65 лет «стоянию зои»: как в самаре девушка окаменела на 128 дней
Содержание:
- Стояние Зои. Окаменевшая Зоя
- Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время
- Правдивые факты в легенде о каменной Зое
- Версии
- «Идите, научите все народы»
- Что случилось с Зоей?
- С чего все началось
- «Стояние Зои» или размер имеет значение
- Арест главного свидетеля
- Вопросы без ответов
- В культуре
- БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА
Стояние Зои. Окаменевшая Зоя
По дороге в храм Петра и Павла, про который я писал в предыдущей статье про день славянской письменности, можно увидеть ещё одно очень интересное историческое место.
Это место посвящено чуду, которое произошло в новогодние праздники 1955-1956 гг. в частном куйбышевском доме на улице Чкалова (в то время город Самара назывался Куйбышевым).
Сам я живу на этой улице, поэтому нередко хожу мимо этого места. Раньше часто её называли Чкаловской, висят даже вот такие смешные таблички.
А ещё спасибо надо сказать администрации города, которой показалось мало двух названий улицы (по табличкам), они ещё старое название улицы (Оренбургская) добавили. Так что весело здесь живём.))
Ровно два года назад на этом месте поставили памятник Николаю Чудотворцу, а сам дом совсем недавно сгорел.
Так что же произошло в этом доме много лет назад?
Одна девушка, работница крупнейшего куйбышевского трубного завода (ныне завода имени Масленникова, «успешно» разваленного) Зоя Карнаухова, во время новогодних праздников пришла на вечеринку и ожидала там своего парня Николая.
Гости все танцевали по парам, однако Николай задерживался, и ей приходилось сидеть в стороне, пока остальные веселились.
Тогда она сказала всем собравшимся, что если нет моего Николая, то тогда буду танцевать с Николой Угодником. Схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.
Она не слушала уговоры своих подруг и со словами: «Если есть Бог, то пусть меня накажет», продолжала танцевать.
Вскоре неожиданно поднялся шум, затем всё вокруг раскидало, словно прошла буря, и также неожиданно быстро всё улеглось. А Зоя осталась стоять на том месте, где застала её буря.
Она словно окаменела, её не могли сдвинуть с места, и стала как-будто деревянной, только сердце еле билось, указывая на то, что она жива.
В дом приходили священники и врачи, но никто не смог ничего сделать с Зоей. Ноги словно приклеились к половицам, их невозможно было отнять. Не удавалось медикам сделать уколы, так как иглы гнулись и не входили в тело.
Дом контролировали представители КГБ, охраняли постоянно, посменно милиционеры, так как огромное количество любопытных пыталось воочию увидеть это чудо. Подключили даже конную милицию и перекрыли три квартала.
Однажды пришёл в этот дом иеромонах Серафим, он горячо молился за спасение и прощение Зои, сумел взять из её рук икону Николая Чудотворца, что другим не удавалось и сказал, что стояние закончится в светлый праздник Пасхи.
По ночам, люди, живущие в соседних домах, дежурившие милиционеры слышали, как Зоя причитала и просила молиться и отмаливать грехи, которых у всех стало очень много.
В то время, надо заметить, усилились гонения Никиты Хрущёва на церковь, людям постоянно устраивали агитационные атеистические лекции, на верующих смотрели как на больных ненормальных людей.
В тот год на волне этого события огромное число самарцев пришло в храм, многие крестили своих детей и сами крестились.
А Зоя простояла более четырёх месяцев и в Пасху смогла двигаться. Долго она после этого не прожила и вскоре умерла. В любом случае эта история помогла стать лучше многим людям, повернула их к Вере.
Кстати, моя бабушка, будучи в те времена молодой женщиной, приезжала и слышала от присутствующих нашумевшую историю Анны Федотовой о разговоре с молодым милиционером, который на расспросы правда ли или неправда, что в этом доме с января стоит неподвижно девушка с иконой, снял фуражку и показал свои седые волосы.
Таков был его ответ. КГБ со всех задействованных сотрудников органов и медиков тогда брали подписки о неразглашении этого как они выражались «медицинского явления».
В день памяти святого Николая (Угодника) Мирликийского Чудотворца провели крестный ход с молебном и освящением памятника святого Николая Чудотворца у дома, где было чудо известное как «стояние Зои» или «окаменевшая Зоя». Смотрите видео.
Вот такая яркая история.
Смотрите бесплатный вебинар «Инфобизнес изнутри». Если хотите узнать Как Заработать на Партнёрских Программах и Инфопродуктах, скачайте бесплатный видеокурс Владислава Челпаченко «Партнёрский маркетинг».
Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время
В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.
Интересный фактСтараниями Самарской епархии и городского совета напротив дома был установлен памятник Николаю Чудотворцу. В левой руке святитель держит Евангелие, а правой благословляет. На каменном подножии выбита надпись: «Явление Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца на месте чудесного события стояния Зои в январе 1956 года». Ежегодно у этого памятника совершаются молебны, по установившейся традиции – 22 мая, в день перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Нет сомнений, что для многих жителей Самары и богомольцев, приезжающих в город поклониться Николаю Чудотворцу, «зоино стояние» — подлинный факт.
Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары
В храме Иоанна-воина на окраине Самары есть большая житийная икона Николая Чудотворца. По краям ее расположены клейма (дополнительные изображения), повествующие о чудесах святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду «стояния Зои». Здесь и милиционер при алых погонах, и комсомольцы в атласных рубашках, бабушки в косынках, гармонист и сама Зоя, стоящая посреди адского пламени в красных туфлях. Последнее клеймо изображает девушку, склонившую покрытую голову перед Святителем Николаем, который, словно пришел спросить ее: «Ну что, устала стоять? На Пасху оживешь».
Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары
О «зоином стоянии» снято несколько документальных фильмов и два художественных, написаны десятки статей и книги, претендующие на полноту и объективность исторического исследования. Эта история до сих пор будоражит пытливые умы, и раз за разом предпринимаются попытки распутать клубок из сплетен и слухов, докопаться до истины.
Сомнению подвергается каждый участник тех памятных событий, каждый факт, каждое свидетельство… Единственным и неизменным остается только одно: огромные толпы горожан, собиравшихся под окнами «окаменевшей» девушки и милицейское оцепление. Делать заключения об истинности события — пожалуй, личное дело каждого.
Правдивые факты в легенде о каменной Зое
Есть как минимум четыре факта, которые указывают на то, что история о каменной Зое — правда. Во-первых, в Куйбышеве (Самаре) сохранился дом, где произошло религиозное чудо. Известен его реальный адрес — улица Чкалова, 48. Эта ветхая «одноэтажка» стоит в городе до сих пор. После распада СССР здесь хотели построить церковь Николая Чудотворца, но в ноябре 2020 года стало ясно, что на месте дома построят музей.
Во-вторых, поименно известны действующие лица рождественской истории. Дом принадлежал Клавдии Петровной Болонкиной — судя по всему, матери Зои. О «стоянии» девушки сообщила тоже вполне реальная героиня — соседка Аграфена. Также сохранились имена людей, которые просто пришли посмотреть на застывшую Зою — это телеграфистка Сысуева, медсестра Сорокина и ее подруги.
В-третьих, в доме действительно есть место, где по легенде могла бы стоять окаменевшая Зоя — на полу сохранились деревянные «заплаты»
Наконец, милиция и конный наряд действительно приезжали к дому Болонкиной, чем и привлекли такое грандиозное внимание местных жителей
Версии
- Религиозная версия
Верующие самарцы не сомневаются в том, что чудо действительно произошло. Стояние Зои признано и Самарской епархией: митрополит Самарский и Сызранский Сергий убеждён, что это чудесное свидетельство явления Бога.
- Медицинская версия
Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, которую в 2010 году высказала Светлана Кондрашова, психиатр Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Согласно этой версии, девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением.
Впоследствии, в 2021 году, бывший заведующий кафедрой психиатрии Самарского государственного медицинского университета Геннадий Носачёв сообщил корреспонденту «Комсомольской правды», что «история – не легенда, девушка действительно была», и добавил, что он её видел, но «не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице», в которой она затем неоднократно лечилась. По его словам, в данной истории «начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом».
Однако медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась, поскольку в поликлинике, к которой она была прикреплена, случился пожар, а в психиатрической клинике архивы хранятся лишь 25 лет.
- Версия, опубликованная в «Московском комсомольце»
По рассказам соседей, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной, которой принадлежал дом № 84.
По словам соседки, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!» — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.
По словам одного жителя Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей».
- Версия самарских журналистов
По версии двух самарских журналистов, по совместительству краеведа Валерия Ерофеева и физика Виктора Петрова, дело было примерно так. Девушка Зоя Карнаухова была верующей, о чём открыто говорила друзьям. И когда на гулянке молодёжь начала танцевать, то Зоя вдруг заявила, что современные танцы — это богохульство и за них Господь может наказать, превратив грешников в каменные статуи. Подвыпившая компания стала над Зоей смеяться: если ты не танцуешь, значит, ты сама и окаменела! Эти пьяные шутки слышали две старухи-богомолки, сидевшие тем вечером в гостях у Клавдии Болонкиной в соседней комнате. Они-то и видели Зою, стоявшую посреди комнаты с иконой Николая Чудотворца в руках. Девушка толковала, что танцы и пьянство — это путь в ад.
Когда же бабушки-богомолки уходили домой, им навстречу попалась мать Зои, Мария Даниловна Карнаухова. Старухи и сказали матери, что её дочь только что окаменела и стоит в соседнем доме, после чего удалились. Мария Даниловна испугалась, но тотчас увидела Зою, которая как ни в чем не бывало шла ей навстречу. Мать и дочь посмеялись над странными старухами и пошли домой.
А наутро жители дома № 84 на Чкаловской увидели из окон толпу, собравшуюся посмотреть на окаменевшую девушку. Клавдия Болонкина рассказывала любопытным о «чуде». Оказывается, перед этим и она сама, и кто-то из её знакомых женщин по очереди изображали «окаменевшую отроковицу», силуэт которой с иконой в руках собравшиеся могли наблюдать через задвинутые оконные занавески.
Все это продолжалось до тех пор, пока в дом не явилась милиция. Тогда Болонкина заявила милиционерам, что «окаменевшую Зою» уже забрали и увезли какие-то неизвестные люди в штатском.
Милицейское руководство на всякий случай выставило здесь пост. А когда наконец все разъяснилось, то было уже поздно: слухи об «окаменевшей Зое» достигли таких размеров, что любые попытки властей их опровергнуть воспринимались в народе как «стремление скрыть правду».
«Идите, научите все народы»
С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.
Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.
Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».
Что случилось с Зоей?
Болезнь, Божья кара, обман… Предположений о случившемся много. Все они чем-то аргументированы, но ни одно из них не доказано.
Столбняк
Самое первое предположение, сделанное ещё в первый день стояния. Сразу же оно было воспринято в штыки, опровергнуто, но последователи у него есть до сих пор. При столбняке лежат, а не стоят. Укол сделать можно. И вирус подхватить Зое было негде. Она же не в поле работала, а на фабрике.
Кататонический ступор
Эта теория является официальной версией. При кататоническом ступоре человек действительно выглядит одревеневшим, молчит, не двигается. Возникает такое расстройство на фоне депрессии и заболеваний нервной системы. Длится кататонический ступор от нескольких дней до многих месяцев. Но от этой болезни чаще всего лечатся уколами, а в случае с Зоей подобное лечение не удавалось. При кататоническом ступоре человека можно сдвинуть или придать ему определённую позу. Но в этом случае ничего подобного сделать не получалось.
Окаменевшая Зоя – городская легенда?
Эта версия одна из самых популярных. Главной её опорой является отсутствие документальных подтверждений Зоиного стояния. Милицейские архивы сгорели в 90-е, большая часть свидетелей уже умерла, дом сгорел. К тому же вряд ли человек способен прожить без пищи и воды так долго.
Божья кара
На фоне других эта версия наиболее состоятельна, особенно с религиозной точки зрения. В начале января у христиан пост. Как известно, во время поста надо не праздники устраивать, а молиться и каяться. Уже грех. Затем неверие в Бога. Ещё более тяжкий грех. То есть Зоя совершила два греха за очень короткий срок.
И была наказана за насмешку над святым, с иконой которого она танцевала. Это объясняет и ночные крики. Старичок – действительно Николай Угодник, пришедший простить раскаявшуюся девушку. Невозможность сделать укол и отсутствие в течение стояния пищи и воды тоже объясняется Божьим промыслом.
Статью прочитали
7 454
С чего все началось
События, которые стали широко известны во всем православном мире, произошли в 1956 году в городе Самаре (тогда — Куйбышев). Был разгар новогодних праздников, и в одном небольшом доме собралась компания молодежи, чтобы отпраздновать Новый год.
Зоя Карнаухова (кадр из фильма)
Среди прочих там присутствовала молодая красавица Зоя Карнаухина. Она работала на трубном заводе, была комсомолкой и атеисткой, как и вся компания. Хозяйка дома, чей сын привел гостей, была женщиной верующей и набожной (поэтому у нее и висели иконы). Она очень не одобряла шумного веселья в последнюю неделю Рождественского поста, поэтому на празднике не присутствовала.
Как водится, молодые люди отмечали всенародный праздник весело и громко — с выпивкой, песнями и танцами. И только красавица Зоя сидела, понурившись. Накануне этого дня она познакомилась с молодым человеком по имени Николай, который очень пришелся ей по душе. Пригласив его на праздник, девушка очень ждала его прихода. Но парень все не шел.
И тогда друзья, заметив Зоину грусть, стали звать ее танцевать. У нее не было пары, и она заносчиво выкрикнула: «Раз не пришел мой Николай, то я буду танцевать с этим!». Схватив со стены икону Николая Угодника, она стала кружить с ним по комнате.
Интересно! Несмотря на то что молодежь того времени была настроена атеистически, все же танец с иконой покоробил многих.
Зое попытались сделать замечание, что нехорошо поступать подобным образом, но она лишь легкомысленно отмахнулась и продолжала свое богохульство. Но этого ей показалось мало, и она, смеясь, выкрикнула фразу: «Если какой-то там Бог существует, пускай Он тогда меня накажет!»
Зоя танцует с образом Николая Чудотворца
Буквально через мгновение всех присутствующих напугал громкий шум и яркая вспышка света. Когда компания пришла в себя, они обнаружили Зою, стоявшую посреди комнаты с каменным лицом. Ноги ее будто бы вросли в пол, кожа стала бледная, как мел. Руками она так крепко прижимала к себе икону Николая Чудотворца, что ни у кого не получилось отобрать ее.
Это интересно: Сон в православии
«Стояние Зои» или размер имеет значение
Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно
Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.
Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной
из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте
туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы
танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати
– и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на
таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно,
они не ламбаду танцуют…
Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной
В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба. В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…
Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века
Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.
До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.
Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления
Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.
Арест главного свидетеля
На отца Димитрия (Серафима) тогда сфабриковали дело, а власти приказали не разглашать о чуде всем, кто видел его. Священнику назначили несколько лет лишения свободы. После отбытия срока его направили служить в отдаленное село. В Покровском монастыре спустя долгие годы архимандрит Серафим поведал о том, что после того, как он взял икону, его арестовали на несколько лет, но Господь его вывел через 40 дней.
Таким образом, в Самаре теперь увековечены давно минувшие события, в которых фигурировал батюшка Серафим и та самая каменная Зоя. Фото памятника в Самаре наглядно нам демонстрирует это.
Вопросы без ответов
Слухи о стояние Зои разрослись до таких масштабов, что пришлось обуликовать разоблачающую статью под названием «Дикий случай» . Не отрицая правдивость многочисленных показаний, отметим несколько вопросов, на которые нет вразумительных ответов.
1.Стояние Зои продлилось 128 дней, почему нет ни одной фотографии или видеоматериала, подтверждающих данное чудо? Ведь на дворе был 1955 год, и фотоаппараты были у многих людей, неужто никому не хотелось сделать сенсационную фотографию?
Допустим, никому не удалось сделать снимок, но почему же официальные лица не сняли на плёнку стояние Зои. Удивительно, в тотальном государстве, где всё подвергалось учёту, аномальный случай никак не был зафиксирован и никак не был изучен? Ведь стояние продолжалось больше трёх месяцев, а не три часа. Почему такая халатность и такое безразличие со стороны властей?
2.Любые поиски информации об этой девушке никуда не приводят — ни в каких базах ничего нет. Как такое может быть? В Советском Союзе существовал человек, о котором не было никакой информации? Ведь Зоя должна была ходить в садик, в школу, на работу, и везде на неё была какая-нибудь бумажка: характеристика, медицинская карта, регистрация, трудовая книжка и т.п. Но у Зои этого ничего нет.
В культуре
Экранизации
По мотивам этой истории в 2000 году самарская студия «35 мм» сняла двадцатиминутный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.
В 2009 году вышел художественный фильм «Чудо», снятый режиссёром Александром Прошкиным по мотивам истории «стояние Зои». Сценарий к фильму написал Юрий Арабов. В фильме снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.
В 2015 году снят трёхсерийный телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева «Стояние Зои» (режиссёр Алла Коровкина, исполнители главных ролей — актёры самарских театров Анастасия Ермилина, Юрий Машкин, Михаил Акаемов.
В художественной литературе
В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».
В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое «достовернее любого факта».
В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.
В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.
Поэтесса Елена Каморина в 2017 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.
В скульптуре
В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установке памятного знака в честь самарского чуда рядом с домом № 84 по улице Чкалова.
В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои».
Внешние изображения |
---|
22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалёку дому № 84 на улице Чкалова. В проповеди митрополит Сергий сказал:
БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА
Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.
«В те дни возле дома Зои я была дважды, — рассказывает Анна Ивановна, — приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них — совсем молоденький — вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов… Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»