Свято-введенский толгский женский монастырь в ярославле

Расписание богослужений

Монастырь открыт для посетителей круглый год. Время работы может меняться в зависимости от сезона. Экскурсии пускают строго по расписанию, а вот церковные службы проводят ежедневно в одинаковые часы:

  • будние дни – 7:00 и 16:00 (летом 17:00);
  • воскресенья, праздники – 8:00 и 16:00.

Монастырь открыт для паломников круглый год Добраться до места можно на автомобиле или поездом. Достаточно доехать до центра города, а оттуда пересесть на рейсовый автобус, паром или такси. Находится обитель по адресу: Ярославль, поселок Толга, 1.

Посетившие хоть раз Свято-Введенский монастырь рассказывают о благостном умиротворении и укреплении веры после паломничества. Там они могут приложиться ко многим святыням, а также попросить Всевышнего о помощи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Избавление некоего Григория от болезни и от разбойников

Не в далеке от Толгской обители жил некоторый благочестивый муж, именем Григорий, и был свидетелм чудес, совершавшихся в сей обители. Некогда, по обещанию, сей благочестивый человек пошел в обитель Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, на поклонение Св. Мощам их. Возвращаясь оттуда, Григорий до того утомился в пути, что не мог стать на ноги. Спутники, видя его неспособным к продолжению пути, оставили его на дороге едва живаго, а сами пошли далее вперед. В этом состоянии напали на него разбойники и хотели его ограбить. Григорий, видя себя окруженным разбойниками и в тяжкой болезни, обратился мыслию к Толгской иконе Богородицы и молился Богоматери, прося избавления от постигших его зол. И молитва его была исполнена. Разбойники, видя его едва живаго, отошли от него не на далекое расстояние. Между тем больной, собравшись несколько с силами, отполз от дороги, чтобы не нашли его разбойники. Они же, возвратившись, и невидя больнаго на том месте, где его оставили, подумали, что он убежал; начали везде искать его, но не нашли. Григорий же оставался на одном месте несколько дней, не имея ни откуда помощи, изнуряемый болезнию и томимый голодом и жаждою. В сем безнадежном состоянии он усугубил свои моления и слезы, и рыдая взывал к Богоматери: «о всенепорочная Дево Богородице, единая скорая помощница Христианскому роду! Умоли Сына своего, Христа Бога нашего, да приимет и мои слезы, как древле приял Манассиины, и да избавит меня от настоящих зол». По сем он обратился с такою молитвою к Господу Иисусу Христу: «Христе мой, Свете сладчайший, ради родившей Тебя Приснодевы Марии, не презри меня, болезненно вопиющаго к щедротам Твоим», и посыпав главу перстию, обливался слезами. В этом состоянии он впал в легкий сон, и едва успел заснуть, как увидел в полуночи свет, сияющий как солнце, и двух прекрасных юношей, несущих на руках образ Пречистой Богоматери: за иконою следовал некий старец, облаченный в священную одежду, который держал в руках сосуд, исполненный благовония; подошел к больному, старец сказал ему: человек, если хочешь быть здоров, то иди скорее в обитель Пресвятой Богородицы, что на Толге. Григорий дал обещание исполнить сие. Тогда старец велел ему сотворить знамение честнаго креста на лице своем и целовать явившийся образ Богоматери. Григорий исполнил сие повеление. Тогда явившийся благословил его, и окропив святою водою, отшел от него. Вместе с сим окончилось все видение. Григорий тотчас пробудился и почувствовал себя совершенно здоровым: с радостию пошел он тем путем, которым пошли его товарищи, и настиг их. Те удивились сему, и спрашивали, как это случилось. Он подробно разсказал и все, что с ним случилось; и все дивились, слушая его рассказы. Потом пришли в Толгскую обитель и по отпетии молебна возвестили Игумену и братии о случившемся на пути, и после того возвратились домой, славя и хваля Бога и Пречистую Богоматерь.

Главная Хозяйка здесь – Пресвятая Богородица

Если мы обратим внимание на архитектурный ансамбль храмов, келейных корпусов, стен и башен, то удивимся, сколько здесь одновременно эпох и направлений – от русского стиля до классицизма и барокко. Храмы обители словно парят над землей

И, созерцая старинную архитектуру, человек прикасается к подлинной и вечной красоте. А Свято-Введенский собор, построенный на месте обретения Чудотворной иконы, знаменит своими фресками XVII столетия и охраняется ЮНЕСКО. Его строительство в 1680 году благословил Патриарх Никон.

В дореволюционный период монастырь посещали такие значимые личности как Иван Грозный, Михаил Федорович Романов, царевна Софья и Федор Алексеевич Романовы, Екатерина II, Павел I, святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский и Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Патриарх Тихон. Дважды приезжал Государь император Николай II. В новейший период Толга принимала Святейших Патриархов Пимена, Алексия II и Кирилла, а в последние десятилетия и руководителей государства.

Тридцатилетний опыт возрождения Толгского монастыря свидетельствует о том, что благодать этого места особым образом воздействует на души приезжающих к нам людей. Современники узнают об обители через средства массовой информации – передачи и документальные фильмы, статьи и монастырский сайт (montolga.ru). Многие открывают для себя это место, посещая достопримечательности «Золотого кольца России». Путешественники часто признаются сестрам, что «будто в рай попали» – все ухожено, чувствуется, что монахини любят свой дом и с готовностью исполняют заповедь о гостеприимстве. Но не мы здесь являемся подлинными хозяевами. Главная Хозяйка этого места, как и других православных монастырей, – Пресвятая Богородица. Именно Она управляет всеми делами, а мы, сестры, лишь «обслуживающий персонал», Ее служанки. Однажды турист спросил монахиню: «У вас столько трудов! Вам не тяжело?» На что она ответила: «Монахи – это дети Божии. А дети, если по-настоящему любят родителей, будут делать всё, чтобы радовать и их, и их гостей».

Духовной семьей Толгских сестер с 1988 года бессменно руководит Матушка игуменья Варвара (Третьяк) – человек удивительной мудрости и силы, молитвы и действия. Через Матушку-настоятельницу мы имеем возможность соприкоснуться с опытом дореволюционного монашества. В 1967 году 20-летняя Александра стала послушницей в Киевской Флоровской обители у монахинь, принявших постриг еще в царской России. А призвание к ангельскому жительству она ощутила в раннем детстве. Матушка Варвара воспитывает в сестрах доброжелательность к приезжающим в монастырь паломникам и туристам и сама являет пример радушия и гостеприимства.

Многие люди восторгаются, когда видят восстановленный буквально из руин архитектурный ансамбль монастыря и утопающую в цветах территорию, похожую на райский сад. Чудо возрождения было бы невозможно без нашей неутомимой молитвенницы и труженицы, вдохновляющей своим горением по Боге на ежедневный подвиг.

Чудо возрождения

В 1988 году решением Священного Синода на территории монастыря учреждена первая в России женская обитель. К тому времени монастырь находился в аварийном состоянии. Дачники потихоньку растаскивали доски и кирпичи, оконные рамы и двери.

Уничтожены настенные росписи и декоративная керамика, иконостасы и отопление. Кедровая аллея почти исчезла.

Возрождение началось с хозяйственной зоны и отопления, водопровода и линии связи. Во временном храме на втором этаже монастырской гостиницы устроили иконостас и престол. В сентябре 1988 года в помещении бывшего ПТУ создали столярно-плотницкий цех. 7 апреля 1988 года состоялась первая после закрытия монастырская Литургия.

26 мая 1988 года в монастырь привезены мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Множество паломников устремились в обитель для поклонения угоднику Божию. За четверть века стараниями насельниц обитель возродилась. Монастырь построили практически заново. 20 августа 2003 года в торжественной обстановке в монастырь возвращена чудотворная икона Толгской Богоматери, хранившаяся 70 лет в Ярославском художественном музее.

Поддержку в восстановлении обители оказывал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II – он четырежды побывал в Толгском монастыре. Посещали обитель и руководители государства: Черномырдин. Ельцин, Медведев.

Чудесное наказание святотатца, похитившаго некоторыя вещи в теплой церкви Толгской обители, и открытие похищеннаго

Некогда в Толгскую обитель пришел издалека неизвестный человек, по имени Симон. По наущению диавола он похитил, из церкви Воздвижения Честнаго Креста многия книги, венцы и цаты от некоторых икон, пелены и иныя многия вещи. Святотатец простер руку и на напрестольное Евангелие. В сие время напал на него страх и трепет; но он не вразумился сим. Вынесши из монастыря все покраденное им, он побежал в находившийся близ обители лес, и там под одним, замеченным им деревом, скрыв все похищенныя им вещи, замышлял, при удобном случае, их продать. Но когда он несколько отошел от этаго места, его объяла тма, так что он не знал, куда идти. Так скитался он, руководясь одним осязанием, два дня, и тогда познал свое согрешение. На третий день он пришел опять в обитель, каясь во грехе своем, рассказал Игумену и братии о случившемся с ним, и указал место, где скрыл похищенныя вещи. Братия тотчас пошли на это место и нашли все вещи в целости; благодаря Пресвятую Богородицу, они принесли все эти вещи в монастырь, а святотатца отпустили, не сделав ему никакаго зла, ибо видели, что он уже довольно наказан Самим Богом.

Настоятели

Игумены

  • Герман (упом. 1392)
  • Кассиан (упом. 1541)
  • Иона (упом. 1555 и 1556)
  • Иоанн (упом. 1 дек. 1561)
  • Феодосий (Харитонов) (1578—1602)
  • Иона II (1606—1611)
  • Макарий (упом. 1613, 1614)
  • Серапион (1618—1634)
  • Адриан (1635—1640)
  • Иоиль (1641—1650)
  • Мисаил I (упом. 1652, 1654)
  • Филарет (упом. 1655, 1656)
  • Мисаил II (упом. 1659 — упом. 1661)
  • Дионисий (упом. 1662)
  • Мисаил III (упом. 28 июля 1663)
  • Сергий (1662—1666)
  • Савватий (1666—1671)
  • Гордиан (1671—1700)
  • Филарет I (1701—1705)

Архимандриты

  • Корнилий (упом. 1707)
  • Рафаил I (Казанович) (упом. 25 дек. 1707)
  • Иона I (1711—1719)
  • Даниил (1719—1722)

Игумены

  • Афанасий (Коноиди) (2.3.1722 — 8.7.1723)
  • Филарет II (упом. янв. 1724)

Архимандриты

  • Пимен (Савелов) (1729—1736)
  • Рафаил II (1736—1737)
  • Иосиф I (1737—1743)
  • Иоанникий (1743—1746)
  • Гавриил I (1746—1747)
  • Иосиф II (1747—1752)
  • Иосиф III (1752—1754)
  • Вонифатий (Борецкий) (1754—1758)
  • Пармен (28.4.1758 — 3.8.1758)
  • Илларион (Завалевич) (13.8.1758 — 10.9.1758)
  • Киприан (1758—1762)
  • Иринарх I (1762—1775)

Игумены

  • Игумен Филимон (Терлецкий) (1775—1786)
  • Игумен Иоанн (Терликов) (1786—1789)

Архимандриты

  • Порфирий (1790—1795) (погребён)
  • Анастасий (Щепетильников) (11 июня 1795 — 29 июня 1797)
  • Никон (1797—1799) (погребён)
  • Августин (Сахаров) (1798—1800)
  • Моисей (1800—1812)
  • Иоанн (29.3.1813 — 16.10.1813)
  • Аполлос (Алексеевский) (29 сентября 1813 — 18 декабря 1816)
  • Феофилакт (Протопопов) (1816—1820) (погребён)
  • Гавриил (Розанов) (11.1.1821 — 18.9.1821)
  • Аарон (Нарциссов) (1821—1826)
  • Иассон (Никольский) (15 марта 1826 — 5 октября 1830) (погребён)
  • Иринарх (Попов) (1831—1836)
  • Авраам (Шумилин) (1836—1844) (погребён)
  • Макарий (1836—1838)
  • Афанасий (Соколов) (1838—1841)
  • Феогност (Лебедев) (1841—1848)
  • Ириней (Нестерович) (1848—1864) (погребён)
  • Флавиан (Остроумов) (1865—1867) (погребён)
  • Владимир (Миловиднов) (1869—1877)
  • Павел (Глебов) (1878—1892)
  • Герман (Ханов) (1892—1897)
  • Порфирий (Кулаков) (1897—1910)
  • Игумен Серафим (Самойлович) (1910—1915)
  • Анемподист (Алексеев) (1917—1921)
  • Григорий (Алексеев) (1921-1928)

История Толгской обители

К сожалению, о первых двух веках существования обители мало что известно. Источником немногочисленных фактов того времени являются записи летописцев в сказаниях об иконе Толгской Богоматери. Первое событие, зафиксированное в Сказаниях, — это чудо мироточения Богоматери и младенца в сентябре 1392 года, которое произошло во время утреннего молебна. Миро оказалось целебным, многие болеющие, помазавшись им, получили исцеление. С тех пор икону Толгской Богоматери почитают как мироточивую. Второе чудо – чудесное спасение иконы из пожара в начале 15-го века. Огонь, охвативший Толгский монастырь, мгновенно уничтожил деревянные строения, монахи даже не успели спасти ничего из церковной утвари. Более всего они горевали об утраченной иконе чудотворной. Но после ликвидации пожара в лесу на дереве монахи вновь обрели икону, совершенно от огня не пострадавшую. На месте этом заложили часовню, куда поместили копию Толгского образа Богоматери.

К середине 15-го века, устав от постоянных притеснений князей Засекиных, монахи обратились с просьбой о покровительстве к великому князю Василию Темному

Челобитная была князем удовлетворена, что и обеспечило монастырю внимание русских самодержцев на многие века. В 1553 году Толгский монастырь (Ярославль) впервые посетил Иван Грозный, которого принесли сюда на носилках, но после горячей молитвы у иконы царь исцелился

В благодарность за свершившееся чудо Иван Грозный велел выделить золото и драгоценности для украшения образа, а также выстроить храм каменный и заложить знаменитую ныне кедровую рощу. Введенский собор стал первым каменным строением в Толгском монастыре.

В годы великой Смуты обитель постигло тяжелое испытание. В 1609-м он был разграблен литовскими захватчиками, а после интервенты подожгли кельи, предав мученической смерти от огня 46 насельников, которые нашли укрытие в храме. В первой половине 1612 года Минин и Пожарский выбрали для размещения народного ополчения Толгский монастырь. Ярославль в те времена фактически выполнял функции столицы Русского государства, город был густонаселен, санитарные условия были ужасными, и началась эпидемия. В этой ситуации вокруг Ярославля по инициативе игумена монастыря был совершен крестный ход с Толгским образом, после чего эпидемия отступила.

С 1673 года и до начала 18-го века в монастыре началось активное каменное строительство, заложившее основу современного монастыря. Настоятель сумел найти богатых благотворителей, на пожертвования которых были построены: Святые врата с церковью Николая Чудотворца, башни и стены монастыря, настоятельский корпус, Введенский Собор. В 17-19-м веках монастырь неоднократно посещала царская семья. В 1763 году Екатерина Великая совершила сюда пешее паломничество, в 1863 году обитель посетил цесаревич Николай Александрович, а в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия династии Романовых Толгский монастырь посетил последний император всея Руси Николай II с супругой и дочерьми.

В послереволюционные годы монастырь сильно пострадал. После восстания в Ярославле все имущество обители было описано и национализировано. В 10-15 годах 20-го века настоятелем монастыря был иеромонах Серафим, принявший впоследствии мученическую смерть от большевиков. В декабре 1918 года в Толгский монастырь переехали монахи из Казанского, который после ярославского восстания превратили в концлагерь. В конце 1928 года во Введенском соборе была проведена последняя служба, и в марте следующего года монастырь официально закрыли и сбросили с него колокола и кресты.

В 1947 году советские власти признали архитектурный ансамбль монастыря историко-культурным памятником, но это были лишь слова. С 1960 года рядом с ним разместилась колония для несовершеннолетних, обслуживающий ее персонал проживал в специально отстроенном для них доме на территории монастыря, возле березового парка. В последующие годы возле этого дома были построены и другие здания колонии, которые выросли в посёлок Толга. Кладбище монастыря было разграблено и разрушено, под Введенским собором была уничтожена усыпальница, а в самом соборе устроили псарню и конюшню. Такое положение дел сохранялось до 80-х годов. В конце осени 1987-го детская колония выехала с территории монастыря, обитель была возвращена Православной Церкви и возобновила свою деятельность как женская. Толгский женский монастырь стал первой вновь открытой в СССР обителью. Первые жительницы застали здесь настоящий ужас запустения и разрухи, о котором ныне ничего уже не напоминает.

Легенда об основании

История Толгского монастыря началась в 1314 году и связана с очень интересной легендой. Это были тяжелые времена, когда русский народ страдал от татаро-монгольского ига, страдал не только физически, но и духовно. От постоянного вида крови и насилия люди становились равнодушнее и грубее, выжить и выстоять русскому человеку помогала лишь вера, духовное наследие его предков. В отчаянии люди молили Пресвятую Богородицу избавить их от пленения нечестивым народом.При таких обстоятельствах 8 августа святителю Прохору (в схиме Трифону), возвращающемуся из пастырской поездки в Белоозеро, в дремучем лесу под Ярославлем явилось чудо. Епископ проснулся в полночь от яркого света, источника которого между тем видно не было. Посмотрев на противоположный берег Волги, он увидел поднимающийся из соснового леса столп лучезарного света, от которого через реку протянулся удивительный мост. Помолившись Богу и взяв свой посох, святитель перешел по этому мосту на противоположный берег и в воздухе возле кроны одного из деревьев увидел образ Матери Божьей. После долгой молитвы он тайком вернулся в свой шатер, решив утаить свое ночное видение ото всех. Однако утром, собираясь в путь, слуги епископа не смогли найти его посох, о чем и доложили самому Прохору. Тогда он понял, что Господь дает ему знак открыть виденное им чудо.

Указав на Волгу, святитель рассказал о том, свидетелем чего он стал, после приказал слугам переплыть реку и отыскать посох. Слуги нашли посох епископа, а рядом с ним среди деревьев стояла икона Пресвятой Богородицы. Тронуть святыню слуги побоялись, не имея на то благословения, и, взяв лишь посох, вернулись к епископу, которому и рассказали обо всем. Тогда святитель Прохор взял всех своих слуг, переплыл Волгу и, увидев икону, которая явилась ему ночью, буквально за один день выстроил и освятил деревянный храм, оправу для обретенной святыни. Так был основан Толгский монастырь, получивший название от реки Толги, впадающей в Волгу в этом месте.

Как добраться

Проезд:

Как доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря в Ярославле:

от остановки «Красная площадь» до Толгского монастыря на автобусном маршруте № 34; от железнодорожного вокзала Ярославля на маршрутном такси № 93 Г до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь». Далее пешком до монастыря около 2 км; от железнодорожного вокзала Ярославля на троллейбусе № 1 до остановки «Красная площадь», перейти на другую остановку на автобусный маршрут № 21, № 21к, № 34 или на маршрутное такси № 93 до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь». Далее пешком до монастыря около 2 км.

Как доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря из Москвы:

от Ярославского вокзала Москвы (ст. м. «Комсомольская») до Ярославля в дневное время можно добраться на поездах дальнего следования Ярославского направления, расписание см. на вокзале; от Центрального Автовокзала Москвы (ст. м. «Щелковская») на автобусе Москва — Ярославль.

Более подробная информация представлена на сайте монастыря.

Адрес:

150034, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь

Тел.:

8 (4852) 38-00-55

В современном мире важно иметь единомышленников

У нас, как и во многих приходах, действует воскресная школа. Пока дети занимаются с монахинями и их помощницами, мамы и папы слушают лекцию батюшки

Важно, когда при монастыре или храме создан крепкий приход. Люди не просто приезжают на богослужение, но продолжают общаться вне монастырских стен

Начинают дружить дети – знакомятся и родители. В современном мире важно иметь единомышленников. Наши прихожане организуют совместные выезды за город, участвуют в спортивных соревнованиях, обретают крестных и крестников. Приход живет единым духом. И, видя высокую «духовную планку», заданную монахинями, люди в частной жизни являют пример настоящих христиан. Годами наблюдаешь за одним и тем же человеком: вот юноша оканчивает университет и приходит причаститься перед защитой диплома. А через год он стоит в очередь на исповедь уже с молодой женой. Еще через несколько лет отец семейства ровняет своих пострелят перед Чашей. А потом малыши идут в первый класс, и к нам в воскресную школу…

Сейчас в России более 800 монашеских обителей. Мы все плывем на одном большом церковном корабле, глава которого – Христос. И мы хотим, чтобы как можно большее количество людей почувствовали Церковь своей духовной матерью, а страну – Родиной. Верим, что Пресвятая Богородица благословляет каждого человека, с верой приложившегося к Ее чудотворному Толгскому образу. Пусть Благословение Царицы Небесной пребудет с Вами!

Фото из архива Толгского монастыря

Распечатать

История

Согласно легенде, 7 августа 1314 года епископ Трифон со своими спутниками, возвращаясь из Белого озера в Ярославль, заночевал на правом берегу Волги. В полночь на противоположном берегу Трифону явился образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе. Наутро переправившись на другой берег, епископ обрел икону, стоящую уже не на воздухе, но на земле, в лесу между деревьями.

На месте явления чудотворной иконы Божией Матери, названной Толгской, была построена деревянная церковь Введения Богоматери, куда и была помещена обретенная икона. Епископ Трифон благословил при этой церкви мужской монастырь и несколько веков обитель жила мирной молитвенной монашеской жизнью.

В конце XV века многие монастырские постройки погибли в пожаре. Однако, икона Богоматери уцелела. Она необъяснимым образом оказалась в лесу, причем была целой и невредимой. На месте, где она была найдена, сооружена часовня в память о втором обретении иконы.

Известно, что Иван Грозный приезжал в обитель и просил икону Толгской Богоматери помочь исцелить его ноги и молитва помогла царю выздороветь.

Через два столетия, в начале XVII века, обитель была разграблена польскими интервентами, а скрывавшиеся в ее стенах 46 иноков были зверски убиты.

Восстановление обители началось в 1625 году с постройки церкви в честь Воздвижения Креста Господня. Это самое раннее строение, сохранившееся до наших дней. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XVII века, в это время было возведено большинство каменных монастырских зданий. Немалые средства на развитие обители пожертвовали братья купцы Семен и Иван Матвеевичи Сверчковы. Так, для примера: 2538 рублей они дали на строительство. По тем временам, это была огромная сумма (для сравнения, царь Михаил Федорович также внес казенные деньги на литье колокола в сумме 100 рублей).

До революции в Толгский монастырь нескончаемым потоком шли паломники, чтобы поделиться своей скорбью, получить помощь и исцеление.

Обитель была упразднена в 1917 году, а полностью закрыта в 1929 году. В годы советской власти монастырские постройки использовались под жилье и клуб, также здесь размещалась детская колония. Полностью обитель была возвращена церкви в 1987 году и вскоре был учрежден женский Толгский монастырь.

В прошедшие с того времени годы проведены работы по воссозданию четырех храмов. В настоящее время службы проходят в зимней Крестовоздвиженской церкви, росписи в которой восстановлены ярославскими художниками. В Спасском и Никольском храмах настенные росписи выполнили сами настоятельницы обители.

Что посмотреть

Посетители монастыря попадают на его территорию через массивные ворота, увенчанные двумя башнями

Стоит обратить внимание на старинные двери и крепостные стены толщиной несколько метров — монастырь служил не только религиозным нуждам, но и в случае необходимости должен был выдержать осаду неприятеля. Верхний ярус перекрыт крытой галереей.

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм (17 век) — главное здание монастыря. В интерьерах — великолепные росписи; также здесь ценные иконы в иконостасе

Обратите внимание на пять светлых, летящих главок и трёхъярусную колокольню. Часовня-киот Толгской Божией Матери расположена в зарослях кедра: по преданию, именно здесь произошло чудесное явление

А сама обретённая икона размещена в Крестовоздвиженской церкви.

В числе других интересных строений монастыря церковь Николая Чудотворца, церковь Спаса Нерукотворного, часовня Трифона (где покоятся мощи основателя монастыря), часовни Александра Невского и Пресвятой Богородицы.

Помимо поклонения Толгской иконе, паломники спешат прикоснуться к мощам святителя Игнатия. 21 августа по новому стилю в монастыре отмечается праздник Толгской иконы Богоматери.

Избавление одного из жителей города Ярославля от запоя и безумия

В 1655 году, Декабря 12 дня, один житель города Ярославля, по имени Игнатий Кондратьев, по навождению бесовскому, впал в грех пьянства, в котором потерял ум. У сего несчастного был брат, человек богобоязненный, который с великими трудами успел привести страдальца в Толгскую обитель. Когда они уже были против ворот монастырских, безумный возопил: «о горе! О беда! Зачем ты ведешь меня сюда против воли? Я не хочу даже слышать о месте сем, не только что видеть его; пусти меня; ибо я пойду скорее домой, а сего места не могу видеть». Когда же они были уже внутри обители, безумный снова начал кричать: «не хочу, не хочу, возвратите меня туда, откуда я пришел». Таково было состояние его при первом появлении в обители. Пробыв же несколько дней в обители, он мало по малу начал приходить в разум, и смысленно говорить, и усердно молиться пред чудотворным образом Богоматери. Тогда Игумен и братия стали спрашивать его, от чего он так кричал и порицал сие святое место. В ответ на сие безумствовавший рассказал следующее: «когда мы еще не дошли до обители, я внезапно почувствовал, что на меня напали: одни били меня, другие повергали на землю, иные, скрежеща зубами, хотели убить меня, а иные тащили меня назад, возбраняя мне идти сюда. Ныне же, по милости Пресвятой Богородицы, я более уже не вижу этих страшных и безобразных лиц, только слышу издалека голос их, говорящий мне: уйди из дома сего, ты наш, ты наш, уйди не трудись напрасно; если же не уйдешь отсюда, мы скоро убьем тебя». Но после сего, спустя немного времени, некогда безумствовавший, Игнатий совсем освободился от мучительнаго врага спасения и совершенно здоровым возвратился домой, славя Бога и Пречистую Богородицу.

Основные даты

7 августа 1314 года архиепископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрёл на берегу Волги в 8 верстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Мгновенно стекается сюда множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню отстраивается церковь, а к вечеру архиепископ Прохор освящает её во имя Входа во храм Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вносит в неё Образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же устанавливает всегдашнее празднование явлению Её в 8-ой день месяца августа. В тот же день при сей церкви благословляет быть монастырю и определяет в него настоятеля-игумена.

Слово «толга» происходит, видимо, из исчезнувшего языка древнего финно-угорского народа меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. «Толга» в родственных мерянскому языку мордовских и марийском (пыстыл

) языках означает «птичье перо».

В 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный.

В 1609 году во время смутного времени поляки убивают иноков Толгского монастыря

В 1625 году на территории монастыря был построен Крествоздвиженский храм.

В 1654 — вторичное спасение Ярославской земли от моровой язвы. В 1652 году был построен построение Никольский храм, а в 1681—1683 годы был построен Введенский собор.

В 1763 года монастырь посетила императрица Екатерина II.

В 1812 году в Спасском храме был похоронен герой войны 1812 года генерал-лейтенант Н. А. Тучков.

В 1862 году в Толгский монастырь приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов).

В 1883 году монастырь посетил цесаревич Николай Александрович Романов.

В 1893 году на территории монастыря строится часовня в память об убиенных в 1609 году иноках.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия дома Романовых Толгский монастырь посетил Российский император Николай II с августейшим семейством.

В 1914 году праздновалось 600-летие со дня основания монастыря. К юбилею монастырь были проведены большие ремонтные и реставрационные под руководством его настоятеля игумена Серафима (Самойловича).

В 1928 году Толгский монастырь был закрыт.

В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырём в РСФСР.

В 1988 году мощи святителя Игнатия, обретённые в Николо-Бабаевском монастыре, были перенесены в Толгскую обитель.

В сентябре 1990 года на стене Спасского храма была открыта мемориальная доска в память о месте упокоения героя Бородинской битвы генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Тучкова (Тучкова 1-го)

В 2008 году монастырь посетил председатель Правительства России Владимир Путин, который подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector