Вирсавия
Содержание:
- Царь Израиля
- Царь Давид в истории и археологии
- Техническое описание
- Карьера
- Любовь, семья
- Вокруг фильма
- Раскаяние Давида [↑]
- Царь Саул
- Персонажи Вирсавии в искусстве
- ВИРСАВИЯ: число истинных особенностей «7»
- Кажущиеся мотивы Давида [↑]
- [править] Битва у Рабата
- Толкование истории про Давида и Голиафа
- Вирсавия, Урия и Давид
- Распределение
- Старость и смерть царя Давида.
- Иконография
- Кажущиеся мотивы Давида [↑]
- Выводы [↑]
Царь Израиля
Вскоре начало сбываться предсказание Самуила. Давид со своими людьми поселился в Хевроне, здесь его объявили царем — пока только юга Израильской земли. На севере же правил оставшийся сын Саулов, Иевосфей. Но вскоре его убили изменники. Тогда царем над всем Израилем стал Давид. Считается, что это случилось около 1005 г. до Рождества Христова.
Пророк Давид1727–1728. Москва.96 × 40 см. Дерево, темпера.Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Иерусалим – новая столица
Одним из первых деяний царя стало взятие крепости племени иевуссеев около 1000 г. до Р.Х. Она получила новое имя, ныне известное всем – Иерусалим, что значит «город мира». Сюда царь повелел привезти Ковчег Завета, главную святыню иудеев. Некогда его захватили филистимляне, позже, пораженные казнями, возвратили обратно иудеям. Но Ковчег пребывал в Кириаф-Иариме.
Интересный фактВ Иерусалиме Давид построил скинию по подобию Моисеевой. При огромном стечении людей, до 70 т. человек, Ковчег внесли в город. Каждые шесть шагов процессии совершалось жертвоприношение.
Царь, сбросив богатые одеяния, плясал и радовался перед Ковчегом в льняной одежде священника, хваля Бога. Давида многие не поняли. Даже царица, Мелхола, позже возмутилась: не царское это дело. Но Давид не смутился:
Перенесение Ковчега Завета.Последняя треть XVIII в. Дерево, темпера. 86.5 × 171.5 см Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия Изображение воспроизводится по изданию: Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006.
Так началось прославление Иерусалима, как священного города, дома Божия. Но Давиду мы обязаны не только Иерусалимом.
Богослужебная традиция
Именно Давид учредил первые регулярные богослужения. Впоследствии, когда Соломон построит Храм, эта традиция ляжет в основу богослужения Храма. Затем ее отдельные элементы будут заимствованы христианами. Среди нововведений Давида:
- разделение левитов-священников на чреды, каждая из которых совершала богослужение в определенное время
- создание хоров для богослужебного пения
- избрание музыкантов для игры на музыкальных инструментах во время богослужения
- создание гимнографической традиции
Известны имена музыкантов – создателей песнопений – Асаф, Еман, Евад.
Но главным творцом богослужебных гимнов был сам Давид. Его песнопения, которыми некогда царь утешался в изгнании, изливал скорбь о потерях, радость побед – видимо, тогда начали объединять в книгу, называемую теперь Псалтирью, по имени любимого музыкального инструмента царя.
Давид и Вирсавия
Царствование Давида было славно: завоеваны Моав, часть Сирии, Идумея, одержал царь много побед над аммонитянами. Но именно на пике своей славы и могущества Давид поддался искушению
Его внимание привлекла женщина, которую он случайно увидел с кровли дворца. Хотя, по восточной традиции, много было у царя жен и наложниц, вдруг захотелось ему – именно эту
Хотя Вирсавия – так звали ее – была замужем за одним из лучших Давидовых военачальников, Урией.
Но это не остановило царя. Впрочем, еврейские авторы уверяют, что сделанное царем не было беззаконием в точном смысле: мужья, отправляясь в военный поход, вручали жене так называемое разводное письмо, делавшее женщину свободной. Сделал так и Урия. Но вот когда женщина оказалась беременна, Давил сделал действительно тяжелый грех, отправив Урию на войну на самое опасное место. Так он, как говорили, убил соперника мечом аммонитян. Именно за этот грех резко обличил Давида пророк Нафан.
Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтырь
Этому грехопадению посвящен псалом, известный ныне каждому христианину:
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»
Покаянными слезами Давид пытался умилостивить Господа и отвести праведный суд – не от себя, но от рожденного Вирсавией ребенка. Но мальчик не выжил. Со смирением принял Давид праведный суд. Впоследствии уже законная жена Вирсавия родит царю Соломона – самого славного царя Израильского.
Но возмездие за свое согрешение Давид нес еще очень долго. Скоро в царской семье завязались конфликты.
Царь Давид в истории и археологии
Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.
Стела Тель-Дан
Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 — начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd, которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.
Стела Меша
Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.
Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.
Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.
Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, полагает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, который на пути к власти убил своих противников, включая собственных сыновей.
Техническое описание
Ковчег Завета из фильма
- Английское название: Давид и Вирсавия
- Оригинальное название: Давид и Вирсавия
- Режиссер: Генри Кинг , ассистировал Роберт Д. Уэбб (в титрах)
- Производство: Дэррил Ф. Занук
- Кинокомпания: 20th Century Fox
- Сценарий: Филип Данн
- Фотография: Леон Шамрой
- Музыка: Альфред Ньюман
- Монтаж: Барбара МакЛин
- Художественное направление: Джордж Дэвис и Лайл Уиллер
- Костюмы: Шарль Ле Мэр и Эдвард Стивенсон
- Хореограф: Джек Коул
- Специальные эффекты: Фред Серсен (en)
- Страна: США
- английский язык
- Формат: цветной ( Technicolor ) — звук: моно (Western Electric Recording)
- Жанр: библейская баска
- Продолжительность: 116 минут
- Даты выпуска:
- США :10 августа 1951 г.
- Франция :21 мая 1952 г.
Карьера
Тем, кого интересуют судьба и значение имени Вирсавия, будет полезно узнать и о карьерных перспективах его обладательницы. В школе девушка прилежно учится, однако не гонится за хорошими оценками. Она с удовольствием помогает другим улучшать их успеваемость, дает списывать, из-за чего у нее могут возникнуть проблемы с учителями.
Правильный выбор профессии крайне важен для Вирсавии. Здравоохранение, наука, образование – ей подходит сфера, в которой она сможет тратить свою энергию на благо общества. Однако продвижение по карьерной лестнице крайне редко является целью девушки, которую так назвали. Она легко откажется даже от любимой работы ради семейного счастья. Часто обладательницы имени отдают предпочтение работе на дому или устраиваются на неполный рабочий день.
Любовь, семья
Характер и значение имени Вирсавия взаимосвязаны. Проявляется это во всем, в том числе и в отношениях его обладательницы с противоположным полом. От природы женщина, которую так зовут, наделена сексуальностью, поэтому всегда окружена поклонниками. Она влюбчива, однако окружающие зачастую об этом не догадываются. Вирсавия искусно прячет свои настоящие эмоции под маской безразличия.
Как правило, романтические отношения начинаются для нее с дружбы. Нередко Вирсавия путает дружескую симпатию с влюбленностью, так как не способна распознать грань между этими понятиями.
Женщина, которую так назвали, готова в любой момент принести карьеру в жертву семейному счастью. Своей главной обязанностью она считает заботу о муже и детях. Для своих близких людей Вирсавия становится настоящим ангелом-хранителем. Но обладательница имени рискует раствориться в своих домочадцах, забыв о собственной жизни.
Вокруг фильма
Грегори Пек и Сьюзан Хейворд
- Успех « Самсона и Далилы » Сесила Б. Де Милля для Paramount Pictures возродил вкус к библейским блокбастерам в Голливуде . Начало строительства Quo Vadis из Мервина Лероя для Metro-Goldwyn-Mayer решил Занук , глава 20th Century Fox , чтобы произвести сам следующий большое шоу в своем роде. Он попросил сценариста Филипа Данна написать сценарий о царе Давиде. Данн развил все периоды жизни царя: его юность — борьбой с Голиафом, его правление — встречей с Вирсавией, а старость — предательством своего сына Авессалома . Но Занука это не убедило, и он попросил его поработать над другим проектом. Сценарист перезапустил его, предложив ему только одно название, « Давид и Вирсавия» , а продюсер-энтузиаст предложил переписать сценарий на эту тему. Иногда это считается очень литературным, большая часть фильма — это диалоги в белых стихах, что, возможно, придало фильму эффект застывания. Филип Данн также работал над сценарием для других эпических произведений Twentieth Century Fox: «Туника» , «Гладиаторы» и «Египтянин» . Хотя для La Tunique он сказал, что в основном «служил прикрытием» для сценариста Альберта Мальца , который был включен в список « Голливудской десятки» и ему было запрещено работать в США . Несмотря на плохие отзывы, фильм имел коммерческий успех, собрав более чем в три раза себестоимость производства, составлявшую 2 170 000 долларов.
- Созданная в разгар периода антикоммунистической истерии под влиянием маккартизма , эта работа также является искусным осуждением войны как инструмента тирании , тайно объединившейся друг с другом, чтобы ослабить свои народы и тем самым помешать им объединиться. … восстать против своих настоящих угнетателей.
- Место съемок недалеко от Ногалеса , Аризона .
Раскаяние Давида [↑]
Вскоре после того, как Батшева родила царю сына, к нему пришел пророк Натан — будто бы для того, чтобы посоветоваться с царем об одном сложном судебном деле. Натан спросил, как следует поступить с богачом, владеющим многочисленными стадами крупного и мелкого скота, если он отобрал у бедняка единственную овечку.
«Такой человек достоин смерти! — вскричал чуткий ко всякой несправедливости Давид. — И он должен заплатить вчетверо за то, что поступил немилосердно!»
«Ты — тот человек! — возгласил Натан, а затем передал царю слова Творца: — Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: Я помазал тебя на царство в Израиле, и Я избавил тебя от руки Шауля. …Отчего же ты пренебрег словом Господа, сделав злое в Моих глазах: хитийца Урию ты убил мечом, а его жену взял себе в жены?!»
«Согрешил я перед Б-гом», — ответил Давид. А пророк сказал: «Господь снял твой грех — ты не умрешь. Но поскольку этим поступком ты дал повод врагам Б-га хулить Его, умрет родившийся у тебя сын» (II Шмуэль 11:27-12:14
).
Проводив Натана, Давид написал псалом-молитву: «Перед Тобой одним согрешил я и злое в Твоих глазах сотворил — оправдай Своим словом, оправдай на суде» (Теилим 51
). «Очисти меня, будто иссопом — и буду чист, омой меня — и стану белее снега, — просил Давид. — Дай мне ощутить веселье и радость, и воспрянут мои кости, сокрушенные Тобой. Отверни Свое лицо от моих заблуждений, и все мои грехи сотри. Чистое сердце сотвори во мне, Б-г, и дух истины обнови во мне. Не отсылай меня от Себя и духа Своей святости не отнимай у меня. Верни мне радость избавления и благородный дух поддержи во мне. Буду обучать грешных Твоим путям, и заблудшие к Тебе возвратятся». «Жертвоприношение Б-гу — сокрушенный дух, — написал Давид в заключительных строках этого псалма. — Разбитое и удрученное сердце Б-г не отвергнет» (Теилим 51 ).
И сразу же после ухода Натана младенец опасно заболел. Царь молил об исцелении, постился и проводил ночи, лежа на голом полу.
На седьмой день от рождения младенец умер. Давид увидел, что слуги перешептываются и, поняв, что произошло, спросил: «Что, умер ребенок?» «Умер». Тогда Давид встал с земли, умылся, переменил одежды и пошел поклониться к шатру, где хранился Ковчег Завета. Вернувшись домой, он попросил поесть.
У него спросили: «Почему ты так поступаешь? Почему, когда ребенок был еще жив, ты постился и плакал, а когда он умер, встал и стал есть?» «Пока ребенок был жив, — объяснил Давид, — я постился и плакал, так как думал: кто знает, может быть помилует меня Б-г, и ребенок останется жить. А теперь он умер… Разве я смогу возвратить его? Я приду к нему, но он ко мне не вернется» (II Шмуэль 12:15-23
).
Царь Саул
В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу. Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.
Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.
В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).
Давид играет на арфе перед Саулом. Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5. На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990. Государственная Третьяковская галерея https://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html
Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г. Ульяновский художественный музей
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
„И сказал ей : прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё . Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“
Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Персонажи Вирсавии в искусстве
В картине
Поль Веронез , Вирсавия в бане
Вирсавия в бане , 1724 г.Музей изящных искусств Себастьяно Риччи, Будапешт
Самая распространенная сцена в жизни Вирсавии — это когда, когда она находится в ванне, ей приносят письмо от Давида, который говорит, что хочет взять ее в жены.
- Батшеб от Франчабиджо (1482-1525) сохраняются в Дрездене.
- Вирсавия по Жером (1824-1904).
- В « Давиде и Вирсавии» , написанной в 1562 году Яном Матсисом в лесу (Лувр, Париж), Давид отправляет одного из своих слуг в Вирсавию, чтобы он признался ему в любви; мы замечаем, что слуга указывает пальцем на своего хозяина. Последний находится на террасе на заднем плане.
- Ванны Вирсавии (о) , темпера и масло панели ( ) от Hans Мемлингу удерживается Staatsgalerie из Штутгарта .
- Картина « Вирсавия в бане » Поля Веронеза , написанная в 1575 году и хранящаяся в Музее изящных искусств в Лионе, отличается, и некоторые утверждают, что это на самом деле Сюзанна , еще один библейский персонаж.
- « Вирсавия в бане » Корнелиса Корнелиса ван Харлема (1562–1638), написанная в 1594 году и хранящаяся в Государственном музее Амстердама .
- На других картинах Якоба ван Лоо (Лувр, Париж) изображен слуга, который объявляет о любви Давида к нему, как Вирсавия в ванне в 1625–1670 годах .
- Две картины, написанные в 1654 году, иллюстрируют эту сцену: Вирсавия принимает письмо от Давида , от Виллема Дроста и Вирсавия в ванной держит письмо от Давида от Рембрандта .
- Вирсавия в ванной (ен) по Себастьяно Риччи , 1724 хранится в Музее изобразительных искусств в Будапеште
- Мы можем также отметить Вирсавию по Карлу Brioullov (1799-1852), Рим).
- История Вирсавии также вдохновила Гюстава Моро на создание акварели (Кабинет художественной графики, Лувр ).
- « Давид и Вирсавия » Марка Шагала показывает нам слитные лица двух влюбленных, а также символ двух сторон всего и ее противоположностей, мужского и женского. Их защищают два доброжелательных ангела.
В литературе
- «Бетсабе» — роман Пьера Бенуа ( ).
- «Батшеба» — роман Торни Линдгрена ( 1986 — « Иностранная женская премия» ).
- «Вирсавия» (или «В честь прелюбодеяния») ( ISBN 2-266-16353-1 ) — роман Марека Хальтера .
- В разгар битвы опубликован в 2014 году роман Жана-Франсуа Розо, в котором история Вирсавии переносится в контекст Первой мировой войны. Название этого романа взято из Ветхого Завета, когда Давид приказывает Иоаву послать Урию на смерть: «Поставьте Урию на передовую в пылу битвы , затем отступите за ним, позвольте ему ударить и позвольте ему умри. »(2См 11. 1-26).
- Честер Браун адаптирует эпизод Вирсавии комиксов в своей книге Мэри оплакивали ноги Иисуса (в) .
- «Песня о Вирсавии» — известное стихотворение Джорджа Пила, иллюстрирующее фатрасическую мысль эпохи Возрождения .
- Вирсавия — имя героини романа Томаса Харди « Вдали от освобожденных толп » .
В музыке
В известной песне певца Леонарда Коэна « Аллилуйя» упоминается Вирсавия (Вы видели, как она купалась на крыше / Ее красота и лунный свет свергли тебя), но ее имя не упоминается.
В кинотеатре
- Вирсавия является фильм Леонайд Могай (1947)выполненный из романа Pierre Benoit .
- Давид и Вирсавия является басками от Генри Кинга .
- «Вдали от бушующей толпы » Томаса Винтерберга — это экранизация романа Томаса Харди .
В гобелене
- Библейская история иллюстрируется исключительным гобеленом Давида и Вирсавии, выставленным в Национальном музее Возрождения в Экуэне , возможно, самым известным гобеленом эпохи Возрождения. Это массивное произведение было соткано в Брюсселе между 1510 и 1515 годами. Гобелен Давида и Вирсавии, состоящий из 10 частей, имеет длину 75 м и высоту 4,5 м (всего 340 м 2 ). Имя его авторов остается неизвестным. Это одно из главных произведений искусства, выставленных в Национальном музее эпохи Возрождения .
- Гобелен Фландрии из музея Кальве в Авиньоне представляет историю Вирсавии.
ВИРСАВИЯ: число истинных особенностей «7»
Люди, которые находятся под воздействием цифры 7, воспринимают окружающую действительность спокойно и умиротворенно. Они всегда подчиняются голосу разума и имеют завидное самообладание. Когда находящиеся возле них теряют самоконтроль – люди семерки остаются полностью спокойны, и берут ситуацию в свои руки.
При пожаре «семерочник» первым вспомнит о плане эвакуации, а при кораблекрушении разыщет спасательные жилеты и шлюпки. Он не боится экспериментировать, убедившись вначале, что не повредит этим себе и своему окружению.
В пиковых ситуациях «человек-семерка» необходим, но и в повседневной жизни его сообразительность уж точно не помешает. «Семерочник» удовлетворен своей жизнью. Он не ставит перед собой невыполнимых задач и не жалеет о случившемся, всегда поступает обдуманно, но не чужд разумного риска. Он упускает из виду мелочи, что иногда сильно его подводит. Однако, поставив перед собой цель, человек семерки, обычно, ее достигает, благодаря поддержке надежных соратников.
«Семерочник» способен отстоять свои интересы, но и об окружающих не забывает. Он прилагает максимум усилий, чтобы улучшить жизнь близких, но его волнуют и глобальные проблемы, в решении которых он участвует по мере своих сил. Человек семерки не пройдет мимо чужих страданий, из-за обостренного чувства справедливости и умения сопереживать незаслуженно обиженным.
Обычно эти люди выбирают независимую деятельность. При работе в коллективе, они затрачивают слишком большое количество сил, для установления комфортной, спокойной, товарищеской обстановки среди коллег. «Семерочник» предпочитает не использовать проторенные пути.
Для него интересно добиться успеха на той стезе, где других постигла неудача. Таким образом, он показывает себе и всем остальным, что для него, как для человека, сильно увлеченного какой-либо идеей, все в этом мире возможно.
Кажущиеся мотивы Давида [↑]
Получив такое известие, Давид повелел полководцу Йоаву прислать к нему Урию. А когда тот прибыл, царь расспросил его о ходе сражений и отправил домой к жене. Давид хотел устроить так, чтобы, переночевав дома, Урия затем решил, будто жена беременна от него. Таким образом Давид надеялся предотвратить конфликт с Ахитофелем, а возможно, даже мятеж против царя, похитившего жену у другого.
Однако, вопреки приказу возвратиться домой, Урия остался ночевать во дворце, со слугами царя, объяснив Давиду: «Сыны Израиля и мой господин Йоав стоят станом в поле, а я войду в свой дом, чтобы есть и пить, и спать с женой своей?! Клянусь твоей жизнью, что я такого не сделаю!» (II Шмуэль 11:9-11
).
После этого Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо к Йоаву. В этом письме царь повелел: «Поставьте Урию в место самого жестокого сражения и отступите от него, чтобы он был сражен и умер» (II Шмуэль 11:14-15
).
Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура по убитому, он взял Батшеву в жены (II Шмуэль 11:18-27
).
[править] Битва у Рабата
Против этой коалиции Давид послал свою армию во главе с Иоавом.
Аммонитяне расположились к сражению у ворот Рабата, сирийцы Сувы, Рехова, Истова и Маахи встали отдельно в поле.
Иоав увидел, что неприятельское войско было поставлено против него и спереди и сзади, и избрал воинов из самых лучших в Израиле, и выстроил их против сирийцев; остальную же часть бойцов Иоав поручил брату своему Авессе, чтоб он выстроил их против аммонитян, сказав брату: «если Сирийцы будут одолевать меня, ты поможешь мне; а если Аммонитяне тебя будут одолевать, я приду к тебе на помощь; будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно»:
Иоав вступил со своими людьми в сражение с сирийцами, и те побежали от него. Аммонитяне же, увидев, что сирийцы бегут, побежали от Авессы и ушли в город. Тогда Иоав возвратился от аммонитян и пришёл в Иерусалим:
Толкование истории про Давида и Голиафа
Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.
Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.
История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.
Фраза «Давид и Голиаф» или «Давид против Голиафа» давно стала нарицательной и используется применительно к ситуации, когда слабый противник сталкивается гораздо более сильным.
Вирсавия, Урия и Давид
Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему:
— Это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.
Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: «Я беременна».
И послал Давид сказать Иоаву:
— Пришли ко мне Урию Хеттеянина.
И послал Иоав Урию к Давиду. И пришёл к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны. И сказал Давид Урии:
— Иди домой и омой ноги свои.
И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье. Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошёл в свой дом. И донесли Давиду, говоря: «Не пошёл Урия в дом свой». И сказал Давид Урии:
— Вот, ты пришёл с дороги; отчего же не пошёл ты в дом свой?
И сказал Урия Давиду:
— Ковчег Божий и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошёл бы в дом свой и есть, и пить, и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.
И сказал Давид Урии:
— Останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя.
И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра. И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошёл спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошёл.
Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражён и умер». Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин.
И послал Иоав донести Давиду о всём ходе сражения. И приказал посланному, говоря:
— Когда ты расскажешь царю о всём ходе сражения и увидишь, что царь разгневается, и скажет тебе: «Зачем вы так близко подходили к городу сражаться? Разве вы не знали, что со стены будут бросать на вас? Кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? Не женщина ли бросила на него со стены обломок жёрнова и поразила его, и он умер в Тевеце? Зачем же вы близко подходили к стене?» — тогда ты скажи: «И раб твой Урия Хеттеянин также поражён и умер».
И пошёл посланный от Иоава к царю в Иерусалим, и пришёл, и рассказал Давиду обо всём, для чего послал его Иоав, обо всём ходе сражения. И разгневался Давид на Иоава и сказал посланному:
— Зачем вы близко подходили к городу сражаться? Разве вы не знали, что вас поражать будут со стены? Кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? Не женщина ли бросила на него со стены обломок жёрнова, и он умер в Тевеце? Зачем вы близко подходили к стене?
Тогда посланный сказал Давиду:
— Одолевали нас те люди и вышли к нам в поле, и мы преследовали их до входа в ворота; тогда стреляли стрелки со стены на рабов твоих, и умерли некоторые из рабов царя; умер также и раб твой Урия Хеттеянин.
Тогда сказал Давид посланному:
— Так скажи Иоаву: «Пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри его.
И услышала жена Урии, что умер Урия, муж её, и плакала по муже своём. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял её в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.
Распределение
- Грегори Пек (VF: Жан Дэви ) : король Давид
- Сьюзан Хейворд (VF: Клэр Гиберт ) : Батшеба
- Рэймонд Мэсси ( VF : Морис Пьерра ) : пророк Натан
- Кирон Мур ( VF : Жак Боши ) : Урия Хеттеянин
- Джеймс Робертсон Джастис ( VF : Пьер Морен ) : Абишай
- Джейн Медоуз : Михал
- Джон Саттон : Ира
- Деннис Хоуи ( VF : Жак Берлиоз ) : Иоаб
- Фрэнсис X. Бушмен ( VF : Жан Тулу ) : король Саул
- Пол Ньюлан ( выходит ) ( VF : Жак Берлиоз ) : Самуэль
- Холмс Герберт ( VF : Ричард Франкер ) : Джесси , отец Дэвида
- Вальтер Талун : Голиаф
- Гвен Вердон : танцовщица
- Ламсденский заяц : старый пастух
- Джордж Зукко ( VF : Раймонд Роньони ) : посол Египта
- Шон МакКлори (в титрах): помощник царя Давида
Старость и смерть царя Давида.
В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.
Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.
Иконография
На иконах царь и пророк Давид пишется в царских одеждах и венце. В руке его свиток со словами псалма. Особенно часто пишутся на свитках пророчества из Псалтири, касающиеся Рождения Мессии и Родившей Его Матери. Ведь Богородица происходит из рода Давида: «Слыши, Дщи, и виждь… и забуди дом отца Твоего…», «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот Святыни Твоея…»
«Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его…» Это слова псалмопевца, повторяемые верующими и сейчас. Они как бы говорят: мы грешны, Господи, но вот жил среди нас святой – сохранивший любовь к людям и к Богу, не смотря на все искушения. И мы тоже падаем, но встаем, грешим, но остаемся детьми Господними. И раз живут среди нас праведники, значит – есть надежда, есть покаяние.
Наталья Сазонова
Кажущиеся мотивы Давида [↑]
Получив такое известие, Давид повелел полководцу Йоаву прислать к нему Урию. А когда тот прибыл, царь расспросил его о ходе сражений и отправил домой к жене. Давид хотел устроить так, чтобы, переночевав дома, Урия затем решил, будто жена беременна от него. Таким образом Давид надеялся предотвратить конфликт с Ахитофелем, а возможно, даже мятеж против царя, похитившего жену у другого.
Однако, вопреки приказу возвратиться домой, Урия остался ночевать во дворце, со слугами царя, объяснив Давиду: «Сыны Израиля и мой господин Йоав стоят станом в поле, а я войду в свой дом, чтобы есть и пить, и спать с женой своей?! Клянусь твоей жизнью, что я такого не сделаю!» (II Шмуэль 11:9-11
).
После этого Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо к Йоаву. В этом письме царь повелел: «Поставьте Урию в место самого жестокого сражения и отступите от него, чтобы он был сражен и умер» (II Шмуэль 11:14-15
).
Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура по убитому, он взял Батшеву в жены (II Шмуэль 11:18-27
).
Выводы [↑]
Подводя итог истории с Батшевой, мудрецы Талмуда делают вывод: «Человек никогда не должен подвергать себя испытанию. Вот Давид, царь Израиля, попросил себе испытание — и не устоял» (Санхедрин 107а
).
Однако сам Давид с горькой иронией объяснял свое духовное поражение так: «Владыка Вселенной, я попросил проверить и испытать меня, а Ты мне ответил, что я не устою в испытании. Вот, я и согрешил, чтобы подтвердить Твои слова, и они оказались истиной! Но если бы я не согрешил, то я бы оказался прав, а Ты — нет. Поэтому я так и поступил» (Зоар 2 107а
). «Открыто перед Тобой, — добавлял Давид, — что если бы я пожелал, то смог бы сдержать свое дурное влечение. Но я подумал: как бы не сказали, будто раб победил в споре своего Господина» (Санхедрин 107а ).
По определению мудрецов, царь Давид был «шутом Царя царей» — и даже погружаясь в пучину бед, он ощущал себя перед своим Владыкой и возвращался к прежней веселости, чтобы радовать Его (Зоар 2, 107а
).
Давид был неизмеримо духовно выше того, что он совершил в истории с Батшевой. Но он сделал это, чтобы дать надежду нечестивцам, которые пожелают возвратиться к Творцу. Они скажут: «Царь Давид согрешил и раскаялся, и Всевышний его простил — тем более будем прощены мы, обычные люди» (Зоар 2, 107б
). И если человек согрешит, ему говорят: «Посмотри на Давида, который согрешил и сумел вернуться к Творцу» (Авода зара 4б-5а ).