в Нидерландах начались в 1566 году. В движении участвовали многотысячные массы простых людей, контролируемые кальвинистскими консисториями и дворянами-кальвинистами. Протест проходил как открытое вооруженное восстание, направленное против католической церкви, инквизиции, продажи индульгенций, жестокого преследования еретиков. Недовольство народа и дворянских кругов вызывала манера правления испанского короля Филиппа II, установившего жесткий контроль над нидерландскими провинциями.

Участники иконоборческого движения разгромили множество храмов и дворянских поместий, уничтожили немало икон, статуй и церковных документов, отнимали имущество у сторонников католицизма. Одновременно с погромами из мест заключения освобождались люди, объявленные ранее еретиками. На фоне таких событий Маргарита Пармская, исполнявшая обязанности испанской наместницы в Нидерландах, издала манифест от 23 августа 1566 г. В нем обещалось устранить инквизицию и суровые законы против еретиков, обеспечить большие свободы кальвинистам. Впоследствии ни одна из обозначенных в этом документе реформ так и не была реализована, поскольку представители власти преследовали совсем иные цели.

После выхода манифеста лидеры народного восстания стали отказываться от прежних идей и присягать на верность королю Филиппу II. Оставшись без прежнего руководства, иконоборцы были постепенно разгромлены испанскими войсками. Многих участников народных бунтов заключили в тюрьмы и подвергли пыткам. Власти, подавившие движение иконоборцев в Нидерландах, вновь установили прежний режим и восстановили безграничную власть Католической церкви.

Армия против церкви

В VII веке Византия переходит к системе фемного ополчения. Первоначально вооружение выдавалось стратиотам из государственных арсеналов — это позволяло единообразно вооружать воинов. Затем правила изменились: отныне ополченец должен был сам себя обеспечивать оружием и снаряжением. Таким образом, государственная казна переложила расходы на экипировку на самих воинов. Это позволило направить оставшиеся средства на дипломатию, покупку союзников, строительство кораблей, возведение новых крепостей и починку старых.

Но был один нюанс — это ополчение набирали из мелких свободных крестьян. Чем их было больше, тем больше была и военная мощь империи, и тем более агрессивную политику она могла вести

Это оказалось особенно важно, когда буквально с каждой стороны набегали то славяне, то арабы, то ещё какие-то кочевники

В то время основную массу стратиотов набирали в Малой Азии. Они первыми выступали против очередного арабского нашествия и несли в боях с мусульманами тяжёлые потери. Стратиоты(они же крестьяне) этого региона постоянно жили в состоянии боевой готовности. Их жизнь могла рухнуть в любой момент. Многим из них было неясно, кого следует ненавидеть больше: монастырь, который пытается отобрать землю, или вторгшихся арабов.

Размах и жестокость преследований иконопочитателей явно не сводилась кисламскому прозелитизму». Армия приняла в этом самое деятельное участие, вплоть до нападения на отдельных представителей церкви и силовой поддержки проводимой политики. И вот тут дело заключается в широком охвате ересями(в том числе павликианством) большей части Малой Азии.

Ереси нашли в среде крестьян благодатную почву, а потом проникли и в армию. Хронисты особенно подчёркивают, что для военных из армян, сирийцев, выходцев из Малой Азии, было характерно насилие по отношению к православному монашеству и клиру. Императорам Исаврийской династии(717 -802) достаточно было призвать восточный контингент в Элладу, чтобы армия радостно поддержала, а потом и приняла активное участие в массовых преследованиях.

Патриарх пытался помешать, но в 754 году эту политику официально поддержал седьмой вселенский — он же иконоборческий — собор.

Нечего поклоняться идолам всяким!

Иконоборцы в Константинополе, 754 год

Гонениям подвергались не только иконы, но и монахи. А вот святых и мощи почитать не запрещалось. Василевса Константина V объявили тринадцатым апостолом.

В период Реформации

Основоположники Реформации высказывали различные мнения относительно изображений. Если Жан Кальвин, исходя из буквальной интерпретации Второй заповеди, требовал их удаления из церквей, то Мартин Лютер проводил различие между изображениями и их восприятием. Наиболее радикальные группы иконоборцев действовали в южных областях Германии и Швейцарии. Одно из наиболее масштабных иконоборческих волнений произошло в Женеве, заметной была иконоборческая активность Ульриха Цвингли в Цюрихе. С иконоборческого восстания в 1566 году, в ходе которого уничтожались иконы и статуи святых в католических храмах и монастырях, началась революция в Нидерландах. Действия протестующих включали разрушение не только изображений и скульптур в церквях, но и прочих культовых объектов (канделябров, монстранций).

В Англии иконоборческие инциденты отмечались уже начиная с 1520-х годов. В 10 статьях, принятых Церковью Англии в июле 1536 года, разрешалось использование изображений как «напоминание о небесных вещах». Однако уже в августе отношение к ним стало более критичным, что обосновывалось защитой изображений от оскорблений и опасностью восприятия их как идолов. В 1537 году против изображений выступил Томас Кранмер, несколько лет спустя его поддержал Томас Кромвель. После падения Кромвеля в 1540 году ход реформы замедлился, но с восшествием на престол Эдуарда VI кампания против изображений стала проводиться с ещё большим рвением. В 1547 году был принят акт об уничтожении всех оскорбительных изображений, под которыми понимались относящиеся к поддельным чудесам, паломничествам, идолопоклонничеству и предрассудкам. Дальнейшие законы только расширили этот перечень. Некоторые радикальные епископы приказывали разрушать алтари в своих диоцезах. C возвращением в Англию протестантов, изгнанных при королеве Марии, влияние реформатских церквей Швейцарии, а вместе с ним направленность против изображений, усилились.

К пуританскому иконоборчеству относят также осуждение и борьбу с театром в конце XVI—XVII веках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector