Как доехать до рыльского свято-николаевского монастыря из москвы

В 1991 году монастырь был передан Русской православной церкви

В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви. Тогда по благословению Иувеналия Тарасова, архиепископа Курского в разрушенную обитель были впервые переселены первые монахи. В октябре того же года в Рыльский монастырь был назначен наместником архимандрит Ипполит Халин.

Архимандрит Ипполит (Халин). Фото: 151722.selcdn.ru

В 1991 году на 1 этаже Николаевского храма начались богослужения. Чуть позднее  храм был освящен в честь иконы Божьей Матери Знамение Курской Коренной.

Восстановление храма началось в 1998 году. Большую помощь в ремонтных работах монастырю оказали работники Курской АЭС. Построили лестницу, покрыли медью купола, оштукатурили стены. В ноябре установили новый крест.

С конца 1999 года в храме начались регулярные богослужения.

Начались  восстановительные работы ограды, был проведен капитальный ремонт братского и игуменского корпуса. На территории монастыря построены трапезная с кухней, новая баня, пекарня, погреба. На подворье  появились козы, коровы и даже лошади. При монастыре организовались пять скитов.

Восстановительные работы и ответственность подорвали здоровье батюшки,  он скончался 17 декабря 2002 года. Много народу приехало в этот день, чтобы проводить отца Ипполита в последний путь. На могиле рядом с Николаевским храмом были установлены бронзовый крест, и всегда горит лампада.

На автомобиле

Чтобы не заблудиться, даже опытным водителям рекомендуется пользоваться картами и строго придерживаться дорожных указателей.

Доехать до Рыльска из Москвы можно по автотрассам:

• М3 (Калужская); • М2 (Симферопольская).

Когда вы съедете с Калужской трассы, вскоре увидите дорожный указатель на город Рыльск. Отсюда следует повернуть на поселок городского типа Хомутовка. Нужно проехать прямо через весь поселок, нигде не сворачивая. На перекрестке также необходимо ехать прямо, двигаясь на Ольховку (небольшое село Хомутовского района). По пути вы увидите автозаправку с расположенными рядом магазином и кафе (последняя заправка перед Рыльском).

Удобнее всего будет свернуть на монастырь, не пересекая городскую черту Рыльска. Когда вы проедете указатели на Капыстичи, Березники, Висколь и т. д., а затем крутой спуск и подъем, увидите на возвышенности две вышки сотовой связи (в темноте их легко узнать по красным огонькам на верхушках). Направляйтесь в сторону вышек, не доезжая до них поворот налево, который и ведет к территории монастыря. Будьте внимательны, никаких обозначений для поворота нет. Свернув по указанному пути, вы выедете в слободку, и слева вскоре покажутся стены и храмы Рыльского монастыря.

Святыни и престольные праздники

В обители хранятся две иконы, в которых находятся частицы мощей двух святых — покровителя обители Николая Чудотворца и знаменитого архимандрита Ипполита, который долгое время управлял подворьем.

Кроме этого, в церквях хранятся и мощевики, в которых есть частицы мощей многих святых. Среди них:

  • Мощевик 1: мученик Афанасий, Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, святые Киево-Печерской лавры и др.;
  • Мощевик 2: Василий Великий, Антоний Великий, Игнатий Богоносец, Оптинские старцы, Глинские, Владимирские и Рязанские святые.

Кроме мощевиков, тут хранится крест с мощами апостолов Христа: Матфея, Андрея и Стефана. А в 2006 году в обитель была перенесена частица мощей преподобного Ипполита, который был архимандритом в монастыре. На подворье есть и памятник, который поставили в честь упокоенного преподобного.

Храмовые иконы с частицами мощей святого Николая и Иоанна Рыльского

Престольный праздник только один, не считая традиционных христианских празднований на Пасху и Рождество, и связан он со святым, в честь которого и назвали монастырь. Обитель празднует день памяти Николая Чудотворца — это 19 декабря по новому стилю и день перенесения части его мощей — это 22 мая по новому стилю. Кроме этого, празднуется и дни памяти архимандрита Ипполита — 17 декабря (день смерти) и 30 января (день ангела).

ХРОНОЛОГИЯ

   1505 г. — первое упоминание о Волынской пустыни Рыльского Николаевского монастыря в официальных документах.

   1614 г. — гибель игумена Феодосия  по дороге в Москву и утрата монастырских документов.

   1618-1620 гг. — пребывание в Рыльской обители игумена Новгород-Северского Спасского монастыря Корнилия с братией.

   1625-1626 гг.—  упоминание в писчих книгах Рыльска  о том, что в эти годы в монастыре находились грамоты царя Иоанна Грозного.

   1733 г.— начало строительства первой каменной церкви, освященной в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения

   1740-42 гг. — сооружена надвратная звонница.

   1747 г. — завершение строительства каменной Троицкой церкви, освященной в 1751 году.

   1752 г. — в монастырь по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны  сослан князь И.П. Вяземский, который «оскорбил приходского священника и попрал Святые Дары».

   1753 г. — заложен  главный храм монастыря — Николаевский собор.

   1764 г. — первое упоминание в описи имущества о новой колокольне и о наличии каменной ограды вокруг монастыря, «по углам оной каменных башен четыре».

   1781 г. —  из Амонской пустыни в монастырь принесена чудотворная икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

   1784 г. — открытие Духовного училища.

   1793 г. — учреждение епархиальной больницы.

   1794 г. — сооружение  храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери (больничного).

   1796 г.— открыт Гостиничный дом.

   1824 г.— посещение монастыря императором Александром I.

   1906 г. — открытие  кафедры викарного епископа и размещение его резиденции в обители.

   С 20 февраля 1911 по 1913-й гг. – служение на Рыльской кафедре священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородкого.

   2 мая 1921 г – священномученик Павлин (Крошечкин) назначен на Рыльскую кафедру.

   1922 г. – служение монаха Андроника (Лукаша) в Рыльском Свято-Николаевском монастыре в качестве келейника епископа Павлина (Крошечкина).

   5 декабря 1922 г. Священномученик Павлин (Крошечкин) осужден и выслан в московскую тюрьму.

   1925 г.— закрытие монастыря богоборческой властью.

   Август 1929-28 сентября 1932 года – служение на Рыльской кафедре, «на вольном поселении», священномученика Иоанна (Пашина),епископа Рыльского.

   1941-1943 гг.– оккупация Рыльска и монастыря немецко-фашистскими захватчиками.

   1978 г. — посещение монастыря комиссией по охране памятников культуры и архитектуры.

Соборный Николаевский храм

  Главный храм обители.  Построен в 1753 году  при игумене Матфее (Лукашеве), который обратился с соответствующим прошением в Московскую Духовную консисторию. Здание самое большое по размерам, двухэтажное. На первом этаже размещался храм, освященный во имя великомученика и Победоносца Георгия, на втором – двухпрестольный во имя святителя Николая и благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора. При игумене Иосифе (Лазареве) (1790-1803 гг) продолжилось обустройство церковного здания. В 1758 году чугунные полы были заменены кирпичными, переделаны ступени в верхний храм. В 1852 году купол покрыли сусальным золотом, в 1872 году согласно договору с курским мастером Афанасием Леонтом  произведен внутренний ремонт здания. Обновлена роспись стен, арки верхнего и нижнего храмов отделаны под мрамор. Архитектура храма сочетает черты русского и украинского барокко. В советское время после закрытия монастыря храм был частично разрушен и обезображен. После возвращения обители Курской епархии первым делом началось восстановление Николаевского собора. Вначале был открыт нижний храм, который освятили в  честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, где и совершались богослужения, в  1999 году после реставрации открыт верхний храм собора, освященный в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийких.

  

Крестовоздвиженский храм

   Первый каменный храм, заложенный в монастыре, построен на месте обветшавшего деревянного Николаевского храма с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. Его строительство начал рыльский купец гостиной сотни Прокофий Герасимович Шелехов, который в 1731 году заключил договоры с московскими и галицкими мастерами на изготовление высококачественного кирпича, но не дожил до начала строительства. В 1733 году его дело продолжил сын Иван Прокофьевич Шелехов, испросив разрешение у императрицы Анны Иоанновны. И. П. Шелехов построил храм быстро, но по неизвестной причине (предположительно из-за нехватки средств) его долго не освящали. Есть и другая версия, объясняющая причину долгостроя и переосвящения храма. Как предполагает известный краевед Н. Сенаторский,  появилось соперничество между купцами Шелеховыми и настоятелем монастыря Матфеем, который  происходил из богатого знатного рода дворян Лукашевых, за право быть единственными созидателями обители. В 1747 году сестра настоятеля Анна Ивановна Забелина построила в монастыре Троицкий храм, а в 1753 году на пожертвования других родственников и игумена Матфея был в короткие сроки сооружен  Николаевский собор. Завершил возведение нового храма третий представитель династии Шелеховых – Семен Иванович, который оплатил ремонтные и отделочные работы. В 1783 году было получено разрешение на выдачу антиминса в полностью подготовленный храм, который затем был освящен в честь праздника Крестовоздвижения. В годы советской власти Крестовоздвиженский храм пострадал больше других, в нем  после Великой Отечественной войны размещался камнедробильный цех, была выбита стена. В настоящее время в храме завершаются внешние отделочные работы.

  

Святыни

Мощевик 1:

  • свт. ФЕОДОСИЙ Черниговский
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ Черниговский
  • свщмч. АФАНАСИЙ (Сахаров) еп. Кавровский
  • свщмч. НИКОЛАЙ пресв. Искровский
  • прпмчч. ЗВЕРИНИЦКИЕ
  • свщмч. СЕРГИЙ пресв. Васильевский
  • мч. КИРИЛЛ Васильевский
  • мч. ПРОХОР Васильевский
  • мч. ВИФЛЕЕМСКИЙ от царя Хозроя убиенный
  • свт. ДИМИТРИЙ митр. Ростовский
  • прп. ИЛАРИОН затворник Троекуровский
  • свщмч. КОНСТАНТИН Богородский
  • свт. ФЕОФАН затворник Вышенский
  • прп. СЕРАФИМ Саровский
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОН Целитель
  • свт. ЛУКА исп. архиеп. Симферопольский
  • вмч. ПАРАСКЕВА Пятница
  • прп. ГАВРИИЛ Афонский Одесский чудотворец
  • прп. ЕЛЕНА Флоровская
  • частица с гробницы свт. НИКОЛАЯ Мирликийского
  • частица гроба свт. ТИХОНА Задонского
  • прпмч. вл. кн. ЕЛИСАВЕТА
  • прп. СЕРГИЙ исп. Сребрянский

Киево-Печерские святые:

  • свщмч. ВЛАДИМИР митрополит Киевский
  • свт. ФИЛАРЕТ митрополит Киевский
  • свт. ФЕОФИЛ
  • прп. ЗИНОН постник
  • прп. ВЕНИАМИН затворник
  • прп. МЕРКУРИЙ постник
  • прп. МАКАРИЙ диакон
  • прп. АХИЛА диакон
  • прп. МАРТИРИЙ диакон
  • прп. ПАВЕЛ Послушливый
  • прп. ИЛЛАРИОН схм.
  • прп. МОИСЕЙ чудотворец
  • прп. ФЕОДОР молчаливый
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ затворник
  • прп. ИПАТИЙ целебник
  • прп. ФЕОДОР кн. Острожский
  • прп. ИГНАТИЙ архимандрит
  • прп. СИСОЙ схм.
  • прп. ЕВФИМИЙ иеросхм.
  • прп. АРСЕНИЙ Трудолюбивый
  • прп. НЕСТОР Некнижный
  • прп. ГРИГОРИЙ чудотворец
  • прп. ПИМЕН постник
  • прп. ИОСИФ Многоболезненный
  • прп. СИЛУАН схм.
  • прп. ПАИСИЙ
  • прп. ЛОНГИН вратарь Трудолюбивый
  • прп. ТИТ воин
  • прп. ЗАХАРИЙ постник
  • прп. АГАФОН
  • св. отрок ЛЕОНТИЙ канонарх
  • св. отрок ГЕРОНТИЙ канонарх
  • прп. НЕСТОР Летописец
  • прп. САВВА Богоугодный
  • прп. ИОАНН брат Феофила
  • прп. АВРААМИЙ Трудолюбивый
  • прп. ПИМЕН Многоболезненный
  • прп. ФЕОДОТ

Мощевик 2:

  • свщмч. ИГНАТИЙ Богоносец
  • мц. ТАТИАНА
  • свт. ВАСИЛИЙ Великий
  • свт. САВВА Сербский
  • прп. АНТОНИЙ Великий
  • прп. СЕРГИЙ Радонежский
  • прп. ИОВ иг. Почаевский
  • прп. НИКОДИМ Карульский
  • прп. АФАНАСИЙ Карульский
  • блг. кн. КОНСТАНТИН Муромский
  • частица Мамрийского дуба
  • камень из Горней с места рождения ИОАННА Крестителя
  • частица поручей св. прав. ИОАННА Кронштадтского

Оптинские святые:

  • прп. ЛЕВ
  • прп. МАКАРИЙ
  • прп. МОИСЕЙ
  • прп. АНТОНИЙ
  • прп. ИЛАРИОН
  • прп. АМВРОСИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ старший
  • прп. ИСААКИЙ
  • прп. ИОСИФ
  • прп. ВАРСОНОФИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ младший
  • прп. НЕКТАРИЙ

Рязанские святые:

  • свщмч. МИСАИЛ архиеп. Рязанскийи Шацкий
  • свт. ФЕОДОРИТ архиеп. Рязанский и Муромский
  • свт. ГАВРИИЛ архиеп. Рязанский и Зарайский
  • свт. МЕЛЕТИЙ еп. Рязанский и Зарайский

Крест с частицами св. мощей и др. святыни:

  • ап. и еванг. МАТФЕЯ
  • ап. АНДРЕЯ Первозванного
  • первомч. архидиак. СТЕФАНА
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОНА Целителя
  • вмч. ГЕОРГИЯ Победоносца
  • вмч. ДИМИТРИЯ Солунского Мироточивого
  • вмч. ФЕОДОРА Стратилата
  • вмц. ВАРВАРЫ
  • мчч. и бессер. КОСМЫ и ДАМИАНА, КИРА и ИОАННА
  • свт. НИКОЛАЯ архиеп. Мир Ликийских чудотворца
  • свт. ПЕТРА митр. Московского
  • свт. ЛЕОНТИЯ еп. Ростовского
  • свтт. ГУРИЯ и ВАРСОНОФИЯ Казанских
  • прп. МАКАРИЯ Ужненского
  • власы св. ФЕОДОРЫ Александрийской
  • камень со св. горы Елеонской
  • частица от Престола, где Господь постился

Паломничество

Паломников становится все больше с каждым годом

Из самых различных мест все едут и едут преданные друзья обители, едут и те, кто услышал отзывы о ней, сам только что к ней нашел путь и сделал для себя это чудесное открытие.

Это не только россияне. Трудно сказать, на скольких языках говорят приезжающие сюда паломники.

И здесь их души наполняет отрада, мир и покой. И уже дома, где-нибудь в Праге или Минске, или глухой российской деревушке, не оставляет желание сюда вернуться не раз, чтобы вновь отдохнула душа, измученная страстями.

Чтобы испить вод целебных источников: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, дабы получить избавление от разных недугов тела и души или набрать поблизости целебной глины.

История основания обители

Точная дата основания его неизвестна, но его упоминание впервые находят в документах 1505 года, которые сохранились. Более ранние и точные исторические грамоты были похищены в 1614 году при нападении на настоятеля игумена Феодосия, который направлялся в Москву для переписи этих грамот. Сегодня точно не известно, когда именно и при каких обстоятельствах была создана обитель и кто ее основатель.


Свято-Николаевский Рыльский монастырь в Курской области

Архивы с XVI века рассказывают о неоднократном опустошении подворья, многочисленных восстановительных работах и деятельности, которую осуществляли монахи. Доподлинно известно о разорении его во время войн с Польско-Литовским княжеством и последующем восстановлении в 1618-1620 гг. игуменами Корнилием и Мисаиле. В то время монастырь имел два подворья, снаружи и внутри города Рыльска.

При правлении царя Михаила братии жилось хорошо, поскольку царь распорядился о возвращении церковного места, а также даровал монахам ряд земель, на которых они могли возделывать поля, заниматься хозяйством и рыбной ловлей. Иноки имели собственную мельницу, хозяйственные угодья и пользовались покровительством местных помещиков.

Изначально все здания на подворье были деревянные и пришли в негодность к началу XVIII века, поэтому купцы из Рыльска начали спонсировать перестройку храмов в каменные. Особенно много потрудился для этого купец Шелехов и его сын, которые полностью взяли на себя строительство Крестовоздвиженского храма. После возведения трех каменных церквей их неоднократно позже перестраивали и восстанавливали. В 1784 году на территории подворья начало действовать Духовное училище, позже была открыта больница и баня для больных.

К концу XVIII века обитель была процветающей и активно вела просветительскую работу среди населения.

Но XX век особенно тяжело отразился на всех духовных заведениях бывшей Российской империи, в том числе и на Рыльской обители. В 1925 году новая власть полностью закрывает ее и передает помещения в ведение Красной армии. В 1941-1943 годах обитель была под немцами и стала мощной огневой точкой их укрепления.

На заметку! Стоит отметить, что за все время оккупации и освобождения на территории подворья не была взорвана ни одна бомба или снаряд.

После войны на территории в разное время размещались МТС, лесхоз, помещения колхозного управления.

Только 17 июня 1991 года обитель была вновь передана Русской православной церкви и в ней начались восстановительные работы. Уже в октябре этого же года была впервые за 70 лет проведена служба на первом этаже Николаевского храма

Сегодня подворье все еще полностью не восстановлено, но оно тем не менее стал важной точкой паломнических маршрутов и центром духовной жизни Рыльского района

«Коренная пустынь – третий духовный центр России»

Коренная Курская обитель,Коренная курская земля!Кто здесь святости особой не увидел,Не бывал у стен монастыря.

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае.Монастырь Коренная пустынь – это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной. И город Курск, и знаменитая Коренская ярмарка своим существованием обязаны святыне. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри.Не случайно было избрано это место для спасения душ человеческих. Из глубокой древности до нас дошли сведения о явлении в этих краях чудотворного образа Богородицы. Произошло это в бедственную для русских людей пору, когда многие города и селения были разорены, опустошены и обезлюдены нашествием монголо-татарских полчищ Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. Неиссякаемым источником благодатной помощи в это время для русского человека были чудотворные иконы, в значительном числе явленные во время монгольского владычества. И конечно, в этом ряду стоит Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение», и на протяжении семи веков она является покровительницей и заступницей Курской земли.В 1295 году, 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска.  Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой, настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Эта икона стала одной из самых популярных, списки с нее (точные копии) богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мате Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым — дивным воеводством, хранити присно в своем крове».Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русский святой. За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году, на исходе 16-го столетия, икона была отправлена в Москву, где ее встречал царь Федор Иоаннович вместе с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском.После возвращения иконы в Курск царь Федор Иоаннович незадолго до своей кончины издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря. Вот уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.Этот монастырь не только православная святыня, но и памятник архитектурного искусства, так как на его территории находятся храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех святых, богадельня, крытая галерея, ведущая к источнику, пруды, хозяйственные постройки, живописные окрестности. Регулярно сюда стекалось много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.

Обитель из прошлого

Монастырь построен в 1505 г.

Год основания комплекса считают 1505 г., прежде всего потому, что именно к этому периоду относится первое упоминание о нем, как о Волынской пустыни, в письменах.

Хотя некоторые исследователи предполагают, что строительство велось ещё в конце XIV — начале XV столетий.

Деревянный храм сожгли войска Лжедмитрия. Только спустя почти век появились, как корабли, храмы каменные: Никольский, Крестовоздвиженский и Троицкий.

Более пятисот лет многие поколения рыльских монахов обращаются в молитвах к своему заступнику о благодатной помощи. И никогда монастырский комплекс не оставался без благословения и заступничества святителя Николая.

Сколько храмов Божьих русских, когда-то процветавших, исчезли с лица земли, и следа не найти, а эта обитель, что затерялась в глубинке, живет, как жила, и молится, как молилась все 500 лет. Ее не задели бомбы Великой Отечественной. И местные объясняют это только заступничеством покровителя.

Важно знать: в лихие годы монахам удалось отстоять святыню, ее не тронули чужеземцы, а вот свои на протяжении долгого времени были к ней немилосердны. Бойцам Красной Армии, поселившимся здесь, площади его служили для нужд хозяйствования, а ограда использовалась как полигон для стрельбы

Одно за другим сменяли друг друга разные советские учреждения. Каждое из них «позаботилось», чтобы внести посильный вклад в губительство обители и ее запустение. Пока от строений не остались лишь провалы сводов да груды кирпича

Бойцам Красной Армии, поселившимся здесь, площади его служили для нужд хозяйствования, а ограда использовалась как полигон для стрельбы. Одно за другим сменяли друг друга разные советские учреждения. Каждое из них «позаботилось», чтобы внести посильный вклад в губительство обители и ее запустение. Пока от строений не остались лишь провалы сводов да груды кирпича.

ВЫГОНИМ ШПАНУ И ПЬЯНИЦ – МОНАСТЫРЬ НЕ УСТОИТ

Первые годы после возвращения в Россию отец Ипполит подвизался в Псково–Печерском монастыре, с 1986 года получил назначение в Курскую и Белгородскую Епархию, где восстановил несколько церквей, а в октябре 1991 года стал настоятелем Свято-Николаевского монастыря. Хотя сам он себя настоятелем не считал: «Я-то кто? Да никто! Сам Святой Николай Чудотворец здесь настоятельствует!».    

Отец Ипполит всегда старался скрыть свою прозорливость, все время умаляя себя. Как-то он обмолвился: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку. И хотя я все эти сорок лет в постриге, но ни одного дня не прожил, как монах». Одно время от отца Ипполита по милости Божьей пошло благоухание – тонкий неземной аромат, который он уже и сам начал замечать, не говоря о паломниках. Чтобы перебить это благоухание, он попросил купить ему одеколон «Шипр», весьма даже земной, которым кропил самого себя и всё в своей келии. Благоухание исчезало, но через день-другой появлялось вновь. Месяц продолжалось это искушение для отца Ипполита, и лишь когда он горячо взмолился, чтобы этого не было, аромат исчез.  

Прознав о добром пастыре, настоящем апостоле любви, привечавшем всех, в монастырь потянулись «химики» и бомжи, которых он радушно принимал, и называл господами – все они были для него подобиями Божиими. Отец Ипполит велел принимать и кормить их в любое время, даже ночью, хотя некоторые из них продолжали хулиганить, воровать и пьянствовать даже в монастыре. Батюшка всё терпел и молился за них, даже давал деньги на опохмелку, а когда ему предлагали выставить их из монастыря, говорил: «Если выгоним шпану и пьяниц – монастырь наш не устоит!». И всякий раз напоминал, что в свое время фарисеи тоже осуждали Иисуса Христа за то, что Он делит трапезу с блудницами и мытарями. Хотя большинство «проблемных» насельников всё же исправлялось и работало на восстановлении монастыря, который быстро поднимался из руин.  

Порой батюшка получал из мест не столь отдаленных письма с вопросами, можно ли, освободившись, приехать в монастырь, на которые отвечал: «Конечно, приезжайте! Я совсем не против. У нас тут всё можно: и украсть, и выпить… Приезжайте!».  Конечно, ему доставалось за излишний либерализм от Владыки Ювеналия, но он, плача, смирялся и говорил: «Это простые русские мужики, наши родные мужики. И нам ли осуждать их после того, что с ними сделала власть?!». 

Традиции, заложенные в свое время батюшкой, живы и поныне.

Чем интересен Рильский монастырь?

Монастырский комплекс раскинулся высоко в горах, он занимает около 9000 квадратных метров. Это несколько древних сооружений, расставленных в форме четырехугольника. Посреди комплекса возвышается главная церковь, датированная 19 веком – величественное здание в готическом стиле, напоминающее дворец эпохи Возрождения. Вершину храма украшает пять изящных куполов. Внутреннее убранство поражает элегантностью и красотой – старинные иконы, позолоченный алтарь, уникальная роспись, фрески. В стенах церкви располагаются кельи монахов, небольшой монастырский музей и огромная библиотека. Рильский монастырь по сей день хранит мощи святого Иоанна Рыльского. Многие паломники приезжают сюда только для того, чтобы к ним прикоснуться, почувствовать необыкновенную энергию этого места, побыть наедине с самим собой и окружающей природой. Главной святыней монастыря является одна из самых старинных и одухотворенных христианских икон – «Одигитрия» или «Путеводительница» в образе Богоматери. Считается, что эта икона способна творить настоящие чудеса – исцелять и наставлять верующих на путь истинный. Данный образ является не просто иконой, он еще служит мощевиком, в котором упокоены останки более трех десятков святых. В монастырском музее на обозрение посетителей выставлен резной крест, принадлежащий монаху Рафаилу. Его высота – 80 сантиметров, создан он из липового дерева, на поверхности святыни можно увидеть около ста сцен из библии. В библиотеке монастыря хранится несколько тысяч рукописных и печатных книг, принадлежащих авторам 11 столетия. Одним из пунктов экскурсии является пещера «игумена всея Болгарии» святого Иоанна Рыльского, место, где преподобный старец провел большую часть своей жизни. Рядом с пещерой в его честь установлена небольшая часовня.

Архивный номер № 52 (1315) от 24 декабря 2021 — Новости

ЧУДО

Это случилось 17 декабря, когда в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти знаменитого старца Ипполита. Сотни верующих, приехавших в монастырь, увидели, как на кресте, установленном на могиле батюшки, появились капли маслянистой жидкости…

О жизни отца Ипполита на Афоне практически не сохранилось сведений. Говорят, уехать пришлось из-за проблем со здоровьем. А еще старец тосковал по Родине. «Дорожите тем, что живете в России. Целуйте родную землю», – писал он в письмах. Когда у Ипполита напрямую спросили: почему уехал с Афона, отшутился: «Устал от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!» В августе 1983-го старец вновь оказался в России. В 1991 году был назначен настоятелем только что возвращенного церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита обитель превратилась в центр духовной жизни российского масштаба. В монастырь стали приезжать не только жители ближайших городов, но и Украины, Беларуси, стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. Неслучайно его называли самым добрым батюшкой на земле. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти раздавал иконки, – вспоминала жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через три года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».

Верующие собирали миро, наносили его на лицо, иконки…

– Он и больных лечил, – рассказывали в монастыре. – Бывало, подойдет к человеку и, не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились. Скромным отец Ипполит был. Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Незадолго до смерти отец Ипполит о себе сказал насельнику монастыря: «40 лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Отец Ипполит не проповедовал, не было у него дара красноречия. «Я вообще ничего не могу сказать, – говорил он. – Не умею». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе». Обращаясь к паломникам, замечал: «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем». При этом Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом, даже песней. «Подходит, например, к нему инок покаяться в страстных помыслах, а батюшка вдруг начинает рассказывать ему красивое философское и вместе с этим назидательное стихотворение о любви, – напишет в своей книге «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин. – Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, пел: «Виновата ли я», а иной раз – «Виновата не я!». Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма… И именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал на будущие искушения».

Имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит.

Александра БЕРЕГОВАЯ, фото rylsk-obitel.ru, vk.comorthokursk

Поделиться ссылкой:

Подписаться на «Друг для друга»:

Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео

ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ

Рыльск стал вторым домом для многих жителей христианской Осетии. Многочисленная осетинская делегация в этом году, как и всегда, приехала на день памяти старца. Но где, казалось бы,  Курская область и где Осетия?! Что их связывает?  

Сейчас уже никто точно не скажет, что заставило отца Ипполита взять на себя подвиг православного просвещения целого народа, но утверждают, в том числе и осетинские паломники, что сама Богородица, которая не раз являлась батюшке, велела ему молиться о многострадальной Осетии, находившейся в неблагоприятном окружении. Ведь с юга она граничит хоть и с единоверной, но недружественной Грузией, а с востока и запада – с чуждым по духу магометанским миром.  

В конце 90-х отец Ипполит благословил создать в Осетии два монастыря – мужской и женский.

А будущую игуменью женского монастыря монахиню Нонну (Багаеву) он разглядел еще в то время, когда она работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск на съемки фильма о батюшке. «А ты знаешь, что будешь монахиней?», – неожиданно сказал он ей, тогда, в миру, еще Наталье. – У тебя, как и у всех монахов, во лбу крестик светится!»  

Прозорливый батюшка предвидел беды, которые обрушатся на Осетию, в частности, обвал ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Осетины-паломники, которым довелось быть в Рыльске летом 2002, рассказывают: «Батюшка Ипполит, начиная с июля, просил нас связаться с родственниками в Осетии, дабы предупредить их, что в ближайшие месяцы горы будут очень опасны». Все так и вышло: 29 сентября ледник рухнул, похоронив под собой много местных жителей и съемочную группу Сергея Бодрова-младшего. Предвидел батюшка и, случившуюся уже после его ухода из земной жизни, страшную трагедию в Беслане 1 сентября 2004 года, когда вооруженное зверьё захватило школу в Беслане с тысячей заложников.   

И едва ли случайно мужской осетинский монастырь, который первоначально организовали в Беслане, расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной  Иисусом Христом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector