История карачаево-балкарского народа

Жилища и поселения

Необычайная земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений.В наиболее многолюдном обществе Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. В Чегеме и Баксане их планировка была более свободной.К селам и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опорные столбы (Малкар, Холам, Чегем).Во многих селах и иных, удобных для защиты ущелий, местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкара, Амирхана, Баксанука, Ак-кала и др.).

Портрет 2- женщин из с.Тубенель. Балкария. Балкарцы. Начало ХХ в

Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней.Проводилась определенная физическая и военная подготовка молодежи, в том числе и в специальных лагерях таубиев («Басиат-къош»).

История балкарцев

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские болгары, кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами. Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».

В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.

На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.

Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.

Характеристика карачаево-балкарского народа

Балкарцы и карачаевцы – древнейший народ Кавказа. Истоки их истории и культуры неразрывно и тесно связаны с историей и культурой как многих кавказских народов, так и многочисленных тюркских народов от Якутии до Турции, от Азербайджана до Татарстана, от кумыков и ногайцев до алтайцев и хакасов. В бывшем Советском Союзе тюркские народы занимали по численности второе место после славянских народов, а всего в мире тюркоязычные народы составляют более 200 млн. человек.

В высокогорных ущельях Кавказа карачаево-балкарцы проживают в тесно окружении народов, говорящих на иных языках: картвельском, адыгском, осетинском и др. С XIV-XVвв. балкарцы и карачаевцы стали постепенно обособляться территориально, но во всем остальном – это единый народ. Ближайшие соседи называют балкарцев – асы (осетины), балкары (кабардинцы), азы, овсы (сваны), а карачаевцев, например, мергелы называют аланами. Термином «алан» балкарцы обращаются друг к другу.

Культура, просвещение, наука

Историко-культурное наследие карачаево-балкарского народа вобрало в себя многое из культуры кавказских народов и всего тюркского мира. Это нашло отражение в мифологии, эпических сказания и других жанрах фольклора, а также в религиозных древнейших представлениях, в которых упоминаются и высочайшие горные вершины, и моря, и бескрайние степные просторы евразийских степей. В религиозных представлениях ведущее место занимают общетюркские божества Тенгри (Тейри), Умай и др. Древнейшие истоки культуры испытали влияние таких мировых религий, как христианство и мусульманство, бытуют до сих пор среди карачаево-балкарского народа в виде различных обычаев, обрядов, народных игр и представлений. С древних времен предки балкарцев и карачаевцев имели свою письменность в виде рунических надписей кавказских болгар, в большом количестве обнаруженных на территории Карачая и Балкарии в памятниках VII-XII веков.

Уже в начале XVIII века балкарцы и карачаевцы имели письменность и на основе арабского алфавита, о чем красноречиво говорит так называемая «Холамская надпись» 1715 года, найденная в ауле Холам, надпись 1709 г. и др. В настоящее время балкарцы и карачаевцы пользуются русским алфавитом. Среди множества народов бывшего СССР балкарцы и карачаевцы занимали первое место по числу имевших высшее образование на тысячу человек.

Приложения

Библиография

  • (ru) Фольклор Северо-Западного Кавказа и Чечни: включает: «Агыгский фольклор», «Убыхский фольклор», «Карачаево-балкарский фольклор», «Чеченский фольклор» (перевод с русского Д.Г. Ханта, оригинальное изд. Кавказский дом и Москва, Тбилиси), сн., 2004, 191 с.
  • (ru) Танзилия М. Хаджиева (и др.), Нарты: героический эпос карачаевцев и балкарцев , Издательская фирма Восточная лит-ра, Москва, 1994, 621 с. ( ISBN   )
  • (ru) Джеймс С. Олсон (ред.), «Балкар», в Этноисторическом словаре русской и советской империй , издательство Greenwood Press, Нью-Йорк, Вестпорт (Коннектикут), Лондон, 1994, с.  79-80 ( ISBN  0-313-27497-5 )

О других проектах Викимедиа:

Балкарцы , на Wikimedia Commons

  • Авторитетные записи  :

    • ( )

Примечания и ссылки

  1. RSSA = Автономная Советская Социалистическая Республика

Народы Европы по версии «Национальные меньшинства в Европе»

> 50 миллионов
  • Русские (Европа и Азия, 122 миллиона)
  • Немцы ( немецкоязычные , особенно немцы , австрийцы , но также эльзасы , лоррейнцы , южно-тирольцы , немецкоязычное сообщество Бельгии и Северного Шлезвига и  т  . Д .; 89,3 миллиона)
  • Турки (Азия и Европа, 56,5 млн.)
  • Итальянцы (56,4 миллиона)
  • Французский ( от французского языка , валлоны  ; 55,0 млн. )
> 20 миллионов
  • Английский (46,0 млн.)
  • Украинцы (включая русинов , 43,2)
  • Польский (38,4)
  • Испанцы ( в том числе Mirandais и Barranquenhos , 31,1 )
  • Румыны (в том числе молдаване , 23,5 )
  • Голландский ( включая фламандцев , 20,7 )
> 5 миллионов
  • Мадьяры (11,7)
  • Португальский (включая галичан , 11,6)
  • Греческий (11,6)
  • Белорусы (10,2)
  • Рома (10,0)
  • Чехи (включая моравцев  (в) , 9.80)
  • Шведский (8.00)
  • Сербы (7,70)
  • Швейцарский (7.00)
  • Болгары (включая помаков , 6,70)
  • Каталонцы (включая валенсийцев  (ru) , 6.40)
  • Ирландский (6,10)
  • Окситаны (включая аранский , 5,95)
  • Татары (включая крымских татар 5,70)
  • Шотландский (5.50)
  • Финский (5,34)
  • Албанский (5,30)
  • Датский (5.10)
  • Словацкий (5.00)
  • Сицилийцы (5,05)
<5 миллионов
  • Хорваты
  • норвежский язык
  • Литовцы
  • Словенцы
  • Чувашский
  • Славянские македонцы
  • Боснийцы
  • Латыши
  • Башкиры
  • Евреи
  • Сардис
  • Мордвес
  • Эстонцы
  • Чеченцы
  • Удмуртский
  • Карелы
  • Баски
  • Мужья
  • Рето-римляне

    • Фриульцы
    • Ladins
    • Ромашки
  • Черногорцы
  • Аварцы
  • валлийский
  • Кашубцы
  • Силезцы
  • Фризы
  • Бретонцы
  • Осетины
  • Кабарды
  • Мальтийский
  • Даргинцы
  • Арумыны
  • Коми Зириен
  • Люксембургский
  • Кумыки
  • Лезгины
  • исландский
  • Ingouches
  • Гагаузский
  • Черкесы (адыги)
  • Калмыки
  • Карачаевцы
  • Коми Пермяк
  • Лакш
  • Табассараны
  • Самис
  • Балкарцы
  • Ногайцы
  • Сорбс
  • Инуитов из Гренландии
  • Фарерские острова
  • Routouls
  • состояния
  • Вепсы
  • Цахур  (ru)
  • Караимы
  • Ижорцы

    Ingriens

  • Корнуолл
  • Маннуа  (ru)
  • Жизни
  • Корсиканцы
  • Валле-д’Аоста
  • Истро-румыны
  • Бояш
Кристоф Пан, Беата Сибилла Пфейл, Майкл Гейстлингер, Национальные меньшинства в Европе , Purdue University Press, 2004 ( ISBN  978-3700314431 )  : «  Народ Европы по демографическому размеру  », таблица 1, с.  11f .
  • Антропологический портал
  • Портал Турции
  • Кавказский портал

История

Современные балкарцы идентифицируют себя как Тюркский люди, которые делятся своим языком с Карачаевцы из Карачаево-Черкесия и Кумыки из Дагестан.

В этногенез Балкарцев частично в результате вторжения в Аланию в 11 веке, Кипчакские турки и их Cuman союзники. Столица Алании была в Магас, которые некоторые авторы размещают по адресу Архыз, в горах, в настоящее время населенных Карачаево-Балкарскими республиками, в то время как другие помещают его в то, что сейчас является современным Ингушетия или же Северная Осетия.

В 14 веке Алания была разрушена Тимур. Многие аланы, половцы и кипчаки мигрировали на запад в Европу. Вторжение Тимура в Северный Кавказ представил остаток ислам.

В 19 веке Россия аннексировала эту территорию во время Русское завоевание Кавказа. 20 октября 1828 г. Битва при Хасауке  состоялась, в которой русские войска находились под командованием генерала Георгий Эмануэль. На следующий день после боя, когда русские войска подходили к аул из Карт-Джурт , карачаево-балкарские старейшины встретились с российскими лидерами и была достигнута договоренность о включении Карачаево-Балкарского края в состав Российской империи.

Жилище

Поселения балкарцев имеют специфику, обусловленную горным ландшафтом. Их располагали в труднодоступных местах, с целью защиты от нападений врагов. Люди расселялись на склонах гор, по краям ущелий, вблизи рек. Жилища ставили хаотично, аулы имеют вид террас, где дома находятся один над другим. Узкие, кривые улочки часто выглядят как тропинки, могут резко закончиться тупиком. Издревле дома складывали из камня без какой-либо связки. Это было невысокое прямоугольное строение с плоской крышей и земляным полом. Крышу делали из досок и дерна. Окна были небольшого размера. Помещение отапливалось открытым очагом.

Для обороны поселения строили башни и крепости. Была распространена система дозорных башен, из которых дозорные подавали сигналы друг другу. Нижние этажи могли использоваться для жилья во время набегов неприятеля. Башни имели узкие бойницы, через которые балкарцы следили за передвижениями врага. В более позднее время там, где имелся лес, стали строить срубные избы. Сруб устанавливали на каменном или свайном фундаменте. Пол состоял из досок, имелись ставни, закрывающие окна. Богатые балкарцы могли позволить себе большой двухэтажный дом с несколькими комнатами, железной или черепичной крышей. Постелью служили деревянные нары, застланные войлоком. На полках вдоль стен расставляли глиняную, медную посуду. В 19 веке появились столы, стулья. Стены, пол стали застилать коврами. Присутствовало разделение на женскую и мужскую половины, также в доме была гостиная.

Хозяйство и культурно-экономические связи

Балкарцы и карачаевцы с древнейших времен занимались и занимаются горным, отгонным и яйлажным скотоводством. Скот на лето выгоняют на летние пастбища – «жайлыкъ». От этого термина и происходит широко распространенное понятие «яйлажное скотоводство».

Ведущей отраслью скотоводства у балкарцев и карачаевцев было овцеводство, однако большое место занимало и разведение крупного рогатого скота и коневодства. Огромное количество скота, в несколько раз превышающее уровень у соседних народов, обеспечивало балкарцам и карачаевцам все жизненно необходимое. Продукция скотоводства одевала, кормила, обувала народ, она шла на общекавказские рынки, где на нее выменивали все необходимые товары: ткани, посуду, соль и пр.

Высокоразвитое горнорудное дело обеспечивало балкарцев и карачаевцев медью, свинцом, каменным углем, селитрой и др. Пахотных земель в Балкарии и Карачае было мало, поэтому земледелие не играло такую же, как скотоводство, важную роль в их экономике.

Тем не менее, каждый клочок земли тщательно обрабатывался, очищался от камней, орошался при помощи умело проведенных ирригационных сооружений. Во многих местах и сейчас можно видеть горные склоны, изрезанные громадными террасовыми полями древних карачаево-балкарцев – земледельцев.

Балкарцы и карачаевцы имели самые дружественные культурно-экономические связи со всеми соседними народами. Эти контакты часто приводили к множеству смешанных браков и межэтнических родственных взаимоотношений.

Язык и грамотность

В кириллице, используемой балкарцами, восемь гласных и двадцать семь согласных. В прошлом официальными письменными языками были арабский для религиозных служб и турецкий для деловых вопросов. С 1920 г. в начальных школах велось обучение на балкарском языке; последующее обучение ведется на русском языке. До 1928 года для письма на балкарском языке использовались арабские буквы; после 1937 года использовалась кириллица. Девяносто шесть процентов населения говорят на балкарском и русском языках. Количество органов массовой культуры, школьных текстов, газет и журналов на балкарском и русском языках продолжает расти. В 2015 году количество двуязычного населения увеличилось на 1,3 процента, так что 97,3 человек сейчас говорят как на балкарском, так и на русском языке, что связано с глобализацией городских территорий и влиянием российского образования. Детей чаще обучают на русском языке.

Пример балкарского автора: Кайсын Кулиев кто подчеркивает любовь к Балкария земля и балкарские традиции.

Исторический контекст

Депортации 1944 года и их влияние на современное движение

В 1943 и 1944 годах в Среднюю Азию были массово депортированы балкарцы и карачаевцы , а также чеченцы, ингуши и калмыки. Все группировки обвинялись в «сотрудничестве с нацистами».

После депортации, как и другие жертвы, балкарцы и карачаевцы лишились всякого политического признания своих территорий. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинском АССР , в то время как карачаево автономная область была полностью уничтожена карта и разделяла на территории , предоставленных в Черкесской автономной области , Ставропольский край , Краснодарский край и Грузинской ССР .

На счету НКВД (организация, виновная в депортации) приводились следующие статистические данные:

  • В общей сложности 724,297 люди были отправлены в Среднюю Азию ( Сибирь и Казахстан ) в безвоздушном грузовых поездах (других, такие как Чеченская аул из Хайб , были убиты в массовом порядке , а)
  • Депортировано 39 407 балкарцев, 71 869 карачаевцев, 412 548 чеченцев, 96 327 ингушей и 104 146 калмыков.
  • По данным НКВД , средняя смертность депортированных составила около 23,5% (144 704 человека).

Многие историки подвергли сомнению достоверность отчета НКВД, заявив, что это, вероятно, было сильно преуменьшением, отмечая также, что цифра, представленная Хрущевым в 1956 году, противоречит цифре Берии по крайней мере на 96000 человек (и заявляя, что даже данные Хрущева могли быть преуменьшением, учитывая его позицию).

Вопреки советскому взгляду на целые народы как на вероломных нацистов-коллаборационистов, согласно официальной статистике, 4428 депортированных чеченцев, 946 ингушей, 2543 карачаевцев и 1045 балкарцев были ветеранами Красной Армии.

Несмотря на ужасные условия, балкарцы и карачаевцы внесли большой вклад в экономическое развитие советской Средней Азии. В 1946 году только в Ворошиловском районе Кыргызстана насчитывалось более 50 карачаевцев- стахановцев и 70 карачаевцев-ударников (отличия для тех, кто постоянно превышал квоты). Когда балкарцы и карачаевцы продемонстрировали свое трудолюбие и патриотизм, они заняли более авторитетные должности, особенно в Кыргызстане, где можно было найти множество карачаевских физиков, врачей и педагогов. Карачаевцы настолько ценились, что перед их отъездом на родину в 1957 году власти как в Казахстане, так и в Кыргызстане предложили создать для них автономную область, если они согласятся остаться.

В изгнании карачаевцы и балкарцы смогли получить образование для своих детей на уровне, намного превосходящем то, что было бы возможно на их родине. Они также интегрировались в религиозную жизнь жителей Центральной Азии, и многие получили формальное исламское образование и собрали частные библиотеки исламских книг. По возвращении домой они сохранили связи с оставленными ими религиозными общинами. Вернувшиеся были лучше образованы, чем те, кто остался, лучше осведомлены в исламе, чем они были раньше, и испытывали глубокое чувство негодования за несправедливые и бесчеловечные действия, совершенные против них советским правительством.

Как и в случае с другими жертвами этой депортации, а также многих советских депортаций в целом, балкарцы и карачаевцы рассматривают ее как национальную трагедию, центральную часть жертвы нации и требуют ее признания геноцид.

Свадебные традиции балкарского народа

Свадебные традиции балкарцев не менее интересны. В прежние времена браки часто происходили по договорённости между родителями двух семей, однако с начала прошлого века всё несколько изменилось – теперь инициатива исходит от жениха.

В качестве сватов выбирались наиболее уважаемые пожилые люди. Они выясняют, даст ли невеста согласие на брак с их родственником. Часто решение это принадлежало совсем не девушке, а её родным. Их слово было для неё законом.

Важную роль в подготовке к свадьбе играл калым, выкуп за невесту, который уплачивали деньгами, ценностями. скотом. В случае развода по вине супруга часть калыма записывалась на счёт женщины. Нередко сумма калыма превышала возможности семьи жениха, и тогда мужчины вынуждены были похищать своих невест. После этого уже сам жених определял размер калыма, который обязан был передать родственникам девушки.

Балкарская свадьба / gorets-media.ru

Свадебные обряды Кабардино-Балкарии

В сельской местности у балкарцев по-прежнему соблюдают старинные свадебные обряды. Если невеста живёт в одном поселении с женихом, к его дому она должна пройти путь пешком, в сопровождении подруг и родственниц. Сам жених в этой процессии не участвует.

Обязательная часть образа невест – белое платье, что считается символом молодости и красоты. Обязанностью друзей жениха был выкуп невесты во время свадьбы. После этого жених мог взять на руки возлюбленную, доведя до порога своего дома, после чего сажал на арбу.

Свадьба в Кабардино-Балкарии

Свадьбы балкарцев – шумные и весёлые праздники. Одна из старинных увеселительных игр называлась “Чаша жениха”. В большую чашу (нередко объёмом как ведро) наливалось до краёв пиво, а сам сосуд обильно смазывался снаружи маслом. Скользкую чашу друзья жениха передавали друг другу. Требовалось выпить всё пиво, не пролив ни капли. Конечно, подобное удавалось немногим, а проштрафившийся должен был исполнять пожелания гостей.

Традиции балкарцев с давних времён по сей день не слишком изменились. Некоторые аспекты стали менее значимыми, отношение смягчилось, однако в большинстве своём обряды остались прежними. Современные балкарцы похожи на своих предков. Они остаются такими же гордыми, яркими, своеобразными людьми с богатой культурой, которую бережно хранят.

На обложке: Государственный фольклорно-этнографический ансамбль танца «Балкария» / @EBalkaria / twitter.com

Религия

Как и большинство других народов в древности балкарцы были язычниками, у них был весьма развит культ камней, также они считали священными деревьями, среди балкарцев также процветал анимизм. С началом 17 века многие балкарцы познакомились с такой религией как Ислам. Также наблюдалось активное смешение различных религиозных культов и верований среди балкарцев, вплоть до 19 века.

На текущий момент большая часть представителей этого народа являются суннитами. Несмотря на это определённые языческие верования и культы по-прежнему встречаются среди балкарцев, некоторые из них стали частью народной традиции.

Центральный парк Нальчика (Атажукинский Сад)


Центральный парк Нальчика (Атажукинский Сад).
3

Выбирая, что посмотреть в Кабардино-Балкарии, обратите внимание не только на горы и древние горные поселения, но и на столицу республики – Нальчик. Город был основан в первой половине XIX века, и уже в 1851 году здесь появился фруктовый сад, в котором были высажены не только местные деревья, но и саженцы, привезенные из Грузии и Крыма

Сейчас площадь центрального городского парка превышает 250 гектаров.

Зачем посещать.

Парк отлично подходит для прогулок. Здесь растут десятки пород деревьев, в том числе экзотических – например, таких, как японская айва, маньчжурский орех или реликтовое дерево гинкго. На территории есть несколько озер и река.

Хотя в парке хорошо сохранена естественная природная среда, здесь есть и инфраструктура для отдыха: аттракционы, детские и спортивные площадки. Также есть Питьевая галерея, в которой можно попробовать местную минеральную воду.

Адрес: Атажукинский Сад, проспект Шогенцукова, Нальчик, Россия.

История

Важным моментом для становления балкарского этноса стало смешение коренного народа проживающего на территории современной Балкарии с представителями многих других племён и народностей, среди которых такие как: карачаевцы, кабардинцы, грузины, осетинцы и многие другие. В итоге данный этнос распространился практически на всю территорию Центрального Кавказа.

13 век ознаменовался большим количеством набегов монголо-татар, из-за чего многим балкарцам пришлось покинуть свои поселения и уйти дальше в горы. Именно в горах они начали основывать новые поселения. До 17 века балкарцы жили преимущественно закрыто. Однако, в 17 веке они начали активно контактировать с русскими в результате чего были налажены торговые связи и происходил культурный обмен между двумя этими народами. Также это привело к налаживанию дружественных связей между аристократическими семьями обоих народов.

В самом начале 19 века большинство балкарцев приняло подданство Российской Империи. В результате этого многие балкарцы начали призываться в армию Российской Империи и приняли участие во многих войнах, которые вела Россия в 19-20 веках. Революция в России 1917 года принесла массовые репрессии балкарцам. С другой стороны это привело к существенному экономическому подъёму данного региона. На территории Балкарии массово начали открываться различные учебные заведения, что привело к существенно повышению интеллектуального уровня населения. В свою очередь это привело к развитию большого количества различных сфер деятельности.

Вторая мировая война привела к новым испытаниям для этого народа. Местные жители были подвергнуты террору со стороны НКВД. В 1944 году многие представители этого народа были депортированы в Среднюю Азию. Через 13 лет после этого правительство СССР восстановило права этого народа, после чего многие его представители вернулись на родную землю.

Семейный уклад балкарцев

Основная часть семейных обычаев балкарского народа остаётся неизменной на протяжении многих столетий. Уклад жизни, сформировавшийся за долгую историю балкарцев, диктует, что главой семейства всегда выступает мужчина. Женщина же должна беспрекословно подчиняться ему, заниматься хозяйственными делами и воспитание детей.

Согласно традициям балкарцев, женщины не сидят за одним столом с мужчинами, а мужчинам не разрешается находиться в женской части дома (исключение составляют супруг или отец). Муж и жена при посторонних не называют друг друга по имени. Конечно, сегодня некоторые запреты балкарцев немного сглажены, однако основные правила поведения остаются прежними.

Карачаево-балкарский женский национальный костюм – чепкен (балкарки) / Ахмат Байсиев

В понимании балкарцев мужчина – это защитник, воин, поддержка своих родных. Именно в таком духе с ранних лет воспитывают мальчиков. В балкарских селениях нельзя увидеть женщину, что идёт с тяжёлым грузом, а рядом с ней – мужчина с пустыми руками.

К детям у балкарского народа также несколько непривычное для нас отношение

В отличие от русских семей, здесь наибольшее внимание уделяется не детям, а старикам. Родители должны быть строгими со своим ребёнком, а вот пожилые люди, бабушки и дедушки, вполне могут побаловать малыша

Эта особенность встречается у многих кавказских народов к примеру у Абхазов.

Старцы Кавказа

Благодаря такому принципу воспитания с детства балкарцы знают, что самый почитаемый человек в семье – старший представитель рода. Они с огромным уважением относятся к людям старшего возраста. Общаясь с ними, молодые балкарцы не имеют права спорить или перебивать собеседника – это считается признаком невоспитанности.

Быт балкарцев

Традиционное жилище

Поселения балкарцев, как правило, крупные, состоящие из нескольких родов.  Располагались уступами по склонам гор. В целях обороны возводили своеобразные башни. Иногда балкарцы селились на равнинах, стоя свои дома на русский, «уличный» манер с усадьбами.

В горных поселениях балкарцы строили свои жилища из камня, одноэтажные, прямоугольные, в Баксанском и Чегемском ущельях также деревянные срубные с земляными крышами. Согласно семейному уставу, который был в силе до конца 19 века, спальная честь дома балкарцев должна быть разделена на две половины: женскую, и мужскую. Кроме того, присутствовали хозяйственные комнаты, иногда гостевая. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоятельных семей в конце 19 века. В 20 веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками. В старые времена дом балкарцев отапливался и освещался открытым очагом.

Народный костюм

Традиционная одежда балкарцев северокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска, подпоясанная узким ременным поясом. Из зимней одежды: шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шапочки

Балкарские женщины большое внимание уделяют украшениям: браслеты, кольца, серьги ожерелья и так далее. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой

Кухня балкарцев

Традиционная кухня балкарцев в основном состоит из пищи, приготовленной из злаков (ячмень, овес, пшеница, кукуруза…). Мясную и молочную пищу употребляли довольно редко, в основном по праздникам. В будни дни ели мед, лепешки, хлеб и похлебки. Варили пиво из ячменя.

[править] Источники

  1. О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
  2. Мизиев И. М. История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России

Балкарцы и хазары относится к Хазарии

Войны Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) 
Битвы Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам 
Цари Хазарии Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка 
Известные хазары Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним 
Хазарский каганат Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика 
Города Хазарии Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне 
Внешние отношения Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария 
Артефакты Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) 
Изучение Хазарии и теории Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector