Подворье валаамского спасо-преображенского монастыря (москва)
Содержание:
- Где находится
- Торговая церковная лавка
- Возобновление монастыря в XVIII столетии
- Валаамский монастырь в послереволюционные годы
- Подворье Валаамского монастыря
- Как попасть в монастырь
- Монастырь в наши дни
- Расписание богослужений в 2021 году
- История основания
- О, чудный остров Валаам!
- Расписание поездок на Валаам на 2021 г.
- Последние годы перед разорением обители
Где находится
Валаамская обитель находится на севере Ладожского озера, на одном из островов. Вокруг он омывается водой. Расстояние до материка около 20 км. Архипелаг Валаама несет в себе около 50 островов. Береговая линия острова изрезана различными заливами и каналами. На территории архипелага можно увидеть не только большое количество разнообразных редких растений, животных и птиц, но и отвесные скалы, тенистые аллеи и прочие красоты природы. Именно поэтому его считают одним из красивейших островов мира.
Но что может быть прекрасней окружающей красоты? Правильно, только красота духовная. Многие православные называют Валаамский монастырь Северным Афоном. Изначально первые упоминания о Валааме встречались в 800 г до Рождества Христова как о месте язычников, где приносили человеческие жертвы. И только в начале 12 века упоминается о том, что жрецы приняли христианство и разрушили свои капища. А на их месте апостол Андрей установил каменный крест.
Через несколько веков на этот православный путь ступила и братия Валаамской обители. Монахи Валаамского монастыря часто отстаивали свои права. В наше время часто говорят о том, что именно они предрекают много событий, которые впоследствии сбываются. Но наиболее часто вспоминают о них, когда заходит речь об их песнопениях. Среди которых наиболее известна «Невеста Неневестная Валаамского монастыря». Те, кто слышал ее говорят, что ничего прекраснее никогда не слышали.
Лучшая статья для Вас, переходите: Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Торговая церковная лавка
На территории монастыря работает церковная лавка, в ассортименте которой есть различная церковная утварь, иконы различных форматов, богослужебные принадлежности.
В лавке есть отдельный свечной отдел, где можно не только приобрести свечи различных размеров, но также заказать молебны, панихиды.
Если во время экскурсии вы устанете, то тут есть возможность в отдельно отведенном помещении покушать и попить чай или кофе.
Смотреть галерею
Тут же вы найдете комнату, где вам предложат отдохнуть с маленькими детьми.
В монастыре предоставляется возможность на некоторое время пожить жизнью монахов. Но это скорее не услуга для туристов, а возможность для людей, которые хотят ступить на путь послушания, определиться со своим решением.
Возобновление монастыря в XVIII столетии
В 1715 году последовал указ Императора Петра I о возобновлении монастыря на только что отвоеванной у шведов территории, когда еще даже не был подписан мирный Ништадтский договор 1721 года. Обитель быстро росла, несмотря на многочисленные трудности и испытания. Много забот, разнообразных попечений стоило это игумену Ефрему.
С назначения в 1782 году отца Назария настоятелем монастыря началась новая эпоха в жизни обители. План каменных монастырских зданий потребовал значительных добровольных пожертвований. За несколько лет были возведены двухэтажный пятиглавый каменный собор с крестами, колокольня высотой 34,8 метра, Успенская и Никольская церкви, скит, пустынная келья, больница, дома для рабочих и странников и т.п. Отец Назарий ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. Очень скоро слава добродетельной и подвижнической жизни валаамских иноков под управлением старца Назария собрала в обитель значительное братство.
Валаамский монастырь в послереволюционные годы
Управление обителью в грозные для России и Русской Православной Церкви времена принял его преемник игумен Павлин (1918-1934).
После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории, что позволило на время сохранить обитель. Наступил 1918 год, один из самых скорбных для монастыря. На острове начались голод и эпидемия гриппа. Между тем, Финляндия укрепляла свои границы, на островах архипелага велись интенсивные фортификационные работы. С поселением на Валааме финляндского гарнизона, въезд сюда частным лицам совершенно воспрещен, никаких богомольцев не было.
Господь сохранил от разорения большевиков святой остров, но многие испытания были еще впереди. Революционные волнения в 1917-1918 годах приняли в Финляндии характер национально-освободительной борьбы, и был поднят вопрос и о существовании монастырей. В ноябре 1918 года правительством был утвержден закон о Православной Церкви в Финляндии. В 1923 году Финляндская Православная Церковь переходит на новый (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике. Насильственно его вводят и на Валааме. Патриарх Константинопольский Мелетий и Святейший Тихон, Патриарх Московский благословили Валаамской обители перейти на новый стиль. Несмотря на это и призыв к послушанию со стороны игумена, переход на новый стиль повлек за собой возникновение настоящего раскола в братии Валаамской обители.
В 1925–1926 гг. за верность старому стилю из монастыря были исключены 42 монашествующих. Участь монахов-изгнанников была разной.
К 1925 году в обители осталось приблизительно 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Около 100 наемных рабочих разрабатывали лес. В основном, это были православные карелы, по обычаю приходившие перед женитьбой помолиться на Валаам и потрудиться в пользу обители. Прачечной и огородами занимались 25 богомолок, оставшихся на острове и образовавших свою «монашескую общину». Постепенно приходилось закрывать скиты. Оставались только Предтеченский, Тихвинский и Всесвятский.
Несмотря на печальное разделение братии, в преимущественно лютеранской Финляндии Валаамская обитель оставалась светильником пpавославной веpы.
В 1920-1930 годы Валаам, как и в былые времена, притягивал к себе людей, потерявших самое дорогое, что у них было – родину. Для русских эмигрантов обитель была островком той былой, ушедшей в историю Руси. В летнее время обитель посещали паломнические группы из Эстонии и Финляндии. С одной из таких групп на Валаам приехал из Таллина священник Михаил Ридигер, которого сопровождал сын Алексей, будущий Патриарх Русской Православной Церкви.
С 1933 года настоятелем обители был избран иеромонах Харитон (Дунаев). Его предшественник игумен Павлин ушел на покой, незадолго до своей кончины (5 ноября 1935 г.) приняв великую схиму с именем Павел. Из валаамских настоятелей он последним был погребен на Игуменском кладбище.
Подворье Валаамского монастыря
Подворье Валаамского монастыря Нарвский пр., д. 1/Старо-Петергофский пр. 29.
На углу Нарвского и Старо-Петергофского проспектов привлекает внимание необычный храмовый комплекс серого кирпича. В начале XX века в нем располагалось подворье Староладожского Успенского женского монастыря Петербургской епархии
Сам монастырь находится на левом берегу реки Волхов. Датой его основания принято считать 1156 год, хотя упоминание в документах о монастыре встречается только в XV веке. История Староладожского Успенского женского монастыря связана с пребыванием в нем известных в России женщин, далеко не всегда отправлявшихся туда добровольно. Сначала это была бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В постриге Елена, жила она в обители с 1718 по 1725 год. Следом за ней последовала Евдокия Ганнибал, а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов. Жертвователями женской обители были: граф Дмитрий Николаевич Шереметев, жена императора Александра II Мария Александровна. До революции в монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и великомученицы Варвары. Староладожский Успенский женский монастырь закрыли в 1919 году, постройки передали детскому дому. Во второй половине ХХ в. монастырские здания перешли к детской коррекционной школе. Успенский собор и Алексиевскую церковь включили в состав Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника. В 2002 году при бывшем монастыре была образована монашеская община. В 2005 году община официально получила монастырский статус. Здания монастыря, кроме Успенского собора и Алексиевской церкви переданы Санкт-Петербургской епархии. Ансамбль подворья женского монастыря строился с 1904 по 1910 год по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Строительство велось преимущественно на пожертвования. В монастырском подворье проживало достаточно большое число сестер, действовало общество трезвости и религиозного просвещения. Для района Нарвской заставы, тогдашней «рабочей окраины» эта деятельность была исключительно важна. Санкт-Петербургское подворье, так же как и монастырь было закрыто в 1919 году. Казанская церковь подворья оставалась действующей до октября 1935 года как приходская, в 1935 году закрыли и её, а после этого ее перестроили. В закрытом храме располагались швейная фабрика, затем мебельный комбинат. В советское время храм был разделен железобетонными перекрытиями на три этажа. В наружных стенах пробили проемы. Были утрачены практически все элементы убранства интерьера храма (иконостас, киоты, мраморные ступени и пр.), а также детали наружного оформления. Во время войны серьезно пострадали южный и западный фасады храма. В 1989 году комплекс зданий на Старо-Петергофском проспекте передали Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю, который открыл здесь подворье. Несколько слов об этом монастыре. Валаамский Спа́со-Преображе́нский ставропигиальный мужской монастырь русской православной церкви расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии. Это один из старейших монастырей России. Ставропигиальный означает, что обитель находится под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный происходит от греческих слов stavros – крест и pegnymi – утверждаю, вбиваю. После перехода подворья у Нарвской заставы к Валаамскому монастырю, четыре года в зданиях шли восстановительные работы. На подворье была оборудована крестильня с полным погружением. Дубовый иконостас в византийском стиле был спроектирован в Петербурге с учётом архитектурных особенностей Казанской церкви. По благословению афонских монахов его изготовила семья греческих потомственных мастеров-резчиков Экономидис. 2 апреля 1994 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение центрального престола и всего храма Казанской Божией Матери. Часовня освящена во имя Царственных страстотерпцев Николая и Александры. Когда-то в народе подворье сравнивали с расписным пряником, из-за богатого убранства храма и множества фресок. Сейчас от этого богатства остались лишь белые стены. В 2008-2010 годах реставрационной компанией Закрытого акционерного общества «Горюнов и Горюнов» была проведена реставрация церкви Казанской иконы Божьей Матери, расположенной на территории Спасо-Преображенского подворья. Восстановлены южный и западный лицевые фасады церкви, фасады алтарной части и барабаны пяти глав. Работы велись на основе редчайших фотографий с видами храма и исторических акварелей.
Как попасть в монастырь
Попасть в Валаамский монастырь можно разными способами:
- В качестве трудника, если вы хотите какое-то время пожить на территории обители и поработать во благо. Для этого нужно отправить соответствующий запрос. Минимальное время проживания 2 недели. Трудники живут в специализированных гостиницах, питание для них бесплатное.
- Воинская служба на Валааме. Молодые люди могут отправить свои документов монастырь. Будет принято решение об их зачислении в качестве трудников монастыря с испытательным сроком от 3 месяцев до 3 лет. Во время проживания с призывниками проводятся военно-патриотечкие занятия.
- Волонтерское движение. Монастырь регулярно весной, летом и осенью организует трехнедельные волонтерские работы. Подробнее на volonter.valaam.ru и ladoga.valaam.ru
- Самостоятельное путешествие. В этом случае вы можете остановиться в одной из гостиниц на острове. Так же можно обратиться в туристическое агентство, чтобы приехать с экскурсионной группой одним днем.
- В качестве паломника. Для этого нужно обратиться за помощью в паломническую организацию или отправить запрос в паломническую службу Валаама по электронной почте или позвонить по телефону 8-921-629-3311.
Монастырь в наши дни
Возрождение Валаамского монастыря на архипелаге в Ладожском озере началось 14 декабря 1989 года. С тех пор этот день чтится священнослужителями по-особенному. Он является подразделением Русской Православной церкви и имеет у себя в подчинении разные элементы. Монастырь находится под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а управляет обителью Игумен – с 1993 года это епископ Троицкий Панкратий. Помогает ему Духовный собор, состоящий из старшей братии.
У Валаамского монастыря есть 4 подворья:
- В Санкт-Петербурге
- В Приозерске
- В Москве
- В Сортавале
Так же у монастыря есть собственная Паломническая служба, которая в 1999 году была выделена в отдельное юридическое лицо.
Расписание богослужений в 2021 году
На подворье Валаамского Ставропигиального Монастыря в Санкт-Петербурге торжественно отмечаются крупные церковные праздники, так же проводятся таинства крещения и венчания – как правило, в выходные дни. Существуют постоянные богослужения, повторяющиеся на регулярной основе. При этом есть и более подробное дополнительное расписание, которое может завесить от дня.
Казанский храм
С понедельника по пятницу:
- 6:00 – полунощница, монашеское правило с трехканонником и акафистом
- 8:00 — 3-й, 6-й часы
- 8:20 – Божественная литургия
- 17:00 – вечернее богослужение: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час
При этом в зависимости от расширенного расписания богослужений на определенный день утреня может быть дополнена.
Воскресенье и праздничные дни:
- 6:40 – часы
- 7:00 – ранняя Божественная литургия
- 9:00 – часы
- 9:20 – поздняя Божественная литургия
Однако возможны изменения, о которых будет сказано на официальном сайте в разделе Расписание богослужений. По воскресным дням дополнительно служится молебен о здравии.
Часовня Новомучеников и Исповедников Российских
Каждую неделю после окончания Божественной литургии служатся:
- Вторник и четверг – молебен новомученикам и исповедникам российским
- Среда – молебен с акафмстом
- Суббота – панихида
История основания
В конце XIX века тяжело заболела супруга известного московского мецената С. С. Прусакова. Анна Прусакова отправилась в паломничество на Валаам, где получила исцеление от своего недуга. В память об этом событии Сергей Семёнович пожертвовал земли на пересечении 2-й Ямской-Тверской улицы и переулка Александра Невского Валаамскому мужскому монастырю.
Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (фото 1901 г.)
С этого события началась история московского подворья Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
Закладка монастыря
Закладка первого камня московских владений ладожской обители состоялась в начале 1901 года, а уже в октябре собор в честь преподобных чудотворцев Сергия и Германа Валаамский освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир.
Столичное монастырское подворье состояло из храма, в котором находились нижняя церковь-часовня и верхний собор Сергия и Германа Валаамских, где был оборудован. К храму примыкал братский корпус. Насельники, прибывшие из Валаамской обители, соблюдали строгий монастырский устав и вели активную просветительскую деятельность среди прихожан.
Советское время
После большевистской революции в истории Валаамского монастыря наступили годы тяжёлых испытаний. Здание монастырского храма было осквернено:
- кресты и колокола сняли и переплавили;
- купола снесли и заложили отверстия досками;
- замуровали большинство окон на обоих этажах храма;
- пол, выложенный изразцовой плиткой, залили бетоном.
Несмотря на невзгоды, монахи продолжали нести своё служение, со смирением и стойкостью перенося все притеснения.
В 1922 году московский Валаамский монастырь подвергся разграбление. Из него вывезли множество ценной церковной утвари. В это же время на одном из этажей братского корпуса поселили женщин, соседство с которыми доставляло неудобство членам монашеской общины. В их кельях много раз проводились обыски, в том числе и в ночь перед окончательным закрытием подворья. 22 октября 1924 года в день почитания иконы Казанской Божией Матери Насельники были выселены из здания подворья. Многие вернулись в родную обитель, а оставшиеся монахи обустроились в подвале здания, расположенного на противоположной стороне улицы, и продолжали проводить службы в ещё функционирующем храме святых Сергия и Германа. Здесь они оставались вплоть до закрытия храма в 1926 году.
Здание подворья советские власти передали районной поликлинике, а в годы войны здесь располагался госпиталь, в котором провел ряд операций Лука Войно-Ясенецкий — всемирно известный хирург.
Здание Валаамского подворья постепенно ветшало, и ко времени крушения советского режима встал вопрос о сносе старой постройки в центре города.
Восстановление
От разрушения историческую постройку спасла её передача в 1993 году церкви. Здание, заваленное мусором, находилось в ветхом состоянии. Первая служба летом этого же года проходила у временного иконостаса в нижней церкви соборного храма. Через полгода пасхальное богослужение происходило в частично восстановленном храме Сергия и Германа Валаамских.
Московское подворье Валаамского монастыря
К осени 1996 года верхний храм был полностью восстановлен. Благодаря помощи меценатов к Светлому празднику Пасхи 1997 года вновь зазвучали колокола на храмовой звоннице. Восстановленный нижний храм освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского в декабре 1998 года. Много времени понадобилось реставраторам для расчистки росписей, покрывающих стены и своды храма.
О, чудный остров Валаам!
Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них — остров Валаам (27,8 кв. км.), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Приозерска — около 60 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км.
Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей — все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира. Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.
Расписание поездок на Валаам на 2021 г.
Сбор группы и отправление на о. Валаам из Санкт-Петербурга!
Программа | Даты |
ВАЛААМСКИЙ ЭКСПРОМТ» — Валаам за один деньавтобус + метеор | 8, 9, 10 мая ЕЖЕДНЕВНО с 14 мая до 19 сентября 24, 25, 26 сентября |
ВАЛААМСКАЯ ЭЛЕГИЯ» 3д/2н эконом // стандарт | еженедельно по понедельникам и средам с мая по сентябрь |
ВАЛААМСКАЯ РАПСОДИЯ» 4д/3н | еженедельно по пятницам с мая по сентябрь |
ВАЛААМСКАЯ СИМФОНИЯ»- неделя на Валааме 8д/7н | еженедельно по понедельникам с мая по сентябрь |
1-3.5 | сб-пн | Валаам 3д2н | ПАСХА. Светлое Христово Воскресение |
8-10.5 | сб-пн | Валаам 3д2н | Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы |
15-16.5 | сб-вс | Валаам 2д1н | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносец |
21-23.5 | пт-вс | Валаам 3д2н | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087) |
22-23.5 | сб-вс | Валаам 2д1н | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном |
28-30.5 | пт-вс | Валаам 3д2н | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне |
29-30.5 | сб-вс | Валаам 2д1н | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне |
4-6.6 | пт-вс | Валаам 3д2н | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом |
9-10.6 | ср-чт | Валаам 2д1н | Вознесение Господне |
12-14.6 | сб-пн | Валаам 3д2н | Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325) |
16-17.6 | ср-чт | Валаам 2д1н | Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (ок. 326) |
18-20.6 | пт—вс | Валаам 3д2н | День Святой Троицы. Пятидесятница |
23-24.6 | ср-чт | Валаам 2д1н | Апостолов Варфоломея и Варнавы (1) |
25-27.6 | пт-вс | Валаам 3д2н | День Всех святых |
30.6-1.7 | ср-чт | Валаам 2д1н | Боголюбской иконы Божией Матери |
2-4.7 | пт-вс | Валаам 3д2н | Всех святых, в земле Русской просиявших |
2-4.7 | пт-вс | Валаам + Ал.-Свирский монастырь 3д2н | Всех святых, в земле Русской просиявших |
6-7.7 | вт-ср | Валаам 2д1н | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна |
13-14.7 | вт-ср | Валаам 2д1н | Бессребреников Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (284) |
16-18.7 | пт-вс | Валаам 3д2н | Валаамской иконы Божией Матери. Обретение честных мощей прп. Сергия , игумена Радонежского |
16-18.7 | пт-вс | Валаам + Коневец 3д2н | Обретение честных мощей прп. Сергия , игумена Радонежского |
20-21.7 | вт-ср | Валаам 2д1н | Казанской иконы Божией Матери |
23-25.7 | пт-вс | Валаам 3д2н | Собор Архангела Гавриила |
23-25.7 | пт-вс | Валаам + Ал.-Свирский монастырь 3д2н | Собор Архангела Гавриила |
27-28.7 | вт-ср | Валаам 2д1н | Равноапп. вел. князя Владимира |
30.7-1.8 | пт-вс | Валаам 3д2н | Обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца (1903) |
30.7-1.8 | пт-вс | Валаам + Коневец 3д2н | Обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца (1903) |
4-5.8 | ср-чт | Валаам 2д1н | Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888) |
6-8.8 | пт-вс | Валаам 3д2н | Собор Смоленских святых |
6-8.8 | пт-вс | Валаам + Ал.-Свирский монастырь 3д2н | Собор Смоленских святых |
11-12.8 | ср-чт | Валаам 2д1н | Мч. Иоанна Воина (IV) |
13-15.8 | пт-вс | Валаам 3д2н | Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста |
13-15.8 | пт-вс | Валаам + Коневец 3д2н | Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста |
17-19.8 | вт-чт | Валаам 3д2н | Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа |
20-22.8 | пт-вс | Валаам 3д2н | Собор Валаамских святых |
20-22.8 | пт-вс | Валаам + Ал.-Свирский монастырь 3д2н | Собор Валаамских святых |
27-28.8 | пт-сб | Валаам 2д1н | Успение Пресвятой Богородицы |
27-29.8 | пт-вс | Валаам 3д2н | Успение Пресвятой Богородицы |
27-29.8 | пт-вс | Валаам + Коневец 3д2н | Успение Пресвятой Богородицы |
4-5.9 | сб-вс | Валаам 2д1н | Отдание праздника Успение Пресвятой Богородицы. Собор Московских святых |
11-12.9 | сб-вс | Валаам 2д1н | Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (1724). Прп. Александра Свирского (1533) |
18-19.9 | сб-вс | Валаам 2д1н | Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV) |
25-27.9 | сб-вс | Валаам 3д2н | Неделя 14-я по Пятидесятницы, Воздвижения Честного и Животворящего Креста |
2-3.10 | сб-вс | Валаам 2д1н | Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245) |
9-10.10 | сб-вс | Валаам 2д1н | Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937) |
16-17.10 | сб-вс | Валаам 2д1н | Неделя 17-ая по Пятидесятницы |
23-24.10 | сб-вс | Валаам 2д1н | Память святых отцов VII Вселенского Собора (787) |
30-31.10 | сб-вс | Валаам 2д1н | Апостола и евангелиста Луки |
Паломническая служба Спасо-Преображенского Валаамского монастыря оставляет за собой право вносить коррективы в расписание поездок.
Последние годы перед разорением обители
В 1939 году советско-финские международные отношения ухудшились. В сентябре финские войска дислоцированные на острове Валаам были приведены в боевую готовность. Семьи военных эвакуировали вглубь Финляндии. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 20 декабря 1939 года началась постепенная эвакуация братии.
Наибольшему разрушению монастырь подвергся в результате бомбардировок 2 и 4 февраля, когда Валаам в несколько заходов бомбили более 70 советских самолетов. Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли, бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа, и не взорвалась. От прямого попадания в больничную церковь Живоносного Источника загорелось северное крыло братского корпуса, но уцелела уникальная библиотека, насчитывающая 29 000 томов. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор, остался цел. 5 февраля монастырская братия во главе с игуменом Харитом была эвакуирована вглубь Финляндии. В монастыре для присмотра за имуществом остались: помощник эконома монах Симфориан, капитан с парохода «Сергий» монах Ираклий и послушник Владимир Кудрявцев, инженер и два иеромонаха Петр и Павел.
13 марта 1940 года Валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. На следующий день по благословению игумена Харитона, для эвакуации монастырского имущества в обитель выехал Наместник монастыря иеромонах Исаакий. «18-го эвакуация имущества подходила к концу… Дав распоряжение монаху Симфориану, чтобы сделали двадцать четыре редких удара в Андреевский тысячепудовый колокол в знак умирающей Валаамской тысячелетней обители, я вынес благоговейно из собора престольные мощи и настоятельский посох – символ игуменской власти, и выехал с Валаама. Колокол печально прозвучал, возвещая смерть обители…».
В марте 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было созданы две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов.
В конце сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: были привезены артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В 1941-1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали назад прежде, чем попадали под удар артиллерии.
В ноябре 1941 года игумен Харитон послал пять иноков во главе с иеромонахом Филагpием для приведения в порядок Валаамского хозяйства. Во время военных действий иноки несколько раз побывали в монастыре. В июне 1944 г. они вновь, после очередного посещения, должны были покинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг в сентября 1944 года. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова.