Александро-невский ново-тихвинский женский монастырь города екатеринбурга епархиальные монастыри рпц

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Для начала, дадим совет, что можно припарковаться на Советской улице, почти у главного входа в святую обитель. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — обязательно к посещению каждому туристу, который посещает Петербург. Пусть это произойдёт не в первую поездку в Северную столицу. Но монастырь в Тихвине заслуживает внимания, и вы останетесь довольны.

Войти в монастырь можно не через ворота, а через магазин, стилизованный под церковь. В нём продаются мёд и травы, сувениры и другой мелкий товар. Заодно приобретёте подарки на память себе и своим близким. Проходя мимо витрин, попадаешь на территорию монастыря. Немного истории о старинном монастыре не помешает.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся.

Немедля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И о, чудо! — икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI веке был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 году по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь — пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской.

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи:

Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день.

Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».

Монастырю суждено было стать домом для величайшей православной святыни, пережить времена и славные и смутные, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, на который стремились паломники со всей православной России.

Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. Мало в России храмов, где не было бы Тихвинской иконы Богородицы.

Сейчас к иконе выстраивается большая очередь из желающих поцеловать её. Успенский собор невероятно красив внутри и даже красивее, чем снаружи. Стены и потолок внутри храма полностью покрытыми фресками. Монастырский двор небольшой, но уютный и чистый.

Фото и описание

Основание Тихвинского Введенского монастыря произошло на правом берегу Тихвинки, что стало знаковым событием, по причине совпадения с основанием Свято-Успенского монастыря согласно приказу в 1560 году царя Ивана Грозного. Знаменитый Введенский монастырь окружали стены, выполненные из дерева, возведение которых проводилось под руководством Ф.Д. Сыркова – известного и талантливого древнерусского зодчего.

Согласно старинному преданию, явление иконы Тихвинской Богоматери на берегу реки Тихвинка, протекающей по территории Новгородской губернии, произошло в этом месте в 1383 году. Поэтому было решено возвести на святом месте Введенский монастырь, который имел связь с Большим Успенским монастырем. В свое время оба монастыря проводили крестные ходы совместно, что происходило в дни храмовых праздников, еще по четвергам Светлой недели. Крестные ходы обязательно сопровождались присутствием Тихвинской иконы Богоматери. Главным настоятелем Успенского монастыря являлся благочинный Тихвинского монастыря. Известно, что святая ризница Введенского монастыря в 17 веке находилась на сохранении в Успенском монастыре.

История монастыря сложилась так, что в 1590 году в нем поселилась инокиня по имени Дарья, которая была четвертой женой Ивана Грозного. Ее настоящее имя – Колотовская Анна Алексеевна. Будучи в младенчестве, она рано осиротела и провела детские и юношеские годы при дворе князя Курбского, откуда затем была передана для замужества. Как только князь стал не в милости у царя, Анна Алексеевна также стала не нужна царю, и он ее выслал в монастырь. Здесь Дарья полностью смирилась со своей судьбой и трудилась на благо монастыря, принимая активное участие в процессе его восстановления после нашествия шведов.

На протяжении 1613 года в монастыре располагался военный лагерь под предводительством С.В. Прозоровского, а после захвата его шведами неприятель устроил здесь приют. Осенью с 14 по 17 сентября 1613 года шведы стали резко сдавать позиции и перешли к отступлению, при этом дотла спалив монастырь. Игуменья Дарья была в то время во главе всех монахинь, которые укрывались в лесу от шведов, пережидая в землянках. Спустя некоторое время, был подписан Столбовской договор и Введенский монастырь снова возродился. После смерти Дарья была похоронена в зоне расположения обители.

Некоторые сведения повествуют о том, что каменный собор при обители был возведен в начале 17 столетия, сразу после Смутного времени. На протяжении 1645 года при нем появились приделы Кирилла Белозерского и Николая Чудотворца. Также при соборе появилась одностолпная каменная трапезная и двуглавая двухапсидная теплая церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы и оснащенная приделом Иоанна Новгородского. Известно, что в 1676, а также 1685 и 1704 годах храм перестраивался после пожаров.

Согласно современным данным, Введенский монастырь был очень богат по тем временам. В начале 19 века при инокине Августе Введенский монастырь был капитально обновлен, при этом была выстроена общая трапезная комната и значительно расширена территориальная зона монастыря, ведь прилегающая болотистая местность была осушена. Также была выстроена ограда с несколькими угловатыми башенками, настоятельские и келейные корпуса. Особенно красивой была колокольня, оснащенная Святыми вратами. Колокольня выстраивалась четырехъярусной, на самом верхнем ярусе которой помещались четыре огромных колокола и пять небольших. Во внутренней части колокольни была выстроена церковь, которую освятили во имя великомученицы Екатерины. Архитектором данного проекта выступил И.И. Шарлемань. На протяжении 1882 года Введенский собор отреставрировали, что придало ему необыкновенное роскошное убранство, выполненное в исконно русском стиле 17 века.

В период с 1924 по 1926 годы монастырь был закрыт, а в его здании разместили колонию для детей. В 1998 году рядом с разрушенным монастырем был выстроен поклонный крест, а в 2006 году стали проводиться молебны в восстановленной Екатерининской церкви. Сейчас происходит формирование новой монашеской общины.

Здания и сооружения монастыря

  • Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
  • Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
  • Игуменский корпус
  • Монашеский корпус («Леушинский»)
  • Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)

Введенский монастырь: что рядом?

Введенский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова ~ 0,3 км

Тихвинский Успенский монастырь ~ 0,7 км

Мемориальный комплекс и Музей «Астрача, 1941» ~ 8,6 км

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь ~ 13,0 км

Свято-Троицкий скит Успенского Тихвинского монастыря ~ 26,6 км

Бокситогорский центр истории и культуры родного края ~ 27,3 км

Пикалевский краеведческий музей ~ 39,8 км

Музей истории Пикалевского глиноземного завода ~ 40,5 км

Расписание богослужений в Тихвинском монастыре

Монастырь открыт для посещения ежедневно. Вход свободный, однако к требованиям относятся соблюдение тишины и приличия. В летнее время ворота монастыря открыты с 6 часов утра до 9 вечера, в зимнее время с 6 утра до половины восьмого вечера. По воскресеньям и праздникам вход в монастырь доступен после 8 утра. Богослужения проходят в монастыре ежедневно, два раза в день. Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Тихвинского монастыря.

Расписание богослужений Тихвинского Успенского монастыря

Следует помнить, что нахождение на территории монастыря в пляжной или спортивной одежде, а также в шортах и мини-юбках священнослужители считают неприемлемым.

Настоятельницы

  • Евпраксия — 1608 г.
  • (Дария (Колтовская), царица-инокиня — предположительно)
  • Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской), датированной 31 марта 1626)
  • Еврония — 1632 г.
  • Евраиса — 1656 г.
  • Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642
  • Платонида — 1669 г.
  • Измарагда — 1675 г.
  • Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
  • Таисия — 1677 г.
  • Евдоксия — 1678 г.
  • Параскева — 1686 г.
  • Евдоксия — 1691 г. (вторично)
  • Юлиания — 1692 г.
  • Еврония — 1696 г.
  • Евдоксия — 1700 г.
  • Капитолина — 1703 г.
  • Еврония — 1705 г. (вторично)
  • Ольга — 1722 г.
  • Дорофея — 1738 г.
  • Александра — 1743 г.
  • Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
  • Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой
  • Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой
  • Мария († 1805)
  • Таисия (Чертова) (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря
  • Августа (Свешникова) (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря
  • Серафима (Тимковская) (1858—1876) из дворян
  • Рафаила (Варнот) (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян
  • Аполлинария (Владыкина) (1901 — 14 мая 1918)
  • Иоанникия (Кожевникова) (1918—1929) канонизирована в 2002 году
  • Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009)

Как добраться

Проезд:

С Ладожского вокзала утром до 10.00 и во второй половине дня с 13.00 можно купить билеты на поезд дальнего следования, проходящий через Тихвин. Билет на плацкартное место. Ехать 3,5 часа. От вокзала в Тихвине до монастыря можно дойти пешком минут 20 (спросить направление к большому Успенскому монастырю и пройти немного дальше его через речку до ул. Зайцева, д. 8). Так же можно доехать на такси или, возможно, автобус по городу от вокзала.

С автобусного вокзала с Обводного канала и реже от ст. Девяткино на рейсовом междугороднем автобусе до Тихвина. Ехать часа 4, если не будет заторов на трассе.

Как проехать в Свято-Троицкий женский скит в деревне Сенно: по Вологодской трассе поворот на 122 километре направо, 4 км и Вы — в Сенно.

Адрес:

187500, Ленинградская область, Тихвинский район, город Тихвин, улица Зайцева, 8.

Телефон:

8 (81367) 58-671

Как добраться до Тихвина из Санкт-Петербурга

Расстояние от Санкт-Петербурга до Тихвина по прямой — 182 км. По автомобильным трассам придётся проехать 224 км.

На электричке до Тихвина

Добраться из Санкт-Петербурга в Тихвин можно на электричке — это один из самых выгодных вариантов, но в тоже время он более длительный. 

Из Санкт-Петербурга с Московского вокзала идут 2 электрички до станции Тихвин, с Ладожского вокзала — 1 электричка до станции Бабаево, через Тихвин.

Всего по маршруту ходит 3 электрички. Длительность пребывания в пути составляет от 3 часов 26 минут до 3 часов 59 минут. Среднее время в дороге — 3 часа 47 минуты.

На поезде до Тихвина

Добраться из Санкт-Петербурга до Тихвина можно на поезде дальнего следования. Из Санкт-Петербурга с Ладожского вокзала на Тихвин курсирует 48 поездов. Общая длительность поездки составляет от 3 часов до 3 часов 57 минут. Среднее время в пути — 3 часа 23 минуты.

На автобусе до Тихвина

Всего по текущему маршруту ездит 14 автобусов. Время движения составляет от 2 часов 30 минут до 4 часов 31 минута. Среднее время в пути — 3 часа 17 минут.

От ТРК «Невский»/ метро «Улица Дыбенко» ходит транзитный автобус Санкт-Петербург-Череповец-Вологда (бронирование обязательно). Время в пути до Тихвина — 2 часа 30 минут.

Из Санкт-Петербурга регулярно отправляются рейсовые автобусы с автовокзала №2. Автовокзал располагается возле метро «Обводный канал», по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 36. Автовокзал №2 находится в центре города.

От автобусного вокзала № 2 в Санкт-Петербурге курсирует 1 прямой автобус: № 860 на Тихвин; и 3 через Тихвин: № 968 Санкт-Петербург-Весьегонск, № 869 Санкт-Петербург-Шугозеро; № 1555 Санкт-Петербург-Вологда.

На машине до Тихвина

Доехать от Санкт-Петербурга до Тихвина можно на авто. Это один из самых быстрых, но в то же время и самых дорогих вариантов путешествия.

Расстояние от Тихвина до Санкт-Петербурга на машине — 225 километров. Вся дорога займет 2.8 часов, если средняя скорость составит 80 км/час.

Выехав из Санкт-Петербурга, нужно двигаться на северо-восток по Мурманскому шоссе (трасса Е105 «Кола»). Проехав порядка 100 километров, потребуется свернуть направо, после моста через реку «Волхов», по указателю.

Далее пойдёт уже не Мурманское шоссе, но вполне приличная дорога А114 через Иссад, Чемихино и Горелуху. Приблизительно через 85 километров от Мурманского шоссе необходимо будет свернуть на развилке, направо по указателю на Тихвин. Через 10 километров вы будете на месте.

Другие маршруты

Выехав на Тихвин из Санкт-Петербурга, двигаясь по Мурманскому шоссе, нужно проехать около 100 км. Если от «Мурманки» свернуть до моста, можно сделать крюк в несколько километров и посетить Старую Ладогу с её восхитительными достопримечательностями. Проехав ещё несколько километров, можно доехать до замечательного города Волхов.

Если вам интересны подобные путешествия, предлагаем рассмотреть и выбрать маршруты-прогулки по Петербургу, его пригородам и Ленобласти. У нас их много, гуляйте с нами, это очень зрелищно и познавательно.

Современное состояние

С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которую возглавляла Л. Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса).

10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся первый молебен. Молебен служил иерей Сергий Ремизов.

25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Фёдорова).

29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Фёдорова) возведена в игуменское достоинство.

На начало восстановительных работ в монастыре здания на его территории не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствии отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена.

С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение.

В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание (в том числе в рамках проекта «Тихвин. Прикоснись к святыне»).

Тихвинский Введенский женский монастырь

Основан по указу Ивана Грозного в 1560  году на правом берегу реки Тихвинки. Руководил строительными работами новгородский мастер Фёдор Дмитриевич Сырков.

В конце XVI века в Тихвин приехала четвёртая жена Ивана Грозного Анна Алексеевна Колтовская, постриженная в монахини в Горицах под именем Дарьи. Дарья стала настоятельницей Введенского монастыря, что обусловило его быстрое развитие: правительство выделило в собственность обители земли и деревни с крестьянами. Появление Дарьи повысило статус Тихвина, власти мужского монастыря и местные дворяне очень ценили новое знакомство с бывшей царицей.

В 1613 году в ходе боевых действий на территории Тихвина монастырь был сожжён. После изгнания интервентов монахини вернулись и под руководством Дарьи восстановили обитель. Скончалась царица Дарья в 1626 году и была погребена во Введенском соборе монастыря.

27 марта 1844 году во Введенском соборе крещён  Н. А. Римский-Корсаков — известный русский композитор.

В 1861 году в монастырь поступила выпускница Павловского института Мария Солопова, известная как игуменья Таисия Леушинская, духовная дочь святого Иоанна Кронштадского.

Мария Лохвицкая — поэтесса, известная под именем Мирра Лохвицкая венчалась во Введенском монастыре 23 августа 1892 года с Евгением Жибером.

В 1920-е года монастырь был закрыт, его последняя настоятельница – игуменья Иоанникия (Кожевникова) была репрессирована в 1937 году, и ныне причислена к лику святых.

В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался один из госпиталей. В послевоенные годы на территории обители располагались учебные заведения и склады. Комплекс монастыря постепенно разрушался. В конце 1980-х годов был подготовлен проект комплексной реставрации обители.

Сегодня в монастырском ансамбле сохранились: Введенский собор (постройки 1620 года), трапезная с теплой церковью Рождества  Богородицы (постройки 1645 года), надвратная церковь Святой великомученицы Екатерины и мученицы Августы (постройки 1834-1836 годов, архитектор И. И. Шарлемань), настоятельский и сестринский корпуса, участки кирпичной стены ХIХ века.

В 1998 году во дворе монастыря со стороны алтаря Введенского собора установлен поклонный крест. С 2005 года на многих зданиях архитектурного ансамбля ведутся восстановительные работы под руководством настоятельницы обители – игуменьи Тавифы.

Посмотреть на интерактивной карте

Интересные факты

  • Введенский монастырь стал местом ссылки Аграфены Петровны Волконской (1728 г.), Прасковьи Григорьевны Юсуповой (1730 г.), Евдокии Андреевны Ганнибал.
  • В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
  • 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.

Во время настоятельства игумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла своё послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».

При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.

  • Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии, городскому голове Иосифу Владимировичу Лохвицкому, похороненному около Введенского собора. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.
  • Три издания выдержал рассказ о сновидении послушницы Введенского монастыря Феклы, в котором она попала в загробный мир.

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

Обратите внимание: есть нужда не только в денежных пожертвованиях. Братия также примет в дар различное оборудование, продукты питания и топливо

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Интересные факты

  • В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
  • Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла своё послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».
  • При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
  • 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
  • Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии, городскому голове Иосифу Владимировичу Лохвицкому, похороненному около Введенского собора. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.

История

Основание монастыря

Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря

, с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

Досинодальный период

История монастыря становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыря инокиня-царица Дария — четвёртая супруга Ивана Грозного, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Игуменья Дария «местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре».

Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки (14 сентября 1613 года). По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях «Царицыным». Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила её вотчину под Устюжной.

XVIII век

В 1739—1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители: «В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тёсом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом».

До секуляризационной реформы 1764 года года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.

XIX век — начало XX века

В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи, с капиталом свыше 100 тыс. руб.

В справочнике «Православные Русские обители» 1910 года имеется следующее описание монастыря: Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарьи; над ней горит неугасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, между прочим и духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введён строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители.

Советский период

После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сёстры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора.

В советское время, собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.

В конце 1980-х годов монастырь решили реставрировать: в документах КГИОП Ленинградской области имеются разработки проектных предложений по реставрации архитектурного ансамбля Тихвинского Введенского девичьего монастыря от 1988 года с указанием противоаварийных работ на 1990 года, однако они проведены не были.

Сооружения монастыря

Собор Тихвинской иконы Божией Матери

Каменный храм Тихвинской иконы Божией матери выполнен по проекту архитектора Аникина в 1886 г. Кубовидный храм крестово-купольной конструкции имеет три высоких апсиды. Это монументальное пятиглавое здание, принадлежащее русско-византийскому архитектурному стилю. Об этом говорят разбивка стен на прясла, восьмигранные барабаны и прочие элементы. Удлиненные полукруглые трехчастные окна храма – влияние архитектурных традиций классицизма.

Облик собора довольно эклектичен, что было присуще церковной русской архитектуре конца XIX в. Церковь имеет три престола: Всех Святых, Вознесения Господня и центральный чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери.

Церковь священномученика Харлампия

Однопрестольный деревянный храм св. Харлампия выстроен в 2001 г. к приезду в Цивильск предстоятеля РПЦ. Проект выполнен по сохранившимся рисункам бывшего на этом месте старинного здания. Церковь представляет собой прямоугольное в плане строение с апсидой и четырехъярусной колокольней под шатровой крышей.

Часовня

На монастырской территории при входе слева от врат есть часовня под маленьким резным куполом. Когда и во имя какого святого она была освящена, неизвестно. Вместе со стеной и вратами она составляет цельный архитектурный ансамбль.

Настоятельский корпус

Дом игуменьи на территории монастыря является примечательным памятником русского (московского) барокко. Это каменный дом с мезонином на подклети, богато декорированный тесаным кирпичом. Он выполнен в духе древнерусских палат. По верхней части фасада идут пояса: в три ряда поребрики и в один — городки. По углам – декоративные лопатки.

Святые врата

Монастырь обнесен кирпичной стеной с массивными круглыми башнями по углам. Святые врата с кирпичным узорочьем и изящным куполом ведут прямо к западному фасаду — величественному порталу храма Тихвинской иконы Божьей Матери, украшенному изящным ризалитом.

Здания и сооружения монастыря

  • Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
  • Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
  • Игуменский корпус
  • Монашеский корпус («Леушинский»)
  • Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector