«чудо» а.прошкина?

Что случилось с Зоей?

Болезнь, Божья кара, обман… Предположений о случившемся много. Все они чем-то аргументированы, но ни одно из них не доказано.

Столбняк

Самое первое предположение, сделанное ещё в первый день стояния. Сразу же оно было воспринято в штыки, опровергнуто, но последователи у него есть до сих пор. При столбняке лежат, а не стоят. Укол сделать можно. И вирус подхватить Зое было негде. Она же не в поле работала, а на фабрике.

Кататонический ступор

Эта теория является официальной версией. При кататоническом ступоре человек действительно выглядит одревеневшим, молчит, не двигается. Возникает такое расстройство на фоне депрессии и заболеваний нервной системы. Длится кататонический ступор от нескольких дней до многих месяцев. Но от этой болезни чаще всего лечатся уколами, а в случае с Зоей подобное лечение не удавалось. При кататоническом ступоре человека можно сдвинуть или придать ему определённую позу. Но в этом случае ничего подобного сделать не получалось.

Окаменевшая Зоя – городская легенда?

Эта версия одна из самых популярных. Главной её опорой является отсутствие документальных подтверждений Зоиного стояния. Милицейские архивы сгорели в 90-е, большая часть свидетелей уже умерла, дом сгорел. К тому же вряд ли человек способен прожить без пищи и воды так долго.

Божья кара

На фоне других эта версия наиболее состоятельна, особенно с религиозной точки зрения. В начале января у христиан пост. Как известно, во время поста надо не праздники устраивать, а молиться и каяться. Уже грех. Затем неверие в Бога. Ещё более тяжкий грех. То есть Зоя совершила два греха за очень короткий срок.

И была наказана за насмешку над святым, с иконой которого она танцевала. Это объясняет и ночные крики. Старичок – действительно Николай Угодник, пришедший простить раскаявшуюся девушку. Невозможность сделать укол и отсутствие в течение стояния пищи и воды тоже объясняется Божьим промыслом.

Статью прочитали 5 502

«Стояние Зои» или размер имеет значение

Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно

Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.

Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной
из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте
туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы
танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати
– и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на
таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно,
они не ламбаду танцуют…

Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной

В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба. В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…

Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века

Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.

До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.

Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления

Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН.  Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.

В культуре

Экранизации

По мотивам этой истории в 2000 году самарская студия «35 мм» сняла двадцатиминутный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.

В 2009 году вышел художественный фильм «Чудо», снятый режиссёром Александром Прошкиным по мотивам истории «стояние Зои». Сценарий к фильму написал Юрий Арабов. В фильме снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.

В 2015 году снят трёхсерийный телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева «Стояние Зои» (режиссёр Алла Коровкина, исполнители главных ролей — актёры самарских театров Анастасия Ермилина, Юрий Машкин, Михаил Акаемов.

В художественной литературе

В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».

В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое «достовернее любого факта».

В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.

В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.

Поэтесса Елена Каморина в 2017 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.

В скульптуре

В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установке памятного знака в честь самарского чуда рядом с домом № 84 по улице Чкалова.

В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои».

Внешние изображения

22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалёку дому № 84 на улице Чкалова. В проповеди митрополит Сергий сказал:

Как спасли Зою?

Фото: Pravoslavie.ru

Врачи обследовали девушку, но ничего не могли сделать, такого случая не было описано в медицине.

Пригласили священников, но и они не могли ничем помочь, даже извлечь лик Николая Чудотворца из ее рук.

Наконец, имеются сведения о том, что на Рождество к Зое в дом пригласили белгородского старца архимандрита Серафима (Тяпочкина), который только что вернулся из страшной ссылки, в которой его здоровье было страшно подорвано. Серафим горячими молитвами обратился к Господу, освятил комнату и смог взять икону из рук Зои. После этого он сказал, что нужно будет ждать знамения на Пасху.

Фото: Pravoslavie.ru

Старец никогда и никому не рассказывал в подробностях, что произошло в доме, когда он там находился. Икону, которую он принял из ее рук, поместили в храм, но когда к ней потянулись паломники, то, по требованию властей, убрали в алтарь. А Зоя, тем временем, продолжала стоять до самого Благовещения. В этот день мимо охраны, которая никого не пускала в дом, прошел старичок очень благообразного вида. Он стал разговаривать с Зоей. Люди слышали, что он спрашивал у нее, не устала ли она стоять.

Фото: Pravoslavie.ru

Когда этого старичка решили вывести из дома, то там его не оказалось. Считают, что к Зое приходил сам Святой Николай.

Стояние Зои продолжалось до самой Пасхи, как и предсказал старец Серафим. Перед Воскресением ночью Зоя кричала:

После Пасхи, то есть спустя 4 месяца от начала стояния, Зоя начала оживать. Ее мускулатура стала расслабляться, ее уложили в постель. Но и после этого девушка постоянно взывала к людям, чтобы они молились, спасались и говорила, что мир гибнет в грехах.

Фото: Pravoslavie.ru

Через несколько дней после того, как Зоя ожила, она была вывезена на лечение в неизвестном направлении. С тех пор о девушке никто ничего не слышал.

Официальных заявлений по данному поводу со стороны православной Церкви не было. Дом Зои в настоящее время почти разрушен, никаких мер по его сохранению не предпринимается.

Поэтому ответить с полной уверенностью – было стояние Зои, или не было, очень сложно. Но то, что есть свидетельства очевидцев и история вышли далеко за пределы Куйбышева, это совершенно очевидно. А значит, каждый должен извлечь из нее урок и сделать правильные выводы.

Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время

В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.

Интересный фактСтараниями Самарской епархии и городского совета напротив дома был установлен памятник Николаю Чудотворцу. В левой руке святитель держит Евангелие, а правой благословляет. На каменном подножии выбита надпись: «Явление Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца на месте чудесного события стояния Зои в январе 1956 года». Ежегодно у этого памятника совершаются молебны, по установившейся традиции – 22 мая, в день перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.

Нет сомнений, что для многих жителей Самары и богомольцев, приезжающих в город поклониться Николаю Чудотворцу, «зоино стояние» — подлинный факт.

Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

В храме Иоанна-воина на окраине Самары есть большая житийная икона Николая Чудотворца. По краям ее расположены клейма (дополнительные изображения), повествующие о чудесах святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду «стояния Зои». Здесь и милиционер при алых погонах, и комсомольцы в атласных рубашках, бабушки в косынках, гармонист и сама Зоя, стоящая посреди адского пламени в красных туфлях. Последнее клеймо изображает девушку, склонившую покрытую голову перед Святителем Николаем, который, словно пришел спросить ее: «Ну что, устала стоять? На Пасху оживешь».

Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

О «зоином стоянии» снято несколько документальных фильмов и два художественных, написаны десятки статей и книги, претендующие на полноту и объективность исторического исследования. Эта история до сих пор будоражит пытливые умы, и раз за разом предпринимаются попытки распутать клубок из сплетен и слухов, докопаться до истины.

Сомнению подвергается каждый участник тех памятных событий, каждый факт, каждое свидетельство… Единственным и неизменным остается только одно: огромные толпы горожан, собиравшихся под окнами «окаменевшей» девушки и милицейское оцепление. Делать заключения об истинности события — пожалуй, личное дело каждого.

Литература[ | ]

  • Петров, Н. В. Каменная Зоя : слух, легенда, история // Механизмы культурной памяти : от фольклора до медиа : Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 27—29 ноября 2014 г. : / Сост.: О. Б. Христофорова, Д. И. Антонов, М. В. Ахметова, Н. В. Петров. — М. : РАНХиГС, 2014. — С. 103–109. — 149 с. — ББК 82.3(2Рос=Рус)я43. — УДК 821(G).
  • О жанре сказа в поэзии Е. Камориной / Иванова Е. В. (к. филолог. н.) // Литература Древней Руси : Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и её традиции в литературе Нового времени» : сб. статей. — М. : МПГУ, 2020. — С. 467−471. — 500 экз. — ISBN 978-5-4263-0709-4.
  • Фольклорные мотивы в поэзии Е. Камориной / Иванова Е. В. (к. филолог. н.) // Семантика народной культуры в литературе : Материалы международной научно-практической конференции, 15-16 марта 2020 г. : сб. статей / Под науч. ред. Л. А. Трубиной, Е. Г. Чернышевой, Д. В. Абашевой; сост. Е. М. Жабина. — М. : МПГУ, 2020. — С. 79−81. — 168 с. — ББК 82.3-004.7:83.3я431. — УДК 821.161.1(G). — ISBN 978-5-4263-0691-2.
  • Хун У. Содом и Гоморра в Куйбышеве : трансформация православной легенды : / Ульрике Хун ; Пер. с нем. Евгения Казакова // Неприкосновенный запас : журн. — 2012. — № 6.

Версии

Религиозная версия

Верующие самарцы не сомневаются в том, что чудо действительно произошло. Стояние Зои признано и Самарской епархией: митрополит Самарский и Сызранский Сергий убеждён, что это чудесное свидетельство явления Бога.

Медицинская версия

Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, которую в 2010 году высказала Светлана Кондрашова, психиатр Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Согласно этой версии, девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением.

Впоследствии, в 2021 году, бывший заведующий кафедрой психиатрии Самарского государственного медицинского университета Геннадий Носачёв сообщил корреспонденту «Комсомольской правды», что «история – не легенда, девушка действительно была», и добавил, что он её видел, но «не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице», в которой она затем неоднократно лечилась. По его словам, в данной истории «начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом».

Однако медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась, поскольку в поликлинике, к которой она была прикреплена, случился пожар, а в психиатрической клинике архивы хранятся лишь 25 лет.

Версия, опубликованная в «Московском комсомольце»

По рассказам соседей, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной, которой принадлежал дом № 84.

По словам соседки, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!» — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.
По словам одного жителя Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей».

Версия самарских журналистов

По версии двух самарских журналистов, по совместительству краеведа Валерия Ерофеева и физика Виктора Петрова, дело было примерно так. Девушка Зоя Карнаухова была верующей, о чём открыто говорила друзьям. И когда на гулянке молодёжь начала танцевать, то Зоя вдруг заявила, что современные танцы — это богохульство и за них Господь может наказать, превратив грешников в каменные статуи. Подвыпившая компания стала над Зоей смеяться: если ты не танцуешь, значит, ты сама и окаменела! Эти пьяные шутки слышали две старухи-богомолки, сидевшие тем вечером в гостях у Клавдии Болонкиной в соседней комнате. Они-то и видели Зою, стоявшую посреди комнаты с иконой Николая Чудотворца в руках. Девушка толковала, что танцы и пьянство — это путь в ад.

Когда же бабушки-богомолки уходили домой, им навстречу попалась мать Зои, Мария Даниловна Карнаухова. Старухи и сказали матери, что её дочь только что окаменела и стоит в соседнем доме, после чего удалились. Мария Даниловна испугалась, но тотчас увидела Зою, которая как ни в чем не бывало шла ей навстречу. Мать и дочь посмеялись над странными старухами и пошли домой.

А наутро жители дома № 84 на Чкаловской увидели из окон толпу, собравшуюся посмотреть на окаменевшую девушку. Клавдия Болонкина рассказывала любопытным о «чуде». Оказывается, перед этим и она сама, и кто-то из её знакомых женщин по очереди изображали «окаменевшую отроковицу», силуэт которой с иконой в руках собравшиеся могли наблюдать через задвинутые оконные занавески.

Все это продолжалось до тех пор, пока в дом не явилась милиция. Тогда Болонкина заявила милиционерам, что «окаменевшую Зою» уже забрали и увезли какие-то неизвестные люди в штатском.

Милицейское руководство на всякий случай выставило здесь пост. А когда наконец все разъяснилось, то было уже поздно: слухи об «окаменевшей Зое» достигли таких размеров, что любые попытки властей их опровергнуть воспринимались в народе как «стремление скрыть правду».

О чем гласит эта легенда

Некая девушка по имени Зоя, она же работница трубного завода, гуляла со своими друзьями дома. Они танцевали и веселились. Хотя в Рождественский пост этого делать было не положено. Против этой затеи была и мать нашей героини. У девушки был жених Николай, но он по какой-то причине задерживался, а она все продолжала ждать его. Не выдержав, в порыве злости Зоя схватила икону Николая Чудотворца и начала вместе с ней кружиться в танце. Девушка произнесла следующие слова: «Если нет моего Николая, я тогда потанцую со святым Николаем». Тогда присутствовавшие на вечеринке подруги начали уговаривать ее, чтобы она так не делала, ведь это богохульство. Но в ответ им она лишь только сказала: «Если Бог есть, пусть он меня накажет!»

После этого случилось нечто необъяснимое. В комнате поднялся вихрь, засверкала молния, поднялся страшный шум, и … Зоя в тот же миг застыла, словно статуя. Она была вся ледяная и прижимала к груди икону. Ее ноги словно срослись с полом, и девушку невозможно было сдвинуть с места. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, ее сердце билось. С тех пор не ела и не пила, но продолжала жить Каменная Зоя.

Фильм об этом событии неоднократно был поставлен режиссерами, однако эти картины так и не дали точного объяснения. В них рассказывается, как дежурившие на посту люди слышали, как девушка по ночам кричала: «Мама, молись! В грехах погибаем!» Весть об этом разнеслась по всему городу, и явление получило название «Зоино стояние». Приглашали священников для того, чтобы они читали молитвы. Но святые мужи не могли взять икону из рук Зои. В праздник Рождества в дом пришел отец Серафим и произнес такие слова: «Нужно ждать знамения в Великий день».

Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате.

Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом.

Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.

Позорное чудо

«Зоино стояние» до сих пор относят к разряду церковных преданий. О правдивости истории заявлял и отец Роман Державин, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области. Священник говорил, что об этом случае ему рассказывал отец, что Зоя Карнаухова работала на трубном заводе, что у неё была глубоко верующая мать, которая не разрешала дочери нарушать весельем Рождественский пост, что именно с иконой, принадлежащей матери, кружилась в танце и застыла на месте Зоя. Верующие горожане поддерживали и передавали этот рассказ, к дому на Чкалова ходили паломники.

Власти в пятидесятых неоднократно пытались прекратить распространение слухов. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов дал комментарий для газеты: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и… одеревенела. И пошло, начал собираться народ… Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило… охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев… не было, живёт там старуха».

В городских архивах нет упоминаний о девушке по имени Зоя Карнаухова, как нет и сведений о монахе Серафиме. Дом № 84 по улице Чкалова принадлежал советской гражданке Клавдии Болонкиной.

Историю некоторые знающие люди объясняли ещё так: что, мол, проживала в Куйбышеве одна воцерковленная женщина, её и прозвали в какой-то момент «каменной Зоей», но на самом деле никакого превращения в соляной столп не было.

В ролях[ | ]

  • Мария Бурова — Татьяна Скрыпникова
  • Сергей Маковецкий — Кондрашов, уполномоченный КГБ
  • Константин Хабенский — Николай Артемьев, журналист
  • Полина Кутепова — Наташа, жена Артемьева
  • Александр Потапов — Никита Сергеевич Хрущёв
  • Виктор Шамиров — отец Андрей, священник
  • Виталий Кищенко — Першин, майор милиции
  • Ольга Лапшина — Клавдия Ивановна
  • Зураб Кипшидзе — Альберт Вахтангович
  • Дима Опанасенко — Саша Голубцов
  • Вячеслав Батраков — дядя Антип
  • Наталья Гандзюк — жена отца Андрея
  • Камиль Тукаев — Валериан Григорьевич
  • Владимир Кабалин — столяр
  • Анна Уколова — Галя
  • Тимофей Трибунцев — Пашка
  • Сергей Новиков — архиерей
  • Дарья Румянцева — лже-Татьяна

«Идите, научите все народы»

С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.

Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.

Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.

С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».

Стояние Зои. Окаменевшая Зоя

По дороге в храм Петра и Павла, про который я писал в предыдущей статье про день славянской письменности, можно увидеть ещё одно очень интересное историческое место.

Это место посвящено чуду, которое произошло в новогодние праздники 1955-1956 гг. в частном куйбышевском доме на улице Чкалова (в то время город Самара назывался Куйбышевым).

Сам я живу на этой улице, поэтому нередко хожу мимо этого места. Раньше часто её называли Чкаловской, висят даже вот такие смешные таблички.

А ещё спасибо надо сказать администрации города, которой показалось мало двух названий улицы (по табличкам), они ещё старое название улицы (Оренбургская) добавили. Так что весело здесь живём.))

Ровно два года назад на этом месте поставили памятник Николаю Чудотворцу, а сам дом совсем недавно сгорел.

Так что же произошло в этом доме много лет назад?
Одна девушка, работница крупнейшего куйбышевского трубного завода (ныне завода имени Масленникова, «успешно» разваленного) Зоя Карнаухова, во время новогодних праздников пришла на вечеринку и ожидала там своего парня Николая.

Гости все танцевали по парам, однако Николай задерживался, и ей приходилось сидеть в стороне, пока остальные веселились.

Тогда она сказала всем собравшимся, что если нет моего Николая, то тогда буду танцевать с Николой Угодником. Схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Она не слушала уговоры своих подруг и со словами: «Если есть Бог, то пусть меня накажет», продолжала танцевать.

Вскоре неожиданно поднялся шум, затем всё вокруг раскидало, словно прошла буря, и также неожиданно быстро всё улеглось. А Зоя осталась стоять на том месте, где застала её буря.

Она словно окаменела, её не могли сдвинуть с места, и стала как-будто деревянной, только сердце еле билось, указывая на то, что она жива.

В дом приходили священники и врачи, но никто не смог ничего сделать с Зоей. Ноги словно приклеились к половицам, их невозможно было отнять. Не удавалось медикам сделать уколы, так как иглы гнулись и не входили в тело.

Дом контролировали представители КГБ, охраняли постоянно, посменно милиционеры, так как огромное количество любопытных пыталось воочию увидеть это чудо. Подключили даже конную милицию и перекрыли три квартала.
Однажды пришёл в этот дом иеромонах Серафим, он горячо молился за спасение и прощение Зои, сумел взять из её рук икону Николая Чудотворца, что другим не удавалось и сказал, что стояние закончится в светлый праздник Пасхи.

По ночам, люди, живущие в соседних домах, дежурившие милиционеры слышали, как Зоя причитала и просила молиться и отмаливать грехи, которых у всех стало очень много.

В то время, надо заметить, усилились гонения Никиты Хрущёва на церковь, людям постоянно устраивали агитационные атеистические лекции, на верующих смотрели как на больных ненормальных людей.

В тот год на волне этого события огромное число самарцев пришло в храм, многие крестили своих детей и сами крестились.

А Зоя простояла более четырёх месяцев и в Пасху смогла двигаться. Долго она после этого не прожила и вскоре умерла. В любом случае эта история помогла стать лучше многим людям, повернула их к Вере.

Кстати, моя бабушка, будучи в те времена молодой женщиной, приезжала и слышала от присутствующих нашумевшую историю Анны Федотовой о разговоре с молодым милиционером, который на расспросы правда ли или неправда, что в этом доме с января стоит неподвижно девушка с иконой, снял фуражку и показал свои седые волосы.

Таков был его ответ. КГБ со всех задействованных сотрудников органов и медиков тогда брали подписки о неразглашении этого как они выражались «медицинского явления».

В день памяти святого Николая (Угодника) Мирликийского Чудотворца провели крестный ход с молебном и освящением памятника святого Николая Чудотворца у дома, где было чудо известное как «стояние Зои» или «окаменевшая Зоя». Смотрите видео.

Вот такая яркая история.

Смотрите бесплатный вебинар «Инфобизнес изнутри». Если хотите узнать Как Заработать на Партнёрских Программах и Инфопродуктах,  скачайте бесплатный видеокурс Владислава Челпаченко «Партнёрский маркетинг».

История сюжета

Согласно филологу Н. В. Петрову, сюжет о плясуне-святотатце известен в русском фольклоре как минимум с XIX века, в 1919 и 1956 годах актуализировался в новых фольклорных рассказах. «Зоино стояние» 1956 года оказалось наиболее устойчивой текстуализацией сюжета, поддержанное популярной в церковной среде нарративной схемой о чудесном наказании святотатцев.

Петров полагает, что началом к созданию сюжета послужило какое-то событие, произошедшее в Куйбышеве в начале 1956 года и вызвавшее религиозные волнения в городе, сопровождавшиеся стремлением советских партийных структур разоблачить стояние. Вероятно с середины того же года история окаменевшей плясуньи получила хождение среди носителей фольклорной традиции — как в Куйбышевской (ныне Самарской) области, так и за её пределами. Впоследствии появляется рукопись неизвестного автора, так называемое «Зоино житие», начало его распространения Петров предположительно относит к концу 1950-х годов. Содержание рукописи «местами различается в разных копиях», но Петров отмечает, что «основная фабула везде примерно одинакова: описывается, „неправильное“ поведение девушки, чудо стояния, её оживление». В период с 1960 года наряду с письменными появляются и устные рассказы об окаменении плясунов (танцевавшей с иконой девушки или танцевавшего в церкви человека), не все из которых привязаны к Куйбышеву. По мнению Петрова, эти истории являются «реализацией известной нарративной схемы „наказание за святотатство“: человек нарушает табу, наказывается, затем исцеляется», где мотив наказания конкретизируется в виде паралича.

Многие детали, как считает Петров, были добавлены в сюжет довольно поздно и обрамляют его, а для включения легенды в список православных чудес он «„подгоняется“ под определенные лекала». По мнению Петрова, сюжет детализируется только в конце 1990-х годов, когда поучительный текст о Зоином стоянии переходит из разряда слухов в ранг православной легенды и становится чрезвычайно популярен в православной среде. Рассказ о Зоином стоянии опубликован во многих церковных сборниках наряду с другими свидетельствами о чудесах святых. Петров отмечает, что с 1990—2000-х годов «Зоино стояние» стало «фольклорным брендом» Самары, основанным на «реальных исторических событиях».

Согласно филологу Е. А. Ивановой, в конце 2010-х годов сюжет о девушке, которая пыталась танцевать с иконой в руках и застыла, словно каменная, широко использовался в городском фольклоре.

«Стояние Зои»

История, окутанная слухами, началась в новогоднюю ночь 1956 года в частном деревянном доме на улице Чкалова, в котором жила продавщица разливных напитков Клавдия Болонкина и ее сын Вадим, регулярно попадавший в тюрьму. Работница советской торговли решила отметить возвращение отпрыска из мест заключения грандиозной гулянкой. По словам Филатовой, приехавшей в Куйбышев из Москвы переоформлять дом родственницы и зашедшей на праздник к соседям, в застолье участвовало полтора десятка человек, а на столе стояло дефицитное шампанское.

Дом, где стяла Зоя Карнаухова (кадр из дкументального фильма «Каменная Зоя»)

От новогодней ночи Карнаухова ждала изменений в личной жизни. Недавно девушка познакомилась с парнем по имени Николай и пригласила его на вечеринку к Болонкиным. Но время шло, Коля не приходил. Подвыпившие парочки танцевали и обнимались, и только Зоя грустила в одиночестве. Наконец Карнаухова не выдержала и, схватив икону с Николаем Чудотворцем, произнесла:

Хотя собравшиеся у Болонкиных были комсомольцами, танец с иконой показался им кощунством. «Так нельзя!» — пытались пристыдить молодые куйбышевцы Зою.

По свидетельству Филатовой, в этот момент произошла вспышка света и Зоя окаменела с иконой в руках.

Сколько времени продолжалось оцепенение, точно неизвестно. Филатова, пытавшаяся вывести Карнаухову из ступора, упала в обморок и попала в больницу, остальных свидетелей происшествия сейчас нет в живых. Религиозные деятели полагают случившееся чудом и утверждают, что «стояние Зои», во время которого девушка призывала молиться и каяться в грехах, закончилось на православную Пасху.

Телерепортаж о «стоянии Зои Карнауховой»

Скептики считают, что оцепенение длилось несколько суток, и в качестве его научного объяснения называют кататонический синдром. Дискуссия о том, правдой или вымыслом является «стояние Зои», идет до сих пор.

В пользу версии, что в доме Болонкиных в новогоднюю ночь произошло что-то необъяснимое, говорит то, что квартал был оцеплен конной милицией, а куйбышевский еженедельник спешно напечатал фельетон «Дикий случай», в котором оцепенение Карнауховой высмеивалась как религиозное мракобесие. В XXI веке участникам программы «Битва экстрасенсов» предлагалось определить, о чем говорится в газете, запечатанной в непроницаемый конверт.

В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял о «стоянии Зои» фильм «Чудо». Однако кинематографист перенес место действия из Самары (Куйбышева) в выдуманный город Гречанск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector