Свято-николаевский верхотурский мужской монастырь

Паломнику

Монастырь открыт для посещения паломниками с 6:00 до 19:00. В это время можно посетить храм, помолиться, приложиться к святыням, приобрести иконы, книги и сувенирную продукцию, заказать требы. Богослужения являются неотъемлемой частью монастырской жизни, совершаются ежедневно согласно расписанию.

Паломникам, желающим пожить, помолиться и потрудиться на благо обители продолжительное время, предоставляется бесплатное проживание в паломнической гостинице при монастыре. Монастырь предоставляет трехразовое питание в паломнической трапезной по установленному расписанию. Остающимся в обители на несколько дней необходимо иметь при себе паспорт. Желательно две смены одежды: для посещения храма и несения послушания.

По монастырской традиции мужчины и женщины размещаются отдельно, за исключением семейных пар с детьми. Священникам (при наличии священнического удостоверения или письма из епархии) и насельницам монастырей проживание предоставляется безвозмездно. Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства. Препятствием к поселению является наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий.

Телефон: 8 (343) 892-22-07

Сайт монастыря

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Автобусы отправляются ежедневно днем и вечером. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

Николаевский монастырь

Николаевский монастырь

Николаевский монастырь

Общий вид Николаевского монастыря

Николаевский монастырь

Верхотурский Николаевский монастырь

Вид на Верхотурский Николаевский монастырь. Справа виден строящийся Крестовоздвиженский собор. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Одна из угловых башен ограды Верхотурского монастыря. Фото В.Л. Прокудина-Горского, 1909 г.

Святые врата в Верхотурском монастыре. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Надвратная церковь. Вид из монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Чертеж Крестовоздвиженского храма

Чертеж Крестовоздвиженского храма

Освящение Крестовоздвиженского собора

Освящение Крестовоздвиженского собора

Освящение Крестовоздвиженского собора. На санях — Елизавета Федоровна Романова. 

В Крестовоздвиженском соборе

Рака с мощами Симеона Верхотурского

Рака с мощами Симеона Верхотурского. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Старая рака, в которой ранее хранились мощи Симеона Верхотурского. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Икона с изображением Симеона Верхотурского. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Та же икона с обратной стороны. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Вход в Никольский собор монастыря. Фото В.Л. Прокудина-Горского, 1909 г.

Никольский храм

Настоятельский корпус

Братский корпус

Корпус мастерских

Монастырское кладбище

Игумен Ксенофонт, настоятель Верхотурского монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Иконно-книжная лавка

Портняжная мастерская

Сапожная мастерская

Переплетная мастерская

Столярная мастерская

Как добраться до Верхотурья?

Проще всего – на автомобиле. Нужно ехать по Серовскому тракту, затем свернуть направо – на Верхотурье. На повороте стоит заметная стела. Расстояние от Екатеринбурга – 300 километров. Автомобиль можно оставить на стоянке перед кремлем или около Николаевского монастыря.

Сложнее добраться до Верхотурья на общественном транспорте. Автобусы сюда ходят лишь два раза в день с Северного автовокзала Екатеринбурга (маршрут № 601).

Можно доехать на поезде направлением на Приобье. Нужная станция так и называется – «Верхотурье». Кстати, здание железнодорожного вокзала, построенное в 1903 году в стиле модерн, отличается красотой и тоже является памятником архитектуры. Вокзал расположен не в самом городе, а в поселке Привокзальный, расположенном в 7 километрах от Верхотурья.

GPS-координаты Верхотурья: N 58º 51.622´; E 60º 48.531´ (кремль).

Посетив эти места, интересно посмотреть старые фотографии Верхотурья, сравнив каким оно было. 

Павел Распопов

Симеоновское подворье в Меркушино

Древнее село прославил своим житием почитаемый в православной церкви Святой Симеон Верхотурский. Никому не известный праведник жил здесь в XVII веке, шил шубы, ловил рыбу и был похоронен. В 1692 году произошло чудесное обретение нетленных останков, позже перенесенных в Верхотурье.
А в 2002 году обнаружены останки канонизированного святого мученика Константина Меркушинского (Богоявленского). Его нетленные мощи стали православной святыней и покоятся в новом, освященном во имя священномученика храме. В гробнице праведника забил цельбоносный святой источник, исцеляющий многие недуги по молитвам верующих.

Деятельность прихода

Настоятель монастыря в данное время игумен Панкратий, который руководит братией. Монастырь ведет активную послушническую жизнь — в нем постоянно пребывает до 25 братьев, которые смотрят за территорией, совершают службу и несут обязанности по подворью.

Паломники могут прибыть и принять участие в любой из совершаемых служб, которые происходят по регулярному расписанию и составляют суточный круг богослужений:

  1. В будние дни: полунощница в 6 утра, Божественная литургия в 7 утра, вечерня в 5 вечера, а также совершение повечерия и вечерних молитв.
  2. В воскресные дни: полунощница в 7 утра, молебен с водоосвящением в 7:30 утра (читаются торжественные акафисты Николаю Чудотворцу и преподобному Иоанну Рыльскому), Божественная литургия в 8:30 утра.
  3. В праздничные дни полунощница читается в 7 утра вместе с канонами и акафистами, а Божественная литургия начинается в 8 утра.


Богослужение в Рыльском Свято-Николаевском монастыре

Кроме богослужений, монастырь ведет и личное хозяйство, которое позволяет монахам существовать независимо от внешних источников. Для этого в окрестных селах оборудованы несколько скитов:

  • Никольский;
  • Успенский;
  • Покровский;
  • Скит в селе Тимохино;
  • Скит Рождества Христова.

В скитах монахи выращивают необходимые овощи и фрукты для пропитания, а также держат небольшое животное хозяйство. Обычно в скитах проживают от 2 до 6 монахов. Братия занимается и возделыванием земельных угодий монастыря — ежегодно обрабатывается до 950 гектаров земли, на которой выращивается гречка, соя, зерновые культуры и овощи.

Помимо хозяйственной и богослужебной деятельности, обитель совершает просветительскую работу среди местного населения, особенно большое внимание уделяя воспитанию молодежи. Священнослужителя регулярно проводят семинары и беседы для школьников и учителей, выпускают просветительскую литературу, устраивают фотоконкурсы, интеллектуальные игры и праздники для населения

На заметку! Братия готова принимать в монастыре с ночлегом до 150 человек, так что паломники могут приехать на вечерние службы и остаться до утра, проведя сутки или более времени в стенах обители. При этом братия кормит и размещает всех желающих по предварительному согласованию, именно поэтому нужно заранее связываться с монастырем.

Описание

В 1925 г. в урочище Карпутлаш был построен корпус с домовым храмом Успения Пресвятой Богородицы. В 1927 г. началась постройка 2-го корпуса – с зимним храмом св. прор. Иоанна Предтечи. В 1936 г. состоялось освящение Успенского храма, который перед этим расширили и удлинили. В 1945-1946 гг. в обители воздвигли каменную часовню для богослужений при большом стечении прихожан и паломников. В 1970-х гг. почти все постройки монастыря снесли и на их месте возвели туберкулезный диспансер.

От прежней обители сохранились только часовня и старенький дом. 12 июля 1991 г. в часовне была совершена 1-я Литургия. В 1994-1998 гг. в монастыре сооружен новый храм свт. Николая Мирликийского. К 2004 г. в одном из корпусов устроен домовой храм Воздвижения Честного Креста Господня. В 2005 г. в обители заложен храм прп. Алексия Карпаторусского.

Вид одежды

Фото: одежда для посещения церкви

Вообще для посещения Верхотурья особенные одеяние не требуются. Стоит лишь помнить, что если отправитесь в монастыри или церквушки, одежда нужна соответствующая: мужчины надевают только брюки (шорты не подойдут), женщинам и девушкам надобно быть в длинных юбках и в платочках на голове. Если по каким-то причинам такую одежду вы с собой не взяли, у входа в монастыри ее дают на время посещения. Обувь лучше выбрать без каблуков – доведется много походить пешком и стоять на ногах. Девушкам не рекомендуется использование губной помады и любой другой косметики, т.к. с макияжем на лице к раке Симеона Верхотурского и иконам прикасаться запрещено.

Фото: одежда для посещения церкви

История основания обители

Точная дата основания его неизвестна, но его упоминание впервые находят в документах 1505 года, которые сохранились. Более ранние и точные исторические грамоты были похищены в 1614 году при нападении на настоятеля игумена Феодосия, который направлялся в Москву для переписи этих грамот. Сегодня точно не известно, когда именно и при каких обстоятельствах была создана обитель и кто ее основатель.


Свято-Николаевский Рыльский монастырь в Курской области

Архивы с XVI века рассказывают о неоднократном опустошении подворья, многочисленных восстановительных работах и деятельности, которую осуществляли монахи. Доподлинно известно о разорении его во время войн с Польско-Литовским княжеством и последующем восстановлении в 1618-1620 гг. игуменами Корнилием и Мисаиле. В то время монастырь имел два подворья, снаружи и внутри города Рыльска.

При правлении царя Михаила братии жилось хорошо, поскольку царь распорядился о возвращении церковного места, а также даровал монахам ряд земель, на которых они могли возделывать поля, заниматься хозяйством и рыбной ловлей. Иноки имели собственную мельницу, хозяйственные угодья и пользовались покровительством местных помещиков.

Изначально все здания на подворье были деревянные и пришли в негодность к началу XVIII века, поэтому купцы из Рыльска начали спонсировать перестройку храмов в каменные. Особенно много потрудился для этого купец Шелехов и его сын, которые полностью взяли на себя строительство Крестовоздвиженского храма. После возведения трех каменных церквей их неоднократно позже перестраивали и восстанавливали. В 1784 году на территории подворья начало действовать Духовное училище, позже была открыта больница и баня для больных.

К концу XVIII века обитель была процветающей и активно вела просветительскую работу среди населения.

Но XX век особенно тяжело отразился на всех духовных заведениях бывшей Российской империи, в том числе и на Рыльской обители. В 1925 году новая власть полностью закрывает ее и передает помещения в ведение Красной армии. В 1941-1943 годах обитель была под немцами и стала мощной огневой точкой их укрепления.

На заметку! Стоит отметить, что за все время оккупации и освобождения на территории подворья не была взорвана ни одна бомба или снаряд.

После войны на территории в разное время размещались МТС, лесхоз, помещения колхозного управления.

Только 17 июня 1991 года обитель была вновь передана Русской православной церкви и в ней начались восстановительные работы. Уже в октябре этого же года была впервые за 70 лет проведена служба на первом этаже Николаевского храма

Сегодня подворье все еще полностью не восстановлено, но оно тем не менее стал важной точкой паломнических маршрутов и центром духовной жизни Рыльского района

Верхотурский кремль

Общий вид на город Верхотурье

Верхотурье. Фото В.Л. Метенкова, 1890-е гг.

Вид на Троицкий мыс и Верхотурский кремль. Конец XIX века.

Верхотурье. Вид Кремля и Свято-Троицкого собора. Фото В.Л. Метенкова. 

Свято-Троицкий собор Верхотурского кремля. Фото XIX века

Кремлевские ворота с бойницами. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Троицкий собор. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор и часовня на могиле Косьмы Юродивого

Верхотурский кремль. Дом воеводы и казначейство. Начало XX века.

Верхотурский кремль с южной стороны. Начало XX века.

Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви

Симеоно-Аннинская надвратная церковь открывает проход на территорию монастыря. Находится она на центральной оси расположения главного храма, т. е. точно по линии соединения севера и юга. Проход открывается на площадь, которую формируют внутренние храмы монастыря и Настоятельский корпус.

Спасо-Преображенская церковь монастыря создана в начале 19-го века. В связи с недостатком финансирования, строительство затянулось дольше, чем на 10 лет. В 1837 году оно было закончено, а храм – посвящен. За клиросами находятся захоронения владыки Неофита справа и архимандрита Гавриила слева, почивших в 1880 году.

Продолжение истории

При монастыре неоднократно проводились пастырско-богословские курсы (в 1928 г. их окончил изянский уроженец Иван Кундря – будущий прп. Иов Угольский); некоторые из иноков обители стали основателями новых монастырей; находясь в штате братии, изянские иеромонахи одновременно являлись настоятелями приходов, духовниками женских обителей; из монастыря в Изе по Закарпатью распространялась необходимая церковная литература, обитель изготовляла облачения для православного духовенства края.

2 декабря 1947 г. в Закарпатье почил, приняв незадолго до кончины схиму, прп. Алексий. Тело старца доставили в Изу и 5 декабря погребли в монастыре; в 1953 г. преставился и архимандрит Матфей, которого похоронили рядом с могилой о. Алексия. В 1958-1959 гг. в обители подвизался прп. Иов Угольский (Кундря, †1985), в 1959 г. ее закрыли, с 1990 г. шло возрождение монастыря. 12 марта 1999 г. состоялось обретение мощей прп. Алексия. 8 июля 2001 г. Свящ. Синод УПЦ постановил причислить прп. Алексия, исповедника Карпаторусского, к местночтимым святым и праздновать его память 2 декабря. Чин прославления прп. Алексия совершен в обители 21 октября 2001 г. Синодальным решением от 21 декабря 2001 г. установлен и 2-й день памяти прп. Алексия – 21 октября.

Храмы

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на возвышенности в месте слияния двух притоков реки Туры. Он представляет собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной, в центре которого установлен Крестовоздвиженский собор.

Симеоно-Анненская церковь, Валентина Пушкарева

Также на территории находятся храм святителя Николая Чудотворца и Преображенский собор, а над главными воротами размещается Симеоно-Анненская надвратная церковь. В стенах Николаевского мужского монастыря можно посетить музей, рассказывающий о жизни монахов на Урале.

Иконостас в Крестовоздвиженском соборе, Валентина Пушкарева

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор был закончен в 1913 году ко дню празднования трехсотлетия династии Романовых. По объему храм занимает третье место после московского Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он примечателен своими фаянсовыми иконостасами, полностью восстановленными после периода застоя. Также внутри хранятся мощи Симеона Верхотурского.

Крестовоздвиженский собор, Елена Бортник

Спасо-Преображенский собор

В Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. Он был построен в 1836 году с архитектурой, отличающейся от классического русско-византийского стиля. На территории он сразу выделяется своей высокой колокольней. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

Преображенская церковь, Валентина Пушкарева

Надвратная Симеоно-Аннинская церковь

Надвратная церковь является своеобразным входом на территорию монастыря. Названа в честь праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Возведенная в 1856 году, она первая встречает прихожан своими мозаичными иконами. Небольшое здание исполнено в традиционном для православных церквей образе.

Надвратная церковь, ulvrid_tourist

Никольский храм

Храм в честь Николая Чудотворца самый новый из всех в Свято-Николаевском мужском монастыре. Дата завершения строительства приходится на 1998 год. Строительство велось на месте прежней старейшей каменной церкви, которая была полностью разрушена при советской власти. На стены здания снаружи и изнутри нанесены фрески с изображением святого. Иконостас храма имеет ценные православные иконы. Здесь размещаются мощи преподобного Илии.

Свято-Николаевский мужской монастырь

  • Свято-Николаевский мужской монастырь
  • Третий в России по величине Крестовоздвиженский собор построен к 300-летию дома Романовых
  • Впечатляют также мощные монастырские стены с древними башнями и надвратной церковью

Мужской монастырь 1604 года прославился после перенесения явленных мощей Святого Симеона Верхотурского, стал известным местом посещения богомольцев всей страны. Здесь неоднократно бывал, и даже жил на послушании Григорий Распутин.
Третий в России по величине Крестовоздвиженский собор построен к 300-летию дома Романовых в ожидании Николая II, уникален тремя воссозданными фаянсовыми иконостасами.
Впечатляют также мощные монастырские стены с древними башнями и надвратной церковью, и белокаменный Спасо-Преображенский храм, и колокольня.

Другие места Верхотурья

Верхотурье, начало XX века

Улица Торговая

Улица Торговая

Торговая площадь. 1900 г.

Торговая площадь. Начало XX в.

Женская гимназия

Улица Постникова, сейчас Ленина

Улица Постникова. Дом купца А.В. Лапина. 1914 г.

Дом для приема почетных гостей

Воскресенская церковь с западной стороны. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Воскресенская церковь

Знаменская церковь

Знаменская церковь

Вид на исторический центр Верхотурья с другого берега реки Туры

Колокольня церкви Одигитрии Божией Матери. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Церковь Одигитрии Божией Матери. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1909 г.

Церковь Одигитрии Божией Матери. Рис. из журнала «Нива, 1898 г.

Петропавловская часовня

Празднование 300-летия города. 1898 г.

Немного истории

Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.

История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.

Расцвету города поспособствовали два государственных указа:

Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.

Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.

В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.

В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.

Соборный Николаевский храм

  Главный храм обители.  Построен в 1753 году  при игумене Матфее (Лукашеве), который обратился с соответствующим прошением в Московскую Духовную консисторию. Здание самое большое по размерам, двухэтажное. На первом этаже размещался храм, освященный во имя великомученика и Победоносца Георгия, на втором – двухпрестольный во имя святителя Николая и благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора. При игумене Иосифе (Лазареве) (1790-1803 гг) продолжилось обустройство церковного здания. В 1758 году чугунные полы были заменены кирпичными, переделаны ступени в верхний храм. В 1852 году купол покрыли сусальным золотом, в 1872 году согласно договору с курским мастером Афанасием Леонтом  произведен внутренний ремонт здания. Обновлена роспись стен, арки верхнего и нижнего храмов отделаны под мрамор. Архитектура храма сочетает черты русского и украинского барокко. В советское время после закрытия монастыря храм был частично разрушен и обезображен. После возвращения обители Курской епархии первым делом началось восстановление Николаевского собора. Вначале был открыт нижний храм, который освятили в  честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, где и совершались богослужения, в  1999 году после реставрации открыт верхний храм собора, освященный в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийких.

  

Крестовоздвиженский храм

   Первый каменный храм, заложенный в монастыре, построен на месте обветшавшего деревянного Николаевского храма с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. Его строительство начал рыльский купец гостиной сотни Прокофий Герасимович Шелехов, который в 1731 году заключил договоры с московскими и галицкими мастерами на изготовление высококачественного кирпича, но не дожил до начала строительства. В 1733 году его дело продолжил сын Иван Прокофьевич Шелехов, испросив разрешение у императрицы Анны Иоанновны. И. П. Шелехов построил храм быстро, но по неизвестной причине (предположительно из-за нехватки средств) его долго не освящали. Есть и другая версия, объясняющая причину долгостроя и переосвящения храма. Как предполагает известный краевед Н. Сенаторский,  появилось соперничество между купцами Шелеховыми и настоятелем монастыря Матфеем, который  происходил из богатого знатного рода дворян Лукашевых, за право быть единственными созидателями обители. В 1747 году сестра настоятеля Анна Ивановна Забелина построила в монастыре Троицкий храм, а в 1753 году на пожертвования других родственников и игумена Матфея был в короткие сроки сооружен  Николаевский собор. Завершил возведение нового храма третий представитель династии Шелеховых – Семен Иванович, который оплатил ремонтные и отделочные работы. В 1783 году было получено разрешение на выдачу антиминса в полностью подготовленный храм, который затем был освящен в честь праздника Крестовоздвижения. В годы советской власти Крестовоздвиженский храм пострадал больше других, в нем  после Великой Отечественной войны размещался камнедробильный цех, была выбита стена. В настоящее время в храме завершаются внешние отделочные работы.

  

Основание

В нач. 1919 г. в Изу прибыл иеромонах Амфилохий (Кеминь), который во время войны также оказался в заключении. Начав пастырское служение у земляков, о. Амфилохий почувствовал острую нужду в помощниках. Он посетил Яблочинскую обитель и привез оттуда иеромонаха Матфея (Вакарова), священников Георгия Плиску и Михаила Мачку. Поправив здоровье в больнице Киево-Печерской Лавры, в мае вернулся в Закарпатье и о. Алексий. Названные подвижники решили создать в Изе монастырь. В сентябре Закарпатье вошло в состав Чехословакии, признавшей права православных. 1-е насельники обители проживали в церковном доме при сельском храме. В 1920-1921 гг. в монастыре совершилось 3 выдающихся события: избрание о. Алексия настоятелем, посвящение его в игумена и 1-й Собор православных жителей Закарпатья. Через некоторое время о. Алексий удостоился сана архимандрита. В 1925 г. о. Алексию поручили руководство Духовной Консисторией – органом ведения дел православных приходов и монастырей края. В силу нового назначения о. Алексия, настоятелем обители избрали о. Матфея, который затем принял сан игумена. В том же году монастырь перенесли в урочище Карпутлаш близ Изы, а о. Матфей был возведен в сан архимандрита.

Окрестности Верхотурья

Во время поездки можно посетить и достопримечательности в окрестностях этого города. В 8 километрах западнее в поселке Актай на одноименной реке действует монастырский скит Николаевского монастыря. Здесь бьет так называемый Живоносный источник, вода которого считается целебной. Оборудована купальня. Интересно, что Больше-Актайский скит в 1909 году посещал и известный фотограф С.М. Прокудин-Горский. Здесь он сфотографировал монаха Николаевского монастыря – старца Макария, которого называл своим наставником Григорий Распутин.

В селе Костылево действует Свято-Косминская пустынь. Монахи производят варенье из сосновых шишек и сушат иван-чай.

Едут туристы и в село Меркушино, расположенное в 50 километрах от Верхотурья. Именно здесь жил Симеон Верхотурский, прославившийся после смерти, когда его гроб под действием грунтовых вод «выплыл» на поверхность. Сейчас за водой из Меркушинского источника приезжают многие паломники. В Меркушино построен храм Михаила Архангела, а на въезде в село – храм во имя Всех святых, близ которого стоит большой поклонный крест.

Проехав еще дальше, можно попасть к Кордюковскому водопаду на речке Рогозинке. Неподалеку от него расположен Богородицкий источник.

Гражданская застройка

В городе в силу его истории много старинных деревянных и каменных зданий конца 19-начала 20 веков

Многие здания жилых домов получили статус архитектурных памятников.
Обращают на себя внимание:. бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения

бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения.

Сохранилось много интересных объектов жилой застройки как деревянные с резными наличниками, так и каменные. Особый интерес представляет каменный мост 19 столетия над речкой Дернейка, тоже памятник архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector