Смоленская епархия
Содержание:
Архиереи
- ? Игнатий I (1128 — 1133)
- ? Лазарь I (1133 — 1135)
- Мануил Кастрат (26 декабря 1137 — 1169)
- Михаил I
- Константин (1180)
- Симеон I (не позднее 1190 — не ранее 1197)
- свт. Игнатий II (1206 — 1219)
- Лазарь II (1219 — ок. 1220)
- Дионисий (? — не ранее 1238)
- св. Меркурий (? — 1247)
- Афанасий (XIII в.)
- Иоанн I (XIII в.)
- Порфирий (XIII в.)
- Фома (XIII в.)
- Пахомий (XIII в.)
- Игнатий III (? — 1292?)
- Иона (XIV в.)
- Иоанн II (1335)
- Евфимий I (август 1345 — ?)
- Феофилакт (1354 — не ранее 1356)
- Парфений (1364 — 1370)
- Даниил (1375 — 1382)
- свт. Михаил II (начало 1383 — 1396)
- Кассиан (Наассон) (апрель 1396 — ?)
- Игнатий IV (1405)
- Иларион (не ранее 1405 — 1408)
- Никон (1408 — 1411)
- Севастиан (1411 — 1416)
- Герасим (1417-до 1428 — 1 сентября 1432-нач. 1433)
- Михаил III (1435)
- Нафанаил (XV в.)
- Симеон II (1440 — 1445)
- Евфимий II (XV в.)
- Мисаил (Соколинский-Бабич) (октябрь 1454 — 1474)
- Иоаким (1475/1480 — 1494)
- Иосиф I (Болгаринович) (1494 — 1501)
- Иосиф II (Солтан) (1502 — 1509)
- Варсонофий (Ходыкин) (1509 — октябрь 1514)
- Иосиф III (15 февраля 1515 — 22 июня 1532)
- Савва (Слепушкин) (20 февраля 1536 — 1538)
- Гурий (Заболотский) (16 марта 1539 — март 1555)
- Симеон III (17 марта 1555 — 28 июля 1567)
- Феофил (1568)
- Сильвестр (1572 — 1592)
- Феодосий (6 марта 1592 — 1604/1606)
- Сергий (1608 — 1611)
- Исаия (Копинский-Борисович) (1628 — 18 ноября 1631)
- Авраамий (1632 — 1653)
- Лаврентий (март — декабрь 1655) в/у, архиеп. Тверской
- Каллист (Дорофеевич-Рыторайский) (июнь 1657 — 1658) в/у, еп. Полоцкий
- Филарет (1658 — 1671)
- Варсонофий (Еропкин) (9 апреля 1671 — нач. 1676)
- свт. Симеон (Молюков) (9 апреля 1676 — 10 февраля 1686, 1688 — 1699)
- Сильвестр II (Черницкий) (26 марта 1699 — 1704)
- Сильвестр III (Крайский) (сентябрь 1707 — 1712)
- Дорофей (Короткевич) (1712 — 3 июня 1718)
- Сильвестр IV (Холмский-Волынец) (5 марта 1719 — 3 марта 1720)
- Варлаам (Косовский) (3 марта 1720 — 24 мая 1721)
- Филофей Грек (13 февраля 1722 — 1727)
- Гедеон (Вишневский) (19 июня 1728 — 2 февраля 1761)
- Парфений (Сопковский) (7 марта 1761 — 7 марта 1795)
- Димитрий (Устимович) (1 мая 1795 — 26 мая 1805)
- Серафим (Глаголевский) (7 июля 1805 — 7 февраля 1812)
- Ириней (Фальковский) (7 февраля 1812 — 6 июля 1813)
- Иоасаф (Сретенский) (6 июля 1813 — 7 июля 1821)
- Иосиф (Величковский) (3 июля 1821 — 17 февраля 1834)
- Тимофей (Кетлеров) (12 марта 1834 — 16 мая 1859)
- Антоний (Амфитеатров) (31 октября 1859 — 9 ноября 1866)
- Иоанн (Соколов) (13 ноября 1866 — 17 марта 1869)
- Серафим (Протопопов) (14 апреля 1869 — 2 октября 1874)
- Иосиф (Дроздов) (7 декабря 1874 — 28 сентября 1881)
- Нестор (Метаниев) (31 октября 1881 — 16 декабря 1889)
- Гурий (Охотин) (21 января 1890 — 21 января 1896)
- Никанор (Каменский) (10 февраля 1896 — 2 января 1899)
- Митрофан (Невский) (2 января — 23 мая 1899)
- Петр (Другов) (30 мая 1899 — 15 февраля 1908)
- Феодосий (Феодосиев) (15 февраля 1908 — кон. 1918)
- Павел (Ивановский) (кон. 1918 — 1919) в/у, еп. Вяземский
- Филипп (Ставицкий) (апрель — октябрь 1919) в/у
- Филипп (Ставицкий) (19 октября 1920 — 18 декабря 1922)
Валериан (Рудич) (16 октября 1923 — 4 марта 1924) в/у, еп. Ржевский
- Валериан (Рудич) (4 марта 1924 — 9 декабря 1924)
- сщмч. Серафим (Остроумов) (1 ноября 1927 — не ранее 11 ноября 1936)
- ? Макарий (Звездов) (упом. 1928 — ?)
- Модест (Никитин) (ноябрь 1936 — 29 октября 1937)
1937 — 1942 — пресеклась - Стефан (Севбо) (17 мая 1942 — 1943)
- Сергий (Смирнов) (19 ноября 1944 — 5 апреля 1955)
Михаил (Чуб) (1 февраля — 5 апреля 1955) в/у, еп. Вяземский
- Михаил (Чуб) (5 апреля 1955 — 15 августа 1957)
- Иннокентий (Сокаль) (10 мая 1959 — 15 октября 1964)
Питирим (Нечаев) (23 октября 1964 — 5 февраля 1965) в/у, еп. Волоколамский
- Антоний (Вакарик) (12 февраля 1965 — 7 октября 1967)
- Гедеон (Докукин) (22 октября 1967 — 2 февраля 1972)
- Феодосий (Процюк) (2 февраля 1972 — 26 декабря 1984)
- Кирилл (Гундяев) (26 декабря 1984 — 31 марта 2009)
Кирилл (Гундяев) (1 февраля 2009 — 31 марта 2009) в/у, патриарх Московский и всея Руси
- Феофилакт (Курьянов) (31 марта 2009 — 22 марта 2011)
- Пантелеимон (Шатов) (22 марта 2011 — 12 марта 2013)
- Исидор (Тупикин) (с 17 марта 2013)
Внутреннее убранство
Фотогалерея
Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.
Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними – резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.
Есть предположение, что и иконы собора были написаны создателем иконостаса Трусицким, но возможно и иконописцами местной школы – о ней пишет первый историк Смоленска Никифор Мурзакевич.
Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.
В 1820 при Преосвященном Иосифе была «обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены». В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.
В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона «Великий Архиерей». Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.
В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.
Смоленская епархия
Официальный канал Смоленской епархии на YouTube.com – https://www.youtube.com/user/smoleparhru
Православный благотворительный фонд «Одигитрия»– http://odigitriyafond.ru
Отделы
Отдел Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации – smoroik.ru
Отдел Смоленской епархии по работе с молодежью – molodasmola.ru
Социальные порталы
Милосердие в Смоленске. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности Смоленской епархии – www.smolmiloserdie.ru
«СмолМИЛОСЕРДИЕ» (Группа в социальной сети «ВКонтакте») – https://vk.com/miloserdie_67
Региональный православный центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы» – http://дом-для-мам.рф
Общественные организации
Ассоциация православных педагогов Смоленской области – http://pravped.ru
Учебные заведения
Смоленская Православная Духовная семинария – www.smolensk-seminaria.ru
Смоленская Православная Духовная семинария – YouTube – https://www.youtube.com/channel/UCpc3NUYO59IR-blVqV-_zYQ
Центр подготовки церковных специалистов Смоленской епархии – www.смпду.рф
Православная гимназия №1 города Смоленска – pravgymnasia.ru
Православная гимназия №2 города Рославля – gimnazia-roslavl.ru
Монастыри
Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь – www.avraamiev.com
Благочиния
Демидовское благочиние – http://благо-демидов.рф
Петропавловское благочиние – smolblag.cerkov.ru
Ярцевское благочиние – www.yarcevoblag.ortox.ru
Приходы и храмы
Храм Архангела Михаила г. Смоленска – arh-mihaili.cerkov.ru
Храм на оз. Сапшо. Вознесенская церковь п. Пржевальское – hramnasapsho.cerkov.ru
Храм преподобного Авраамия Смоленского п. Голынки – golinki.prihod.ru
Храм в честь святой мученицы Татианы г. Смоленска – tatianahram.ru
Храм в честь святого мученика Меркурия Смоленского г. Смоленска – smolmerkuriy.cerkov.ru
Храм в честь Великомученика Георгия Победоносца, г. Рудня – st-georgii.cerkov.ru
Храм в честь Казанской иконы Божией Материа, г. Рудня – rudnya-kazanskiy.cerkov.ru
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы п. Богородицкое – www.bogorodizkoe.ru
Храм в честь Державной Иконы Божией Матери д. Гусино – gusinohram.cerkov.ru
Храм Николая Чудотворца д. Деменщина – demenchina.cerkov.ru
Николо-Георгиевский храм с. Смогири – smogiri.cerkov.ru
Храм в честь Ксении Петербургской г. Смоленска (поселок Одинцово) – xenia-petersburg.pravorg.ru
Храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской г. Смоленска – http://martyros.ru
Храм блаженной Матроны Московской г. Смоленска – matrona-smol.cerkov.ru
Храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского г. Смоленска – spiridon-sm.cerkov.ru
Храм в честь Воскресения Христова (Словущего) г. Смоленска – voskresh.cerkov.ru/main/
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери п. Кардымово – kard.blagochin.ru
Храм в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба на Смядыни – borisoglebi.cerkov.ru
Храм в честь святого апостола Иоанна Богослова г. Смоленска – smol-bogoslov.cerkov.ru
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Смоленской православной духовной семинарии – pokrov-spds.cerkov.ru
Храм в честь Всех святых, в земле Смоленской просиявших, г. Смоленска – smol-vseh-stt.cerkov.ru
Храм в честь святого преподобного Иоанна Лествичника г. Смоленска, мкрн. Королёвка — korolevkahram.com
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Новом кладбище г.Смоленска — hram7km.com
Использованные материалы
Основная версия, согласно ст. «ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ,» Православная энциклопедия, т. 10, 322-328, Назаренко А. В., «Сер. XII-XIII в.», . По другим данным — в году.
«Святейший Патриарх Кирилл совершает визит в Смоленскую епархию», 8 февраля 2009,
Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.
Федотов Алексей Александрович. «Архиепископ Кирилл (Гундяев) в первые годы управления Смоленской и Вяземской епархией: взгляд уполномоченного» —
См.
«Святейший Патриарх Кирилл совершает визит в Смоленскую епархию», 8.II.2009,
Статистические сведения с официального сайта епархии:
Данные на декабрь 2011 с официального сайта Русской Православной Церкви:
C 10 мая 1500 г. — митр. Киевский с сохранением за ним Смоленской кафедры.
Епархией почти не управлял, в 1921 и 1922 годах был судим
Вторая дата — день ареста, после которого он уже не вернулся к управлению епархией.
Архитектурное устройство собора
В соборе два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.
Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича французским командованием к собору была приставлена охрана.
По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери – пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками – окна в два яруса: нижние – с арочным завершением; верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками. Собор имеет три портала – входа. Главный – западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами.
Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно: собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.
История
Христианство стало распространяться на Смоленской земле вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись, «в лето 6498 иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли». Первым городом княжества, принявшим крещение, стал Смоленск.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Смоленск стал столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сыну Ярослава — Вячеславу, потом внуку, Владимиру Мономаху.
Смоленщина находилась в составе Переяслав-Хмельницкой епархии до тех пор пока внук Мономаха, князь Ростислав Мстиславич Набожный (1128—1158) не исходатайствовал для Смоленска самостоятельного епископа. Соглашение между ним и первым епископом вошло в историю как «Уставные грамоты Ростислава». Смоленская епископия получила от князя значительные доходы, земельные владения. На Смоленской земле в XII—XIII веках разворачивалась деятельность многих выдающихся проповедников и церковных писателей. Ярким именем в их плеяде является, имя святого преподобного Авраамия Смоленского.
В — и —1514 годах находилась в канонической юрисдикции Киево-Литовских митрополитов.
С 26 января 1539 года — архиепископия; с 1681 по 1728 годы — митрополия.
Архиерейский дом в Смоленске
В советское период известность получил процесс «Смоленское дело» 1922 года, в результате которого, за попытку остановить изъятие церковных ценностей из Успенского собора Смоленска, не подвергшегося разграблению даже при нашествии Наполеона, привлечено было 45 человек, 25 из которых попали в заключение, 5 — расстреляны. К 2008 году были известны 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших в гонениях.
В — Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский».
С по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено.
Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский».
В 2015 году из состава Смоленской епархии выделена Вяземская епархия; Смоленская и Вяземская епархии включены в состав вновь образованной Смоленской митрополии. В 2017 году из состава Смоленской епархии выделена Рославльская епархия, также включённая в состав Смоленской митрополии.
Возрождение Успенского собора на прежнем месте
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель
Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, бывшим некоторое время князем Смоленским (1073-1078), а затем — князем черниговским, переяславским и, наконец, Киевским. Возможно, храм возводился по образу Спасского собора в Чернигове. Ипатьевская летопись гласит:
Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске. В 1150 году его освятили. В последующие годы он сохранял свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.
В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то, что среди защитников города началась цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену Смоленской крепости, построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель, сосредоточив все свои силы на том участке, 3 июня 1611 года ворвался в город.
Успенский собор в Смоленске
Защитники города спрятались в Успенском соборе. О причинах дальнейшей трагедии существуют две версии. Согласно одной из них, смоляне сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. По другой — взорвались пороховые склады, которые находились поблизости от собора в толще Соборной горы. Как бы то ни было, но страшный взрыв разрушил весь верх собора. Горожане оказались погребены под грудами камня. Уцелевших добивали поляки.
Однако захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел. Рядом был возведен дом епископа. Сохранились гравюры В.Гондиуса, сделанные в 1634-1635 годах, по которым можно примерно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном виде собор производил сильное впечатление: польские источники называют его «огромным» и «красивым»
Успенский собор. С гравюры В.Гондиуса