Шоанинский храм карачаево-черкесии

Баритовый водопад

Еще один водопад, маршрут к которому от поселка Архыз считается несложным. Пешая прогулка к Баритовому водопаду займет не более двух часов, а перепад высот при подъеме практически не ощущается. Водопад представляет собой узкий поток воды, который эффектно падает с отвесной скалы. Высота свободного падения воды – 20 метров.

От водопада хорошо видно горный хребет Чагет-Чат и ущелье реки Кизгыч.  В этих местах когда-то добывали минерал барит — внизу сохранилась небольшая штольня, а около водопада можно найти блестящие камни.

Водопад особенно красивый и полноводный в первой половине лета. После довольно напряжённого подъёма под ним приятно искупаться, хотя вода очень холодная.

Баритовый водопад

Как добраться

Нужно доехать до поселка Коста Хетагурова, недалеко от города Карачаевска. Если вы едете от Крачаевска в сторону Домбая, то уже практически на выезде из Коста Хетагурова есть указатель и поворот на дорогу к храму. Дальше ведет проселочная дорога, есть указатели и заблудиться не получится. Еще один ориентир гора Шоана, ее хорошо видно с дороги, а с определенного места видно сам храм.

Недалеко от трассы место, где можно оставить машину. Автобусам дальше проезд запрещен, знак на дороге.

Мы доехали на машине до небольшой стоянки, здесь нас напугали туристы, которые сказали, что проехать дальше на нашей машине не получится, ямы, камни и все такое. Так что мы пошли пешком. На автобусах сюда проехать нельзя, везде указатели.

Дорога на всем протяжении выглядит примерно так. Не все водители решаются ехать на легковых машинах.

Расстояние от стоянки до храма около двух километров и мы решили пойти пешком. Как оказалось потом, проехать на легковой машине сюда вполне возможно. Дорога, конечно не асфальт, но даже низкие машины проезжали спокойно.

Вид с дороги на поселок Коста Хетагурова. А за горами Домбай.Дорога к храму. Вид на горы.

Зато вид с дороги на ущелье открывается просто потрясающий, из машины этого не видно.

Храм и колокольню видно с дороги.

Последний поворот перед храмом, его уже видно на скале. Кто то в это время ударил в колокол. Где то за час, неспеша, мы дошли от машины до территории храма.

Парковка возле территории храма. Можно сюда заехать на машине.

Шоанинский храм или Церковь Георгия Победоносца

Территория огорожена, вход для всех бесплатный. Людей довольно много, кто на машинах, кто как мы, пешком.

Дорога к храму.

На входе образ Георгия Победоносца, лавочки для отдыха, видимо для тех, кто как мы, пришли пешком.

Сам храм расположен на скале и к нему ведут ступеньки, сделанные совсем недавно. Видно, что за комплексом ухаживают. Просто непонятно, как его строили в Х веке. Без специальной техники, на такой высоте, храм стоит на самом обрыве, скалы со всех сторон.

Развалины старого монастыря. В отличие от храма они не сохранились до нашего времени, хотя и были построены позже.Шоанинский храм

По лестнице подошли ко входу. В храме никого нет, по большим праздникам здесь проходят службы, приезжают верующие, а в другие дни храм пустует.

Вход в храм.Листочки и ручка на столе. Пишем имена всех близких, чтобы их упомянули в молитвах.

Если соберетесь сюда приехать, возьмите с собой свечи, здесь их купить негде. Очень тихо, прохладно. На столе стоит коробочка с бумажными листочками, сюда вписывают имена тех, кого хотят, чтобы упомянули в молитве. Мы тоже оставили свой список близких людей.

В храме.Икона Георгия Победоносца.

С противоположной стороны от входа — выход к колокольне.

Дорожка по обрыву к колокольне.

Звон колокола слышно по всему ущелью, а мы чуть не оглохли.

В колокол могут позвонить все желающие, считается, что звон отпугивает злых духов. Только не звоните громко, дергайте веревку как можно тише, а то можно оглохнуть. Мы проверили! Звук колокола слышен далеко по ущелью.

Вид со смотровой площадки.А с другой стороны поселок Коста Хетагурова.

Возле колокольни смотровая площадка с видом на поселок и на ущелье с другой стороны.

Шоанинский храм.

Как добраться на машине

Из всех храмов на Кавказе, где нам удалось побывать, Шоанинский самый живописный — потрясающие виды на ущелье, само строение на обрыве, колокольня. Сюда привозят туристов с Домбая, организовывают экскурсии из Пятигорска и Кисловодска. Однозначно стоит посетить.

Радиотелескоп РАТАН-600

Расположен в 25 км от Нижнего Архыза в станице Зеленчукская. РАТАН расшифровывается как «Радиоастрономический телескоп Академии наук». Впервые он был запущен в июле 1974 года и является действующим до сих пор. Этот объект менее посещаем туристами, чем телескоп БТА, однако при этом он так же интересен. Антенна радиотелескопа состоит из металлических щитов, расположенных по окружности диаметром почти 600 метров. Фактически телескоп напоминает круглый стадион, или амфитеатр. Осмотреть уникальный и масштабный радиотелескоп можно в составе организованной группы. Экскурсоводами являются научные сотрудники обсерватории, которые доступным языком расскажут о сложных космических явлениях.

Радиотелескоп РАТАН-600
Трехэтажная конструкция, для подъёма на высоту и обслуживания щитов.
Каждый алюминиевый щит имеет высоту 11 метров, всего их почти 900.

Все вместе или по отдельности щиты могут менять наклон, отражая излучение от космических источников, которое падает на них, в единый центр — фокус телескопа.

В фокусе стоят облучатели, устройства, собирающие радиоизлучение, которое направляется на него щитами. Облучатель передаёт принятую энергию на вход радиометра, и, после усиления регистрируется электроизмерительным прибором. Таким образом на РАТАН-600 наблюдают за Солнцем, звездами, туманностями, галактиками, кометами и прочими небесными телами.

Всего облучателей несколько, они передвигаются по рельсовым путям, словно обычные вагоны.

Подробная экскурсия

СИМВОЛЫ КРАЯ: СЕРЕБРЯНАЯ МОНЕТА C ИЗОБРАЖЕНИЕМ ХРАМА

В связи со святыней часто упоминается одна уникальная монета. Шоанинский храм – признанная культурно-религиозная памятка, поэтому в рамках серии «Архитектурные памятники РФ» в феврале 2016 года специально отчеканена штучная серебряная монета трехрублевого номинала. Она всецело посвящена Шоанинскому храму и украшена его изображением.
Сама святыня на своих древних стенах содержит символы Карачаево-Черкессии

В первую очередь, стоит обратить внимание на небольшую табличку, где изображен герб и флаг Северной Осетии, а также КЧР. Герб Осетии довольно оригинален и красив: на нем изображен горделивый барс на фоне величественных гор Кавказа.
Флаг Карачаево-Черкесии состоит из голубого, зеленого и красного цвета, расположенных по горизонтали

В центре находится орнамент со стилизованным изображением восхода солнца в горах. Каждый цвет символизирует определенное понятие: зеленый – плодородие, красный – дружбу между народами, синий – спокойствие, мир, мудрость.
Что еще изображено на стенах святыни, расположенной над аулом имени Коста Хетагурова? Храм Шоанинский также украшен флагом республики Северной Осетии, где превалируют три цвета – белоснежный, алый и лимонный. Первый символизирует моральную чистоту, второй – отвагу и честь, а третий – изобилие и процветание.

Софийские озера

Три живописных высокогорных озера, добраться к которым достаточно сложно. Туристам, желающим посмотреть их, предстоит многочасовой подъем в горы на высоту 2800 метров. Опытные туристы советуют идти минимум в двухдневный поход, чтобы сполна насладиться красотой озер среди первозданной природы на фоне величественных гор. Вода в Софийских озерах имеет насыщенный бирюзовый цвет с оттенком лазури.

Софийские озера

В Карачаево-Черкессии есть горный массив Кёль-Баши, где на высоте 2800 метров имеются небольшие чашеобразные углубления, заполненные водой. Это и есть Софийские озера. Всего насчитывается три большие чаши и несколько маленьких. С верхней точки видно, что они образуют каскад. Некоторые из них имеют настолько правильную круглую форму, что их можно принять за жерло потухшего вулкана. Свое название они получили по горе София — одной из самых высоких вершин Архыза (3637 м).

Самое верхнее озеро называется Северным. Река Кашха-Эчкичат связывает его со следующим озером, которое прозвали Большим. Оно вполне соответствует своему имени – диаметр водоема составляет 300 метров, а глубина – целых 17 метров! Не будь оно высоко в горах, его можно было бы считать судоходным. Далее следует Нижнее озеро. Все вместе они – Софийские озера.

Каждое озеро отличается оттенком воды. Сильнее всего впечатляет самое большое из них, поверхность которого отливает густой лазурью. На самом деле вода совершенно прозрачна. Ее окраска обусловлена цветом дна. Такой же эффект возникает в бассейнах, дно которых облицовано голубой кафельной плиткой. В случае с озером это выглядит очень эффектно. Так и тянет искупаться. Вода в озере имеет температуру не выше десяти градусов, поэтому купание дает колоссальный заряд бодрости.

Как добраться до Софийских озер

Ближайшим населенным пунктом является известный курорт и горнолыжный центр «Архыз». Он и считается отправной точкой для походов. Черкесск связывает с курортом трасса Р-265. Из Кисловодска и Невинномысска до Архыза ходят маршрутки. Водопады расположены в 15 километрах от поселка, поэтому без ночевки в палатке не обойтись. К озерам ведет несколько троп – по ущелью ручья Ак-Айры, долине реки Псыш, через балку «Орленок» или озеро «Запятая».

Еще один вариант — арендовать внедорожник с водителем. Машину обычно берут на Поляне Таулу в 5 километрах от Архыза. В этом случае задача значительно упрощается. От Поляны до Софийских водопадов — 10 километров. В этом случае, чтобы до них добраться и вернуться обратно, достаточно одного дня.

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ ПРИГЛАШАЕТ ТУРИСТОВ И ПАЛОМНИКОВ

Самый известный собор, относящийся к аланской епархии – Шоанинский храм. Где находится христианский форпост, оставленный современным жителям их древними предками? Он возведен над рекой Кубань, неподалеку от точки ее слияния с Тебердой, а точное место расположения – гора Шоана. Тысячелетняя история собора неспроста началась именно здесь. По этим густонаселенным в те времена местам проходило пересечение торговых путей, а жизнь в буквальном смысле била ключом. Но позже, когда торговля шелком и прочими товарами сошла на нет, местные аулы пришли в упадок, а население разбрелось по свету в поисках лучшей жизни. О том, что вокруг храма проживало множество людей, свидетельствуют полуразрушенные следы массовой застройки.
За три века до появления прекрасного однокупольного собора в Аланию пришла христианская религия. О том, что она, наконец, прижилась в этих краях, свидетельствует постройка такого памятника архитектуры, как Шоанинский храм (КЧР).Сентинский и Шоанинский храмы – наиболее известные и старинные представители византийского зодчества, были возведены недалеко от знаменитого Нижнеархызского городища. Примечательно, что, несмотря на небывалый возраст постройки, она периодически выполняет свои функции и сейчас. Несколько раз в году здесь совершаются богослужения. Происходит это по особо великим христианским празднествам. Дорогу сюда не забывают и вереницы паломников.

Шоанинский храм

Шоанинский храм- христианский собор, относящийся к исторической Аланской епархии, возведённый в конце X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Церковь представляет собой купольный храм типа вписанного креста и повторяет, некоторым образом модифицируя, формы Северного Зеленчукского храма.

Расположен на юго-восточном отроге горы Шоана, на левом берегу Кубани, в стратегически важном месте неподалеку от её слияния с Тебердой. Храм находится над осетинским селом имени Коста Хетагурова в 7 км к северу от города Карачаевска

Шоанинский храм

Традиционная для византийских построек плинфа используется лишь в арках, основной объём сложен из песчаниковых квадров грубой обработки на извести, с буто-бетонным заполнением внутри стены. Окна также перекрыты не аркой из плинфы, а камнем с выточенным в нём полукруглым завершением. В кладке видны многочисленные отверстия для лесов, а в отверстии в западной части южной стены даже сохранился кусок деревянной балки, которую строители не смогли вынуть и отпилили. Для возведения храма потребовались мощные каменные субструкции. Фасадный декор церкви очень скуп: присутствует карниз из каменных плиток, плинфяные бровки на барабане и каменные бровки над некоторыми окнами. Снаружи Шоанинский храм, как и все аланские купольные храмы, был покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки (читается на швах), а внутри оштукатурен и украшен орнаментами.

Правила поведения в Шоанинском храме
Вид со смотровой площадки Шоанинского храма

Шоанинский храм – одно из немногих архитектурных свидетельств древнего христианства. Его посещают те, кого очаровывает не только восхитительная природа Большого Кавказа, но и его рукотворные красоты. Место, где возведен указанный храм, овеяно историческими хитросплетениями и жизненными коллизиями. Немудрено, ведь 11 веков прошло с момента его возведения.

Беседка-звонница Шоанинского храма
Беседка-звонница Шоанинского храма
Беседка-звонница Шоанинского храма
Внутри Шоанинского храма

Не только ученые, но и обычные граждане задаются вопросом, почему местом для возведения храма выбрана высокая гора Шоана (Карачаево-Черкесия). Это не очень логично, поскольку небольшая, обрывистая площадка труднодоступна для посещения и категорически не подходит для размещения многолюдных собраний верующих.Версий несколько. Первая говорит о том, что на горе планировался Шоанинский монастырь – скит-киновия, скрытый от посторонних глаз. Версия довольно логична, поскольку, согласно верованиям христиан, с горных вершин гораздо удобнее разговаривать с Богом, а молитвы становятся результативнее.Вторая гипотеза говорит о том, что храм проектировался как резиденция, предназначенная для епископа Кубанского. Обе версии довольно правдоподобны, но какая из них истинная – неизвестно.

Путешествие по Кавказу: Шоанинский Храм X-XI века в Карачаево-Черкесии

Шоанинский храм X века в Карачаево-Черкесии

Аланские храмы Карачаево-Черкесии

Современная Карачаево-Черкесия является наследником средневекового государства аланов, возникшего в начале первого тысячелетия. Аланская держава была развитой в экономическом и культурно-духовном плане, что привлекало византийских миссионеров, главной целью которых было распространение христианства на здешних землях.

Пик расцвета Алании припадает на 11 век. В это время возводятся православные храмы, активно развиваются живопись и архитектура. Хаос и разруха, которые сеяла армия Тамерлана на своем пути, также коснулись и территорий нынешней Карачаево-Черкесской Республики. С середины 14 века Аланское государство прекратило свое существование, оставив после себя пять церквей крестово-купольного архитектурного стиля.

Зеленчукские храмы

Комплекс православных соборов расположен в поселке Нижний Архыз, чьи земли простилаются в долине реки Большой Зеленчук между Тебердой и Карачаевском. Всего здесь насчитывается три храма: Северный, Средний и Южный. Названия сооружений соотносятся с их географическим положением.

Северный храм (Георгиевский)

Здание находится за пределами городища. Северный храм является самым древним и главным святилищем среди церквей зеленчукского комплекса, о чем свидетельствует его статус кафедрального собора Аланской епархии (10 – 13 вв.).

Длина храма совпадает с его максимальной высотой и равна 21 метру, ширина здания составляет приблизительно 10 метров.

Фресковая живопись на стенах собора, к сожалению, не дошла до наших дней в первозданном виде. Те изображения, которые прихожане видят сейчас, являются реконструкцией утраченного предмета искусства, которое попытался восстановить Д. Струков – археолог и художник.

По словам историков, храм был возведен в честь святого Николая Чудотворца в 916 году.

Одно из помещений Северного собора было оборудовано для проведения обряда крещения. Возле южной стены архитектурного памятника найдены три захоронения.

Средний храм (Троицкий)

В первой четверти 10 века в аланском городище появился храм посвященный Христу Спасителю. По задумке инициаторов, здание должно было напоминать большой крест с равномерным соотношением сторон. Однако решением главного архитектора, к центральной части церкви было добавлено два выступа и вытянуто в длину ее западный рукав.

Обязанности по восстановлению руин храма, пострадавшего от разрушительных монгольских нашествий, полностью взяли на себя монахи из местного мужского Александро-Невского монастыря. В 1897 году ремонтные работы были закончены, собор освятили в честь Троицы.

Стены здания украшены старинными фресками с изображением святых воинов, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Южный храм (Ильинский)

Покровителем церкви считается святой пророк Илия. Это единственный собор из зеленчукского комплекса, который продолжает вести богослужения в наше время.

Снаружи храм похож на небольшой дом, его выдает лишь второй этаж украшенный куполом. По всему этому можно судить о том, что церковь задумывалась как частный объект для обслуживания потребностей одной богатой семьи.

Шоанинский храм

Между двух скал на краю обрыва горы Шоана возвышается одноименный православный собор, чье рождение уходит корнями в первую половину 10 века. Длина и высота здания равны почти 13 метрам, а ширина – приблизительно 9 метров.

Географическое положение храма было обусловлено большим количеством поселения в долине реки Кубань. Здесь также располагались здание монастыря и епископская резиденция.

До 18 века Шоанинский храм был местом хранения ценных древних книг.

Сентинский храм

Церковь получила свое название благодаря своему географическому положению в поселке Сенты (нынче Нижняя Теберда). Также, как и Шоанинский собор, Сентинский храм был основан в первой половине 10 столетия.

На базе святилища был возведен женский монастырь (19 век), который впоследствии был снесен советской властью.

Вместе с Сентинским храмом рядом строился также каменный мавзолей для погребения священников.

Софийские водопады

Мощные потоки воды, обрушивающиеся со склонов горы София, привлекают к себе сотни туристов. Высота горы – 3636 метра. Чаще всего путешественники совмещают посещение Софийских водопадов и Софийских озер, расположенных в 15 км от поселка Архыз. Дорога к водопадам проходит вдоль хребта Чагет-Чат по живописному Софийскому ущелью. По пути к водопадам стоит заглянуть на Ледниковую ферму, где обитают буйволы и карачаевские лошади.

Софийские водопады

У водопадов ежедневно можно встретить туристов. Желая насладиться чистейшим воздухом и изумрудными склонами, они приезжают сюда в любое время года. Помимо обычных путешественников, у водопадов можно встретить альпинистов — на этом месте они любят проводить тренировки. Людность делает Софийские водопады абсолютно безопасным местом даже для тех, кто поехал в самостоятельное путешествие впервые.

Софийские водопады

Многочисленные легенды о горе Софии гласят о том, что на её вершине любили отдыхать духи гор и древние божества, во главе которых стоял великий Тенгри. Однажды он пролетал над Кавказом и, восхитившись местной красотой, приказал своим подданным построить здесь святилище.

После строительства святыни к этому месту пришли друзья Тенги и преподнесли ему свои дары. Даулет, повелитель гор, украсил ледяным панцирем купол Софии; Мызетхо, хранитель лесов, создал вокруг берёзовые рощи, заросли пихт, ягод и луговых цветов; а Аймуш, покровитель скота, развёл на территориях огромные стада коз и овец. Тенги был счастлив и закатил большой пир. Гости так веселились, что даже не заметили, что Эпле, бог молнии, не явился на торжество.

Тенгри и Эпле всегда были соперниками. Очень долгое время им не удавалось поделить между собой власть и было проведено голосование, где решили, что Тенгри — единственный земной правитель. Эпле ничего не оставалось делать кроме того, как молча согласиться с решением народа. Но внутри бога все еще пылала ярость.

И вот тогда, после веселого праздника, он подкараулил пьяного и уставшего Тенгри и вызвал на бой. Несмотря на усталость правителя и долгий поединок, Эпли всё-таки был сброшен с горы и убит, а над Софийской долиной до сих пор наблюдает могущественный Тенгри.

Google-панорама: Софийские водопады в Архызе

Южный Зеленчукский храм

Самый скромный и маленький из трех христианских храмов Нижне-Архызского городища. Он расположен среди жилых внутриквартальных построек. При этом Южный храм сильнее остальных пострадал от небрежно выполненных монахами реставраций, уничтоживших древнюю настенную роспись. Техника кладки Южного Зеленчукского храма свидетельствует о том, что его возводили местные мастера в начале XI века. В России это самый древний, действующий православный храм.

Южный Зеленчукский храм

Строительство Южного Зеленчукского храма относится к X веку. Это одно купольное, четырехстолпное трех апсидное здание. Прихожане любовно величают Александро-Невская, Ильинская, Ильи Пророка, Пророко-Ильинская церковь.

Архитектурные особенности

Выстроен и местного камня-песчаника с заполнениями из бетона. Сооружение небольших размеров 6,16 на 7,70 м. Предположительно являлась семейной церковью для зажиточной аланской семьи. Храм выстроен в античной, византийской, церковной культуре. Углы здания построены в технике «тычком и ложком». Здание имеет смещение по продольной оси: Западный вход и Центральные окна апсиды. Эллипсообразные подкупольное звено плана и барабан.Зимой храм отапливается. Печи расположены ниже уровня пола, под землей. По всему зданию проложен воздуховод для подачи горячего воздуха в помещения. На стенах алтаря сохранилась живопись, нанесенная монахами в виде голубя — символа Святого Духа, херувимы, серафимы, восьмиконечные кресты.

История здания

В начале Седьмого века путешественники из Византии проложили торговый путь через Главный Кавказский хребет, на это время приходится процесс христианизации. Это коснулось Алании. В 916 году началось крещение Западной Алании, патриархом константинопольский Николаем Мистик. Нижне-Архызское городище становится центром религиозной культуры. Во времена нашествия татаро-монгольского ига, местные жители бежали, оставив храмы для разорения и разрушения.

В конце 1889 году Южный храм был восстановлен и освящен, в нем проводили богослужения монахи, которые строили Александра-Невского Зеленчукской мужской монастырь.

До 1917 года Храм относился к Кубанской области, Баталпашинское отделение, Алесандро-Афонской пустоши. Во время революции храмы и монастырь закрыли, монахов репрессировали, имущество разграбили. В Тридцатые годы в храме создали колонию для преступников. В Сороковые годы храмом пользовались дети-сироты  из блокадного Ленинграда. В пятидесятые годы организованы детские лагеря для летнего отдыха.

В начале 1991 года храм передан русской православной церкви, освятили в честь Ильи пророка и до настоящего времени совершаются богослужения. Храм украшает крест, раннее принадлежавший Среднему храму. Во время разорения крест, который принадлежал Среднему храму был пробит пулями, его сняли, отреставрировали и поставили на Южный храм.

Южный Зеленчукский храм на территории историко-археологического заповедника, принадлежит русской Православной Церкви, относится к Пятигорской епархии. В храме регулярно проводит службу настоятель архимандрит Антоний.

Внутри Южного Зеленчукского храма

Внутри церковь ну очень маленькая, навряд ли там поместится больше 10 человек. Скорей всего, это была семейная церковь богатого аланского жителя. Внутреннее убранство церкви простое и очень скромное, тут нет богатых икон, но здесь уютно, здесь царит покой и умиротворение.

Внутри Южного Зеленчукского храма

Несмотря на такие крохотные размеры, в церкви находится еще и монастырская лавка, где можно купить иконки и прочую церковную утварь.

Оптический телескоп БТА

Большой азимутальный телескоп, входящий в комплекс астрофизической обсерватории РАН. Расположен на Верхней научной площадке в 45 км от Архыза. Это один из самых крупных в мире телескопов подобного типа, и он вызывает большой интерес у туристов. Для них проводят дневные и ночные экскурсии к телескопу. В ходе экскурсий посетителям рассказывают об устройстве телескопа, а ночью можно рассмотреть через телескоп звездное небо.

Большой азимутальный телескоп

Диаметр зеркала этого телескопа достигает 6 м. БТА установлен на склонах горы Пастухова на высоте 2100 метров над уровнем моря. Здесь же находятся два малых телескопа диаметром 1 и 0.6 метров. Эти телескопы доступны не только научным сотрудникам, но и простым экскурсантам. Одна из услуг обсерватории предлагает туристам остаться на ночь, чтобы понаблюдать за звездным небом.

Обсерватория САО РАН

Сотрудники обсерватории живут у подножия хребта в поселке Нижний Архыз. Поселок этот особенный, он был построен специально для астрономов и прочих сотрудников САО РАН. Численность его составляет около 400 человек. Поселок небольшой, здесь всего четыре многоквартирных дома, школа, детский сад, несколько производственных и лабораторных корпусов, спортивная площадка, гаражи, гостиница для туристов.

СОКРОВИЩА СЕНТИНСКОГО ХРАМА: МИМО РИСТАЛИЩ, КАПИЩ

Храм в горах – отличное место для хранения несметных богатств. Сентинский в Теберде – также использовался в этом качестве: во времена наиболее активного изучения собора, которые пришлись на 1976-1977 годы, в стенах культового сооружения было обнаружено немалое количество ценных артефактов. К примеру, описание Сентинского храмав Теберде пополнилось интересной находкой: в южном притворе обнаружены роскошное архиерейское облачение, митра и византийская монета эпохи императоров Василия II и Константина, отчеканенная из чистого золота.
Там, где находится Сентинский храм в Теберде, скорее всего, находилось культовое место – их обожали обустраивать на вершинах и склонах гор. Археологи, тщательно изучив холм, окончательно пришли к такому выводу, поскольку вокруг Сентинского храма удалось отыскать множественные погребения с ценными предметами, чей возраст восходил к 5-8-ому векам нашей эры. В древности существовала практика возводить храмы на месте языческих святилищ (Вифлеем, Грузия и пр.), капищ или даже перестраивать соборы непосредственно из старых конструкций, о чем говорят определенные особенности строения. Сентинский храм – не исключение.
Оказывается, до того, как наши современники получили возможность наблюдать фрески Сентинского храма, здесь были найдены петроглифические изображения змей и стилизованные геометрические орнаменты, что лишний раз свидетельствует в пользу гипотезы о древних святилищах.
Около храма, в гробницах также были обнаружены старинные сокровища, пролежавшие в земле не один век – это медное навершие посоха, свинцовый византийский крест и позолоченные пуговицы.
Сентинский храм (фото смотрите в нашей галерее) – восхитительный образец старинного зодчества, архитектурный образ раннего христианства, дошедший к нам сквозь тьму столетий.

Видео Домбай. Сентинский храм

Юрий Николаевич Нейжмак. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=3ZhqYT49CS4. Не для коммерческого использования.

СЕНТИНСКИЙ ХРАМ (КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ): КАК ДОБРАТЬСЯ

Сентинский храм находится на расстоянии 48 км от поселка Домбай и в 18 км от города Карачаевск. Расположен храм в ауле Нижняя Теберда.
Двигаясь со стороны Домбая по трассе А155 и въехав в аул Нижняя Теберда, следует свернуть налево на мост, который ведет через реку Теберда. Координаты точки: 43.628345, 41.870444. Отсюда начинается маршрут к Сентинскому храму.
Дорога к храму грунтовая, порой встречаются крупные камни и рытвины. Проезд возможен на газели или машине с высоким клиренсом. Также от трассы можно подняться пешком к храму: протяженность пути 5,4 км, перепад высот 1050-1260 м, продолжительность маршрута 1,5 часа (данные маршрута указаны в пути туда и обратно).

Курорт Домбай, аул Нижняя Теберда. Сентинский храм на карте
Координаты: 43.636661, 41.865654

Литература[править | править код]

  • Росписи и граффити Шоанинского храма / Д. В. Белецкий // XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа, Магас, 26—30 апреля 2010 года. Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. — Магас : Археологический центр им. Е. И. Крупнова, 2010.
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. История и искусство христианской Алании (в печати)
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. К вопросу о византийском влиянии на архитектуру Кавказа (IX-X вв.) // Византийский временник. 2013. Т. 72 (97). С. 254- 258.
  • Виноградов, А. Ю. Нижний Архыз и Сенты: Древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-западного Кавказа / А. Ю. Виноградов, Д. В. Белецкий. — М. : Индрик, 2011. — ISBN 978-5-91674-127-8.
  • Виноградов А.Ю. Очерк истории аланского христианства в X-XII вв. // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ. Юбилейный сборник в честь 60-летия профессора Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2006.
  • Виноградов А. Ю. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. / А. Ю. Виноградов, Д. В. Белецкий. — М.: Индрик, 2015. — ISBN 978-5-91674-365-4.
  • Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. — Орджоникидзе: Ир, 1977.
  • Кузнецов В. А. Нижний Архыз в X—XII веках. — Ставрополь: Кавказская библиотека, 1993.
  • Кузнецов В. А. Очерки истории алан. — 2-е изд., доп. — Владикавказ, 1992.
  • Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. — Пятигорск: Снег, 2007. — ISBN 5-903129-07-2.
  • Перфильева Л.А. Купольные храмы Западной Алании в контексте средневизантийской архитектурной традиции // Христианское зодчество.Новые материалы и исследования. М., 2004.
  • Керамика Шоанинского поселения. Вопросы датировки / Н. А. Тихонов // XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа, Магас, 26—30 апреля 2010 года. Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. — Магас : Археологический центр им. Е. И. Крупнова, 2010.

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ: ИСТОРИЯ В КАМНЕ

Что собой представляет Шоанинский храм? Фото сооружения можно подробно рассмотреть в статье, но лучше полюбоваться им вблизи – незабываемые впечатления путнику гарантированы. Храм выполнен в виде креста. В длину, как и в высоту, здание составляет почти 13 м. Фасад церкви довольно скромен, но в целом, сооружение величественно и массивно. Возвышается Шоанинский на скальном отроге и видно его издали.
Внутри здание значительно обветшало, фрески, росписи и орнаменты слабо видны на облупленных стенах, переживших 10 веков кряду, но при этом купол с арочными окнами и внушительными перегородками выглядит поистине величественно.Храм посвящен великому Георгию Победоносцу, или по-местному Уастырджи, и является ярким напоминанием о древних аланах, их повседневной жизни, культуре и верованиях. Один из немногих дней, когда здесь проводятся религиозные обряды, является 6 мая – день всенародно любимого святого Уастырджи. К этой дате на заросшие зеленью скалы съезжаются паломники из многих регионов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector