Манифест 17 октября 1905 года
Содержание:
- Булыгинская дума
- Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России?
- Предыстория Манифеста: Цензура XIX века
- Вспышка насилия
- Предпосылки
- Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября
- Историческое значение манифеста
- Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября
- Примечания
- Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия
- Значение
- Булыгинская дума
- Основные положения Манифеста 17 октября 1905
- Ситуация в стране
- Положения манифеста
Булыгинская дума
Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:
- от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
- для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
- Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.
Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.
Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России?
Очень часто Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от октября 1905 года называют первой русской Конституцией. Действительно ли это так? Ответ скорее отрицательный, чем положительный. Достаточно взглянуть на сам текст Манифеста, который был опубликован в Петербургских Ведомостях. Манифест представлял собой документ всего из 4 пунктов. Сложно представить, что полноценная Конституция может состоять всего из 4 пунктов. Поэтому гораздо правильнее говорить о Манифесте 17 октября 1905 года не как о полноценной Конституции России, а как о ее предшественнике. Такая трактовка обуславливается социальным положением Манифеста. Ведь, несмотря на то, что он создавал Государственную Думу и выбранную систему, в которой принимали участие все сословия, выборы всё же были неравными. Это были непрямые выборы и неравные, поскольку Император осознанно отдал рабочим минимальное количество мест в Думе. Кроме того Император всегда мог Думу распустить в любой момент по своему усмотрению.
Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным. Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию. Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу — 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом. Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было. В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну.
Предыстория Манифеста: Цензура XIX века
Формальной основой цензурной политики до 1905 г. был еще николаевский Цензурный Устав 1828 года. В ходе реформ Александра II 1860-х гг. цензурное управление перешло от Министерства народного просвещения к Министерству внутренних дел, что повлекло значительные изменения законодательстве, отражённые во «Временных правилах о печати» от 6 апреля 1865 года. С одной стороны, это было смягчение старого Устава, соответствовавшее либеральному духу александровской эпохи – от предварительной цензуры освобождалась столичная научная литература и периодика, а судебные разбирательства по делам цензуры переходили в ведомство Министерства юстиции – наиболее либерального органа власти вследствие реформ. Однако при этом цензурное управление полностью оказалось во власти бюрократического аппарата. Ушла эпоха хорошо образованных цензоров, часто – писателей и поэтов, которые стремились не столько ограничить печать, сколько минимизировать нападки правительства на литературу и выступали в роли редакторов (в их числе были, например, известные русские писатели Федор Иванович Тютчев, Иван Александрович Гончаров).
Постепенно снизился и приоритет суда, закрепленный во «Временных правилах»: вереница дополнительных указов в 60-70-е годы наделила цензурный аппарат рядом возможностей административных взысканий (право министра внутренних дел на запрет розничной продажи от 1868 г., необходимость предоставлять в цензурный комитет книги, печатаемые без предварительной проверки, после выпуска от 1874 г. и т.д.).
Все эти меры сформировали крайне запутанный механизм цензурного управления к началу XX века. Неповоротливость бюрократической машины была обусловлена не только сумбурностью законов, но и включением в ход цензурного регулирования множества различных инстанций (Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства народного просвещения и даже Священного Синода), которые должны были согласовать друг с другом свои действия – что, конечно, в разы увеличивало срок рассмотрения дел.
При этом штат цензоров и их финансирование не росли, в отличие от объёма печати. Тем временем техническая сторона издательского дела переживала новый подъём: изобретение американским инженером Отмаром Мергенталером в 1884 году нового полиграфического оборудования – линотипа – в четыре раза увеличило скорость печати и сделало её значительно выгоднее, поэтому, наряду с литераторами, в борьбу с цензурными ограничениями активно включились предприниматели.
Вспышка насилия
Антиправительственные и антимонархические выступления сопровождались массовыми еврейскими погромами в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В результате столкновений по меньшей мере 1600 человек погибло и 3500 было искалечено. Погромы даже не всегда имели исключительно этническую направленность — их жертвами становились прежде всего интеллигенты, студенты — все те, к кому подходило определение «демократ», ненавистное для консервативной толпы.
Исследователь истории этого противостояния историк М. Л. Размолодин полагал, что насилие стало возможным из-за устранения местных властей от выполнения своих функций — причиной тому была полная растерянность местных и центральных властей. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений. Даже министр внутренних дел узнал о нём «одновременно с прочими обывателями». Губернаторы и полицмейстеры не зная, как вести себя в новых, небывалых условиях, не решались отдавать запретительские приказы, не зная, можно ли запрещать что-то в условиях «конституции», и слали запросы в столицу. Столичные чиновники также не были проинструктированы и отвечали с опозданиями в несколько дней. Как противовес революционным демонстрациям некоторые сановники, страшась запретить их, решили организовывать контрреволюционные, иногда даже возглавляя последние.
Предпосылки
Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года
Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина
Непосредственно принятию документа предшествовала Всероссийская политическая стачка, которая началась в сентябре и продолжалась весь октябрь. Это был пик стихийного этапа революции. 19 сентября стачка подобралась к Москве: начали бастовать печатники, затем все остальные.
Николай II (Кровавый) 1968 — 1918. Русский самодержец с 1894 по 1917 год
Для тех, кто не понимает — стачка — это такая форма протеста, когда рабочие прекращают работать и выдвигают чисто экономические требования: повышение зарплаты, нормальный 8-часовой рабочий день и пр. Так вот особенность этих стачек в том, что вслед за экономическими требованиями люди стали выдвигать политические, которые были провозглашены еще в январской петиции царю.
Самое интересное и примечательное то, что верхи понимали, что надо проводить преобразования, чтобы выйти из кризиса, но какие конкретно — тут никто ничего предложить не мог, кроме одного человека.
Вот, например, современник А.А. Маслов писал:
«Все признавали необходимость реформ, но почти никто не отдавал себе отчета в том, в высказывались за введение либеральной конституции, другие – за создание совещательного органа, третьи – за диктату-ру по назначению, а четвертые считали, что порядок и умиротворение должны быть водворены государем диктаторскими приемами»
Только один человек — граф Сергей Юльевич Витте — прекрасно понимал, что нужно народу. Да, это понятно — землю и волю, но в данной конкретной ситуации, он представил царю записку. В ней было четко написано, что народу надо представительство, чтобы оно принимало участие управлении страной. Нужны демократические свободы. Нужно такое правительство, чтобы народ знал, что оно знает о его нуждах и стремится их реализовать.
Граф Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915). Министр финансов, дипломат, государственный деятель, председатель Совета Министров
Кстати, напомню, что вам надо знать Витте и по его реформам в ходе индустриализации, особенно про денежную реформу.
Вот слова С.Ю. Витте:
«Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания – ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма – они будут неудачны, но они будут несомненно – разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права. Как в 50-х гг. правительство объявило освобождение крестьян своим лозунгом, так и в настоящий, несоизмеримо более опасный момент государственная власть не имеет выбора: ей надлежит смело и открыто стать во главе освободительного движения»
Таким образом, именно Витте и являлся подлинным составителем текста Манифеста. Кстати, Витте также был тем самым дипломатом, который заключил Портсмутский мир с Японией в том же 1905 году.
Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября
Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:
- Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
- Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.
Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.
В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.
В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству — буржуазной конституционной монархии.
Историческое значение манифеста
Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции, однако назвать его окончательным положительным приобретением для страны сложно. Документ гражданскими свободами развязал руки оппозиции для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Кроме того и сама власть толком не понимала, какие возможности открывает перед страной парламентаризм, образование политических партий и свободное волеизъявление в условиях свободы слова.
Бюрократия оставалась в полном подчинении царю, и не была готова к открытым обсуждениям экономических и политических вопросов с народными представителями в парламенте. Манифест стал роковым для Российской империи, страна не готовая к изменениям стала на шаг ближе к революции.
Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября
Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.
Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».
Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.
В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.
Примечания
- Высочайший манифест от 6 августа 1905 г.
- Артём Кречетников. Сто лет манифеста 17 октября (рус.). Русская служба Би-би-си (30 октября 2005). Проверено 1 декабря 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- Глава II. Черносотенные союзы и организации (С. А. Степанов) // Политические партии России: история и современность / Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. — М.: РОССПЭН, 2000. — 631 с. — ISBN 5-8243-0068-2.
- Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия
Общие начала, изложенные в Манифесте 17 октября 1905, были вскоре развиты в целом ряде конкретных юридических актов. К ним относились:
– Указ Сенату 11 декабря 1905, сильно расширивший избирательное право в городах, в первую очередь для тамошней интеллигенции.
– «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906, определившее права этого нового законодательного органа, а также порядок его роспуска и перерыва занятий.
– «Учреждение Государственного Совета», которое преобразовало это прежде законосовещательное учреждение в верхнюю палату Думы.
– подытожившие все эти реформы «Основные законы» 23 апреля 1906 – фактически Конституция, которая прямо не получила такого названия лишь из консервативной осторожности. – многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы
– многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы.
Это исходившее из принципов Манифеста 17 октября законодательство заменило прежнее российское самодержавие строем Думской монархии, который существовал до Февральской революции 1917 года. Новое государственное устройство имело немало недостатков. Избиравшиеся с 1906 четыре Государственных Думы не стали демократическими органами. В них господствовала олигархия богатых слоёв и партийных вождей, показавшая себя не лучше той царской бюрократии, с которой она самозабвенно враждовала.
Манифест 17 октября 1905 вдохновлялся чуждыми русским традициям идеями абстрактно-просветительского западного парламентаризма. Попытки внедрить их в российскую политическую практику потерпели, по сути, жестокий провал. Дума не смогла предотвратить катастрофической революции 1917 и даже сознательно содействовала её началу. Русским условиям и русской истории гораздо больше соответствовал , а не та отвлечённая «свобода», которая провозглашалась Манифестом.
Значение
Манифест 17 октября изменил форму власти в Российской империи. В стране сформировалась дуалистическая монархия, при которой власть принадлежала одновременно монарху и парламенту. При этом монарх был наделен широкими полномочиями и имел право распускать парламент (Николай II дважды воспользовался этим правом) и принимать вето в отношении принимаемых законов.
Правительство, пойдя на значительные уступки манифестантам, рассчитывало на «умиротворение» России. Однако многих не устроила половинчатость проведенных реформ. Волнения и протесты продолжались в стране вплоть до 1907 года.
После издания Манифеста, провозгласившего свободу создания союзов, в Российской империи стали появляться легальные политические партии: Союз 17 октября («октябристы»), Партия народной свободы (кадеты), Союз русского народа и другие. Таким образом, этот документ заложил основы российской партийной системы.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Булыгинская дума
Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:
- от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
- для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
- Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.
Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.
Итоги Манифеста 17 октября 1905 года
Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.
Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.
К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.
Это интересно: 2637,Маньчжуры (народ) (видео)
Основные положения Манифеста 17 октября 1905
«Послали за манифестом.В нём были замечательные слова: “Благо российского Государя неразрывно с благом народным: и печаль народная – Его печаль”. Это было именно так, как Николай истинно понимал и постоянно хотел бы выражать, да не было умелых посредников. Он искренно недоумевал, отчего не утихали злобные смуты, отчего не установится взаимное миролюбие и терпение, при которых жилось бы хорошо всем мирным людям и в деревне, и в городе, и множеству верных чиновников, и множеству симпатичных сановников, гражданских и военных, а также императорскому Двору и императорскому Дому, всем великим князьям и княгиням, – и никому не надо было бы ничем поступаться или менять образ жизни. (Особенно, всегда истаивала Мама, чтоб никто не касался вопроса о кабинетских и удельных землях, которые эти свиньи хотят отобрать по программам разных партий).А ещё в манифесте были: все свободы, на которых настаивал Витте, и расширение избирателей уже объявленной Думы, и как будущий идеал – всеобщее избирательное право, а также – бессилие впредь каждого закона, не одобренного Государственной Думой.Конечно, понимал Государь, что русский народ ещё не готов к представительству, он ещё в невежестве и необразованности, а интеллигенция между тем преисполнена революционных идей
Но ведь и уступка будет – не улице, не революции, а умеренным государственным элементам, для них это и строится.И не совсем же это получалась конституция, если шла от царского сердца и его добрым движением была дана?Все присутствующие оказались согласны – но из осторожности Николай не подписал и тут, оставил у себя, помолиться и подумать.И посоветоваться с Аликс. И посоветоваться же ещё с кем-нибудь, с Горемыкиным, с другими
Составилось ещё два проекта манифеста. Однако Витте предупредил, уезжая, чтобы с ним согласовали каждое изменение, иначе он не берётся осуществлять. В воскресенье ночью послали старого Фредерикса в Петербург к Витте. Тот не принял ни единой поправки, увидел в этом недоверие к себе и уже отказывался от поста первого министра.А решительно иного выхода – никто за эти дни не предложил: кроме верного Трепова, все во главе с Николашей убедились в необходимости дарования свобод и ограничения царской власти.Решение было страшное, Николай это сознавал. Такие же муки и недоумение, как с японским миром: хорошо ли это получилось? или плохо? Ведь он изменял пределы царской власти, неущербно полученные от предков. Это было – как государственный переворот против самого себя. Он чувствовал, что как бы теряет корону. Но утешение было, что такова воля Божья, что Россия хотя бы выйдет из невыносимого хаотического состояния, в котором она уже год. Что этим Манифестом Государь умиротворяет свою страну, укрепляет умеренных против всяких крайних.И благоугодно стало ему – даровать свободы.Пришлось это – на понедельник 17 октября, и как раз в 17-ю годовщину от железнодорожного крушения, где едва не погибла династия (тоже поминали каждый год). Посетил праздник Сводно-гвардейского батальона. Отслужили молебен. Потом сидели ждали приезда Витте. Николаша был что-то слишком весёлый. И ещё убеждал, что всё равно все войска в Манчжурии, устанавливать диктатуру нечем. А у Николая голова стала совсем тяжёлой и мысли путались, как в чаду.Ещё помолясь и перекрестясь – подписал. И сразу – улучшилось состояние духа, как всегда, когда решение уже состоялось и пережито. Да теперь-то, после Манифеста, всё должно было быстро успокоиться».(А. И. Солженицын. Август Четырнадцатого)
Газетная публикация Манифеста 17 октября 1905
Ситуация в стране
XX век в Российской империи начался бурно из-за серьёзных перемен в государстве и обществе. Несмотря на экономическую осталось страны, наметился постепенный рост экономики, который замедлялся из-за неустойчивости внутреннего рынка и низкой покупательной способности населения.
Прогрессивно настроенные члены правительства убеждали царя в необходимости проведения последовательной реформы промышленности для усиления роли государства в экономике, только так можно было стабилизировать экономику страны и улучшить качество жизни населения.
Вначале 1900-х гг. в стране наблюдается рост революционного движения из-за нерешенности и остроты рабочего вопроса. Все чаще в стране возникают стачки и забастовки. Основными требованиями оставались экономические и социальные вопросы, которые на начало 1905 года так и остались не решенными.
Это интересно: 2632,Мальдивы самостоятельное путешествие: рассмотрим вместе
Положения манифеста
Манифест 17 октября 1905 года является отправной точкой в создании российского парламентаризма и политических партий. Однако основные положения манифеста были следующие:
- Дарование России политических прав и свобод.
- Учреждение Государственной Думы, которая наделялась законодательной властью. Напомним, что несколько месяцами ранее провалилось создание Булыгинской Думы только из-за того, что тогда предполагалось создание законосовещательного органа.
- Все законы страны требовали обязательного их одобрения Думой
Манифест был дополнен законом о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года. Закон также крайне важен, поскольку он наделил правом голоса всех жителей России старше 25 лет. Голосование было непрямым. Оно шло для избрания выборщиков, которые в свою очередь выбирали депутатов в Государственной Думы.
Всего создавалось 4 курии:
- Городская. 1 выборщик на 4 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
- Землевладельческая. 1 выборщик на 2 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
- Рабочая. 1 выборщик на 90 тыс человек. Выборы трехступенчатые.
- Крестьянская. 1 выборщик на 30 тыс человек. Выборы четырехступенчатые.
Даже беглый взгляд на систему выборов, которая сложилась в России к декабрю 1905 года, показывает, что наименьшее представительство в Думе была у рабочих. Это была осознанная реакция властей на революцию, где рабочие сыграли одну из ключевых ролей. Император такой системой голосования пытался исключить активную часть населения из деятельности Государственной Думы.
Завершая логические преобразования манифеста 17 октября, в феврале 1906 года Государственный Совет Российской Империи был преобразован в Верховную Палату Парламента. В этот орган власти 50% депутатов избирались, а 50% назначались Императором. При этом не менее 2/3 состава Верховной Палаты должны были быть помещиками.