Биография святого иконописца андрея рублева и его творческий путь, известные иконы

Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.

Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru. «Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.

Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».

С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».

К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.

И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.

Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.

Но все же сам образ остался почти прежним.

Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.

Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.

Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.

Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.

Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.

А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.

И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.

Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.

https://youtube.com/watch?v=JJFrKigy2mM

Судьба художника

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублева. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии. Вероятно, что Рублев — это прозвище по роду занятий его отца.

Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.

Фрески Успенского собора во Владимире. (Pinterest)

Первое упоминание о Рублеве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублев был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу. Уже через 3 года Рублев, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублева есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

В целом, из наследия Рублева до нас дошло совсем немного. пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублеву: что-то не сохранилось, а чье-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.

Последняя работа

В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

Творчество

Основная статья: Список работ Андрея Рублёва

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.

В 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и, вдобавок, сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425—27 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

Помимо бесспорной «Троицы» большинство исследователей соглашаются с тем, что его кисти также принадлежит Звенигородский чин («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел» из Звенигородского чина). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

Также большинство исследователей согласны с тем, что им, скорей всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении ХХ века кисти Андрея Рублева, в настоящее время большинством исследователей принято считать работой школы (артели) или даже просто современников мастера.

Иконопись после Рублёва и Дионисия

В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.

Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.

Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.

Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.

Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии

других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Перейти на главную страницу

*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.

История создания выдающейся иконы

Икона была написана в память о преподобном Сергии Радонежском – христианском подвижнике, наиболее полно раскрывшим концепцию Триединства и создавшим уникальное учение о Святой Троице, не идущее вразрез с традиционным, но более глубокое и осознанное. Отец Сергий не был своеобразным «теоретиком Православия», посвятившим жизнь абстрактному богословию: он был истинным подвижником православной веры, примером настоящего христианского благочестия. Всей своей жизнью преподобный Сергий подтверждал свое изречение: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего».

Удивительный образ был создан в нелегкое для государства время: Русь страдала от постоянных набегов татаро-монгольских полчищ, а внутри самого государства не было единства: князья враждовали друг с другом, человеческая кровь лилась по всей стране, а воздух был пропитан ненавистью и злобой. Именно в эти ужасные годы Сергий Радонежский говорил о Святой Троице как о символе единства и любви, способном победить любые распри и вражду.

Никон Радонежский – любимый последователь преподобного Сергия – также определенным образом был причастен к созданию этого шедевра в области иконографии. Отец Никон стал настоятелем Троицкого монастыря после смерти учителя, а позже – основателем Троицкого собора. Он стремился увековечить память своего наставника, прикладывал все усилия к тому, чтобы его учение о Святой Троице не было забыто.

Уже в 1551 году Стоглавый Собор распорядился о том, чтобы все последующие иконографические изображения Троицы соответствовали образу, созданному преподобным Андреем. Согласно указу Ивана Грозного, икона была помещена в богатый золотой оклад, который позже менялся дважды: в годы правления Бориса Годунова и Михаила Романова. Тяжелая риза полностью скрывала икону до начала XX века, когда было принято решение отреставрировать икону и придать ей первоначальный вид.

Сейчас удивительный образ хранится в Третьяковской галерее.

Лучшие иконы, сохранившиеся до наших дней

После исследований икон, ученные разделили их на три группы. Первая, произведения, без сомнения принадлежащие кисти Андрея Рублева. Вторая группа создана в стиле и технике великого мастера, но есть сомнения, что он сам лично их писал. Третья группа условно называется рублевской, но большая вероятность, что иконы писались учениками, старательно копировавшими своего наставника.

Благовещение

Образ создан великим иконописцем в 1405 году. На иконе запечатлен момент, когда ангел принес Марии весть, что она избранная и родит сына от Бога. Настроение подчеркивают яркие цвета. Дева в красно-коричневом одеянии, тревога, радость овладели ею одновременно. Благая весть, ее жизненная радость запечатлены в образе Небесного гостя, облаченного в ярко зеленые одежды. Ангел принял образ человека, но за спиной у него большие крылья и ткань обвивает его, словно колышется на ветру.

В настоящее время икону можно увидеть в Благовещенском соборе, расположенном на территории Московского Кремля.

Рождество Христово

Икона написана в 1405 году, относится к ранним произведениям Андрея Рублева. Не ней изображено несколько событий, близких друг другу по времени. В центре лежит Мария, еще не родившая Иисуса. Позади нее в яслах ягнят находится спеленатый младенец. Впереди женщины готовят купель для новорожденного.

Кроме радости рождения Бога Сына, на иконе передана тревога за христианское государство. В этот период Русь только освободилась от татарского ига, но набеги продолжались и иноверцы приносили много бед.

Все сцены, запечатленные на иконе, взяты с Евангелии от Матфея и Луки. Они имеют пространственную и духовную свободу.

Икона храниться в Благовещенском соборе Кремля, в Москве.

Владимирская Богоматерь

Икона имеет интересную историю. Князь Юрий Долгорукий приказал написать ему копию с иконы Богоматери Владимирской. Первоначально набросок с живой Девы Марии был сделан на доске стола, за которым ела Богородица. Затем, примерно в 450 году сделали с него копию. Она и послужила основой для написания в 1409 году иконы Богоматерь Владимирская, Андреем Рублевым.

Мать Иисуса держит его на руках. Малыш прижимается головой к лицу матери. Нимбы сливаются со светлым фоном. На лицах любовь и печаль.

Спас Вседержитель

Образ называют еще просто «Спас» и «Звенигородский Спас». Икона написана примерно в 1410 году. Сохранилась только центральная часть, с ликом Христа, имеющего русские черты. До этого Иисус был больше похож на грека, имел плоское, не реальное, изображение.

Икона была найдена в Успенском монастыре Звенигорода в 1918 году в сарае местного крестьянина под дровами. Возможно ее спрятали еще в начале периода Богоборчества. Сейчас образ отреставрирован и находится в хранилище Государственной Третьяковской галереи.

Троица

Икона написана примерно в 1420 году. Имеет названия «Живоначальная Троица» по своему значению и «Гостеприимство Авраама» согласно легенде.

По преданию Авраам встретил Бога Отца, Бога сына и Святого духа в образе мужчин и пригласил их в свой дом.

На иконе изображены три Ангела в одинаковых одеждах. Они сидят за столом и указывают рукой на Грааль. В то время считалось, что, испив из святого сосуда, можно не только избавиться от недугов, но и получить вечную жизнь.

На иконе Андрея Рублева, кубок означает искупление грехов и предательстве Иуды. Сидящая вокруг стола Троица Ангелов имеет человеческие позы и черты. Совершенно одинаковые лица передают разное настроение, заботу и печаль.

Рублев является основателем русского стиля в искусстве и иконографии. Он относится к числу творцов, поднявших культуру и религию на новый уровень.

Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын

Об этом человеке, кроме его нетленного творчества, известно действительно мало. Лучшие годы его жизни напрямую связаны с двумя монастырями: Спасо-Андрониковым, а также Троице-Сергиевым в Москве. Впервые в летописных источниках имя Андрея Рублева, знатного художника и иконописца, упоминается в 1405 году. Именно тогда, вкупе с прославленным Феофаном Греком занимался росписью Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Сам этот факт уже является явным подтверждением его мастерства и таланта. Так кто же такой Андрей Рублев на самом деле, и каком его жизненный путь в историческом срезе? Давайте разберемся вместе.

Важно

Согласно сведениям, почерпнутым из Новгородских и Владимирских летописей, уже в 1408 году, иконописец Андрей Рублев был привлечен для росписи Успенского собора в городе Владимире. Вместе с ним работал также Даниил Черный, с которым спустя двенадцать-пятнадцать лет потрудился еще и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.

Все творчество этого художника буквально пропитано московской традиционной школой живописи

Однако, судя по работам Андрея Рублева, был прекрасно знаком с традицией южнославянской, а также византийской живописи, что немало важно для понимания личности этого человека. Иконы и другие работы живописца уже в древности оценивались очень высоко

При этом они считались настоящим образцом для подражания. По умолчанию, они не могли продаваться, но их можно было выменять. Как мы уже говорили, средняя стоимость животворной иконы могла достигать целой деревни, вместе с людьми.

Сведения о детских годах иконописца

Большинство историков склоняются к мысли, что родился Андрей, Иванов сын Рублев, родился либо в Великом Новгороде, либо в Москве. Допускается также гипотеза, что отец его был обычным и ничем не примечательным ремесленником в Московском княжестве, из-за отсылки к фамилии. Рубель — именно так назывался инструмент кожевенника в те времена. Это может указывать на профессию и сословие родителей художника. Предположительно, он появился на свет в 1335-1365 годах, более точных сведений отыскать не удалось.

В летописи семнадцатого века, под названием «Сказания о святых иконописцах», упоминается, что художник Рублев проживал в Троицком монастыре, когда настоятелем был Никон Радонежский, то есть это было уже после того, как Сергий Радонежский преставился. По одной из теорий он принял монашеский постриг именно здесь, или же в Спасо-Андрониковой обители. Мирского имени, которое Андрей носил до пострига, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.

Внешний вид и смерть великого живописца древности

Лицо художника за всю его жизнь никогда так и не было запечатлено ни единого раза. Правда, есть некоторые указания на то, что среди ликов и икон самого Андрея Рублева, что выписаны в Благовещенском соборе в Кремле, именно он изображен в образе знаменитого Иуды Искариота. Кроме того, при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились не так давно в 2006 году, было обнаружено захоронение, предположительно четырнадцатого или пятнадцатого века. Главный специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин утверждал, что в могиле были найдены останки именно Андрея Рублева. Последующие семь лет велись работы по воссозданию внешнего облика иконописца. Результаты этого исследования пока так и не оглашены.

С датой смерти тоже совершенно ничего не понятно. Длительное время считалось, что умер в январе 1430 года, но впоследствии оказалось, что она не точна. В 1947 году, во время восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны, якобы было найдено белокаменное надгробие с точной датой. Однако убедиться не получится, потому что по странной случайности, плита была разбита на щебень и использована в строительстве новых домов. Кроме того, историки утверждают, что подобные надгробные плиты стали использоваться не менее, чем через пять десятилетий после вышеозначенных событий, да и то далеко не в массовом порядке. Так что скорее всего, это можно считать слухами, но никак не истиной. Пока же принято считать, что инок Андрей Рублев умер 17 октября 1728 года.

Молитва преподобному Андрею Рублёву

В наше время святому молятся о раскрытии таланта и помощи в работе.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее!

Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и бла­гоприятных молитвах к Богу:

помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:

не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу,

ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не от­ступай от нас духом,

сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пасты­рю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима види­ма есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики,

с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща,

тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на пока­яние,

да невозбранно прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся,

и Небеснаго Цар­ствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Гос­поду нашему Иисусу Христу:

Ему же подобает всякая слава, честь и покло­нение, со Безначальным Его Отцем,

и с Пресвятым и Благим и Животворя­щим Его Духом,

ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Многие работы, приписываемые Рублёву, ему не принадлежат

«Открытие» Андрея Рублёва произошло в 19 веке, когда начался рост русского национального самосознания в преддверии Первой мировой войны. При этом, так как сведений об иконописце сохранилось мало, многие работы, приписываемые ему, оказались поддельными или же не его авторства.

Связано это так же с тем, что рублёвские иконы русской православной церковью признавались эталонными и поэтому в больших количествах копировались. Особенно часто «под Рублёва» изображался Апостол Павел и Архангел Михаил.

Видеоролик: Левон Нерсесян об Андрее Рублеве. На первой минуте автор говорит о том, что единственной работой, которая стопроцентно принадлежит Андрею Рублёву, считается икона «Троица», так как о ней есть упоминания в рукописных источниках.

Искусствоведы установили, что на сегодняшний день иметься всего лишь семь произведений искусства, о которых достоверно известно, что их автором был Андрей Рублёв. Это как фрески, так и иконы. Ещё 15 работ спорны, но всё-таки по манере письма их относят к рублёвским.

Кроме того, существует множество различных копий и подражаний. В наше же время иконы-фото Андрея Рублёва часто продаются в качестве сувениров в культурных и религиозных центрах страны.

Сегодня известно 7 работ, для которых авторство Андрея Рублёва достоверно установлено.

Искусствоведы же наиболее часто рассказывают об иконах «Троица», «Спас Нерукотворный», «Благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Преображение Господне». Это образец «рублёвского стиля».

Многие современные иконописцы, возрождая традиции русской иконопись, утраченные в советский период, берут за образец именно эти работы преподобного Андрея.

Учителем Андрея Рублёва был Феофан Грек

Летописи говорят о том, что Андрей Рублёв работал с такими мастерами, как Прохор-старец и Даниил Чёрный, который был его напарником в странствиях. Однако учитель Андрея Рублёва — Феофан Грек.

Именно от него иконописец получил навыки византийского письма и с его помощью познакомился с византийской изобразительной культурой.

Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества (миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век). Феофан Грек прибыл на Русь из Византии

Величайший византийский и древнерусский иконописец, мастер фресковых росписей и миниатюр Феофан грек родился в 1340 году и умер в 1410 году. Родился он в Византии. Именно поэтому он получил на Руси прозвище «Грек».

До приглашения на Русь он жил и работал в Константинополе и других византийских городах. Непосредственно перед прибытием он долгое время жил в Кафе. Это ныне крымская Феодосия. Историки утверждают, что на Русь он приехал вместе с митрополитом Киприаном.

Первоначально он поселился в Новгороде. Это произошло в 1370 году. Здесь он расписывал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан оказал огромное влияние на развитие всего искусства Великого Новгорода. Это касается как роспись фресок, так иконописи.

Дальнейшие сведения о деятельности Феофана Грека туманны. По некоторым данным, он продолжил свою работу в Нижнем Новгороде, а также посетил Коломну и Серпухов. В начале 1390 года он приехал в Москву. Здесь он расписывала храмы, частные дома, писал иконы и миниатюры для книг.

Видеоролик: Иконописная школа: Феофан Грек, Рублев, Дионисий. На 3.20 минуте автор говорит о том, что Андрей Рублёв, в отличие от Феофана Грека и других иконописцев пишет икону как молитву, как созерцание красоты Божьей.

Андрей Рублёв совместно с Феофаном Греком работал в 1405 году над росписью Благовещенского собора Московского Кремля.

1405
в этом году Рублев работает над росписью Благовещенского собора Московского Кремля

К этому периоду его жизни относится знакомство с византийским иконописцем и обучение у него.

Искусствоведы указывают, что Феофан познакомил Андрея с византийской традицией в изобразительном искусстве. Работая с ним, преподобный отточил технику письма.

Это серьёзно отразилось на формировании стиля Рублёва, который стал приближаться к каноническому византийскому письму.

В дальнейшем преподобный работал самостоятельно или же с русскими мастерами в соавторстве. У него выработался собственный художественный стиль, впитавший в себя лучшие образцы византийского искусства, но не копировавший его.

Для него характерно спокойствие и умиротворенность. Кроме того, все работы Рублёва отличаются идеальной гармонией цвета, пропорции и красоты.

Общественное признание при жизни и после смерти: память народная

Русская церковь не дозволяла иконописцам ставить свои имена под фресками или на иконах, что считалось признаком гордыни. Ведь талант должен идти не от каждого лично и конкретно, а только от Всевышнего. Однако в четырнадцатом и пятнадцатом веке высоко ценились картины Рублева, как и иных живописцев-современников, а значит, авторство их можно было определить, то есть они явно были подписаны. Об этом свидетельствуют картины и иконы других живописцев, которых можно узнать по подписям. Так мы познакомились с творчеством Игнатия Грека (приблизительно 1390-е годы), Алексы Петрова (1293-1295 годы), инока Аарона (около 1437-1439 годов). До наших дней не дошло ни одной подлинной подписи самого Рублева, а только подделки, не имеющие с оригиналом ничего общего.

Стоит узнать

Среди экспонатов, чрезвычайно известного русского коллекционера, историка и археографа восемнадцатого века графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который по счастливой случайности сохранил для потомков такое выдающееся произведение, как легендарное «Слово о полку Игореве», очевидцы отмечали крупный золотой крест с надписью «Ц. И. А. Рублева». Специалисты расшифровывают надпись как «Церкви от инока Андрея Рублева». По всей видимости, крест был подарен художником Андрониковской обители, которую тот лично строил и украшал.

Канонизация великого инока Андрея

Долгое время Андрей Рублев оставался просто живописцем и только в 1988 году, четвертым поместным собором Русской православной церкви он к огромной радости всех верующих, был наконец-то канонизирован в лике преподобных святых. Причем, согласно православным святцам, его день отмечается трижды в году.

  • Четвертого июля преставление преподобного Андрея.
  • Шестого июля память святого Андрея Рублева.
  • Последнее воскресенье перед 26 августа память преподобного Андрея.

Упоминание о нем имеется в тропаре, а именно гласе третьем, а также кондаке, гласе восьмом.

Память о русском иконописце

Если не считать всего того наследия, которое оставил потомкам художник и иконописец Андрей Рублев, то стоит отметить памятники и другие объекты, которые можно считать памятными. В 1947 году в монастыре Спасо-Андрониковом был устроен заповедник, который в 1985 году переименовали в Музей древнерусского искусства и культуры имени Рублева. Перед главным входом в это учреждение красуется памятник преподобному в полный рост, работы Олега Комова.

Во Владимире, где Рублев провел много времени, создавая украшения для собора, который по слухам вообще был выстроен на его личные деньги, памятник иноку Андрею красуется прямо перед входом в центральный парк имени Пушкина. Также именем замечательного русского живописца назван кратер на планете Меркурий. Художественный фильм скандально известного режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею») вышел на экраны в 1966 году и взорвал умы всех, кто его посмотрел.

Кроме того, была выпущена целая серия сувенирных монет, а также марок для филателистов, с изображением древнерусского художника. На фронтоне омской библиотеки тоже расположено изображение Рублева, а один из самолетов Аэрофлота тоже носит имя Андрея Рублева.

Что известно о творческом пути Андрея Рублева

Когда он расписывал Благовещенский собор вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем, он был младшим из них. По истечении трех лет Рублев уже расписывал собор во Владимире, и к тому времени у него появились помощники и ученики.

У Андрея Рублева был свой индивидуальный стиль иконописи и своё видение религиозных сюжетов. Например, на одной из икон, изображающих рождество Христово, Богоматерь смотрит не на младенца, как на большинстве традиционных картин, а в противоположную сторону. Этим иконописец хотел сказать, что принеся миру спасителя, Богородица обратила взор к молящимся, к людям взывающим к высшим силам.

Считается, что Рублев научился многому у Феофана Грека, который владел особой техникой. Он умел рисовать очень быстро, точно и четко, но перенимать стиль Феофана Андрей не стал, а пошел по своему пути в творчестве. Многие отмечают, что даже палитра была у Рублева особенной – солнечной и радостной. Лики святых у него получались умиротворенными и одухотворенными, с мягкими чертами лица.

Андрей Рублев «Рождество Христово», 1410-е годыМестонахождение: Благовещенский собор Кремля, г. Москва, Россия

Помощником Андрея во многих его работах по росписям храмов был Даниил Черный. С ним он, например, расписывал Успенский собор недалеко от города Звенигорода, собор во Владимире.

В 1408 году татары напали на Русь, многие города были разрушены под натиском ханских войск. Троицкий монастырь, где также работал иконописец, был полностью уничтожен. С ним пропали и все росписи Андрея Рублева. Был разрушен и Успенский собор во Владимире. Когда принялись за восстановление Троицкого монастыря, имя Рублева вновь было упомянуто в летописи, относится это упоминание к 1422 году. Именно при росписи этого монастыря и родилась самая знаменитая икона художника-монаха «Троица».

Андрей Рублев «Троица», с 1425 по 1427 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

К церкви Андрей приобщился в юном возрасте, он стал монахом, поэтому семьи и детей у него не было. Мало что известно и о родственниках иконописца, биографы не могут сказать были ли у Рублева братья или сестры.

Дату смерти старорусского художника также точно не называют, но вероятнее всего она относится к 1428 году. В те времена свирепствовала чума, от которой известный иконописец и скончался. Похоронили монаха в Андрониковом монастыре, в котором он выполнял свою последнюю работу.

Троицкий иконостас. Лик Дмитрия Солунского

С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Кисть иконописца предположительно видна в иконах Архангела Гавриила, Дмитрия Солунского и апостолов Петра и Павла.

Троицкий иконостас – уникален. Он является единственным полностью сохранившимся до наших дней архитектурно-живописным храмовым ансамблем, созданным в период расцвета древнерусского искусства. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой.

В ходе последних реставрационных работ была высказана твердая уверенность лишь в том, что среди икон несомненно есть те, которые принадлежат Рублеву. При взгляде, например, на образ Дмитрия Солунского очень хочется верить, что написан он Рублевым: та же склоненная в кротком созерцании голова, те же вознесенные в молитве изящные руки, та же шапка густых кудрявых волос, те же широко распахнутые и по-детски наивные глаза, та же кротость и умиротворенность.

Творчество Рублёва

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе).

Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков.

Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Ангел-символ евангелиста Матфея

Апостол Павел

Евангелист Матфей

Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector