Устав русской православной церкви (с дополнениями 2021 года)

Содержание:

«Приход»

Всё содержание УП оторвано от
христианских корней, как и его основы: «Приход является
добровольным объединением совершеннолетних граждан РФ, в
целях совместного исповедания и распространения
православной веры» (УП, ст.1.1). Каноническое
определение прихода даёт Священный Собор 1918 г: «общество
православных христиан, состоящее из клира и мирян,
объединённых на определённой местности при храме под
каноническим управлением архиерея под руководством
поставленного им священника-настоятеля» (Приходской
Устав 1918г. 1,1). 

Исключив «клир и мирян, составляющих
Евхаристическое собрание христиан», УП определил задачу
приходской жизни, как «реализацию прав граждан» (ст.
3.1). Богослужение и Таинства представлены средством
осуществления правовой задачи. Христианская община из
клира и мирян подменена объединением граждан,
исповедующих православие в качестве признака
национальной самоидентификации. Отмена евхаристической
общины ведёт к увяданию литургической жизни.

Народ Божий лишён, во-первых,
екклезиологического статуса «христиан», основанного на
таинстве Крещения. Во-вторых, литургического статуса «клириков»
и «мирян». «Царственное священство» (1 Петр.2,9)
заменило понятие «граждан РФ», лишённое церковного
смысла. Границы церкви разрушены, народ Божий удалён из
канонического пространства и растворён в гражданском
обществе. 

Народ безмолвствует, но дышит. Как
избавиться от лишнего балласта? Это и есть болевая точка
РПЦ. Народ лишён имени христиан, права и места в
храмовой жизни, отстранён от участия в самоуправлении.
Верующие стали «чужими» в церкви, «мертвыми членами
прихода». Исключённый de jure из прихода, народ
безучастно уходит из жизни Церкви.

«Прихожане»

Важным противоречием приходской жизни
РПЦ МП является антиканоническое ограничение числа
членов Приходского собрания 10 лицами. Тем самым, УП
разделил верующих и расколол приход — сотни верующих не
признаны членами Прихода, необоснованно лишены
канонического статуса и прав.

Приходской Устав 1917 гласит: «Право
участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют
все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие
25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу» (Гл.
4, ст. 44). 

Устав 10.10.2009 г. ограничивает
Приходское собрание десятью членами: «В состав
Приходского собрания входят штатные священнослужители
Прихода… а также совершеннолетние граждане. Общее
количество членов Приходского собрания не может быть
менее десяти» (ст.7,1).

При этом, ранее по церковной традиции
все прихожане заносились в Приходскую книгу и
участвовали в Приходском собрании. Вписываясь в
Приходскую книгу, христианин получал статус «прихожанина»,
упразднённый Уставом. 

Сейчас приходы РПЦ не фиксируют прихожан.
Устав предлагает гражданам приносить пожертвования и
содержать храм, не признавая их членами прихода. Смысл «Приходского
собрания» искажён: он означает не общину, а «орган
управления». 

Этот лукавый минимум во всех приходах
РПЦ МП по сути ограничивает максимум Приходского
собрания и создаёт раскол прихода: десяток членов
Приходского собрания противостоит сотням и тысячам
бесправных прихожан, лишённых статуса и голоса. Таким
образом, часть прихожан лишь имитирует общину, составив
фиксированное «объединение граждан РФ» из 10 человек.
Получается, что только они, создавшие неканонические
образование, допущены к самоуправлению и называются «Приходским
собранием».

Более того, члены собрания принимаются и
увольняются по личному заявлению или решением епископа
(УП, 7,3). Если раньше сохранялась добровольность, что
сейчас состав объединения определяет воля постороннего
лица. 

Каждый христианин обязан принадлежать
конкретному Приходу. Исключение верующих из членов
Прихода является актом извержения из Церкви. Пребывание
в храме, участие в молитвах и таинствах противоречит
неканоническому положению членов Церкви, необоснованно
лишённых статуса и голоса в Приходе. Устав Прихода РПЦ
МП формирует бесправие всей массы верующих граждан РФ.

Закон о свободе совести, деление религиозных организаций на местные и централизованные

Закон о свободе совести – один из наиболее важных законов, положения которого являются основанием для объединения и функционирования религиозных организаций. Данный документ предъявляет повышенные требования к местным организациям. Требования к объединениям централизованного типа не такие строгие.

Особенности регулирования основания централизованного объединения касаются вопросов составления наименования. В наименовании могут содержаться слова «Россия», «российский» и производные от этих слов только в том случае, если централизованная организация на момент регистрации имеет 50-летнюю историю законной деятельности.

Местные религиозные организации могут иметь в составе не менее 10 лиц. Централизованные общественные объединения формируются местными организациями в количестве не менее 3.

Порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности

7.1 В случае прекращения деятельности Церкви как юридического лица Освященный Собор образует ликвидационную комиссию, которая принимает на себя все полномочия по управлению делами Церкви.
7.2 По решению ликвидационной комиссии имущество, полученное Церковью в аренду, возвращается его прежним владельцам, а собственные денежные средства и имущество, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются в религиозные организации, входящие в состав Церкви, и используются в уставных целях.
7.3 Решение о прекращении деятельности направляется в орган, зарегистрировавший Церковь, для исключения из государственного реестра.
7.4 Документы по личному составу после прекращения деятельности Церкви как юридического лица передаются на государственное хранение.

Источники образования денежных средств и иного имущества организации

5.1 Средства Церкви формируются за счет:
5.1.1 добровольных пожертвований и обязательных отчислений религиозных объединений, входящих в Церковь;
5.1.2 добровольных пожертвований коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, религиозных объединений и других организаций, в т.ч. иностранных;
5.1.3 добровольных пожертвований, даров и завещаний физических лиц, в т.ч. иностранных граждан;
5.1.4 имущества, переданного в собственность Церкви коммерческими и некоммерческими организациями, государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления, физическими лицами и другими лицами;
5.1.5 доходов от издательской и предпринимательской деятельности Церкви;
5.1.6 целевого финансирования государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления и другими организациями;
5.1.7 других источников, не запрещенных действующим законодательством.
5.2 Средства Церкви расходуются на реализацию уставных целей, оплату труда сотрудников, уплату налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды, возмещение материальных затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, приобретение необходимого имущества, благотворительные и другие, не противоречащие настоящему Уставу, цели.
5.3 За жертвователями, дарителями и завещателями сохраняется право целевого назначения взносов.
5.4 В собственности Церкви могут находиться здания, земельные участки, строения, предметы религиозного назначения, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, организации, денежные средства (в т.ч. иностранной валюте) и иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности, в т.ч. отнесенное к памятникам истории и культуры.
5.5 В случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, Церковь может получать, приобретать в собственность или во владение земельные участки.
5.6 Церковь может иметь собственность на территории иностранных государств.
5.7 Для реализации уставной деятельности Церковь может использовать земельные участки, здания и другое движимое и недвижимое имущество, предоставляемое ему на договорной основе государственными, муниципальными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также физическими лицами.
5.8 Доходы Церкви расходуются только на достижение целей, определенных настоящим Уставом.

С IX по XI в. основным богослужебным уставом был Студийский

Иерусалимский устав был достаточно строгим и не совсем подходил для мирян. В VIII в. Феодор Студит, игумен студийского монастыря в Константинополе, написал для него устав.

Студийский монастырь основан в V в., поэтому Студийский устав считается древнее Иерусалимского.

Студийский устав отличался от Иерусалимского большей простотой и либеральностью. В нем нет всенощных бдений, монахам дозволено самим избирать себе игумена, из монашества можно было беспрепятственно выйти. Не такими строгими, как в Иерусалимском уставе, были и правила постов.

Студийский монастырь существует с V в., но дошедший до нас устав написал Феодор Студит в VIII в.

Полный оригинал Студийского устава, зафиксированный в Студийском синаксаре, не сохранился. Самым древним списком является Ипотипосис, а наиболее полная редакция Студийского устава дошла до нас в составе Типикона патриарха Алексея Студита.

Синаксарь – книга с богослужебными указаниями на год, составная часть типикона.

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. положило окончательный конец господству Студийского устава.

В Грузии до перехода на Иерусалимский устав пользовались студийским Типиконом Георгия Мтацминдели

Великий пост и подготовительные Недели.

Основные богослужебные указания Устава Православной Церкви на период пения Постной Триоди.

В этом разделе сайта приведены краткие указания устава, относительно богослужений Великого поста, их особенности. По благочестивой традиции христиане подражая особенностям уставных служб поста испльзуют эти указания и для келейного чтения. Так например в седмичные дни к утреннему и вечернему правилу прибавляют молитву Ефрема Сирина, читают Покаянный канон, вторя Церкви, усиливающей в эти дни чтение Псалтири и Евангелия, углубляются в изучение Священных писаний.

Здесь приведены основные указания о чтении Евангелия и Псалтири

Порядок чтения Евангелия в период Святой Четыредесятницы Порядок чтения Псалтири в Великий пост

Неделя о мытаре и фарисее.

  • Начало Постной Триоди. В воскресные дни (до Недели Ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (кроме дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей).
  • Совершается воскресная служба Октоиха вместе со службой Триоди. Служба рядовым святым переносятся на повечерие.
  • По 50‑м псалме: Триоди, глас 8‑й: «Слава» — «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6‑й: «Помилуй мя, Боже…» и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…» (поется до Недели 5‑й Великого поста включительно).

Неделя о блудном сыне.

Полиелей — к двум полиелейным псалмам добавляется 136‑й псалом: «На реках Вавилонских…» и поется в последующие два воскресенья, до начала Поста.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

  • Совершается заупокойная служба субботы мясопустной.
  • Такая служба бывает и в субботу перед Троицей. Если же на этот день придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых кладбищенских храмах — «гробницах», или в предыдущую субботу (см. Типикон, гл. 49, «В субботу мясопустную…», 1‑е «зри»).
  • В Триоди Постной сказано: «По отпущении вечерни творим в притворе панихиду за усопших, и поем канон рядового гласа мертвым». Устав панихиды тот же, что и в период пения Октоиха

Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

  • Уставное богослужение этого дня имеет те же особенности, что и служба предыдушего воскресенья — пение на полиелее 136-ого псалма и покаянных стихир по 50-ом псалме «Покаяния отверзи…»
  • Начиная с понедельника и до Пасхи мясо в пищу не употребляется.
  • В среду и пятницу наступающей седмицы Литургия не совершается.
  • В среду и пятницу богослужение с поклонами и молитвой Ефрема Сирина
  • Заговенье на Великий пост.
  • На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
  • Вечером этого дня служится первая Великопостная служба. По окончании Вечерни с Великим прокимном совершается чин прощения.
  • На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях — наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др.
  • «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49‑я, «В туюжде Неделю сырную вечера»).
  • После вечерни в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.
  • В течение всего Великого поста все богослужения совершаются по Постной Триоди и Минее. Из Октоиха в седмичные дни берутся только Троичны, светильны и седальны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоуста в седмичные дни Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздника Благовещения.

Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание

1.1 Наименование религиозной организации — «Русская Православная старообрядческая Церковь».
1.2 Русская Православная старообрядческая Церковь, именуемая в дальнейшем «Церковь», является централизованной религиозной организацией, объединяющей общины и другие религиозные организации и группы православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры.
1.3 Вероисповедание — Православие.
1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов).
1.5 Церковь действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов Русской Православной старообрядческой Церкви, принятыми после церковной реформы XVII века и настоящим Уставом. Церковь действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими действующими актами РФ и субъектов РФ.
1.6 Церковь может входить в международные религиозные объединения, программа деятельности которых не противоречит целям и задачам Церкви.
1.7 Церковь после государственной регистрации является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием и символикой, может открывать рублевые и валютные счета в банках и их учреждениях, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Церковь обладает и другими правами, предусмотренными действующим законодательством в отношении юридических лиц.
1.8 Церковь несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Церковь не отвечает по обязательствам входящих в нее религиозных объединений; религиозные объединения, входящие в Церковь, не отвечают по обязательствам Церкви.
1.9 Сфера территориальной деятельности Церкви — Российская Федерация. В состав Церкви могут входить религиозные объединения, находящиеся вне территории РФ, в соответствии с законодательством страны нахождения.
1.10 Место нахождения руководящих органов — г. Москва.

Епархиальный епископ

УП 2009 года лишил Приходское собрание
статуса «высшего органа управления прихода» и
постановил: «Епархиальный архиерей является высшим
органом управления Прихода» (ст.5.1). Власть архиерея не
оспаривается. Различается епархиальная и приходская
власть. Архиерей непосредственно возглавляет епархию, а
приходом управляет опосредованно, через «поставленного
им настоятеля» (Устав РПЦ 11,1). Церковь не признаёт
«прямую» власть архиерея в качестве «непосредственной»
власти в приходе. 

По определению Устава РПЦ, «епархии —
местные церкви, возглавляемые архиереем» (Устав РПЦ,
10.1). Приход признаётся самостоятельным хозяйствующим
субъектом под управлением Приходского Собрания и
настоятеля. Назначение епископа «высшим органом
управления Прихода» нарушает Предание. Непосредственным
начальником для прихода является настоятель: «чтобы
епископ всем распоряжался по своей власти, и требующим
подавал через пресвитеров и диаконов со страхом Божиим»
(Ап. 41). 

Прежде пирамида приходской власти росла
снизу вверх: «Высшим органом управления прихода является
Приходское собрание, возглавляемое настоятелем» (УП 1988
г., ст.22- 23).

УП 2009 перевернул пирамиду власти
сверху вниз: «Епархиальный архиерей является высшим
органом управления Прихода» (УП, ст. 4,1; ст.5,1).
Архиерей назначен главой, собственником и распорядителем
хозяйства и финансов, владельцем имущества. Полнота его
прав не уравновешена обязанностями и ответственностью.
Харизматический дар управления формализован в
бюрократический. «Распоряжение» и «благословение»
отождествились.

Архиерей не входит в причт и Приходское
собрание, не приобрёл канонический статус в приходе.
«Высший орган управления приходом» остаётся за пределами
прихода, не является его членом, не исполняет
обязанности, не отчитывается и не отвечает за свои
поступки. А перед кем? Такая практика запрещена
Вселенскими канонами: «Да не будет позволено поставлять
епископа, в какое-либо село или в малый город, для коего
достаточно одного пресвитера» (Сард.6 и Лаод.57). 

Принцип учредительства

Закон «О свободе совести и религиозных
объединениях» вводит принцип учредительства для:

А. Возникновения религиозной организации
(ФЗ-125, ст.8.3; ст.9.1), 

Б. Утверждения устава и подачи
документов на регистрацию (ФЗ-125, ст.10.1; ст.11.5;
ст.12.1). 

В. Ликвидации религиозной организации
(ст.14.1).

Признавая, что «Приход учреждается
гражданами» (УП, ст.2.2), УП упразднил понятие и функции
«учредителей» из текста, а учредителей вывел из
Приходского собрания (УП, 7.2), передав функции
учредителей епископу, который:

А. Утверждает Устав, состав и протоколы
Приходского собрания (УП, 5.1)

Б. Изменяет состав прихода и вправе его
ликвидировать (УП, 7.3; 12.3).

Вопреки закону, УП произвёл фактическую
замену учредителей прихода с группы граждан на
централизованную организацию РПЦ МП в лице епископа,
который приобретает права, предоставленные законом
учредителям с вытекающими последствиями для прав и
обязанностей членов Приходского собрания. УП нарушает
нормы закона ФЗ – 125 и ущемляет права граждан.

Запрет обжалования

«Клирики и миряне не могут обращаться в
органы государственной власти и гражданский суд по
вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая
каноническое управление, церковное устройство,
богослужебную и пастырскую деятельность» ( Устав РПЦ,
1.9). 

Юридический смысл запрета ничтожен,
поскольку противоречит Конституции РФ: «Никто не может
быть лишён права на рассмотрение его дела» (Ст.47, 1).
«Все равны перед законом и судом» (Ст.19,1-3).

Взамен правовой защиты, Устав РПЦ гл.7
вводит «Церковный суд», не получивший юридического
статуса. «Единая судебная система РПЦ» (Устав РПЦ, гл.7
ст. 1-3) осуществляет «судебную власть» вопреки
Конституции РФ (Ст.118, п. 2,3) и Федеральному закону «О
судебной системе РФ» (Ст.1 и 4, п.1). 

Перед этим карательным органом даже не
поставлена задача правосудия! (См. «Положение о
церковном суде» ст.2: «Предназначение церковных судов»).
«Положение о церковном суде» наделяет судей властью:
«Полнота судебной власти в епархиях принадлежит
епархиальным архиереям» (ст.3, п.2), но не защищает
права подсудимых. Клирики и миряне РПЦ не получили прав
в суде и лишены правовой защиты. Суд идеологизирован, и
не может принимать беспристрастные решения (вопреки,
Карф.16). 

Устав без корней

Устав РПЦ 2011 принимает за основу
Писание, Предание, Вселенские соборы и законы РФ, но не
прошёл государственную регистрацию и остался внутренним
документом. 

УП представляет часть Устава РПЦ, а
именно 11-ю главу. Исключив Писание, Предание и каноны
из принятых основ (ст.1.4), УП выпал из апостольской
традиции. УП признаёт только установления РПЦ, принятые
за последние 10 лет. Выделенная в обособленный документ,
11-я глава Устава существует под названием «Устав
Прихода», проходит государственную регистрацию и
наделяет приход правом собственности и юридического лица. 

Вторым недостатком устава является
нежизнеспособность. Это мёртвый документ, не
соответствующий канонам Церкви и сложившемуся устройству
прихода. УП не применяется в практике и не влияет на
жизнь прихода. 

Параллельно уставам для монахов существовали уставы для мирян

Богослужебная практика в монастырях отличалась от богослужебной практики в приходских церквях. Ни приходские священники, ни прихожане не могли исполнять строгие монастырские уставы.

История мирских уставов известна плохо. До нас дошел только константинопольский Устав Великой церкви.

Известный нам мирской устав был составлен при главной церкви Византийской империи – Соборе Святой Софии. Поэтому устав получил название Устава Великой церкви

В уставе нет дисциплинарной части, а богослужения отличаются особой торжественностью, пение в них преобладало над чтением.

Основой богослужения были синапти – общие молитвы клира и мирян.

Устав Великой церкви исчез вместе с Византией, другие мирские уставы заменились Иерусалимским.

Создать новый мирской устав попытался протопсалт Константин в 1838 г. Он создал Типикон Великой Церкви Христовой. В качестве основы он взял все тот же Иерусалимский устав.

Протопсалт – главный певчий.

В 1888 г. протопсалт Георгий Виолакис переработал типикон Константина. Новый типикон получил название Типикон Виолакиса и используется сейчас в Болгарии и, частично, в Греции.

Основные положения устава

Из последних принятых уставов Русская православная церковь руководствуется документом, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Редакция последнего устава претерпевала некоторые изменения и в последующие годы. Так, правки вносились в 2008, 2011, 2013, 2016, 2017 годах.


Церковный устав — правила, которые регулируют деятельность церкви

Положения устава регламентируют разные стороны деятельности Церкви:

  • Как Автокефальная Поместная Церковь, Православная Русская Церковь поддерживает связь с другими Поместными Церквами той же конфессии и находится с ними в вероучительном единстве.
  • Также устав определяет процедуру созыва Архиерейского и Поместного соборов, их полномочия и обязанности.
  • Деятельность Патриарха — это предмет обсуждения в отдельной главе устава.
  • Кроме того, документ включает информацию о деятельности Священного синода, синодальных учреждений и Московской патриархии, регламентирует работу церковного суда.
  • Данное постановление утверждает порядок формирования и последующей деятельности новых самоуправляемых церквей, находящихся в ведении Московского Патриархата.
  • В уставе перечисляются все существующие на данный момент церкви.
  • Развернуто рассматриваются вопросы деятельности Экзархатов, Митрополичих округов, подчиняющихся Московскому Патриархату.
  • В рамках устава закреплены положения, определяющие правила ведения деятельности епархиями, благочиниями, организациями РПЦ за границей.
  • Устав выполняет регулирующую роль в вопросах создания и функционирования монастырей, просветительских учреждений церкви и прочих моментах, касающихся всех аспектов жизнедеятельности подобных организаций.

Важно! В 2013 году, на основании внесенных Межсоборным присутствием предложений, Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава РПЦ. Были внесены изменения относительно существующих полномочий Поместного и Архиерейского Соборов, правил избрания Патриарха и состава Поместного собора

Смысл принятых изменений

Устав должен описать каноническим языком
«как должно поступать в доме Божием, который есть
Церковь Бога живого, столп и утверждение истины»
(1Тим.3.15). Язык церковных канонов хранит многовековое
предание, каждый раз по-новому раскрывая образ Церкви в
конкретных исторических условиях. Приход имеет
литургическую природу и являет, подобно иконе,
богочеловеческую сущность Церкви. Канонический идеал
прихода выражает евхаристическая община христиан,
состоящая из клира и мирян под управлением епископа.
Евхаристическое собрание рождается из
екклезиологического лона для осуществления
сотериологической задачи: «Я пришёл не судить мир, но
спасти мир» (Ин.12,47). 

Верую…во единую, святую, соборную и
апостольскую Церковь. Из апостольства Церкви, согретое
Духом Святым, вырастает соборное единство, основанное на
любви и свободе. 

«Огонь пришёл Я воврещи на землю, и как
хотел бы, чтобы он возгорелся»! Огонь преображённой
жизни во Христе гасит бюрократическая структура, стирая
личное начало и замешивая, как зёрна, в общую кашу. 

Закон ФЗ -125 сформировал условия,
допускающие создание литургической общины, но в горниле
РПЦ МП выплавилась структура, не отражающая канонический
уклад. Какие основания считать этот Устав христианским?
Устав не знает слов: «Бог» и «человек»; «христианин» и
«спасение»; «благодать» и «свобода»; «любовь» и
«личность»… Этих слов нет в документе, изложившим
канцелярским языком задачи, не имеющие богословского и
канонического смысла.

Из «добровольного объединения граждан»
УП организовал новую форму прихода на неканонической
основе. Такой приход имитирует общину, лишённую прав,
голоса и собственности, управляемую вертикалью власти на
принципах насилия, корысти и страха. Евхаристическая
община не живёт на таких принципах. УП описывает
безличную структуру, в которой человека заменили функции
и должности.

Добровольное объединение отменено.
Епископ объединяет своей волей… кого захочет.
Учредительство местной религиозной организации передано
епископу. Самоуправление прихода заменено
непосредственным правлением епископа. Имущество прихода
отдано в собственность РПЦ и управление епископу. 

Формально приход сохраняет юридическое
лицо, но лишён прав юридического лица. Обжалование
архиерейских злоупотреблений запрещено Уставом и
практически невозможно.

Возглавление прихода архиереем
направляет все денежные потоки в одно епархиальное
русло. Распределение благ сосредоточено в руках
епископа. УП воплотил идеи Рэя Бредбери из книги «451 по
Фаренгейту».

«Добровольное объединение граждан»,
подменено насилием над личной свободой и никого не
объединяет. Община расколота, её члены разъединены. В
парализованном теле прихода жизнь теплится не благодаря,
а вопреки наручникам устава, сковавшим приход. Паралич
прихода ещё не смерть. Это путь к смерти.

Принятие такого Устава Прихода разрушает
догмат о Церкви и ведёт к церковным катаклизмам, которые
не заставят себя долго ждать. Устав разрушает не только
догмат о Церкви. Принцип архиерейского произвола и
насилия, положенный в основу Устава, отвергает общение с
народом Божиим, построенное на евангельской любви.
Созидая Приход на чуждых Евангелию принципах, Устав
разрушает Церковь. «Кто не со Мною, тот против Меня; и
кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12,30).
Созидание, в котором не участвует Бог, не состоится:
«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся
строящие его» (Пс. 126,1). «Дом упал, и было падение его
великое» (Мф. 7,27).

Павел Адельгейм, протоиерей

Живой журнал — 09.11.2011.

В России богослужение ведется по Иерусалимскому уставу

Русь крестили во времена господства Студийского устава. Поэтому Студийский устав стал первым богослужебным уставом на Руси. Феодосий Печерский утвердил его в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился по всем русским монастырям.

Красота обрядов и богослужения сильно повлияла на выбор веры князем Владимиром

Иерусалимский устав появился на Руси во второй половине XIV в., после перевода его на церковнославянский язык. В XV в. он вытеснил Студийский устав и стал основой русского православного богослужения.

На Руси Иерусалимский устав называли «Оком церковным», по переводу 1401 г.

В России Иерусалимский устав издали в печатном виде в 1610 г. В 1695 г. была издана новая редакция типикона, которая используется в русской церкви для совершения богослужений по сей день.

Для богослужений в Русской православной церкви пользуются Типиконом 1695 г. с небольшими редакциями

Часть I. Канонические нарушения

В основе христианского богословия лежит
догматический документ, принятый двумя Вселенскими
Соборами в 325 и 381 г. Этот документ называют Символом
Веры. Он излагает важнейшие догматы христианской веры.

Среди догматов Символа Веры имеется
догмат о Церкви. Его определяют четыре неизменных
признака: единая, святая, соборная и апостольская Церковь.

Упразднив один из признаков, мы
разрушаем догмат. Нельзя упразднить соборность «в доме
Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и
утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Без соборности
религиозная организация не будет «Церковью, которая есть
Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём», и потеряет
«богатство славного наследия Его для святых»
(Еф.1:18-23).

Как невозможно устранить соборность из
Символа Веры, так невозможно выбросить принцип
соборности из уклада церковной жизни и взамен соборности
выстроить дисциплинарную вертикаль авторитарной власти.
Церковная жизнь не сводится к административным функциям
архиерея. Управление, построенное на принципе
иерархической диктатуры, не будет церковным. Поэтому
христианская совесть с тревогой воспринимает изменения,
вносимые церковной властью в уставы, меняющие
традиционное устройство церковной жизни в угоду
архиерейскому комфорту. Апостол указывает, «каким должен
быть епископ, и как должно поступать в доме Божием» (1
Тим.3:2-15), чтобы церковный Приход не превратился в
политическую или коммерческую организацию, прикрытую
именем Иисуса Христа.

Легитимный произвол

Церковь допускает перемещение епископов
и клириков по личному прошению и по суду. Поместный
Собор 1918 г. определил: «Члены причта могут быть
перемещаемы и увольняемы от своих мест только по суду
или по собственному желанию» (Приходской Устав, гл.3,
ст.16). 

В 1927г. началась волна перемещений
епископов и клириков. Устав РПЦ 1988 г впервые закрепил
порочную практику: «Члены причта могут быть перемещаемы
и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по
прошению, по суду или по церковной целесообразности»
(Устав РПЦ 1988г. 8, ст.16). 

Принцип «целесообразности» повторяют все
последующие Уставы РПЦ, маскируя произвол и не
каноничную мотивацию. Апостольские правила, Антиох.21 и
1 Вселенский собор запрещают такую практику: «По причине
многих церковных смятений и происходящих неустройств,
решено совершенно прекратить обычай, вопреки
апостольскому правилу обретшийся в некоторых местах:
дабы из града во град не переходили ни епископ, ни
пресвитер, ни диакон. Аще же кто по сем определении
святого и великого собора, таковое что либо предпримет,
или допустит сделать с собой таковое дело: распоряжение
да будет совершенно недействительно, и перешедший да
будет возвращён в церковь, к которой рукоположен в
епископа, пресвитера или диакона» (Перв.15). 

Перемещение и увольнение «по
целесообразности» закабаляет клириков крепостной
зависимостью от епископа. Служение священника оставлено
вне закона, трудовые права не защищены. Приём на службу
не оформлен. Размер оплаты и условия труда не
определены.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector