Алексей вронский: история жизни и характеристика персонажа
Содержание:
- В настоящее время
- Анна Каренина в фильмах
- Основные проблемы
- Расставание
- • История написания романа «Анна Каренина»
- История создания персонажа
- 2000-е
- Фильмография
- Роман с Анной Карениной
- История создания
- История создания
- История создания
- Критика
- «Анна Каренина»
- 2017 год, Россия: «Анна Каренина. История Вронского» (сериал, реж. Карен Шахназаров)
- Художественное своеобразие романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
- О произведении
- Константин Лёвин в фильмах
В настоящее время
Питер Вронский способствовал признанию серийного убийцы Ричарда Коттингема в апреле 2021 года в нераскрытом 47-летнем нераскрытом двойном похищении, изнасиловании и убийстве подростков Лорейн Мари Келли и Мэри Энн Прайор в Монтвейле, штат Нью-Джерси. Это признание увеличило общее число жертв, приписываемых Коттингему, до одиннадцати. Вронский в настоящее время пишет « Американский ликантроп: жизнь и преступления серийного убийцы Ричарда Коттингема», «Убийцы торса на Таймс-сквер» и «Убийцы девочек из Нью-Джерси» на основе серии тюремных интервью, которые он проводит с печально известным серийным убийцей Ричардом Коттингемом . В январе 2020 года Вронский сообщил, что Коттингем, который с 1980 года находится в тюрьме штата Трентон за шесть убийств, совершенных в период с 1967 по 1980 год , недавно признался еще в трех нераскрытых убийствах школьниц в Нью-Джерси в 1968-1969 годах.
В настоящее время Вронский читает лекции на историческом факультете Университета Райерсона по международным отношениям, гражданской войне в США, Третьему рейху, шпионажу и истории терроризма. В 2017 году он был выбран резидентом Публичной библиотеки Торонто .
Петр Вронский свободно говорит на английском, русском и итальянском языках и проживает в Торонто, Канада, и Венеции, Италия.
Анна Каренина в фильмах
Представители киноиндустрии первый раз экранизировали этот шедевр мировой литературы в 1910 году, и на сегодняшний день список картин, в основе сюжета которых лежит история любви замужней дамы Анны Карениной и бравого офицера Алексея Вронского, исчисляется десятками (включая немые ленты).
Первой актрисой, сыгравшей роль Анны Карениной, была Сорочтина. Эта артистка сыграла в немой ленте, увидевшей свет в далеком 1911 году. Картина была разделена на две части, хронометраж которых составлял 15 минут. К сожалению, экранизация, снятая приглашенным в Россию французским режиссером Морисом Метром, была утеряна.
Кира Найтли в роли Анны Карениной
Представителей киноиндустрии из Штатов шедевр мировой литературы также заинтересовал, и в 1915 году первой американской Карениной стала актриса Бетти Нансен. Затем последовали еще три европейские экранизации произведения: 1917 год — Италия, роль Анны сыграла Фабиан Фабре; 1918 — Венгрия, роль Карениной досталась Ирен Варшаньи; 1919 — Германия, в Анну перевоплотилась Лиа Мара.
Режиссер Эдмунд Гулдинг в 1927 году стал последним, кто выпустил в свет немое кино, в основе сюжета которого лежало произведение Льва Толстого. Его лента называлась «Любовь», а роль главных героев исполнили Грета Гарбо и Джон Гилберт.
Александр Зархи в 1967 году показал миру Каренину в цвете. Во время создания киноленты режиссеру советовали взять на роль главной героини признанных красавиц советского кинематографа. В итоге Александр остановил свой выбор на Татьяне Самойловой, которая благодаря колоритной внешности добавила персонажу Толстого загадочности. Примечательно, что роль Вронского в картине досталась бывшему мужу Самойловой — актеру Василию Лановому.
Лиза Боярская в роли Анны Карениной
В 1974 году свет увидели сразу две «Анны Каренины». Первая — итальянский сериал с Леа Массари в роли Анны, запомнившийся зрителю только костюмами персонажей, которые создал небезызвестный дизайнер Пьер Карден. Вторую ленту — мюзикл с балериной Майей Плисецкой в образе Карениной — сняли в СССР.
Затем интерес к роману значительно упал. В период с 1977 по 1997 год в образе Карениной побывали только три актрисы: Никола Паже, Жаклин Биссет и Софи Марсо. Экранным любовником Биссет стал актер, известный киноманам по роли Супермена, — Кристофер Рив, — а компанию Софи Марсо составила будущая звезда «Властелина колец» и «Игры престолов» — Шон Бин.
2012-й ознаменовался выходом в свет голливудской экранизации режиссера Джо Райта с Кирой Найтли и Аароном Тейлором-Джонсоном в главных ролях. Через пять лет (в апреле 2017-го) Карен Шахназаров представил зрителям свое видение романа — сериал «Анна Каренина» с Елизаветой Боярской, Виталием Кищенко и Максимом Матвеевым в главных ролях.
Актрисы, игравшие Анну Каренину
В 2017 году режиссер Карен Шахназаров выпустил фильм «Анна Каренина. История Вронского», позже также вышла его телеверсия из 8-ми серий. Образ главной героини в нем воплотила Лиза Боярская. События разворачиваются 30 лет спустя после гибели Анны: постаревший Вронский рассказывает ее сыну Сергею о былом романе.
Основные проблемы
Главными прослеживающимися проблемами романа являются:
- Измена — в романе она воспринимается преступлением против всего святого, что есть у человека, в том числе семьи.
- Равнодушие многие персонажи равнодушно относятся к окружающим их проблемам, поскольку придерживаются этикета и не дают воли нахлынувшим чувствам. Так, из-за равнодушия главная героиня решается на измену, а из-за непонимания любовника на смерть.
- Зависимость от общественного мнения проблема была еще поставлена в грибоедовской комедии. Толстой развивает ее и создает более драматичную ситуацию, когда из-за этой зависимости погибают люди.
- Зависть и ложь проблема прослеживается на протяжении всего романа, поскольку каждый герой лжет и завидует другому. Так, Анна лжет мужу и завидует счастью героев из книг, Китти завидует Карениной и намеренно утаивает истинные негативные чувства к ней, Стив постоянно лжет жене о своих похождениях и завидует супругу Анны, поскольку он занимает более престижное место, чем он сам.
- Одиночество каждый герой произведения по-своему одинок. Некоторые от непонимания и одиночества сходят с ума и становятся безразличными к другим. Каренина, будучи одинокой и несчастной женщиной, даже бросается под поезд, лишь бы избавиться от душевной тоски и мук.
- Счастье и любовь к жизни — этих качеств не хватает многим героям произведения. К примеру, Анна на протяжении всего романа не желает жить вообще. Она несчастлива и не скрывает этого.
- Смысл жизни его пытаются понять все герои, каждый по-своему. Особенно отчетливо подобные мысли прослеживаются у Левина. Он пытается обрести себя и рассуждает на эту философскую тему.
- Эгоизм герои безразличны к судьбам других и являются абсолютными эгоистами. Анна уходит к любовнику и оставляет сына, а потом уходит из жизни и бросает двоих детей на произвол судьбы. Стив мечется от одной женщины к другой и забывает о детях и жене. Каренин эгоистично поступает, делая все для своего блага и забывая о жене.
- Положение женщины в обществе в описываемом автором обществе представительница слабого пола понимается как существо, не имеющее права. Она стоит ниже мужчины и не имеет права даже развестись без воли супруга.
- Лицемерие представители высшего общества, подобно представителям современности, не скрывают своего лицемерия по отношению друг к другу. Пример: невестка Анны лицемерно улыбается ей, но избегает встреч, когда она начинает изменять мужу.
Расставание
Образ Анны Карениной противоречив. Подтверждение этому заключено в ее жизни вне брака. По понятиям героини, счастье может быть возможным только тогда, когда строго исполняются законы. Она попыталась начать новую жизнь. При этом основой послужило несчастье людей, близких для нее. Анна чувствует себя преступницей. В то же время от Каренина исходит великодушие. Он готов все простить жене и сохранить брак. Однако эта высокая нравственность мужа вызывает у Анны только ненависть.
Устами жены автор сравнивает Каренина со злой и бездушной машиной. Все свои чувства сверяет с нормами закона, который установлен церковью и государством. Несомненно, он страдает от того, что ему изменила жена. Однако делает это своеобразно. Ему хочется просто стряхнуть с себя «грязь», которой его «забрызгала» Анна, и спокойно продолжать свой В основе его чувств лежат не сердечные переживания, а холодный ум. Рациональность Каренина позволяет ему найти путь жестокого наказания для Анны. Он разлучает ее с сыном. Героиня оказывается перед выбором. И она уходит к Вронскому. Однако этот путь оказался для нее гибельным. Он привел ее к пропасти, и этим можно объяснить тот факт, что Анна Каренина бросилась под поезд.
• История написания романа «Анна Каренина»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — с этой фразы начинается известное произведение Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Сегодня этот роман занимает видное место в золотом фонде мировой литературы, а ведь автору его создание далось совсем нелегко. Он планировал написать книгу всего за две недели, в итоге на нее ушло четыре года. В сердцах писатель восклицал: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька!»
Лев Николаевич Толстой за работой.
По мнению литературоведов, идея создания романа «Анна Каренина» родилась у Толстого после прочтения одного из сочинений А. С. Пушкина. Когда Льва Николаевича мелькнула перед глазами фраза «Гости собирались на дачу…», воображение тут же стало рисовать сюжет. Как отмечал сам писатель: «Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман, который я нынче кончил начерно, роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен и который будет готов, если бог даст здоровья, через две недели».
Рукопись Льва Толстого.
Однако так быстро Толстому написать «Анну Каренину» не удалось. Из семейно-бытового роман перерос в социально-психологический. Толстой приступил к работе в 1873 году. Когда несколько глав произведения были готовы, писатель их отнес в издание «Русский вестник». Теперь ему нужно было успевать к выходу каждого номера писать продолжение романа.
Современники вспоминали, как тяжело приходилось Толстому. Часто он с вдохновением принимался за работу, а бывало и так, что писатель кричал: «Моя Анна надоела мне, как горькая редька», «Невыносимо противно», «Боже мой, если бы кто-нибудь за меня кончил «Анну Каренину!» Только через четыре года роман был готов.
Кадр из к/ф «Анна Каренина» (1914).
Лев Николаевич Толстой хотел было уже вздохнуть с облегчением, но редактору «Русского вестника» Михаилу Каткову не понравился эпилог, и он его не допустил к печати. Вместо эпилога в журнале появилась заметка:
«В предыдущей книжке под романом «Анна Каренина» выставлено «Окончание следует». Но со смертью героини, собственно, роман кончился. По плану автора следовал бы еще небольшой эпилог листа в два, из коего читатели могли бы узнать, что Вронский в смущении и горе после смерти Анны отправляется добровольцем в Сербию и что все прочие живы и здоровы, а Левин остается в своей деревне и сердится на славянские комитеты и на добровольцев. Автор, быть может, разовьет эти главы к особому изданию своего романа».
Льва Николаевича Толстого не раз укоряли в том, что смерть главной героини оказалась слишком жестокой. На это писатель ответил довольно мудро:
«Однажды Пушкин сказал своему приятелю: «Представь, какую штуку выкинула моя Татьяна. Она вышла замуж. Этого я от неё не ожидал». То же я могу сказать про Анну. Мои герои делают то, что они должны делать в действительной жизни, а не то, что мне хочется».
Портрет М. А. Гартунг, дочери А. С. Пушкина. Е. Устинов
О том, кто стал прототипом главной героини, литературоведы гадают до сих пор. Описывая внешность Анны Карениной, Толстой представлял себе дочь Александра Сергеевича Пушкина: «Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу».
Кадр из к/ф «Анна Каренина» (1967).
Толстому была известна семейная драма его близких знакомых, в которой жена подала на развод и второй раз вышла замуж. Это было неслыханным резонансом по тем временам.
Примерно за год до начала работы над романом недалеко от Ясной Поляны бросилась под поезд некая Анна Степановна Пирогова, покинутая любовником. Изуродованный труп произвел на Толстого сильное впечатление.
Снимок Льва Николаевича Толстого за работой.
Каждый номер «Русского вестника» тысячи читателей ждали с нетерпением, однако современные критики написали на «Анну Каренину» десятки гневных рецензий. Николай Некрасов даже прислал Толстому хлесткую эпиграмму:
Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать».
Нравится? Жми:
История создания персонажа
Лев Толстой создал целую серию религиозно-философских работ, где подверг критике сложившиеся устои государства и общества. Сюда входят такие произведения, как «Царство божие внутри вас», «Исповедь».
Взгляды русского классика опирались на идею о противоборстве в человеке духовного и плотского. Размышляя над такими вопросами, писатель выразил свое отношение к жизни через Константина Лёвина.
В 1873 году Лев Николаевич приступил к работе над книгой. Спустя 2 года была напечатана 1-я часть в «Русском вестнике». В 1878-м произведение было опубликовано полностью.
Сам Толстой сравнивал книгу с «Войной и миром». Здесь нет места великим историческим событиям, однако в «Анне Карениной» удалось продемонстрировать упорядоченную действительность и «раздробленный мир», где поиски добра не всегда успешны.
Константин Левин и Кити Щербацкая
Читатели нашли в персонажах и их мыслях темы, которые близки каждому. Лев Николаевич, по словам Федора Михайловича Достоевского, подарил читателям «психологическую разработку души человеческой».
В героя Лёвина создатель вложил ряд автобиографических черт. Константин, прообразом которого выступил сам Лев Толстой, часто задумывается о смысле жизни, вере, нравственном здоровье. Можно заметить сходство между писателем и персонажем на уровне имени и фамилии: «Лев – Лёвин». К тому же есть нечто близкое и во внешности. По описанию автора, это «широкоплечий человек с курчавой бородой».
Но назвать Толстого прототипом нельзя. Скорее, его герой стал художественным образом, в котором создатель «Войны и мира» обобщил мучающие его проблемы.
Несмотря на то что Константин был второстепенным действующим лицом в романе и его литературная «жизнь» лишена ярких сюжетных поворотов, душевные искания столь же важны, как и события внешнего мира.
2000-е
Вронски был начальником бюро Queens Park / Toronto в E-Press , первой канадской службе потоковой передачи новостей, в 2000 г. и специалистом по широкополосному контенту в Canada-Invest.com , службе потоковой передачи финансовых новостей, в 2000–2001 гг. Он был оператором-постановщиком полнометражных музыкальных документальных фильмов « Жизнь могла быть мечтой» (Bravo Television, 2002) и « Я улетаю домой» (Bravo Television, 2004). Он является автором двух книг по истории преступлений: « Серийные убийцы: метод и безумие монстров» (Berkley-Penguin Books, 2004) и « Серийные убийцы-женщины : как и почему женщины становятся монстрами» (Berkley-Penguin Books, 2007). Вронский вернулся в Университет Торонто в качестве студента дневного отделения с 2003 по 2010 год, получив следующие степени:
- Университет Торонто, Тринити-колледж, бакалавр с отличием, 2003 г.
- Университет Торонто, аспирантура, магистр истории, 2004 г.
- Университет Торонто, аспирантура, доктор философии. (История), 2010.
В 2015 году Лия Макларен в газете The Globe and Mail сообщила о странном исчезновении в Камбодже Дэйва Уокера , друга Вронского. По словам Макларена, Вронский упорно трудился, чтобы определить, что случилось с Уокером, когда канадское правительство, казалось, хотело, чтобы его история была забыта. Уокер сказал Вронскому, что он работал советником Канадской службы безопасности и разведки (CSIS), выявляя преступников, совершающих геноцид, красных кхмеров, проникавших в Канаду среди законных беженцев из Камбоджи в 1980-х и 1990-х годах. Вронский подозревал, что это могло сыграть роль в его смерти в Камбодже.
Фильмография
- 1912 — «Анна Каренина» (Франция)
- 1914 — «Анна Каренина» (Российская империя)
- 1915 — «Анна Каренина» (США)
- 1917 — «Анна Каренина» (Италия)
- 1927 — «Любовь» (США)
- 1934 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Рита Уотерхаус)
- 1948 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Вивьен Ли)
- 1953 — «Анна Каренина» (телеспектакль, в роли Анны — Алла Тарасова)
- 1958 — «Запрещенная любовь» (в роли Анны — Зулли Морено)
- 1961 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Клэр Блум)
- 1970 — «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны — Маргарита Бальбоа)
- 1974 — «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны — Леа Массари)
- 1975 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Мария Силва)
- 1985 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Жаклин Биссет)
- 1995 — «Большой огонь» (мини-сериал, в роли Анны — Кэрол Альт)
- 1997 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Софи Марсо)
- 2000 — «Анна Каренина» (телесериал, в роли Анны — Хелен Маккрори)
- 2009 — «Анна Каренина» (сериал, в роли Анны — Татьяна Друбич)
- 2012 — «Анна Каренина» (в роли Анны — Кира Найтли)
- 2017 — «Анна Каренина. История Вронского» (в роли Анны — Елизавета Боярская)
Роман с Анной Карениной
Судьба успешного офицера кардинально изменилась, когда он встретил Анну Каренину. Герой воспылал страстью к замужней девушке. Он приложил немало усилий, чтобы добиться её расположения. Вронский преследовал Анну повсюду и тысячу раз объяснялся ей в любви. В результате молодая женщина не выдержала натиска и ответила ему взаимностью.
Они стали любовниками, но Алексей Каренин (муж Анны) вскоре узнал об их встречах. Ради любви к Анне герой пожертвовал карьерой. Чтобы быть с ней, он отказался от повышения по службе, а потом ушёл в отставку в звании полковника. Через некоторое время у Анны Карениной и Вронского родилась дочь.
В начале отношений герой чувствовал себя счастливым, но позже его чувства поутихли. Ревность Анны раздражала его. Он стал отдаляться от Карениной и вернулся к привычной светской жизни:
В итоге Анна не выдержала холодности возлюбленного и покончила жизнь самоубийством, бросившись под поезд. После её смерти Вронский ещё долго не мог прийти в себя. Молодой человек чувствовал свою вину перед девушкой и раскаивался:
Мать Вронского считала, что Анна убила не только себя, но и её сына. После трагедии Вронский отдал дочь на воспитание Алексею Каренину. Спустя время он пожалел об этом поступке, но был не вправе вернуть всё обратно. Он потерял смысл жизни и отправился воевать в Сербию.
История создания
Роман «Анна Каренина» (1873–1877) частями публиковался в журнале «Русский вестник» и имел невероятный успех у читателей, которые каждый раз с нетерпением ждали продолжения.
Журнал «Русский вестник» с первой публикацией «Анны Карениной»
Существуют несколько вариантов объяснений того, как у Толстого возник замысел «Анны Карениной». Три самых известных следующие. Первый — это намерение написать книгу о женщине «из высшего общества, но потерявшей себя». Второй — это импульс, полученный Толстым после прочтения незавершенных текстов Александра Пушкина «Гости съезжались на дачу» и «На углу маленькой площади». В отрывке «Гости съезжались на дачу» рассказывается о светской замужней даме Зинаиде Вольской, которая любит одного молодого человека и хочет разорвать отношения со своим мужем. И третий вариант: это рассказ писателя о своем сне, в котором ему привиделся образ красивой женщины-аристократки в бальном платье.
История создания
Роман «Анна Каренина» (1873–1877) частями публиковался в журнале «Русский вестник» и имел невероятный успех у читателей, которые каждый раз с нетерпением ждали продолжения.
Журнал «Русский вестник» с первой публикацией «Анны Карениной»
Существуют несколько вариантов объяснений того, как у Толстого возник замысел «Анны Карениной». Три самых известных следующие. Первый — это намерение написать книгу о женщине «из высшего общества, но потерявшей себя». Второй — это импульс, полученный Толстым после прочтения незавершенных текстов Александра Пушкина «Гости съезжались на дачу» и «На углу маленькой площади». В отрывке «Гости съезжались на дачу» рассказывается о светской замужней даме Зинаиде Вольской, которая любит одного молодого человека и хочет разорвать отношения со своим мужем. И третий вариант: это рассказ писателя о своем сне, в котором ему привиделся образ красивой женщины-аристократки в бальном платье.
История создания
Сюжет романа сложен, как и характеристики его действующих лиц. Автор подарил каждому образу детальное описание и множество мотиваций для каждого поступка персонажей. Психологическая нестабильность героев, их душевные терзания провоцируют неожиданные поступки.
Писатель Лев Толстой
Консервативный Толстой, проповедующий нравственность и мораль, отстраненно рассуждает о своих героях, стараясь соблюдать объективность и быть снисходительным. Он описывает каждого героя, очерчивая его положительные и отрицательные стороны, делая образ объемным и реалистичным.
Развитие героев происходит на протяжении всего действия романа. Особенно четко оно прослеживается у таких персонажей, как Кити, Левин и Вронский. Последний описан автором придирчиво и скрупулезно. Изменение героя прослеживается с первых страниц до финала произведения. Меняется не только душевный склад мужчины, но и его внешность.
Книга Толстого «Анна Каренина»
В начале произведения Вронский – молодой человек, плотно сложенный, здоровый, румяный, пышущий азартом юных лет. Он – щеголь в нарядной одежде, демонстрирующий лихость и подтянутость каждой деталью гардероба и внешнего облика. В дальнейшем герой серьезно меняется внешне от переживаний, стрессов и неопределенности. Ответственность, которую он добровольно принимает на себя, стирает с него обольстительные черты. Описание внешности в этом плане становится символичным и значимым.
Внезапно на его лице появляется бородка, голову увенчивает лысина, которую герой старательно покрывает зачесываемыми волосами. Наряды Вронского пропадают, как и привычные ранее выходы в свет. Бремя связи с Карениной из легкой интрижки переросло в тяжкий груз, психологически неподъемный и обременительный.
Вронский и Каренина – арт
Не готовый к подобным жизненным перипетиям, в конце романа Вронский предстает отчаявшимся мужчиной, быстро постаревшим и ничего не ожидающим от будущего. Его душа полна страданий, не осталось и тени легкомысленности и оптимизма, присущих молодому щеголю, легко соблазняющему любую светскую даму.
Описывая действующих лиц, автор использует излюбленные им приемы повествования. Классифицируя героев и проводя между ними параллели, Толстой создает специфичные многоугольники, в которых пересекается сравнение главных и второстепенных персонажей. Так, писатель проводит параллели между Карениной и Кити. Анна сравнивается и с княжной Тверской. Вронский, в свою очередь, сравнивается с Карениным. Автор даже наделяет героев одинаковыми именами, как бы сопоставляя двух избранников главной героини.
Иллюстрация к книге «Анна Каренина»
Вронский проигрывает мужу Анны и Левину, который в числе второстепенных персонажей тоже может составить ему конкуренцию по моральным качествам и жизненным достижениям. Поверхностный светский щеголь, не отличающийся талантами или интеллектом, Вронский предстает посредственным мужчиной. При его энергии и амбициях он остается не у дел, ничего не достигнув в карьере, неудачно строя семейную жизнь и потеряв лицо в обществе.
При этом любое дело спорится в руках Вронского, что говорит о том, что он отнюдь не бездарен. Алексей неплохо рисует и даже был отмечен в Италии. Находясь в собственном поместье, он умело руководит им, налаживая быт и проводя реформы.
Ни одно дело не доведено героем до конца лишь по одной причине – ему не хватает глубины. Он смело бросается в пучину начинаний и ничего не доводит до конца, будь то любовь, служба или творческая самореализация. Автор обвиняет Вронского только в этом.
Анна Каренина и Вронский
В остальном Толстой позволяет читателю судить Алексея, хотя и намекает на то, что в самоубийстве Анны виноват Вронский. Глубина души его возлюбленной так и осталась недоступной для поверхностного молодого человека. В сравнении с Карениным Вронскому не хватало внимательности, понимания и интереса к личности женщины. При этом, влюбленный и искренний, Алексей пожертвовал всем, что имел, чтобы быть рядом с Анной.
После смерти Анны Карениной дочь Вронского, которая получила фамилию матери, осталась жить с Алексеем Карениным. Вронский не претендовал на ее воспитание, понимая, что не сможет дать ей того, что необходимо. Дети Анны содержались Карениным, которому удалось смириться с произошедшим.
Критика
Далеко не весь литературный мир радушно принял новый роман Толстого. Достоинства «Анны Карениной» подчеркивал в своих отзывал лишь Достоевский. За это сочинение он удостоил писателя звания «бог искусства». Другие же критики, например, Салтыков-Щедрин, называли творение Л.Н салонным великосветским романом. Возникали разночтения и на почве существовавших в то время идеологических течений: славянофилам роман был гораздо ближе, нежели западникам.
Существовали и претензии к тексту. Так А.В. Станкевич обвинял автора в нецелостности композиции и несоответствии жанру романа.
Сегодня «Анна Каренина» занимает особое место в мировой литературе, но споры о структуре произведения, характерах главных героев существуют до сих пор.
«Анна Каренина»
Алексей был воспитанником Пажеского корпуса. Его отец рано погиб, а мать не внушала юноше уважения из-за легкомысленных порочных связей, хотя относился он к ней вполне почтительно. Вронский служил Отечеству и располагал званием флигель-адъютанта. Сослуживцы считали его честным человеком, романтиком и добряком. Благородство и амбициозность прекрасно уживались в натуре героя, хотя шаблонное мышление портило возможные перспективы Вронского.
Алексей Вронский и Каренина
Как представитель молодежи той эпохи, Алексей считал семейную верность и преданность устаревшими ценностями. Он пренебрегал представителями низших сословий и был способен на неприглядные поступки в порыве азарта и горячности. Интрига с Кити раскрывает эти характеристики героя. Он не интересовался девушкой, а лишь играл ею.
Первая встреча с Карениной спровоцировала Вронского сосредоточить все свои силы и способности на том, чтобы привлечь ее внимание. Несмотря на юный возраст, он начал преследовать замужнюю женщину, добиваясь взаимности
Каждая встреча героев, сопровождаемая гибелью вокзального рабочего или метелью, становится отголоском приближающейся трагедии.
Получив желаемое, Вронский успокаивается, но не знает, как обращаться с доставшейся ему женщиной с необъятным духовным миром. Семейная жизнь, сопровождающаяся скандалами ревнующей Анны, претит его восприятию мира. Вронский верил в легкость совместного существования, возможность выход в свет, забывая о мрачных взглядах общества, чтущего традиции.
Иллюстрация к книге «Анна Каренина»
Попранная репутация Анны не была чем-то весомым в его глазах. Поэтому Вронский продолжал заниматься карьерой, участвовал в дворянских выборах, проводил реформы в имении, отстаивая собственную независимость.
Мучения Анны, страдающей от потери социального статуса, укоряемой в измене и предательстве сына, были недоступны ветреному Вронскому. Он испытывал к возлюбленной жалость, пытался утешить ее, не понимая всей трагичности ее положения и существования в новых условиях жизни. Это стало главной причиной отдаления. Пылкие чувства быстро угасли. Связь поддерживалась лишь высокой степенью ответственности, которую герои добровольно приняли. Раздражение Вронского росло, и он стал отчуждаться от Анны.
Самоубийство Карениной стало шоком для Вронского и одновременно освобождением от тяжкого бремени. Все, что составляло иллюзорный мир, в котором существовал Вронский, рухнуло в один момент. Единственным выходом из сложившейся ситуации стало отправление в Сирию в статусе добровольца.
2017 год, Россия: «Анна Каренина. История Вронского» (сериал, реж. Карен Шахназаров)
Сериал Карена Шахназарова построен хитрым образом. Режиссер переплел сразу несколько художественных произведений: не только «Анну Каренину», но и тексты Викентия Вересаева о японской войне. В итоге получается необычный сюжет. Выросший сын Анны Карениной идет на русско-японскую войну, работает врачом и встречает там Вронского. Уже большой Сережа пристает к нему с расспросами, как его мама дошла до жизни такой, а Вронский с удовольствием восемь серий рассказывает ему флешбэк. Изредка их прерывают мелкие события русско-японской войны, герои по-житейски вздыхают и опять отправляются в прошлое.
Художественное своеобразие романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Важно читать внимательно, Лев Толстой даёт подсказки, где стоит наполнить смысл произведения своим пониманием жизни. Не зря в романе много художественных «пустот»
Автор пишет: «Она посмотрела тем особенным взглядом, каким женщины в её положении смотрят на молодых, красивых мужчин».
О каком «особенном взгляде» идёт речь? Читатель сопоставит это словосочетание со своим жизненным опытом. Таких моментов в романе много.
Жизненный опыт читателя заполняет художественные пустоты. Возможно, это послужило причиной многочисленных экранизаций романа, их было более двадцати. Режиссеров по-особенному привлекает произведение, они насыщают его своим смыслом.
В книгах, в отличие от фильмов, остаётся пространство для внутреннего диалога читателя. С первой фразы Толстой заставляет задуматься:
Я опросил разных людей, и почти все они цитировали её неправильно (см. рис. 2).
Рис. 2. Неверное изложение фразы Л.Н. Толстого
Важно, что семьи обладают счастьем и поэтому похожи
. А счастье не может быть одинаковым, у каждого человека свои причины быть счастливым.
Уже первая фраза звучит как теорема, которую впоследствии автор доказывает.
О произведении
«В романе Толстой ставит множество острых нравственных проблем. Например, имеет ли право человек строить свое счастье ценой несчастья другого человека и в чем вообще заключается это счастье. Герои не однозначны, а сложны и противоречивы. Да, Анна виновата, но наделена многими лучшими человеческими качествами: добротой, даром понимания, сочувствия и открытости людям. Как замечал Федор Достоевский, в этом романе показано, что «законы духа человеческого столь еще неизвестны… сколь таинственны, что нет и не может быть судей окончательных, а есть Тот, Который говорит: “Мне отмщение, и Аз воздам”. Ему одному известна вся тайна мира сего и окончательная судьба человека».
Константин Лёвин в фильмах
Лев Николаевич Толстой хотел, чтобы его произведение не теряло актуальности. Вопросы, затронутые в сюжете, действительно «вне времени». Неудивительно, что и сейчас «Анна Каренина» остается популярной книгой.
Сегодня насчитывают более 30 экранизаций романа. Фильмы по мотивам истории о трагической любви снимали и в СССР, и за рубежом.
Наибольшей известностью пользуется кинолента 1967 года режиссера Александра Зархи. Главные роли сыграли Татьяна Самойлова (Анна Каренина) и Василий Лановой (Алексей Вронский). Интересный факт: актеры на момент начала съемок были бывшими супругами. Образ Константина Лёвина воплотил Борис Голдаев, для которого эта работа стала второй в карьере.
Альфред Молина в роли Константина Лёвина / кадр из фильма «Анна Каренина» (1997)
К сюжету неоднократно обращались и западные киностудии. Критики положительно оценили картину 2012 года с Кирой Найтли в главной роли. Конечно, этот фильм нельзя назвать экранизацией. Согласно цитате из журнала «Профиль», работа Джо Райта — это зарисовка по мотивам произведения. Роль примерного семьянина здесь сыграл ирландский актер Донал Глисон.
Сергей Соловьев представил в 2009 году мини-сериал, состоящий из 5 серий. Амплуа помещика, крепкого русского дворянина, приближенного к народу, продемонстрировал талантливый актер Сергей Гармаш.