Троицкий собор в санкт-петербурге
Содержание:
- История Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 19-м веке
- Святыни
- Прихожане. Часовня и Колонна Славы
- Святыни
- Информация для посетителей
- Приход
- Троице-Измайловский собор
- Строительство часовни
- Экскурсии в Измайловский собор
- Туры в Санкт-Петербург с экскурсиями по храмам и церквям
- Архитектор Троице-Измайловского собора
- Архитектура, убранство
- Краткое описание собора (из истории)
- История Свято-Троицкого собора в 20-м веке
История Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 19-м веке
Первая полковая деревянная церковь, построенная по инициативе Императрицы Елизаветы Петровны, была необратимо утрачена в 1824 году в результате разрушительного наводнения. В 1827 году Император Николай I будучи бывшим командиром лейб-гвардии Измайловского полка повелел начать строительство нового каменного большого Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге. Храм был торжественно заложен в 1828 году на Измайловском проспекте.
Строительство собора велось по проекту зодчего В. П. Стасова и инженера П. П. Базена под личным руководством Императора Николая I. Для устройства фундамента в сложные по своей геологии грунты было забито 9000 свай. В плане собор представлял собой равносторонний крест, цоколь был облицован гранитом. Стены и колонны возводились из кирпича и укреплены металлической арматурой. Центральный купол должен был возвышаться на высоком с полуциркульными окнами барабане. В 1830 году при возведении центрального большого барабана и купола несущие колонны дали трещины из-за ошибки в расчетах. Работы по укреплению колонн и устойчивости главного купола выполнил инженер П. Базен. Боковые купола на высоких с окнами барабанах были расположены по осям крестообразного в плане храма. Снаружи все четыре придела с торцов были оформлены классическими портиками с колоннами, по бокам в нишах были установлены скульптуры. Основной объем собора был украшен праздничным фризом, на котором фигуры ангелов чередовались с лавровыми гирляндами.
В 1832 году Свято-Троицкий собор был освобожден от лесов, но 23 февраля 1833 года главный купол сорвало бурей, частично пострадала кирпичная кладка стен. Новый проект главного купола выполнил инженер П. Базен. В 1834 году купола собора были покрыты голубой краской с золотыми звездами.
Внутреннее пространство храма получилось очень светлым за счет белого цвета стен, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон. 86 колонн коринфского ордера поддерживали центральный барабан с куполом. Старинные полковые образа были сгруппированы в особые киоты. Внутренние поверхности куполов храма расписал ярославский крепостной художник Тимофей Медведев с сыном Петром. Иконы для иконостаса были написаны известными академиками живописи того времени, многие иконы выполнил живописец-самоучка Николай Майков. Над алтарем была утроена сень, представляющая собой праздничную полуциркульную двойную колоннаду, увенчанную надписью «Сим знаменем победиши», довершал композицию огромный золоченый крест и голубь — символ Духа Святого.
В большой степени сформировали внутренний облик храма огромные иконы работы Тимофея Неффа с образами святых покровителей России: Спасителя, Божией Матери, Святого Исаакия Далматского, Святого Благоверного князя Александра Невского, Святых апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца, Великомученицы Екатерины. Позже иконы были заменены на мозаичные копии.
Особо почиталась старинная икона с образом Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами Святых Иоанна Златоуста, Первомученика архидиакона Стефана, Великомученицы Варвары, частицей древа Креста Господня, а также иконы Успения Божией Матери и Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Накануне праздника Святой Троицы 25 мая 1835 года состоялось торжественное освящение Свято-Троицкого собора на Измайловском проспекте.
Святыни
В храме на постоянной основе пребывают мощи Матрены Московской, привезенные Патриархом Кириллом. К мощам Петра и Февронии ежедневно приходят пары, желающие сохранить семью, стоят молебен, который проводится над мощами каждый день.
Здесь есть и две иконы Николая Чудотворца, на одной изображено житие Святого, а на другой — его келейный образ.
Работы колоссальных размеров — лики апостолов Петра и Павла, Пресвятой богородицы с младенцем, Александра Невского — также хранятся в соборе. Они являются точными мозаичными копиями рукописных икон Исаакиевского собора.
В дань прошлому Троицкой церкви по сей день здесь находится икона “Торжество Божьей матери”. Она была создана в честь явления Богородицы российским морякам в Порт-Артуре. Здесь же хранится редкая икона — “Поможение в родах”.
Прихожане. Часовня и Колонна Славы
С жизнь собора оказались связаны судьбы многих — знаменитых и безвестных. В 1867 году под сводами храма обвенчались Ф. М. Достоевский и А. Сниткина. А композитор и пианист, первый директор консерватории Санкт-Петербурга А. Рубинштейн отправлялся из-под сводов в свой последний путь: отпели великого музыканта в день его 65-летия, 16 ноября.
Собор становится почитаем и прославлен среди христиан. К концу XIX века в нём исповедуются около 8 000 человек в год. В престольный праздник перед собором проводят парад, а знамёна полка окропляют святой водой. В Спас Нерукотворный прихожане крёстным ходом идут на Фонтанку для водосвятия, а Успение Богородицы обходят окрестные улицы.
В 1895 году рядом с собором выстроили ампирную часовню св. Александра Невского. «Архитектор» — прихожанин-инженер С. Кондратьев — совершенно безвозмездно создал проект часовни в честь чуда спасения императорской семьи при крушении поезда в селении Борки в 1888 году. Ещё одно событие, память о котором заключилась в часовне, — чудесное же спасение Николая II в кругосветном путешествии: в Отсу (Япония) фанатик из числа полицейских ударил саблей по голове цесаревича. Но удар «соскользнул», раны оказались незначительными.
Другой памятник вне стен собора посвящён военной славе измайловцев. Сначала из Турецкого похода, из-под Горного Дубняка, где Измайловский полк одержал тяжёлую победу, привозят 4 пушки. После появились другие трофейные орудия, а с ними и идея памятника.
Авторами «Колонны Славы» стали военный инженер Г. Житков и архитектор Д. Гримм. Колонна представляет собой пятиярусное сооружение на чугунной базе из 4 турецких мортир, составленное из 100 разнокалиберных трофейных орудий. Венчает колонну фигура Ники — Победы.
Открыли колонну в 1886 году. На торжество пригласили представителей всех округов и родов войск, ставших участниками Турецкой войны 1877 – 1878 годов. Молебен служили полковые священники, кто участвовал в войне и был награждён крестами на Георгиевской ленте.
В 1930 году колонну отправили на переплавку — не пощадили даже воинской славы прежней России. Только в 2005 году колонна восстановлена.
Святыни
В соборе Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это иконаСвятой Живоначальной Троицы. Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г. У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie’s и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга образ был принесен в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2011 года в нашем соборе постоянно пребывает частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Сотни верующих ежедневно притекают к Матронушке, и как заповедала она сама, рассказывают ей о своих горестях и скорбях. И по горячим молитвам получают ответы на свои вопросы.
Молодые люди, девушки и юноши, которые только хотят создать крепкую и счастливую семью, возносят свои молитвы перед честными мощами покровителей семьи — преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, которые пребывают в нашем храме постоянно. Ежедневно у святых мощей Петра и Февронии совершается молебен.
В нашем соборе также прибывают частицы мощей великих каппадокийцев, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В нашем храме уникальный образ – икона Святой блаженной Ксении Петербургской. Конечно, икона матушки Ксении есть в каждой церкви Северной столицы, однако именно эта работа кисти художника Ростислава Гирвеля стала первой написанной с прижизненного портрета блаженной старицы, хранящегося в запасниках Эрмитажа. До этого российские иконописцы, не знавшие, как выглядела святая Ксения, брали за образец иконы Божией Матери. Теперь же, благодаря Ростиславу Мартыновичу, мы можем узнать, как выглядела святая покровительница нашего любимого города на самом деле.
Еще один угодник Божий, к которому притекает множество верующих с молитвой – святитель Николай Чудотворец. В Троицком Измайловском соборе есть два его образа, один из которых – икона святителя Николая с житием, а второй образ — келейная икона святителя Николая, принадлежавшая почитаемому старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну (Крестьянкину).
Каждый, кто заходит в Троицкий собор, сразу обращает внимание на несколько огромных, многометровых икон, помещенных здесь. Образы эти точно такие же, как в Исаакиевском соборе, только там – мозаика
Действительно, иконы эти самым непосредственным образом связаны с Исаакиевским собором: с них мастера, оформлявшие в середине 19 века внутреннее убранство Исаакия, и выполняли мозаику. А эти полотна художников позднее передали на вечное хранение в Троицкий собор. Среди них – апостолы Петр и Павел, Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, святая Екатерина, святой Александр Невский, а также Исаакий Далматский.
В соборе хранится Порт-Артурский образ, который был написан после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны в 1905 году. Это – напоминание о том, что наш Троицкий собор строился как военный храм, в котором молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка. Есть у нас и такой редкий образ Богоматери, как «Поможение в родах», название которого говорит само за себя.
Ну а одной из самых любимых среди прихожан собора является икона «Скоропослушница» – пожалуй, самая скромная по своему оформлению, однако именно с ней связано множество чудес. Многим людям, молящимся именно перед этой иконой, помогла Пресвятая Богородица. Также в нашем соборе пребывает чудотворный образ Божией Матери, именуемый “Всецарица”.
Родители, которые хотят, чтобы их дети росли послушными и помнили Бога, молятся у тоже достаточно редкого образа – «Христос благословляет детей».
Информация для посетителей
Подробную информацию о расписании богослужений и просветительской деятельности обители можно узнать на официальном сайте: izmsobor.ru.
Ежедневно Питер посещают туристы из разных уголков страны и всего мира. Троицеизмайловский собор является одной из достопримечательностей Северной столицы, поэтому посетить его стоит даже вне богослужений.
Совет автора
Режим работы
Настоятель храма – протоиерей Геннадий Бартов. Вместе с ним в храме служат еще пятеро священников и два диакона. Двери храма открыты для всех православных христиан. В будние дни он работает с 9:00 до 19:00, в воскресенье и праздники – с 6:00 до 20:00.
В воскресные и праздничные дни ранняя литургия начинается в 7: 00. Поздняя литургия в будние дни начинается в 10:00. После литургии ежедневно служатся молебны и панихиды. В храме регулярно служатся молебны перед святыми мощами и иконами в 16:00 и 17:00.
Таинства проводятся следующим образом:
- Исповедь – ежедневно в 9:30.
- Венчание – в понедельник, среду, пятницу и воскресенье после литургии. Венчание не совершается в многодневные посты.
- Крещение. Общее – каждый день в 13:00 и 15:00. Индивидуальное – ежедневно по времени, согласованному со священником.
Двери храма открыты для всех православных христиан
Как добраться
Собор расположен в Санкт-Петербурге по адресу: Измайловский проспект, 7а. Проще всего к нему добраться следующим образом:
- доехать на метро до станции «Технологический институт»;
- по переходу пройти через Московский пр.;
- идти по 1-й Красноармейской ул. до Измайловского пр.
Это довольно известный собор. Пользователи мобильных устройств могут найти его на картах Google и Яндекс.
Величественный собор, как и многие древние святыни, начинал свою историю несколько веков назад в виде деревянной церкви. Несмотря на череду тяжелых испытаний, храм остается одним из наиболее выдающихся в России.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Приход
Духовенство
Настоятели храма за всю историю | |
---|---|
Даты | Настоятель |
1730 — 6 (17) января 1731 | священник Илия Ксенофонтов (…-1731) |
март — 20 июня (1 июля) 1731 | священник Иродионов |
1731 — февраль 1732 | иеромонах Мамонт (Стрельбицкий) |
25 сентября (6 октября) 1732 — до февраля 1733 | священник Иоанн Мартьянов |
11 (22) марта 1733 — 1734 | священник Георгий Моисеев |
1734—1737 | священник Иоанн Георгиев |
1737 — 6 (17) мая 1744 | священник Симеон Ушкалевич (…-1744) |
1744 — 1 (12) января 1776 | священник Алексий Михайлович Гусев (…-1776) |
1776—1781 | священник Георгий Михайлов ? |
1781—1799 | священник Прохор Игнатьев ? |
1799—1815 | протоиерей Пётр Мануилович Лебедев (1764—1821) |
1815 — 24 декабря 1825 (5 января 1825) | протоиерей Пётр Антониевич Громов |
1825—1828 | протоиерей Феодор Димитриевич Раевский |
14 апреля 1828—1855 | протоиерей Иоанн Антипович Назоров (1784-1855) |
1856—1867 | протоиерей Василий Григорьевич Коссович-Динарский (1812—1888) |
1867—1868 | протоиерей Иоанн Архипович Зиновьевский |
1868—1871 | … |
29 сентября (11 октября) 1871 — 3 (15) июня 1872 | протоиерей Лев Алексиевич Ляшкевич (1817—1874) |
1872 — 15 (27) апреля 1873 | священник Иоанн Архипович Зряхов (…-1873) |
16 (28) апреля 1873 — 21 августа (3 сентября) 1906 | протоиерей Николай Николаевич Наумов (1828—1916) |
21 августа (3 сентября) 1906 — 26 апреля (8 мая) 1907 | протоиерей Сергий Александрович Соллетинский (1846—1920) |
26 апреля (8 мая) 1907 — 16 (29) января 1909 | протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850 — после 1917) |
1909 — июнь 1911 | протоиерей Иоанн Иоаннович Невдачин |
июнь 1911—1919 | протоиерей Василий Николаевич Грифцов (1868—1918) |
июль 1919 — 31 мая 1922 | протоиерей Михаил Павлович Чельцов (1870—1931) |
июнь 1922 — 26 апреля 1923 | протоиерей Павел Порфириевич Чуев (1889 — после 1926) |
26 апреля 1923 — 11 мая 1923 | протоиерей Сергий Александрович Трудов (1882—1937) |
11 мая 1923—1924 | протоиерей Николай Николаевич Соколов |
декабрь 1924 — январь 1929 | протоиерей Николай Павлович Флоровский |
январь 1929 — 11 марта 1935 | протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1871—1943) |
март 1935 — декабрь 1935 | протоиерей Пётр Васильевич Пеньковский |
26 декабря 1935 — 24 марта 1938 | протоиерей Михаил Владимирович Славнитский (1887—1985) |
1938—1990 | собор не действовал |
11 декабря 1990 — 14 августа 1991 | протоиерей Стефан Ильич Дымша (1937—1994) |
20 августа 1991 — 20 февраля 1994 | протоиерей Сергий Иоаннович Чевяга (1947—1997) |
21 февраля 1994 — 15 ноября 1994 | протоиерей Стефан Ильич Дымша (1937—1994) |
18 ноября 1994 — 23 ноября 1994 | протоиерей Николай Викторович Шорохов (род. 1945) |
24 ноября 1994 — 6 апреля 1996 | протоиерей Владимир Михайлович Макаревич (род. 1938) |
6 апреля 1996 — настоящее время | протоиерей Геннадий Борисович Бартов (род. 1952) |
Традиции
До 1917 года в соборе существовали следующие традиции:
- В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
- В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
- В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
- 12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.
Троице-Измайловский собор
Если чуть приподнятся над городом, голубые купола со звездами выглядят так же внушительно, как здание Исаакиевского собора.
В народе собор называют просто — Троицким.
Построен он был на месте старой деревянной церквушки, служившей для Измайловского полка, сильно обветшавшей и, к тому же, подтопленной наводнением 1824 года.
Каменную церковь решил построить Николай Первый, некогда командовавший этим полком.
По тем временам работа продвигалась быстро, и уже 25 мая 1835 года новый храм был торжественно освящен.
Белое здание с пятью ярко-синими куполами, можно назвать самой монументальной постройкой того времени.
Более крупный и помпезный Исаакиевский собор начали строить намного раньше, а закончили позже.
Дело в том, что для Троицкого собора использовались более простые материалы, да и земля в эом месте была существенно прочнее, чем у основного русла Невы.
Высота его составляет 80 метров (Иссакиевский на 20 метров выше, а вот Казанский собор на 10 метров ниже).
Здание способно вместить до трех тысяч человек одновременно.
Яркие купола, украшенные звездами до сих пор видны с расстояния почти 20 км от города.
В стены вмонтированы мемориальные доски с именами героев русско-турецкой войны. В нишах установлены бронзовые статуи ангелов, выполненные Гальбергом. Внутри хранятся трофеи, захваченные во время войны 1877-1878 годов.
Главная святыня собора — написанная в 15 веке икона Пресвятой Троицы.
В1886 году, опять же в память о русско-турецкой войне, у входа установили памятник «Воинская слава». Высокий, тридцатиметровый монумент, венчал бронзовый орел, держащий в лапах пальмовый венок. Построен он был из стволов трофейных турецких пушек.
В конце 19 века напротив возвели часовню.
В1917 году Троицкий собор полностью разграбили и решили снести. Потом большевики передумали, но решили устроить в нем крематорий. К счастью, до до этого дело не дошло: использовали его традиционно — под обычный склад.
В 1930 году, в связи с визитом наркома Ворошилова в Турцию, памятник демонтировали.
Считалось, что дружественной стране не надо напоминать о былых поражениях.
Поездке наркома в Турцию предшествовало заключение пакта Бриана — Келлога – одного из первых дипломатических успехов советской России. Конечно, «военная память» и русские дивизии на турецкой границе были более серьезным аргументом. Вряд ли снос памятника оказал влияние на решение турецких властей не поддаться на уговоры Гитлера, и не открыть южный фронт против СССР в тяжелом 1942 году.
Забавно, но у властей Санкт-Петербурга были свои, более прозаичные мотивы — монумент банально мешал трамвайному движению.
На месте «Воинской славы» поставили бюст архитектора Стасова, по проекту которого был построен Троицкий собор.
Возвратили здание церкви лишь в 1990 году.
Храм и часовню отреставрировали, памятник «Воинская слава» восстановили.
В 2006 году загорелись леса, установленные для реставрации. Огонь перекинулся на главный купол. Пожар потушить не смоги ли он обрушился внутрь храма, повредив внутреннее убранство.
Благодаря прихожанам, практически вся утварь и иконы были спасены, пострадала лишь небольшая их часть.
Восстановление Троицкого собора было начато сразу же. Средства были выделены правительством города.
Музеи Дворцы Соборы, церкви Сады, парки Мосты Памятники
Строительство часовни
Часовня была построена гораздо позже собора — в 1895 году под началом архитектора С.П. Кондратьева. Её строительство приурочили к двум чудесным событиям в царской семье — во время трагедии с поездом в Борках в 1888 году и в 1891 году в течение путешествия будущего императора Николая II в Японии.
Часовня выполнена в общем с собором стиле — неоклассика, белокаменные стены и небесно-синий купол со звездами. Внутри размещен Царский иконостас, несколько больших икон.
Строение не всегда оставалось неприкосновенным: в годы советской власти в часовне располагалось кафе, во время и после Второй Мировой войны — склад.
Экскурсии в Измайловский собор
Троице-измайловский собор – действующий православный храм, открывающий двери всем желающим с 9:00 до 19:00 по будням и с 6:00 до 20:00 по воскресеньям и праздникам. Экскурсии возможны по предварительной договорённости.
Туры в Санкт-Петербург
с экскурсиями по храмам и церквям
Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры — Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ
Архитектор Троице-Измайловского собора
Измайловский собор был построен по проекту одного из отцов русского ампира Василия Стасова. Талантливый архитектор, происходивший из небогатой дворянкой семьи, прошел путь от простого чертежника до академика Петербургской Академии художеств. Будучи приверженцем позднего классицизма, он создавал строения, отличающиеся строгостью линий и парадностью фасада. Ярким представителем такого направления стал Троицкий собор.
Вместе со Стасовым над храмом работал инженер П. П. Базен, которому несколько раз приходилось исправлять ошибки маститого архитектора, допущенные им в расчетах, за что тот не единожды оказывался на гауптвахте. Непосредственное участие в возведении храма принимал Николай I, лично утверждавший все проекты и вносивший в них свои коррективы.
Аэросъемка, A.Savin
Архитектура, убранство
Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.
Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.
Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.
Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.
Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.
В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».
Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.
На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.
К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.
В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).
Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.
Территория собора
Собор является композиционным центром Троицкой площади.
В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.
В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.
Традиции
В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:
В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.
Краткое описание собора (из истории)
Батальоны Измайловского полка были переведены из Москвы в Санкт-Петербург к 1734 г. и решением Комиссии о Санкт-Петербургском строении размещены на реке Фонтанке. Первая полковая церковь, построенная в 1756 г., была деревянной. Пятиглавая, с боковыми куполами, изначальная композиция сохранилась и в дальнейшем.
Из-за наводнения 1824 г. церковь, обветшавшая за почти столетие, сильно пострадала. Проект нового храма, крепкого и каменного, был составлен архитектором Василием Стасовым. Торжественная закладка будущего Троицкого собора состоялась в мае 1828 г., в присутствии членов царской семьи.
Деньги на постройку были выделены из государственной казны и личных средств Николая I — он шефствовал над Измайловским полком ещё до вступления на престол.
Несчастья, постигшие памятник архитектуры за историю существования, одним потопом не ограничились. В 1834 г. по вине другого природного катаклизма произошла авария — повредив конструкции из металла, ураган сорвал центральный купол. Новый, с деревянной основой, спроектировал Пётр Петрович (он же Пьер-Доминик) Базен, французско-русский инженер. В 1835 г. отделка была завершена окончательно, и митрополит Московский Филарет освятил храм накануне праздника Святой Троицы.
Троицкий собор в Санкт-Петербурге
В Троице-Измайловском соборе в Санкт-Петербурге в 1867 г. писатель Фёдор Достоевский венчался со своей второй женой, Анной Сниткиной; там же в 1894 г. отпевали известного русского композитора Антона Рубинштейна. Вскоре прогремела революция, и проведение служб в храме прекратилось, а все ценности были вывезены. В 30-е гг. XX века поднимался вопрос о сносе либо устройстве крематория в здании собора.
В 1938 г. храм был закрыт, его помещения долго использовались как склады. Во время Великой Отечественной войны Троицкий собор пострадал сильнее, чем когда-либо: был разрушен один из боковых куполов, под обстрелами выбило стёкла и повредились стены, в подвале стояла вода. Реставрация проводилась не единожды, и свой прежний облик храм начал приобретать в 60-е годы, когда купола перекрасили из чёрного снова в ярко-синий цвет.
Богослужения возобновились в 1990 г., когда Троицкий собор в СПб вернули Русской православной церкви. Ещё одно стихийное бедствие настигло храм в 2006г.: на строительных лесах, установленных вокруг самого большого купола, разгорелся пожар, в итоге уничтоживший находившиеся в центре деревянные конструкции — именно те, которые почти два века назад были утверждены при реконструкции после бури. Прихожане, присутствовавшие на богослужении, были успешно эвакуированы. Версия о преднамеренном поджоге, выдвинутая бывшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, не подтвердилась.
Измайловский собор
История Свято-Троицкого собора в 20-м веке
После издания декрета советской власти в 1918 году об отделении Церкви от государства храм из полкового собора по своему статусу превратился в обычную приходскую церковь. Измайловского полка и полкового духовенства не стало. Новые власти стремились уничтожить Церковь, как институт. Религиозным обществам было запрещено владеть собственностью, осуществлять обучение детей, иметь права на имущество. Началась повсеместная экспроприация церковного имущества. В 1922 году в Троицкий собор тоже пришла комиссия по изъятию ценностей. Всего было вывезено около 2 кг. золота и 300 кг. серебра. Начались гонения на священнослужителей. В 1922 году большевиками были арестованы Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов, всего 86 человек. Большую часть священнослужителей осудили и приговорили к тюремному заключению. Владыка Вениамин был растрелян. Отец Михаил, выйдя на свободу, получил назначение в церковь Воскресения Христова в Коломне.
В 1925 году из Троицкого собора были вывезены знамена Измайловского полка, военные трофеи, добытые в войнах с Турцией, сбиты памятные мраморные доски. В 1928 году колонна «Воинская Слава», как «символ российского милитаризма» была демонтирована, трофейные орудия, окружавшие ее были уничтожены.
30-е годы 20-го века стали для священнослужителей Троицкого собора особенно тяжелыми. Обвиненные в контрреволюционной агитации были расстреляны настоятель Троицкого собора протоиерей Михаил Чельцов, Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, владыка Амвросий. В 1933 году в Александро-Невской лавре был закрыт кафедральный Троицкий собор. Ленинградскую епархию возглавил Патриарх Алексий I. Он придал Свято-Троицкому собору статус кафедрального собора Пресвятой Троицы, но в 1938 году храм был закрыт.
В годы Великой Отечественной войны в подвалах Троицкого собора было устроено бомбоубежище, там проживали бойцы располагавшейся неподалеку зенитной батареи. После войны Троицкий собор представлял собой печальное зрелище. В храме находились неотапливаемые склады, здание приходило в упадок. Первая послевоенная реставрация была проведена в 1952-1956 годах.
В 1994 году при настоятеле Свято-Троицкого собора митрополите Иоанне вновь была образована православная община. Началась колоссальная работа по возвращению православного храма к жизни. В 1996 году митрополит Владимир назначил настоятелем Свято-Троицкого собора протоиерея Геннадия Бартова. В 1997 году была положена традиция всенощного бдения и архиерейских служб в Престольный праздник Пресвятой Троицы.