Царь давид в израильской истории: миф или реальность?

Почему именно святому царю Давиду принято молится об умилостивлении начальства

«Всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие» – вот чего мы просим у царя Давида.

Он жил в жестокие времена, и жизнь его была полна битв, испытаний, в ней было довольно вражды, Давида множество раз замышляли убить – но псалмопевец отвечал на ненависть – кротостью, на вражду — молитвой. Он воевал против врагов своего народа, а своих личных врагов — прощал.

Кратко о святом

Певец и полководец, музыкант и поэт, военачальник и тот, чье имя стало синонимом кротости – все это один человек, царь Давид, праведный псалмопевец.

Юный Давид был пастухом, пас стада своего отца, старейшины Вифлеема. Уже тогда в его характере сочетались, казалось бы, противоположные черты. Давид, кроткий и послушный, был музыкантом и слагал песни. Но в то же время юноша был смел и силен – охраняя отцовских овец, он сражался с хищными зверями.

Давид не собирался становиться воином – юноша принес гостинцы из дома своим братьям, служившим в войске, которое сражалось с захватчиками — филистимлянами. Кроткий пастух принял вызов филистимлянина Голиафа — настоящего великана. Ему и оружие не понадобилось – как он поражал волков камнем из своей пращи, так поразил и Голиафа и принес победу Израилю.

Это интересно: Библейская история о поединке Давида и Голиафа

Первым израильским царем был Саул. После победы он приблизил к себе Давида, тот подружился с сыном его, Ионафаном. Но пророк Самуил возгласил, что у Саула отнимется его царство и дастся другому. Поскольку воинские таланты и прочие дарования завоевали Давиду популярность в народе, царь возненавидел бывшего любимца, чьи песни еще недавно успокаивали припадки его гнева, и пытался уничтожить соперника, но всякий раз Давид бывал спасен.

Причина была в том, что пророк Самуил помазал Давида на царство, а значит, ему по воле Господней суждено было стать царем.

Путь к исполнению Божией воли был труден. Давиду пришлось покинуть родную землю, бежать и скрываться. Он собрал вокруг себя множество притесняемых и обиженных царем Саулом. Два раза у Давида была возможность покончить со всем и своей рукой убить Саула, но всякий раз будущий царь Израиля щадил противника и оставлял ему жизнь.

Наконец Саул был убит врагами. Царствовать над Израилем должен был сын его, Иевосфей. Но колено Иуды, из которого вел род свой Давид, провозгласило царем именно его. Долго шла война одного колена против одиннадцати – и по воле Божией завершилась победой Давида.

Став царем всего Израиля, Давид отвоевал у врагов Иерусалим. Царствование Давида длилось сорок лет. Он вел победоносные войны, заботился о процветании народа. Но главное — никогда не забывал о Боге. Именно царь Давид перенес Ковчег завета в скинию на Сион. Именно он сделал Иерусалим «городом Бога». Отвергая идолов и человеческие жертвы, царь сам установил богослужение. Единственным, что ему не удалось исполнить, стало возведение Храма, но пророк Нафан передал Давиду волю Господа: великое дело суждено исполнить сыну Давида.

Интересный фактИмя сына Давида, Соломона, в царствование которого был построен Иерусалимский Храм, происходит от слова «мир». А Давиду было отказано в его мечте за то, что он много воевал, проливая кровь.

Соломон был рожден от брака Давида с Вирсавией – женщиной, из-за красоты которой Давид, находясь на вершине могущества, согрешил и был жестоко наказан. Царь отправил на смерть воина Урию, мужа Вирсавии. Царя обличил тот самый пророк Нафан, что пророчествовал о Храме: он рассказал притчу об овечке бедного человека. Царь разгневался и осудил злодея из притчи на смерть, но оказалось, что пророк говорил о нем самом.

Грех навлек на Давида множество бедствий — тяжкую болезнь, гибель детей, потерю царской власти от мятежа собственного сына Авессалома. Но грех также привел Давида к покаянию, и царь создал Псалмы, которые потом были собраны в книгу Псалтирь.

Историки спорят о годах правления Давида, кто-то называет его идеальным правителем, но для нас важно другое. По пророчеству из рода кроткого царя пришел на землю Спаситель

***

Нередко мы жалуемся, что нам не хватает времени на молитву – работа, дети, житейская суета. Царь Давид был обременен государственными делами, водил войска в битву, но пребывал в постоянном молитвенном общении с Творцом.

Марина Рогова

На службе у бывших врагов

Однако его прежняя слава не была забыта, и постепенно вокруг будущего царя Давида стали собираться все, кто стал жертвой притеснений и обид. Из них со временем сформировался многочисленный отряд, во главе которого опальный помазанник Божий покинул страну и временно поступил на службу к своим прежним врагам ─ филистимлянам и их царю Анхусу.

Обретя в его лице покровителя, Давид и его сторонники поселились в пограничном городе Секелаге, откуда совершали набеги на поселения соседствовавших с ними племён амолектиян. Часть награбленного шла по договору Анхусу, а остальная добыча делилась между изгнанниками. Давид был лоялен по отношению к царю, но когда тот призвал его для участия в военном походе на Израильское царство, сумел хитростью уклониться от необходимости воевать с собственным народом.

Царствование царя Давида

Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.

…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…

После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.

Давид и Саул

Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.

Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.

П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год

Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.

Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.

Карта бегства Давида от Саула

Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает. Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом. Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника. Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».

Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу

У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в Первой Книге Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.

После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.

Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:

Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.

Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.

Карьера

Дэвид Профет участвовал в гонках на автомобилях десять лет. Он уже заработал свои первые шпоры в Формуле — младшего , когда он принял участие в в Формуле — Гран — при в Южной Африке в 1963 году с его Brabham BT6 . Prophet преждевременно выпал из строя после постоянных проблем с давлением масла. Примерно в то же время он также принял участие в Гран-при Rand , в котором финишировал шестым, и в Гран-при Родезии , где он вывел свой Brabham на второе место.

С 1964 по 1967 год он регулярно участвовал в гонках Формулы 2 , хотя и со скромным успехом. Он был более успешным в спортивной машине. Он управлял Lotus 30 , Ford GT40 и Lola T70 в национальных гонках спортивных автомобилей в Великобритании и выбирал соревнования в чемпионате мира по спортивным автомобилям .

В 1970 году он провел полный сезон Формулы 5000 на McLaren M10 B. В 1971 году он ушел из гонок. Десять лет спустя он попал в аварию: вертолет, на котором Пророк покинул гоночную трассу Сильверстоун после события, разбился вскоре после взлета.

Битва с Голиафом

Фото: Pixabay.com

Летописи указывают, что Голиаф был воином громадного роста и вышел на сражение, одетый в броню. Голову его защищал железный шлем, а в руках он держал копье. У Давида вообще не было никаких доспехов, а его оружием была обычная праща. Наблюдавшим за поединком людям, казалось, что итог битвы уже предрешен. Однако Господь не оставил своей помощью Давида, а посланный юношей из пращи камень попал точно в лоб Голиафу и сразил его.

С тех пор Давид одержал еще множество побед и мудро правил своим народом.  Умер он после сорока лет царствования и был похоронен в Иерусалиме. В православии образ Давида стал примером царя, олицетворяющего величие своего народа и символом непоколебимой веры в Господа.

Давид в книгах ТаНаХа [↑]

Жизнеописанию Давида посвящены многие главы обеих книг Шмуэля. В них рассказывается о юности героя, о его поединке с филистимлянским гигантом , о конфликте с тогдашним царем Шаулем.

Тяжелую и опасную жизнь прожил Давид, много скитался, часто бывал преследуем. Пережил и разлады в семье, и заговоры среди соратников, и гражданские мятежи.

В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше. В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид

).

Давид и Батшева [↑]

Батшева (Вирсавия) — вдова Урии-хитийца, одного из военачальников войска царя Давида, после смерти которого стала женой царя Давида. Батшева была матерью царя Шломо (Соломона), сына и наследника Давида. История Давида и Батшевы описана в книге Шмуэля II (Шмуэль II, 11, 12

).

Находясь на вершине своего духовного подъема, царь Давид попросил Всевышнего подвергнуть его испытанию, как когда-то праотца Авраама, чтобы, выдержав испытание, он бы смог достигнуть духовного уровня праотцев. «Владыка Вселенной, проверь и испытай меня» (Теилим 26:2

), — попросил он в молитве. «Ты не устоишь в испытании», — предупредил его Б-г (Зоар 2, 107а ). Но когда Давид стал настаивать, Творец согласился: «Испытаю тебя запрещенной близостью» (Санхедрин 107а ).

К тому времени Давиду уже исполнилось 57 лет (Седер адорот акацар

). В те дни сыны Израиля вели войну против аммонитян. 25 Нисана царь созвал войско, а в начале следующего месяца, 7 Сивана, отправил его в поход под командованием Йоава, но сам он, как обычно, остался в столице. И вот, 24-го Элуля, в тот же вечер, когда Давид обратился к Творцу с молитвой об испытании, он увидел с кровли царского дворца, как на одной из крыш города купается девушка, поразившая его своей красотой. И уже это было началом его греха, потому что ему не следовало вглядываться в запрещенное (II Шмуэль 11:1-2, Мальбим ).

Царь послал разузнать о ней, и ему сообщили: «Это же Батшева, дочь Элиама, жена хитийца Урии».

Царь знал, что Элиам был сыном его ближайшего советника Ахитофеля

, а значит, юная красавица приходилась Ахитофелю внучкой.

Давид издавна был знаком и с хитийцем Урией, в юности служившим оруженосцем знаменитого филистимлянского богатыря Гольята. Когда Давид сразил Гольята выстрелом из пращи, именно Урия протянул ему меч своего господина. В награду Давид обещал ему в жены еврейскую девушку (Кли якар

). А когда Давид воцарился в Иерусалиме, Урия стал одним из тридцати семи богатырей, составляющих личную гвардию царя.

Много лет спустя во исполнение своего обета Давид повелел отдать ему в жены малолетнюю внучку Ахитофеля. И поскольку, как полагал Давид, Урия все еще не принял еврейства, а связь с неевреем не считается браком, Батшева, в сущности, оставалась незамужней и не нуждалась в разводе.

Личная жизнь

Библейское сказание гласит, что Давид был умен, красив, а также обладал талантом к ораторскому искусству. Что касается амурных отношений, то дочь Саула – Мелхола была выдана замуж за другого молодого человека. Но тем не менее, у женолюбивого Давида было множество жен и наложниц, что, в принципе, было свойственно царям того времени.

Но из-за влюбчивости Давида внутренняя политика царя не была безоблачной. Правитель единого Израильского государства разгневал Бога, омрачив свою жизнь смертным грехом – прелюбодеянием. Дело в том, что царь, прогуливающийся по крыше своего дворца, был ослеплен красотой купающейся Вирсавии.

Царь Давид и его сын Соломон

Однако женщина, пленившая его разум и чувства, была замужем за благодетельным Урием Хеттеянином, преданно служившим армии Давида. Но, несмотря на замужество красавицы, Давид велел доставить Вирсавию во дворец. Спустя время возлюбленная правителя забеременела, а Давид приказал военачальнику в письме послать Урия на верную смерть.

Узнавший об этом вероломном поступке, пророк Нафан проклял Давида, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты и суровые наказания. Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали.

Царь Давид в старости

Царь начал чувствовать физическое недомогание, его тело покрылось язвами, а во дворце начались мятежи. Старший сын предводителя Амнон изнасиловал сводную сестру Фамарь, и был убит родным братом Авессаломом.

Сам Авессалом пошел против отца, но его армия была разгромлена в пух и прах. Несмотря на предательство, Давид любил своего отпрыска и ждал его возвращения домой. По легенде, молодой человек погиб, запутавшись длинными волосами в ветках дуба. Эта трагедия омрачила жизнь Давида, который причитал:

Давиду пришлось буквально на коленях вымаливать прощение у Бога. Творец простил согрешившего царя, подарив ему здорового сына Соломона, однако напомнил, что

После раскаяния жизнь самодержца не была спокойной, ибо другой отпрыск Давида — Адония — фактический наследник престола, пытался организовать заговор против своего отца и узурпировать власть, потому что узнал, что корона уготована Соломону.

Царский оруженосец

Да, существование Давида доказано, но описание его поединка с Голиафом все же воспринималось большинством ученых как художественный вымысел. Тем более что в описываемое время Давид даже не был еще воином, а являлся всего лишь царским оруженосцем. И вот ученые взялись разрешить этот вопрос как с точки зрения логики, так и с точки зрения исторической реальности.

Для начала предстояло выяснить, могли вообще перед большим сражением состояться поединок между представителями двух вражеских армий? На этот вопрос ученые ответили быстро. Да, в различных документах того времени найдены подтверждения того, что такие поединки редкостью не были. Победа товарища по оружию придавала его соратникам уверенность в своих силах. И в данном случае победой Давида над Голиафом началось наступление израильских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.

Но ведь в Библии сказано, что молодой Давид, в прошлом — пастух, был всего-навсего оруженосцем царя! Как же он мог справиться тогда со взрослым воином?

«Да очень просто, — развеял сомнения австралийский историк Патрик Трикет. — Почетной должности оруженосца царя мог быть тогда удостоен лишь тот, кто геройски проявил себя в сражениях».

Тогда возник еще один вопрос: как же отказавшийся от доспехов Давид, всего лишь с пращой в руках, смог справиться с огромным Голиафом, который, как говорится в Библии, был хорошо вооружен?

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула. Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству — сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.

Плачущий Давид

К слову, Ковчег Завета – это величайшая святыня еврейского народа, которая расположилась в шатре, охраняемом священниками. Первоначально Давид хотел построить для алтаря храм, но не смог этого сделать, так как его руки были испачканы кровью врагов. Поэтому строительством церкви занялся его отпрыск Соломон.

Давид, отвергавший человеческие жертвоприношения, провел религиозную реформу и стал автором экзальтированных псалмов. Богослужения приобрели мелодичный характер, ибо Давид не забыл свое увлечение игрой на струнном инструменте.

Царь Давид

Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.

Уэльский основатель монашества

Святой Давид Уэльский

1 марта (н.ст.) отмечается память святого, почитаемого не только католиками и православными, но также англиканской церковью. Давид Уэльский (или Валлийский) родился в VI в.на юго-западе нынешней Англии. Считается, что его родители были знатного, возможно даже королевского рода. При этом мать святого, Нонна, отличалась большим благочестием. При конце жизни она даже стала монахиней. 

Интересный фактВ г. Сент-Дейвидс до сих пор показывают источник и часовню св. Нонны. Горожане считают, что источник забил именно на месте рождения  подвижника: по преданию в этот момент ударила молния, расколовшая скалу на две части. Здесь забил родник, существующий поныне. 

Отец монашества

Видимо, под влиянием матери Давид с детства, как повествует его житие, проявлял интерес к духовной жизни. Очень молодым он стал священником и монахом.Духовное возрастание святого проходило в разных иноческих обителях Уэльса, после чего взял на себя подвиг странничества. Высокая духовность привлекала к подвижнику сердца множества учеников, желавших жить под его руководством.

Интересный фактСвятым основано, согласно преданию, 12 монастырей, самый знаменитый из которых находился в Мневии (ныне Сент-Дейвидс или Tuddevi, по-валлийски, что значит «дом Давида»).  

Хорошо известен разработанный им монашеский устав, основанный на опыте восточных отцов иночества. Он предполагал:

  • непрестанный труд; даже на пахоте иноки тянули плуг сами, не используя волов;
  • постоянную молитву;
  • молчание, богомыслие.

Епископ

Вскоре подвижник возглавил вновь образованную епархию Мневии. Житие святого повествует, что во епископы его даже рукоположил патриарх Иерусалимский, однако современные историки считают эту информацию недостоверной.

Куда больше известно выступлениях святого на нескольких соборах на еретиков-пелагиан, его дружбе с многими святыми Уэльса, и, конечно, множестве совершенных им чудесных знамений.

Символ Уэльса

Святой скончался в конце VI или начале VII в., будучи 147 лет от роду. Его почитание, начавшееся сразу по смерти, не прекращается до сих пор. Ныне память святого – национальный праздник валлийцев. 1 марта принято украшать свою одежду цветком нарцисса, видимо, по созвучию названия цветка – по-валлийски «daffodil».

В Уэльсе любят повторять слова святого, описывающие кратчайший путь к спасению:

«Будьте радостными, братья и сестры. Храните святую веру и делайте малое добро» 

Воцарение Давида в Иудее

Последовавшая затем война стала губительной для израильтян. В битве при Гелвуе филистимляне нанесли им сокрушительное поражение, стоившее жизни царю Саулу. Будучи тяжело раненым и предвидя неизбежное пленение, он совершил самоубийство, пронзив себя собственным мечом. В тот же день погиб и его сын Ионафан, не раз спасавший Давида от преследований отца.

Несмотря на то что Давид лично не принимал участие в битве, он тем не менее воспользовался победой филистимлян, и прибыв со своим отрядом в город Хеврон, находившийся в южной части Израильского царства, был официально помазан на царствование. Однако в течение последующих семи лет власть царя Давида распространялась не на всю страну, а лишь на её часть, именовавшуюся Иудеей. Такое название она получила вследствие того, что жили там представители колена Иуды ─ одного из двенадцати сыновей еврейского праотца Якова. На остальной же территории правил один из оставшихся в живых сыновей Саула.

Защитные молитвы царю Давиду и их трактовка

Для понимания сакрального смысла текстов важно разобраться в том, почему именно данный святой настолько был почитаем при жизни, да и после смерти не утратил своего места в сердцах людей. Его мудрость шла от любви к Богу и ближним

Он был силен не из-за того, что внушал страх и не из-за подпитки злобой.

Молитва «Помяни Господи царя Давида и всю кротость его»

Один из наиболее сильных и действенных защитных религиозных трактатов – Помяни господи царя Давида и всю кротость его; текст молитвы выглядит следующим образом:

Значение псалма кроется в образе того, к кому обращены заветные слова. Верующий просит ниспослать недругам своим качества, присущие великому царю: терпимость, здравомыслие, рассудительность. Чтение этих строк позволит усмирить власть имущих, сделать их сродни справедливому Давиду, и через их духовное очищение самому пережить эмоционально тяжелую минуту.

Дополнительно читающий может ощутить прилив жизненных сил и восстановить душевное равновесие. Считается, что частое обращение за помощью к Псалмопевцу позволяет улучшить здоровье.

Молитва от гневливых людей и страстей

Ее рекомендуют читать перед тем, как войти в кабинет к строгому вышестоящему человеку. Текст:

В тексте прослеживается несколько линий и просьб.

  1. Во-первых, читающий просит внутренних сил для борьбы с обуревающими его страстями. Он стремится приблизиться к благочестию того, к кому взывает, а через это – суметь достойно встретить беды, ниспосланные людскому роду.
  2. Во-вторых, верующий надеется на заступничество и на то, что царь Иудейский поспособствует тому, что горе и тревоги обойдут стороной дом вопрошающего.
  3. В-третьих, он испрашивает милости за каждого брата в вере.
  4. В-четвертых, молящийся надеется, что все руководители, судьи и чиновники обретут истинное знание, правду и силу подобные тем, что были у самого Псалмопевца.

Болезнь Давида [↑]

А вскоре его поразила тяжелая болезнь: в течение шести месяцев его тело было покрыто язвами — и это стало наказанием за его проступок (Йома 22б

). И хотя в отношении самой Батшевы он не нарушил требований закона, его грех заключался в том, что он «убил Урию мечом аммонитян», — т.е. послал его на верную смерть (I Мелахим 15:5 ). А смертная казнь была заменена Давиду на болезнь, ведь пораженный язвамицараат подобен мертвому — т.е. эта болезнь имеет искупительную силу смерти.

Когда Давид был прикован к постели, в числе навещавших приходили и его многочисленные недоброжелатели: они делали вид, что удручены и переживают за больного. С трудом скрывая свое злорадство, они разрывали на себе одежды, как будто царь уже мертв, — но не плакали, как обычно плачут скорбящие, а лишь скрежетали зубами (Мальбим, Теилим 35:15). Приходил к его постели и затаивший обиду Ахитофель. «Наш царь, Г-сподь восстановит твое здоровье», — утешал он. А когда вышел, то сказал своему спутнику Доэгу: «Разве может быть надежда у человека, который захватил овечку (Батшеву) и убил пастуха (Урию)?!» (Мидраш Агада, Шмот 30:11

).

В дни болезни царь написал ряд проникнутых трагизмом псалмов. «Б-же, не в гневе наставляй меня и не в ярости наказывай! — просил он. — Сжалься надо мной, Б-г, ведь я несчастен. Излечи меня, Б-г, ибо содрогаются мои кости. Моя душа в великом смятении. А ты? Б-же, до каких пор?!» (Теилим 6; Мальбим

).

«Нет на мне живого места из-за Твоего гнева, — писал он в другом псалме, — нет мира моим костям из-за моего греха. Ведь мои преступления накрыли меня с головой, придавили меня тяжким гнетом» (Теилим 38; Мальбим

). Впоследствии эти псалмы стали молитвой в устах народа Израиля — их произносят в час болезни или душевной боли.

«Владыка Вселенной, прости мне тот грех», — просил Давид. Ответ был: «Прощено тебе». «Сделай мне знамение при жизни», — просил Давид. Ответ был: «При твоей жизни не извещу. Но извещу при жизни твоего сына, которого назовут Шломо» (Шабат 30а

).

И вскоре после того, как Давид исцелился от болезни, у него родился сын от Батшевы, которому дали имя Шломо (Соломон). А пророк Натан назвал младенца Йедидья

(Любимый Б-гом). Это произошло в2912 году /848 г. до н.э./, когда Давиду было 58 лет (Седер адорот ).

Выводы [↑]

Подводя итог истории с Батшевой, мудрецы Талмуда делают вывод: «Человек никогда не должен подвергать себя испытанию. Вот Давид, царь Израиля, попросил себе испытание — и не устоял» (Санхедрин 107а

).

Однако сам Давид с горькой иронией объяснял свое духовное поражение так: «Владыка Вселенной, я попросил проверить и испытать меня, а Ты мне ответил, что я не устою в испытании. Вот, я и согрешил, чтобы подтвердить Твои слова, и они оказались истиной! Но если бы я не согрешил, то я бы оказался прав, а Ты — нет. Поэтому я так и поступил» (Зоар 2 107а

). «Открыто перед Тобой, — добавлял Давид, — что если бы я пожелал, то смог бы сдержать свое дурное влечение. Но я подумал: как бы не сказали, будто раб победил в споре своего Господина» (Санхедрин 107а ).

По определению мудрецов, царь Давид был «шутом Царя царей» — и даже погружаясь в пучину бед, он ощущал себя перед своим Владыкой и возвращался к прежней веселости, чтобы радовать Его (Зоар 2, 107а

).

Давид был неизмеримо духовно выше того, что он совершил в истории с Батшевой. Но он сделал это, чтобы дать надежду нечестивцам, которые пожелают возвратиться к Творцу. Они скажут: «Царь Давид согрешил и раскаялся, и Всевышний его простил — тем более будем прощены мы, обычные люди» (Зоар 2, 107б

). И если человек согрешит, ему говорят: «Посмотри на Давида, который согрешил и сумел вернуться к Творцу» (Авода зара 4б-5а ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector