Суздаль. спасо-евфимиев монастырь. стены, башни, окружающая территория

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.


Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.


Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Спасо-Преображенский собор

На протяжении 1507-1511 гг, был возведен храм, вместо церкви, пострадавшей от пожара, располагавшейся над Евфимовской могилой. Через 83 года рядом с монастырём построили здание больших размеров, и на фоне новой постройки церковь стала не такой величестенной.

Первоначально, храм был очень похож на собор Суздальского кремля. Перестройки изменили облик монастыря на более строгий, больше напоминающий монумент. Пилястры разделили стены на несколько частей. Очень грамотно выстроена галерея у стен собора, а красивая четырехскатная кровля из пяти барабанов завораживает.

Барабаны декорированы с помощью резьбы по камню с узкими и высокими окнами. Приделы храма также выполнены с куполами, только меньшего размера. Периметр храма задекорирован колонками.

Живопись на стенах храма сохранилась и по сей день. Потому и сегодня любой желающий может полюбоваться прекрасной работой иконописцев из Костромы, которых возглавили прекрасные мастера Гурий Никитин и Сила Савин.

Недалеко от алтаря нанесены изображения князей и царей России (династия Романовых), деяния которых церковь рассматривала как божественные. Стены в Евфемиевском приделе украшены расписными фресками с изображением жития его основателя.

На востоке захоронен Пожарский. Позже мавзолей разобрали, на его месте установили крест из камня. Восстановить часовню удалось в 2009 году, освящение которой состоялось в ноябре с участием первых лиц страны.

Архимандритский корпус

Сразу рядом со звонницей мы увидели лестницу и пошли по ней вверх. Наверху нас встретила злобная смотрительница и рассказала нам, что это выход с выставки, а вход где-то с другой стороны. Я сделала с высоты несколько отличных кадров, и мы отправились на поиски входа на выставку.

Вид на монастырь

Вид на монастырь

Как это ни странно, но указателя, откуда начало просмотра, нигде не было. Мы обошли здание по периметру и наконец-то попали внутрь.
На первом этаже была выставка иконописи. Снимать там, к сожалению, было нельзя, поэтому иллюстраций не будет. В каждой комнате есть подробное описание стилей и направлений местных мастеров.

На втором этаже Архимандритского корпуса была интересная выставка «Книжные сокровища», специально для нас «книжных черве». В пяти залах были выставлены прекрасные экземпляры книгопечатения, начиная с фрагментов древних летописей XIII века. Их можно было разглядывать бесконечно: тут и первая книга книгопечатника Федорова, и Синопсис, и Евангелие в тяжелой оправе. Эта выставка нам понравилась больше всех, экспозиция просто отличная!

Книжные сокровища

Книжные сокровища

На территории монастыря.

Монастырь

Монастырь

Далее у нас по плану была Золотая кладовая. Мы вышли в нужном направлении: налево был тюремный корпус (туда мы решили не ходить в этот раз, так как уже не раз посещали его), а направо — то куда мы стремились.

Тюремный корпус

Тюремный корпус

Братский (келейный) корпус

Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».

Братский (келейный) корпус, южная часть

Братский (келейный) корпус

Вериги

Музейная экспозиция

Колокола

Музейная экспозиция

Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда

Рабочее место иконописца, реконструкция

Мастерская книгописца, реконструкция

Келья монахини, реконструкция

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Тюремный корпус

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Тюремный корпус

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Коридор монастырской тюрьмы

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

Тюремная камера, реконструкция

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Плакат «Да здравствует НКВД»

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленныхСхема размещения объектов офицерского лагеря №160

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Тюремный корпус

Монастырская звонница и Суздальские звоны

Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

Монастырская звонница

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.

В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.

На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.

Монастырская звонница

Звонница

Звонница

Звонница

В центре монастыря стоит звонница, единственная в Суздале. Звонница интересна тем, что построена из двух частей, сооруженных в разное время. Так столпообразная восьмигранная часть была построена в 1530 году, а в XVI-XVII веках к ней пристроили галерею

Также надо обратить внимание на необычный циферблат (такой же можно увидеть и в Суздальском кремле)

Циферблат

Циферблат

Каждый час двор монастыря наполняется чудесными звуками колокольного звона, все замирают и слушают. Какоказалось позднее, можно было приобрести отдельный билет на звонницу, куда входит небольшая экскурсия. Но так как на январских народу в монастыре было очень много, мы туда попасть не смогли.

Рядом со звонницей мы увидели указатель к музею наивного искусства, но на двери музея висел огромный замок. Как сказал нам проходящий мимо служащий, в музее сегодня выходной. Мы немного опешили, так как об этом информации нигде не было, да и на дворе стоял не понедельник.

Спасо-Преображенский собор

Главное строение обители — это Спасо-Преображенский собор, возведенный в середине XVI века. Еще раньше, в 1507–1511 годах, была построена небольшая церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас она примыкает к юго-восточному углу собора и называется Евфимьевским приделом.

В XVII веке храм был украшен наружной росписью. В 1865 году с северной стороны построен придел во имя Сергия Радонежского.

Роспись внутри собора относится к 1689 году, стены были расписаны костромскими мастерами под руководством известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. На фресках изображены цари Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо.

Роспись Евфимьевского придела рассказывает о жизни преподобного Евфимия Суздальского. Одна из композиций особенно интересна — на ней изображен с чертежами в руках Святой Евфимий, руководящий строительством обители.

В ризнице собора хранились богатые вклады, сделанные Василием III, Иваном Грозным и князем Дмитрием Пожарским.

На площади перед Спасо-Преображенским собором находятся два строения — Звонница и Трапезная с церковью Успения.

Пенитарный этап в истории монастыря

Тюремный корпус – свидетельство несколько иного, чем богослужение, прошлого монастыря. В свое время, по личному распоряжению императрицы Екатерины II, это произошло в XVIII веке, часть помещений монастыря начали использовать для заточения неугодных царской воле арестантов. Позже, в период советской власти – здесь содержались политические заключенные (тюрьма НКВД) и немецкие пленные, в числе которых Фридрих Паулюс. После войны здесь была организована колония для несовершеннолетних нарушителей. В качестве пенитарного заведения монастырь прекратил свою деятельность с 1967 года.

История

Монастырь основан в XIV веке и продолжал достраиваться вплоть до XIX века. С момента основания, монастырь — мужской. Своё название он получил в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского, призванного в Суздаль основателем монастыря, князем Борисом Константиновичем.

Его деревянные стены стали защитой от врагов. В XVI—XVII вв. собор реконструировали: сделали белокаменным — в таком виде он и сохранился до наших дней. Правда, новые стены уже не знали боевых сражений: набеги на город прекратились. Соответственно, нынешние стены ансамбля монастыря стоят уже около IV–V веков, помнят многих и многое.

KaterinaK

Возведение новых масштабных построек в XVI—XVII вв. оказалось возможным только при помощи больших пожертвований состоятельных жителей страны. Свой материальный вклад в обновление монастыря внесли даже Иван Грозный и его отец, великий князь Василий III.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Сейчас с трудом верится, что он постепенно вырастал из маленькой церквушки. Особенно интересно то, что по сей день стены собора хранят фрески XVI века с фасадов здания и росписи XVII века от знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1642 г. с восточной стороны собора в фамильном некрополе был похоронен князь Дмитрий Пожарский, наиболее известный как герой борьбы с польско-литовскими войсками. Его род делал вклад в развитие местных территорий.

KaterinaK

Романовы тоже не обделили вниманием это место. В 1837 году монастырь посещал цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в честь празднования 300-летия дома Романовых сюда заезжали Николай II и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия

Затем случилась революция 1917 года. Эти времена оказались самыми сложными для религиозных сооружений. Спасо-Ефимовскому собору повезло: его не снесли, а адаптировали под современные нужды. Так началась новая история монастыря.

KaterinaK

После революции здесь размещались в разное время и воинские части, и тюрьма для политзаключенных (она была возведена еще при Екатерине II), и даже концлагерь. Во время Великой Отечественной войны здесь был оборудован лагерь для военнопленных. После победы в 1945 году в стенах храма основали колонию для девочек. Историю об этих заключениях рассказывают сейчас на экскурсиях в тюремном корпусе.

В 1967 году монастырь, наконец, вновь признали культурным памятником, и начали реставрировать. Последняя глобальная реставрация ансамбля пришлась на 2001—2008 гг. Сейчас он часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

KaterinaK

В 1991 г. белокаменный Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. В наши дни любой желающий может добраться до Суздаля и прикоснуться к богатой и противоречивой русской истории.

Проездная башня

Наиболее впечатляет своей красотой Проездная башня. Высота башни 22 метра, шатер на самом верху четырехугольной башни увенчан башенкой и дополнительно украшен флюгером. Место под башенными арками сейчас занимают билетные кассы. Нижняя часть стен оформлена киотами для икон, Христа Спасителя и преподобного Евфимия. Выше на башне находятся бойницы, самой богато украшенной частью здания является ее верхняя часть, здесь в изобилии использованы декоративные обрамления, карнизы.

Сквер у входа к башне украшает скульптура, выполненная архитектором Захаровым в 1995 году. Это памятник князю Пожарскому, усыпальница с его мощами, как дань памяти великому историческому деятелю, расположена на территории монастыря.

Справа от Проездной башни на территории монастыря находится зеленая зона. Это огород и фруктовый сад, естественная атрибутика монастырей, вид монастырского послушания, впрочем, весьма полезный. Здесь и сейчас выращиваются лекарственные растения и есть фруктовые посадки, а рядом с ними обустроена детская площадка.

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.


Интерьер Спасо-Преображенского собора

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.


Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector