Православный храм

На что обратить внимание

Если церковный интерьер создается «с нуля», стоит позаботиться, чтобы все иконы на стенах храма или в стоячих киотах были выполнены в единой стилистике

, сочетались между собой и с образами на иконостасе. Чтобы рядом и симметрично друг другу располагались иконы одинакового размера и формы. Тогда, даже при довольно скромном убранстве, церковный интерьер будет гармоничным.

Стоит обратить внимание не только на форму и размер икон, но и на их художественную стилистику

. Конечно, в одной церкви могут быть помещены иконы, выполненные в русской и греческой традициях, в каноническом и академическом стилях. Но при наличии большого выбора, вероятно, стоит соблюсти некое единообразие.

Верующие любят прикладываться к иконам. Свечи, возжигаемые перед ними, имеют свойство коптить. Чтобы защитить иконы, следует поместить их в застекленные киоты – это проще и в конечном итоге дешевле, чем через несколько лет, а то и месяцев оказаться перед необходимостью реставрировать или даже заменять образы.

История христианского алтаря

Появление алтаря в христианстве исторически связано с Ветхозаветным Храмом. Устройство Храма соответствует Божьему Замыслу: Святая Святых, Святилище, двор. По такому же принципу устроен и православный храм. Он также состоит из трёх частей: алтаря, собственно храма и притвора. В ветхозаветные времена Святая Святых символизировало Царство Небесное. Поэтому сюда только единожды в год входил первосвященник для окропления кровью очистительной жертвы. Смысл состоял в том, чтобы кровь животных «покрывала» грехи израильского народа.

В Новозаветной Церкви кровавые жертвоприношения не приносятся. Искупление человеческих грехов происходит через покаяние и веру в Иисуса Христа, добровольно пролившего Свою Кровь на Кресте за грехи всего человечества.

Пространство христианского алтаря напоминает Сионскую горницу (комнату), где Господь совершил Тайную Вечерю. В раннехристианские времена (1-2 века) алтарем служил стол в доме, где совершалась Вечеря любви. Так называлась трапеза с преломлением хлеба и благословением чаши (Евхаристия).

В 4 веке окончились гонения на христиан, необходимость в тайных службах отпала, стали возводить церкви. Алтарем стал называться непосредственно храмовый престол, на котором совершалась Бескровная Жертва. Для католиков и протестантов понятие «алтаря» сохранилось именно в этом смысле. Впоследствии алтарь в храме включил в себя не только престол, но и Горнее место (возвышенное место, где стоит кресло для архиерея и сидения для священников). Для жертвенника было выделено особое место вне престола.

Символические изображения в катакомбах, следующие:

якорь — знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании;

голубь — символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души;

феникс — мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения;

павлин — символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению;

петух — также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью;

агнец — символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя;

лев — символ силы, могущества, власти;

оливковая ветвь — символ мира, возрождающейся жизни;

лилия — символ чистоты;

рыба — глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» — «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;

виноградная лоза и корзина с хлебом — символизируют Таинство Причащения.

Как языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей — так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников. Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; Пророк Даниил между львами; получение скрижалейпророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.

Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.

Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

  • четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
  • шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
  • восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».

Полезный совет

Облик

иконостаса определяет восприятие храмового убранства

Поэтому особенно важно, чтобы он соответствовалархитектуре храма. В старинных церквях иконостасы, как правило, воссоздают в соответствии с тем, как они выгляделидо разрушения

Впрочем, не всегда. Как известно, в XVIII – XIX веках церковное искусство находилось под серьезным влиянием искусства светского. Поэтому нередко настоятели храмов принимают решение сделать новый иконостас более соответствующим традиции церковного благочестия: с крупными, написанными вканоничной стилистике иконами. В любом случае, если храм является памятником архитектуры, при воссоздании его убранства следует быть очень внимательными, чтобы не вступить в противоречие с действующим законодательством.

Из истории

Первые алтарные преграды, известные нам, появились в IV

веке по Р.Х. Они представляли собой невысокийпарапет , решетку. Нечто подобное было вантичных общественных учреждениях, где места судей и писарей были отделены решеткой от помещения для посетителей. Со временем на этот парапет в храме стали устанавливать иконы. Он делался все выше и декоративнее.

Появление иконостаса, скрывающего происходящее в алтаре от мирян, связывают с именем святителя Василия Великого

. Житие святителя сообщает: «Имел святой Василий Великий и такой благодатный дар. Когда он во время Литургии возносил Святые Дары, то золотой голубь с Божественными Дарами, висевший над святым престолом, движимый силою Божией, сотрясался три раза. Однажды, когда Василий служил и возносил Святые Дары, обычного знамения с голубем, который своим сотрясением указывал сошествие Святого Духа, не было. Когда Василий размышлял о причине сего, то увидел, что один из дьяконов, державших рипиды, смотрел на женщину, стоявшую в церкви. Василий повелел тому диакону отступить от святого жертвенника и назначил ему епитимию <…>. С того времени святой Василий повелел устроить в церкви пред алтарем завесу и перегородку <…> » (Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых, т. 1). Из этой цитаты следует, что по указанию свт. Василия на иконостасе появилась завеса –катапетасма . Мы видим ее и сегодня над Царскими вратами.

С течением столетий формировалась общая для разных стран схема размещения основных образов в иконостасе. Увеличивалось количество рядов. Усложнялся декор. К XVII

веку в России повсеместно распространились пятиярусные тябловые иконостасы.

После Петровских преобразований, когда Церковь в России была фактически подчинена государству, храмовое зодчество в большинстве случаев стало следовать в фарватере модных в то время в светской архитектуре стилей. Появились иконостасы, выполненные в стилистике барокко

, затем –классицизма ,готики ,модерна . Внаши дни создаются иконостасы в самых разных стилях, начиная свизантийского .

В храме может быть несколько алтарей

Если размеры храма позволяют, то в нем стараются сделать два или три алтаря, но в принципе их может быть сколько угодно (например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади — 11 алтарей и Престолов).

Зачем нужно несколько алтарей?

Причин две. Одна — сугубо каноническая. По установлению Церкви, в течение суток на одном престоле (а значит и в одном алтаре) может служиться только одна Литургия. В крупные праздники Литургия в одном храме может служиться и дважды и даже трижды (например, на Пасху). Для таких случаев и проектируется несколько алтарей.

Подмосковная Зосимова пустынь в Рассудово. Главный храм. В кадре видны центральный алтарь и чуть дальше — еще один.

Вторая причина: «идейная» и она как бы «добавляется» к канонической. Например, у основателя храма, города или монастыря, где храм воздвигнут, могут быть особо чтимые святые или праздники. Алтари освящаются в память о них, и в соответствующие праздники там служится литургия.

Разумеется, количество алтарей продумывается на стадии проекта.

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре.

Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

Центрические сооружения

Центрические храмы строились по канонам римской архитектуры, которая достигла огромного совершенства в создании купольных зданий (дворцовые залы, мавзолеи). Великой купольной конструкцией в Риме являлся Пантеон. В восточной части Византийской империи, в которой процесс создания центрических соборов проходил наиболее активно, архитектура христианства опиралась на строения языческих святилищ, например, шестигранная площадь в храме Баальбека.

Центрические соборы Палестины IV столетия, сооруженные при Константине, представляли собой обычные восьмигранники (октагоны) либо ротонды без пристроек. Через время у храмов появилась апсида, ее функция изначально не всегда совпадала с алтарем. Тут могли начать молебен с прочтения Евангелия, а Евхаристия происходила в середине церкви под куполом. Постепенно ротонды дополняли разными помещениями, к примеру, комнатами для паломников.

Примерно в VI столетии был сформирован тип октагона, где угловые части соединялись с круглыми нишами, завершая углы квадрата. К этому типу относились церковь Святого Георгия в Эзре (516 год) и гробничный храм в Русафе (на могиле великомученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (513 год) представлял собой квадрат с вписанным кругом. Центр круговой ротонды был в форме квадрифолия. Так средняя часть получила вид креста-четырехлистника, завершавшегося куполом. Размеры таких сооружений были настолько огромными, что обычно их невозможно было накрыть каменным куполом. Крыша изготавливалась из дерева.

Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение

Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие.

  • Размеры. Церковь – небольшое строение, расположенное на маленьком участке земли. Монастырь – это очень красивое по внешности здание. Оно мощное, достаточно высокое, может находится на большой территории.
  • Половое различие. Церковь посещают одновременно и мужчины, и женщины. Монастырь может предназначаться или для мужчин, или для женщин. Мужчины не могут заходить в женский монастырь, а женщины – в мужской.

Отличие церкви от монастыря

  • Название должностей, обязанности. В церкви могут служить обычные горожане, люди, которые всего лишились. В церкви главным считается Епископ. В монастыре могут служить или монашки, или священники.
  • Проживание. В монастыре люди живут, как на постоянном месте жительства. В церкви можно только молиться, а потому тут жить пришедшим гражданам запрещено.
  • Божья Сила. Монастырь обладает сильной и мощной аурой. Сюда люди приходят, когда у них на душе тяжело. Церковь же имеет слабую ауру.

Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм

Например, если центральный придел  освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.

Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.

Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.

Количество дополнительных приделов может быть и 2 и 3.

Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.

Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.

Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.

Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.

Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.

Нельзя совершать  за одни сутки две литургии в одном алтаре. 

А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.

Что такое храм

Этим термином называется архитектурное сооружение, построенное во славу Господа и используемое для совершения религиозных обрядов и проведения богослужений. Что значит слово «храм»? Это древнерусское «хоромы» или «храмина», применявшееся для обозначения жилых помещений крупных размеров.

Считается, что первым православным храмом стала горница обычного дома, в которой произошла Тайная вечеря накануне дня, когда Иисус Христос был предан Иудой и принял крестные страдания. Здесь Спаситель преподал ближайшим ученикам заповеди о любви и смирении, предсказал будущее христианской церкви и всего мира. Здесь произошла первая Божественная литургия или Евхаристия — Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Это заложило основы православного храма — специально отведённого помещения для общения с Господом посредством проведения молитвенных собраний и совершения религиозных Таинств. Храм — сакральное место с жертвенником и алтарём, в котором наиболее явственно ощущается присутствие Бога. Пришедшим сюда можно помолиться, покаяться в грехах, попросить заступничества, пообщаться с верующими единомышленниками.

Форма постройки храма глубоко символична и может иметь один из видов:

  • Корабль (базилика) — самая древняя конфигурация. Образно выражает мысль о том, что вера — ковчег спасения человечества, плывущий в вечность по бушующему житейскому морю.
  • Крест — основа Церкви, память о распятии Христа, инструмент и средство спасения рода людского.
  • Круг — символ вечности, говорит о безграничности и нерушимости существования православия.
  • Восьмиконечная звезда — сияющий путеводный свет истины на тёмном небосклоне невежества и заблуждений. Он напоминает людям о Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к месту рождения младенца Иисуса.

Снаружи храм венчается куполами с крестами и часто имеет колокольню. Внутреннее пространство помещения делится на 3 составляющих:

  • алтарь, где находится престол;
  • центральная часть, которая и есть храм;
  • притвор, специальная пристройка.

На престоле в алтарной части совершается таинство причащения — Евхаристии, бескровного жертвоприношения. У входа обычно размещается паперть, а в дополнительном внутреннем притворе в давние времена совершались трапезы. Большой храм имеет много алтарей, для которых пристраивают приделы. Ежедневно может совершаться столько литургий, сколько есть в храме приделов, а все Евхаристии приносят разные батюшки.

Каждый храм освящается в чью-либо честь (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, святого великомученика или престольного праздника) и носит соответствующее название: Преображенский, Свято-Михайловский и т. п. Часто приделы тоже бывают посвящены кому-то и получают его имя, но весь храм называется в честь того, во чью славу освящён главный престол.

Что привезти с собой: пряничные сердца, шаховница и сувениры с местной блошки

Самый известный загребский сувенир — лицитарский пряник в форме сердца, он даже включен в список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Пряники продаются во всех сувенирных магазинах и ларьках на центральной площади.

Лицитарский пряник. Фото: Seanpu1 (CC BY-SA 3.0)

Можно поддаться стереотипам и ностальгии и зайти в магазин хорватской обувной марки Borovo (самый центральный по адресу Preradovićeva ul., 16). Эта марка существовала еще во времена Югославии и была популярна в соцстранах. Другой элемент гардероба, который ассоциируется с Хорватией — галстук. Во многих языках его название происходит от французского cravate. Такие шейные платки были частью формы кроатов, австрийской кавалерии, в состав которой входили и хорваты. Сувенирные варианты в хорватскую красно-белую шашку продают в магазине Kravata (Radićeva, 13). Хорватия использует шаховницу в своей геральдике еще со Средних веков. По одной из легенд, она символизирует объединение племен красных и белых хорватов. Будьте внимательнее — бело-красный вариант (верхняя левая клетка белая) — это усташский вариант шаховницы. Усташи — хорватские националисты. Еще один известный ремесленный мономагазин — магазин зонтов Cerovečki (Ilica, 49). Там продают шестинские зонты — когда-то он был частью народного костюма, а сейчас стал одним из символов Загреба.

Продуктовыми сувенирами — колбасными изделиями, травяными сборами, домашней ракией — лучше всего закупаться на центральном рынке Dolac (Dolac, 9). Альтернатива рынку — магазин хорватских продуктов Kredenca (Radićeva ul., 13). Там кроме еды продают и товары для дома. Хороший магазин с местной натуральной косметикой — Aromatica (Vlaška ul., 15). Отличный вариант сувенира — парфюм и ароматизаторы для дома, вдохновленные атмосферой Загреба из магазина Notes of Zagreb (Skalinska ul., 2). Сувениры от загребских дизайнеров продают в магазине Take me home (Tomićeva ul., 4).

За ретросувенирами из югославской, а если повезет, и австро-венгерской эпохи можно съездить на антикварный базар на Британской площади (Britanski trg). Он работает по воскресеньям в первой половине дня. Альтернатива ему — блошиный рынок Hrelic (Sajmišna cesta bb). Работает по средам, субботам и воскресеньям с 7 до 20, но больше всего продавцов — утром в воскресенье. Если не хочется уезжать далеко или ждать воскресенья, то за винтажной одеждой и аксессуарами можно зайти в Ulični ormar (Jurišićeva 16).

Блошиный рынок Hrelic. Фото: ivana/Flickr.com

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Изменения после монголов

В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.

Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.

Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector