Невероятный путь к святости варлаама керетского

Содержание:

Имя в истории и литературе

Варлам Шаламов

Мало кто не читал знаменитых «Колымских рассказов» Варлама Шаламова (1907–1982) или хотя бы не слышал о сложной, трагической судьбе их автора. Первый раз писатель был арестован, еще учась в университете, и приговорен к пяти годам лагерей; второй раз – всего через несколько лет после освобождения – снова арест и снова лагеря, на этот раз уже на семнадцать лет.

По сути дела все творчество писателя автобиографично – героями повествования Шаламов делает себя самого, своих друзей или просто людей, которых он когда-то знал. Его страшные рассказы, полные горя и трагедий, – не вымысел, а правда; однако основной упор в своем творчестве автор сделал даже не столько на видимые ужасы концлагерей, сколько на проблему развития и деградации личности, попавшей в тиски этих нечеловеческих условий. Кстати говоря, сам Шаламов с честью прошел через все испытания, лишний раз на своем примере доказав: как правило, имя Варлам принадлежит человеку, который может сломаться, но согнуться – никогда.

Жизнь первых насельников

Считается, что преподобный Варлаам, который был человеком «книжным» и воспринимавшим христианские традиции древней Византии полностью, установил в обители общежительный устав. Некоторые историки считают данное утверждение всего лишь догадкой, поскольку самые ранние летописи, рассказывающие о монашеской жизни в монастыре, относятся к шестнадцатому веку. Их дал в своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн, который рассказывает, что настоятель, имевший общую трапезу с братией, всегда советовался с несколькими старшими иноками, прежде чем выносить важные вопросы на обсуждение других насельников.

Одна из самых известных русских святынь

Именно это событие стало причиной того, что сегодня преподобный стал наравне с Сергием Радонежским наиболее известным на Руси святым. И хотя монастырь после присоединения Новгорода к Москве утратил некоторую часть своих имений, он все равно оставался одним из богатейших в епархии, уступая только Юрьеву.

В 1540 году храм пострадал от пожара, который начался у чудотворцева гроба. Сгорело все, начиная от икон и заканчивая входной дверью. Но монастырь недолго бедствовал: на восстановление очень быстро было собрано достаточно средств, львиную долю которых пожертвовала местная знать. Очень скоро Спасо-Преображенская обитель стала еще красивее, чем была раньше.

Святыни и мощи

Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.

Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.

Почитание в народе и обретение мощей

Удивительна судьба мощей преподобного Варлаама: их обретали три раза.

15

Январь
1725 года

Произошло первое обретение мощей преподобного Варлаама Керетского. А в 1857 году мощи были обретены во второй раз.

Церковь никак не могла решить, канонизировать святого или нет. Только 6 ноября в 1903 г. великий  заступник  североморских мореходов был вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти. Почитается как местночтимый святой.

Частицы мощей преподобного находятся в церкви Серафима Саровского в с. Лоухи в Карелии и в храме св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Североморске, на Кольском полуострове.

Почитание преподобного Варлаама началось уже в конце 16 века, то есть сразу после его смерти.

История основания новгородской святыни

Варлаамо-Хутынский монастырь — христианская святыня, основанная в начале 12 века, ныне женская обитель. Прежде здесь обитал мужской монастырь, где хранятся чудотворные мощи святителя Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам является одним из почитаемых святых русского севера. Он родился в богатой семье Михалевичей, был крещен именем Алексием. Мальчик с ранних лет проявлял любознательность в познании Слова Божьего, впитывая в себя его откровения.


Храмовая икона святого Варлаама Хутынского

Родители Алексия рано покинули этот мир, оставив большое наследство, которое юношей было роздано малоимущим, а сам он принимает постриг с именем Варлаам.

Однажды во время молитвы преподобный увидел яркий свет из глухого леса, который местные жители считали нечистым. На указанном с Небес месте, в глубине непроходимой чащи, святой проводил все время в молитве. В память о божественном явлении первый храм будущей Хутынской обители освятили, как Свято-Преображенский.

Освящение церкви состоялось 19 августа 1192 года, и в этот же день архиепископом Григорием Варлаам был рукоположен на игумена, однако, по состоянию здоровья он всего 2 месяца был наставником монастыря, передал любимое детище под руководство отцу Антонию. 19 ноября того же года преподобный Варлаам мирно почил.

Интересно! Посеянное святителем помазание на обители принесло плоды, после молитвы у могилы святого начались чудеса исцеления, народ все прибывал и прибывал к месту покоя преподобного Варлаама.

История хранит несколько преданий как при жизненных служениях, так и после смерти чудотворца.

Св.Варлаам предсказал снег в Новгороде на Петров пост, после чего, по словам преподобного, мгновенно настанет лето, принесшее богатый урожай. Так оно и случилось. Это чудо было ознаменовано торжественной службой торжественным ходом вокруг монастырских стен.

В 15 веке великий князь Московский Иван ІІІ пожелал открыть могилу, чтобы убедиться в нетленности мощей, но был остановлен внезапным пламенем, исходящим из гроба. Огненные языки сопровождали царя во время его бегства от святыни. Опаленный царский посох долгое время хранился в Преображенском храме.

В 16 веке Варлаамская мужская обитель — центр как церковной, так и политической жизни.


Варлаамо-Хутынский монастырь в Великом Новгороде

В 1611 году шведы, взявшие в осаду Великий Новгород, обосновали в монастыре свою резиденцию.

Викарии Кексгольмские и Ладожские, Старорусские и Кирилловские, Тихвинские каждый в свое время был настоятелем Хутынской обители.

К концу 19 века здесь похоронены знаменитые люди России:

  • великий русский поэт Гаврила Державин и его жена Дарья;
  • архиепископ Антоний;
  • епископ Сильвестр (Цветков);
  • архимандрит Арсений (Иващенко) и другие.

Время закрытия и разрушений

Монастырь сохраняет этот статус до Октябрьской революции 1917 года. Несмотря на официальное закрытие, в 1925 году в монастырских храмах ведутся службы архиепископом Алексием (Симанским), до 1932 года исполняются на клиросе богопения будущим архимандритом Павлом (Гузеевым).

До войны в монастырских стенах находилось военное училище, а позже, как поругание над святыней, лечебница для психически больных людей.

Великая Отечественная война разрушила Варлаамскую святыню, оставив ее лежать в руинах на долгие сорок лет, при этом пострадало и надгробие Державина, останки которого позже перезахоронили, затем в 1993 году вернули в монастырь.

Возвращение святыни

В конце 20 века начинается восстановление Новгородской святыни, здесь действует уже женский монастырь.

В 1998 году завершаются ремонтные работы в обоих пределах:

  • южном — Покрова Богородицы;
  • северном, освященном в том же году в честь Иоанна Богослова.


Интерьер церкви Варлаамо-Хутынского монастыря

В 2003 году окончательно восстанавливается Варлаамовский храм, трапезная колокольня, в которой освящена церковь Новомучеников и Исповедников Российских.

Варлаам заботился об обители и после кончины

К святому Варлааму за помощью обращались и великие князья, и простые крестьяне. За беспримерное смирение Бог дал ему дар прозорливости и исцеления. Известно много случаев, когда, ещё при жизни Варлаама, по его молитвам Господь исцелял людей и даже воскрешал.

Он был милосерден к тем, кто старательно нёс свои труды, и суров к тем, кто не проявлял милосердия. В сказании о жизни преподобного Варлаама мы можем прочитать о случае, когда в Новгороде наступил голод. Это случилось после смерти святого старца.

Голодные горожане пришли к воротам монастыря просить хлеба, но игумен Никифор приказал закрыть ворота. Ночью во сне к нему пришёл преподобный и стал выговаривать ему за его жестокость, а затем наказал его жезлом.

Утром Никифор не смог пошевелить ни рукой, ни ногой и был вынужден отправиться на покой в Чудов монастырь.

Даже после своей кончины преподобный Варлаам не переставал заботиться об обители.

Каждый, кто приходил помолиться у его гроба, получал ответ на свои молитвы.

Большое количество свидетельств об исцелениях и чудесах, которые происходили по молитвам у мощей преподобного, подвигли Новгородского архиепископа Евфимия начать освидетельствованию его мощей.

Когда в 1452 году с гроба сняли каменную крышку, мощи святого обнаружили нетленными.

Положение во гроб преподобного Варлаама

После этого мощи продолжали оставаться закрытыми. В 1471 году Великий князь Московский Иоанн III-й, завоевал Новгород. Он пришёл поклониться святым мощам преподобного. «Почему не открывают гроба Святого?» — стал он спрашивать игумена Нафанаила.

«Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца, — отвечал игумен, — ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю».

Тогда Великий князь в гневе приказал открыть гроб, но как только начали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба Святого вышел густой дым и затем пламя, опалившее стены храма.

В ужасе князь бежал со своей свитой из храма, выронив жезл. Этот жезл и обожжённая дверь алтаря долгое время хранились в ризнице храма.

Варлаамо-Хутынский монастырь: остров веры и духовного преображения

В течение всего года Варлаамо -Хутынский женский монастырь открыт для посещений. Многие приезжают целенаправленно к отцу Макарию, известному по отзывам паломников. Его называют «ясным солнышком» и стараются попасть на его богослужения

Неважно, умеете ли вы правильно подать требу, или вести себя во время службы: искренние молитвы не нуждаются в условностях

История гласит, что Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь был основан на плохом, худом месте, в названии которого отображалась его дурная слава – в Хутыни. Но силой искренней молитвы Варлааму удалось очистить от скверны и злых духов небольшой островок среди векового леса и построить там церковь Спаса Преображения.

Сегодня мы видим Хутынский монастырь таким, каким он был построен в XVI–XIX вв. Тяжелые времена начала ХХ столетия обитель встретила в статусе военного училища, а ее служители были репрессированы и сосланы в лагеря. Позже в прекрасном монастыре революционные власти основали психиатрическую лечебницу, что совсем не удивительно для того состояния беспросветного мрака, в котором жила страна.

Хутынский женский монастырь: место последнего упокоения служителей обители

Благодаря послушницам храму и монастырским корпусам был возвращен прежний вид, и в святое место в Хутыни вернулась жизнь.

Хутынский монастырь в Великом Новгороде: с колокольни открывается чудный вид

Как добраться

Обитель расположена совсем недалеко от города Великий Новгород, где нужно сесть на регулярный рейсовый автобус № 121, который отправляется с городской автостанции 5 раз в день с 6-30 до 18-45 ч. Интервал движения около 3 ч. Время в пути занимает не более 25 мин. Стоимость проезда — 50 руб.

На личном автомобиле из центра города необходимо выехать на большую Московскую улицу и проехать до перекрестка с улицей Державина, затем сделать поворот направо и продолжить движение до нужного указателя, где следует повернуть налево и ехать до развилки, а затем по левой дороге до самого места назначения.

Можно вбить в навигатор для построения оптимального маршрута следующие координаты: 58.587600°N 31.394000°E.

Известные мужчины с именем Варлаам по Зодиаку

Овен

Телец

Близнецы

Рак

Лев

Дева

Весы

Скорпион

Стрелец

Козерог

Водолей

Рыбы

Варлаам АванесовСоветский государственный деятель.родился: 05.04.1884Знак Зодиака: Овен

  • Варлаам, основатель книгопечатания в Молдавии, переводчик (ок. 1590–1657)
  • Варлаам Аванесов, советский государственный деятель (1884–1930)
  • Варлаам Калабрийский, византийский философ, астроном и математик (1290–1348)
  • Варлаам Хутынский, в миру Алекса Михайлович, основатель и первый игумен Спасо-Хутынского Монастыря (ум.1210)

Основные черты характера Варлаама:

Твердая воля, независимость, импульсивность

Варлам Шаламов

Мало кто не читал знаменитых «Колымских рассказов» Варлама Шаламова (1907–1982) или хотя бы не слышал о сложной, трагической судьбе их автора. Первый раз писатель был арестован, еще учась в университете, и приговорен к пяти годам лагерей; второй раз – всего через несколько лет после освобождения – снова арест и снова лагеря, на этот раз уже на семнадцать лет.

По сути дела все творчество писателя автобиографично – героями повествования Шаламов делает себя самого, своих друзей или просто людей, которых он когда-то знал. Его страшные рассказы, полные горя и трагедий, – не вымысел, а правда; однако основной упор в своем творчестве автор сделал даже не столько на видимые ужасы концлагерей, сколько на проблему развития и деградации личности, попавшей в тиски этих нечеловеческих условий. Кстати говоря, сам Шаламов с честью прошел через все испытания, лишний раз на своем примере доказав: как правило, имя Варлам принадлежит человеку, который может сломаться, но согнуться – никогда.

Внутреннее убранство

Интерьер Преображенского храма восстановлен в традициях XVI века, с открытой аркой алтарного проема и тябловым иконостасом. Стены храма украшены с помощью плоских пилястр, которые служат визуальными опорами для арок бокового нефа. Угловые пилястры имеют сдвоенную форму, создавая четкий ритм и целостность интерьера. Карнизом под окнами стены разделены по высоте.

См. также: Белокуриха. Достопримечательности зимой, летом, фото и описание, экскурсии

Купол светлый с узкими повышенными подпружными арками создает ощущения легкости и простора. Весь интерьер очень легких и воздушный. Интересной особенностью является ведущая из проема в алтарной части до купола каменная лестница, назначение которой однозначно не установлено.

Расписание служб, режим работы

Монастырь открыт для паломников и прихожан каждый день с 6 до 21-30 ч. Все желающие могут посетить ежедневные церковные богослужения, которые в Варлаамо-Хутынском храме начинаются по следующему расписанию.

Расписание:

  • Божественная литургия в будние дни служится с 7 ч.
  • Вечернее богослужение начинается в будние дни в 18 ч.
  • Всенощное бдение служится накануне праздничных и воскресных дней с 17 ч.
  • Воскресная литургия проходит с 10 ч.
  • Исповедь совершается перед началом утренней службы в 6-30 и 8-30.

После обедни в 12 ч. служится еженедельный молебен святому Варлааму. В субботние дни после утренней службы по предварительной договоренности совершается таинство крещения.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

Адрес: 173011, г. Великий Новгород, деревня ХутыньТелефон: +7 (81622) 74-96-02

Как добраться: Регулярные автобусные рейсы № 121 следуют от новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1) до станции «Хутынь».

На автомобиле из центра Новгорода нужно ехать по Большой Московской улице до пересечения с улицей Державина. Здесь повернуть направо и следовать до указателя на Хутынь (поворот налево). Через некоторое время будет развилка, по которой следует ехать налево, на Монастырскую улицу.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский (ранее-мужской) монастырь расположен всего в 10 верстах от Великого Новгорода. Являясь самым крупным монастырем района, ежегодно под свои своды он собирает тысячи паломников, которые устремляются в обитель святого праведного Варлаама Хутынского в поисках умиротворения, исцеления души и тела. Всякий приходящий с верой, чистым сердцем и смирением получает просимое.

На сегодняшний день Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь находится под управлением Новгородской Епархии, возглавляет которую Высокопреосвященнейший Владыка Лев (Церпицкий) Архиепископ Новгородский и Старорусский.

В свое, отведенное Богом время, истории было суждено поставить события на свои места. Там, где было языческое капище, на месте, которое считалось обиталищем нечистой силы и называлось «Худынь» от слова «Худое, плохое», в 90 годах XII века появился, расцвел монастырь, основателем которого стал Преподобный Варлаам, великий молитвенный защитник земли русской.

Постепенно слава о великом подвижнике Божием распространилась по всей округе и в монастырь стали съезжаться люди: преподобный Варлаам принимал и наставлял всех. Некоторые из обращавшихся так и оставались жить в обители в составе монашеской братии. Спустя время был построен деревянный храм. А незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение и каменного Преображенского храма вместо старого деревянного.

За несколько дней до окончания своего земного пути св. Варлаам призвал к себе братию и сказал: «Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я всегда буду с вами духом. И если будете жить в любви, монастырь этот не будет иметь ни в чем недостатка».

Оставленное завещание братия сохраняла более 700 лет, принимая странников, помогая им жильем, едой и молитвой. Но страшная судьба богоборческого времени первой половины 20 века не обошла стороной и эту святую обитель. В 1917 году практически вся братия монастыря была арестована, главный колокол был спилен. Коммунисты по камешку разобрали то, что было создано любовью и трудом монахов. Невредимыми остались только уцелевшие чудом мощи св. Варлаама.

Пережив 1917, арест монахов, 30-е годы и время масштабного разрушения святынь, расстрел священников, Великую отечественную войну и прятавшихся в монастыре фашистов, которых вытравливали артобстрелами, монастырю было суждено возродиться из пепла. Монастырь полностью был восстановлен в конце XX века, и сейчас, как и прежде вновь подтверждает статус одной из красивейших и изобильных монашеских обителей России.

В 1994г. по Благословению Владыки Льва монастырь заселили монахини во главе с игуменьей Алексией (Семдянкиной), которая и по сегодняшний день является бессменной настоятельницей монастыря.

В настоящее время обитель насчитывает несколько корпусов и угодий, среди которых огород с теплицами, скотные и птичьи дворы, картофельные поля, фруктовый сад. Ежедневные послушания сестер распределены и на изготовление церковных свечей, шитье и вышивку в древнерусских традициях архиерейских и священнических облачений, убранство храма, прием многочисленных паломников. В монастыре трудится около 50 монахинь.

По словам Владыки Льва, «монастырь – это своего рода лечебница, где каждый человек становится как будто обнаженным. Монашеские обеты даются раз и на всю жизнь. Остаются только те, которые пришли по призванию. Можно сказать словами Христа: «Не вы Меня призвали, а Я вас призвал». Поэтому монашество тоже призвание».

Правила посещения монастыря

При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:

  • На паломнике должен быть надет нательный крестик.
  • Перед входом в обитель нужно женщине покрыть платком, а мужчине обнажить голову, осенить себя 3-кратным крестным знамением и совершить поклон.
  • Рекомендуется убавить или выключить звук мобильного телефона.
  • На территории монастыря не принято громко разговаривать, смеяться, бегать и шуметь.
  • Необходимо иметь соответствующий обстановке внешний вид. Нельзя входить в монастырь в шортах и майках, спортивном костюме.
  • Нельзя мешать верующим молиться, толкаться и отвлекать вопросами во время богослужения.
  • Свечи святым принято покупать и ставить до или после службы.

  • В период богослужения нежелательно ходить по храму и прикладываться к иконам.
  • Проживающие в обители паломники должны исполнять устав и распорядок жизни монастыря.

См. также: Самый большой грызун в мире. Фото Капибара, где живет, интересные факты

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили. Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В XVI веке на Руси возводили довольно много подобных храмов. В Новгороде, незадолго до этого приведенном Москвой к повиновению, строительство «типично-московского» храма имело еще и политический характер. Со всем тем, нельзя сказать, будто Спасо-Преображенский собор вовсе лишен новгородских черт. Искусствовед и археолог М.К. Каргер (1903-1976) совершенно справедливо отмечает, что существование новгородской архитектурной школы «не закончилось с падением политической независимости Новгорода». Еще раньше на это указывал архимандрит Макарий: «Судя по тому, — писал он, — что Спасо-Преображенский собор в Хутынском монастыре строился тогда, как Новгород находился под московскою державою и даже под управлением московского митрополита, надлежит принять, что он строен по образцу московских храмов. Но, с другой стороны, в архитектуре собора нет таких особенностей, коими он отличался бы от древних новгородских церквей, кроме разве того, что он построен без хор и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной». «По описи 1642 года, — продолжает архимандрит Макарий, — собор был о пяти главах, обитых дубовою чешуею. На большой главе крест был деревянный, обитый медью золоченою, с яблоком также медным позолоченным, а на прочих главах кресты были железные. Вход в соборную церковь был с трех сторон. С западной стороны двери створчатые, обитые белым железом; с северной стороны двери были створчатые дощатые, обитые с одной стороны черным, а с другой внутренней белым железом, и при них дверцы были деревянные решеткою».

В 1646 году к Спасо-Преображенскому собору пристроили два придела — Иоанно-Богословский с севера (впоследствии был переосвящен во имя Архенгела Гавриила по просьбе вдовы Г.Р. Державина) и Покровский с юга. С запада была сооружена новая паперть, а главы собора вместо «дубовой чешуи» покрыли белым железом.

В следующем столетии храм подвергался незначительным изменениям. В 1712-37 годах, при архимандрите Вениамине, был обновлен иконостас. В 1799-1802 годах в соборе настелили новый пол («путиловскою плитою», как указывает архимандрит Макарий) и растесали окна. В 1835 году сочли нужным до основания разобрать Покровский придел. Возобновлен и украшен он был на средства Д.А. Державиной, вдовы поэта.

Монастыри Новгородской епархии

 Свято-Юрьев мужской монастырь

Свято-Юрьев мужской монастырь, посвященный одному из самых почитаемых христианских святых – святому великомученику Георгию Победоносцу, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но и всей России. Название монастыря происходит от древнерусской диалектной формы имени Георгий – Юрий. Обитель при истоке реки Волхов из озера  Ильмень была основана прославленным русским князем Ярославом Мудрым в 1030 году.

И.о. наместника: епископ Юрьевский АРСЕНИЙ(Перевалов Денис Юрьевич)

Адрес монастыря: 173007, г. Великий Новгород, Юрьево, Юрьевское шоссе, 10, Свято-Юрьев мужской монастырь.Тел: (8162) 77-30-20.

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь, находится в десяти километрах от Новгорода, к северу, вниз по течению реки Вол­хова, на правом его берегу. Он основан в 1192 году прп. Варлаамом. Вместе с основанием монастыря, прп Варлаам построил камен­ную Спасо-Преображенскую церковь.

Настоятельница: Игумения АЛЕКСИЯ (Симдянкина Анна Викторовна)

Адрес монастыря: 173011, г. Великий Новгород, д. Хутынь, Варлаамо-Хутынский женский монастырь.Тел: (8162) 749-602.

Иверский Валдайский мужской монастырь

Иверский Валдайский Святоозерский Богородицкий монастырь был основан Святейшим Патриархом Никоном на одном из островов Валдайского озера по образцу Иверского монастыря на Афоне. Первыми насельниками обители на Валдае были монахи Оршанского Кутейнинского монастыря (Белоруссия), привезшие с собой типографию.

Настоятель: Митрополит Новгородский и Старорусский Лев

Адрес монастыря: 175400, Новгородская область, г. Валдай, Остров.Тел: (81666) 222-11 или 268-68.

Свято-Троицкий Михаило-Клопский мужской монастырь

Дата основания Клопского монастыря точно неизвестна, она теряется в веках. Можно только сказать, что до XV столетия этот монастырь был очень беден и мало кому известен, но в указанное время он широко прославился, благодаря праведной жизни и дивным чудесам прп. Михаила. К приходу блаженного Михаила (1408 г.) в Клопской обители уже имелись две деревянные церкви и трапезная.

Наместник: Игумен ИАКОВ (Ефимов Александр Васильевич)

Адрес монастыря: 173516, с. Сельцо, Новгородский район, Новгородская область. Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь.

Николо-Косинской женский монастырь

Возникновение Косинского Свято-Николаевского монастыря относится к глубокой древности. Основан монастырь учениками прп. Варлаама Хутынского  Константином и Косьмою еще в первой половине XIII в. В 1220 г. силами умножившейся братии был воздвигнут каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского; первым его игуменом был прп. Константин, который им и оставался до своего успения в 1240 году. Его приемником стал прп. Косьма.

Настоятельница: —

Адрес монастыря: 175200, Старорусский район, Новгородская область, Николо-Косинской женский монастырь.

Антониево-Леохновская пустынь

Спасо-Преображенский Антониево–Леохновский мужской монастырь находится в с. Леохново, в 20 км от г. Старая Русса Новгородской области. Основным источником сведений об основании монастыря является житие прп. Антония Леохновского в нескольких редакциях, содержащих разные даты жизни преподобного: по одним сведениям — конец XV — начало XVI в., по другим- конец XVI — начало XVII в. Согласно старейшему списку жития монастырь был основан прп. Антонием в конце XV в.

Настоятель: Архимандрит МИТРОФАН(Письменский Василий Михайлович)

Адрес монастыря: 175213, с. Леохново, Старорусский район, Новгородская область. 

Архитектурный ансамбль монастыря

Северо-западнее главного храма обители находится одноглавая бесстолпная церковь Варлаама Хутынского с обширной трапезой, возведенная в середине XVI века. Строение квадратное в плане, внешне вытянуто вверх, с 3 апсидами. Внутри здание поделено на 2 этажа. В подклети находилась кухня.

Трапезная в западной части представляет собой просторное светлое помещение с 2 восьмигранными столбами и сводчатыми потолками. Напротив входа Преображенского храма, над южными воротами в обитель возвышается церковь с колокольней, выполненная в барочном стиле в виде триумфальной арки. Нижние этажи звонницы массивны и имеют одинаковую величину, декорированы колоннами.

На фоне такого основания завершение колокольного яруса смотрится довольно скудно. Архитектором строения выступил Д.В. Ухтомский. На 2 этаже сегодня находится церковь Новомучеников и исповедников Российских. Сестринский корпус являет собой 2-этажное здание с домовым храмом, освященным в честь святого римского папы Льва.

См. также: Сестрорецк. Достопримечательности, фото с описанием города, что посмотреть за день

На территории монастыря есть горка, которую наносил сам преподобный, сооружая пещерную келью. Сегодня на ее вершине установлена деревянная часовня. Над колодцем, вырытым еще самим Варлаамом, сегодня установлена сень. Все монастырские постройки с фруктовым садом обнесены белокаменной оградой.

Заслуги преподобного Варлаама

Но буквально через несколько месяцев после освящения храма, который тогда назывался Спасо-Преображенским, преподобный Варлаам скончался. Произошло это в 1192 году. Погребал его сам архиепископ. Это, по мнению историков, являлось свидетельством огромного уважения, которым пользовался игумен в Новгороде. После его смерти монастырь Варлаамо-Хутынский продолжал действовать, он не пришел в состояние упадка. Напротив, огромными стараниями учеников преподобного он все больше укреплялся и обустраивался.

Считается, что своей внешней красотой и величавостью обитель обязана вкладам, которые делали состоятельные новгородцы, высоко чтившие преподобного Варлаама. К большому сожалению, крайне мало сохранилось документальных сведений о самом раннем периоде существования этого монастыря. Поэтому сегодня сложно представить все те приобретения, которые тогда делались. Это затруднено и потому, что ни одна из построек, датируемых тем временем, в том числе и Спасо-Преображенский храм, не сохранилась.

Гостиницы среднего ценового сегмента

Гостиница «Волхов» расположена в самом центре города, предоставляет гостям комфортные номера со всеми удобствами. В стоимость включен завтрак по системе «шведский стол».

  • Адрес: ул. Предтеченская, д. 24.
  • Телефон (бронирование), (администратор).
  • Стоимость проживания:одноместный номер: 2150 руб., двухместный номер: 2900–3100 руб.

Гостиница «Новгородская» расположена на тихой улице в самом центре города. Постояльцам предлагаются номера со всеми удобствами, завтрак, бесплатный Wi-Fi.

  • Адрес: ул. Десятинная, д. 6А.
  • Телефон.
  • Стоимость проживания: от 2000 руб.

Комплекс «Юрьевское Подворье» — просторный загородный туристический комплекс, рассчитанный на размещение организованных групп. Стилизованные номера.

Молитвы святому преподобному Варлааму можно произносить в любой нужде

Обращаться за помощью к святому можно в любой нужде. При жизни он исцелял больных, кормил голодных, заступался за тех, кого обижали, учил начальников не обижать подчинённых.

После своего отшествия ко Господу он также не остаётся равнодушным к нашим бедам и является скорым помощником.

Молитва святому

О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме,

Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших,

и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны;

умоли, Угодниче Христов Всеблагаго Бога даровати нам оставление

всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышле­нием и всеми чувствы содеянных нами согрешений,

исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие,

да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа.

И Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь.

И Богу слава.

Тропарь, глас 3

Иже на земли леганием,

пощением же и бдением

тело твое изнуряя, преподобне,

вся плотская мудрования умертвил еси,

и исцелений струя независтная явился еси

верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,

моли Христа Бога

спастися душам нашим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector