Деятельность i и ii государственных дум: неожиданная оппозиционность

Мечты, мечты…

Что же произошло, почему созыв i Государственной думы оказался малоэффективным и не привел к долгожданным результатам?

Применительно к структуре парламентов, новоизбранный орган представлял собой нижнюю палату. Верхнюю палату (или ее полномочия) представлял законосовещательный орган — Государственный совет, действовавший при царе с 1810 года.

За неполных три месяца своей работы Первая государственная дума 1906 года приняла 391 запрос на незаконные действия правительства и вошла в историю как «Дума народного гнева». В итоге 9 июля 1906 года она была распущена указом Николая II по причине того, что лишь вносила смуту и разжигала недовольство в обществе вместо того, чтобы «вносить спокойствие».

Депутатов ждал сюрприз: придя к Таврическому дворцу на заседание, думцы обнаружили запертые двери, на столбе висел Манифест о прекращении деятельности Думы.

После роспуска возмущенная действиями властей часть депутатов провела совещание в Выборге и приняла известное выборгское воззвание «Народу от народных представителей». В этом воззвании содержался прямой призыв к гражданскому неповиновению, например к неуплате налогов, неисполнению воинской повинности и т. д. Уже 11 июля текст воззвания распространялся в Петербурге самими депутатами из числа кадетов и трудовиков. В подготовке выборгского воззвания приняли участие 200 депутатов этих партий.

Однако реакция людей была довольно спокойной, почти никто не откликнулся на акцию «гражданского неповиновения». Но, несмотря на провал призыва, в сознании граждан России укрепилось мнение о необходимости Думы.

Таким образом, и правительство уже не могло навсегда прикрыть «парламент». В Манифесте о роспуске Думы подчеркивалось:

На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную думу.

Многоступенчатые выборы

Выборы в Первую государственную думу проходили в несколько ступеней. Всего было предусмотрено от двух до четырех этапов их организации.

Император опасался, что прямые и свободные выборы трудно исполнимы в стране, где самым многочисленным классом выборщиков является крестьянство:

Поэтому были разработаны понятные и детализованные этапы (ступени) выборов в 1 Государственную думу:

  1. Например, в крестьянской курии это были четырехступенчатые выборы. Сначала из десяти домовых хозяйств избирались уполномоченные, которые участвовали в волостном съезде, где шло дальнейшее избрание. На третьем этапе (ступени) выборщики волостных съездов продолжали участие в выборах уездного, следом на областном или губернском съезде уже шло окончательное избрание депутатов в Государственную думу.
  2. Для избранников городской курии были предусмотрены двухступенчатые выборы, в крупных городах Санкт-Петербурге, Москве и еще в 24 городах, указанных в законе о выборах в Государственную думу, сначала избирались уполномоченные для участия в городском избирательном собрании. На этом собрании избирались будущие думцы.
  3. Трехступенчатые выборы для городской курии проходили в следующей последовательности: сначала избирался 1 уполномоченный на 1000 человек для крупных промышленных предприятий или по одному уполномоченному от предприятий с численностью от 50 до 1000 чел., затем уполномоченные на губернских съездах избирали выборных для участия в третьем этапе, третий этап — выборы депутатов на избирательном собрании.
  4. В землевладельческой курии многоступенчатость зависела от величины землевладения. Предполагались как двух-, так и трехступенчатые системы в зависимости от выделенной квоты депутатов.

Схема выборов по куриям представлена ниже.

История Государственной думы Российской империи

Государственная дума в России появилась указом императора Николая Второго от 6 августа 1905 года, который стал следствием Первой русской революции

  • 1905, 17 октября — Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка: «…незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы» (пункт 5)
  • 1905, 11 декабря — опубликован Закон о выборах в Государственную думу
  • 1906, 20 февраля — манифестом разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы, император сохраняет всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство…
  • 1906, февраль-март — выборы в Первую Государственную думу России
  • 1906, 27 апреля — первое заседание Первой Государственной думы
  • 1906, 9 июля — царь распустил Первую Государственную думу с аргументацией. что она «… вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область», в частности, предлагала перераспределение земли от помещиков к крестьянам
  • 1907, январь — выборы во II Государственную думу
  • 1907, 20 февраля — первое заседание Второй Думы
  • 1907, 2 июня — II Государственная дума, в которой большинство были представителями левых партий, распущена, потому что её депутаты не смогли договориться с правительством по главным вопросам жизнедеятельности страны, в частности, аграрному
  • 1907, 3 июля — опубликован новый изменённый избирательный закон, который радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено около 1/4 выборщиков), народы Средней Азии, Якутии и других национальных районов от выборов отстранялись
  • 1907, 14 ноября — начала работу Третья Государственная дума, единственная просуществовавшая положенный ей срок
  • 1912, лето — Третья Государственная дума прекратила свое существование
  • 1912, сентябрь-октябрь — выборы в IV Государственную думу
  • 1912, 15 ноября — начала работу IV Государственная дума. Её основными фракциями являлись правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), трудовики (10) и социал-демократы (14)
  • 1917, 25 февраля — во время Февральской революции IV Государственная дума
    была распущена и больше не собиралась

Как рассматриваются законы

Раз Государственная Дума — это законодательный орган власти, то логично предположить, что и законы принимаются тоже нею. Кто же вносит предложения по принятию законов? В Думе это могут быть депутаты или члены Совета Федерации. Законы может прислать на рассмотрение президент страны, Верховный или Арбитражный суд, комиссии Государственной Думы и ее комитеты.

Все внесенные предложения и законопроекты и рассматривает Государственная Дума. Это объясняет еще и то, что обрабатывают и принимают документы все по-разному.

Важно знать, что обычный человек не может напрямую подать закон на рассмотрение в Думу. Но через посредника это сделать вполне реально

Посредником является депутат, который закреплен к той или иной территории проживания. Обычный гражданин должен обратиться именно к тому слуге народа, который находится в его районе. Если проблема узконаправленная, то искать помощи можно в комитете по этому вопросу.

Выборы

Выборы в Государственную Думу осуществляются раз в пять лет. Регулируется этот процесс Конституцией нашей страны, а точнее, девяносто пятой и девяносто шестой статьями. Выборы проходят по смешанной системе и в результате тайного голосования. Всего в Госдуме четыреста пятьдесят депутатов, двести двадцать пять из которых выбирают из одномандатных избирательных округов. Другая половина избирается по избирательному федеральному округу. Выборы в Государственную Думу проводят в обязательном порядке и не имеют права отменить их.

В обычном режиме президент оповещает о выборах за четыре или пять месяцев. Если же Госдуму распустили, то глава страны в этот же день назначает дату выборов в Думу. Когда президент по какой-то причине на незначил дату выборов, за него это делает Центральная избирательная комиссия.

Четвёртый созыв, 2003 — 2007

В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.

Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.

Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».

Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.

И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.

Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.

Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.

Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.

Создание Думы, ее полномочия и способ формирования

Созыв в России Государственной думы был объявлен знаменитым Манифестом от 17 (30) октября 1905 года. Манифест был издан с целью уменьшить напряженность в обществе и воспрепятствовать дальнейшему развитию революции. Поэтому и полномочия Думы им устанавливались более широкие, чем было задумано властью изначально.

Первоначальный проект (предложенный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным) делал думу исключительно совещательно-рекомендательным органом, причем рабочие и беднейшее крестьянство лишалось избирательных прав. Но октябрьский Манифест уже наделил Думу законодательными функциями, установив, что она должна одобрять все нормы, предлагаемые правительством, а также сама имеет право законодательной инициативы.

Выборы в I и II Государственные думы проводились согласно закону от 11 декабря 1905 года. Они были сословными и многоступенчатыми. Устанавливалось 4 курии: для землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. При этом число депутатов на душу населения зависела от курии (в результате 1 голос помещика-землевладельца равнялся 3 голосам зажиточных горожан, 15 крестьянским или 45 рабочим). Выборы могли проходить в 3-4 ступени (это тоже зависело от курии, а также от особенностей распределения населения в округе).

Значительная часть населения все равно не получила избирательных прав: все женщины, все учащиеся, заключенные, военнослужащие, представители кочевых народов, крестьяне, не имеющие домохозяйств и рабочие мелких и средних предприятий. Был установлен высокий возрастной ценз для избирателей – 25 лет. Избирательный закон также был создан таким образом, что разные регионы империи получали неравное представительство в Думе: Польша проводила в Думу 7% депутатов, Кавказ – 6%, а вся Сибирь с Дальним Востоком – 4%. На долю же Европейской России приходилось 79% представительства.

Все эти особенности должны были служить одной цели: не допустить избрания депутатами революционно настроенных лиц и вообще кого-либо, оппозиционного правительственной линии. Ставка делалась на крестьянина, которого многие считали оплотом религиозности и самодержавия.

Октябрьский Манифест сродни первой конституции

Новое время и возросшая политическая активность городского населения требовали срочных мер от высшей власти. Стачки не прекращались, наоборот, к октябрю 1905 года забастовка в Москве переросла во всероссийскую политическую стачку.

В общей сложности в забастовки было втянуто более 2 миллионов человек. Требовались срочные дополнения к Манифесту «Об учреждении Государственной думы», принятому 6 августа 1905 года.

В конце октября выходит Высочайший Манифест, который был разработан по поручению императора и являлся законодательным актом власти. Манифест был посвящен проблемам усовершенствования государственного порядка и вошел в историю как Октябрьский манифест.

Историческая миссия этого документа заключалась в распределении власти и ответственности за управление государством, которые прежде были единоличным правом императора, а после принятия манифеста предусматривал законодательные инициативы создания и созыва 1 Государственной думы.

Согласно Манифесту, в стране избирался парламент, без одобрения которого не мог вступить в силу ни один закон. Также текстом этого документа провозглашались политические права граждан:

  • свобода слова и свобода совести;
  • свобода создания союзов и проведения собраний;
  • свобода создания ассоциаций;
  • гарантировалась неприкосновенность личности.

Фактически с принятием Манифеста были внесены коренные изменения в законодательство по управлению государством, что по сути явилось созданием первой российской конституции.

За государем сохранялось право «вето» — блокировать решения Думы и распускать ее, право объявлять войну, контролировать православную церковь, право принимать законы в промежутках между сессиями думы.

В связи с тем, что Манифест готовился втайне, власти на местах оказались не готовы отдавать «запретительные приказы» на случай стихийно возникающих союзов, собраний и движений, которые учиняли беспорядки. Ведь провозглашались свободы собраний союзов и неприкосновенность личности. Поэтому в стране стихийно прокатились массовые погромы под флагом «революционных выступлений».

Жертвами беспорядков становились обычные люди, как правило, интеллигенты, студенты и евреи. Всего с момента принятия Манифеста 3500 человек были тяжело ранены, 1600 погибли при столкновениях на улицах; в стране произошло более 600 погромов в различных городах, хотя документ создавался с благими целями и окончательно формировал правила выборов в 1 Гос. думу.

Роспуск

6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ о роспуске Государственной думы, этот шаг в манифесте от 9 июля объяснялся так:

Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населенно.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям.

Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.

В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. Часть их — 180 человек — в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге (как ближайшем к Петербургу городе Княжества Финляндского), приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). В нём говорилось о том, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. Выборгское воззвание призывало поэтому к гражданскому неповиновению — отказу платить налоги и поступать на службу в армии. К неповиновению властям опубликование воззвания не привело, а все его подписавшие были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

Результаты выборов

Депутаты Государственной Думы РФ не считаются выбранными, если по одномандатному округу проголосовало больше всего избирателей против всех. А по федеральному, когда ни один из кандидатов не набрал пяти процентов голосов. Если все избирательные списки не получат пятидесяти процентов, то выборы также считаются несостоявшимися. Центризберком устанавливает результаты выборов не позднее, чем через две недели с момента голосования.

Когда выборы признаются несостоявшимися, их результаты аннулируются и проводятся повторные выборы. Но повторная процедура не проводится, если депутата нельзя избрать более, чем на год до момента окончания полномочий Государственной Думы Российской Федерации.

Взаимодействие президента и Госдумы

У депутата Государственной Думы небольшие полномочия, но почему-то большинству кажется, что у президента они в разы шире. Это не так. Президент тоже имеет ограничения в действиях. Например, для того чтобы отправить в отставку Правительство, он должен дождаться соответствующего постановления от Госдумы — самостоятельно это сделать он не может. То же самое касается и отчетов. Правительство нашей страны не контактирует напрямую с президентом, все отчеты проводятся перед Госдумой.

Со стороны кажется, что это довольно сложный способ власти, но, на самом деле, он единственно верный. Иначе общество придет к тоталитарной власти, и неизвестно чем это закончится.

Кроме того, Государственная Дума полномочна ускорить отставку президента.

Процедура рассмотрения

Государственная Дума РФ имеет свою процедуру рассмотрения, впрочем, как и любой государственный орган. Проект постановления должен быть представлен с текстом запроса, заявления или обращения. Он выносится на Совет, при этом имеет трехдневный запас. Если, например, документ окажется в Думе во вторник, то рассмотрят его только в пятницу. За эти три дня каждый депутат Государственной Думы обязан ознакомиться с документом.

Существует также немало нюансов, которые исходят из принципа разделения власти. Например, рассмотрение и принятие решения о кандидатурах на пост Председателя правительства. Сначала кандидата предлагает президент, после чего уже Дума рассматривает его со всех сторон. Государственная дума имеет право отклонить кандидатуру, но отклонение не может бессрочным, поэтому имеется лимит отказов. Если кандидатура не согласована, то президент имеет право сам принять решение. Скорее всего, за таким решением последует роспуск Думы и новые выборы.

Шестой созыв, 2011 — 2016

Шестой созыв Госдумы — созыв, во время работы которого Владимир Путин вновь занял пост президента России, а Дмитрий Медведев стал председателем Правительства.

В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” — 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.

В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.

Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.

Говоря о результатах выборов, “Единая Россия» заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.

Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.

После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.

Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.

Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.

Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а «оговорка» в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.

Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.

Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца ЦГАКФФД СПб

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.

«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.

Обложка: Выступление депутата четвёртой Государственной думы на заседании в зале Таврического дворца ЦГАКФФД СПб

Начало заседаний и состав 1 Государственной Думы

Всем депутатам были разосланы именные приглашения в Георгиевский зал на открытие первого заседания Думы к 27 апреля 1906 года.

Вот что писал британский журналист Баринг о депутатах, прибывших на заседание:

Состав Думы был очень разнообразен и представлял следующую панораму избранников:

  1. По возрастным группам распределение депутатов сложилось так, что основную категорию думцев (40 процентов из общего числа) представляли люди в возрасте от 40 до 50 лет; 15 процентов приходилось на избранников от 50 лет и старше, и 7 процентов составляла молодежь в возрасте до 30 лет.
  2. Об образовательному уровню 1 Дума также была представлена широко: депутаты с высшим образованием составляли основной костяк Думы, или 42 процента от общего числа; со средним образованием было 14 процентов депутатов; двадцать пять процентов обладали начальным образованием; домашнее образование получили 19 процентов избранных и 2 депутата были абсолютно неграмотными.
  3. Профессиональные представительства, или распределение по профессиям, среди депутатов было таковым: 121 земледелец — крестьяне, 73 служащих городских, земских и дворянских управ; 46 помещиков, в том числе управляющие имений; 39 работников адвокатуры (адвокатов); 17 фабричных рабочих и 10 ремесленников; 16 депутатов с профессорским и доцентским научным званием; 16 священнослужителей; 16 медицинских специалистов; по четырнадцать депутатов из торговцев и учителей сельских школ; 11 журналистов и 3 преподавателя гимназических учреждений; 14 чиновников различного ранга; 7 инженеров и 9 депутатов без определенной профессии.
  4. По принадлежности к партиям созыв Первой государственной думы также был довольно представительным: наибольшее число депутатов в количестве 176 человек было представлено партией кадетов; 26 избранных от партии мирнообновленцев; 102 человека выступали от имени Трудовой партии (трудовики); 33 депутата польского кола (круга); 100 депутатов были беспартийными и больше тяготели к программам правых партий, ратующих за сохранение монархии; 23 социалиста-революционера и примкнувшие к ним 2 свободомыслящих депутата; 6 человек за реформы и демократические преобразования (от партии демократических реформ); 16 октябристов; 12 прогрессистов, которые придерживались либеральных взглядов и, по сути, сформировали партию лишь к 1912 году; 18 депутатов от партии социал-демократов и 14 автономистов, не поддерживающих ни одну партию.

Точная дата созыва 1 Государственной думы — 27 апреля 1906 года, день, когда депутаты сложили полномочия, — 8 июля 1906 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector