Воскресенский горицкий монастырь

Современный облик

Монастырские строения

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Николая Чудотворца (XVII—XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения;
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма);
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел;
  • крепостные стены и башни (XVII—XVIII века), ныне хранилища.

Архитектура монастыря

Проездные ворота

Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ.

Палата привратника

К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен.

Трапезная палата

Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды.

Звонница

Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

В Горицком монастыре размещен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей с шикарной коллекцией икон, церковной утвари, мебели; полотнами Шишкина, Бенуа; библиотекой и собранием деревянной скульптуры.

Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4.

Примечания

  1. ↑ Сведения о Горицком женском монастыре. — Кириллов, Вологда, 1994. (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2009.
  2. Раков Э. // Монастырь опальных княгинь. — СПб.: Концепт, 1995. — 72 с.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2009.
  4. . Служба информации Радиостанции «Трансмит» (24 октября 2007). Дата обращения: 6 июня 2009.
  5. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2009.
  6. Горицкий монастырь // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  7. Демкин А. Могила княгини Дарьи Михайловны Меншиковой в селе Верхний Услон // История Петербурга. — № 2 (60). — 2011.
  8. .
  9. Сестры Горицкого монастыря записали и сохранили устное повествование архимандрита Феофана о старце Клеопе Покровском.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июля 2012.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2009.
  12. Здравомыслов К. Я. Панфилия или Памфилия (Коротнева) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  13. РГИА. Ф.796. Оп.92. Д.769.

Успенский монастырь на «горице»

Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском был основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите (1288 – 1340 гг.).

Горицкий Успенский монастырь

Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности — «горице». В XV веке насельником монастыря, а впоследствии и игуменом (с 1470 до 1500 года), был Даниил Переславский (? – 1540 гг.), в 1508 году перешедший в основанный им Троицкий Данилов монастырь.

Монастырская стена Горицкого Успенского монастыря

В средние века Горицкий монастырь владел многочисленными селами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие. Дальнейшая судьба Горицкого монастыря в XVI и XVII столетиях неизвестна.

Колокольня с Богоявленской церковью

В 1744 г. Горицкий Успенский монастырь был упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии. За это время на территории обители был Успенский собор (между 1753-1761 годами); колокольня с церковью Богоявления (1768-1777 гг.); была вновь построена часть ограды с башнями.

Успенский собор Горицкого монастыря

В 1788 году Переславская епархия была упразднена. Бывший монастырь перестал служить архиерейской резиденцией и начал постепенно ветшать. В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817 г.) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (1834 г.).

Всехсвятская церковь Горицкого Успенского монастыря

Древнейшими постройками монастыря, несомненно, существовавшими в XVII веке, являются двое ворот, одни из которых «Святые»; южная ограда с одной башней и церковь всех Святых, почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек.

Вид с колокольни на Святые ворота с надвратной Никольской церковью

«Святые Ворота» с церковью святителя Николы представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год постройки ворот неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

Надгробия на территории Горицкого Успенского монастыря

Еще в середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря

Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Монастырский пруд

Сегодня на территории Горицкого Успенского монастыря располагается Переславль-Залесский музей-заповедник.

Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы

Описание Горицкого Воскресенского монастыря в с. Горицы

Горицкий Воскресенский монастырь — женский православный монастырь в селе Горицы Вологодской области, на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения

Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружной церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерскаго Чудотворца. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Из первых лет Горицкой обители сохранились только имена игумений: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569).

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Полоцкая, жена князя Юрия Иоанновича, родного дяди царя Ивана Васильевича.Рака с мощами Ефросиньи в Горицком монастыре (фотография 1909 года)

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства.Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырых женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольга.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням, многие стали жертвами репрессий.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

Сейчас в монастыре постоянно живут 15 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря — игуменья Евфалия (Лебедева)

Паломнические поездки к Горицкому Воскресенскому монастырю в с. Горицы

  • Поездка из Саратова в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Орехово-Зуево в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Москвы в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Москвы в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Ступино в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Москвы в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Коломны в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Москвы в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Зарайска в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы
  • Поездка из Москвы в Горицкий Воскресенский монастырь в с. Горицы

Основание монастыря

Основан монастырь в середине XVI века княгиней Ефросиньей Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца в 1544 году, именно эту дату и принято считать годом основания монастыря. Тогда же была построена новая тёплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Сохранились имена игумений первых лет Горицкой обители: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569).

История постройки

Сегодня церковный комплекс практически полностью отдан в распоряжение музея. Монахини проживают здесь на небольшом участке, а памятники может свободно посетить каждый турист. Успенский монастырь является самым знаменитым и древним в Переславле-Залесском. Постройки, находящиеся на его территории, создавались в XVII—XIX вв. Самые старинные из них нуждаются в восстановительных работах, но выглядят хорошо.

Точная дата основания исчезла в истории вместе с монастырскими архивами, которые погибли при пожаре 1722 г. Большинство специалистов сходятся во мнении, что церковный комплекс действовал уже в XIV столетии. Своё название он получил от факта расположения на возвышенности («горице»), рядом с озером.

  • Когда монастырь создавался, его достопримечательности были построены из обыкновенного дерева. В 1382 г. войска татаро-монголов полностью разорили город и, соответственно, Горицкий церковный комплекс.
  • Причиной восстановления послужил случай чудесного спасения супруги Дмитрия Донского во время нашествия. Княгиня Евдокия сумела скрыться от преследования на плоту. В честь этого события русский князь пообещал восстановить монастырь за свои деньги и сдержал слово государя.
  • Однако здания, построенные в эпоху Донского, так и не дожили до сегодняшних дней. В память о событии освобождения города сегодня существует традиция крестного хода, который проходит в шестое воскресенье после торжества Пасхи. Братия никогда не покидала монастырь, подвергавшийся набегам, пожарам и ветхости, постоянно отстраивая поврежденные постройки.

    Горицкий монастырь, панорама въездных ворот

  • Мужская обитель также пережила Смутное время, особенно тяжелое для Отечества. Расцвет Горицкого монастыря наступил в конце XVI столетия, когда он имел колоссальный авторитет среди населения, а в его подчинении находилось 5 000 крестьян. В этот период церковный комплекс навещали царские семьи, оставляя здесь величественные дары.
  • В середине XVIII столетия монастырь стал центром Переславской епархии, в подчинении которой было 600 церквей и два десятка монашеских обителей из соседних городов. В этот период он перестал служить домом для монахов и переквалифицировался в резиденцию для архиереев. Главенство Горицкого комплекса над большим количеством храмом продолжалось только 45 лет.
  • Упразднение Успенской епархии произошло в 1788 г., территорию поделили между соседними церковными резиденциями. В XIX столетии внутри стен бывшего Горицкого монастыря устроили духовное училище, а к началу XX века здесь воцарилось запустение и окончательный упадок (пруд позеленел, валялся мусор, строения стали ветхими).
  • В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в стране – он был основан в 1919 г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов, проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930 г.
  • Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

На заметку! В стенах Горицкого монастыря принял постриг Дмитрий Прилуцкий, являвшийся сподвижником преподобного Сергия Радонежского. Обряд посвящения в монахи произошел в 1371 г. Здесь же начал свою духовную деятельность святитель Даниил, особенно почитаемый в городе Переславле. В 1508 г. он основал Троицкий монастырь.

Это интересно: Церковь Николая Чудотворца Горицкого Успенского монастыря: читаем по порядку

История

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Это интересно: Церковь Всех Святых Троицкого Данилова монастыря: познавайте с нами

Монастырские храмы и строения

Собор Успения Пресвятой Богородицы возвели между 1753 – 1861 г.г. Его спроектировал архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Массивное четырёхугольное строение окружено крытыми галереями, имеющими широкие окна в форме арок. Здание венчают 5 небольших куполов.

Карта Горицкого успенского монастыря в Переславль-Залесский

В восточной части постройки к ней пристроен полукруглый выступ (апсида) покрытый полукуполом. С каждого его бока возвышается башнеобразный, восьмигранный придел, завершающийся небольшой главкой, которая оснащена световыми барабанами, слуховыми окнами (люкарнами).

Большой колокол весом – 149 пудов 19 фунтов стоит в нише западной стены. Специально для города Переславля-Залесского его отлили на заводе Павла Николаевича Финляндского в 1865 г.

Снаружи здание довольно скромное. Внутри интерьер собора имеет роскошное убранство – панно в стиле барокко, пышную лепнину, живописные фрески. Красоту создавали самые лучшие зодчие Ново-Иерусалимской обители. Бесспорным произведением искусства считается величественный, многоярусный, резной иконостас. Его изготовил известный мастер из Москвы – Яков Жуков.

Он покрыт позолотой, украшен всевозможными фигурными скульптурами, растительными орнаментами, барочными колоннами. Живописцы из Нового Иерусалима рисовали иконы. Храм открыт в тёплый период года. Трёхэтажная Гефсимания была отстроена рядом с собором. Она соединила бы его и церковь Всех Святых. Оставалось только сделать крышу.

Но планы не осуществились, обитель закрыли, строительство прекратилось. Впоследствии Гефсиманское здание разобрали на кирпичи, а из них построили духовное училище. Сохранили только колонну, которая находится в музее.

Самой высокой постройкой обители считается маленькая церковь Богоявления, оснащённая колокольней в четыре яруса. Строительство началось в 1768 г., завершилось – 1777 г.

Сам небольшой храм находится на первом этаже. Здание покрыто возвышающимся куполом, имеющим слуховые окна. Увенчивает его маленькая главка. В верхнем этаже колокольни имеется площадка. С неё отлично просматривается весь город и озеро Плещеево.

Храм Всех Святых возвели во 2-й половине XVII в. вместо каменной постройки XVI в. Квадратное трёхапсидное здание. К нему примыкают трапезные палаты. Оно увенчано пятью маленькими главами.

Позже его перестраивали. Строение пустовало больше 100 лет (1780-е – 1880-е). Отремонтировано в 1883 г. Оно было домовым храмом при духовном училище вплоть до 1918 г.

Святые ворота считаются одними из самых древних строений обители. Они появились в XVII столетии. Их нижний ярус с широкой аркой пышно отделан фигурным кирпичом.

К концу этого же века над воротами надстроили церковь Николая Угодника. Квадратная постройка покрыта четырёхскатной крышей. Поверх неё друг на друге стоят два уменьшающихся восьмигранника венчающихся маленьким куполом. По бокам храма тянутся галереи

Весь ансамбль представляет собой гармоничное соединение московского барокко и узорочного стиля. Храм действующий, передан РПЦ. В нём находится святыня – башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Дар Святейшего Патриарха Константинопольского привезла матушка Ефросинья из греческого города Керкира, что на острове Корфу. Также есть иконы, которые мироточат. Каменное ограждение обители достраивали в XVIII столетии. Оно невысокое, украшено бойницами. Очень искусно выполнены башни, стоящие вдоль стен, выходящих на северную сторону. Функция ограды декоративная.

В XIX веке к трапезным палатам Всехсвятской церкви пристроены Корпуса духовного училища. Там же располагались квартиры преподавателей. Сейчас в здании находится картинная галерея.

Пруд выкопали на территории обители в XVIII в. Неподалёку находится водоём, откуда по трубам поступает вода. Растут фруктовые деревья высаженные сотрудниками музея вдоль берегов в 1925 г.

Одноглавую часовню имени Святого Георгия Победоносца привезли из деревни Фонинское в 1980-х годах. Ещё одну такую же часовню (в честь Покрова), украшенную пятью главами, доставили из д. Старово в 1983 г. Внутри неё расположилась музейная касса. Оба строения деревянные, относятся к XIX веку.

Музею передали в 1963 г. бюст Юрия Долгорукого – основателя города Переславля-Залесского. Его выполнил скульптор С.М.Орлов. Он повторил московский памятник, который стоит на Тверской площади.

Это интересно: Церковь Богоявления Господня Горицкого Успенского монастыря: выкладываем по пунктам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector