Сошествие христа во ад: предание из iv века

Содержание:

Христианская “ненависть к евреям”

По иронии судьбы, многие еврейские ученые верят в то, что в Талмуде имеются негативные упоминания Иисуса, но что они являются прямым ответом на христианскую ненависть к евреям. Некоторые верят в то, что утверждения в Талмуде являются ответами на негативное изображение иудейских лидеров в Новом Завете. Другие указывают на ранние христианские тексты, которые демонизируют евреев, или на преследования евреев при Константине и его преемниках.

В любом случае, прежде чем осуждать Талмуд за его ненавистнические и богохульные утверждения об Иисусе, давайте поймём, как наши собственные верования могут звучать для других людей. Что касается негативных утверждений в Талмуде об Иисусе и Марии, какие-то из них, вероятно, действительно существуют, но их не много, и они довольно незначительны.

Естественно, я считаю такие высказывания прискорбными, ужасными и непростительными (если, повторюсь, они действительно существуют). И меня очень злит факт того, что традиционные евреи верят подобной клевете об Иешуа. Но я понимаю, что это не главная тема Талмуда, и я признаю, насколько обидно мои собственные верования могут звучать для представителей других религий.

Я также помню слова Петра, когда он проповедовал еврейской толпе вскоре после распятия: “Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению” (Деян. 3:17). И рассказав им истину, он призвал их к покаянию и принятию благодати. И я помню слова самого Иисуса, когда Его распяли: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34).

Пожертвовать

Последнее: 27.09.

Молитвословия

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе.

И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Тропарь Воскресению Христову, глас 5

смертию смерть поправ, /

и сущим во гробех живот даровав.

Мысли отцов Церкви на эту тему связаны с жертвой Христовой

Но это не означает, что отцы никогда не задавались этим вопросом

Мысли некоторых из них по этому поводу были высказаны в контексте рассмотрения другой, более важной темы, связанной с жертвой Христовой. Иные отцы высказывали свои соображения в словах, произнесенных на великие христианские праздники, еще иные, отвечая на отдельные вопросы, лишь вскользь прилагали свои мысли касательно этой области

Что же касается источника святоотеческого богомудрия – Священного Писания, то оно, к сожалению, не дает конкретного ответа. Скорее Библия содержит противоречивые свидетельства, тезисного или контекстуального характера, анализ которых мы попытаемся провести. Также важным для нас есть литургическое наследие, ведь церковная гимнография является одной из форм фиксации богословского предания.

Как молиться у иконы Воскресения

Центральное событие служения Христа достойно особого молитвенного почитания со стороны верующих. Каждый, кто хоть раз был на службе, помнит воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» Весьма уместно будет пропеть ее дома.

Икона «Воскресение Христово» помогает вспомнить о главной цели жизни человека — он должен уподобиться Христу во всем. Открыть Ему свое сердце, принять те изменения, которые неизбежны для того, чтобы душа преобразилась. А вслед за ней изменится и жизнь. Она может быть радостной вне зависимости от уровня достатка. Для этого необходимо наполнить сердце любовью. Путь же для этого один — через молитву. Прежде всего — она должна быть постоянной.

  • Икона Рождество Христово
  • Икона Трилетствующая — здесь
  • Икона Трех радостей —

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Основными молитвами каждого христианина являются «Отче наш», Символ веры, молитва Святому Духу. Регулярно надо обращаться к Псалтири, где царь Давид собрал песни на все случаи жизни. Все их можно читать перед образом Христа, ведь через Него нам открывается и вся Святая Троица. Господь в Священном Писании обещал исполнять любые просьбы человека, которые будут звучать во имя Иисуса.

Не стоит пытаться злоупотреблять этим обещанием, пытаясь получить все земные блага. Господь не глуп, он установил законы жизни для того, чтобы люди пользовались ими другим во благо, а не во вред. Просить можно о духовных дарах, помощи в работе, в сложных ситуациях, о здоровье близких, воспитании детей.

Тема сошествия в ад восходит к религии Месопотамии

Иисус Христос не был первым, кому по преданию, выпало попасть в ад. Подобные мифы известны с глубокой древности:

  • В Кении рассказывали о Маруэ в подземном мире;
  • В Новой Зеландии был миф о Паре и Хуту;
  • Племена Ирокезы рассказывали о Сайадио в стране мёртвых;
  • Чинук передавали из поколения в поколение историю о голубой сойке, побывавшей в загробном мире.

Но нам интереснее всего самый древний миф из Месопотамии, который, безусловно, оказал влияние на христианские представления. Эта история существовала уже примерно в XXX веке до нашей эры, а может, и раньше в устной традиции.

Древняя статуэтка богини Иштар, которая так же, как Иисус, имела богочеловеческую природу, умерла, побывала в царстве мёртвых и воскресла

Богиня Иштар отправилась в царство мёртвых — туда, откуда нет возврата. Точные мотивы её не сохранились ни в аккадских, ни в шумерских источниках. При этом богиня точно знала, чем рискует.

Она поочерёдно проходила через семь врат ада, где стражи требовали богиню снять по предмету одежды или украшению. А эти вещи — сила. В итоге богиня осталась даже без набедренной повязки и погибла от взгляда хозяйки загробного мира.

Но один из богов сотворил двух бесполых существ, чтобы спасти Иштар. Почему бесполых?

  • Пол подразумевает размножение. Это жизнь. А жизни нет места в царстве мёртвых;
  • Только женское или мужское существо может умереть. Бесполое неуязвимо для смерти.

Древние верили, что из загробного мира могло выйти только целомудренное существо.

Кстати, отсюда идёт традиция безбрачия и целибата у жрецов, священников и монахов.

Эти два создания принесли богине семя жизни и воскресили её.

Самое любопытное в этой истории, что Иштар была одновременно супругой и бога, и человека, а значит, сама имела двойственную природу — полубогиня, получеловек.

Такой тема сошествия во ад богочеловеческой фигуры впервые зафиксирована в человеческой культуре. История Иштар на этом не закончилась, но нам этой информации достаточно.

Сошел в ад

Иисус, когда был мертв — три дня проповедовал в аду? Христос Умер однажды за все грехи, праведник за неправедных. Сам факт, что праведник должен был пострадать за неправедных — вещь невероятная. На первый взгляд это может показаться несправедливым.

Как это выразил Эдвин Робертсон:

Лишь необоснованное прощение может исправить непростительный грех. Христос принял страдания за нас, и загадка заключается в том, что Он, Который не заслужил никакого страдания, принял и вынес эти страдания за нас, заслуживших их. Он принес Себя в жертву, чтобы восстановить наши утерянные отношения с Богом.

Петр заявляет, что Христос свершил это, чтобы привести нас к Богу.

При этом Петр употребляет глагол просагейн, переведенный как привести. У этого глагола есть два очень ярких источника.

а) У него есть источник в иудейском мировоззрении.

Этот глагол употреблялся в Ветхом Завете в связи с освящением Аарона и его сыновей для священнодействия. Бог приказывает Моисею:

Смысл, как его понимали иудеи, был таков: лишь священники имели право непосредственного доступа к Богу. Простой человек мог придти в Храм, он мог пройти через двор язычников, двор женщин, двор израильтян, но тут он должен был остановиться: во двор священников, в непосредственную близость Бога он не мог войти; а в Святое Святых из всех священников мог войти лишь первосвященник.

А Иисус приводит нас к Богу, Он открывает всем людям путь в непосредственную близость Бога.

б) У этого глагола есть источник и в греческом мировоззрении.

В Новом Завете три раза употребляется соответствующее греческое существительное просагоге. Просагейн означает вводить, просагоге означает право доступа, результат самого акта введения.

Через Христа мы получили доступ к благодати.

Через Него мы имеем доступ к Богу Отцу.

Через веру в Него мы имеем смелость и надежный доступ к Богу (Еф. 3,12).

В греческом это имело особое значение: при царских дворах был особый придворный просагогеус, решавший, кого допустить в присутствие царя, а кого не допускать. Он как бы распоряжался ключами, открывавшими доступ.

Иисус Христос, через совершенное Им, дает людям доступ к Богу.

Евангелие было благовествуемо мертвым

Если выйти за пределы этих двух стихов и обратиться к следующей части настоящего отрывка, мы можем отметить, вслед за Петром, две великие истины, связанные с деятельностью Иисуса Христа:

  1. в 3,19 Петр говорит, что Иисус проповедовал находящимся в темнице духам,
  2. а в 4,6 — что Евангелие было благовествуемо мертвым.

Как мы увидим ниже, это, вероятнее всего, значит, что за время между смертью и Воскресением Иисус действительно благовествовал Евангелие в царстве мертвых; другими словами, тем, кто в своей земной жизни не имел возможности слышать его, и в этом заключена великая мысль:

  • свершение Христа не ограничено в пространстве и времени;
  • благодать Божия распространяется на всех когда-либо живших людей.

Петр видит в свершении Иисуса Христа абсолютную победу: после Воскресения Иисус Христос взошел на небо и пребывает одесную Бога, а ангелы, власти и силы покорились Ему (3,22).

Это значит, что в Царствие Христа входит абсолютно все и на земле и на небе.

Новые отношения с Богом Он принес всем людям; в Своей смерти Он даже принес благую весть мертвым; в Своем Воскресении Он победил смерть; даже ангельские и демонические силы покорились Ему; и Он делит с Богом Его власть и престол.

Страдающий Христос стал Христом победителем; распятый Христос стал Христом венценосцем.

Святые отцы спорили, зачем Христос спустился в ад: освободить все души или только праведников

Поскольку представление о сошествии Спасителя в ад почти не базируется на Священном Писании, среди святых отцов возникали споры о том, зачем Иисус спускался в ад.

Общая для христианства идея заключается в том, что прежде существовал только ад — тёмное место, где души не мучаются, а просто ждут некого судного дня. При этом нет никакой разницы, душа это праведника или грешника. Иисус Христос дал возможность душам попасть в рай, спастись.

Так что зачем Иисус спускался в ад, нам ясно. А вот за кем — это вопрос.

Христианство учит, что до жертвы Христа умерших не пускали в рай.

Святой Григорий (Богослов), считал, что милость Божья распространилась только на ветхозаветных праведников:

Григорий (Богослов)

богослов

Но встречались и альтернативные мнения.

О них упоминает в письме папа Римский Григорий Двоеслов, когда он обращается к паре константинопольских клириков:

Григорий Двоеслов

папа Римский

Что Иисус делал в аду?

Спустившись в ад, Христос таким образом подтвердил предсказание пророка Исаии: «На живущих в стране тени смертной (в преисподней) свет воссияет». Зная об этом пророчестве, мертвые ждали Мессию. Потому как, согласно христианскому учению, Иисус перенес мученическую смерть не только ради живых, но и ради мертвых.
Перед тем, как войти в преисподнюю, Христос, как пишет Иоанн Златоуст, разрушил медные адские ворота. Тем самым Спаситель полностью сокрушил саму смерть и открыл людям дорогу в рай.
При этом Златоуст утверждает, что грехи людские остались при них же. Для того, чтобы грешники покаялись, а незнающие познали Бога, Христос читает проповедь душам умерших. «Иисус «сошед, проповедовал» — пишет апостол Петр.

Греческий богослов Кармирис утверждал, что Мессия читал проповедь для всех, чтобы каждый имел возможность спастись: «Проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем», праведным и грешникам, иудеям и иноверцам. Фома Аквинский предполагал, что та проповедь не являлась обличительной и осуждающей, а только радостной благой вестью о возможности спасения.

Кого Христос взял на небеса?

Уничтожив смерть, Иисус отправился туда, где ему и следовало быть, то есть в рай. Однако ушел он из ада не один. Святитель Григорий Богослов так говорит о Спасителе: (Иисус) «погребается, но восстает, нисходит в ад, но возводит из него души».
Христианский комментатор Маркион Синопский утверждал, что Христос полностью опустошил ад, то есть вывел оттуда всех, кто там находился. Однако другой богослов Ириней Лионский заявил, что Спаситель вывел из преисподней только тех, кто обрел веру и покаялся в грехах. С ним согласны и большинство представителей христианского учения.
Так вслед за Христом поднялись на небеса все ветхозаветные праведники. Едва завидев Мессию в преисподней, к нему ринулись «Святые Пророки, Моисей, Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Самуил, Исаия и Иоанн Креститель» (Евангелие от Матфея).
Однако Иисус все же забрал из преисподней и некоторых грешников. Так вместе с Христом покинули ад первые люди Адам и Ева, с которых и началось грехопадение. Но оба они давно раскаялись в своих деяниях, а потому милостью Господа были прощены. На иконе, которая так и называется «Сошествие в ад» Иисус изображен на фоне сломанных адских ворот, держащим за руки Адама и Еву.

Отказ от доктрины

Несмотря на то, что лютеранские, католические, реформатские и православные традиции преподают о том, как «мучить ад», ряд христиан отвергают доктрину «мучения в ад», утверждая, что «существует скудное библейское свидетельство ] и что Иисус Христос собственные слова противоречат этому «. Джон Пайпер , например, говорит, что «нет текстуального основания для веры в то, что Христос сошел в ад», и, следовательно, Пайпер не произносит фразу «он сошел в ад», произнося Апостольский Символ веры. Уэйн Грудем также пропускает фразу при чтении Символа веры; он говорит, что «единственный аргумент в пользу … , по-видимому, состоит в том, что она существует так долго … Но старая ошибка все еще остается ошибкой». В своей книге « Воскресший со Христом» пятидесятник Адриан Варнок соглашается с Грудем, комментируя: «Несмотря на некоторые переводы древнего символа веры , которые предполагают, что Иисус …« спустился в ад », библейских доказательств нет. чтобы предположить, что он действительно это сделал ».

Августин (354–430) утверждал, что 1 Петра 3: 19–20, главный отрывок, используемый для поддержки доктрины о «мучении ада», является «скорее аллегорией, чем историей».

Христианский мортализм

Приведенные выше взгляды разделяют традиционную христианскую веру в бессмертие души . Mortalist вид промежуточного состояния требует альтернативного взгляда на и , принимая вид новозаветного использования ад как эквивалент использования Аид в Септуагинте и поэтому преисподнюю в Ветхом Завете . Уильям Тиндейл и Мартин Бусер из Страсбурга утверждали, что Аид во 2-й главе Деяний был просто метафорой могилы. Другие реформаторы Кристофер Карлайл и Уолтер Делоэнус в Лондоне выступали за исключение статьи из символа веры. «Терзание в аду» было главной сценой в традиционных изображениях жизни Христа, которую Джон Мильтон избегал из-за своих смертных взглядов. Морталистские интерпретации утверждений о пребывании Христа в Аиде из Деяний 2 также встречаются у более поздних англиканцев, таких как Э. У. Буллингер .

В то время как сторонники смертных взглядов на душу соглашались с «мучением ада» в отношении душ, что не было сознательных мертвых, которых Христос мог бы буквально посетить, вопрос о том, был ли сам Христос также мертв, без сознания, дает разные ответы:

  • Для большинства протестантских сторонников « сна души », таких как Мартин Лютер , сам Христос был не в том же состоянии, что и мертвые, и, пока его тело находилось в Аиде, Христос, как второе лицо Троицы, находился в сознании на небесах.
  • Для христианских смертных, которые также не придерживаются триединства , таких как социниане и христадельфиане , максима «мертвые ничего не знают» включает также Христа в течение трех дней.

О трех днях Христос говорит: «Я был мертв» (греч. Egenomen nekros ἐγενόμην νεκρὸς, лат. Fui mortuus ).

«Сошествие во ад (Воскресение Христово) с деисусом и избранными святыми». XV век.

Изображение на иконе «Сошествие во ад» полно драматизма и напряженности. Икона посвящена важнейшему событию евангельской истории — Воскресению Христа. Источниками иконографии этого сюжета послужили апокрифические сочинения: Никодимово Евангелие, «Слово о сошествии Иисуса Христа во ад», богослужебные тексты, псалмы, и пророчества Ветхого Завета.

Сошествие во ад (Воскресение Христово) с деисусом и избранными святыми Псков, XV век. 66*82 см Государственный Русский музей

Христос в красных одеждах, символизирующий мученичество, изображен на фоне вытянутой миндалевидной мандорлы — «божественной славы» — и является смысловым центром композиции. Он попирает ногами врата ада и помогает подняться Адаму и Еве. Все три фигуры приближены к зрителю, силуэты их образуют устойчивый треугольник. По сторонам Христа тесные группы ветхозаветных пророков и праотцев, по легенде, предсказавших это событие. Среди них библейские цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, Захария, Моисей, Авель и Аарон.

Основная мысль праздника — победа Христа над адом и смертью — соединяется здесь с темой страдания и скорби людей, их страхом перед его непостижимым и таинственным воскресением.

Интересной особенностью иконы является поясной деисусный чин в верхней ее части. В центре, на месте Христа, против всех правил канона, изображен Никола. Этот византийский святой, живший в IV веке, почитался на Руси наравне со Спасом и Богоматерью, что, видимо, и послужило причиной такого изображения. Позволить себе подобную иконографическую «вольность» могли только псковские иконописцы.

Совмещение на одной доске двух композиций отражает их представление о мире и Вселенной. Икона мыслится как микрокосм, где сосуществуют земное и небесное, реальное событие и его символическое объяснение. Так деисусный чин на иконе воспринимался как прообраз грядущего Страшного Суда, напоминая о неминуемых карах и страданиях, а Воскресение Христа — о всеобщей надежде на прощение и спасение.

Здесь в полную силу проявились все основные свойства и особенности псковской живописи. Пронзительные резкие пробела на одеждах святых, энергичная манера письма, яркие блики, подобно вспышкам света, освещали лица. Кажется, в них концентрируется вся духовная энергия. Такая сила эмоционального воздействия доступна лишь великим мастерам и высокому искусству.

Далее: Великомученик Димитрий Солунский (Псков, XVв.)

Святые отцы об аде

Начать следует с преподобного Исаака Сирина, очень ярко показывающего, что есть рай и ад. Рассуждая о рае, он говорит, что рай — это любовь Божия

. Естественно, когда мы говорим о любви, то главным образом имеем в виду нетварную энергию Божию. Преподобный Исаак пишет:“Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами” . Но рассуждая об аде, он говорит почти то же самое:ад — это бич божественной любви . Он пишет:

Таким образом, ад — это мучение от воздействия любви Божией. Преподобный Исаак говорит, что печаль от греха против любви Божией “страшнее всякого возможного наказания”

. Действительно, какая это мука — отрицать чью-либо любовь и идти против нее! Какая страшная вещь — вести себя неподобающим образом по отношению к тем, кто нас искренне любит! Если сказанное сопоставить с любовью Божией, то можно будет понять и муку ада. Преподобный Исаак считает неуместным утверждать,“что грешники в геенне лишаются любви Божией” .

Следовательно и в аду люди будут не лишены божественной любви. Бог будет любить всех людей — и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. Во всяком случае неуместно утверждать, что ад — это отсутствие Бога.

Отсюда делается вывод, что опыт переживания Бога у людей различен. Каждому будет дано от Владыки Христа “по достоинству”, “по мере доблестей его”

. Будет упразднены чины учащих и учащихся, и в каждом будет обнаружена “острота всяческого устремления”. Один и Тот же Бог будет всем в равной мере подавать Свою благодать, но люди будут воспринимать ее в соответствии со своей“вместительностью” .

Любовь Божия будет распространяться на всех людей, но действовать будет двояким образом: грешников она будет мучить, а праведников — радовать.

Выражая православное Предание, преподобный Исаак Сирин пишет:

Стало быть, одна и та же любовь Божия, одно и то же действие будет распространяться на всех людей, но восприниматься будет по-разному.

Представления о загробной жизни

Ветхозаветный взгляд на загробной жизни в том , что все люди, будьте праведными или несправедливыми, пошли в преисподнюю , когда они умерли. Ни одна еврейская фигура никогда не спускалась в Шеол и не возвращалась, хотя Саулу ненадолго явилось привидение недавно умершего Самуила, вызванное Эндорской Ведьмой . периода Второго Храма развивают концепцию шеола, разделяя его на части, основанные на праведности или неправедности тех, кто умер.

Новый Завет проводит различие между шеолом, обычным «местом мертвых», и вечной судьбой осужденных на Страшном суде , которую по-разному описывают как геенну , «тьму внешнюю» или озеро вечного огня . Современные английские переводы Библии поддерживают это различие (например, переводя Sheol как «Яма» и Gehenna как « Ад »), но влиятельная версия короля Якова использовала слово «ад» для перевода обоих понятий.

В эллинистическом виде героического спуска в подземный мир и успешные возвращение следовать традиции, которые гораздо старше мистических религий популярных во времена Христа. Эпос о Гильгамеше включает в себя такую сцену, и она появляется также в Одиссее XI. Написав незадолго до рождения Иисуса, Вергилий включил это в « Энеиду»

То немногое, что мы знаем о поклонении в мистических религиях, таких как Элевсинские мистерии и митраизм, предполагает, что ритуальная смерть и возрождение посвященного были важной частью их литургии. Опять же, здесь есть более ранние параллели, в частности, с поклонением Осирису

Древняя проповедь о сошествии Господа в ад может отражать эти традиции, называя крещение символической смертью и возрождением ( ср. ). Или эти традиции митраизма могут быть взяты из ранних христианских проповедей.

Православные изображения спуска Христа в ад

С X века образ «Сошествие во ад» прочно укоренился в русской православной живописи и вошел в состав пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.

Сюжет вышивали на праздничном архиерейском одеянии. Среди икон и элементов настенной росписи наиболее известны четыре древнерусских памятника.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Росписи на стенах киевского собора частично утратили первоначальный вид. Художники реставрировали фрески без четкого представления о расположении деталей. Фигуры Адама и Иисуса, а также левая часть изображения, переписаны маслом. В целом, фреска отображает основные особенности иконографии:

  • Иисус ступает по разрушенным адским вратам;
  • правой рукой Спаситель поддерживает Адама, поднимающегося из преисподней;
  • в левой руке Христа изображен крест.

Фигуры пророков Исайи и Симеона, предположительно, дописаны слева во время реставрации. Советский искусствовед В. Н. Лазарев предполагал, что изначально рядом с Адамом были изображены только Ева и фигура праведника.

В правой части фрагмента росписи изображены библейские цари Давид и Соломон, восстающие из саркофага. Они предсказывали приход Христа, и повторили предсказание во время пребывания в преисподней. Рядом с царями изображен Иоанн Предтеча. Он указывает на Иисуса в знак подтверждения своего предсказания о явлении Спасителя в аду.

Иконография софийской фрески близка к сюжету иконы XII века из Эрмитажа. Роспись преисполнена торжественности, особенно подчеркнутой в написании Иисуса Христа.

Прохор с Городца

Икона находится в Благовещенском соборе Московского Кремля и относится к концу XIV века. Автора считают учителем прославленного московского иконописца Андрея Рублева.

О жизни Прохора известно мало. Историки предполагают, что он был родом из волжского города Городец. Характерные особенности его иконописи — резкие переходы от тени к свету. В целом, художник придерживался стилей византийской и греческой иконописных школ.

Прохор участвовал в росписи стен Благовещенского собора и, предположительно, написал иконы для первого иконостаса. Изображения были утрачены из-за перестройки собора и пожара 1547 года. Иконы, которые стоят сейчас на иконостасе, выполнены в технике Прохора с Городца, поэтому его называют автором.

Русский мастер лаконично изобразил схождение:

  • под ногами Иисуса — разлом адских врат и черная бездна;
  • слева на коленях стоит Адам;
  • Спаситель и прародитель тянут друг к другу руки;
  • справа преклонила колени и тоже тянет руки Ева в красном одеянии;
  • на заднем плане выстроились библейские пророки и цари.

Иисус сделал шаг и чуть склонился к Адаму. Облик Спасителя выражает милосердие и прощение. Адам преисполнен раскаяния и благоговения.

Андрей Рублев

Икона из Троице-Сергиевой лавры напоминает работу учителя московского иконописца, Прохора из Городца.

Особенности «Сошествия во ад» Андрея Рублева:

  • Христос протягивает руки к Адаму и Еве, стоящим в правой части иконы;
  • Ева изображена стоя, а Адам — коленопреклоненным.

Андрей Рублев немного изменил композицию. На иконе Прохора фигура Адама расположена традиционно справа от Христа, в левой части изображения. Также традиционным считается фронтальное изображение спасителя.

На иконе Андрея Рублева Иисус Христос обращен в левую сторону, спиной к царю Соломону. Библейский царь указывает на Спасителя Давиду. Соломон торжествует — его пророчество сбылось.

Дионисий

Последователь иконописной традиции Андрея Рублева изобразил сошествие Христа в ад в цикле росписей на стенах храма Рождества Богородицы Феропонтова монастыря. Полный цикл иллюстрирует акафист Пресвятой Богородицы.

Фреска соответствует 12 кондаку и дословно передает его смысл: Спаситель пришел к праведным душам в преисподнюю и разорвал рукописание, желая дать Благодать Божию.

В исполнении Дионисия Иисус стоит на перекрещенных обломках врат преисподней. По обе стороны от Спасителя преклонили колени Адам и Ева. Христос держит их за руки. Позади прародителей стоят пророки и цари. Внизу под вратами изображены во тьме два ангела и поверженный ими Сатана, а также праведники в белых одеждах.

Евангельская история искушения Христа в пустыне

Теперь вернемся к тексту Евангелия. Это всем нам известная история о том, как сатана, после сорокадневного поста Господа в пустыне, приступает к Нему с искусительными вопросами. Первое искушение сатаны заключается в том, чтобы алчущий Христос претворил Себе камни в хлебы. Святитель Иоанн Златоуст толкует это место так: «После того как слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему со словами сомнения. И, как некогда, приступив к Адаму, выдумал то, чего совсем не было, чтобы узнать истину, так и теперь, не зная ясно неизреченного таинства воплощения, и того, кто пред ним, коварно сплетает новые сети, чтобы, таким образом, узнать сокровенное и остававшееся в неизвестности» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIII).

Здесь особого внимания заслуживают выражения: «Находясь в таком недоумении», а также «не зная ясно неизреченного таинства воплощения и того, кто пред ним».

Таким же образом, диавол приступает ко Христу во второй и третий раз. Важным представляется замечание свт. Иоанна Златоуста касательно этих двух искушений. Он говорит: «Однако Христос и после этих слов не открывает Себя, но все еще говорит с ним как человек; слова: не о хлебе единем жив будет человек, и: не искусиши Господа Бога твоего еще не обнаруживали ясно, кто Он, но показывали в Нем простого человека».

Хотя святитель и говорит, что Христос Своими двумя первыми ответами не открывал Своего Божества, но вместе с тем он и не утверждает, что когда Христос сказал «отойди от Меня, сатана» (Мф.4,10) (третий ответ), диавол действительно понял, Кто перед ним.

Каждую свою новую попытку сатана предпринимает с постановки вопроса, предваряемого вопросительной фразой: «если Ты Сын Божий…». Тот же святитель Иоанн, разъясняя это место Священного Писания, говорит, что подобно тому как тогда словами: «в оньже аще день снесте, отверзутся очи ваши» (Быт. 3, 5) он клеветал на Бога, желая этим показать, что они (Адам и Ева) обмануты, обольщены и нимало не облагодетельствованы, так и теперь старается внушить то же самое, и как бы говорит: напрасно Бог назвал Тебя Сыном Своим, Он ввел Тебя в обольщение этим даром, если же это не так, то покажи нам божественную Свою силу.

Слова святителя «покажи нам божественную Свою силу» — указывают на то, что жаждущий увидеть Божественную силу никак не мог видеть ее источника, т.е. Божества Христа.

На вопрос, который был поднят несколькими абзацами выше, касательно того, зачем же диавол искушает Господа, святитель Иоанн Златоуст дает следующий ответ: «Дьявол говорил это (искушения – свящ. И.П.) не для того, чтобы самому уверовать, но чтобы, как он думал, обличить Христа в неверии, так как и прародителей он обольстил таким же образом, и обнаружил, что они мало имели веры к Богу». Попытка обличить в неверии не указывает ли на отсутствие истинного ведения диавола, т.к. можно ли пытаться обличить в неверии Бога в Самого Себя?

Оканчивается Евангельский рассказ тем, что когда Христос отразил все искушения диавола, к Нему приступили Ангелы. У евангелиста Луки (4,13) содержится интересное дополнение о том, что после всех искушений «диавол отошел от Него до времени». На вопрос, что это означает, и до какого времени отошел лукавый, преподобный Максим Исповедник отвечает, что сатана отошел до времени крестного страдания, дабы как он полагал, ему удалось с помощью искушений … найти в Господе какое-либо человеческих страстей. У преподобного Максима здесь нет прямого ответа на исследуемый вопрос, но смысл его слов о том, что диавол посредством крестных страданий будет пытаться победить Господа, скорее всего, указывает на его восстание против человека, нежели против Бога.

Как Христос попал в ад?

Согласно Библии, за грехопадения и отступления людей от Бога, долгое время дорога в рай была закрыта как для грешников, так и для праведных. Все люди, независимо от их поступков, совершенных при жизни, после смерти попадали исключительно в ад. Примечательно, что праведники имели в преисподней отдельное место, называемое Авраамово лоно. Некоторые богословы, как, например, Игнатий Брянчанинов, считают Авраамово лоно неким филиалом небес в аду.
Монах Симеон Новый Богослов пишет «некогда Христос Бог наш после того, как повешен был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, сошел в преисподняя ада, потом поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых и затем, наконец, вознесся на небеса с силою и славою многою, скончался, спустился в преисподнюю, а потом, поднявшись оттуда, снова «вошел в пренепорочное тело Свое и воскрес»».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector