Триодь постная

Содержание:

Что такое первая седмица

Великий пост открывает первая седмица. Это – самое строгое время. Во время нее происходит перелом в сознании и образа жизни человека. Меняется рацион питания, привычки. Все это, конечно, непросто. Тот, кто ходил в храм раз год, старается ходить каждую неделю. Тот, кто посещал службы каждое воскресенье, ходит в церковь каждый день на чтение канона Критского.

Человек старается ограничивать свое зрение, язык и слух, не смотрит телевизор, не входит без нужды в интернет, не разговаривает по пустякам, не осуждает, не сплетничает, боится кого-нибудь обидеть словом или делом. В общем, старается следить за собой и не грешить.

Рацион тоже меняется полностью. Из питания исключаются:

  • мясные продукты (мясо, колбаса, сосиски, котлеты и т.д.);
  • молочные продукты (молоко, кефир, масло сливочное, сыр, творог и т.д.);
  • яйца;
  • рыба.

Все продукты животного происхождения есть нельзя. Можно есть крупы, макаронные изделия, овощи, фрукты, бобовые и морепродукты в умеренном количестве, не переедая. Здесь кулинарные способности диктуются фантазией человека. Некоторые заменяют мясо соевыми продуктами, которых сейчас можно в обилии найти на прилавках. Также популярны постные вареники, пельмени, постная выпечка. Различные постные соусы делают вкус блюд полнее и интереснее.

Вторая седмица Великого поста: особенности богослужений

     В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие:
на великом повечерии (в пятницу вечером) по первом Трисвятом – тропари дня: «Апостоли, мученицы и пророцы». В 3 части повечерия после канона и третьего Трисвятого – кондак «Со святыми упокой»;

на утрене вместо «Бог Господь»«Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы и пророцы». Затем 16 кафизма с обычными «славами», седальном и ектенией в конце и 17 кафизма («Непорочны»), разделяемая на две статии. Припев к первой статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а ко второй: «Спасе, спаси мя». Между статиями – заупокойная ектения;

по окончании 17 кафизмы сразу поются тропари по Непорочных: «Святых лик» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», после которых бывает заупокойная ектения и седален: «Покой, Спасе наш»; затем, по 50 псалме – канон (без чтения молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя»);

каноны на утрене поются храму, по Минее и Триоди. Начиная с 6 песни, когда начинается четверопеснец, канон храму оставляется. Тропари канонов (всех песней) читаются в соединении со стихами Священного Писания. Песни из Священного Писания стихословятся перед тропарями канонов, начиная с 6 песни и до ирмосов. Окончание утрени такое же, как и у обычной (не великопостной) субботней утрени;

во все пятницы Святой Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужениях великих поклонов не полагается до вечерни в воскресенье, то есть до вечера.

Великий пост

Святой Великий Пост — это период молитвы, период покаяния, слез, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни. Наша Церковь, как заботливая мать, опекающая своих детей-христиан, установила период Великой Четыредесятницы как время особенно интенсивной духовной борьбы, стараясь помочь нам освободиться от пороков, очиститься и приблизиться к Богу, дабы удостоиться встретить великий и светлый праздник Воскресения Христова

Издавна христиане, а особенно монахи, уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его священным, ибо этот период предполагает как духовную, так и телесную борьбу. Это борьба воздержания в пище, борьба всенощного бдения, борьба очищения и борьба духовных обязанностей, которых намного больше, чем в остальное время

Происходит духовное перестроение человека, который внимательнее прислушивается к голосу совести, чтобы исправить то, чему, возможно, он ранее не уделял должного внимания, и взрасти духовно.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда человек спрашивает: «С чего начать духовное восхождение? Ведь во мне так много грехов и пороков и “от юности моея мнози борют мя страсти”. Невозможно же объявить войну сразу всем порокам и всем грехам, которые тяготеют над нами!» — Да, это невозможно. Но попробуем для начала избрать из этого греховного множества хотя бы один порок, чтобы выйти на решительный бой с ним. Скажем себе: этот грех я постараюсь одолеть в себе за время Великого поста, будь то порок пустословия, осуждения или лжи. И какое же великое облегчение мы испытаем в душе, когда осознаем: мы сумели выстоять и победить грех, мы сделали то, что реально меняет нас самих и нашу жизнь к лучшему!

Последнее воскресенье перед Великим Постом (Прощенное Воскресенье)

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется “Сыропустом”, потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие (Мф. 6, 14-21) о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Потому это воскресенье принято называть “Прощенным Воскресеньем”, после которого и наступает Великий Пост (Св. Четыредесятница).

Пасха

В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами. Они кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня. В память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи. В это время начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Пасхи! Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь:

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Державная»

глас 4

Града Сионска взыскующе,/ под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,/ и никтоже возможет на ны,/ яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,/ и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Державная»

глас 8

Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой ее, именуемой «Державная»

О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветренная, нашедшая на страну нашу, в дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют.

Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас, православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечестивыя козни врагов наших видимых и невидимых, сокруши велеречивыя помышления их и запрети им, и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси, яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

***

Тропарь преставления святителя Арсения, епископа Тверского

глас 8

Благочестно пожив во святительстве,/ люди просветил еси учением твоим,/ и о храме Пречистыя вельми подвизався,/ и любитель монахов быв,/ сего ради от Христа паствы твоей венец приял еси./ Темже, яко апостольского престола наместника,/ и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне:/ от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими,/ святителю Христов Арсение отче наш.

Кондак святителя Арсения, епископа Тверского

глас 8

Восприемши радостно честныя твоя мощи пречистая церковь,/ в тоже честно вносимы множеством священномонахов и князи благоверными,/ и яже приемши, яко сокровище многоценное./ Темже и мы ныне, твоей ограды словесныя овцы,/ окрест раки твоея предстояще,/ любезно вопием ти:/ не забуди чад твоих, отче,/ ихже мудре собрал и возлюбил еси,/ яко да зовем ти:/ радуйся, святителю Арсение, пастырю и учителю наш.

Кондак святителя Григория

глас 8

Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Кондак священномученика Феодота

глас 3

Моря зловерие обличил еси,/ и идольскаго безбожия лесть верою правоверия уязвил еси/ и, всесожжение Божественное быв,/ чудодействием орошавши концы,/ отче святителю Феодоте, Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Кондак священномученика Феодота

глас 3

Моря зловерие обличил еси,/ и идольскаго безбожия лесть верою правоверия уязвил еси/ и, всесожжение Божественное быв,/ чудодействием орошаеши концы,/ отче святителю Феодоте, Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

О покаянии

Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?

Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого — необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.

Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие.

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров — видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы

А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.

Выдержки из писем игумена Никона (Воробьева)

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы — отпадшие от Бога и за то подгневные. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства — крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения — вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь — и внутреннюю, и внешнюю — во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

Смысл первой седмицы

Но не стоит увлекаться приготовлением постного стола, ведь смысл поста совсем не в этом. Главное – молитва и воздержание во всем. Это приводит к покаянию, чувствованию присутствия Божия, исправлению жизни. Некоторые постники в первую седмицу, самую строгую, едят лишь хлеб с водой. Протоиерей Андрей Ткачев призывает всех в пост почувствовать вкус хлеба и воды. Но делать это стоит лишь ради Христа. Пост – своеобразное мученичество, которое человек несет самопроизвольно.

Главная цель поста – в воздержании души от блудных помыслов, осуждения, «похоти очей, похоти плоти и гордости житейской» по словам апостола, т.е. отчуждение от духа мира сего (1 Иоанн, 2,16). Мы, христиане, должны в Великий пост стать не от мира сего, не такими, как неверующие люди. Должен быть виден контраст между православными постящимися и нецерковными людьми. И это не должно выражаться в надменности и гордости фарисейской. Мы должны стать как светлячки, как действительно «церкви Бога Живого» (2 Кор. 6,16).

Для достижения используются все цели: частое посещение храма, участие в Таинствах Церкви, продолжительные молитвы, чтение Библии, акафистов, канонов.

И итог этого поста – должен быть очищение души от грехов с
помощью покаяния, полное исправление жизни, приближение к Богу и соединение с
Ним духом. Что может быть прекраснее! И это – главная цель Великого поста и
первой седмицы в частности.

Все это нам нужно для спасения души и достойной встречи
самого важного праздника – Светлого Христова Воскресения

Великий Пост

Великий пост символизирует подвиг Иисуса Христа. Для спасения людей, Святой Дух направил Иисуса в пустыню. Там на протяжении сорока дней дьявол подвергал его различным искушениям. Христос устоял перед соблазнами дьявола. Сорок дней Иисус воздерживался не только от всевозможных утех, но и от еды и воды.

Великий пост каждый год начинается в разное время. Его начало зависит от того, в какой день в этом году будет празднование Пасхи.Великий пост – важнейший и самый древний из постов. Он символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Великий пост подводит православных людей к Страстной неделе (седмице). А далее, к Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению. Во время Великого Поста молитвой и покаянием, говением и исповедью, каждый из православных может испросить у Господа прощение своих грехов. А затем и причаститься.

Длительность Великого Поста

Продолжительность Великого Поста установленная Святыми Апостолами, составляет десятую часть года – Святую Четыредесятницу. Эту десятину года необходимо посвящать Богу, чтобы мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течение целого года.Таким образом Великий Пост – Святая Четыредесятница – есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу – на спасение своей души.

НА 6-М ЧАСЕ

Тропарь
пророчества, глас 1:

В нощи́ и во
дни припа́даем Тебе́, Го́споди, / пода́ти оставле́ние грехо́в душа́м на́шим,
/ да в ми́ре поклони́мся Тебе́, / и славосло́вим, Человеколю́бче.

Сла́ва, и ны́не: и повторяем
тойжде.

Прокимен, псалом 37, глас 4:
Го́споди, да не я́ростию
Твое́ю обличи́ши мене́, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́.
Стих: Я́ко
стре́лы Твоя́ унзо́ша во мне.

Проро́чества Иса́иина чте́ние.

Бысть
во дни Аха́за, сы́на Иоафа́мля, сы́на Ози́и, царя́ Иу́дина, взы́де Раси́н,
царь Ара́мль, и Факе́й, сын Ромели́ев, царь Изра́илев, на Иерусали́м
воева́ти на него́, и не возмого́ша разори́ти его́. И возвести́ся в дому́
Дави́дове, глаго́ля: совеща́ся Ара́м со Ефре́мом. И ужасе́ся душа́ его́ и
душа́ людей его́, я́коже в дубра́ве дре́во ве́тром восколе́блется. И рече́
Госпо́дь ко Иса́ии: изы́ди во сре́тение Аха́зу, ты и оста́вшийся Иасу́в, сын
твой, к купе́ли го́рняго пути́, села́ бели́льнича. И рече́ши ему́: блюди́
е́же молча́ти, и не бо́йся, ниже́ душа́ твоя́ да изнемо́жет о двою́ дре́ву
главе́нь дымя́щихся сих, егда́ бо гнев я́рости Моея́ бу́дет, па́ки исцелю́.
Сын же Ара́мль и сын Ромели́ев, я́ко совеща́ста сове́т лука́вый на тя,
глаго́люще: взы́дем во Иуде́ю, и собесе́довавше с ни́ми отврати́м я́ к нам,
и воцари́м в ней сы́на Тавеи́лева. Сия́ же глаго́лет Госпо́дь Савао́ф: не
пребу́дет сове́т сей, ниже́ сбу́дется. Но глава́ Ара́му Дама́ск, и глава́
Дама́ску Раси́н, но еще́ шестьдеся́т и пять лет, оскуде́ет ца́рство
Ефре́мово от люде́й. Глава́ же Ефре́мови Соморо́н, и глава́ Соморо́ну сын
Ромели́ев, и а́ще не уве́рите, ниже́ и́мате разуме́ти. И приложи́ Госпо́дь
глаго́лати ко Аха́зу, реки́й: проси́ себе́ зна́мения от Го́спода Бо́га
твоего́ во глубину́ или́ в высоту́. И рече́ Аха́з: не и́мам проси́ти, ниже́
искушу́ Го́спода. И рече́ Иса́ия: слы́шите у́бо до́ме Дави́дов, еда́ ма́ло
вам есть труд дая́ти челове́ком, и ка́ко даете́ Го́сподеви труд? Сего́ ра́ди
даст Госпо́дь Сам вам зна́мение.

Ис 7:1–14

Прокимен, псалом 38, Глас 6:
Услы́ши моли́тву мою́,
Го́споди, / и моле́ние мое́ внуши́. Стих:
Рех: сохраню́ пути́ моя́, е́же не согреша́ти ми язы́ком мои́м.

Великопостное Богослужение

Общую особенность великопостного Богослужения составляет продолжительность службы с уменьшением торжественности, а именно: песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего”…

Видео: Главная Молитва Великого Поста

Утром совершаются Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня.Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие.В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров.По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоуста, а в первые пять воскресений – Литургия Св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.

Великопостная родительская суббота

     Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

     В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

     Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.

     Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

     Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

     Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Полезные ссылки:Поминовение усопшихЦерковное поминовение в родительскую субботу

История возникновения поста

О посте узнали из евангельских рассказов Нового Завета. В одном из них идет речь о том, что Иисус Христос ушел в пустыню, где в уединении, молитве и голодании готовился к исполнению миссии, с которой пришел на землю. В течение сорока дней Дьявол искушал Христа голодом, гордыней и верой, но у него ничего не вышло.

Традиция поститься берет свое начало с I века, о чем свидетельствуют исторические документы. В сохранившейся до нашего времени переписке священнослужителей того времени, отчетливо проявляется конфликт относительно даты празднования Пасхи и длительности поста. Но уже в V веке появилось мнение, что апостольским установлением был именно сорокадневный пост перед Пасхой.

По мнению священнослужителей, Великий пост — время для переосмысления жизни и цели своего существования на земле. В это время человек должен бороться со своими страстями.

Воздержание состоит из двух периодов – Святой четыредесятницы, которая символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне, и Страстной недели. В седьмую неделю Великого поста вспоминают последние дни земной жизни Христа, его страдания, смерть и погребение.

Почему Великий пост продолжается 40 дней

Цифра «40» считается одной из самых важных во всех мировых религиях.

  • Моисей водил евреев 40 лет по пустыне, пока не привел их в Землю Обетованную.
  • Пророк Илия (его почитают и иудеи, и христиане, и мусульмане) 40 дней шел к горе Божией Хорив (гора Синай, на которой Бог дал Десять заповедей Моисею), чтобы просить Господа очистить мир от скверны и простить людям прегрешения их.
  • Христос постился в пустыне сорок дней. Сорок часов прошло между его смертью и Воскрешением.

Рецепты постных блюд простые и вкусные

Предлагаем вашему вниманию рецепты постных блюд, с которыми справится даже начинающий повар.

Блинчики постные

  • 500 мл сильногазированной минеральной воды;
  • 1 перемолотых в муку овсяных хлопьев;
  • 2 ст.л. сахара;
  • 1/3 ч.л. соли;
  • 3 ст.л. растительного масла.

Все сухие ингредиенты смешать в миске, добавить минералку и интенсивно перемешать. Влить растительное масло и выпекать блинчики на раскаленной сковороде. Такие блинчики получаются нежными и очень ароматными. Если хотите нафаршировать постной начинкой (рис с грибами), то делайте тонкие блинчики. Если Вам кушать с вареньем или желе, то потолще, как оладьи.

Суп гороховый

  • 3 литра воды;
  • 1 стакан гороха;
  • 2 средних моркови;
  • 2 луковицы;
  • 3 шт. среднего картофеля;
  • масло растительное.
  • специи, зелень, соль — по вкусу.

Варим овощной бульон из половины указанного количества лука, моркови с добавлением специй. Через 15 минут овощи и специи вылавливаем из бульона. Добавляем вымоченный горох, через 10 минут туда же нарезанный картофель, варим 10 минут. В это время пережариваем на сковороде оставшиеся лук с морковью до золотистого цвета. Перекладываем обжаренные овощи в суп, добавляем зелень и отключаем огонь. Быстро и вкусно. Можно в тарелку положить щепотку ржаных чесночных сухариков или свежую зелень.

Картофельные котлеты

  • картофель — 1 кг;
  • 1 ст.л. соли;
  • 1 луковица;
  • приправы по вкусу;
  • растительное масло.

Картофель отварить и растолочь в
пюре. Нарезанный лук обжарить на растительном масле, добавить специи по вкусу и
соединить с пюре. Вымешиваем картофельную массу и лепим из нее котлеты.
Обваливаем в муке и обжариваем с двух сторон в небольшом количестве масла.

О Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского

В первые четыре дня Великого пос та совершается повечерие, где звучит Великий покаянный канон преподобного Андрея (VII–VIII века). Особенность современного русского богослужения в том, что этот канон читается с самого начала службы. По уставу же канон должен читаться на третьей части повечерия (на Афоне этот порядок сохранён). На первой седмице он разбит на четыре части, а полностью читается на утрене четверга 5-й седмицы поста (Мариино стояние). Изначально — в Х–XIII веках — канон был привязан именно к 5-й седмице, но необязательно к четвергу. Название канона «Великим» и «покаянным» отражает главную тему и объём текста: в современной Триоди в каноне более 200 тропарей, не считая ирмосов, троичных и богородичных, причём канон имеет и редкую для канонов вторую песнь.

Великий канон — одно из лучших произведений византийской церковной поэзии. Он насыщен примерами и призывами к покаянию — большей частью через сравнение молящегося с библейскими праведниками и грешниками. В первых восьми песнях рассматриваются ветхозаветные образы от Адама до пророка Даниила согласно библейской хронологии. Приводя библейские примеры, преподобный Андрей раскрывает их исторический, прообразовательный и морально-аллегорический смыслы с одной целью — показать грешнику, в каком бедственном положении он находится, и обратить его к Богу. Для этого используются и новозаветные образы, они приведены, в основном, во второй половине 8-й и в 9-й песнях. Позже к канону добавили кондак «Душе моя, душе моя, восстани…» (автор — преподобный Роман Сладкопевец, VI век). После XI века в канон вставили тропари, посвящённые его составителю — преподобному Андрею Критскому — и преподобной Марии Египетской.

Память святителя Григория Паламы

     Каждая неделя Великого Поста несет в себе определенный смысл и значение.
Так, значение первой недели Великого поста — Торжества Православия заключался в том, что открыта была новая истина православной веры. И когда после этого первого воскресенья Великого поста мы вступили во вторую седмицу, мы уже шли новым путем.

     Каким же путем? Дело в том, что икона, изображающая Бога, как учили святые отцы, установившие иконопочитание, возможно, соединяется с некоторыми свойствами Божиими потому, что Сам Бог-Творец вписал в каждого человека Свой образ, Свою икону. Каждый человек носит в себе живой образ Божий. И цель устремления поста, устремления всех наших подвигов — покаянного, молитвенного, просьб наших — есть устремление к раскрытию в нас образа Божия, который вписан в нашу природу, в наше естество рукою Самого Бога-Творца. Легче стало дышать, лучше стало жить, мы чище становимся, видя, куда мы идем, и зачем мы идем, и о чем просим Бога.

     Вторая неделя, второе воскресенье Великого поста ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя: «А что же такое «образ Божий», вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?»

     А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый «Томос веры». И в нем святой говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе
Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи — он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

     Христос сказал, что Царство Божие также внутри нас. Вот, чтобы раскрыть его в себе, нужно послушаться Церкви, нужно принять материнское ее руководство, нужно отдать свои руки Матери-Церкви. И она, за эту руку тебя взявши, приведет непременно к счастью раскрытия в себе всего самого лучшего, самого святого, что может быть, — причастности Божеству.

     И вот теперь, когда будут теперь проходить перед нами образы святых, будем помнить, что они не только люди, которые были озарены умом, очищены сердцем, но что это люди, которые приняли Бога, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к чему признана вся тварь.

Особенности Богослужения

Первая седмица Великого поста насыщена Богослужениями. Они –
уникальны и необычайно красивы. Служба совершается по Постной Триоди с
добавлением Октоиха.

В понедельник, вторник и четверг утром читаются часы и
изобразительны. На часах читаются кафизмы, паремии и поются специальные
прокимны и стихи. Несколько раз читается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами.

В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Этот обычай идет с апостольских времен, когда христиане весь день проводили в молитве и посте и лишь вечером собирались на Литургию. Именно поэтому она начинается с вечерни. Но сейчас по неудобству она служится по утрам.

Это – очень красивая служба с особенными песнопениями и строгими распевами. Во время нее совершаются множественные земные поклоны, а также несколько раз читается молитва святого Ефрема Сирина. На Преждеосвященной Литургии не преосуществляются Святые Дары, а причащение происходит заранее запасенными Дарами. Поэтому детей не причащают за этой литургией, чтобы они не подавились или не выплюнули святыню.

В понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмицы читается во всех храмах канон святого Андрея Критского на повечерии. Это – покаянный великий канон, который наиболее полно передает настроение кающегося и настраивает на нужный лад. Это – красивое богослужение, на котором по возможности следует побывать каждому верующему. Верхний свет гасится, все стоят с зажженными свечами во время чтения канона. В субботу первой седмицы служится Литургия св.Иоанна Златоуста, а в воскресенье – литургия св. Василия Великого. Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. В этот день в крупных храмах служится чин Торжества Православия.

О первой неделе Великого поста

Державная икона Божией Матери

Державной иконы Пресвятой Богородицы является, наверное, одной из самых новых икон. Обретена в начале XX века, в день отречения государя императора Николая II. Евдокии Адриановой, обычной крестьянке, во сне было открыто, что существует образ Богородицы, через который будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Крестьянка слышала такие слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Когда женщина рассказала об этом настоятелю храма, он стал искать эту икону и обнаружил ее в подвале церкви. Когда образ очищали, на большой деревянной доске проступил лик Богородицы, сидящей на царском троне. Когда образ привели в порядок, обнаружили, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу (знаки царской власти), на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия. Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена в 1990 году.

Правильное питание на период Великого поста

Великий пост самый строгий по сравнению с другими постами, которые соблюдаются верующими в течение года. Хочется отметить следующее. У неподготовленных и с ослабленным здоровьем людей ограничения себя в еде, могут вызвать трудности. То же самое относится и к тем, кто занимается тяжелым физическим трудом, Поэтому нужно очень внимательно отнестись к вопросу соблюдения поста.

В богослужебном уставе есть описание трапез во время Великого поста:

  1. На период Великого поста нужно отказаться от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко, сливочное масло и т.д.).Первая и заключительная недели поста являются наиболее строгими.
  2. В понедельник первой недели и в пятницу последней недели (Страстная пятница) ничего не едят.
  3. Во вторник первой недели разрешено хлеб и воду.
  4. По понедельникам, средам и пятницам предусмотрено сыроедение. Пищу употребляют только единожды в сутки в вечернее время. Она должна быть холодной и без растительного масла.
  5. По вторникам и четвергам разрешено прием горячей пищи, но в ней не должно быть масла. Прием пищи также однократно в сутки по вечерам.
  6. По субботам и воскресеньем можно есть горячую пищу с добавлением масла и пить вино. Исключением является суббота в первую неделю. Употребление пищи такое же, как и в предыдущие дни первой недели. А в воскресенье шестой недели, которое называют Вербным воскресеньем, разрешена рыба.
  7. Также послабление в еде допускается, если на период Великого поста попадают праздники великих святых. В эти дни разрешена горячая пища с добавлением растительного масла и вино.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector