5 советов стоицизма для современной жизни

Римский стоицизм

«Сенека» (неизв. авт., II век) Это изображение также называют «Псевдо-Сенека»: исследования показали, что на самом деле это скорее всего портрет поэта Гесиода

Философ и поэт Сенека, живший в начале I века, считается первым в Риме представителем стоиков. Его философия отличалась религиозностью, Логос он считал божеством, которое властвует абсолютно над всем в мире. Идеалом личности для Сенеки, как и для других стоиков, был Сократ, покорно и мужественно принявший свою судьбу и смерть. Кончина самого Сенеки во многом была такой же: по приказу императора Нерона, который опасался его влияния, философ покончил с собой, вскрыв вены.

Эпиктет, основавший в Риме школу последователей стоицизма, считал, что цель философии — понимание того, что в силах человека, а чего он сделать не может и поэтому должен подчиниться судьбе. Внешний мир человеку неподвластен, но зато над внутренним он — полный хозяин. Что же это значит? Человек не может по своему желанию менять события, но может и должен менять свое отношение к ним.

Римский император Марк Аврелий был стоиком позднейшего периода, он внес свои дополнения в философию этой школы. Так, кроме души и тела Марк Аврелий обнаруживает в человеке еще и третье начало — разум. Его он считает главенствующим, так как разум создает импульсы, двигающие человеческую жизнь по тому или иному пути. Наивысшее состояние, которого может достичь разум, — это мудрое бесстрастие, идеал стоиков.

Поделиться ссылкой

Принципы учения

Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.

Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.

Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.

Учение стоиков базируется на трех науках:

  • Физике;
  • Этике;
  • Логике.

Рассмотрим подробнее каждую науку в отдельности.

Физика

Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:

  • человеческого тела;
  • богов;
  • пределов;
  • пространства;
  • пустоты;
  • начала.

Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.

Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.

Логика

Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.

Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:

  1. Субстанции – сущность из которой все формируется.
  2. Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей
  3. Состояния – переменные свойства вещей
  4. Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.

Этика

В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.

Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма, как философского течения:

  1. Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом).
  2. Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло.
  3. Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир.
  4. Добродетель – познание о добре и зле.
  5. Государственные законы принимаются, когда служат добродетели.
  6. Игнорирование законов, призванных служить злу.
  7. Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро.
  8. Стремление к прекрасному в мыслях и поступках.
  9. Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию.
  10. Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.

Стоики придерживались двух основных принципов:

  1. Материального, как основы.
  2. Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.

Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.

4 основных достоинства стоицизма

Вместо того, чтобы представить себе идеальное общество, стоики видят мир таким, какой он есть, и стремятся к самосовершенствованию через четыре кардинальных достоинства:

  1. Практическая мудрость: умение ориентироваться в сложных ситуациях логичным, информированным и спокойным образом;
  2. Умеренность: проявление самоконтроля и умеренности во всех аспектах жизни;
  3. Справедливость: справедливое отношение к другим, даже если они поступили неправильно;
  4. Смелость: не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и перед лицом ежедневных трудностей с ясностью и порядочностью.

Если стоицизм сосредоточен на личностном улучшении, это не эгоцентрическая философия.

В то время, когда римские законы считают рабов собственностью, Сенека призывает к гуманному обращению и подчеркивает, что все мы живем в одном и том же человечестве.

Стоицизм также не поощряет пассивность. Идея состоит в том, что только люди, которые взращивают добродетели и самообладание, могут вносить позитивные изменения в других.

Для стоиков важно трансформировать эмоции, чтобы достичь внутреннего спокойствия. Эмоции — это человеческие инстинктивные реакции на определенные ситуации

Их нельзя избежать. Но разум может отвлечься от необузданных эмоций и посмотреть, уместны ли они.

Стоики отличают инстинктивную реакцию от чувств, вытекающих из правильного суждения. Цель состоит в том, чтобы достичь душевного спокойствия в результате ясного суждения.

Основополагающие элементы стоицизма

Для лучшего понимания сути необходимо знать, на чем основывается философское учение под названием стоицизм. Нужно помнить, что в древности люди излагали свои мысли немного не так, как это принято делать в современном обществе. Суждения были ярко окрашены с точки зрения эмоциональной составляющей. Именно поэтому основополагающие элементы учения этой философской школы следует изучить более внимательно, прежде чем станет понятен общий смысл учения. Теория стоицизма, которая была создана в виде мысли и стала частью философии с подачи Зенона, разделялась на 3 составляющие и дополняющие друг друга части:

  1. Логика.
  2. Этика.
  3. Физика.

Каждый элемент достоин особого рассмотрения, так как в нем закладывается частичка мировоззрения, встраивающегося в общую концепцию взглядов и размышлений.

Логика у тех, кто придерживается стоицизма, представляет собой исключительно теоретическое учение. Оно построено на предположениях, но каждое из них должно быть правильным. Особенностью является тот факт, что каждое предположение противоречит правильности предыдущего суждения, что дает человеку возможность самостоятельно прийти к верной для него мысли. Это составляющее учения позволяет изменить материальное состояние души. В результате можно выстроить некий внутренний и внешний диалог, в ходе которого человек найдет для себя верный путь и найдет ответ на поставленный перед собой вопрос. На этом этапе представления формируются, исходя из 4 составляющих:

  • Субстанции, как некой составляющей, из которой все формируется.
  • Качества, как неотъемлемой части любой вещи.
  • Состояния, как переменной, свойственной вещам.
  • Отношения, элемента, который указывает, что все вещи связаны друг с другом.

Основным здесь является логический вывод, который позволяет найти правильный ответ на поставленный вопрос.

Этика в стоицизме представляет собой не просто набор привычных всем убеждений и утверждений. Рассуждения приверженцев этого философского течения основываются на чувстве долга. Образ жизни выстраивается так, чтобы в нем постоянно присутствовали практика и обучение, связанные с логическими вопросами и умозаключениями. В основе лежит заключение, что любое внешнее событие или явление носит нейтральный оттенок, не являясь по своей сути ни добром, ни злом. Этика в этом случае учит людей хладнокровию, которое должно возникать перед лицом жизненных взлетов и падений.

Физика с точки зрения стоицизма – это углубление в научные сведения, позволяющее увидеть истинную сущность мироздания. Здесь научный подход объединяется с божественным началом. Живое состояние, непрерывное течение, способное созидать нечто – все это находит место в стоицизме. Приверженцы этого учения предполагают, что все процессы, происходящие в мире, контролируются и управляются, руководствуясь законам высшего Разума. В этом случае физика подразделяется на несколько групп, связанных с направлениями человеческой деятельности. Включает в себя такие направления, как изучение богов и божественного начала, пределов и пространства, пустоты и начала.

Если рассматривать существование через призму учения, то основным его признаком станет способность действовать или бездействовать. Это указывает, что у души есть физическая оболочка – тело и, следовательно, человек является живым.

Вселенная рассматривается, как живое существо, органическое целое, взаимодействующее и развивающееся, так как все части его согласованы между собой. Предполагается, что материя находится в неподвижном состоянии, но подразделяется на физическую субстанцию, способную к видоизменению и совершенствованию и божественный разум, которому отводится роль контролера над всем происходящим. Приверженцы стоицизма воспринимают мир цельным, но не отрицают, что все в природе способно двигаться и изменяться.

Суть стоицизма

Философское учение школы стоицизма было разделено Диогеном Лаэртским на три составляющие. Согласно Э. Целлеру, такой способ деления был заимствован стоиками у платоников. Философия сравнивалась с фруктовым садом, где логика — это ограда, физика — растущее дерево, а тика — это плоды. Еще было распространено сравнение системы классификации с животным и яйцом. В случае с животным: логика — это кости, мясо — это физика, а этика — это душа животного. в случае с яйцом: логика — скорлупа, физика — белок, этика — желток.

Логика

Логика стоиков подразделялась на риторику и диалектику. Логика постулировала идеи теории познания и утверждала на первый план доказательства, умозаключения и представления. У стоиков одной из основных концептуальных категорий теории познания является материя. Античные стоики считали материальной даже душу человека, утверждая, что восприятие оставляет на ней след словно на воске.

Физика

Философы стоики полагали, что первоначалом живого мира, находящегося в вечном движении является закон или логос. Согласно стоикам жизнь человека являет из себя проецированное бытие этого самого логоса. Препятствовала же пути возникновению гармонии со своей судьбой по мнению стоиков лишь страсть. Невозмутимость мудрого человека составляла идеал стоицизма. Древнегреческие стоики так же утверждают, что материя, обуславливающая собой все существующее в мире дает вещам в различии своем лишь степень тонкости или грубости ее. Силу стоики не принимали за что-то нематериальное либо же отвлеченное, метафизическое , наоборот говоря, что она просто тоньше, нежели все остальное, когда либо существующее из материи. За подобную силу правящую всем существующим, за тонкую материю стоики принимали Бога. Вся материя – это лишь определенный прототип вечно изменяющейся божественной силы. Теология стоиков ставит в центр логос. Материя связана с логосом. Всеобщая взаимная связь сущего с сущим принимается как «осмысленный порядок», который реализуется волей логоса. Этот порядок называется роком.

Этика

Этика стоиков очень близка по своей сути к этическому учению киников. Единственное отличие — стоики не принимали презрения киников к культуре. Этика стоиков утверждала, что все равны перед единым космосом и мировым законом. Все нравственные деяния, по стоикам, являют собой самосохранение, самоутверждение, что в свою очередь является значимым благом.

Суть и цели стоицизма

Разбирая особенности философского направления, необходимо понять, в чем заключается ее суть. Согласно имеющимся сведениям, представители учения придерживаются взглядов, что мир является непредсказуемым. В рамках учения человеческая жизнь – миг, который необходимо провести с пользой. Философский взгляд призывает людей проявлять стойкость и силу, уметь контролировать себя, свои чувства, эмоции, порывы и желания. Согласно ему, источник неудовлетворенности, которую испытывает человек, кроется в импульсивной зависимости от спонтанных эмоций и чувств. Если же полагаться в жизни в большей степени на логику, то многих проблем и неприятных явлений удастся избежать. Учение отличается от многих философский течений тем, что его главная суть – действие, а не простые разговоры и размышления. Стоицизм призван помочь человеку преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать на положительные составляющие его жизни.

Цель учения – освобождение от любых мучений и страданий, поскольку они разрушают человека. Необходимо стремиться к разуму и логическим заключениям, чтобы понять всю суть происходящего. Суждения должны выстраиваться по принципу объективности. Не допускается любая эмоциональная окраска.

Стоики считают, что когда человек станет  спокойным, только тогда он сможет в полной мере познать, что же собой представляет причина, ставшая основой для возникновения всех вещей. Философы рассматривают негатив или зло, как результат невежества. Если человек не может или не хочет осознать, что его разум является универсальным, то над ним верх возьмут злые эмоции. Если возникает желание (или необходимость)разрешить проблему, связанную со злым и негативным составляющим в жизни, то достижение желаемого происходит за счет изучения собственных суждений, поступков и поведения. Это позволяет определить, где личность могла отклониться от универсальности и стать подвластной негативному составляющему. По мнению философов – жить в согласии с природой нужно всецело. Это означает, что сущность природы, разума и человека едина.

Хорошая жизнь — это добродетельная жизнь

Пару лет назад я написал чрезвычайно длинную статью, в которой объяснил, почему ценить такие высоко абстрактные принципы, как честность, порядочность, мужество и т.д. — или то, что древние называли бы “добродетелью” — было, с психологической точки зрения, возможно, самым здоровым делом, которое мы можем сделать, как для себя, так и для наших отношений и общества.

Здесь я не буду пытаться подытожить аргументы. Вместо этого идите и прочтите, если хотите понять больше.

4. Материализм — то, что реально, можно рассчитать и измерить

Теперь мы ввязываемся в философские сорняки.

Одно из основных убеждений Платона заключалось в том, что физический мир является лишь несовершенным отражением более глубокой, метафизической сферы идей. Позднее идеи Платона были переняты в христианские представления о перманентной “душе” и представления о духах.

Стоики и эпикурейцы, как известно, придерживались иного такта. Они верили, что ничего не существует, кроме того, что мы можем видеть и переживать сами. Как только ты умрешь, ты станешь гребаным крысиным мясом, брат. Нет ни души, ни рая, ни мира духов, чтобы спасти тебя.

За эти верования раннехристианская церковь впала бы в ярость и сожгла бы тысячи книг, библиотек и людей. В то время как верования Платона о параллельном мире идей и души были интегрированы в христианское богословие и сохранены, стоические и эпикурейские идеи заняли бы более 1500 лет, чтобы быть заново открытыми, часто случайно.

В конце концов, эти материалистические идеи действительно вернулись в Европу в XV веке, где вскоре были поглощены голодными умами Реформации. Затем эти тексты распространялись и вскоре вдохновляли на научную революцию и Просвещение. Тогда все жили долго и счастливо.

5. Мементо Мори

Наконец, стоики увлеклись практикой, которую они называли Мементо Мори, или “Помни, что ты умрёшь”. Хотя это звучит темно, есть реальное практическое применение в размышлениях о собственной смерти.

Как я писал в своей книге, размышления о своей смерти заставляют вас задуматься о том, что действительно важно в вашей жизни. Только вообразив, что вы не живы, вы можете правильно расставить приоритеты во всем, что вы делаете, находясь в живых

Это еще одна идея, которая проявляется в ряде традиционных религий. Впервые я познакомился с этой идеей в Тибетской Книге Живых и Умирающих, где медитация описывается как средство подготовки к смерти. Но это идея, которая нашла свой путь в современное время от таких философов, как Ницше и Камю, до таких лидеров бизнеса, как Стив Джобс.

Главные представители школы стоиков

Двумя главными школами эллинистической философии были стоицизм и эпикурейство. Философская система стоиков возникла в конце IV в. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет, до VI в. н. э. Основателем школы стоиков был Зенон из Китиона, полугреческой, полуфиникийской колонии на Кипре. Время его жизни – ок. 333 – 262 гг. до н. э. Сын купца и сам купец, Зенон разорился вследствие кораблекрушения и поселился в Афинах. Учился сначала у киника Кратеса, затем у Стильпона и Ксенократа. Около 300 г. до н. э. Зенон основал школу, находившуюся в Расписной стое – портике, украшенном фресками Полигнота. От названия группы поэтов, прежде него облюбовавших это место и прозванных «стоиками», Зенон и его ученики унаследовали своё философское имя.

Зенон Китийский, основатель школы стоиков

По разным данным, Зенон Стоик прожил от 72 до 98 лет. Рассказывают, что умер онтак: уходя с занятий, «он споткнулся и сломал себе палец; тут же постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы» (несохранившегося стихотворения поэта Тимофея):

Иду, иду я: зачем зовешь?

– и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэрций. VII, 28). По другим данным, он умер, воздерживаясь от пищи.

Диоген Лаэрций приписывает Зенону Стоику книги: «Государство», написанную в духе кинической философии, а также «О жизни согласно природе», «О порыве или человеческой природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О целом», «О знаках» и др. От них сохранились лишь отдельные фрагменты (см.: Фрагменты древних стоиков I, с. 71 – 72).

Преемник Зенона – стоик Клеанф (ок. 330 – 232 г.) – бывший кулачный боец, малооригинальный философ, довольно строго придерживавшийся мнений учителя. Он пришел в Афины, имея только 4 драхмы, сблизился с Зеноном и стал его учеником, зарабатывая на жизнь тяжким трудом поденщика. «По ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом… Говорят, что однажды Антигон (Антигон II Гонат, царь Македонии в 283 – 240 гг. до н. э. и ученик Зенона), оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот ответил: «Разве я только воду ношу? Разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?»» (Диоген Лаэрций. VII, 168, 169). Клеанф оставил философские книги: «О времени», «О физике Зенона», «Толкования к Гераклиту», «О чувстве», «О надлежащем», «О науке», «О том, что добродетель одна для мужчин и для женщин», «Об удовольствии», «О свойствах», «О неразрешимых вопросах», «О диалектике» и др. (см.: Фрагменты древних стоиков I, с, 137 – 139, где указаны 57 трудов Клеанфа). Умер этот философ в преклонном возрасте, воздерживаясь от пищи.

Третьим крупнейшим философом Древней Стои и преемником Клеанфа был Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277 – 208/205 гг.). По преданию, он был сначала атлетом (бегуном). Написал 705 книг, из которых свыше 300 по логике. «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они занимались бы ею по Хрисиппу» (Диоген Лаэрций. VII, 180), а место его в стоической школе описывалось так: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои». До нас дошли фрагменты 66 его книг (см.: Фрагменты древних стоиков III, с. 194 – 205). Умер Хрисипп, в отличие от предшественников, естественной смертью. Выпив неразбавленного вина, он почувствовал себя дурно и на пятый день умер. «Впрочем, иные говорят, будто умер он в припадке хохота: увидев, что осел сожрал его смоквы, он крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух» (Диоген Лаэрций. VII, 185).

Стоик Хрисипп. Бюст ок. 200 г. до Р. Х.

К философам Древней Стои принадлежали также ученики Зенона – Аристон из Хиоса, Герилл, Персей и др.; ученик Зенона и Клеанфа – Сфер из Боспора. Из последователей Хрисиппа назовем Диогена из Селевкии в Вавилонии и Антипатра из Тарса. Они известны как первые учителя стоицизма в Риме.

Принципы стоицизма сегодня

Сегодня, под определением стоиков понимают негативный смысл. Это люди, которые скрывают чувства. Концепция учения в строгости, но основной смысл не только в ней. Три принципа мыслителей того времени, помогут получать радость и стать счастливым:

  1. Благодарность. Суть человеческих страданий в неумении благодарить за то, что есть. Психологи советуют представлять желаемое, вжиться в роль, чтобы получить желаемое.Стоики, пользовались обратным способом. Логичность метода в том, что стоики представляли как теряют то, что есть и испытывали благодарность за то, что этого не случилось.
  2. «Черный» юмор. На оскорбления принято отвечать оскорблением. Стоики бы посмеялись над собственной личностью, показывая собеседнику отсутствие власти над собой.
  3. Сосредоточение времени и энергии на том, что ее представители в силах изменить. Ставя цели, стоик не имеет привязки к результату, он сосредотачивается на процессе.

Стоицизм в философии – наука строгости и долга, давшая начало другим наукам. Она учит, что вся Вселенная – живая и у каждой клетки есть место и предназначение.

Философия Стоицизма

В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.

Основные идеи

Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:

  1. Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
  2. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
  3. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
  4. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
  5. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
  6. Применение логического подхода к жизни.
  7. Следование голосу совести и разума.
  8. Воспитание терпимости и любви к окружающим.
  9. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
  10. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.

Так, во время расцвета Римской империи любому человеку было похвально относить себя к стоикам и соответствовать нравственному облику патриота, законопослушного гражданина. В период становления «Малой стои», когда императоры уже получили неограниченную власть, на первый план вышла тема свободы каждой отдельной личности, так как царившие в то время произвол и тирания уже мало кого устраивали.

Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.

Периодизация учения

За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:

Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э

Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв

до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.

Менять отношение к происходящему

Обижает не тот, кто бранится или бьет, но мнение об этих вещах, будто бы они причиняют обиду. Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся не дать увлечь себя собственным представлениям.

По мнению Эпиктета, не люди и не обстоятельства становятся причиной раздражения, а наше отношение к ним. Изменив его, мы начинаем частично контролировать ситуацию. Эмоции — это результат наших суждений, в то время как сами вещи нейтральны, именно мы присуждаем им ту или иную характеристику. Они становятся «плохими» или «хорошими» только после того, как мы о них подумали тем или иным образом.

. Согласно ей, психические расстройства вызваны нецелесообразными мыслями человека. , американский психолог и когнитивный терапевт, в юности читал стоиков и в своих научных изысканиях опирался на изречение Сенеки о том, что нас беспокоят не сами вещи, а мысли о них. Что, по мнению психотерапевта , и есть «когнитивная модель эмоций», которая включает в себя два компонента — физиологическое возбуждение и интерпретацию этого возбуждения.

Развитие Древнего стоицизма

Во времена, когда стоицизм лишь зарождался в Греции, он имел больше теоретический характер, чем практический. Все приверженцы, являющиеся последователями данной философии, в том числе и сам основатель этой школы, трудились над разработкой теории, письменной основы своего течения. Как сегодня мы можем заметить, у них это получилось. Появилась в разделе «физика» определенная материальная база, конкретные логические выводы, а также итоги, названные определением «этика». Как считали мудрецы в Древней Греции, смысл стоицизма состоит именно в споре, что наглядно доказывают выводы, являющиеся логическими. Наверное, именно стоики авторы крылатой фразы «истина рождается в споре».

Учение

В своей философии стоики придерживались доктрины высшего разума

Прежде всего, они проявляли внимание к практическому использованию интеллекта, относительно которого в целом они занимали весьма критическую позицию

Один из представителей греческого скептицизма говорил, что стоики признавали истинным не всё то, что они переживают и представляют, а лишь часть от всего этого.

Истина для них не принадлежит к внешним проявлениям, но и не считается продуктом мыслительной деятельности. Она находится где-то посередине: это, скорее, – результат интеллектуальной оценки явления или объекта. И этот процесс требует мыслительного напряжения, а оно, по мнению стоиков, доступно не всякому, а лишь избранным: мудрецам.

Помнить о бренности вещей

В каждом из предметов, очаровывающих душу, приносящих пользу и призывающих к себе любовь, помни говорить себе, каков он, начав с предметов незначительных. Я люблю горшок. Ведь если он разобьется, это не приведет тебя в смятение.л

Стоики призывали напоминать себе о бренности вещей, а также о том, что люди смертны — это понимание помогает больше ценить то, что у нас есть. Массимо Пильюччи приводит следующий пример из собственной жизни: потеряв отца, он узнал о тяжелой болезни матери. «Мне не становилось легче. Стоицизм не волшебная палочка. Однако я старался присутствовать в моменте hic et nunc. Эпиктет призывает не к равнодушию, а, наоборот, к тому, чтобы заботиться о том, что дорого нам», — утверждает писатель.

Периодизация

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Схолархи Древней Стои:

  • Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) основал школу в Афинах в 322 г. до н. э.
  • Клеанф (? — ок. 232 г. до н. э.)
  • Хрисипп из Сол (281/277 — 208/205 гг. до н. э.).
  • Зенон Тарсский
  • Диоген Вавилонский в 155 г. до н. э. во главе посольства отправился в Рим и ознакомил римлян с идеями стоицизма.
  • Антипатр из Тарса

Также к Древней Стое относились Персей Китийский, Аристон, Герилл, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Аполлодор из Селевкии, и др.

Стоицизм стал основной популярной философией среди образованной элиты в эллинистическом мире и Римской империи до такой степени, что, по словам Гилберта Марри, «почти все преемники Александра исповедовали себя стоиками».

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135—51 гг. до н. э.). Они развивали стоицизм в Риме, тогда как Архедем из Тарса распространил это учение в парфянский Вавилон. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Музоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.

Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского.

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.

Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).

Заключение по теме

Идеи античных философов, придерживающихся взглядов стоицизма, пользуются популярностью и в современном мире. По мнению мудрецов и тех, кто разделяет их взгляды, жизнь нужно прожить ярко, так, чтобы это было лучшим из всех возможных решений. В основе мировоззрения лежит мысль о спокойствии и рассудительности, логичности и последовательности всех действий и поступков, которые должен совершить человек, чтобы не нарушить единства с природой, но добиться поставленной перед собой цели. Мыслители ставят перед собой задачи и последовательно движутся к их решению

Для них важно воспитать в человеке личность свободную и умеющую мыслить, не зависеть от внешних факторов. Духовная сила – одна из основных задач, так как она поможет личности противостоять любой проблеме, которая может возникнуть перед ней в течение жизни

Все действия и поступки должны быть связаны с совестью. Еще одной задачей стоицизма, как науки философской, является воспитание терпимости к вере окружающих. Нужно уважать и любить людей, а не проявлять агрессию и вражду. Для того чтобы жить в гармонии с природой, необходимо уметь посмеяться над собой. Чувство юмора обязательно должно быть развито в личности.

Современное общество привыкло оценивать приверженцев стоицизма, как людей, которые скрывают от окружающих свои истинные мысли и чувства. Если же рассматривать принципы учения, то становится понятно, что мировоззрение строится у них в сочетании трех качеств – благодарности, умению посмеяться над собой и сосредоточении. В результате человек получает возможность видеть положительное в любых вещах и событиях, которые с ним происходят. Это позволяет быть счастливым, представляя, что то, что имеешь, могло бы быть потеряно. По мнению стоиков, лучше всего готовиться к худшему, чтобы потом почувствовать настоящую радость от того, что этого не случилось.

Чувство юмора позволяет не испытывать психологических проблем, связанных с любым негативом. Приверженцы этой философии способны при необходимости посмеяться над собой. Они способны сосредоточится и перераспределить собственное время и энергию, чтобы достичь поставленной цели и что-то изменить в жизни. Главное – процесс, а не результат. Стоицизм в философии представляет собой науку, которая пропагандирует строгость и долг. Приверженцы подобных взглядов указывают на то, что Вселенная является живым организмом, а человек имеет собственное предназначение, способствующее общему развитию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector