Андрей десницкий. саул

[править] Источники

  1. Саул // Электронная еврейская энциклопедия
  2. Иома 22б; Bam. r., I, 10
  3. Иома, 22б; М.-Кат., 16б, ср. Раши ad loc.
Родословная царей Израиля и Иудеи
Додинастический период Авимелех 
Объединённая монархия Саул · Иевосфей · Давид · Соломон · Ровоам 
Израиль (Северное царство) Иеровоам I · Надав · Вааса · Ила · Замврий · Амврий · Ахав (и Иезавель) · Охозия · Иорам · Ииуй · Иоахаз · Иоас · Иеровоам II · Захария · Шалум · Менахем · Пекахия · Пеках · Осия 
Иудея (Южное царство)(Дом Давида) Ровоам · Авия · Аса · Иосафат · Иорам · Охозия · Гофолия · Иоас · Амасия · Озия · Иоафам · Ахаз · Хизкияху · Манассия · Амон · Иосия · Иоахаз · Иоаким · Иехония · Седекия 
Династия Хасмонеев Симон Хасмоней · Иоанн Гиркан I · Аристобул I · Александр Яннай · Саломея Александра · Гиркан II · Аристобул II · Гиркан II · Антигон II 
Династия Ирода Антипатр Идумеянин · Ирод I Великий · Архелай · Антипа · Ирод Филипп II · Саломея I · Ирод Агриппа I · Агриппа II
курсивом обозначены оспариваемые цари или правители не носившие царского титула

Саул относится к еврейской истории

Понятия Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам 
Государства Аба-Сава • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык

Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда 

Прочее Еврейка • Шикса • Дети евреев • Еврейство по матери (по отцу) • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в астрономии • Евреи в биологии • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи в медицине • Евреи в математике • Евреи в инженерно-конструкторской деятельности • Евреи в музыке • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Еврейские беженцы • Евреи в алхимии • Евреи в революционном движении • Историография у евреев • Еврейские пираты • Хаккафот 
Субэтносы Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи 
Противники и войны Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала

Царь Давид

Давид — второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.

Древо Иессея. Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см. Частная коллекция

***

Давид и Голиаф. И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35. Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).

Вирсавия. Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5. Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052. Государственная Третьяковская галерея, Москва https://www.tanais.info/art/brulloff6more.html

Вирсавия. К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5. Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ Вторая книга Царств, 11, 2-4 Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло. Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083. Государственный Русский музей https://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html

Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.

В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru

Давид и Вирсавия. Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5

Песня Песней Марк Шагал Музей Марка Шагала, Ницца

***

Царь Давид. Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98. Частная коллекция

Царь Давид. В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5. Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй. Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864 Государственный Русский музей https://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html

Давид и его сын Соломон принесли благоденствие Израилю

Давид же, спасаясь от преследований Саула, перешел к филистимлянам, разбившим впоследствии Саула. В возникшем вакууме власти Давид пришел со своими сторонниками в город Хеврон, где иудеи провозгласили его царем. Так образовалось два царства – Израильское и Иудейское. Первое возглавил Иефосфей (сын Саула), второе – Давид. Эти два государства воевали между собой около двух лет (столько правил Иефосфей), после чего победивший Давид был избран правителем всего Израиля по прошению израильских старейшин. В дальнейшем он завоевал Иерусалим, Моав, некоторые территории Сирии и берега Ефрата и др., подчинил духовную власть светской, поместил Ковчег Завета на гору Сион, сочинял псалмы. В пожилом возрасте он передал власть своему сыну Соломону, рожденному от отношений с Вирсавией, которая была женой другого мужчины.

Историки полагают, что правители Древнего Израиля и Иудеи, Давид и его сын Соломон, принесли израильскому народу времена «золотого века». Сын Давида сумел развить внутри- и внешнеполитические достижения своего отца. По мнению религиозных источников, он получил благополучное правление, великую мудрость и терпение за то, что не будет отклоняться от служения Всевышнему. При Соломоне был построен Иерусалимский Храм, объединенные Израиль и Иудея не бедствовали за счет торгового пути из Дамаска в Египет, войны с египтянами прекратились, так как первой царской женой стала дочь фараона. Ежегодный доход царства при Соломоне оценивался более чем в 600 таланов золота (талан – около 26 литров). Но к концу правления государственная казна государства опустела за счет больших расходов на храм и дворец, что повлекло необходимость повышения налогов, против которой восстали подчиненные племена. Единое государство опять распалось на Иудею и Израиль.

Список королей

Библия описывает череду царей единого царства, а затем и разделенных королевств.

Дом Саула

Саул и Давид — Рембрандт

Согласно Библии, Племена Израиля жили в конфедерации под специальными харизматическими лидерами , называемых судьями . Примерно в 1020 году до нашей эры, под огромной угрозой со стороны иностранных народов, племена объединились, чтобы сформировать первое Соединенное Королевство Израиля . Самуил помазал Саула из колена Вениамина первым царем.

  • Савл (1020–1000 гг. До н. Э.)
  • Иш- Босет (Эсбаал) (1000–991 гг. До н. Э.)

Дом Давида

Тель Дан стела со ссылкой на «Дом Давида»

  • Давид (ок. 1003–970 до н. Э.) — сделал Иерусалим столицей Израиля.
  • Адония (самозванец, ок. 970 г. до н. Э.)
  • Соломон (ок. 970–930 до н. Э.)
  • Ровоам (ок. 930–915 до н. Э.)

После трех лет правления Ровоама Соединенное Королевство Израиля было разделено на две части — северное царство Израильское под властью Иеровоама со столицей, сначала в Сихеме , затем в Пенуэле , Фирце и, наконец, в Самарии , и управлялось серией династий, начиная с Иеровоам; и южное царство Иудейское со столицей, все еще находящимся в Иерусалиме и управляемое Домом Давида . Под правлением Езекии в Иудейском царстве Неоассирийская империя завоевала и разрушила северное царство в 722 г. до н.э., оставив только южное царство Иудеи .

Королевство Израильское (Самария)

Зимри

Тибни (самозванец)

Шаллум

Дом Давида (продолжение)

  • Авия (годы правления 915–912 до н . Э.)
  • Аса (годы правления 912–870 до н . Э.)
  • Иосафат (годы правления 870–849 до н . Э.)
  • Иорам (годы правления 849–842 до н . Э.)
  • Охозия (годы правления 842–840 до н . Э.)

Дом Давида (восстановлен)

  • Иоас (годы правления 836–796 до н . Э.)
  • Амасия (годы правления 796–767 до н . Э.)
  • Озия (годы правления 767–750 до н . Э.)
  • Иоафам (годы правления 750–735 до н . Э.)
  • Ахаз (годы правления 735–716 до н . Э.)
  • Езекия ( т. 729/716 — 697/687 до н.э.)
  • Манассия ( т. 697 / 687-643 до н.э.)
  • Амон (годы правления 643–640 до н . Э.)
  • Иосия (годы правления 640–609 до н . Э.)
  • Иоахаз ( ок. 609 г. до н . Э.)
  • Иоаким (годы правления 609–598 до н . Э.)
  • Иехония ( род . 9 декабря 598 г. — 15 марта 597 г. до н. Э.)
  • Седекия (годы правления 597–586 до н . Э.)

Династия Хасмонеев

Потомки Маттафия

  • Аристобул I (годы правления 104–103 до н . Э.)
  • Александр Янней (годы правления 103–76 до н . Э.)
  • Саломея Александра (королева, годы правления 76–67 до н . Э.)
  • Аристобул II (годы правления 67–63 до н . Э.)
  • Гиркан II (годы правления 63–40 до н . Э.)
  • Антигон II ( т. 40-37 до н.э.)
  • Ирод Великий (годы правления 37–4 до н . Э.)
  • Ирод Агриппа (годы правления 41–44 г. н . Э.)

Таблица на королей

В этой таблице описаны короли, их родители, возраст, в котором они жили, пророки, оказавшие на них влияние, и императоры, с которыми они столкнулись в битвах.

Царь Саул — первый царь Израиля

Пророк Самуил помазывает Саула на царство. Миниатюра, Библия Мациевского

С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем. Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.

Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.

Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.

Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул, сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).

Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.

Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).

Саул сокрушает аммонитян. Миниатюра, Библия Мациевского

В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией, которую ему открывал пророк Самуил.

Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство.

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт, 2018, с. 205.
  2. Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр.207.
  3. Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 102 f.
  4. Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 103.
  5. Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 101 f.
  6. Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019 г., стр. 59–192, здесь стр. 106.
  7. Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 106 f.
  8. Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр. 233.
  9. Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 108.
  10. Анжелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019, стр. 59–192, здесь стр. 108. См. TUAT I / 4, стр. 367–369.
  11. ↑ Анжелика Берлеюнг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Геттинген, 2019 г., стр. 59–192, здесь стр. 110.
  12. Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр.206.
  13. Christian Frevel: Geschichte Israels , Stuttgart 2018, p. 257 f.
  14. Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературу, религию и историю Ветхого Завета , Göttingen 2019, стр. 59–192, здесь стр. 114. См. TUAT I, стр. 374 и далее.
  15. ТУАТ II, с. 555 ф.
  16. Ангелика Берледжунг: История и религиозная история древнего Израиля . В: Ян Кристиан Герц (Hrsg.): Основная информация Ветхий Завет. Введение в литературе, религии и истории Ветхого Завета , Геттинген 2019, стр. 59-192, здесь стр. 108. См TUAT I, стр. 388-391.
  17. Кристиан Фревель: Geschichte Israels , Штутгарт 2018, стр. 223.
  18. Навуходоносор II. На 7-м году своего правления, в месяц Кислев, выступил против Иерусалима, осадил его и взял его 2-го Адара . Он сверг там царя и нового царя и принес тяжелые потери Вавилону. 8-й год правления Навуходоносора II начинается с нисана 597 года.

Деятельность Саула

Саул был не стандартным ближневосточным царём; он был в основном военным вождём. Кроме военных действий, ничего не сообщается о его деяниях на престоле. Он пробыл царём всего два года. Саул был небогатым монархом; не богаче, чем любой вождя племени. Его столица в Гиват-Биньямин, раскопанная археологами, выглядит просто укреплённой деревней. Нет упоминаний о существовании у Саула отдельного суда, дворца, гарема. Его правление более напоминает правление предшественников — судей, чем последовавших после него царей.

В некоторый момент своей жизни Саул заболел психически («нашёл на него бес от Бога»), и ему требовались сеансы успокоительной музыки, чтобы снять припадки. Этим занимался Давид, умевший хорошо играть на арфе (скрипке?) и петь.

Файл:Ernst Josephson. — David och Saul detail.jpg Давид играет для Саула (картина Эрнста Джозефсона).

На протяжении всего своего царствования Саул вел непрерывные войны с врагами Израиля — Моавом, Аммоном, Эдомом и другими, в особенности «была упорная война против филистимлян во все время Саулово» (I Сам. 14:52). В ходе этих войн Саул создал регулярные воинские формирования, руководимые опытными военачальниками, среди которых был его сын Ионатан. Ему удалось вытеснить филистимлян с центрального нагорья и ликвидировать угрозу со стороны амалекитян (I Сам 15).

Царство Саула включало уделы Иехуды и Эфраима, Галилею и области в Заиорданье. По всей видимости, он не пытался распространить свою власть за пределы территорий, населенных израильтянами. Он также не провел реформ, направленных на замену традиционного племенного руководства централизованным административным аппаратом, подчиненным царю.

История отношений Саула с Шмуэлем отражает трудности, связанные со становлением монархической власти. Согласно одной из традиций, вошедших в библейское повествование, трения между Саулом и Шмуэлем начались после того, как царь, собравший войско в Гилгале, чтобы вступить в бой с филистимлянами, сам принес жертвы Богу, не дождавшись прихода Шмуэля (I Сам. 13:8-14). По-видимому, Шмуэль увидел в этом покушение царя на священнические прерогативы; он объявил Саулу, что в наказание за поступок его царствование не будет долговечным. Окончательный разрыв произошел, когда Саул не выполнил указания Шмуэля — полностью истребить амалекитян (I Сам. 15:14-35; 28:18). Шмуэль бъявил, что Бог лишает Саула царского титула и выбрал новым царём Давида.

С появлением при царском дворе Давида Саул начал осознавать, что народ благоволит к Давиду (I Сам. 18:16), победы которого над филистимлянами вызвали зависть Саула, перешедшую в слепую ненависть, временами затемнявшую его рассудок, — в приступах безумного гнева он покушался на жизнь собственного сына Ионатана (I Сам. 20:33), казнил 85 священников вместе с их семьями в Нове (I Сам. 22:12-19). Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида (I Сам. 18:20-29; 19:1, 4-7, 9-10), хотя тот уже был его зятем. Он вынудил Давида бежать к врагу, чтобы получить там убежище.

Рембрандт.«Давид приносит Саулу голову Голиафа» Всё это время Саул продолжал вести войны с филистимлянами. Когда филистимские силы собрались в глубине израильской территории, в Изреельской долине, Саул выступил против них и разбил стан у подножия горы Гильбоа, по-видимому, возле Эйн-Харода (I Сам. 28:4; 29:1). Согласно I Сам. 28, он испытывал неуверенность перед битвой и нуждался в поддержке Шмуэля, к этому времени уже умершего. В нарушение религиозного запрета, он воспользовался помощью колдуньи-некромантки для вызова духа Шмуэля но получил от него только предсказание поражения и гибели. Возможно, этот эпизод — часть общей линии книги против царской власти и в защиту власти священников.

В сражении пали три сына Саула — Ионатан, Аминадав и Малки-Шуа. Окруженный филистимлянскими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (I Сам. 31:4).

Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших израильтян тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу» (I Сам. 31:8-9). Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты, а его тело вывешено на стене Бейт-Шеана. Жители Явеш-Гил‘ада, помнившие, как Саул спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своем городе (I Сам. 31:10-13), откуда впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца в местности Цела, по-видимому, близ Гив‘ы (II Сам. 21:14).

«Мертвый марш»

«Мертвый марш», играемый в третьем акте, представляющий похороны Саула и Джонатана, находится в тональности до мажор. Он включает в себя партию органа и тромбоны, чередующиеся с флейтами , гобоями и тихими литаврами . «Мертвый марш» в Соле звучал на государственных похоронах в Соединенном Королевстве, в том числе на похоронах Уинстона Черчилля . Это стандартный поминальный марш вооруженных сил Германии , который исполняется на всех государственных похоронах. Его также исполняли на похоронах Джорджа Вашингтона , а также играли много раз во время путешествия тела Авраама Линкольна после его убийства в Спрингфилд, штат Иллинойс. В 2015 году он был исполнен на государственных похоронах Ли Куан Ю , первого премьер-министра Сингапура.

Вавилон

Даже когда центр иудаизма постепенно переместился из Израиля в Вавилон, потомки Давида продолжали быть предводителями народа в качестве Реш Галут (глав изгнания). Но и эта должность в какой-то момент перестала существовать — это произошло в 11 веке из-за постоянных преследований со стороны мусульман.

До сегодняшнего дня есть много еврейских семей, которые могут проследить свою родословную до царей Давида и Шломо. Мы верим, что потомок Давида, Машиах, приведет нас в восстановленное еврейское царство в Израиле, построит Третий Святой Храм и начнет эпоху гармонии и покоя во всем мире, когда мы будем удостоены видеть открытые чудеса Всевышнего и чувствовать Его благосклонность. И на этот раз царство Израиля будет существовать вечно.

Так пусть же это случится в скором времени, в наши дни!

Сноски

  1. Шмот, 19:6.
  2. Шмуэль I, 8:5.
  3. См. комментарий дона Ицхака Абарбанеля к Шмуэль I, 8, где приводится пять объяснений мотивов сынов Израиля в их просьбе назначить над ними царя, а так же того, почему Всевышний и пророк Шмуэль были против этой идеи, хотя она предусмотрена Торой. 
  4. Шмуэль I, 13, 15.

Read LaterAdd to FavouritesAdd to CollectionReport

Царская династия

Несмотря на долгие преследования считавшего его соперником Шауля и непростую судьбу, вера Давида в Бога помогла ему преодолеть трудные времена и оказала влияние на и так чувствительную душу автора книги Теилим. Построив свой собственный царский дворец, Давид стремился создать в Иерусалиме полный великолепия дом и для Бога, чтобы заменить шатер, в котором в то время хранился Ковчег Завета. Бог обещал Давиду, что, хотя он сам и не сможет начать строительство, его сын Шломо, который унаследует престол, будет удостоен построить Храм, а его потомки будут вечно править Израилем.

Правление Шломо считается золотыми годами Израиля. Он был наделен Всевышним необычайной мудростью, и слава о нем достигла самых отдаленных уголков земли. Как Бог и обещал его отцу, царь Шломо действительно построил для Всевышнего в Иерусалиме дом, где Он мог бы обитать — Первый Святой Храм.

Царь Саул

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу. Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).

Давид играет на арфе перед Саулом. Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5. На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990. Государственная Третьяковская галерея https://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html

Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г. Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

„И сказал ей : прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё . Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector